Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Договор оперативного управления опо

Договор оперативного управления опо

Договор оперативного управления опо

Договор оперативного управления образец бланк (бланк, образец — 2021)

Оперативное управление – это ограниченное право организации владеть каким-либо государственным (муниципальным, либо федеральным) имуществом. Дается оно для ведения различного рода деятельности, но «подконтрольной» собственнику. Ограничения, связанные с приобретением имущества по договору оперативного управления По такому договору, организация, приобретшая какое-либо имущество, не имеет право самостоятельно распоряжаться им.

То есть не может отдать, продать, подарить, обменять, отдать в залог и т.д. Также не может передать право оперативного управления на данное имущество другому лицу.

Право аренды возможно, только, если собственник даст на это согласие.

Вообще, права, относительно такого имущества, реализовываются лишь в рамках выполнения заданий от собственника и использования объекта для определенного рода деятельности, выполнения узко сформулированных задач. Причем, при отступлении от данных правил, собственник может изъять объект, используемый «не по назначению» и воспользоваться им так, как он считает нужным.

Составление договора оперативного управления Такой договор заключается между собственником в лице государственной структуры и лицом, которое может эффективно воспользоваться этой собственностью.

Он, как и любой другой договор, должен включать в себя:

  1. стоимость передаваемого имущества;
  2. права и обязанности сторон;
  3. данные о сторонах, заключивших договор (наименование, кто является руководителем и на основании какого документа действуют);
  4. сроки действия договора (случаи, когда он может быть расторгнут досрочно, как часто может быть пересмотрен и т.д.);
  5. информацию о передаваемом объекте (указывается также его назначение, в соответствии с которым должна действовать «сторона-пользователь» по договору оперативного управления, и то, что оно находится на балансе учреждения, которое принимает имущество);
  6. порядок разрешения возможных споров;
  7. данные сторон, дата составления, подписи, количество экземпляров.
  8. ответственность сторон, заключивших договор;

Договор оперативного управления в обязательном порядке подлежит госрегистрации. Без нее такой договор недействителен. К такому договору прилагается акт приемки-передачи объекта, в котором указываются все его характеристики.

Такой документ также регистрируется.

Ниже расположен типовой бланк и образец договора оперативного управления вариант которого можно скачать бесплатно.

Прикреплённые файлы: Закажите услугу у юриста Ваши обращения конфиденциальны! Заказать Закажите услугу у юриста Ваши обращения конфиденциальны!

Заказать + © 2016.

Договор на право оперативного управления имуществом

По договору оперативного управления муниципальное или федеральное имущество передается в управление юридическим лицам, для ведения производственной деятельности.

Права по данному имуществу ограничены. Организация, получившая имущество, владеет им на праве оперативного управления, то есть использует в целях своей производственно-хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства, заданий собственника и назначения имущества.

Имущество полученное в оперативное управление не может быть продано, передано в дар или залог, вложено в уставный капитал другого юридического лица. Кроме того, собственник имеет право изъять излишне переданное или используемое не по назначению имущество.

Изъятое имущество используется собственником по своему усмотрению. Сдаваться в аренду имущество, полученное в оперативное управление, может только с согласия собственника.

Договор оперативного управления имуществом Договор на передачу муниципального имущества юридическому лицу в оперативное управление заключается на основании постановления главы муниципального образования. Договор оперативного управления имуществом заключается между собственником и лицом, способным эффективно использовать переданное имущество. В договор вносятся данные сторон договорных отношений, кроме того указывается:

  • Обязанности сторон договорных отношений;
  • Указывается стоимость передаваемого имущества, по которой оно будет учтено в балансе стороны получившей имущество;
  • Права юридического лица, которые распространяются на имущество;
  • Реквизиты и подписи сторон, скрепленные печатями.
  • Условия по внесению изменений и дополнений в договор;
  • Условия досрочного расторжения договора;
  • Срок действия договора;
  • Основные сведения о передаваемом имуществе (наименование, адрес местоположения, технические характеристики);

К договору прилагается акт о передаче и приеме имущества, в котором указывается полный перечень объектов, передаваемых в оперативное управление, с описанием технических характеристик, состояния и стоимости имущества.

Если в оперативное управление было передано помещение, то к договору прилагается копия поэтажного плана здания, в котором находится передаваемое помещение. Если передается в оперативное управление здание целиком, то прилагается план всего здания и земельного участка на котором оно расположено. Договор оперативного управления имуществом обязателен для государственной регистрации, если предметом договора является недвижимость.

Право оперативного управления недвижимостью возникает у организации только после государственной регистрации.

Имущество, полученное в оперативное управление, отражается в балансе предприятия в стоимости указанной в постановлении и в договоре.

На имущество полученное в оперативное управление начисляется амортизация в общепринятом порядке. Подготовку проекта договора оперативного управления муниципальным (федеральным) имуществом доверьте квалифицированным юристам.

Их знания и опыт при составлении договора помогут учесть все нормы действующего законодательства, что избавит вас от возникновения возможных конфликтных ситуаций в период действия договорных отношений. По договору оперативного управления муниципальное или федеральное имущество передается в управление юридическим лицам. для ведения производственной деятельности .

Права по данному имуществу ограничены. Организация, получившая имущество, владеет им на праве оперативного управления, то есть использует в целях своей производственно-хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства, заданий собственника и назначения имущества.

Имущество полученное в оперативное управление не может быть продано. передано в дар или залог, вложено в уставный капитал другого юридического лица. Кроме того, собственник имеет право изъять излишне переданное или используемое не по назначению имущество. Изъятое имущество используется собственником по своему усмотрению.
Изъятое имущество используется собственником по своему усмотрению. Сдаваться в аренду имущество.

полученное в оперативное управление, может только с согласия собственника.

Договор на передачу муниципального имущества юридическому лицу в оперативное управление заключается на основании постановления главы муниципального образования . Договор оперативного управления имуществом заключается между собственником и лицом, способным эффективно использовать переданное имущество. В договор вносятся данные сторон договорных отношений, кроме того указывается :

  • Обязанности сторон договорных отношений;
  • Срок действия договора;
  • Условия досрочного расторжения договора ;
  • Права юридического лица, которые распространяются на имущество;
  • Реквизиты и подписи сторон, скрепленные печатями.
  • Условия по внесению изменений и дополнений в договор;
  • Основные сведения о передаваемом имуществе (наименование, адрес местоположения, технические характеристики);
  • Указывается стоимость передаваемого имущества, по которой оно будет учтено в балансе стороны получившей имущество;

К договору прилагается акт о передаче и приеме имущества.

в котором указывается полный перечень объектов, передаваемых в оперативное управление, с описанием технических характеристик, состояния и стоимости имущества. Если в оперативное управление было передано помещение, то к договору прилагается копия поэтажного плана здания, в котором находится передаваемое помещение. Если передается в оперативное управление здание целиком, то прилагается план всего здания и земельного участка на котором оно расположено .

Договор оперативного управления имуществом обязателен для государственной регистрации.

если предметом договора является недвижимость. Право оперативного управления недвижимостью возникает у организации только после государственной регистрации.

Имущество, полученное в оперативное управление, отражается в балансе предприятия в стоимости указанной в постановлении и в договоре. На имущество полученное в оперативное управление начисляется амортизация в общепринятом порядке . Подготовку проекта договора оперативного управления муниципальным (федеральным) имуществом доверьте квалифицированным юристам.

Подготовку проекта договора оперативного управления муниципальным (федеральным) имуществом доверьте квалифицированным юристам. Их знания и опыт при составлении договора помогут учесть все нормы действующего законодательства, что избавит вас от возникновения возможных конфликтных ситуаций в период действия договорных отношений. Собственник может передать своё имущество в оперативное управление другому юридическому лицу, которое после заключения соответствующего договора получит право управления имуществом, но исключительно для выполнения задач и функций, указанных собственником.

Таким образом, оперативное управление – это одна из форм ограниченного вещного права. Подобная практика применялась в нашей стране еще в 60-х гг. XX века. В наши дни составление договоров оперативного управления остается актуальным, поскольку передача в оперативное управление различного имущества позволяет вовлекать в хозяйственные процессы большее число организаций.

При этом благодаря делегированию прав управления имуществом его собственник может наладить более эффективное использование своих мощностей.

В оперативное управление может передаваться имущество государственное, муниципальное, являющееся собственностью организации или частного лица.

При этом основные признаки такого имущества должны быть следующими:

  1. конкретное месторасположение и обособленность
  2. невозможность перемещения
  3. высокая стоимость (когда утрата такого имущества может нанести непоправимый ущерб собственнику)

В качестве примера имущества, передаваемого в оперативное управление, можно рассматривать целое предприятие. В данном случае это недвижимость со всей совокупностью имущества: движимого, недвижимого, денежными средствами, ценными вещами и т.д. Здесь договор оперативного управления предусматривает оперативное управление предприятием, как единым целым.

При составлении данного документа стороны соглашения должны руководствоваться нормами ГК, НК, БК РФ, федерального законодательства, а также положениями, прописанными в актах органов местного (муниципального) самоуправления.

В целом же, и направление деятельности получившей имущество на правах оперативного управления организации, и выполняемые ею функции четко определяются и жёстко ограничиваются собственником данного имущества. Объем полномочий, коими наделяется компания, осуществляющая оперативное управление, определяется владельцем имущества путем составления договора. После подписания этого документа обеими сторонами соглашения и изданием собственником постановления о переходе имущества в оперативное управление, право на пользование объектом переходит другому участнику сделки.

Правовой статус переданного имущества меняется только после прохождения обязательной государственной регистрации права, проводимой либо по адресу нахождения имущества, либо по юридическому адресу обладателя этого права. Центробанк может передать в оперативное управление объект недвижимости муниципальному образованию?

В настоящее время большую популярность набирают правоотношения, связанные с арендой недвижимого имущества, без приобретения права на него. Разновидностью таких соглашений является договоренность между субъектами экономических отношений по оперативному управлению недвижимым имуществом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-51-68. Это быстро и бесплатно ! Как было указано выше, данное соглашение является разновидностью договора аренды, но такие правоотношения не урегулированы отдельными нормами Гражданского кодекса, поэтому применяется сложившаяся юридическая практика.

Это быстро и бесплатно ! Как было указано выше, данное соглашение является разновидностью договора аренды, но такие правоотношения не урегулированы отдельными нормами Гражданского кодекса, поэтому применяется сложившаяся юридическая практика. Исходя из этого, под договором оперативного управления имуществом подразумевается письменное соглашение между субъектами хозяйственной деятельности, либо муниципальными (государственными органами), на основании которого, одна сторона, которой принадлежит недвижимое имущество, передает его в управление другой стороне, при этом за это не берется плата. Такое существенное отличие его от договора аренды.

Плюс к этому нужно добавить, что недвижимое имущество, передающееся таким способом, должно быть поставлено на баланс субъекта хозяйственной деятельности, и соответственно оперативный управитель платит налоги, проводит амортизационные отчисления. Правовые нормы оперативного управления.

Исходя из этого, можно выделить три основных отличия такого соглашения от других способов передачи имущества в пользование:

  1. полученное таким образом имущество через некоторый промежуток времени возвращается его владельцу, то есть его нельзя продать, подарить, передать в субаренду.
  2. за пользование имуществом не берется плата, то есть сделка безвозмездная;
  3. полученный объект недвижимости становится на баланс юридического лица, и с него идет обязательная уплата всех налогов и сборов;

Важно запомнить, что все договора по оперативному управлению имуществом должны пройти обязательную регистрацию в специальном государственном органе.

Что такое договор риэлторских услуг и когда его следует заключать, читайте по ссылке. Если такой процедуры не будет, то соглашение автоматически будет признано недействительным, а это значит, что стороны не наделяются никакими правами и обязанностями. Для того чтобы разобраться в том, какое имущество может передаваться в оперативное управление, нужно понимать, что подразумевается под этим действием.

Оперативное управление предусматривает факт передачи имущество в полное распоряжение одной из сторон. Такое право несколько ограничено, поскольку объект не может стать собственностью управителя, и без согласия владельца передаваться по аналогичному договору третьей стороне.

Хотите продать дачу? Для этого нужно составить договор, а что он должен включать — читайте в этой статье.

Сторона, получившая объект недвижимости в оперативное управление должна использовать его по назначению, имеет право ремонтировать, улучшать (с разрешения собственника). По окончании срока договора, имущество должно быть передано назад со снятием с баланса владельцу в таком же или улучшенном состоянии. Субъектами таких правоотношений выступают только лица, ведущие экономическую деятельность, а также органы муниципалитета или государственной власти.

В эту категорию можно отнести и индивидуальных предпринимателей, которые будут выступать не как физическое лицо, а как ИП. Что такое оперативное управление, смотрите в этом видео: Поэтому можно прийти к выводу, что передавать имущество в оперативное управление можно только то, что используется для хозяйственной деятельности и является средствами производства (склады, офисные помещения). В эту категорию не подпадает жилая недвижимость.

Образец договора на оперативное управление имуществом, можно скачать ниже.

Важно запомнить, что участниками таких правоотношений не могут выступать граждане (физические лица).

Это вызвано тем, что принадлежащее им имущество невозможно передать юридическим лицам, без переоформления права собственности. Муниципальное имущество имеет особый статус, поскольку принадлежит государству в лице местного образования. Закон не накладывает запрет на передачу его в оперативное управление, но требует специальной процедуры.

Его распорядителем является глава образования, и только ему принадлежит право передачи имущества и подписания соответствующего договора. Как было указано выше, данные органы также являются субъектами таких правоотношений. Перед тем, как передать муниципальное имущество в оперативное управление, должно быть вынесено соответствующее разрешение, и выдан приказ за подписью главы образования.

Перед тем, как передать муниципальное имущество в оперативное управление, должно быть вынесено соответствующее разрешение, и выдан приказ за подписью главы образования. Это будет основанием снятия его с баланса муниципалитета, и соответственной постановки на учет в субъекте хозяйственной деятельности.

В квартире можно жить по договору социального найма, а что это такое и есть ли в таком договоре преимущества, читайте по ссылке. Исходя из этого, особенности такого договора будут следующие:

  1. должна быть проведена оценка передающегося имущества, если нет его кадастровой стоимости.
  2. сторонами будут выступать муниципалитет в лице главы, а также юридическое лицо;

Кроме этого к самому договору должна быть приложена заверенная копия приказа о разрешении на передачу имущества в оперативное управление, а также справка, о том, что оно снято с баланса муниципального органа.

Что входит в оперативное управление компанией, расскажет это видео: Важно понимать, что муниципальное имущество не может быть передано на баланс индивидуального предпринимателя.

Это прямо не запрещено законом, но на данный период времени сложилась определенная юридическая и судебная практика по таким вопросам. Когда принято решение о передачи недвижимого имущества в оперативное управление, необходимо следовать определенным правилам, чтобы все было оформлено по закону.

Рассмотрим пошаговую инструкцию такой передачи.

  • Первое это достижение предварительной договоренности о передаче и принятии недвижимого имущества в оперативное управление. Она достигается между двумя юридическими лицами (муниципалитетом), ИП. По желанию объект может быть осмотрен, проведена его предварительная оценка.
  • После того, как такая договоренность достигнута, стороны проверяют наличие арестов и других запретов на действия с имуществом, и, если таковых нет, готовят договор. О его обязательных реквизитах будет рассказано ниже.
  • После подписания соглашения, сторона передавшая имущество в оперативное управление, снимает его со своего баланса, а принявшая ставит на свой учет. Именно с этого момента нужно уведомить налоговую инспекцию, чтобы тому лицу, кто передал, не насчитывались налоги.
  • Последний шаг состоит в том, что сторона принявшая объект в оперативное управление, обязана взять оригинал договора и отвезти его в специальную регистрационную службу, чтобы соглашение попало в специальный государственный реестр.
  • Следующий шаг — это подписание соглашения. Оно должно быть письменным, нотариальная регистрация не обязательна. В нем прописываются все права и обязанности сторон, порядок расторжения договора.

Когда следует подписывать дополнительное соглашение к договору аренды, ответ находится здесь. После этого управитель получает право на распоряжение имуществом.

Важно запомнить, что недвижимость переданная таким образом должна использоваться только по ее целевому назначению.

Нарушение этого правила может привести к тому, что договор может быть разорван досрочно. Договор об оперативном управлении имуществом, должен иметь обязательные реквизиты, о которых и пойдет речь.
  • Цена договора. Как было указано выше, это безвозмездная передача имущества, поэтому никакой цены указано не будет.
  • Форс мажорные обстоятельства. В принципе во всех договорах они стандартные, это отсутствие вины в случае повреждения имущества при стихийных бедствиях, а также иных непредвиденных обстоятельствах.
  • Права лица, которое передает имущество. В этих пунктах нужно четко прописать что, без его разрешения управителю запрещается передавать имущество в аренду, продавать, дарить, а также совершать с ним иные действия, кроме использования по назначению в своей хозяйственной деятельности. Также следует указать, что представители владельца имеют право доступа к имуществу в любое время, без каких-либо ограничений, для проверки технического состояния. Последнее, это пункты, содержащие возможность ремонта, и улучшения помещения.
  • Обязанности управителя. Такой субъект хозяйственной деятельности обязан содержать объект недвижимого имущества в надлежащем состоянии, умышленно не портить его товарную стоимость, уплачивать все обязательные налоги и взносы. Без разрешения собственника не передавать его в пользование и собственность третьих лиц.
  • Обязанности собственника. Он обязан передать помещение на условиях договора, а также в том техническом состоянии, которое выявлено при проведении предварительного осмотра. Кроме этого он не должен препятствовать хозяйственной деятельности в этом помещении.
  • Предмет соглашения. Это конкретный объект недвижимого имущества, который имеет индивидуальные признаки (материал, из которого он сооружен, квадратуру, а также находящиеся в нем пристройки, подсобные помещения и оборудование). Это в обязательном порядке нужно описать, и приложить техническую документацию.
  • Права управителя. Эти пункты предусматривают использование помещения по назначению, проведение некоторого ремонта, в случае необходимости, а также иные действия по согласованию с владельцем.

Важно запомнить, что по всем возникшим разногласиям, стороны должны подписывать дополнительные соглашения.

Договор оперативного управления. Данное соглашение прекращается по двум основаниям:

  • В случае если были нарушены его пункты. Это может быть использование имущества не по назначению, повреждение его, либо совершение с ним иных действий без согласия владельца. Также сюда входит реорганизация или банкротство одной из сторон.
  • Окончание срока действия договора. Это условие прописывается в нем, и если одна из сторон не желает дальнейших правоотношений, то она уведомляет об этом за месяц до окончания действия соглашения.

Особенности аренды нежилого помещения можно узнать тут.

Важно запомнить, что действия управителя, по которым он передаст принятое имущество в собственность третьего лица, влекут не только разрыв соглашения, но и судебные тяжбы по возврату недвижимости.

Договор управления недвижимым имуществом — это соглашение, по которому одна сторона безвозмездно передает другой свою собственность во временное пользование и использование по прямому назначению, с постановкой на баланс и уплатой налогов. Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже: ________________________________________________ в лице ________________________________________________, действующего на основании ________________________________________________, именуемый в дальнейшем «Администрация », с одной стороны, и ________________________________________________ в лице ________________________________________________, действующего на основании ________________________________________________, именуемый в дальнейшем «Учреждение », с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор », о нижеследующем: 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА 1.1. На основании ________________________ свидетельства №________ от «___» _____________ 2016 года Администрация передает, а Учреждение принимает по настоящему Договору имущество (нежилое помещение, здание, сооружение) общей площадью ________ кв.м. расположенное по адресу ________________________________________________ на праве оперативного управления.

Для использования под: ________________________________________________. Характеристики помещения указаны в выписке из технического паспорта БТИ №________ от «___» _____________ 2016 года, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора. 2. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА 2.1.

Срок действия Договора на право оперативного управления устанавливается с «___» _____________ 2016 года по «___» _____________ 2016 года.

2.2. Настоящий Договор вступает в силу с момента регистрации его в установленном законом порядке. 3. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИМУЩЕСТВА 3.1.

Передача имущества в оперативное управление производится по Акту приемки-передачи.

Акт передачи помещения оформляется в соответствии с действующими нормативными документами, регистрируется в установленном законом порядке, заверяется сторонами и хранится в деле по оформлению Договора.

3.2. Данное нежилое помещение учитывается на балансе Учреждения. 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН 4.1. Права и обязанности Администрации.

4.1.1. Администрация имеет право: контролировать использование по назначению и сохранность переданного в оперативное управление Учреждению имущества.

4.1.2. Администрация вправе изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядится по своему усмотрению. 4.1.3. В случае необоснованного отказа владельца городской собственности (или прежнего балансодержателя) передать нежилое помещение на баланс новому владельцу, Администрация принимает меры к его осуществлению в соответствии с действующим законодательством.

4.2. Права и обязанности Учреждения.

4.2.1. Учреждение имеет право: l владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом в пределах очерченных требованиями законодательства, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества; l обратиться в ГорБТИ с целью изготовления технического паспорта.

4.2.2. Учреждение обязано: l содержать нежилое помещение в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации; l производить капитальный и текущий ремонт, переоборудование помещений, связанные с деятельностью Учреждения, за свой счет в сроки, установленные территориальным управлением или муниципальным округом, (но не более 2-х лет) в соответствии с документацией, разработанной в специализированной проектной организации; l не производить никаких перепланировок и переоборудования помещения, связанных с деятельностью Учреждения, без письменного разрешения Администрации; l обеспечить беспрепятственный доступ в нежилое помещение представителей органов исполнительной власти и административных органов с целью проверки документации и контроля за использованием помещений; l не совершать действий, препятствующих инвентаризации нежилого помещения, переданного по настоящему Договору; Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, производить: l продажи, безвозмездной передачи другому лицу, передачи в аренду; l вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ; l отдавать в залог имущества; l производить других действий, которые могут повлечь за собой отчуждение государственной собственности; 4.2.3.

Учреждение не вправе передавать права оперативного управления другим юридическим и (или) физическим лицам.

5. ДОСРОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА 5. Договор может быть расторгнут: l по соглашению сторон; l при ликвидации или реорганизации сторон в соответствии с действующим законодательством; Нежилые помещения могут быть изъяты у пользователя в установленном порядке в случае нарушений условий эксплуатации и использования, несвоевременно вносимых платежей или несвоевременного их освоения (ремонта, согласно гарантийным обязательствам). 6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ 6.1. Настоящий Договор заключен в двух экземплярах (соответствующим образом прошнурованный, пронумерованный и заверенный Администрацией) один хранится у Учреждения, второй в Администрации.

6.2. При изменении реквизитов стороны обязаны уведомить друг друга в письменном виде заказными отправлениями.

6.3. Размещение рекламы на наружной части помещения, находящегося в оперативном управлении, должно быть согласовано в установленном порядке. 6.4. Внесение в Договор каких-либо иных дополнительных имущественных требований, помимо внесенных в распорядительные документы, не допускается. 6.5. Споры, возникающие по Договору, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

6.6. С момента вступления в силу настоящего Договора предыдущие документы на право владения имуществом и условия их заключения считаются недействующими. Другие изменения в Договор вносятся только дополнительным соглашением подписанным сторонами заключившими Договор.

7. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Регистрация ОПО по новым правилам: комментарии

Итак, вступили в силу: Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 г.

№ 494

«Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»

и Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495

«Об утверждении требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов»

.

Перед началом регистрации проводится идентификация ОПО, то есть эксплуатирующая (или приглашенная экспертная) организация, ориентируясь на приложение № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. решает, относится ли объект к категории опасных производственных, выявляет все возможные признаки опасности объекта с учетом их количественных и качественных характеристик, проверяет, учтены ли все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности. В ходе указанных выше действий владелец ОПО анализирует (п.

8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО): проектную документации (документацию) объекта;

  1. спецификации установленного оборудования;
  2. данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
  3. документацию (паспорта, руководства по эксплуатации и т.д.) на технические устройства, используемые на объекте;
  4. обоснование безопасности ОПО (в случае его разработки);
  5. сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  6. декларацию промышленной безопасности (в случае ее разработки);
  7. технологические регламенты;
  8. генеральный план расположения зданий и сооружений;

На основании данных идентификации владелец объекта (или приглашенная экспертная организация) заполняет сведения, характеризующие ОПО.

При подаче документов на регистрацию Ростехнадзор проверяет правильность проведенной идентификации, а также присвоение наименования и класса опасности ОПО. Согласно п. 14 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495, владелец ОПО (эксплуатирующая организация) не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта подает в Ростехнадзор документы на его регистрацию.

Пакет документов может включать в себя (п. 19-21 Административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г.

№ 494):

  1. сведения, характеризующие каждый ОПО (в двух экземплярах) по форме приложения № 4 к Административному регламенту, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494;
  2. текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы).
  3. копии документов, подтверждающих право владения ОПО (в том числе земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещаются ОПО);
  4. обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения ЭПБ (в случаях, установленных п. 4 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.);
  5. заявление о регистрации ОПО;

Обратите внимание! Документы, указанные в п. 1-3 списка, являются обязательными для всех категорий ОПО.

С 14.02.2017 г. документы на регистрацию ОПО подаются только в управление Ростехнадзора по юридическому адресу владельца объекта, независимо от места нахождения ОПО. Территориальный орган Ростехнадзора (по юр.

адресу) теперь сам согласовывает сведения, характеризующие ОПО, с управлением ФСЭТАН, на территории которого расположен объект и которое осуществляет надзор за ним. В свою очередь надзирающее управление Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней передает в регистрирующий орган ФСЭТАН заключение о полноте и правильности проведения идентификации ОПО.

То есть, по сути, согласовывает (или не согласовывает) сведения, характеризующие ОПО. Если Ростехнадзор сомневается в правильности проведенной идентификации или качестве (полноте) представленных сведений, он может дополнительно запросить у владельца ОПО следующую информацию:

  • Документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию ОПО (разрешение на ввод в эксплуатацию, акт ввода в эксплуатацию/пуска в работу и т.д.)
  • Уставные документы организации, в том числе сведения об ее структуре.
  • Сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах ОПО.
  • Данные:
  • Сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах.
  • Генеральный план, экспликацию зданий и сооружений.

С 14.02.2017 г.

изменился не только состав, но и формы документов, которые подаются на регистрацию ОПО. Поэтому считаем важным рассмотреть некоторые из них более подробно.

Форма заявления на регистрацию ОПО и рекомендации по ее заполнению даны в приложении № 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494. Шаблон этого документа также можно скачать на сайте вашего территориального управления Ростехнадзора. Заявление на регистрацию ОПО включает в себя: — сведения о заявителе (подробные реквизиты); — краткую информацию об ОПО (согласно «2» п.

20 Административного регламента).

Ниже представлен образец заполненного заявления на примере ОПО «Участок транспортный». Обратите внимание!В заявлении не допускается: — исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства; — двусторонняя печать на бумажном носителе; — скрепление листов, приводящее к порче бумажного носителя.

Форма сведений, характеризующих ОПО, и рекомендации по ее заполнению даны в приложении № 4 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494. Сведения оформляются на каждый ОПО, который хочет зарегистрировать заявитель.

Документ должен содержать следующую информацию:

  1. признаки опасности ОПО;
  2. класс опасности ОПО;
  3. классификация ОПО по типам, указанным в приложении № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. (п. 3-9 и п. 11);
  4. реквизиты ОПО и регистрирующего органа;
  5. информация о заявителе (владельце ОПО);
  6. сведения о составе ОПО (как раньше) — перечень площадок, технических устройств и т.д.
  7. виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО;
  8. наименование и место нахождения ОПО;

Обратите внимание!

С 14.02.2017 г. карты учета ОПО отменены. Сведения заполняются по материалам проведенной идентификации, а также анализа документов, указанных в п.

8 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495. Ниже представлены сведения, характеризующие ОПО, на примере объекта «Участок транспортный».

Документы должны подтверждать основание и/или право, по которому заявитель (организация, которая подает документы на регистрацию ОПО) владеет опасным производственным объектом (его составными частями). Ими могут быть:

  • Договор на эксплуатацию объекта, заключенный с владельцем ОПО и проч.
  • Свидетельство о праве собственности/договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на земельные участки, производственные площадки, здания, строения и сооружения, на (в) которых размещаются ОПО.
  • Договор купли-продажи и/или ПТС (например, для мобильных подъемных сооружений — автокраны, манипуляторы, автоподъемники, вышки и т.д.).

Добавим конкретики. Например, для сетей газопотребления документами на право владения станут:

  1. Свидетельство о собственности на внешний (надземный или подземный) газопровод, который входит в состав ОПО и числится у вас на балансе. В этом случае Ростехнадзор может запросить документ о праве владения земельным участком, по которому пролегает газопровод.
  2. Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на здание котельной, а также вспомогательные строения и сооружения.
  3. Договор на эксплуатацию объекта (либо договор оперативного управления объектом), заключенный с владельцем ОПО, если речь идет об эксплуатирующей организации. В этом случае Ростехнадзор в любом случае запросит документы, указанные выше, которые есть у собственника ОПО.

Для стационарно установленных ГПМ подойдут:

  1. договор купли-продажи ГПМ;
  2. договор подряда (или иной договор о выполнении работ/оказании услуг с использованием ГПМ) с непосредственным владельцем/арендатором площадки, на которой ведутся работы с применением ГПМ.
  3. свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на площадку с установленным ГПМ (стройплощадка, цех и т.д.);

В случае с мобильными ПС (краны и подъемники на автомобильном шасси), а также передвижными цистернами (сосудами) право владения подтверждают:

  1. договор купли-продажи (лизинга) и/или ПТС;
  2. документ на право владения (собственность, аренда, оперативное управление, хоз.

    ведение) площадкой, на которой объекты будут базироваться (куда будут возвращаться после выполнения работ), проходить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт.

Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) предоставляется для регистрации ОПО, в состав которых входят объекты капитального строительства.

Это могут быть, к примеру, сети газопотребления, которые включают в себя здание котельной или склад (склады) хранения опасных веществ:

  • Проектная документация на строительство, реконструкцию, капительный ремонт ОПО подлежит экспертизе (государственной или негосударственной) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
  • Проектная документация на техническое перевооружение (а также консервацию и ликвидацию) ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности (ст. 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).

Подавая в Ростехнадзор часть проекта при регистрации ОПО, нужно указать реквизиты положительного заключения соответствующей экспертизы.

Если объект капитального строительства уже был в эксплуатации, и проект на него утерян, то заменой документу может стать заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированное в Ростехнадзоре. Если вы правильно провели идентификацию ОПО, верно заполнили заявление и сведения, предоставили полный пакет документов, сообщили Ростехнадзору корректную и достоверную информацию, то максимум через 20 рабочих дней вы получите:

  • Свидетельство о регистрации ОПО.
  • Сведения, характеризующие ОПО, которые согласованы Ростехнадзором.

Вашему объекту (объектам) будет присвоен класс опасности, а также регистрационный номер из трех групп знаков, разделенных тире (дефисом), в формате XXX-XXXXX-XXXX, который является идентификатором регистрирующего органа, эксплуатирующей организации и самого ОПО.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+