Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Доказательство насилия над детьми в семье

Доказательство насилия над детьми в семье

Доказательство насилия над детьми в семье

Психологическое насилие в семье: как доказать и привлечь к ответственности

СодержаниеВ семьях, к сожалению, часто возникают проблемы, которые невозможно решить без вмешательства суда или полиции. Это не только разводы и проблемы с алиментами, но и случаи физического и психологическое насилия в семье.В общем оно обычно делится на три типа:

  1. Физическое. Чаще всего встречается со стороны отца семейства – он может причинять телесные повреждения жене и детям. Бывают вспышки агрессии и со стороны матери или уже взрослых детей.
  2. Психологическое насилие – моральное давление на родственников. Как раз этот, третий тип, будет рассмотрен более подробно в данной статье.
  3. Сексуальное насилие – любые принудительные действия сексуального характера.

Психологическое (моральное) насилие приводит к серьёзным эмоциональным травмам и психическим расстройствам – к депрессии, суицидальным мыслям, тревожности, паническим атакам, стрессу и так далее. Обычно такой вид насилия характерен личностям, которые желают самоутвердиться за счёт других, им приносит удовольствие процесс унижения более слабых людей.

Также часто такие люди страдают психическими заболеваниями – например, расстройством личности, шизофренией, паранойей и так далее.Психологическое насилие включает в себя: постоянную критику, попытки унизить или осмеять человека, запугивания, шантаж, ограничение свободы, изоляции от общения с окружающим миром. В основном такой тип насилия делится на три основные категории:

  • Агрессия – несправедливые высказывания, произнесённые с целью оскорбить человека, вызвать ответную реакцию или обиду.
  • Доминирование – злоупотребление определённой властью: к примеру, наложение ограничений на общение с другими людьми – друзьями, родственниками.
  • Ревность – к примеру, обвинение или подозрение супруга в измене, слежка за ним. Этот тип часто актуален как психологическое насилие в семье над женщиной, что дополняется также физическим воздействием.

Два первых типа насилия гораздо легче доказать и наказать виновника, а третье достаточно расплывчатое – наказание обидчик может получить в случае, если его действия подтверждает видимый результат.

Также единичного проявления недостаточно- чтобы назвать действия человека психологическим насилием, необходимо, чтобы они были регулярными, а не в единичном случае (хотя для первых двух типов достаточно и одного раза).Какие могут быть причины психологического насилия в семье?

  1. Алкоголизм, наркомания, психические расстройства, ревность.
  2. Агрессор вырос в подобной обстановке и не умеет вести себя по-другому.
  3. Человек вымещает злость или обиду на беззащитных родственниках.

Итак, тем, кто является жертвами психологического насилия, не так легко доказать вину своего обидчика, ведь «следы» от такого обращения незаметны на первый взгляд.Однако, всё же есть несколько вариантов, которые помогут аргументировать жалобу.

Вот некоторые из них:

  • Свидетели. Если ваши соседи, друзья, знакомые не раз становились свидетелями сцен психологического насилия – они смогут помочь вам привлечь обидчика к ответственности.
  • Заключение врача. Психолог может определить, что у членов семьи появились определённые психологические проблемы – страхи, обиды, низкая самооценка и так далее – и всё это как следствие плохого обращения со стороны родственника. Особенно такой способ актуален для детей. Так школьный психолог может сразу определить есть ли психологическое насилие детей в семье или все хорошо.
  • Зафиксированный момент насилия. Можно записать на аудиозапись систематические агрессивные нападки супруга/родителя. Самый лучший вариант – если будет доказательство в видео формате – оно будет более конкретным.
  • Иногда агрессоры сами признаются в том, что эмоционально угнетают своих близких. Обычно такое случается, когда человек болен, осознаёт свою вину и пытается исправиться.

Итак, если вы собрали хоть немного доказательств, самое время обращаться в полицию, чтобы получить защиту от психологического насилия. Для этого нужно заполнить заявление, в котором следует указать информацию о себе и об агрессоре, описать ситуацию и приложить доказательства. После регистрации заявления ваше дело будет рассмотрено, и обидчика привлекут к ответственности.Также жертвы психологического насилия имеют право подать иск в суд на возмещение морального ущерба.

Исковое заявление можно подать самостоятельно, а можно обратиться за помощью к . Однако важно знать, что такие дела редко доходят до суда, поэтому судебной практики в этой области было не так много.За психологическое насилие можно понести наказание типа:

  • УК РФ ст. 119 – угрозы.
  1. до 480 часов обязательных работ;
  2. до 2 лет лишения свободы.
  3. до 2 лет ограничения свободы;
  4. до 2 лет принудительных работ;
  5. до 6 месяцев ареста;
  • УК РФ ст. 130 – оскорбление.
  1. ограничение свободы – до года.
  2. обязательные работы – до 120 часов;
  3. принудительные работы — до 6 месяцев;
  4. штраф до 40 000 или в размере зарплаты за три месяца;
  • УК РФ ст.

    128 – клевета.

  1. штраф до 500 000 рублей или в размере зарплаты за 6 месяцев;
  2. обязательные работы – до 160 часов.
  • УК РФ ст.

    110 – доведение до самоубийства.

  1. принудительные работы – до 5 лет;
  2. лишение свободы – до 15 лет.
  3. лишение права занимать определённые должности – до 10 лет;

Несмотря на распространённость домашнего психологического насилие, защитить себя возможно.

Если вы сталкиваетесь с психологическим насилием в семье, не стоит терпеть – обращайтесь в правоохранительные органы уже сейчас, пока вам и остальным членам семьи не нанесены серьёзные эмоциональные травмы.После того, как вы соберёте доказательства и подадите заявление, к обидчику может быть применена одна из статей уголовного кодекса Российской Федерации, в результате чего он понесёт заслуженное наказание.

Насилие над детьми — что это такое

Содержание: В конвенции о правах ребенка сказано, что дети не должны подвергаться насилию. Однако многие родители, не зная об этом, сознательно или невольно унижают своих детей физически или морально. Насилие крайне отрицательно влияет на формирование детской психики и может послужить причиной развития серьезных психических и психологических расстройств.

Дошкольники и школьники часто страдают от произвола взрослых Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  1. Нанесение малышу физических и моральных травм;
  2. Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).
  3. Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  4. Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;

К сведению.

Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых.

Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения. У детского насилия в семье бывают разные причины.

Обычно представители старшего поколения становятся агрессивными, потому что:

  1. Родители не могут смириться с какими-либо физическими или психическими особенностями ребенка (бьют его за то, что он «не такой, как все»);
  2. Отец или мать крепко выпивает и, находясь в этом состоянии, совершает противоправные действия по отношению к собственным детям.
  3. Взрослые страдают от фрустрации, вызванной материальными трудностями или эмоциональными проблемами;
  4. Ребенок изначально был ненужным и нежеланным в семье;

Последний вариант наиболее опасен, так как в этом случае ребенок рискует не только пострадать от побоев и унижения, но и пристраститься к спиртному по примеру старших.

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем Есть несколько признаков насилия детей.
Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  1. Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  2. Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  3. Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  4. Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

Насилие в семье над детьми – частое явление в России, особенно в неблагополучных семьях.
Есть несколько разновидностей родительского произвола:

  1. Сексуальное как разновидность предыдущего типа;
  2. Пренебрежение взрослых своими обязанностями по отношению к подрастающему поколению.
  3. Психологическое (эмоциональное) насилие;
  4. Физическое;

Все четыре разновидности опасны и способны нанести большой вред развитию дошкольника (школьника, подростка).

Моральное унижение детей – не редкость даже в благополучных и обеспеченных семьях. Родители могут постоянно издеваться над ребенком, высмеивая его внешность, привычки, умственные способности. Школьнику могут постоянно внушать, что он – никчемное существо, которое ни на что не способно. Иногда взрослые целенаправленно пугают и травят детей или (в многодетных семьях) натравливают братьев и сестер друг на друга.

Иногда взрослые целенаправленно пугают и травят детей или (в многодетных семьях) натравливают братьев и сестер друг на друга. Все это можно отнести к эмоциональному (психологическому) негативному воздействию.

К эмоциональному насилию можно отнести запугивание ребенка, его травлю и насмешки над ним Физические наказания – одна из разновидностей насилия. Особенно часто такое поведение демонстрируют отцы, но матери, использующие порку как главный метод воспитания, тоже встречаются.

Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат. Детское насилие может быть сексуальным.

Пожалуй, это самый страшный вид произвола взрослых.

Для того чтобы ребенок не стал жертвой сексуального маньяка, главная задача родителей – научить его основным правилам безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах (в частности, не вступать в разговоры с незнакомцами).

Внимание! В семьях, где мать вступила во второй и последующий брак, часто бывают случаи сексуальных домогательств отчима по отношению к падчерице (изнасилование или его попытки).

Поэтому воспитателям и классным руководителям рекомендуется поставить такие семьи на особый контроль.

К сожалению, далеко не все отцы и матери знают, что отказ от создания ребенку надлежащих условий для жизни, учебы, образования – это тоже насилие, выраженное в пренебрежении своими родительскими обязанностями. Также к этой разновидности произвола следует отнести непредоставление ребенку своевременной медицинской помощи и отказ от плановых профосмотров в поликлинике. Внимание! Согласно статье уголовного кодекса России (УК РФ), за бездействие отца или матери в случае, если здоровью или жизни сына (дочери) угрожает опасность, наступает уголовная ответственность точно так же, как и за халатные действия.

Об этом должен знать каждый родитель. Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить.

Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень. Физические наказания приносят душевные страдания Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы.

Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения.
В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться в органы опеки.

Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

Домашнее насилие над детьми как актуальная проблема современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА © Возмилкина Е.Н.* Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск В работе дан обзор по проблеме домашнего насилия над детьми: выявлены основные причины и последствия домашнего насилия над ними.

Также в статье проанализирован опыт работы государственных и благотворительных организаций, деятельность которых направлена на решение рассматриваемой нами проблемы. Ключевые слова: домашнее насилие, насилие над детьми, благотворительные организации.

Домашнее насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, экономического или сексуального оскорбления, власти и контроля одного человека над другим [11, с. 5]. Самыми уязвимыми жертвами домашнего насилия являются дети.

По-сколько они, в силу своих физических, возрастных, психологических особенностей не могут оказать сопротивление, не знают, как защитить себя в конфликтных ситуациях [2, с.

15]. Согласно статистическим данным жертвами насилия становятся 25-26 тысяч детей и подростков, из ни около 2 тысяч погибают, 8-9 тысяч получают телесные повреждения [1, с. 149-151]. Домашнее насилие над детьми — это действие (бездействие) родителей или лиц их заменяющих и других лиц, наносящее ущерб физическому и психологическому здоровью ребёнка.

Выделяют следующие виды насилия над детьми: физическое, сексуальное, психологическое, пренебрежение основными нуждами ребёнка.

Физическое насилие — нанесение ребёнку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребёнка, нарушают его развитие и лишают жизни. Сексуальное насилие — вовлечение ребёнка в сексуальные действия со взрослыми, с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Психологическое (эмоциональное) насилие подразумевает периодическое длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, приводящее к формированию у него паталогических свойств характера или же тормозящие развитие личности.

Пренебрежение интересами и нуждами ребёнка — отсутствие со стороны родителей или лиц их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию. * Магистрант первого курса кафедры Социальной работы и психолого-педагогического образования.

Социальные процессы в современном мире 195 Насилие над детьми влечёт за собой ряд негативных последствий: физических, когнитивных, эмоциональных, поведенческих, социальных. Физические последствия включают: задержку физического речевого, моторного развития; нарушение в работе нервной системы, приобретение психосоматических; приобретение физических травм и увечий.

Когнитивные последствия — изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и себе: трудности в концентрации внимания; ухудшение памяти; искажение представлений о себе и окружающем мире. К эмоциональным последствиям насилия относятся: повышенная тревожность, страхи, беспомощность, приступы ярости и гнева, пассивность, неуверенность в своих силах и т.д.

Поведенческие последствия включают: снижение успеваемости; низкий социальный статус; агрессия по отношению к людям; суицидальные попытки. Социальные последствия — изменения способности ребёнка строить эффективные социальные отношения: сложности в создании отношений; тенденции к социальной изоляции; воспроизведение и тиражирование насильственных действий в собственных семьях и с собственными детьми [3, с.

Социальные последствия — изменения способности ребёнка строить эффективные социальные отношения: сложности в создании отношений; тенденции к социальной изоляции; воспроизведение и тиражирование насильственных действий в собственных семьях и с собственными детьми [3, с.

53-54]. В связи с вышеизложенным, дети, пострадавшие от насильственных действий, нуждаются в помощи и поддержки со стороны различных организаций. В нашей стране наряду с государственными организациями, осуществляют свою деятельность и негосударственные благотворительные организации. Рассмотрим опыт работы государственных организаций, деятельность, направленную на оказание помощи и поддержки детям, подвергнувшимся насилию в семье.

И первой государственной организацией, опыт работы, которой, в решении рассматриваемой нами проблемы мы изучим, — Государственное автономное учреждение Астраханской области «Многопрофильный социальный центр «Семья».

Специалистами центра была проведена масштабная акция «Мы против насилия и жестокости к детям» с использованием интерактивных кабинок. В рамках акции были развёрнуты площадки для родителей, чьи дети посещают детские дошкольные учреждения.

Кроме посещения кабинок родителями, были предусмотрены беседа и раздача информационных материалов: плакатов, буклетов, флаеров [5].

На базе государственного бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» города Саратова, работает реабилитационно-кризисное отделение помощи женщинам и детям.

Специалисты отделения осуществляют комплексную социальную реабилитацию женщин и детей, переживших насилие. Услуги отделения включают: временное проживание в отдельной комнате; комплексное питание; психологическая помощь и поддержка; юридическая помощь [6].

Интересным является опыт работы Служба межведомственного взаимодействия по реабилитации и сопровождению несовершеннолетних, пострадавших от насилия при государственном бюджетном учреждении Но- 196 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ восибирской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория»

.

Цель деятельности службы: оказание комплексной помощи, несовершеннолетним и их семьям, подвергшимся насилию. Задачи службы включают: предоставление экстренной социально-психологической помощи детям их семьям; предоставление временного приюта несовершеннолетним, пострадавшим от насилия; организация реабилитации детей; осуществление профилактической работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении дистанционно и выезд одного сопровождения несовершеннолетних; просветительская деятельность [4].

Мы рассмотрели примеры деятельности государственных организаций, но для наиболее эффективного решения проблем домашнего насилия над детьми, необходимо участие благотворительных организаций.

Благотворительные организации — это неправительственные (негосударственные, немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц [10].

Рассмотрим опыт работы благотворительных организаций, работающих с детьми пострадавшими от домашнего насилия. Социальная поддержка детей, пострадавших от насилия, является одной из целей деятельности некоммерческой организации благотворительного фонда «Защита детей от насилия».

В целом направления деятельности организации включают: информирование о факторах риска насилия над детьми и последствиях жестокого обращения с ними; оказание помощи детям, пострадавшим от различных форм жестокого обращения и насилия; предупреждение агрессивного и виктимного поведения потерпевших; комплексное сопровождение детей, пострадавших от преступлений или иных форм жестокого обращения. Фондом с 2014 года реализуется проект «Защита прав детей в уголовном судопроизводстве — модель психологического сопровождения в новых условиях. СО НКО были реализованы следующие проекты:

«Психологическая, социальная, медицинская помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия»

, «Защита детей от насилия», «Возвратим детям улыбку», «Им нужна ваша помощь» и т.д.

[8]. Защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого ребенка — миссия Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Основная цель фонда — профилактика социального сиротства в России. Для достижения этой цели организация реализует ряд проектов, в том числе проекты по предупреждению возникновения ситуаций домашнего насилия над детьми.

Один из таких проектов — «Добрые перемены», который направлен на повышение качества помощи детям, оставшимся без попечения родителей и пережившим насилие и жестокое обращение. Защита прав детей, пострадавших от насилия, находящихся в кризисной ситуации через повышение доступности и качества экстренной помощи де- Социальные процессы в современном мире 197 тям при обращении в российские службы детского телефона доверия — цель проекта активная защита прав детей, пострадавших от насилия и находившихся в трудной жизненной ситуации. Также Национальный фонд реализует программу «На пути к объединению семьи», которая подразумевает создание условий для ранней профилактики семейного неблагополучия в условиях детского дошкольного учреждения, безопасного развития детей дошкольного возраста через формирование культуры ненасильственных, толерантных отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста [7].

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации реализует ряд программ, в том числе программу «Защитим детей от насилия». Цель программы: формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям; повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях; повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей; реабилитация детей, ставших жертвами насилия. Направления деятельности программы включают: своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми; обеспечение беспрепятственного доступа детей и семей с детьми к социальным услугам для профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших детей, семей, в которых произошли такие случаи; разработка и внедрение эффективных методик работы с семьями по профилактике насилия в отношении детей; социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, подвергшихся преступным посягательствам, и их семей; проведение информационно-просветительской кампании среди подростков о недопустимости жестокого обращения со сверстниками, насилия, о правилах безопасного поведения, а также возможностях получения помощи в случае насилия или преступных посягательств [9].

Таким образом, проблема домашнего насилия над детьми, является актуальной проблемой современного российского общества. Насилие над детьми в семье способствует возникновению различных проблем: физических, психологических, поведенческих, когнитивных, социальных.

Поэтому дети, пострадавшие от домашнего насилия нуждаются в помощи и поддержке со стороны государственных и благотворительных организаций.

Различные службы и центры, а также благотворительные фонды предоставляю детям, подвергшимся насилию предоставляют следующие услуги: оказание психологической, юридической, медицинской помощи; предоставление временного жилья; осуществление информационно-просветительской работы среди населения по проблеме насилия в семье. Список литературы: iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 1. Аверян О.А.

Насилие над детьми в семье / О.А. Аверян // Вестник Мордовского университета. — 2012. — № 1. — С. 149-151. 198 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.

Ковальчук О.В., Королёва К.Ю. Насилие над детьми, как социальная проблема / О.В.

Ковальчук // Социосфера. — 2012. — № 2. — С. 15. 3. Красная Н.В. Последствия жестокого обращения с детьми в семье / Н.В.

Красная // Сборник НИЦ Социосфера. — 2013. — № 43. — С. 53-54. 4. Портал против жестокого обращения с детьми «Жестокости нет» [Электронный ресурс].

— Режим доступа http://xn—itbbbllxeb1adiee.xn--p1ai (дата обращения: 01.01.16).

5. Сайт «Многопрофильного социального центра «Семья» [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://semya30.ru (дата обращения: 02.01.16). 6. Сайт государственного бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» города Саратова [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://social-saratov.ru (дата обращения: 02.01.16). 7. Сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sirotstvo.ru (дата обращения: 02.01.16).

8. Сайт некоммерческой организации благотворительного фонда «Защита детей от насилия» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zade-tey.ru (дата обращения: 03.01.16). 9. Сайт Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://www.fond-detyam.ru (дата обращения: 01.01.16). 10. Федеральный закон от 21.03.1995. № 135 Ф-З

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

[Электронный ресурс].

-Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.02.16).

11. Шукшина Л.В. Основные виды насилия в семье над женщинами / Л.В. Шукшина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 11. — С. 5. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ © Исаян Г.В.* Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г.

Волгоград В статье рассматриваются основы управления миграцией на глобальном уровне, а так же приводятся рекомендации по усовершенствованию управления миграционными процессами. Аспирант.

Насилие в семье над ребенком: виды, признаки, последствия, профилактика

Тема насилия всегда неприятна и пугает, особенно если речь идет о детях.

Но говорить об этом важно и нужно для того, чтобы каждый человек мог помочь, при необходимости распознать насилие и сообщить в соответствующие службы.

Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти. – первый социальный институт для ребенка.

Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка. Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей).

Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка.

Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же. Зарождение этого явления принято относить к XIX веку, когда началась индустриализация общества, а детей стали эксплуатировать, отправлять на работу, лишать учебы и перспектив. Тогда же начали появляться первые общественные организации по защите детей от насилия и эксплуатации.

В XX веке появились новые подходы к изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Были составлены первые классификации. Тогда насилие подразделяли на педиатрическое, психиатрическое и правовое.

К основным причинам насилия относится:

  1. ;
  2. неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;
  3. и аддикции;
  4. личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытками разорвать связь с матерью);
  5. нежеланный ребенок в семье.
  6. неудовлетворенность собой и жизнью;
  7. подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);
  8. влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;
  9. психопатологии;

Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. Необходимость найти это и проработать – одна из задач психотерапевта при работе с семьей (работа ведется не только с ребенком). У любой, насилия всегда есть субъективный мотив.

Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.

Иногда насилие – попытки стабилизировать состояние семьи как системы, например, при борьбе за порядок или власть. Тогда нужно работать именно с семьей как системой и устранять причины ее дисфункции. В противном случае насилие станет либо хроническим, либо эпизодическим.

Насилие над детьми как обладает рядом особенностей:

  1. события могут забыться (детский мозг устроен так, чтобы быстро вытесняет негатив), но дать о себе знать во взрослой жизни;
  2. не всегда дети осознают суть происходящего;
  3. если осознают суть, то не всегда осознают истинные последствия для их физического и психического здоровья;
  4. о насилии дети чаще рассказывают сверстникам, а не другому члену семьи (если вообще рассказывают).

Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия:

  • Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком.
  • Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.
  • Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография).
  • Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое).

Сексуальное насилие включает в себя несколько форм:

  1. Развратные действия. Любые действия со стороны взрослого человека, способные вызвать возбуждение у ребенка до 14 лет и сформировать неадекватное отношение к сексуальным отношениям.

    Действия могут носить физический (телесный) характер или интеллектуальный (демонстрация материалов).

  2. Педофилия. Сексуальное преследование ребенка до 14 лет.
  3. Порнография. Любые формы демонстрации сексуальных отношений (книги, фильмы, журналы).
  4. Принуждения к сексуальным действиям.

    Не физическое, а психическое воздействие на ребенка, постепенно вынуждающее его вступить в какие-либо сексуальные отношения.

    Давить можно статусом взрослого, шантажом.

Жестокое обращение с детьми – обобщенное название любого насилия. Это фактическое причинение вреда ребенку:

  1. запреты.
  2. через оскорбления и некорректные наказания;
  3. неадекватные требования и жесткий контроль;

Жестоким обращением можно назвать физические действия (побои), убийство, вред из-за неоказания помощи, пренебрежение ребенком и его потребностями, вред психике, дефицит защиты и заботы.

Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:

  1. закрытостью семьи как системы;
  2. запуганностью и недоверием со стороны жертвы.
  3. недостатком информации;
  4. взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;

В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:

  1. крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);
  2. неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.
  3. следы побоев на ребенке;

К признакам физического насилия относится:

  1. стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
  2. повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
  3. общение с детьми младшего возраста.
  4. тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
  5. избегание дома, боязнь тактильных контактов;
  6. малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;

К признакам психологического насилия относится:

  1. импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
  2. у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
  3. страхи и проблемы со сном;
  4. девиации;
  5. покорность и податливость;
  6. депрессия и заторможенность;
  7. болезни.
  8. у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
  9. психотравма и (или) ;

Признаки сексуального насилия над ребенком:

  1. сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
  2. тревога при плаче других детей;
  3. несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
  4. жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
  5. нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Общие признаки насилия:

  1. ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
  2. отстраненность от социума;
  3. хроническое чувство страха, стыда, вины;
  4. неумение ребенка сосредоточиться;
  5. недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
  6. ангедония.
  7. депрессия;
  8. нарушения памяти;
  9. пессимизм;
  10. приступы гнева или агрессии;

По закону Российской Федерации ребенок сам может обратиться в органы опеки за защитой, а с 14 лет – в суд, но редко какой ребенок решится на это. Насилие, как правило, сопровождается запугиванием, а также страхом и привыканием жертвы.

Каждый случай насилия (жестокость и интенсивность) оценивается в индивидуальном порядке. Учитывается индивидуальная чувствительность ребенка, возраст и характер отношений между ним и взрослым.

Сложнее всего заподозрить психологическое насилие или насилие над душой ребенка. Это многогранная категория:

  1. ;
  2. гиперопека;
  3. запреты;
  4. нехватка любви и внимания;
  5. угрозы и насмешки;
  6. неадекватные и чрезмерные требования;
  7. психологическое давление;
  8. любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.
  9. любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;

Из-за этого отмечается заниженная самооценка, неуверенность в себе, утрачивается чувство собственного достоинства. При гиперопеке развивается чувство беспомощности и полной зависимости от родителей.

Оторванность от семьи, социальное или физическое сиротство ребенка навсегда оставляет след в виде чувства эмоциональной незащищенности. Не факт, что последствия сразу проявят себя, это может возникнуть спустя годы. Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие.

Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье.

Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.

Многие реакции зависят от возраста ребенка:

  • Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
  • Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.
  • Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.
  • Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).
  • Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.

Особенно опасно сексуальное насилие, которое во взрослой жизни проявляется:

  1. непринятием своего тела;
  2. зависимым поведением;
  3. ;
  4. повторным насилием (мужчины, подвергшиеся насилию, сами его совершают; женщины, подвергшиеся насилию, снова оказываются в роли жертвы).
  5. проблемами в сексуальных отношениях;

По мере взросления ребенка также может отмечаться ответное насилие, потеря самоуважения, психические расстройства и попытки суицида.

Любое насилие во взрослой жизни оставляет такие следы:

  1. чувство вины;
  2. сексуальные дисфункции;
  3. депрессия;
  4. нарушение ;
  5. проблемы в межличностных отношениях.

Нарушение физических и психических границ в результате насилия влияет на всю дальнейшую жизнь и поведение человека. А пережитый опыт воспроизводится снова и снова. Вообще в семье можно выделить 3 сферы насилия: родителей над детьми, взрослых над взрослыми, кого-либо из членов семьи над стариками.

И каждая из этих форм опасна для ребенка. Если насилию подвергается не непосредственно он, а, например, мать, то возможны:

  1. психоэмоциональные и психосоматические расстройства;
  2. ;
  3. проблемы в социальной адаптации.

Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, так как такая атмосфера не подходит для воспитания ребенка. Выросшие в насилии дети, как правило, позже сами становятся жертвой или агрессором (95 %).

Выявить насилие сложно еще и потому, что сами родители не всегда воспринимают свои действия как насильственные. Они воспитывают своего ребенка, да, методом кнута без пряника, но это воспитание.

Или методом кнута и пряника, тогда ребенок воспринимает избиения как должное за его провинности и потому еще меньше вероятность, что он кому-то расскажет.

Осложняет ситуацию и еще один момент. По сути любое насилие сопряжено с психическим. Потому работать приходится сразу с несколькими формами насилия.

Диагностические признаки насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями:

  1. нервное поведение;
  2. множественные противоречия в истории получения травм;
  3. неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка.
  4. обвинение ребенка во лжи;
  5. обвинение других людей или самого ребенка;
  6. фантастическое описание происхождения травм ребенка;

Усилить подозрение должен факт частых нахождений ребенка в травмпункте, повторяющихся похожих травм, большого временного промежутка между травмами и обращением в больницу. Проблема в том, что заметить невербальные и вербальные и изворотливости родителей можно только в условиях тесного наблюдения и общения.

Доступна ли такая ситуация всем неравнодушным? Нет. Соседа и на порог дома не пустят.

Добиться такой встречи с родителями могут только социальные работники. Задача свидетелей и очевидцев – поспособствовать этой встрече.

Диагностические реакции в процессе беседы с детьми:

  1. тревожность;
  2. нежелание и страх перед встречей с родителями;
  3. склонность к дракам;
  4. страх, что социальные работники (защитники) встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, что наказания оправданы плохим поведением ребенка;
  5. вздрагивание при малейшем движении руки рядом.
  6. плач при любой неудаче;
  7. убежденность ребенка в оправданности наказаний;

Иногда действительно бывает так, что ребенок придумывает рассказ о насилии, что может быть вызвано потребностью во внимании и сочувствии, конфликтами с друзьями или в семье, богатой фантазией. Но тогда эмоциональные и поведенческие реакции ребенка будут противоречить содержанию рассказа. Не отмечается в таких случаях страх перед родителями и иные признаки и последствия насилия, но заметно удовольствие ребенка от того, что его слушают, и увлеченность рассказом.

Нельзя расценивать описанные признаки отдельно от контекста и истории семьи, но существует ряд диагностических маркеров, которые ясно дают понять о физическом насилии:

  1. низкая самооценка ребенка;
  2. самообвинение в провокациях в сторону насильника;
  3. любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;
  4. ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;
  5. следы удушья;
  6. нежелание и страх возвращаться домой;
  7. волнение, плач, испуг при криках, скандалах.
  8. синяки, укусы, ожоги, рубцы;
  9. мешковатая одежда, скрывающая побои;

Сложность диагностики сексуального насилия в том, что одни члены семьи могут покрывать других, даже если известно о преступлении.

Подростки реагируют серьезнее, так как понимают, что именно с ними случилось.

Как правило, они меняют весь стиль жизни и одежды, окружение. Здоровые чувства типа сочувствия и симпатии превращаются в агрессию или слепую подчиненность (человеку, делу).

У детей доподросткового возраста отмечаются классические признаки.

К диагностическим маркерам сексуального насилия над ребенком в семье относится:

  1. пищевые расстройства;
  2. суицидальные наклонности и депрессия;
  3. сексуальные поведенческие извращения;
  4. ночные кошмары и нарушения сна;
  5. резкие изменения в поведении ребенка;
  6. смена походки, неудобство при ходьбе и сидении;
  7. девиантное поведение.
  8. отвращение к себе;
  9. синяки, зуд, кровь в области половых органов;
  10. потакательство, уступчивость в отношении взрослых;
  11. не по возрасту хорошая осведомленность в вопросах сексуальных отношений;

Самый часто встречающийся вариант насилия и наименее осознаваемый родителями.

Даже в благополучных, казалось бы, семьях можно найти его элементы, например, недостаток любви и внимания из-за занятости на работе.

Поэтому этот вид самый неоднозначный в плане диагностики. Судить о пренебрежении принято при очевидных и злостных нарушениях: ребенок голодает, плохо одет, грязный, не получает медицинской помощи или образования, оказывается оставленным один и подвергнут опасности. Лишенные дети отличаются неразборчивостью в построении отношений и попытками привлечь внимание.

К другим диагностическим маркерам относится:

  1. чувство ненужности и убеждение «Я – не хороший, ничего не заслуживаю, и никогда не буду заслуживать».
  2. подавленность, пассивность и пугливость;
  3. неприятный запах, грязь и голод;
  4. скупость эмоций и бедность реакций на доброту, похвалу;
  5. педагогическая запущенность (малый словарный запас, проблемы с речью);
  6. отставание в физическом развитии;

Решающая роль в диагностике отводится поведению взрослых.

Психологическое насилие можно заподозрить, если родители:

  1. открыто признаются в нелюбви;
  2. негативно характеризуют ребенка;
  3. ругают, оскорбляют, унижают;
  4. винят его в своих неудачах.
  5. вымещают на нем злобу на кого-то из родственников (ассоциируют ребенка с ним);
  6. сверхкритично относятся к ребенку;
  7. не спешат утешить ребенка, пообщаться с ним, обнять;

Со стороны ребенка о психологическом насилии намекнут:

  1. напряжение от ожидания наказания;
  2. суицидальные наклонности.
  3. наигранная зрелость или независимость как реакция защиты;
  4. неуверенность и низкая самооценка;
  5. неуважение и недоверие к взрослым;
  6. задержка речи и восприятия;
  7. неразвитое логическое мышление;

Устранение насилия всегда требует комплексной работы психолога с родителями и детьми.

Наиболее эффективными методами являются:

  1. индивидуальные и групповые консультации;
  2. тренинги.
  3. психотерапия;

Взаимодействуя с ребенком, нужно сначала добиться расположения и доверия с его стороны.

Для этого нельзя акцентировать внимание на ситуации, то есть говорить «Не бойся», «Не переживай».

Главный метод работы с ребенком – консультационная беседа. Но проводить ее может только квалифицированный специалист. Насилие – всегда стрессовая ситуация для ребенка, влекущая за собой психотравму.

Соответственно, работа должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства, если оно наблюдается. Лучший метод – психотерапия. Основные направления профилактики: просвещение и информирование.

Они должны проводиться в отношении детей, родителей, работников детских учреждений и вообще всех граждан. Важно говорить:

  1. куда можно сообщить о насилии (организации, телефоны).
  2. какова ответственность за насилие;
  3. о том, что такое насилие;
  4. что делать, если вы стали свидетелем или жертвой насилия;
  5. о его видах;

Не стоит говорить в контексте «как не стать жертвой насилия», так как это сразу дает установку на самообвинение.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+