Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Финансы физической культуры и спорта

Финансы физической культуры и спорта

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30 Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» КАФЕДРА СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (курс «Экономика ФКиС») ЛЕКЦИЯ № 3 «ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Перфильева И.В. Волгоград – 2011 План лекции 1. Государственный бюджет 2. Местные финансы 3.

Финансовая политика государства 4.

Сущность и функции налогов 5.Финансы физкультурных организаций 6.Ресурсное обеспечение в сфере ФКиС 7.Источники финансирования ФКиС 1. Основные понятия финансовой политики государства Совокупность денежных ресурсов (или «денежных фондов», мобилизуемых для содержания государства) получила название «государственные финансы». В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастает, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание.

Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе. 1.1. Государственный бюджет Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.
1.1. Государственный бюджет Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержится армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь», как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулирующие государством средства.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются: * прямые и косвенные налоги.

В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость; * государственные займы. Осуществляются с помощью выпуска и реализации ценных государственных бумаг (облигаций и казначейских векселей).

Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%. * эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, то есть в условиях превышения расходов над доходами.
К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, то есть в условиях превышения расходов над доходами. Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной.

Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг.

1.2. Местные финансы На уровне областей, городов, районов действуют местные органы власти.

Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов, местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

Их доля в финансовых системах всех государств составляет от 30 до 60%.

Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий. Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный.

Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. В доходную часть бюджета поступают также штрафы, судебные пошлины, различные сборы (на уборку улиц, содержание кладбищ и др.).

Значительный процент в бюджете составляет плата за коммунальные услуги и за проезд в городском транспорте. Как правило, доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти.

Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий или субвенций. И субсидия, и субвенция — это государственная дотация местному бюджету.

Их различие заключается в том, что субсидия — это дотация общего назначения (местные органы власти имеют право использовать ее по своему усмотрению), а субвенция — это дотация специального назначения, ее можно использовать только для финансирования строго определенного вида деятельности (например, строительства моста, здания школы, спортсооружений и т.д.). Доля субсидий в доходах местных бюджетов составляет от 20-40%.

Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства.

В противном случае дотации могут быть сокращены, либо совсем прекращены. Наряду с налоговыми и неналоговыми поступлениями, дотациями государства, местные органы власти в целях пополнения своего бюджета прибегают к займам.

Используются они, как правило, для финансирования капитальных вложений в местную экономику.

1.3. Финансовая политика государства ФИНАНСЫ — это система отношений в распределении и использовании фондовых денежных средств (финансовых ресурсов). Вместе с тем, это отношения: * между государством с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой; * между физическими и юридическими лицами; * между юридическими лицами; * между отдельными государствами.
Вместе с тем, это отношения: * между государством с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой; * между физическими и юридическими лицами; * между юридическими лицами; * между отдельными государствами.

Звеньями финансовой системы являются бюджеты различных уровней, фонды социального страхования, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур. Государственные финансы формируют центральную часть всей финансовой системы. Ведущим звеном финансов государства является государственный (федеральный) бюджет.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.

Финансовая политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. 1.4. Сущность и функции налогов Налоги — обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.

Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны, также, стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Ставки бывают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти).

Пропорциональные действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.

Регрессивные ставки предполагают, снижение величины ставки по мере роста дохода, регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков. По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на недвижимость и т.д.) и прямо пропорциональны платёжеспособности.

Косвенные налоги это налоги на определенные товары и услуги.

Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местного бюджетов, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды). Основные налоги. Практика налогообложения в большинстве стран с развитой рыночной экономикой показывает, что существуют следующие основные налоги: подоходный, НДС и взносы на социальное страхование.

Основные налоги. Практика налогообложения в большинстве стран с развитой рыночной экономикой показывает, что существуют следующие основные налоги: подоходный, НДС и взносы на социальное страхование. Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран — это налог на добавленную стоимость (НДС).

Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, pacходы на электроэнергию и т.п. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ, услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.

Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, то есть фактически на каждой технологической стадии движения товара к потребителю. Акцизы. К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах, относятся акцизы.

Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем данного товара. Однако, диапазон действия акциза невелик, — это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на замещающие товары и «ухода» от уплаты этих налогов.

В Рoccиu к подакцuзным товарам относятся винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи и т.п. Существуют специальные отчисления в Пенсионный фонд и на социаль- ное страхование.

Введен налог на наследование и дарение и целая гамма местных налогов (курортный сбор, налог на рекламу, сбор нa содержание милuции, налог на перепродажу автомобилей, налог за открытие предпрuятий, различные регистрационные сборы и т.д.). Во многих государствах, в том числе и в России, федеральное налоговое законодательство предусматривает для спортивных организаций и отдельных спортсменов определённые налоговые и таможенные льготы.

Такие льготы выражаются в зачётах сделанных инвестиций, в уменьшении ставок налога на прибыль, на добавленную стоимость, в отмене или снижении таможенных пошлин. Такая мера позволяет существенно снизить цены на спортивные товары и услуги, которые являются социально значимыми для всех слоёв населения.

2 часть 2.1. Финансы физкультурных организаций Финансами физкультурных организаций называются те денежные фонды, которые предназначены для обеспечения выполнения их плановых заданий, осуществления физкультурной и спортивной деятельности. Они выражают экономические отношения, связанные с мобилизацией и рациональным использованием фондов денежных средств в интересах развития физической культуры и спорта. Финансы физической культуры и спорта являются частью общей финансовой системы общества, представляющей собой совокупность форм и методов образования и функционирования денежных фондов государства, предприятий, организаций и населения.

Финансирование физической культуры и спорта – часть общей системы финансирования планов экономического и социального развития.

Оно представляет планомерный процесс мобилизации денежных средств и их рационального использования для обеспечения выполнения планов развития физкультурного движения. Финансирование физической культуры и спорта надо рассматривать как часть системы экономических отношений, утвердившихся в народном хозяйстве нашей страны.

Финансирование физической культуры и спорта в условиях рыночных отношений предполагает различные источники поступления финансовых ресурсов в отрасль, которые можно объединить в две основные группы – бюджетные и внебюджетные. Бюджетное финансирование – это предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета предприятиям (организациям) для полного или частичного покрытия их расходов.

Внебюджетное финансирование ФКиС осуществляется за счет различных источников. Они весьма разнообразны: финансовые ресурсы, выделяемые профсоюзными организациями, внебюджетными фондами, муниципальными и образовательными структурами.

Источники, поступающие по линии международных спортивных, благотворительных, научных и иных организаций, а также отдельных меценатов и спонсоров. Многие спортивные организации осуществляют предпринимательскую деятельность.

2.2. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта Физическая культура и спорт, как сфера общественной деятельности и как «чистая» отрасль народного хозяйства, не участвуют непосредственно в создании совокупного общественного продукта и национального дохода. С точки зрения воспроизводства национального дохода физическая культура и спорт, не более чем сфера потребления. Но, как ведомственно-управленческая отрасль народного хозяйства, располагает своими собственными источниками финансирования и накопления денежных средств.

К таким источникам относятся поступления: 1) от реализации спортивных изделий, изготовленных на предприятиях, находящихся в ведении физкультурных организаций, от издательской деятельности; 2) от предоставления ряда платных услуг, проведения спортивных соревнований и других мероприятий на спортсооружениях и показа их по телевидению; 3) от сбора вступительных и членских взносов спортивных добровольных организаций; 4) от проведения денежных и денежно-вещевых лотерей («Спортлото», «Спринт» 5)ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Однако поступлений от собственных источников финансирования, собственных накоплений физкультурных и спортивных организаций недостаточно для покрытия расходов на физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.

Возникает необходимость в переводе части доходов от производства и реализации продукции и услуг отраслей материального производства на формирование источников финансирования физической культуры и спорта.

К числу таких источников следует отнести: 1) средства государственного бюджета и банковского, кредитования; 2) отчисления средств производственных объединений и предприятий, независимо от форм собственности; З) средства профсоюзов и общественных организаций, спортивных обществ.

2.3. Источники финансирования физической культуры и спорта Значение ФКиС для экономики и общества чрезвычайно высоко. Учитывая это обстоятельство, государственные органы в России активно содействуют развитию профессионального и любительского спорта.

Государственная поддержка физической культуре и спорту осуществляется по широкому спектру направлений: — на законодательном уровне; — в части прямого финансирования ФКиС Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские разработки, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и другие мероприятия; — в виде косвенного финансирования (льготное налогообложение); — в виде прямого участия в строительстве стадионов, других спортивных сооружений. Для финансирования физической культуры и спорта используются централизованные и децентрализованные источники.

Этот позволяет с одной стороны, концентрировать средства на разработку крупномасштабных целевых программ по развитию физической культуры и спорта, с другой — использовать заинтересованность местных организаций, трудовых коллективов в мобилизации средств для развертывания физкультурно-оздоровительной работы и обеспечения высоких спортивных достижений. В последние годы получили значительное развитие децентрализованные источники финансирования. Речь идет о повышении роли таких источников финансирования физической культуры и спорта, как средства гoсyдарственных производственных объединений, аграрно-промышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства.

За счет этих источников формируются капитальные вложения производственных коллективов на строительство спортивных сооружений, приобретение оборудования, инвентаря, производятся текущие расходы. 1**В государственном бюджете в статье «Здравоохранение, физическая культура и спорт» предусмотрены ассигнования на развитие физической культуры и спорта, что является прямым бюджетным финансированием.

Кроме этого проводится косвенное бюджетное финансирование по другим статьям государственного бюджета. В государственном бюджете определяются также размеры финансирования высших и средних физкультурных учебных заведений. Выделенные по этим статьям средства предназначаются Министерству спорта, туризма и молодежной политики, которое является учредителем этих вузов и техникумов (колледжей).

2**Областные, городские, районные комитеты по физической культуре и спорту финансируются из местных бюджетов. 3**По смeтaм министерства народного образования финансируется физкультурно-массовая работы в общеобразовательных школах, предусматриваются расходы на содержание детских и юношеских спортивных школ.

4**Важным источником финансирования физкультурно-оздоровительной и массово-спортивной работы в государственных производственных объединениях и на предприятиях, работающих на хозрасчете, являются образуемые из расчетной прибыли фонды стимулирования, и в частности фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. 5**В последние годы появился и такой источник финансирования физической культуры и спорта, как отчисления органов коммунального хозяйства. Так, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК) отчисляют средства в размерах 2% от квартирной и 5% арендной платы на организацию физкультурно-массовой и спортивной работы по месту жительства населения.

Средства ЖЭК предназначаются на оборудование спортивных площадок, приобретение инвентаря. 6**Значительные средства на развитие физической культуры и спорта выделяют профсоюзы, располагающие крупными источниками поступления средств, такими, как бюджетные формы социального страхования. Доля профсоюзных отчислений на физическую культуру и спорт составляет в среднем 19-26%.

7**Суммы, предназначенныe для финансирования физкультурных организаций, называются бюджетными кредитами или бюджетными ассигнованиями. Финансирование осуществляется посредством открытия кредитов с помощью особого документа расходного расписания (распоряжения о выдаче кредитов).

Кредиты открываются руководителям бюджетных физкультурных организаций, которые являются распорядителями кредитов. Бюджетные ассигнования не покрывают потребности физкультурных организаций в денежных средствах. Помимо бюджетных ассигнований финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет государственных и аграрно-промышленных предприятий и объединений.

Промышленные объединения и предприятия, организации торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, находящиеся на хозяйственном расчете, отчисляют профсоюзным комитетам на проведение культурно-массовой и физкультурной работы 0,15% от фонда заработной платы. В высшие учебные заведения на спортивно-массовую работу может быть направлена часть доходов, полученных от выполнения хоздоговорных, научно-исследовательских работ.

Ещё один источник финансирования оздоровительной и спортивно-массовой работы — доходы агропромышленного комплекса и организаций потребительской кооперации. Таковы источники финансирования физической культуры и спорта.

Формирование этих источников зависит от размеров производимого совокупного общественного продукта и национального дохода, от доходов предприятий, от эффективности работы физкультурных организаций. Вопросы для самостоятельной работы 1. Что такое государственный бюджет?

Какие налоги формируют доходную часть российского федерального бюджета?

2. Каким образом распределяются бюджетные ресурсы Российской Федерации? 3. Что такое налоги? Виды налоговых ставок? 4. Дайте определение подоходному налогу, НДС, акцизу.

5. Назовите источники ресурсного обеспечения физической культуры и спорта. 6. Назовите источникu финансирования фuзuческой культуры и спорта.

7. Составьте смету коллектива физической культуры и спорта. Темы рефератов 1. Самофинансирование в физической культуре и спорте 2.Особенности финансирования физической культуры и спорта на муниципальном уровне.

3.Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта Литература 1.Галкин В.В.

Экономика и управление физической культурой и спортом: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 с.

2.Зубарев Ю.А., Шамардин А.И.

Менеджмент, маркетинг и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие. 4-е изд., стер. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

– 408 с. 3.Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов вузов / М.И.Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов.

– М.: Издательский центр «Академия», 2001.

– 432 с. 4. Федеральны й Закон » О физической культуре и спорте» Российской Федерации. -М., 2008. — С.33.

Финансирование физической культуры и спорта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.10, кандидат экономических наук Низяева, Татьяна Валентиновна

ВЫВОДЫ 1. Вопросы финансирования спорта в России в настоящее время решаются недостаточно эффективно, что наносит существенный урон всему населению, в особенности новому подрастающему поколению, а также государству в целом, в связи с этим, не получившие достаточной физической подготовки дети и подростки не обеспечивают в дальнейшем высокой трудоспособности, что приводит к постоянному снижению производительности труда, ускоренному старению населения, высокой смертности, росту алкоголизма, наркомании, инвалидности и другим плачевным явлениям, угрожающим безопасности существования Российского государства.

2. Вопросы финансирования спорта должны иметь в России приоритетный характер наравне со здравоохранением, как высоко эффективное средство профилактики возможных инфекционных и других заболеваний населения. Финансовая поддержка спортивных организаций наиболее дешевое и эффективное средство предотвращения и лечения наиболее тяжелых физических, духовных и социальных недугов российского общества, переживших тяжелые экономические последствия реформирования экономики на этапе перехода от «социалистического» общества к «капиталистическому».

3. Широкое развитие массовых и элитных видов спорта обеспечит российскому обществу в реформенный и послереформенный период физическое и моральное здоровье всех слоев общества даже при большой разнице в доходах этих слоев.

4. Развитие всех видов спорта дает возможность отвлечь слои общества м наиболее низкими доходами от стремления к новому переделу общественной системы и переводу частной собственности в общественную. 5. Укрепление физического здоровья общества создает основу для повышения активности и стремления к созданию благоприятных экономический условий всех слоев общества, роста производительности труда, на этой основе и доходов, что будет способствовать снижению, социальной напряженности, а в дальнейшем и социальному компромиссу.

6. Учитывая чрезвычайную актуальность и высокую эффективность затрат в сфере спорта, государство должно создавать максимально благоприятную экономическую среду для инвестиций отечественного капитала, особенно для частных фирм-спонсоров, а также фирм, работающих в сфере обслуживания спорта.

7. Государство на всех уровнях: федеральном, региональном и местном должно обеспечивать постоянное наращивание затрат в сфере спорта, отдавая себе отчет в том, что каждый рубль, вложенный в эту сферу даст в обозримом будущем не менее 10 рублей дохода в сфере промышленности и сельского хозяйства, социальной, внешнеполитической, военной и других сферах. В настоящее время финансовая политика в сфере спорта недостаточно эффективна и не отражает приоритетный характер спортивной деятельности для всего общества.

ФИНАНСИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ФИНАНСИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Финансы Автор: Е.Ю. ПЕРЬКОВА, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Курского государственного медицинского университета В статье проводится анализ структуры и динамики расходов организаций, осуществляющих спортивную деятельность. В исследовании было установлено, что в Российской Федерации произошли организационные изменения в структуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Всего расходы организаций возросли за период 2014-2018 гг. на 36,7%, структура расходов практически не изменилась.

Больше всего выделяется средств для осуществления деятельности ДЮСШ и СДЮСШОР, а также в последнее время возросли расходы СШОР. В структуре финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, имеются отличительные особенности — в одних среди источников финансирования преобладают муниципальные бюджеты, в других — бюджет субъектов РФ. The analysis of structure and dynamics of expenses of the organizations performing sports activity is executed in article.

Рекомендуем прочесть:  Устав организации где хранится

The study revealed that in the Russian Federation there have been organizational changes in the structure of organizations engaged in sports training. Total expenses of organizations increased for the period 2014-2018 by 36.7%, and the structure of expenditures has not changed.

The highest amount of funds was allocated for the implementation of the activities of DYUSSH and SDUSHOR. In the structure of financing organizations engaged in sports training, there are distinctive features -in some among the sources of funding dominated by municipal budgets, in others — the budget of the subjects of the Russian Federation. Ключевые слова: расходы, финансирование, физическая культура и спорт, федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальные бюджеты, статьи расходов.

Keywords: expenses, financing, physical culture and sport, Federal budget, budgets of subjects of the Russian Federation, municipal budgets, articles of expenses. Финансирование социально значимых отраслей в Российской Федерации происходит, в основном, за счет бюджетных средств.

Развитие физической культуры и спорта является стратегически значимой задачей для государства, поскольку здоровье нации и обороноспособность страны во многом обеспечиваются благодаря повышению уровня физической активности и подготовки граждан.

В Российской Федерации система финансирования физической культуры и спорта разделена на несколько уровней. Полномочия федерального уровня заключаются в финансировании мероприятий, направленных на развитие спорта высших достижений, а развитие массового спорта — это финансовая нагрузка на бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [1].

К сожалению, спонсорство в российском спорте развито слабо, в отличие от США. При этом в нашей стране предпринимаются активные попытки развития государственно-частного партнерства в реализации крупных спортивных проектов, а также привлечения частных инвесторов для спонсирования развития отдельных видов спорта и команд.

Благодаря реализации Федеральных целевых программ по развитию спорта в России удалось, начиная с 2006 г., значительно улучшить спортивную инфраструктуру, увеличить популярность систематических занятий спортом среди населения и переломить негативные тенденции развития спорта. Даже несмотря на кризис, финансирование развития физической культуры и спорта практически не пострадало. Недавно была введена новая практика в финансировании спорта — субъекты федерации получают индивидуальные задания на подготовку спортсменов сборных команд страны и финансирование из федерального бюджета, превращаясь в своеобразные точки роста.

В стране функционирует более 6,5 тыс. спортивных школ, из которых почти 800 относятся к специализированным учреждениям олимпийского резерва. В действующей Федеральной программе по развитию спорта до 2020 г.

делается упор на создание малобюджетных объектов спорта, располагающихся в шаговой доступности для населения. На реализацию Программы по развитию спорта в период на 2016-2020 г. из федерального бюджета выделено 74,0 млрд.

руб., из средств бюджетов субъектов РФ — 18,9 млрд.

руб., а из внебюджетных источников всего 4,5 млрд. руб. [2]. И, тем не менее, в системе бюджетных расходов Российской Федерации физической культуре и спорту отводится небольшое место [3]. Объемы финансирования напрямую влияют на динамику увеличения доли населения, систематически занимающегося спортом, в регионах Российской Федерации [4].

Наиболее эффективно развитие физической культуры и спорта реализуется в Центральном федеральном округе, где показатели развития спорта выше, чем в других федеральных округах.

В то же время на фоне неблагоприятных социальных явлений в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах в период 2013-2017 гг. финансирование физической культуры и спорта резко здесь возросло, что должно поспособствовать активизации развития массового спорта в регионах [5]. В регионах Центрального Черноземья финансирование физической культуры и спорта имеет волнообразный характер, но в совокупности все факторы, оказывающие влияние на развитие массового спорта в регионах, обуславливают благоприятные тенденции развития спорта.

Среди регионов Центрального Черноземья наиболее успешно финансирование развития спорта реализуется в Курской и Белгородской областях, где в динамике отмечается увеличение как численности, так и доли систематически занимающихся спортом [6]. В Российской Федерации функционируют различные виды организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Деятельность одних направлена на развитие и поддержание детско-юношеского и массового спорта, а других — на подготовку олимпийского резерва страны и развитие спорта высших достижений.

Финансирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, дифференцировано по объемам и источникам. В ходе реорганизации структуры организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в 2016 г., помимо привычных ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР и ЦСП появились спортивные школы (СШ), спортивные школы олимпийского резерва (СШОР) и центры олимпийской подготовки (ЦОП). В больше степени произошел переход имеющихся организаций в другую категорию, но и было создано немало новых объектов.

Динамика финансирования деятельности в период 2014-2018 гг. говорит о том, что произошло перераспределение финансовых потоков в связи с изменением статуса организаций, осуществляющих спортивную подготовку (рис.

1). Наибольшие объемы финансирования выделяются для осуществления деятельности ДЮСШ, поскольку их больше всего в Российской Федерации. В 2018 г. в России зарегистрировано 2387 ДЮСШ (в 2014 г. 3780), 1150 СШ, 879 СШОР, 157 СДЮСШОР (в 2014 г.

1055), 105 ЦСП (в 2014 г. 171), 55 УОР (в 2014 г. 56) и 35 ЦОП [7]. Положительная динамика финансирования деятельности относительно 2016г., когда новая структура устоялась, отмечается в СШ (в 4,7 раза), СШОР (в 3,3 раза), УОР (23,6%), ЦОП ( в 4,5 раза) и ЦСП (12,9%). В тех организациях, где рост финансирования произошел в разы, в большей степени повлияло перераспределение финансовых потоков.

Стоит отметить, что постепенно растет финансирование организаций, которые относятся к категории «другие».

Рисунок 1 — Финансирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку в 2014-2018 гг., млн. руб. (составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [7]) Изменения в структуре расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в период 2014-2018 гг.

являются отражением не только особенностей функционирования спортивных организаций, но и негативных экономических процессов в стране (рис.

2). 2018 г. 2014 г. 0% 20% 40% 0,71 60% 80% заработная плата оздоровительная кампания участие в соревнованиях и тренировочных сборах материально-техническое обеспечение содержание спортивных сооружений прочие расходы iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 62,80 6,54 5,30 14,60 9,05 1,05 62,30 8,24 5,95 12,90 9,56 i i i i 100% Рисунок 2 — Сопоставление структуры общих расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в 2014 и 2018 гг.

% (составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [7]) В структуре расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, более 60% приходится на заработные платы, при этом в динамике доля этой статьи увеличивается на 0,5%. Вторая по величине сумма тратится на содержание спортивных сооружений, доля которых в динамике растет в силу удорожания коммунальных и бытовых услуг.

Также растет и доля затрат на материально-техническое обеспечение, одной из причин чего является рост цен. На прочие расходы приходится чуть более 9%.

В то же время снижается доля расходов на оздоровительную кампанию и участие в соревнованиях и тренировочных сборах, которые, например, могли переложить на самих участников. Для финансирования деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, используются одни и те же источники, но, в зависимости от вида организации, их доля в структуре финансирования различается (рис.

3). 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0 8,0 81,4 9,7 0,9 0,9 9,4 54,4 34,2 2,0 13,0 7,7 7,8 8,1 70,0 16,6 24,3 66,3 0,4 0,4 О 1,7 1,0 81,1 iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 10,1 0,8 90,1 4 О 1,0 4,4 0,8 94,1 0,7 0,7 24,8 19,9 49,8 5,5 / федеральный бюджет РФ бюджет субъектов РФ муниципальный бюджет ■ внебюджетные источники Рисунок 3 — Структура общих расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в 2018 г., % (составлено автором на основе данных Министерства спорта РФ [7]) Среди источников финансирования ДЮСШ, СШ и СДЮСШОР преобладают средства муниципальных бюджетов, причем, в ДЮСШ их доля превышает 80%, в то время как средства федерального бюджета занимают менее 1%, а в СДЮСШОР доля федеральных бюджетных средств менее 0,5%.

В УОР, ЦСП, ЦОП и СШОР преобладают средства бюджета субъектов РФ, поскольку в них проводится подготовка спортсменов для спорта высших достижений, в то же время доля муниципальных бюджетом минимальна и не превышает 1%. В УОР максимальное присутствие финансирования из федерального бюджета.

Во всех видах организаций, осуществляющих спортивную подготовку, присутствуют и внебюджетные источники, но максимальна их доля в категории «других организаций», структура финансирования которых максимально диверсифицирована и сбалансирована. В ходе исследования нами было установлено, что в Российской Федерации динамика развития физической культуры и спорта имеет положительные тенденции.

В финансировании организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в период 2014-2018 гг. отмечаются различные тенденции, хотя общий объем финансирования вырос на 36,7%, но произошло распределение финансовых потоков в 2018 г.

в зависимости от категории организации.

В структуре расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в динамике меньше стало выделяться средств на оздоровительную кампанию и участие в соревнованиях и тренировочных сборах. Также было установлено, что роль федерального бюджета в финансировании расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, минимальна. В основном, функционирование спортивных организаций происходит за счет муниципальных бюджетов и средств бюджета субъектов РФ, в зависимости от вида организации.

Таким образом, мы пришли к выводу, что деятельность организаций в Российской Федерации, в основном, обеспечивается за счет государственных средств, а доля внебюджетных источников пока невелика. Также стоит отметить, что на финансировании спортивных организаций проявления кризиса практически не отразились негативно. Список литературы 1. Черноног А.Н.

Приоритеты государственной экономической политики и виды финансирования в физической культуре и спорте высоких достижений в России // Новая наука: Опыт, традиции, инновации.

-2017. — Т. 1. — № 3. — С. 185-190. 2. Черноног А.Н. Финансирование физической культуры и спорта в России // Новая наука: финансово-экономические основы. — 2017. -№ 2. — С. 218-223. 3.

Матушанская Е.Е. Место физической культуры и спорта в структуре расходов бюджетной системы Российской Федерации // Вектор экономики. — 2018. — № 12 (30). — С. 91.

4. Ширков Ю.А. Влияние финансирования ФКИС на изменение доли населения, занимающегося спортом в ЦФО // Региональный вестник.

-2018. — № 4 (13). — С. 41-43.

5. Перькова Е.Ю. Анализ развития физической культуры и спорта в федеральных округах России // Вопросы социально-экономического развития регионов. — 2018. — №1 (4). — С. 2-6. 6.

Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е.

Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКИС // Наука и практика регионов. — 2018. — № 3 (12). — С. 76-81. 7. Статистическая информация.

Министерство спорта РФ [Электронный ресурс].

— Режим доступа: https://www.mmsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-mf/.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+