Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Что такое экстрадиция

Что такое экстрадиция

Что такое экстрадиция

Экстрадиция

У этого термина существуют и другие значения, см. . Экстради́ция (вы́дача) — форма международного сотрудничества в борьбе с .

Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, или в совершении (для судебного разбирательства), либо лиц, уже судебными органами этого другого государства (для исполнения приговора). Как правило, выдача осуществляется на основании между соответствующими государствами.

Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя , участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская конвенция о выдаче .

В принципе выдача может осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством запрашиваемой стороны. Выдача преступников — право государства, но не его обязанность. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре.

Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны. При этом договорами устанавливаются условия, которые позволяют отказать в выдаче. К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи, оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

В большинстве государств мира не допускается экстрадиция своих граждан.

Такой принцип закреплён в конституциях многих государств, в том числе и в конституции России. Россия является членом Европейской Конвенции об экстрадиции 1957 г., она подписала эту Конвенцию с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Статья 61 гласит, что

«гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству»

.

Все государства имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Аналогичная ситуация и в . , , , , не экстрадируют своих граждан. Кроме того, по японскому законодательству экстрадиции фактически не подлежат не только граждане Японии, но и граждане других государств, являющиеся этническими японцами, поскольку они имеют право на японское гражданство (так властям Перу было отказано в выдаче ).

Процедура выдачи начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса.

Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из (, — в зависимости от требования запрашиваемой стороны). Запросы передаются либо через министерства иностранных дел, либо напрямую через (, , и т.

п.). В случае задержания предполагаемого преступника в запрашиваемом государстве начинается судебная процедура. Роль — подтвердить юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех соответствующих требований. Если суд отклоняет запрос, процедура прекращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается административными органами.
Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается административными органами. Считается, что окончательное решение о выдаче лица носит характер.

В современном наблюдается тенденция упрощения процедуры выдачи. В частности, идет речь о смягчении требований «двойной подсудности», сокращении числа оснований отказа в выдаче, сокращении роли административных органов. Тормозом в этом процессе является неготовность государств безоговорочно признавать выданные в других странах ордера на арест ввиду различия судебных систем, а порой и недоверия друг к другу.

Наибольшего прогресса в упрощении выдачи добились государства-члены , которые ввели в отношениях между собой так называемый «».

Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

С выдачей часто отождествляют другие виды международной правовой помощи, в частности, те, которые официально называются «передачей».

В частности:

  1. передача лица (такому, как или ).
  1. передача осужденных (для отбывания наказания в другом государстве, нежели то, в котором вынесен приговор).

    Именно эта процедура была применена в 2007 при передаче Ливией Болгарии группы болгарских медсестёр, приговорённых к смертной казни . Аналогичная процедура использовалась при передаче России сотрудников российских спецслужб, осуждённых в Катаре на пожизненное заключение за теракт против .

    Договорённости об осуществлении таких процедур зачастую предусматривают, помимо оглашаемых формальных условий, также некие условия политического или финансового характера, которые не раскрываются.

  1. временная передача лица, находящегося под стражей или осужденного к лишению свободы, для проведения следственных действий в другом государстве.

Чаще всего эти два термина употребляются как полные синонимы.

Термин «выдача» употребляется, в частности, в Большой советской энциклопедии, в Уголовно-процессуальном кодексе России, в официальных русских названиях международных документов о выдаче.

  1. С древних времен до конца XVII века экстрадиция — редкое явление, применялась в основном к политическим преступникам, , .
  1. В XVIII — первой половине XIX века индустриализация и появление новых видов транспорта вызвали увеличение интенсивности перемещения людей, что привело к проблемам с ограблениями на железных дорогах, бродягам и трансграничным преступлениям.

    Договора о выдаче стали заключаться в больших количествах между сопредельными странами и распространялись не только на дезертиров, но и на общегосударственных преступников (убийц, воров).

  1. — — третий период в истории экстрадиции.
  2. С — показала необходимость отсылать военных преступников в страны, в которых были совершены их действия.

    Для этого уже в 1942 году союзники приняли «Межсоюзническое заявление о наказании за военные преступления».

  1. В истории Рима ссылаются на галлов, требовавших выдачи напавшего на них Фабия, и на аналогичное требование римлян в отношении , а также на , который требовал выдачи германцам за то, что тот начал с ними несправедливую войну.
  2. угрожали Спарте нарушением союза, если не будут выданы ее граждане, совершившие нападение на одну из деревень.
  3. «Послали колена Израилевы во всё колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! Выдайте развращённых оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их, и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих» Книга Судей 20.12
  4. Из истории Греции приводят пример того, как согласились выдать македонскому царю всех лиц, посягнувших на его жизнь.

Представители племени Курайш потребовали выдачи у царя Эфиопии части курайшитов бежавших от преследований в Эфиопию, но получили отказ.

  1. Сентябрь 2010 г. — , объявленный Россией в международный розыск по обвинению в участии в террористической деятельности, был задержан в Польше. Суд запрос прокуратуры об аресте Закаева отклонил и выпустил его на свободу без залога и поручительства. Впоследствии было принято решение отклонить запрос об экстрадиции.
  2. 2012 — основатель Джулиан Ассанж, которому угрожала экстрадиция в Швецию и возможная выдача в США, укрылся в посольстве в Лондоне и попросил у руководства южноамериканской страны .
  3. г. — спор между Россией и Великобританией относительно выдачи , обвинявшегося британской прокуратурой в убийстве . В экстрадиции было отказано.
  4. г. — правительство Швейцарии рассматривало возможность экстрадиции режиссёра , задержанного в Цюрихе на основании ордера, выданного в США. В экстрадиции было отказано.
  5. г. — правительство Белоруссии отказало Киргизии в экстрадиции экс-президента Киргизии .
  6. 2012 — азербайджанский офицер , отбывавший пожизненное заключение в Венгрии за убийство , был передан Азербайджану для дальнейшего отбытия наказания, но по прилёту был сразу же помилован и освобождён из-под стражи.
  • .

    Прокуратура Томской области (31 июля 2012). из первоисточника 18 октября 2012. Проверено 7 сентября 2012.

  • ↑ Федеральный Закон от 25.10.1999 «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней», Заявления, п.

    3: «Российская Федерация по подпункту „а“ пункта 1 статьи 6 Конвенции заявляет, что согласно статье 61 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству.» )

  • — статья из (3-е издание)

Общие положения История • • ( • • • • ) • • Нормы • • • Кодификация • • • • • • • • Признание • • правовой режим • международная • со смешанным режимом • • • • • приобретение • • • • • • • • Филиация • • Оптация • • Реинтеграция • • • • • • • • Отрасли • • • • • • • • • • • Международной безопасности • • • Источники • • Устав Нюрнбергского трибунала () • • • • • Преступления • Против мира • • • • • • Транснациональные • • • • Специальный суд по Сьерра-Леоне • Особые палаты в судах Камбоджи • Особые коллегии Окружного суда Дили • • Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов • • •

Что означает экстрадиция и когда она может быть применена

» » В средствах массовой информации мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда человек, нарушивший закон или подозреваемый в уголовном деле, чтобы избежать наказания выезжает за пределы России и спокойно проживает в одном из иностранных государств. Однако это не является решением проблемы, так как во многих странах действует экстрадиция.

Это, конечно, длительный и бюрократический процесс, но свои плоды он приносит. В этом материале попробуем разобраться, что значит экстрадировать подозреваемого/обвиняемого в преступлении.

Понятие экстрадиции подразумевает арест подозреваемого и его последующую выдачу властям страны, которая этого требует.

Причем стоит отметить, что арестованный не обязательно должен иметь гражданство той страны, которая требует его экстрадиции.

Еще одним не более важным обстоятельством является индивидуальное рассмотрение каждого случая. Таким образом, экстрадировать – это значит, что одно государство выдает подозреваемого в преступлении другому государству на основании соответствующего международного соглашения и предоставленных доказательств его вины.
Таким образом, экстрадировать – это значит, что одно государство выдает подозреваемого в преступлении другому государству на основании соответствующего международного соглашения и предоставленных доказательств его вины.

Конечно же, далеко не всегда удается добиться экстрадиции, в большинстве случаев успешный итог дела зависит от взаимоотношений между странами. Если страны активно сотрудничают друг с другом в данном вопросе, скорее всего, подозреваемый будет выдан.

Экстрадиция имеет свою классификацию, основанную на многочисленных критериях.

В зависимости от субъективных оснований этот процесс можно разделить на такие виды:

  1. по отношению к апатриду;
  2. по отношению к иностранному гражданину;
  3. по отношению к гражданину Российской Федерации;
  4. по отношению к бипатриду.

С учетом итоговой цели процедуры классификация выглядит следующим образом:

  • Осуществление уголовного преследования.
  • Осуществление правосудия.
  • Исполнение приговора.

В зависимости от прав и обязанностей договаривающихся между собой сторон экстрадиция может быть разделена на такие виды:

  • Выдача подозреваемого или обвиняемого по запросу любой страны к России.
  • Выполнение процедуры по запросу Российской Федерации из иностранной державы в уполномоченное ведомство РФ.

В зависимости от тех юридических форм, в которых воплощаются экстрадиционные нормы, экстрадиция бывает договорная и бездоговорная, а исходя из метода правового воздействия, ее можно разделить на добровольную и обязательную.

Также процесс выдачи бывает первичным и повторным.

В данном случае классификация зависит от достижения цели экстрадиции. Если после передачи запрашиваемому государству лицо уклонилось от ответственности и вернулось в выдавшую его страну, процедура может повториться.

Еще одним критерием классификации является срок выдачи.

Если подозреваемый или обвиняемый передается иностранному государству на определенный период времени, – это временная экстрадиция, если временные рамки не оговариваются, речь идет об окончательной экстрадиции. В большинстве случаев экстрадиция осуществляется на основе соответствующего двустороннего международного договора, заключенного между запрашиваемой и запрашивающей сторонами.

Именно этот документ выполняет правовое регулирование выдачи преступников.

Также в качестве основания для экстрадиции может выступать многосторонняя конвенция, участие в которой должно принимать как государство, требующее выдачи правонарушителя, так и страна, которая в итоге будет принимать решение о его передаче иностранному государству.

, заключенная в 1957 году, –пример подобного соглашения. Также 13 июня 2002 года было принято Рамочное решение

«О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами»

.

Стоит отметить, что экстрадиция может быть осуществлена и без наличия договоров или участия в международных конвенциях. Таким образом, институт выдачи преступников в международном праве предусматривает выдачу преступников при отсутствии соответствующих международных обязательств, если подобное предусмотрено законодательством запрашиваемого государства или его уполномоченные органы приняли подобное решение в ходе рассмотрения конкретного случая. Под принципами экстрадиции подразумевают основные правила, установленные правовыми нормами международных конвенций и договоров об осуществлении процедуры выдачи преступников, либо подозреваемых, а также Конституцией и прочими внутригосударственными нормативными актами, в которых содержатся базовые основания для процедуры экстрадиции либо для отказа в ней.

Принципы экстрадиции в законодательстве Российской Федерации:

  • Отказ в экстрадиции из гуманитарных соображений.
  • Ответственность за совершение преступления политического характера.
  • Принцип «aut dedere aut judicare» («выдай или преследуй»).
  • Временная, а также дополнительная экстрадиция.
  • Принцип универсальности.
  • Выдача лица, которое не является подданным ни запрашиваемого, ни запрашивающего государства.
  • Отказ в выдаче (при условии вынесения приговора по тому же преступлению) либо прекращение преследования по делу.
  • Взаимная выдача преступников.
  • Двойная подсудность.
  • Политическое убежище.
  • Ответственность за совершение преступления финансового характера.
  • Принцип специализации.
  • Отказ в экстрадиции собственных граждан.
  • Окончание срока давности.
  • Принцип экстрадиционности преступления.

Как известно, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче, поэтому должна выдавать преступников странам-участникам. Такие же обязательства у нее и по отношению к государствам, подписавшим вместе с ней в 1993 году Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Данный документ регулирует условия и устанавливает правила экстрадиции правонарушителей.

На сегодняшний день количество выданных Россией преступников намного превышает число правонарушителей, экстрадированных в нее другими странами. Такая тенденция в большей степени зависит от наличия у Российской Федерации международных договоров о выдаче с другими государствами. Пока что такие двусторонние обязательства Россия имеет с 65 государствами.

В последнее время российское правительство старается расширить этот список и упростить данную процедуру.

В список стран, которым Россия выдает преступников входят также государства-участники Международной конвенции ООН (1988 г.), направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и психотропных препаратов.

Страны, с которыми у РФ подписаны договоры об экстрадиции, обязаны выдавать России преступников, если это не противоречит их законодательству и процедура в полной мере соблюдена. Такими государствами являются:

  1. Япония;
  2. участники Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в 1993 году в Минске;
  3. Греция.
  4. члены Европейской конвенции о выдаче;
  5. Киргизская Республика;
  6. Республика Азербайджан;
  7. члены Европейской конвенции о пресечении 1977 года;

Однако это далеко не полный список.

Экстрадиция выполняется при наличии соответствующих международных договоров, заключенных между запрашивающей и запрашиваемой сторонами, либо при решении государства, от которого требуют выдачи, удовлетворить данный запрос, если это не противоречит его законодательству. Сразу стоит отметить, что у Российской Федерации во всех подписанных международных соглашениях об экстрадиции есть пункт о том, что своих граждан Россия не выдает, так как данный принцип отражен в Конституции страны. Для выдачи преступника в иностранное государство должен прийти соответствующий запрос и доказательства вины указанного лица.

Если вся процедура и сроки соблюдены, а уполномоченные органы запрашиваемой стороны решат, что запрос обоснован, в данном случае экстрадиция возможна. Правила и основания для выдачи у каждой страны свои, поэтому каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке. Основанием для запроса о выдаче обвиняемого или подозреваемого является сам факт возбуждения уголовного дела, однако выдача предполагаемого преступника осуществляется при условии соблюдения всех правил.
Основанием для запроса о выдаче обвиняемого или подозреваемого является сам факт возбуждения уголовного дела, однако выдача предполагаемого преступника осуществляется при условии соблюдения всех правил.

Должно действовать правило двойной преступности. Инкриминируемое деяние, совершенное лицом, на которое пришел запрос об экстрадиции, должно быть уголовно наказуемым с точки зрения закона ив запрашивающем государстве, и в запрашиваемом.

Преступление, совершенное лицом, выдачу которого запрашивает государство, предусмотрено заключенным между взаимодействующими сторонами соглашением об экстрадиции либо инкриминируемое деяние попадает под один или несколько критериев, установленных данным договором. Еще одной важной деталью процедуры выдачи является то, что экстрадируемое лицо может понести ответственность либо наказание, а также быть выдано третьей державе только за преступление, инкриминируемое ему в запросе о выдаче. При удовлетворении всех требований подозреваемого/обвиняемого экстрадируют.

Между Российской Федерацией и некоторыми иностранными государствами действуют соглашения об экстрадиции, однако статья 61 Основного закона РФ гласит, что российские граждане не могут быть высланы за пределы России по требованию других стран.

В связи с этим международные договоры о выдаче преступников, заключенные Правительством России, содержат соответствующий пункт. Соблюдение процедуры экстрадиции не позволяет запрашиваемой стороне уклониться от рассмотрения данного требования, если государство, запрашивающее выдачу преступника, в свою очередь, предоставило все необходимые доказательства его вины, а также доводы, на основании которых может быть применена экстрадиция. Подать запрос с требованием экстрадиции может только уполномоченное лицо государственного органа страны, отвечающего за данную процедуру (в России это генеральный прокурор), поэтому обычному гражданину образец запроса о выдаче преступника вряд ли понадобится.

Стоит отметить, что запрос о выдаче должен быть выполнен непременно в письменной форме и включать в себя все приложенные к нему доказательные документы, в частности, материалы о том, что инкриминируют лицу, чью экстрадицию требуют, с указанием закона, по которому он будет привлекаться к ответственности. Также запрашивающая сторона должна выслать дополнительную информацию по делу, если такое требование будет исходить от страны, которая должна принять решение о выдаче. Все документы, о которых говорилось выше, передаются по специальным дипломатическим каналам между министерствами юстиции либо прочими органами, на которые взаимодействующие страны возложили данные полномочия.

Необходимо помнить, что власти государства, к которому было направлено требование о выдаче конкретного правонарушителя, в качестве меры пресечения могут подвергнуть его аресту.

В экстренной ситуации данная мера может быть применена до поступления запроса о выдаче. В этом случае стране, на территории которой находится подозреваемый/обвиняемый, направляется ходатайство о временном аресте данного лица, а уже после этого отправляется бланк запроса о выдаче преступника.

После того как запрашиваемая сторона приняла решение относительно полученного ею требования об экстрадиции, события развиваются по двум сценариям. При отказе в экстрадиции человека не высылают из страны, на территории которой он находится, а запрашивающая сторона имеет право обжаловать вердикт; в случае удовлетворения требования иностранного государства о выдаче происходит передача преступника.

В данных обстоятельствах важно знать, куда доставляется экстрадированное лицо и кому передается. Бывает так, что в страну поступает несколько запросов от разных государств с требованием о выдаче одного и того же лица. В таком случае правонарушитель, подлежащий экстрадиции, передается и доставляется компетентным органам в страну, чье требование о выдаче было удовлетворено.
В таком случае правонарушитель, подлежащий экстрадиции, передается и доставляется компетентным органам в страну, чье требование о выдаче было удовлетворено.

На сегодняшний день число экстрадируемых в Россию лиц значительно ниже, чем количество преступников, которых выдала она. Несмотря на то, что Российская Федерация имеет более 300 международных договоров об оказании правовой помощи, процесс экстрадиции нередко усложняется, если в деле замешаны политические или юридические мотивы. Также в процессе принятия решения, не последнее место занимает уровень сотрудничества в данном вопросе между странами, а также отношение к Российской Федерации как к государству в целом.

В процедуре экстрадиции часто действует принцип «ты – мне, я – тебе». Так как РФ своих граждан никому не выдает, как, скажем, страны-члены ЕС, которые заключили между собой соглашение об экстрадиции, некоторые страны не спешат выдавать России преступников, находящихся на их территории.

Для экстрадиции преступника мало послать иностранному государству запрос с требованием о его выдаче, просьбу необходимо конструктивно обосновать и соблюсти все правила, иначе запрашиваемая держава ее не удовлетворит.

Чаще всего в экстрадиции отказывают по следующим причинам:

  1. предоставленные в запросе доказательства вины были признаны недостаточными;
  2. лицо, в отношении которого требуют применить экстрадицию, не является гражданином/подданным запрашивающего государства;
  3. лицо, выдачу которого требуют, подпадает под условия, запрещающие это.
  4. регламент подачи соответствующего запроса был нарушен;

Для того чтобы избежать экстрадиции в Россию, для убежища следует выбирать страны, которые не связаны с ней обязательством взаимовыдачи преступников, например, США или Великобританию.

Если вы находитесь на территории страны, с которой у России подписан международный договор об экстрадиции, правильным решением будет заручиться поддержкой специалистов.

Довольно часто в новостях или средствах массовой информации можно встретить термины «экстрадиция» и «депортация», причем применяются они не всегда корректно. Депортация применяется к иностранцам, нарушившим правила проживания либо миграционного учета, эту процедуру также можно назвать административным выдворением, она заключается в принудительной высылке лица или целой группы лиц в другое государство. А вот выдача преступника одним государством другому называется экстрадицией, в процессе которой выдаваемый гражданин находится под присмотром и в некоторых случаях может быть предварительно арестован.

Выдача преступников другому государству в уголовном праве занимает особенную роль, так как является важнейшим инструментом международного сотрудничества. Между странами ЕС заключены соглашения о выдаче своих граждан – так называемый Европейский ордер на арест, который значительно упрощает и ускоряет процедуру экстрадиции.

Многие государства, в числе и РФ, имеют двусторонние договоры о правовой помощи либо являются членами схожих по содержанию конвенций. Если подобных договоренностей нет, право убежища и выдача преступников осуществляется по усмотрению правительства запрашиваемой страны. Довольно часто на решение об удовлетворении требования о выдаче влияют политические взаимоотношения государств либо репутация конкретной страны на международной арене.

Если страны хорошо сотрудничают между собой в правовых, а также политических аспектах и протокол процедуры экстрадиции соблюден в полной мере, выдача предполагаемого преступника осуществляется в большинстве случаев. В современном мире преступность набирает обороты, все больше выходя на международный уровень. Экстрадиция в зависимости от договоренностей применяется в большинстве развитых стран и помогает привлекать к ответственности преступников, на чьей территории они не находились бы.

Этот процедура имеет огромное значение в межгосударственных правовых взаимоотношениях.

Теоретически любой спор гражданского, семейного или иного характера стороны могут решить мирно.

Но на Пребывание и проживание – эти термины употребляются в российских нормативных актах для обозначения отношения Такая процедура, как снятие с регистрационного учета по месту жительства, прописана в законодательстве России Столица во все времена привлекала жителей регионов и иностранных граждан обилием возможностей для реализации,

Механизм экстрадиции в уголовном праве России

»

Экстрадиция в уголовном праве стала результатом понимания главами правительств разных стран потребности бороться совместно с нарастающей в мире преступной силой. Наличие потенциала скрыться от наказания на землях иного государства способно породить небывалый рост преступных деяний отдельными лицами против общества.

Учитывая этот факт, политики пришли к выводу о необходимости задерживать и передавать для исполнения правосудия лиц, совершивших преступление на земле того государства, которое запросило выдать лицо, для отбывания им назначенного ему наказания.

Данное правовое явление существует с древнейших времён, а в условиях растущей преступности получает всё большее распространение в отношениях между державами. Преступники, совершившие незаконные действия на территории одной страны и надеющиеся скрыться от правосудия, покинув её, далеко не всегда могут рассчитывать на успех своего предприятия. Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника.

Институт экстрадиции охватывает только уголовные преступления.

Условия, по которым осуществляется экстрадиция между государствами, закреплены в специальных законодательных актах. В зависимости от того, какие договоры и отношения существуют между странами, выдача преступных элементов другой стране может являться:

  1. правом государства;
  2. его прямой обязанностью.

Обязанность осуществить экстрадицию – явление, не распространённое в мировой правовой практике.

Она может наступить только в результате заключения специального соглашения между державами, где будут прописаны условия, обязывающие выдать преступника. Наличие договора об экстрадиции — это ещё не гарантия того, что субъекта передадут для правосудия в другую страну.

Только подтверждение всех перечисленных в документе фактов, необходимых для выдачи, делает её обязательной. Преимущественно экстрадиция считается правом государства, коим можно при необходимости воспользоваться:

  1. в согласии со своим внутренним законодательством.
  2. по своему усмотрению;

Ни одно государство не может заставить другое выдать ему преступника, когда нет соответствия этим действиям во внутренних законах страны. Этим нюансом в мировом праве зачастую пользуются лица, скрывающиеся от правосудия.

Российская Федерация является участницей:

  1. ряда двусторонних соглашений, предусматривающих экстрадицию.
  2. большинства международных договоров, являющихся правовой основой выдачи нарушителей закона;

Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление.

Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:

  • Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
  • Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.

Российское законодательство не предусматривает экстрадицию в качестве преступника гражданина России.

Это закреплено в Конституции государства и в 13-й статье Уголовного кодекса.

Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:

  1. на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
  2. при условии обмена преступниками.
  3. в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;

Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом. Условия экстрадиции в уголовном праве разнятся в зависимости от законодательной базы держав.

Однако некоторое единообразие можно всё же наблюдать. Если правоохранительные органы выяснили, кто виновник преступления и где он скрывается, государство вправе выдвинуть запрос о его выдаче для свершения правосудия.

При этом запрос возможен только в случаях:

  • Преступник наделён гражданством этой страны либо не имеет гражданских обязанностей ни перед какой страной.
  • Преступление осуществлено против этой страны, нанесло ей весомый ущерб, вред.
  • Преступление зафиксировано в области державы, запросившей обвиняемого.

Доказанность вышеперечисленного – обязательное условие для рассмотрения запроса и формулировки ответа на него.

Ознакомившись с запросом и определяя дальнейшее действия, государство, в котором находится нарушитель, обязательно учитывает:

  1. какое наказание будет применено к преступнику, в стране, запросившей его для совершения правосудия.
  2. существует ли в конкретной ситуации тождественность между характеристикой преступления;

Выдача преступника, с точки зрения Российского законодательства, может производиться только в случае, если в РФ указанное преступление также является уголовно наказуемым. Кроме этого, выдача невозможно, если в запросившей субъекта стране за совершённое преступление назначается смертная казнь. Поскольку в России введён мораторий на смертный приговор, она не выдаёт лиц в том случае, если в другой стране им грозит подобное наказание.

Среди условий, соблюдение которых обязательно при экстрадировании субъекта, находятся также:

  • Вина запрашиваемого лица основательно доказана.
  • Документально оформленные заверения страны-просителя в том, что судится выдаваемый будет лишь за то деяние, какое указано в запросе.
  • Если наказуемый сбежал из государства после вынесения приговора, к запросу необходимо приложить приговор, который вынесен государством страны-просителя.

При несоблюдении перечисленных формальностей запрос будет отклонён. УПК РФ обозначает обязательность наличия также таких условий:

  1. вынесенный приговор представляет собой лишение свободы на время большее, чем 6 месяцев.
  2. преступление, совершённое преступником, наказывается сроком не менее одного года заключения под стражу;

В других случаях вопрос об экстрадиции рассматриваться не будет. В целом ряде случаев государство может отказать в выдаче человека для осуществления правосудия над ним в государстве, запросившем его выдачу.

Часть из них является международно-признанными. Другие вытекают из особенностей Российского законодательства. Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз.

Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является.

Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами. Кроме этого, в качестве международно-принятых причин отказа кратко можно назвать:

  1. субъект не может быть осуждён за деяние, если прошли сроки давности;
  2. имеются законные причины, которые делают экстрадицию невозможной.
  3. субъект получил официальное убежище в той стране, где находится;
  4. ему выдвинуто частное обвинение;

Законами России также предусмотрены частные случаи, когда страна отказывает в удовлетворении запроса об экстрадиции. Это происходит в таких ситуациях:

  • Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
  • Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
  • Если преступление признано политическим.
  • Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.
  • Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
  • Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
  • Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.

В этих случаях лицо не будет экстрадировано.

Но это не означает, что оно вовсе избежит правосудия.

Суд будет осуществляться по российским законам. Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает ещё два варианта экстрадиции:

  • Экстрадиция на определённое время (если над лицом ведётся следствие в РФ или оно отбывает наказание, а за это время может истечь срок давности по тому обвинению, из-за которого запрашивается его выдача).
  • Отсрочка в экстрадиции (когда запрашиваемый субъект должен отбыть наказание в РФ за какое-либо преступление, и лишь затем он будет выдан для последующего суда).

То есть в борьбе с мировой преступностью РФ занимает такую позицию, при которой стремится к позитивному сотрудничеству с другими государствами, стремясь при этом не ущемить интересы России в соблюдении норм права. В большинстве случаев в выдаче отказывают, если преступник является гражданином той страны, где он пытается скрыться от правосудия.

Картина экстрадиции представляет собой цепь событий, в которых важную роль играет письменное оформление всех стадий процесса. Она выглядит следующим образом:

  • Прокуратура действует согласно указаниям Генеральной прокуратуры. Для арестованного следует заключение под стражу, а правоохранительными органами выясняются обстоятельства, связанные с возможной экстрадицией.
  • В течение срока, когда подозреваемый находится под арестом, правоохранительные органы обязаны провести проверку на возможность экстрадиции данного лица.
  • Инициатору розыска и ареста преступника даётся 40 дней на передачу запроса о выдаче преступного элемента. Если не поступил соответствующий запрос, то задержанный оказывается на свободе. В противном случае срок его заключения продлевается на установленный уголовно-процессуальным кодексом срок.
  • Если проверка подтверждает возможность и законность выдачи, подписывается соответствующий документ, о подписании которого обязательно должен быть извещён субъект, ожидающий экстрадиции.
  • Дело передаётся в местную прокуратуру, куда пересылается и задержанный.
  • В РФ организуется поиск и задержание субъекта запроса, и сообщение о выполнении задержания в страну, приславшую запрос.
  • Если у государства имеются основания для отказа в выдаче, задержанный отпускается из-под стражи.
  • Передача сведений от государства-инициатора о том, что некое лицо разыскивается в связи с уголовным преследованием и есть основания полагать, что оно находится на территории запрашиваемой страны.
  • Получив уведомление о задержании искомого лица, страна направляет официальное подтверждение, что лицо ещё разыскивается и подозрение в его виновности не снято, и ходатайствует о заключении лица и содержании его под стражей до момента оформления запроса о выдаче и положительного решения данного вопроса.

Механизм подготовки выдачи чётко проработан и требует обязательного соблюдения всех формальностей, поскольку в международном праве страны стремятся избегать каких-либо неточностей в порядке осуществления многосторонних соглашений.

Когда вина преступника доказана и удовлетворены все условия, необходимые для реализации экстрадиции, решение о её назначении в России принимается генеральным прокурором либо лицом, исполняющим обязанности его заместителя.

О принятии решения о выдаче лица иностранному государству в обязательном порядке информируется субъект экстрадиции.

При этом ему должны быть разъяснены все его права. В том числе и право обжаловать данное решение генпрокурора России. Обжалование решения об экстрадиции в российском уголовном законодательстве предусмотрено четыреста шестьдесят третьей статьёй уголовно-процессуального кодекса.

Подать жалобу на подобное решение можно в течение десяти дней после его вступление в силу, которое происходит также через десять дней после принятия решения генеральным прокурором или его замом.

В случае поступления жалобы в судебную инстанцию не позднее чем в тридцатидневный срок предоставляются все материалы и доказательства по делу. На основании этих документов выносится одно из двух возможных решений:

  1. жалобу считать обоснованной, а прежнее решение прокурора отменить.
  2. оставить решение в силе, а жалобу не удовлетворять;

Когда решение остаётся в силе, начинается процедура передачи преступника органами РФ органам иностранного государства.

Когда решение об экстрадиции считается отменённым, задержанный субъект далеко не всегда получает свободу. Отказ в выдаче вовсе не означает, что лицо признано невиновным. Возможно наличие условий, препятствующих выдаче, хотя вина преступника очевидна и доказана. В такой ситуации согласно Конституции России, а также отдельным пунктам международных соглашений судопроизводство происходит по российским законам.

В такой ситуации согласно Конституции России, а также отдельным пунктам международных соглашений судопроизводство происходит по российским законам. В соответствии с ними назначается и наказание, и отбывать его обвиняемому предстоит также на территории нашей страны.

Большинство развитых государств прекрасно осознают угрозу спокойствию жителей планеты от распространяющейся преступности. На сегодняшний день можно говорить о том, что институт экстрадиции стремится к максимальному упрощению, чтобы преступление наказывалось по всей строгости закона страны, где оно совершено. Кроме того, постепенно упрощается и документально-оформительская работа при проведении процедуры экстрадиции.

Выдача обнаруженного преступника какому-либо другому государству осознаётся как одно из средств противостояния распространению беззаконных деяний.

Всё это обусловлено:

  1. стремлением погасить вспышки преступности.
  2. развитием теории о необходимости международного сотрудничества;

Всё большее количество преступлений утрачивает статус политических, то есть таких, при которых невозможна выдача преступников, поскольку их результатом являются многочисленные жертвы.

Однако отдельные государства, находясь на стадии развития и нуждающиеся в притоке капитала, закрывают глаза на незаконное происхождение денежной массы и отказываются от выдачи преступников.

Происходит это даже при доказанности вины последнего.

При этом такие страны уклоняются от подписания соответствующих договоров и соглашений. Подобное поведение решительно препятствует борьбе с преступными элементами и порождает возможность скрыться от правосудия.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+