Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Административно полицейское право 19 век

Административно полицейское право 19 век

Административно полицейское право 19 век

Бесплатная консультация по телефону: Москва Горячая линия Содержание Административное (полицейское) законодательство России ХУШ-первой половины XIX веков и реформы Александра І в области государственного управления. Время зарождения и развития науки полицейского права в России -первая половина XIX века.

Несколько факторов более всего способствовали ее возникновению именно в этот период русской истории.Во-первых, в России в течение первой половины XVII-XVIII веков появились нормативные акты, содержащие нормы полицейского (административного) права. В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче издается первый полицейский устав «Наказ о градском благочинии», который в основном состоял из правовых норм, охранявших об-щественный порядок в Москве .

Полицейские учреждения по модели западноевропейских создаются в России Петром I и в продолжение всего XVIII века постепенно охватывают все города страны.Главную функцию полиции Петр I определял как фикцию по поддержанию «благочиния», которое состояло в надзоре за «гражданским порядком».Административное право в большинстве стран определяется как отрасль права (совокупность норм), регулирующих административную деятельность государства, т.е. государственно-управленческую деятельность.Первоначально эти нормы объединялись понятием «полицейское право» (от греческого «полис» – город). Для полицейского права было характерно закрепление прав государства и установление соответствующих им обязанностей (предписаний) граждан.То есть полицейское право формировалось как право для администрации.Напомню, что первоначально наука административного права развивалась как административная наука, камералистика, наука государственного управления.

В 18 веке камералистика стала развиваться, ее предмет расширился, а теоретические основы углубились. В университетах Европы были созданы кафедры камералистики, а со второй половины 19 века камералистика стала преподаваться и в университетах России.В первой четверти XVIII в.интенсивно развивалось административно-полицейское право, которое оформляется в качестве самостоятельной отрасли и позднее получает официальное название полицейского права.Законотворчество и правоприменение в области административных (полицейских) правоотношений частично рассматривалось при характеристики политического режима, правового статуса населения, а также органов управления, регулярной полиции.

«Пункты генерал-полицмейстеру» 1718 г., инструкции московской полиции 1722 г., «Регламент или устав Главного магистрата» 1721 г.были, по сути, административными кодексами. В них регулировались организация управления, воздействие государства на проживающих, правила поведения в городах, определялись санкции за правонарушения.

Эти крупные законы дополнялись и конкретизировались многочисленными законодательными и подзаконными актами.В законодательных актах и вГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС О.И.

Бекетов*, В. И. Сургутсков** Полицейское право России: прошлое, настоящее и будущее Аннотация: в статье рассмотрены проблемы современного понимания и роли полицейского права как подотрасли российского административного права.прошлого столетия, а становление полицейского права пришлось на вторую половину ХХ века.

Сделан вывод о том, что в настоящее время сложились необходимые предпосылки и делаются первые шаги в исследовании проблемы становления и развития полицейского права, его предмета, метода, системы, источников, места в правовой системе России.

  • Административно-правовое обеспечение единого экономического пространства
  • «Автотехника» от фонаря
  • «Болонская система» в российском образовании
  • «Годовая» служба в России XVI — начала XVII в.: происхождение и основные разновидности
  • «Таможенное регулирование» и «таможенное дело»: проблемы взаимообусловленности и разграничения
  • Welcome в «сухой порт»
  • Авторская концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации
  • Административная и уголовная ответственность государственных гражданских служащих: проблемы правового регулирования
  • Административная Полиция России в первой половине 19 века.Полиция России в первой половине 19 века. В 1802 г. вместо государственных коллегий были учреждены министерства, в числе которых было и Министерство внутренних дел. Суть этой реформы заключалась в том, что, во-первых, вместо запутанной системы многочисленных коллегий и канцелярий была образована стройная система министерств, в которой функции управления четко распределялись между отдельными министерствами.Во-вторых, если в коллегиях дела решались коллегиально путем ания, а президент был лишь председателем коллегии (хотя на практике фактическая роль президентов коллегий была значительно больше), то в министерствах формально вся власть принадлежала министрам.Иными словами, создание министерств означало дальнейшую централизацию и бюрократизацию государственного аппарата.Что же касается создания Министерства внутренних дел, то в этой области реформа была более значительной.Рассматривая вопрос о полицейском праве, следует определиться с терминологией.С установлением абсолютизма в западноевропейских странах была выработана и вошла в норму практика опеки государством всех без исключения сторон общественной жизни.Под полицией стали понимать управление внутренними делами, т.е.

    в сфере безопасности и в области благосостояния.

    В это время появляются первые научные концепции полиции .——————————— Кодан С.В., Поляков И.Ю.Полицейское законодательство Российской империи.Развитие, становление, систематизация.В начале XIX века в условиях общего кризиса феодализма в стране нарастает социальная напряженность, обостряются внутренние противоречия.Централизация государственной власти продолжалась.В 1802 г.

    В это время появляются первые научные концепции полиции .——————————— Кодан С.В., Поляков И.Ю.Полицейское законодательство Российской империи.Развитие, становление, систематизация.В начале XIX века в условиях общего кризиса феодализма в стране нарастает социальная напряженность, обостряются внутренние противоречия.Централизация государственной власти продолжалась.В 1802 г. вместо коллегий образуются министерства, возглавляемые единоначальниками — министрами. Принципы организации и деятельности министерств определялись «Общим учреждением министерств», утвержденным императором в 1811 г.Министерства были созданы как строго централизованные бюрократические учреждения.

    Министры назначались непосредственно императором и сосредотачивали в своих руках огромную власть.Начало реформирования.В 1847 г.

    министерство провело ревизию полицейских учреждений, результат которой выявил неудовлетворенность работы органов полиции.

    К наиболее типичным недостаткам относилась низкая эффективность и оперативность деятельности сельской полиции из-за низкого штата полицейских чиновников.Малочисленность и перегруженность сельской полиции административно-хозяйственными функциями обусловливали то, что проведение следствия, приведение в исполнение наказания за мелкие преступления и административные правонарушения осуществлялись ею с большими проволочками и недостатками.

    В виду этого стал рассматриваться вопрос о полицейской реформе, но т.к.

  • Источник: http://PravaMoskva.ru/administrativno-policejskoe-pravo-19-vek-32769/ A. Dorskaya THE INTERACTION OF THE POLICE (ADMINISTRATIVE) AND THE CHURCH LAW IN THE RUSSIAN EMPIRE The interaction between police (administrative) law and church law — the branches of law developing simultaneously in the Russian Empire at the end of the XVIII century — at the beginning of the XX century — is regarded.

    These branches have not been studied since 1917.It is shown, that the main goal of the police law of the Russian Empire was the protection of public safety and common wealth, the State, the Society and the Church influencing their development. The interaction between police law and church law in such fields as divine service, public assistance, the charity and education is described.Keywords: Police (administrative) law, church law, police of security, police of wellbeing, social service of the church, public security, police activities of the state В XVIII веке в Европе возродилось деление права на публичное и частное, известное еще в древнем мире.Дело в том, что до реформы основным органом внутреннего управления был сенат, а практически власть, особенно в руководстве силовыми структурами, — концентрировалась в руках генерала-прокурора. Но сенат, как известно, одновременно выполнял функции высшего судебного органа.Если учесть, что главной функцией генерал-прокурора было осуществление «высшего надзора» за закономерностью действий всех государственных органов, то получалось что в области внутреннего управления генерал-прокурор должен был надзирать сам за собой.

    Создание МВД означало, что все функции внутреннего управления сосредоточились полностью в этом министерстве.Отмечено расширение и уточнение полицейских и контрольно-надзорных полномочий, связанных с принуждением или понуждением к определенным действиям. Дана критическая оценка преобладающему в научном сообществе крайне консервативному толкованию объективно происходящих процессов по реформированию полиции.Ключевые слова: закон о полиции, полицейское законодательство, полицейское право, безопасность, функции полиции, полномочия полиции, полицейский надзор, понуждение и принуждение, общественный контроль, принципы полицейской деятельности. 001: 10.17803/1994-1471.2016.69.8.059-067 Введение Российской Федерации Федерального закона 7 февраля 2016 г.исполнилось пять лет, «О полиции»1 (далее — Закон о полиции, Закон).

    прошедших со дня подписания Президентом Срок небольшой, но достаточный для предва- 1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г.№ З-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900. © Бекетов О.It is shown, that the main goal of the police law of the Russian Empire was the protection of public safety and common wealth, the State, the Society and the Church influencing their development.

    The interaction between police law and church law in such fields as divine service, public assistance, the charity and education is described.Keywords: Police (administrative) law, church law, police of security, police of wellbeing, social service of the church, public security, police activities of the state В XVIII веке в Европе возродилось деление права на публичное и частное, известное еще в древнем мире.

    В России в этот период в законодательстве царил страшный хаос.Было создано десять ко- миссий, целью которых была систематизация российского права, но их деятельность по разным причинам закончилась неудачей.

    В Своде законов Российской империи законодательный материал был изложен в соответствии и ее влияние на органы местного самоуправления Российской империи

  • Административно-правоваяДепартамент полиции хозяйственной осуществлял контроль за ценами, продовольственным снабжением городов, пресекал спекуляцию.

    В его ведении также находились смирительные и работные дома.Правительство наделило Министерство полиции большими полномочиями.

    Кроме собственно охранения внутренней безопасности, Министерство следило за исполнением законов всеми другими государственными министерствами.Поэтому многие высшие сановники империи негативно восприняли появление нового контрольного органа и использовали любые возможности для дискредитации его деятельности.Это положение хоть и было принято в августе 1881 года временно, но просуществовало вплоть до февраля 1917 года.Переходя к характеристике понятия полицейского права, предмета, системы, этой науки следует показать ее развитие в трудах российских и западноевропейских административистов.В обыденной жизни того времени под словом «полиция» понимали, прежде всего, полицейский персонал, то есть наружную полицию, а также выделяли полицию учреждений, охраняющую жизнь, здоровье, имущество, общественный порядок, публичную безопасность.В научном плане понятие о полиции было спорным среди ученых Европы, особенно среди немецких.К концу XVIII в. было известно 24 определения «полиция»; в первой четверти XIX века число их возросло до 100, а к концу XX века дошло до 150 определений.

    Попытка ученыхклассифицировать определения не достигла желаемого результата.В начале XX века выражение: учение о «полицейскомЧленами Государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек.Председательствовал в Государственном совете император, в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1831 гг.Собирались и общие собрания Государственного совета.

    Делопроизводство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.Государственный совет осуществлял свою главную первоначальную задачу (подготовку законопроектов) недолгое время.

  • Источник: http://econsalting.ru/administrativno-policejskoe-pravo-19-vek-62471/No related posts.

    Поделиться: ЗаписиРубрики×Рекомендуем посмотретьРубрикиПопулярноеКонтактыг. Москва Гримау, ул. д2 офис 17 (495)214-11-11 © Copyright 2020, Консультация .

    Все права защищены.

    Структура и функции провинциальных полицейских учреждений Российской империи XIX-начала XX вв. : по материалам Ставропольской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

    1.3. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX-НАЧАЛА XX ВВ.: ПО МАТЕРИАЛАМ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ Ушмаева Ксения Алексеевна, д-р ист.

    наук, доцент. Должность: профессор.

    Место работы: Краснодарский университет МВД России.

    Филиал: Ставропольский филиал. Подразделение: кафедра административного права и административной деятельности. E-mail: Состин Дмитрий Игоревич, полковник полиции, канд.

    ист. наук, доцент. Должность: доцент.

    Место работы: Ставропольский государственный педагогический институт. Подразделение: кафедра исторических дисциплин и методики их преподавания. E-mail: Аннотация: Изучение структуры и функций провинциальных полицейских учреждений XlX-начала XX вв.

    на сегодняшний момент представляется актуальным ввиду необходимости повышения общественного престижа полиции, а также для разработки концепции регионального развития органов внутренних дел. Анализ архивных документов показал, что вплоть до 1860-х гг. в Ставрополе не существовало полицейского управления, и функции полиции исполняли городничий и батальон внутренней караульной стражи инвалидной команды.

    По мере роста города и превращения его в губернский центр (1847) структура полиции пополняется специальными полицейскими штатами из нескольких чиновников и пожарной команды. Функции полиции середины века были весьма обширны и включали помимо охраны общественного порядка ряд санитарных, хозяйственных, административных обязанностей, в том числе и пожарный надзор.
    Функции полиции середины века были весьма обширны и включали помимо охраны общественного порядка ряд санитарных, хозяйственных, административных обязанностей, в том числе и пожарный надзор.

    После реформирования системы органов внутренних дел в 1862 г.

    в Ставропольской губернии появляется собственное полицейское управление, разделенное на несколько специализированных отделов.

    Во второй половине XIX -начале XX в. усиливающаяся революционная и террористическая угроза заставили правительство использовать провинциальную полицию также для осуществления политического сыска, контроля за умононастроениями и поведением населения губернии, а также соблюдением «антиалкогольного законодательства» в период первой мировой войны.

    Ключевые слова: полиция Российской империи, Ставропольская губерния, Министерство внутренних дел, история XIX века.

    STRUCTURE AND FUNCTIONS OF THE PROVINCIAL POLICE INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE OF THEXIX-EARLYXX CENTURIES: BASED ON THE MATERIALS OF THE STAVROPOL GUBERNIA Ushmaeva Ksenia Alekseevna, Dr of History, Associate Professor.

    Position: Professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia.

    Branch: Stavropol branch. Department: Administrative Law and Administrative Activity chair. E-mail: Sostin Dmitry Igorevich, PhD in History, Associate Professor, Police Colonel. Position: Associate Professor.

    Place of em- ployment: Stavropol State Pedagogical Institute. Department: Historical Disciplines and Methods of teaching them.

    E-mail: Annotation: Study of the structure and functions of provincial police institutions of the XIX-early XX centuries.

    at the moment it seems relevant in view of both the need to increase the public prestige of the police and to develop a concept for regional development of law enforcement bodies. Analysis of archival documents showed that up to the 1860’s. in Stavropol there was no police department, and the functions of the police were performed by the mayor and the battalion of the internal guard guard of the invalid team.
    in Stavropol there was no police department, and the functions of the police were performed by the mayor and the battalion of the internal guard guard of the invalid team.

    With the growth of the city and its transformation into a provincial center (1847), the police structure is replenished by special police states from several officials and a fire brigade.

    The police functions of the middle of the century were very extensive and included, in addition to protecting public order, a number of sanitary, economic, administrative duties, including fire supervision. After the reform of the system of internal affairs in 1862 in Stavropol Gubernia appears its own police department, divided into several specialized departments. In the second half of the XIX — early XX century.

    the growing revolutionary and terrorist threat forced the government to use the provincial police also to carry out a political investigation, to monitor the mentality and behavior of the population of the province, and to comply with «anti-alcohol legislation» during the First World War.

    Keywords: police of the Russian Empire, Stavropol Gubernia, Ministry of Internal Affairs, history of the XIX century.

    Изучение истории органов правопорядка на сегодняшний день не теряет своей актуальности. В современных условиях реформирования структуры органов внутренних дел с особой остротой встает проблема повышения общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников. Возвращение в 2010 г. наименования «полиция» системе государственных органов, предназначенных для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [1], — придает преобразованиям в системе ОВД особый смысл, ведь история полиции России насчитывает более трех столетий.

    Исследование исторического пути полиции как института государственной власти особенно актуально на фоне местной специфики провинциального губернского города XIX века.

    Тем более что сегодня возрастает необходимость построения концепции регионального развития органов правопорядка в целом.

    Полиция Ставропольской губернии XIX в. представляла собой достаточно важный элемент органов местного управления, осуществлявший многочисленные функции. Во второй половине XIX века структура и функциональные обязанности провинциальных полицейских учреждений значительно изменились, осуществляя государственную задачу формирования полиции прежде всего как органов принуждения.
    Во второй половине XIX века структура и функциональные обязанности провинциальных полицейских учреждений значительно изменились, осуществляя государственную задачу формирования полиции прежде всего как органов принуждения.

    Изучение специфики места и роли полиции в общегосударственных событиях, а также в местном, локальном пространстве провинциального города представляется одной из приоритетных задач исторической науки.

    Историография указанной проблематики на сегодняшний день не велика.

    Отметим, что история поли- цейских органов Ставропольского края рассмотрена в кратком научно-популярном очерке А.К. Киселева [2] и более обстоятельно — в работе ставропольских историков

    «Из века в век служа закону: очерки истории органов внутренних дел Ставропольского края»

    [3].

    Тем не менее говорить о полностью воссозданной картине существования органов внутренних дел Ставропольской губернии в XIX в. пока преждевременно. Цель данной публикации — реконструировать на основе архивных документов Ставропольской губернии структуру и функции провинциальных полицейских учреждений Российской империи Х1Х-начала XX вв. При этом основными источниками работы послужили делопроизводственные документы, отложившиеся в фондах Государственного архива Ставропольского края.

    Специфика темы обусловила выбор разнообразных, как по форме, так и по содержанию материалов -это циркулярные предписания, приказы, постановления, официальная переписка, отчеты и др., раскрывающие самые разные вопросы создания и функционирования полиции, как в городе, так и в Ставропольском уезде, позже — губернии.

    Именно на этом основании авторы публикации предприняли попытку реконструкции места и роли полицейских органов в их провинциальном измерении на Ставрополье. История органов правопорядка Ставрополья берет свое начало в последней трети XVIII в., когда для реализации геополитических интересов России в 1770-е гг.
    История органов правопорядка Ставрополья берет свое начало в последней трети XVIII в., когда для реализации геополитических интересов России в 1770-е гг.

    стало необходимым строительство оборонительных пограничных линий и был основан ряд городов Азово-Моздокской линии, в том числе и город — крепость в степи — Ставрополь. На тот момент государственная власть на территории отвоеванной части Кавказа (с центром в г.

    Екатеринодаре, ныне — Краснодар) была сосредоточена в руках наместника, а в крупных городах — губернатора. К сожалению, ни Ставрополь, ни более крупный на тот момент город — Георгиевск, центр Кавказской губернии с 1802 г., не обладали возможностью, а, по мнению властей, необходимостью, содержать штат полиции.

    Так, например, в фондах архива сохранился любопытный документ — ответ министра внутренних дел графа Кочубея на запрос Кавказскому гражданскому губернатору барону Христиану Петровичу фон Гильдоншольду. Здесь, в частности, сказано, что, несмотря на губернский статус, город Ге-оргиевск пока еще ни по количеству населения, ни по положению в полиции не нуждается и поэтому

    «до времени полицией в нем может быть Управление по общему губернскому штату»

    [4]. Полицейские функции в Ставрополе осуществлял городничий, должность которого была учреждена около 1786 г., когда маленький военный гарнизон «дорос» до уездного города.

    При городничем и был создан небольшой штат караульных, которые следили за порядком.

    Первым городничим был назначен прапорщик С.

    Яров. Точных архивных данных о деятельности полиции тех лет, к сожалению, не сохранилось. Анализ архивных документов показывает, что Ставрополь, как маленький провинциальный городок с небольшим населением, в первой половине XIX в., вплоть до 1860-х гг., не имел собственного полицейского управления, и штат городской полиции составлял всего несколько человек.

    Между тем, Северный Кавказ в начале XIX в. представлял собой довольно сложный регион с пестрым национальным и социальным составом, куда стекались со всей империи беглые крестьяне, нередко укрывались преступники. Постоянные военные действия на Кавказе в первой половине XIX в.

    держали в напряженном состоянии население русского приграничья, к которому в то время относилось Ставрополье, и еще более осложняли криминальную обстановку. Именно поэтому настоящим спасением для региона стало учреждение в 1811 г.

    еще одного полицейского органа — внутренней стражи для несения караульной и конвойной службы. Внутренняя стража, состоящая из караульных, имела как военные, так и полицейские функции, например, могла быть задействована для исполнения приговоров суда, поимки и истребления восставших, беглых преступников, для охраны порядка во время стихийных бедствий и т.д. На территории Георгиевской губернии создание караулов внутренней стражи в 1818 г.

    было поручено начальнику инвалидной команды Георгиевского внутреннего гарнизонного батальона майору Гану. Согласно его рапорту, сохранившемуся в архиве,

    «исполняя предписание высшего начальства и волю государя императора сего числа выставляю унтера офицерского караула и прошу конного караула наказать доставить принадлежащего для часового будку.»

    [5].

    В городе Ставрополе ежесуточный состав инвалидной команды состоял из 10 унтер-офицеров и 65 рядовых. При этом унтер-офицерский караул в черте города на территории городской тюрьмы, находящейся на площади, состоял из унтер-офицера и 15 рядовых, разделенных на 5 постов по 3 человека [3, с.27]. Батальоны внутренней стражи и уездные инвалидные команды обеспечивались участками земли «из оброчных статей» в пределах города.

    Так, сохранившийся документ

    «По предписанию общего управления Кавказской области об отводах нижним воинским чинам участков под огороды и сенокосные земли»

    , 1843 г. показывает, как шел этот процесс — административно-командным путем, через распоряжение. В данном случае — распоряжение командира Кавказского линейного №1 батальона об отведении 38 десятин «удобной» земли, как казенной, так и принадлежащей на праве собственности одному из горожан, для обеспечения батальонов внутренней стражи и инвалидных войск [6].

    Интересно, что Управление Кавказской области не отменило данное распоряжение, вызвавшее возмущение Ставропольской городской думы, но приказало произвести проверку и, в случае необходимости, заменить городские земли казенными [6]. К середине XIX в. система полицейских органов действовала на всей территории губернии согласно существующему законодательству. Состав полицейской части в городах был различен и зависел от многих обстоятельств.

    По мере укрупнения города, роста числа его жителей, меняется личный состав полицейских учреждений. Так, список пятигорской городской полиции 1847 г., позволяет проследить, что штат городской полиции после создания Ставропольской губернии (в 1847 г.) состоял из шести чиновников, включая исправляющего должность пятигорского городничего, одного пожарного унтер-офицера и шести рядовых, одного полицейского унтер-офицера и четырех рядовых [7]. На протяжении всего XIX века функции полиции рассматривались очень широко.

    Так, в обязанности полицейских чинов входило не только наблюдение за порядком и розыск преступников, но и обнародование в городе указов и постановлений правительства, наблюдение за чистотой в городе и на улицах, надзор за производством незаконной торговли в городе, взыска- ние налоговых недоимок, охрана безопасности и исправности путей сообщения, пожарный надзор и т.д. Таким образом, специфика полиции в провинции состояла в том, что на местах полиция нередко осуществляла и заменяла собой исполнительную власть. Одним из важных направлений полиции в первой половине XIX в.

    был поиск беглых солдат, крестьян, бежавших от своих помещиков, укрывающихся чиновников, не явившихся в полки длительное время офицеров.

    В Кавказское губернское и областное правление шло значительное количество материалов такого характера из МВД и других губерний со списками бежавших и приметами.

    Правление в свою очередь поручало их поиски городской и земской полиции, которые, как правило, были безрезультатными. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Отношения о розыске шли в огромном количестве из разных мест.

    Так, 1 февраля 1833 г. областное правление рассмотрело 47 отношений, 24 марта — 38 и т.д.

    Тем не менее, ежегодно полицией задерживалось значительное количество беглецов. По данным Ставропольской полиции в 1836 г. было поймано 89 беглецов, в том числе 11 женщин.

    Под надзором полиции находилось 26 мужчин и 3 женщины [3, с.38].

    Розыску беглых посвящены многочисленные циркулярные предписания, сохранившиеся до наших дней в архиве. Так, например,

    «Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Ставропольского Губернского Правления»

    1864 г. с пометой «секретно» предписывает найти и доставить к протоиерею для «беседы» раскольников — крестьянскую девицу Васильеву и солдатскую вдову Федорову [8].

    В другом документе предписано найти крестьянина Глазовского уезда, Харинской волости деревни Порубовой, — Усти-на Ильина Порубова,

    «нужного для проведения над ним в исполнение решения по делу о его побеге в 1862 году от рекрутства, бродяжестве его в течение 9 лет и оказавшемся при поимки его фальшивом билете»

    [9]. Целый ряд дошедших до наших дней документов посвящены розыску преступников. Это, например, циркулярные предписания (циркуляры) с подробным указанием примет иностранцев, скрывшихся от полиции, и которым воспрещен въезд в Российскую империю [10].

    Рекомендуем прочесть:  Нашел телефон и оставил себе

    Они представляют интерес тем, что позволяют судить об уровне криминалистического описания внешности того времени. Как известно, габитоскопия как наука в то время еще не сформировалась, и на практике применялись только отдельные ее методы в самом общем, зачаточном состоянии.

    Именно поэтому идентификация людей проводилась по описаниям внешности, многие из которых были весьма приблизительными, например:

    «Карл Белявский — лет 30, рост средний, глаза темные, лицо продолговатое, чистое, носит эспаньолку»

    , «Ян Мательчак — лет 29, рост хороший, волосы светло-русые, глаза серые, нос и рот обыкновенные, лицо круглое. Особые приметы: через нос и левую бровь имеет знаки от удара, на левой же руке первый палец сведенный», «Михаил Но-вак — лет 27, рост большой, волосы темные, глаза карие, лицо круглое чистое, нос и рот продолговатые. Особые приметы: ранен пулей в левую ногу ниже колена» [11].

    Среди сохранившихся делопроизводственных документов полиции Ставропольской губернии XIX века большой массив архивных документов представляют собой «дела» различных отделов полицейского управления.

    Так, например, представляет интерес дело следовательного отдела (стола) Ставропольского городского полицейского управления 1865 г.

    «Буйством, произведенном служителем Комиссариатской комиссии Богдановым и прочими, укушении уха полицейскому служителю Максимову»

    . Согласно материалам дела, рядовой пожарной команды Александр Максимов по назначению дежурного надзирателя Яблонского был послан на верхний базар забрать служителей Ставропольской комиссариатской комиссии, производивших драку. Василий Богданов, из их числа, укусил левое ухо Максимову.

    «Богданов в отобранных показаниях от 20 июня говорит, что, когда Максимов, причинивший ему побои, сбил с ног и сам упал на его голову, то он, освобождаясь, быть может, в беспамятстве и укусил его за ухо»

    [12]. Это довольно комичное происшествие, закончилось в итоге благополучно -уголовное дело закрыто, как

    «не заключающее в себе особого уголовного преступления»

    [12]. Из приведенного выше документа мы видим, что в Ставрополе в 1865 г.

    уже существовало городское полицейское управление, разделенное на отделы (столы). В 1862 г. в Российской империи была проведена реформа полиции, и в ходе нее были утверждены

    «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах»

    .

    Этот документ изменил структуру полиции, а именно: в городах, согласно документу, создавались полицейские управления, во главе которых стоял исправник.

    Вместо комплектования полиции из «инвалидной команды» полицейские набирались по контракту. Были значительно сужены и функции полиции — санитарный и хозяйственный контроль был отдан земствам, а проведением следствия отныне занимались судебные следователи.

    К нижним чинам полиции отныне относились участковые урядники, а также околоточные надзиратели. В течение 1860-х гг. в Ставропольском, Новогригорьевском, Пятигорском уездах были созданы уездные полицейские управления во главе с уездными исправниками.

    В городах Ставрополе и Пятигорске сохранялась самостоятельная городская полиция. Был введен вольный наем для службы в полиции. Полицейские должны были набираться, как правило, из числа отставных или уволенных в запас военнослужащих, физически крепких, примерного поведения, имеющих жизненный и служебный опыт, умеющих читать и писать.

    В результате реформы городская полиция в Ставрополе была преобразована в городское полицейское управление, которое имело следующую структуру: секретарский, следовательный, вексельный, денежный, распорядительный и гражданский столы, канцелярия.

    Для управления был установлен штат, состоящий из полицмейстера, его помощника, 4 частных приставов по числу частей, на которые был разделен город, их помощников и секретаря. В ведение городского полицейского управления продолжали входить множество функций, помимо чисто полицейских, в том числе и пожарный надзор.

    Для Ставропольской губернии, где большинство домов жителей были построены из самана и покрыты соломой, пожары в XIX в.

    были настоящим бедствием. Для организации пожарного надзора в полицейском управлении существовала специальная должность брандмейстера. Во второй половине XIX в. наблюдается резкий рост преступности в губернии. Связано это было, прежде всего, с тем, что значительно возросли миграционные процессы, вызванные отменой крепостного права, окончанием «кавказской войны».

    В губернии значительно увеличилось количество пришлых и временных поселенцев. С вводом в 1875 г. железной дороги Ростов-на-Дону — Владикавказ значительно больше появилось различного рода «гастролёров».

    С ростом населения на 35% за указанный период число уголовных дел увеличилось в 3,1 раза, а осужденных — в 2,2 раза [2, с.49]. В 1880-е гг. в России растет число нападений на казначейства с целью захвата денег.

    В связи с этим губернатору предписывалось усилить охрану казначейств, банков, почтовых учреждений. Так, сохранился циркуляр Департамента полиции МВД от 1884 г., разосланный с пометой «секретно» всем губернаторам, согласно которому «в конце минувшего года было произведено несколько безуспешных попыток на ограбление казенного имущества, засвидетельствовавших, что в среде политически неблагонамеренных лиц снова замечается стремление добыть денежные средства для достижения целей противогосударственного характера»[13]. Исполняя предписания министерства внутренних дел, ставропольский губернатор дал указание уездным исправникам, управляющим городского общественного банка, казённой палаты по усилению охраны объектов.

    В отчете о предпринятых охранных мерах всех исполняющих распоряжение полицейских чинов, в частности медвеженского уездного исправника, сказано о нехватке полицейского караула — присяжных и заявлена просьба о замене вольнонаемного караула военным [14]. Губернатору, как начальнику полиции, уездные исправники докладывали рапортами обо всех происшествиях на территории уездов и о результатах предварительных дознаний.

    При этом сообщалось о том, следует ли дело направлять следователю участка, если оно требовало дальнейшего расследования. Одним из главных направлений работы полиции во второй половине XIX в.

    оставалось поддержание порядка на территории уездов и в городах, а также надзор за исполнением законодательства, указов императора.

    Так, представляет интерес циркуляр, направленный МВД всем губернаторам, градоначальникам и обер-полицмейстерам о выполнении указа императора от 24 мая 1884 о запрете деятельности общества евангельских христиан — пашковцев. В частности, Министерство интересовали следующие сведения о деятельности этого общества: «1) Были ли замечены в пределах вверенной Вам губернии признаки пропаганды пашковского лжеучения и если были, то кто именно обращал на себя внимание как распространитель сего учения, в каких слоях общества действовал и какие были результаты его деятельности.

    2) Не имеет ли кто либо из членов упомянутого общества поощрения духовно-нравственного чтения населенных имений в пределах губернии и 3) Не замечались ли эти лица в распространении среди крестьян означенного выше религиозного лжеучения» [15].

    Как известно, Пашковское общество было создано и стало популярным в высших кругах российского общества в 1874 г.

    под влиянием проповеди лорда Редсто-ка и его последователя — отставного гвардии полковника Пашкова. Пашковцы отвергали необходимость церковных таинств, почитания икон и святых и счита- ли, что каждый может сам читать Священное Писание и толковать его другим.

    Несмотря на то, что, в целом, пашковцы не призывали к отказу от православной религии, деятельность секты не могла понравиться Православной церкви и, в итоге, была запрещена. Несмотря на запрет, деятельность пашковцев, также как и других сект — баптистов, молокан, штундистов, не прекратилась, о чем свидетельствуют судебные процессы 1880-х — 1890-х гг.

    в различных областях России. Интересно, что уже в 1905 г. указом Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» деятельность пашковцев и других евангельских христиан вновь стала легальной. По результатам полицейской проверки в Ставропольской губернии было обнаружено следующее: в рапорте ставропольского уездного исправника от 18 декабря 1884 г сообщается о том, что крестьяне с.

    Спицевка — муж и жена Чепраковы замечены в религиозной пропаганде, которая настолько успешна, что число их последователей среди молодого и грамотного крестьянского населения постепенно увеличивается.

    О том, что это учение пашковцев свидетельствует тот факт, что от Общества поощрения духовно-нравственного чтения крестьянами Чепраковыми получена религиозная литература, книги и брошюры [16].

    В начале XX века на Ставрополье, как и в Российской империи в целом, ухудшается криминогенная обстановка. События первой русской революции 1905 г. способствовали росту и активизации разного рода преступных элементов на фоне общественных волнений.

    Начало первой мировой войны в 1914 г., вызвавшее волну патриотического движения в городских кругах, еще более обострило социальную, политическую и экономическую обстановку в сельской местности. Для усиления полицейского контроля еще в 1903 года на территории 46 губерний России была введена уездная полицейская стража. В волостях находились штатные представители полиции, которые отвечали за поддержание общественного порядка и безопасности на закреплённой территории, соблюдение правил санитарной и противопожарной безопасности в населённых пунктах.

    При совершении преступления в их задачи входило задержание преступника, сохранение улик, выявление свидетелей и соучастников. При наличии в крупных волостях отрядов полицейских стражников их начальником являлся урядник. В 1916 г. на должность был назначен последний ставропольский губернатор-полковник С.Д.Оболенский.

    На протяжении 3-х лет (1914-1916) властями постоянно предпринимались меры для обеспечения порядка и предотвращения различного рода эксцессов. Ставропольским губернатором подписывались постановления об

    «охранении порядка и ограждении мирного населения от хулиганства, нападения обнаглевших пропойц»

    , о запрете «распития крепких спиртных напитков» и др. Пример применения достаточно строгих мер к нарушителю «сухого закона» военного времени мы видим, например, в документах, посвященных «суду и расправе» над крестьянкой с.

    Прасковеи, которая наказана отбыванием двухнедельного заключения за продажу 25 ведер вина [17].

    Тенденция к ухудшению экономического положения населения способствовала дальнейшему нарастанию народного недовольства властью, существующими порядками.

    В регионе резко возросли общественная активность населения и его выступления против властей.

    Юридически полиция России прекратила свое существование 11 марта 1917 г., когда Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции и выводе всех его чиновников из штата. 19 марта 1917 г. был распущен отдельный корпус жандармов. Охрану правопорядка в России взяла на себя милиция, созданная Комитетом общественной безопасности.

    Таким образом, эволюция полицейских органов Ставропольской губернии шла по пути последовательного увеличения их численности, расширения структуры и функций, а также увеличения роли в местном самоуправлении. Необходимо отметить, что особенностью существования полиции XIX в. является значительная широта исполняемых ею обязанностей -органы правопорядка осуществляли как хозяйственные, санитарные, пожарные, так и многие административные функции.

    В целом становление структуры полицейского управления на Ставрополье начинается со второй половины XIX века, когда в результате реформы на местах шел процесс структурирования, отделения полицейских функций от хозяйственных. Однако одновременно с этим во второй половине XIX века полиции передаются также и обязанности политического сыска, контроля за умонастроениями и благонадежностью граждан на вверенной территории. В условиях усиления революционной обстановки в начале XX века провинциальным полицейским учреждениям правительство придает огромное значение.

    Они были призваны обеспечить покой и безопасность в стране, которая в тот момент стояла на пороге кризиса. Список литературы: 1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изменениями и дополнениями от 19.12.2016) Ш1_: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.09.2018).

    2. Киселев А.К. Очерки истории Ставропольской милиции. — Ставрополь: «Сервисшкола», 1999. — 192 с. iНе можете найти то, что вам нужно?

    Попробуйте сервис . 3. Из века в век служа закону: очерки истории органов внутренних дел Ставропольского края / Науч.

    ред. Н.Д. Судавцов. — Ставрополь: «Сервисшкола», 2005.578 с. 4. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК).

    Ф. 87. Оп.1. Д.86. Л.1, 1об. 5.

    ГАСК. Ф. 8. Оп.2. Д.125. Л.3, 3об 6. ГАСК. Ф.95. Оп.1. Д. 1694. Л.1, 1об, 2, 2об, 3. 3об. 7. ГАСК. Ф.101. Оп.1. Д.

    819. Лл. 8-9 8. ГАСК. Ф.8. Оп.30.

    Д. 456. Л.35 9. ГАСК. Ф.8. Оп.30. Д. 456. Л.1 10. ГАСК. Ф.8. Оп.30. Д. 456. Л.43 11. ГАСК. Ф.8. Оп.30.

    Д. 456. Л.70 12. ГАСК Ф.8. Оп. 30. Д.270 Л.13 13. ГАСК Ф.101.

    Оп. 14. Д.1267. Л.2. 14. ГАСК Ф.101. Оп. 14. Д.1267. Л.20, 20 об. 15. ГАСК Ф.101. Оп. 14. Д.1267. Л.42 16.

    ГАСК Ф.101. Оп. 14. Д.1267. Л.60.

    Последние новости по теме статьи

    Важно знать!
    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
    • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

    Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

    Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

    • Анонимно
    • Профессионально

    Задайте вопрос нашему юристу!

    Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

    +