Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Если организацию ликвидирует налоговая

Если организацию ликвидирует налоговая

Если организацию ликвидирует налоговая

Причины и основания для ликвидации ООО налоговой инспекцией в одностороннем порядке. Как происходит процедура закрытия?

Налоговая инстанция имеет право на закрытие ООО. В ряде случаев она может выступать в качестве истца по делу о принудительном закрытии ООО в судебном порядке. Но также налоговая может закрыть юрлицо в рамках одностороннего решения.

Процедура одностороннего исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ опирается на нормы Гражданского кодекса и ФЗ-129 «О госрегистрации». Так как в России уполномоченной инстанцией за регистрацию юридических лиц и выступает ФНС, то именно налоговикам были переданы полномочия по исключению информации о юрлице из реестра в одностороннем порядке.

С 2017 года применительно к принудительной ликвидации юрлиц по решению ФНС через принятие 488-ФЗ были внесены важные изменения в 129-ФЗ.

По результатам принятия данного закона полномочия налоговиков в части закрытия компании были расширены: у них появились дополнительные основания для закрытия. Процедура ликвидации подчиняется определенным правилам и является достаточно длительной.

Закрыть компанию менее, чем за три месяца, не получится независимо от основания. Данная мера направлена на максимальный учет интересов контрагентов предприятия, перед которыми у юрлица могла быть сформирована задолженность.

Законодательно предусмотрено две разновидности ликвидации ООО: в и .

Есть еще один способ закрытия компании – исключить информацию о ней из ЕГРЮЛ. Но так как по результатам компания закрывается и лишается права заниматься деятельностью, то этот способ можно приравнять к ликвидации.

На основании п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса ликвидация юрлица считается завершенной после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ.

Добровольная ликвидация ООО осуществляется по решению руководства компании, тогда как принудительная ликвидация происходит по инициативе уполномоченного органа.

Закрытие компании может быть инициировано:

  • Антимонопольными органами.
  • Центробанком РФ.
  • (наиболее распространено).
  • Кредиторами компании.
  • Прокуратурой (если компанией нарушаются нормативы законодательства или интересы отдельных физлиц).
  • Одним из учредителей при наличии конфликта интересов.
  • Пенсионным фондом.

В нынешней практике принудительная ликвидация по инициативе сторонней контролирующей инстанции является более распространенным явлением. Основанием для добровольной ликвидации становится официальное решение ее собственников или приказ единственного учредителя, тогда как принудительная ликвидация может происходить на основании:

  • Одностороннего решения налоговой службы об исключении сведений из ЕГРЮЛ (без решения суда).
  • Судебного решения.

Перечень условий и причин для принудительной ликвидации в судебном и несудебном порядке различается.

В судебном порядке осуществляется ликвидация компании, которая ведет деятельность:

  1. при неуплате налогов и пр.
  2. при ведении лицензируемой деятельности без получения необходимой лицензии;
  3. с грубыми нарушениями законодательства;
  4. при ведении деятельности, противоречащей уставу;

Причины для добровольной ликвидации могут быть самыми разнообразными, тогда как закрыть компанию по одностороннему решению налоговой инспекции можно по ограниченному перечню оснований.

В их числе такие:

  • Отсутствие активности компании в течение года и более. Под отсутствием хозяйственной деятельности законодатель понимает непредоставление отчетности, положенной по закону, в указанный период и непроведение операций по счетам. Компания в данном случае считается прекратившей деятельность. Но два указанных условия должны соблюдаться одновременно: например, если юрлицо не сдает отчетность, но имеет поступления по счетам, то его по решению ФНС не допускается. Указанные два формальных признака того, что деятельность не ведется, приведены в ст. 21.1 129-ФЗ. Статья 21.2 этого закона предписывает ФНС принимать решение об исключении компании из ЕГРЮЛ при обнаружении указанных .
  • Налоговая инспекция в результате проверки обнаружила недостоверные сведения в ЕГРЮЛ, а юрлицо в течение 6 месяцев не предприняло шаги для исправления некорректных данных.
  • Юридическое лицо не имеет средств на проведение закрытия в добровольном порядке, а взыскать их с учредителей по различным причинам невозможно.

Последние два основания для ликвидации компании по инициативе налоговой стали одними из последних законодательных нововведений и были приняты в сентябре 2017 года. Не все некорректные данные могут стать основанием для исключения сведений о компании из реестра. Речь идет, в первую очередь, о такой информации, как неправильный юридический адрес или некорректная информация о руководстве юрлица (директоре компании).

Если в ходе проверки будет установлено, что юридический адрес в ЕГРЮЛ не имеет никакого отношения к деятельности компании (то есть по указанному адресу у компании нет офисного помещения, торгового помещения, производственной базы или склада), то она подлежит исключению из реестра.

Нередки случаи, когда компания регистрируется по одному адресу, а фактически ведет бизнес по другому.

Вполне может быть, что у учредителей нет никаких противоправных намерений, но некорректный юрадрес в официальном реестре противоречит закону.

Злоумышленники используют подобную схему с недостоверным адресом для того, чтобы избежать предъявления им законных требований или внеплановых проверок. Факты некорректности сведений о юридическом адресе обычно выявляются налоговиками двумя способами:

  • Если все отправленные требования и уведомления по указанному адресу возвращаются в ФНС невостребованными или с отметкой о некорректно указанном адресе, отметкой «адресат отсутствует».
  • По результатам выездной проверки. В частности, в ходе проверки налоговики могут выявить, что по адресу расположен недострой.

Косвенно указывает на недостоверность юридического адреса тот факт, что это адрес массовой регистрации, то есть по нему зарегистрировано слишком много компаний: 10 и более. Это служит подтверждением того, что компания попросту «купила» юрадрес и не собиралась вести там бизнес.

Если компания работает на рынке более года, то под критерий «массовости» подпадает адрес с зарегистрированными по нему 50 и более компаниями. Также к недостоверным сведениям относят неполный адрес: например, отсутствие квартиры, офиса и прочих важных данных. Указывают на недостоверный адрес регистрации компании и такие обстоятельства:

  • Договор аренды с собственниками жилых помещений не был подписан.
  • Данное помещение не предназначено для занятия подобной деятельностью (например, это гараж или недострой).
  • Жилое помещение, в котором была зарегистрирована компания, не является собственностью директора юрлица или его участников.

Другим основанием для предъявления претензий к юрлицу являются недостоверные данные о директоре, что также служит нарушением налогового законодательства.

Например, данное лицо является учредителем множества компаний или относится к дисквалифицированным лицам и не вправе учреждать компанию, руководитель не получает доходов от своей деятельности и пр. Выявление номинальных директоров происходит по инструкции №ЕД-4-15/13247 от 2018 года. При добровольной и принудительной ликвидации компания ликвидируется ликвидационной комиссией.

Именно она ответственна за соблюдение порядка ликвидации общества.

Но при добровольной ликвидации состав комиссии определяют участники общества, а при принудительной – налоговая инспекция. Законодательно права налоговиков в части ликвидации компании по одностороннему решению ограничены.

Исключение юрлица из реестра не будет запущено, если судом было вынесено постановление о начале процедуры в отношении него. С конца июня 2017 года информация о возбуждении дела о банкротстве подлежит внесению в ЕГРЮЛ, как и другие сообщения о том или ином этапе признания финансовой несостоятельности.

С конца июня 2017 года информация о возбуждении дела о банкротстве подлежит внесению в ЕГРЮЛ, как и другие сообщения о том или ином этапе признания финансовой несостоятельности.

Также исключение из реестра недопустимо при наличии в бюджет, если сроки исковой давности не прошли. С учетом того, что налоговикам передали полномочия по администрированию взносов во внебюджетные фонды, то компания для упрощенной ликвидации не должна иметь долгов по пенсионным и страховым взносам. Принудительная ликвидация компании налоговыми органами невозможна при наличии признаков «отсутствующего должника».

Связано это с тем, что необходимо учесть интересы кредиторов. Хотя в судебной практике имеются решения, по которым наличие долгов перед бюджетом не является основанием для отказа в исключении компании из реестра, сами налоговики подчеркивают, что это нарушит действующий порядок ликвидации юрлица. В таком случае ФНС должна стать юрлица и инициировать процедуру банкротства.

На предварительном этапе налоговая инспекция формирует специальный перечень компаний-«молчунов», которые в течение года и более не сдавали положенную законом отчетность. Если у контролеров есть причины для исключения компании из реестра, то они должны придерживаться определенного порядка действий. Он включает в себя следующие этапы:

  • Сообщение о предполагаемом исключении компании из реестра юрлиц публикуется в . На публикацию сведений у налоговиков будет три дня с даты принятия решения об исключении компании из реестра. В сообщении публикуются инструкции для предъявления требований кредиторами: в какие сроки они принимаются и куда их следует направить.
  • ФНС запрашивает в банке информацию о движениях по счету юрлица, которое в течение года и более не сдавало обязательную отчетность.
  • Если из банка, в котором у компании есть счет, поступает информация об отсутствии движения средств по счету, ФНС оформляет официальное решение о юрлица. Наличие хотя бы одной операции по счету исключает возможность для ликвидации компании по инициативе ФНС.
  • Кредиторы вправе заявить о своих финансовых претензиях к должнику в течение 3 месяцев после публикации сообщения. Если в указанные сроки к должнику поступили от кредиторов, то процесс односторонней ликвидации останавливается. В данном случае закрытие компании может происходить только в рамках процедуры банкротства или добровольной ликвидации.
  • Если же кредиторы не предъявили требования к компании, то ФНС выносит решение об исключении компании из ЕГРЮЛ.

После того как компания исключена из реестра, то она фактически прекращает свою деятельность.

Выше приведен алгоритм исключения сведений о юрлице из реестра на основании отсутствия деятельности. Если же речь идет об исключении компании на основе обнаружения некорректных сведений в реестре, то порядок действий будет таким:

  • На исправление сведений в ЕГРЮЛ у юрлица будет 1 месяц.
  • У кредиторов компании также будет три месяца для предъявления своих требований должнику. Стоит отметить, что в указанном случае также используются пролонгированные рамки для предъявления требований кредиторов: вместо 2 месяцев при добровольной ликвидации компании им дается 3 месяца.
  • ФНС обнаруживает недостоверные сведения о юрлице, которые содержатся в реестре. Для проверки информации она вправе организовать выездную налоговую .
  • Решение в обязательном порядке публикуется в «Вестнике госрегистрации» в течение 3 дней после принятия.
  • При непоступлении в указанные сроки корректирующих отметок ФНС вносит в ЕГРЮЛ отметку о недостоверной информации в реестре.
  • Сведения об указанном юрлице удаляются из ЕГРЮЛ.
  • Нарушителям передаются уведомления с предупреждениями об ответственности за выявленные нарушения в виде исключения из реестра юрлиц. В них содержатся требования о незамедлительном внесении правок.
  • В случае отсутствия реакции со стороны компании в течение полугода и непредоставления корректных сведений ФНС принимает решение об исключении компании из реестра.

По результатам ликвидации компания больше не имеет права на ведение деятельности.

Если ее собственники захотят продолжить бизнес, то им предстоит открыть новое . Для того чтобы избежать исключения компании из реестра, ее учредителям нужно в обязательном порядке сдавать в положенные сроки нулевую отчетность.

Также стоит регулярно проверять «Вестник госрегистрации» на предмет сообщений о ликвидации.

При возможности процесс закрытия удастся приостановить. Также компания может восстановить запись о юрлице в ЕГРЮЛ в судебном порядке, но для этого она должна обладать доказательствами проведения процедуры исключения из реестра с нарушениями законодательства, в частности если у учредителей есть доказательства ведения деятельности, наличия поступлений на счет или сдачи отчетности. Если суд встанет на сторону юридического лица, то он обяжет налоговиков в принудительном порядке восстановить компанию в реестре.

Нередко учредители думают, что оптимальным вариантом для ликвидации юрлица является дождаться, пока налоговики не исключат ее сами. Хотя исключение компании из ЕГРЮЛ осуществляется бесплатно, это не означает для нее освобождение от долгов. В июне 2017 году была принята законодательная норма, по которой исключение компании из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке имеет для ее собственников те же гражданско-правовые последствия, что и при стандартной ликвидации.

Несмотря на то что в ст. 56 ГК указано, что учредители несут ответственность по долгам только в пределах принадлежащей доли, но это право действует только на добросовестных собственников. Если кредиторы компании смогут доказать, что задолженность компании была сформирована по вине учредителей, то последних допускается привлечь к .

Субсидиарная ответственность не привязана к величине доли в уставном капитале руководителя и приравнена к реальному размеру долговых обязательств. Привлеченное к ответственности руководство должно отвечать своим имуществом по долгам компании. Но вина руководителя в причинении ущерба кредиторам должна быть доказана в судебном порядке.

Исключение сведений о компании из реестра выступает крайней мерой воздействия ФНС на недобросовестных участников экономических отношений. Поэтому учредителям «брошенной» компании грозит ряд неблагоприятных последствий:

  1. исключенной из реестра компании, который владел более 50% голосов в ней, при наличии задолженности по налогам и сборам на момент закрытия юрлица в течение 3 лет не вправе зарегистрировать новую компанию, стать участником действующего предприятия (купить долю в нем) и не может быть назначен директором (указанное правило действует с января 2016 года);
  2. заинтересованные кредиторы, которые не были осведомлены о закрытии компании, могут опротестовать в судебном порядке исключение компании из реестра и привлечь учредителей к субсидиарной ответственности.
  3. запрет на открытие нового юрлица, выполнение руководящих функций, покупку долей в другой компании прописан и для директора закрытого ранее ООО по инициативе инспекции;

Последние нововведения расширили сроки для привлечения к субсидиарной ответственности до 3 лет. Таким образом, ФНС наделено полномочиями по ликвидации юрлица в одностороннем порядке на основании вынесенного решения.

Несмотря на административный характер процедуры, инспекторам требуется соблюдение ряда условий. В частности, компанию можно закрыть при отсутствии движения средств в течение года и более, при непредоставлении положенной налоговой отчетности в те же сроки, при отсутствии средств на ликвидацию компании и при невозможности их взыскать, при обнаружении недостоверных сведений в течение полугода и более.
В частности, компанию можно закрыть при отсутствии движения средств в течение года и более, при непредоставлении положенной налоговой отчетности в те же сроки, при отсутствии средств на ликвидацию компании и при невозможности их взыскать, при обнаружении недостоверных сведений в течение полугода и более. Не нашли ответа на свой вопрос?

Звоните на телефон горячей линии .

Это бесплатно. Эксперт в сфере права и финансовПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

Ликвидация компании по инициативе налогового органа.

Исключение из ЕГРЮЛ. Последствия для директора и собственника.

Дисквалификация руководителя

С 01 сентября 2017 вступили в силу дополнения статьи 21.1 Федерального закона РФ от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым у налоговых органов увеличилось количество оснований по исключению организаций из ЕГРЮЛ (см.

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

).

В нашей статье мы рассказывали о принудительном исключении налоговыми органами с 2017 года недействующих компаний из ЕГРЮЛ.

В данной статье мы более подробно рассмотрим новые основания по исключению юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговыми органами, а также, через какой период времени по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ и какие последствия могут наступить для участников и директоров компаний, исключенных из ЕГРЮЛ налоговым органом в принудительном порядке. Так называемая «чистка ЕГРЮЛ» в последнее время набирает все большие обороты.

Процедура исключения налоговыми органами недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ регламентирован Федеральным законом РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

, который был дополнен двумя новыми основаниями для исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 указанного Закона.

С 01 сентября 2017 года налоговый орган исключает из реестра те компании, у которых отсутствуют денежные средства на ликвидацию, а также те компании, в отношении которых более шести месяцев в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения. На первый взгляд, если у компании нет денег на добровольную ликвидацию, для собственников «умирающих» компаний это вроде как спасательный круг, ведь наверняка в большинстве таких случаев многие из таких владельцев бизнеса надеются на исключение налоговыми инспекциями их брошенных фирм из реестра. Согласно пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» недостоверными сведениями о юридическом лице судами признаются:

  1. адрес, связь по которому невозможна (возвращение корреспонденции с пометкой «за истечением срока хранения» и т.п.);
  2. адрес компании, указанный при регистрации, не существует или по нему находится разрушенное сооружение или вовсе не позволяет использовать его в качестве помещения компании или офиса (в том числе помещения госорганов и т.п.);
  3. наличие заявления от собственника помещения о том, что он не разрешает использовать его адрес в качестве юридического адреса юридического лица (арендатора).
  4. при регистрации компании указан массовый адрес местонахождения;

Что касается второго основания по исключению компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ более шести месяцев содержится запись о недостоверности сведений, то такие записи вносятся в реестр только по результатам проведения налоговым органом проверки информации о компании, что уже не очень хорошо.

Тут сразу отметим, что такие проверки бывают двух видов:

  1. при подаче документов на государственную регистрацию юридического лица (проверка проводится в течение времени, отведенного на государственную регистрацию, срок проверки может быть продлен до одного месяца, последствия – отказ в государственной регистрации);
  2. содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа).

Также, каждый квартал налоговые органы формируют список юридических лиц, не сдававших установленную налоговую отчетность в течение последних двенадцати месяцев, другими словами недействующих юридических лиц. Сроков и порядка исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по новым основаниям не определены. Однако все с той же целью исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ налоговики наделены правом проверки сведений о компаниях, содержащихся в ЕГРЮЛ на достоверность.

Основаниями начала такой проверки являются: заявление заинтересованного лица; иная информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, полученная ИФНС. Процедура проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о юридических лицах детально пока не регламентирована.

На практике же, при проверке, к примеру, указанного в ЕГРЮЛ адреса компании, налоговые органы проверяют попытками связаться и получить объяснения от собственника помещения, в котором компания является арендатором, также запрашивают справки о количестве арендаторов по указанному адресу, осуществляют осмотры помещений и т.п. Если в ходе проверки будет установлено, что компания фактически не находится по указанному в ЕГРЮЛ адресу, налоговая инспекция должна направить требование внести изменения в сведения о компании в ЕГРЮЛ.

Игнорировать такое требование компании не рекомендуется, лучше ответить на него в течение тридцати дней, чтобы налоговая инспекция не получив от Вас ответа, не внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности тех или иных сведений о вашей компании (см.

п.6 ст.11 Федерального закона РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ

«О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

). Делать это необходимо потому, что с 01 сентября 2017 года налоговые органы наделены полномочиями принудительно исключать из ЕГРЮЛ те компании, которые в течение шести месяцев не исправляют недостоверные сведения, содержащиеся о компании либо об участнике или директоре в ЕГРЮЛ (см. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ).

Неизвестно пока, будет ли исключение из ЕГРЮЛ юридического лица из-за недостоверности сведений по истечении шести месячного срока автоматической процедурой. На сегодняшний день, поэтапно такой порядок ликвидации компании можно описать следующим образом:

  1. принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ;
  2. публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ с указанием порядка и сроков направления кредиторами заявлений, а также адреса, по которому такое заявление можно направить.

Публикации налоговиков с информацией о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ можно проверять на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ». Далее в течение трех месяцев со дня размещения такой публикации, кредиторы ликвидируемой компании, ее участники или сама компания могут направить в налоговый орган заявление о не согласии с исключением компании из ЕГРЮЛ.

Если в рамках указанного срока не поступят возражения, налоговый орган исключает компанию из ЕГРЮЛ не прибегая к помощи суда При пропуске заинтересованными лицами указанного срока направления возражений на исключение компании из ЕГРЮЛ, суды принимают сторону налоговых органов и подтверждают правомерность принятия налоговым органом решения о прекращении деятельности юридического лица таким способом (см.

Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А32-18881/2015, Арбитражного суда Центрального округа от 06 мая 2016 года № А 62-6758/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2016 года №А60-30019/2015). По прошествии каждого календарного года отдел камеральных налоговых проверок направляет в банки запросы на наличие у юридических лиц в этот период движений по расчетному счету.

По прошествии каждого календарного года отдел камеральных налоговых проверок направляет в банки запросы на наличие у юридических лиц в этот период движений по расчетному счету. Делается это с целью установления факта или отсутствия ведения деятельности компаний.

Если по таким запросам от банка поступит ответ об отсутствии у юридического лица за последний календарный год операций по расчетному счету, налоговая инспекция формирует справку с указанием оснований для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ и не позднее следующего дня передает ее в территориальную налоговую инспекцию, регистрирующую юридических лиц.

На основании данной справки налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней должна принять решение о готовящемся исключении компании из ЕГРЮЛ. Налоговый орган не вправе исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если:

  1. компания вообще не предоставляет налоговую отчетность, но за последние двенадцать месяцев имеет хотя бы одну операцию по расчетному счету.
  2. компания фактически не осуществляет деятельность, но исправно в установленные сроки предоставляет налоговую отчетность;

Евгения Булатова 89134323913 Юридическое лицо использует «массовый адрес» в качествен адреса местонахождения.

Это, пожалуй, самое главное основание для привлечения компании и ее контролирующих лиц к налоговой ответственности.

В соответствии с абзацем 4 и 5 подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ

«О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

регламентирует отказ в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице (адресе, директоре, участнике и т.п.), если в отношении таких сведений в ЕГРЮЛ содержится запись об их недостоверности. Таким образом, «брошенная» компания не спасет от налоговых и иных обязательств, поскольку такая тактика собственников компаний помимо риска попасть под процедуру принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений, рискуют нажить себе еще воз других проблем.

Далее отметим про ответственность директора и учредителя компании за недостоверные сведения, в виде дисквалификации за предоставление на государственную регистрацию документов, содержащих заведомо ложные («недостоверные») сведения о компании (см. п. 5 ст.14.25 КоАП РФ). За недостоверные сведения в ЕГРЮЛ руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности с наказанием в виде административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей (см. Постановление Архангельского областного суда от 09 марта 2017 года № 4а-100/2017).

Согласно части 4 и 5 статьи 14.25 КоАП РФ при повторном совершении этого же правонарушения должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года от одного до трех лет.

В арбитражной практике уже сейчас есть случаи, когда при установлении недостоверности адреса компании налоговые органы обращались в суд с требованием об обязании компании начать процедуру ликвидации за свой счет, отказываясь исключать ее в принудительном порядке из ЕГРЮЛ (см. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года по делу № А12-26579/2017).

В последнее время налоговые органы довольно активно используют на практике указанную норму. Дисквалификация, как особый вид административного наказания, применяется исключительно в отношении должностного лица – физического лица, занимающего должность руководителя (директора и т.п.).

Такой вид административного наказания является всего лишь временным ограничением занимать руководящую должность максимум в течение трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ). Кроме того, дисквалифицированное должностное лицо не может входить в состав совета директоров, осуществлять иное предусмотренное законом управление юридическим лицом. Как не оказаться в такой ситуации?

Необходимо реально принимать участие в деятельности компании и ее управлении, то есть быть реальным директором и реальным участником. А для этого необходимо как минимум следить за своевременной сдачей налоговой и иной предусмотренной законом отчётности и даже если компания вдруг оказалась «ненужной», бросать ее не стоит, а лучше закрыть ее стандартными способами ликвидации, во избежание нарушения или неисполнения взятых на себя обязательств.

В июне 2017 года вступила в законную силу часть 3.1. статьи 3 Федерального закона РФ от 08.02.1998г.

№ 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью». Теперь с момента исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом, факт такой принудительной ликвидации признается отказом должника (исключенной из ЕГРЮЛ компании) от исполнения денежных обязательств.

Поэтому, если у компании на момент исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа существовали долги по обязательствам перед кредиторами, которые возникли вследствие допущения недобросовестных действий участников или директора компании, такие контролирующие лица вероятнее всего будут привлечены к субсидиарной ответственности.

Это значит, что после исключения компании из ЕГРЮЛ по новым основаниям, кредиторы компании-должника, в том числе налоговая инспекция, получают право требования по неисполненным компании-должником обязательствам от ее контролирующих лиц (участников, учредителей, директора). В связи с этим, налоговому органу вовсе не обязательно инициировать стандартную процедуру банкротства в отношении такой компании, а просто в принудительном порядке исключить ее из ЕГРЮЛ получив при этом возможность взыскать задолженность с участника или директора. Этот процесс может протекать одновременно с привлечением к ответственности взаимозависимой компании должника в порядке, предусмотренном статьей 45 Налогового кодекса РФ.

Еще одно последствие для собственников «брошенных» компаний предусмотрено Федеральным законом РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ

«О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

.

В частности, руководитель или участник исключенной из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа компании, имевший на момент её исключения долю в размере 50% от уставного капитала, в будущем не смогут зарегистрировать на свое имя новую компанию в течение трех лет, если ранее «брошенная» ими компания на момент исключения из ЕГРЮЛ имела задолженность перед бюджетом. Фискалы в этом вопросе предусмотрели и другой способ участников обойти закон, такой как купить готовую компанию и войти в состав ее участников или встать в управление в качестве директора, сделать это не получится (см.

абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 Закона № 129). Также в результате исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа, собственники утрачивают право распоряжаться имуществом, числящемся на балансе компании на момент ее исключения, поскольку с момента исключения юридического лица из реестра, прекращается его правоспособность.

Также в результате исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа, собственники утрачивают право распоряжаться имуществом, числящемся на балансе компании на момент ее исключения, поскольку с момента исключения юридического лица из реестра, прекращается его правоспособность.

Надо ли платить налоги, если фирма исключена из ЕГРЮЛ

→ → → Добавить в «Нужное» Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 9 ноября 2018 г. РУКОВОДИТЕЛЮ

А.Ю.

Никитин,эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложениюДаже если компания работала, сдавала отчетность и платила налоги, ее могут исключить из ЕГРЮЛ в том же порядке, что и недействующее юрлицо. Причина — запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ (например, об адресе фирмы), провисевшая в реестре более полугода.

А что в таком случае делать с налогами? Надо ли заплатить их и сдать отчетность?

Теоретически — да. Но практически инспекция уже не может принять у вас декларации и провести начисления. Налоговики вправе исключать из ЕГРЮЛ недействующие компании либо компании, в отношении которых в реестре содержится запись о недостоверности сведений об адресе, руководителе или учредителях (далее — Закон № 129-ФЗ). Одна из наиболее частых причин появления в ЕГРЮЛ такой записи — недостоверный (по мнению налоговиков) адрес фирмы.

Например, недостоверными инспекторы считают адреса массовой регистрации. Отметим, что раньше, если компания не находилась по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, налоговики обращались в суд с иском о ее ликвидации.

Судьи проверяли, есть ли основания для исключения компании из ЕГРЮЛ по решению госоргана. Если регистратор не мог исключить организацию из ЕГРЮЛ как недействующую (она сдавала декларации и проводила операции по счетам) и по предложению суда компания не вносила изменения в реестр, суд принимал решение о ликвидации; ; .

Во исполнение решения суда компания должна была начать процедуру ликвидации в порядке, установленном гражданским законодательством.

Справка Раньше налоговики считали, что даже недействующую компанию исключать из ЕГРЮЛ не следует, если у нее есть долги перед бюджетом. Сейчас налоговая задолженность не является препятствием для исключения по решению регистрирующего органа.

ФНС уже довольно давно довела до инспекций Обзор судебной практики с такой позицией.

Теперь прибегать к помощи суда в таких случаях у налоговиков надобности нет.

Сначала налоговики направляют самой компании, ее руководителю и учредителям уведомления о недостоверности. Если в течение 30 календарных дней после этого компания не представит сведения о новом адресе или не подтвердит достоверность адреса, указанного в реестре, налоговики внесут в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.

Если компания не исправит сведения в реестре в течение последующих 6 месяцев, инспекторы смогут исключить ее из ЕГРЮЛ в административном порядке.

Такое исключение приравнивается к ликвидации; .

После внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ ликвидация юрлица считается завершенной, а юрлицо — прекратившим существование. Ликвидация юрлица после проведения всех расчетов с бюджетом признается обстоятельством, в связи с которым прекращается обязанность по уплате налогов. Но если компания исключается из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, никаких завершающих расчетов с бюджетом не проводится.

И неясно, как быть с налоговыми платежами, если учредители хотят сохранить компанию и намерены оспорить правомерность исключения ее из реестра. По общему правилу налоговый период у компании, ликвидируемой в обычном порядке, определяется как период с начала года до дня завершения ликвидации (внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ).

То есть, к примеру, декларации по налогу на прибыль и налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, ЕСХН и УСН организации должны подать за период с 1 января текущего года до дня ликвидации. За этот же период сдаются расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ, .

Для тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, действуют свои правила.

А вот вопрос подачи отчетности ликвидируемой организацией прямо не урегулирован нормами НК РФ.

Налоговики когда-то разъясняли, что сдать декларации и уплатить начисленные по ним налоги фирма должна не позднее дня завершения ликвидациисм., например, . Это понятно: ведь принять декларацию от несуществующего юрлица и провести на ее основании начисления в карточке РСБ налоговики не могут. Ликвидация компании влечет ее прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства прав и обязанностей к другим лицам.

Ликвидация компании влечет ее прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства прав и обязанностей к другим лицам.

Об обжаловании исключения из ЕГРЮЛ недействующих юрлиц мы писали: Однако сказанное выше относится к ликвидации фирмы в обычном порядке.

В случае когда организация исключена из реестра по решению регистрирующего органа, точная дата не может быть известна налогоплательщику заранее.

И если компания не отслеживала информацию о предстоящем исключении, то узнать об этом она может через какое-то время после того, как событие состоялось (обычно в жизни так и происходит). То есть подавать декларацию уже поздно.

Но если нельзя сдать декларацию после исключения из реестра и нет начислений за период до даты исключения, то, получается, и платить ничего не нужно?

Прокомментировать ситуацию мы попросили специалиста ФНС.

После исключения из ЕГРЮЛ подать декларации и заплатить налоги нельзя БАХВАЛОВА Александра Сергеевна Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса — При ликвидации или реорганизации юрлица последним налоговым периодом для него по общему правилу является период с 1 января календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации. До дня внесения в ЕГРЮЛ таких сведений компания должна подать декларации и заплатить налоги.

Однако эти правила распространяются только на случаи добровольной ликвидации организации. Для ситуации, когда юрлицо исключается из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, они не подходят, в том числе и потому, что сама компания не планировала ликвидироваться и не проводила никаких связанных с ликвидацией мероприятий. Конечно, руководство компании должно быть в курсе того, что в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности.

И разумеется, если компания ведет реальную деятельность и планирует работать в дальнейшем, нужно принимать меры по внесению в госреестр достоверных сведений. С момента внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении правоспособность юрлица прекращается, то есть организация де-юре прекращает свое существование.

Она не может выступать участником каких-либо отношений или быть стороной сделки, во всяком случае легально. Подавать декларации и платить налоги после исключения из ЕГРЮЛ компания также не сможет. Если участники компании намерены оспаривать решение регистрирующего органа в судебном порядке, то вернуться к исполнению обязанностей налогоплательщика организация сможет только после того, как суд примет решение в ее пользу.

То есть можно сделать такой вывод: если учредители не намерены оспаривать исключение компании из реестра, о налогах, которые не были начислены инспекцией до момента исключения, можно забыть. А вот существующую налоговую задолженность могут «повесить» на руководителей и учредителей исключенной фирмы; . Компания не вправе вести бизнес после того, как ее исключили из ЕГРЮЛ.

Ведь с внесением в реестр соответствующей записи правоспособность юрлица утрачивается.

Налоговики в подобных случаях пугают привлечением к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ — за ведение деятельности без постановки на учет в ИФНС.

Штраф по этой статье предусматривает взыскание 10% дохода, полученного за период «безучетной» деятельности, но не менее 40 000 руб. Однако, на наш взгляд, применение этой нормы здесь маловероятно. Саму фирму оштрафовать нельзя, поскольку юридически она уже не существует.

Значит, могут попытаться привлечь к ответственности только руководителя. Но диспозиция нормы п. 2 ст. 116 НК РФ сформулирована таким образом, что к ответственности за деятельность без постановки на налоговый учет могут быть привлечены лишь организации и предприниматели.

А те и другие обладают соответствующим правовым статусом только при условии надлежащей госрегистрации. Если же гражданин не зарегистрирован в качестве предпринимателя, то штраф за «безучетную» деятельность к нему неприменим; . А вот оштрафовать в административном порядке на 500—2000 руб.

директора могут. Также возможно привлечение к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Здесь санкции заметно строже и могут быть применены в виде: •либо штрафа в размере до 300 000 руб.

или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 2 лет; •либо обязательных работ на срок до 480 часов; •либо ареста на срок до 6 месяцев. Если выручка от такой деятельности составила свыше 9 000 000 руб., то руководителя могут, в частности, оштрафовать на сумму до 500 000 руб.

или осудить на срок до 5 лет со штрафом до 80 000 руб., * * * Если у компании не было долгов перед бюджетом до исключения из ЕГРЮЛ, то о налогах можно не беспокоиться. Сдать декларации после исключения фирма не может, а без деклараций нет и начислений. Если удастся выиграть дело в суде, то придется отчитаться за все время, пока компания «ходила в исключенных».

Поскольку бизнес в это время не велся (а должно быть именно так), то показатели в отчетах будут относиться только к периоду до исключения.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+