Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Госжилинспекция функции и полномочия

Госжилинспекция функции и полномочия

Госжилинспекция функции и полномочия

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г.

N 493″О государственном жилищном надзоре» 26 марта, 29 октября 2014 г., 20 июня 2016 г., 6, 9, 29 сентября 2017 г., 13 сентября 2018 г.

На основании и Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое о государственном жилищном надзоре. Правительства РФ от 26 марта 2014 г.

N 230 в пункт 2 внесены изменения 2. Установить, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю. 4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение полномочий, возложенных на такие органы Жилищного кодекса Российской Федерации. 5. Признать утратившими силу: Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г.

N 1086

«О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2566); Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1995 г.

N 182

«О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 894); изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам, утвержденные Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.

4788); постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75

«О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст.

786). Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.

Медведев Положение о государственном жилищном надзоре(утв. Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 493) 26 марта, 29 октября 2014 г., 20 июня 2016 г., 6, 9, 29 сентября 2017 г., 13 сентября 2018 г.

1. Настоящее Положение устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора. Пункт 2 изменен с 11 октября 2017 г. — Правительства РФ от 29 сентября 2017 г.

N 1186 2. Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с , об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее — обязательные требования).

3. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

4. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее — органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
4. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее — органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

5. Порядок осуществления государственного жилищного надзора в том числе включает: а) наименование органа государственного жилищного надзора; б) структуру органа государственного жилищного надзора и порядок организации его деятельности; в) полномочия и функции органа государственного жилищного надзора; г) перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия; д) порядок раскрытия органом государственного жилищного надзора информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, а также об эффективности государственного жилищного надзора; е) порядок взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные Жилищного кодекса Российской Федерации, с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов; ж) порядок проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований; з) другие положения, предусмотренные настоящим Положением. 6. В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в настоящего Положения. 7. Государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федерального закона

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

8. Государственные жилищные инспектора имеют служебные удостоверения единого образца, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 9. К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

с учетом особенностей, установленных Жилищного кодекса Российской Федерации. 10. В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со Федерального закона

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

.

11. Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами: Подпункт «а» изменен с 26 сентября 2018 г. — Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090 а) обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией ; учету жилищного фонда; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; созданию и деятельности советов многоквартирных домов; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; формированию фондов капитального ремонта; наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г.

N 410

«О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»

; составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг); обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы; порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации; Пункт 11 дополнен подпунктом «а.1» с 26 сентября 2018 г. — Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090 а.1) требований содержания общего имущества в многоквартирном доме и изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г.

N 491

«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»

, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354

«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

; б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных и об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

12. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г.

N 373. 13. По решению руководителя органа государственного жилищного надзора к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитированные в порядке, установленном Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689, для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки.
N 689, для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки.

14. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в орган государственного жилищного надзора документов, сведений и размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») информации об их деятельности орган государственного жилищного надзора: а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в сети «Интернет» информацию об их деятельности. 15. Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении органом государственного жилищного надзора плановых и внеплановых проверок. 15.1. Утратил силу с 16 сентября 2017 г.

— Правительства РФ от 6 сентября 2017 г. N 1078 16. Орган государственного жилищного надзора в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет»: а) ежегодный план проведения плановых проверок; б) сведения о результатах плановых и внеплановых проверок (с учетом требований Российской Федерации о защите персональных данных); в) ежегодные доклады об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и эффективности такого надзора; г) тексты рекомендаций и информацию, которые содействуют выполнению обязательных требований.

17. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного жилищного надзора при проведении проверок могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правительства РФ от 26 марта 2014 г. N 230 в пункт 18 внесены изменения 18.

Методическое обеспечение государственного жилищного надзора осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Утверждено Положение о государственном жилищном надзоре.

Задачи надзора: предупредить, выявить и пресечь нарушения требований к формированию фондов капремонта, использованию жилфонда, общего имущества в многоквартирных домах, юрлицам, ИП, управляющим такими домами, отвечающим за содержание и ремонт общего имущества, предоставляющим коммунальные услуги, специализированным НКО, отвечающим за капремонт общего имущества.

Также речь идет о соблюдении требований энергоэффективности и оснащенности помещений приборами учета ресурсов. Надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок соблюдения указанных требований, систематического наблюдения за их исполнением, анализа и прогнозирования состояния такого исполнения, принятия мер по пресечению и (или) устранению нарушений. Надзор проводится органами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта региона.

Это делается с учетом требований положения.

Государственные жилищные инспектора должны иметь служебные удостоверения единого образца, установленного указанным высшим органом. Методическое обеспечение надзора возложено на Минрегион России.

Постановление Правительства РФ о государственной жилищной инспекции признано утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г.

N 493 «О государственном жилищном надзоре» Настоящее постановление по истечении 7 дней после дня его официального опубликования Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 17 июня 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 июня 2013 г. N 25 ст. 3156 В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Правительства РФ от 13 сентября 2018 г.

N 1090 Изменения вступают в силу с 26 сентября 2018 г. Правительства РФ от 29 сентября 2017 г. N 1186 Изменения вступают в силу с 11 октября 2017 г.

Правительства РФ от 9 сентября 2017 г. N 1091 Изменения вступают в силу с 20 сентября 2017 г.

Правительства РФ от 6 сентября 2017 г. N 1078 Изменения вступают в силу с 16 сентября 2017 г.

Правительства РФ от 20 июня 2016 г.

N 558 Изменения по истечении 7 дней после дня названного постановления Правительства РФ от 29 октября 2014 г. N 1115 Изменения по истечении 7 дней после дня названного постановления Правительства РФ от 26 марта 2014 г.

N 230 Изменения по истечении 7 дней после дня названного постановления

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) — функции и полномочия

В повседневной жизни нередко возникают случаи, когда мы сталкиваемся с деятельностью жилищных инспекций.

Такое взаимодействие может возникнуть при необходимости обследования жилых многоквартирных домов, при перепланировке квартиры.

Без жилинспекции не обойтись также в том случае, когда нужно признать жилье ветхим или аварийным.

Также довольно часто у населения возникают вопросы, связанные с проведением капитального ремонта в многоквартирном доме.

И это далеко не весь перечень вопросов, связанных с работой жилищной инспекции.

Для формирования правильного представления о деятельности данной организации и представлена настоящая статья.

В первую очередь необходимо определиться с понятием жилищной инспекции, её задачами, правами и обязанностями.

Под жилищной инспекцией понимается государственный орган, наделённый полномочиями осуществлять жилищный надзор.

У каждого территориального управления жилинспекции эти полномочия распространяются на соответствующий субъект федерации. Например, инспекция по Новосибирской области занимается надзором исключительно на территории области. Аналогичным образом строится деятельность и в остальных регионах страны. Законодательная база, на основе которых действует инспекция довольна обширна.
Законодательная база, на основе которых действует инспекция довольна обширна.

В качестве первостепенных необходимо выделить:

  1. Кодекс об административных правонарушениях.
  2. Жилищный кодекс;
  3. Конституцию РФ;
  4. Гражданский кодекс;

Кроме этого, значительную часть муниципальных и городских инспекций составляют ведомственные положения и акты.

Указанными законами предусмотрен внушительный список задач, полномочий, прав и обязанностей инспекции, но детальному рассмотрению подвергнем главные из них.

Задачами являются:

  1. защита прав потребителя на получение жилищных и коммунальных услуг.
  2. выявление и пресечение нарушений жилищного законодательства;

Следует обратить внимание: при обнаружении гражданами различных нарушений в области эксплуатации жилья, стоит обратиться именно в жилинспекцию. В частности, это может произойти при ненадлежащем исполнении своих обязанностей управляющими компаниями по месту жительства (как написать жалобу в жилинспекцию Вы можете прочитать ).

Для достижения своих задач инспекция реализует следующие полномочия:

  1. проверяет сохранность и эксплуатацию жилищного фонда, техническое состояние инженерных коммуникаций, а также придомовой территории;
  2. осуществляет проверки нормативов потребления коммунальных услуг;
  3. организует обследование жилых домов;
  4. проверяет выполнение жилищно-коммунальных услуг по заявкам граждан.
  5. решает вопросы, связанные с перепланировкой или переустройством квартир;
  6. проверяет мероприятия по подготовке жилья к сезону;

Проведя анализ данных полномочий важно знать, что жилинспекции осуществляют практически весь комплекс мер, связанных с повседневным проживанием.

Этот комплекс выражен как в непосредственном участии инспекции (например, при обследовании жилья), так и в косвенном (в частности, при рассмотрении жалобы на действия управляющей компании по предоставлению коммунальных услуг).

Возможно, Вас также заинтересует статья о .

О межевании линейных объектов рассказывает

В целях успешного выполнения своих функций инспекция наделена соответствующими правами, которые не следует путать с полномочиями. А именно:

  1. проводит обследование объектов жилищного фонда;
  2. выдаёт предписания о нарушении требований жилищного законодательства;
  3. составляет административные протоколы;
  4. запрашивает необходимую для себя информацию от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;
  5. заключает различные контракты на поставку необходимой продукции;
  6. ведёт разъяснительную работу среди населения.
  7. участвует в судах в качестве истца или ответчика;

Населению следует понимать, что свои права работники инспекции реализуют как самостоятельно, так и с подачи самих жильцов. Нагляднее всего это выражено при рассмотрении заявлений и обращений граждан.

При наличии определённых прав, соответствующих обязанностей у жилинспекции также хватает:

  1. осуществлять мероприятия, связанные с противодействием коррупции.
  2. приём населения по жилищным вопросам;
  3. несение всех видов ответственности за ненадлежащее исполнение своих полномочий;
  4. надлежащее исполнение возложенных обязанностей;
  5. рассмотрение обращений и жалоб граждан в строгом соответствии с законом;

Таким образом, мы получили общее представление о деятельности жилищной инспекции, её задачах и полномочиях, правах и обязанностях. Данная статья призвана помочь обычным гражданам, никогда не сталкивающихся с деятельностью жилищной инспекции. Следует также напомнить, что практически у каждой госжилинспекции по конкретной области, республике или краю функционируют интернет-сайт и горячая линия, где в случае необходимости можно найти интересующую информацию.

Смотрите обзорное видео о деятельности государственной жилищной инспекции: Внимание! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам: +7(499) 703-42-21 — Москва +7(812) 309-91-17 — Санкт-Петербург +7(800) 500-27-29 доб. 482 — Россия (общий) или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта ниже!

Все консультации у юристов бесплатны.

Чем занимается жилищная инспекция

› Время на чтение: 5 минутАА Для контроля различных объединений, отвечающих за содержание многоквартирных домов, создана жилищная инспекция.

Она обеспечивает надзор за выполнением управляющими компаниями требований закона и соблюдением ими правил предоставления населению бытовых услуг и работ, необходимых для обслуживания МКД.

Государственная жилищная инспекция в РФ – орган, контролирующий работу управленческих объединений ЖКХ. Она является субъектом исполнительной власти, который держит под наблюдением весь фонд жилья. Жилинспекции созданы в масштабах области или региона и представляют часть единой системы ГЖИ РФ.

Необходимость создания таких структур возникла в связи с разнообразием форм управления многоквартирных жилых домов.

Все УК, ТСЖ и другие объединения должны согласовывать действия по управлению МКД с жилищной инспекцией, расположенной на территории их региона. ГЖИ наделены рядом полномочий, которые позволяют следить за выполнением требований законов, касающихся коммунально-бытовой сферы.

Действия инспектирующих организаций регулируются законодательными документами:

  1. Жилищным кодексом Российской Федерации;
  2. Конституцией Российской Федерации;
  3. Кодексом об административных правонарушениях.
  4. Положением о государственном жилищном надзоре №493 от 11.06.2013г.;

В них установлена процедура надзора и контроля управляющих компаний, определены права, обязанности органа и схема взаимодействия с территориальными органами самоуправления. Государственная жилищная инспекция наделена большими полномочиями. Она вправе:

  1. инспектировать работу управленческих компаний;
  2. контролировать формирование нормативных величин поставляемых бытовых услуг;
  3. проводить проверки жилого сектора.
  4. выявлять и пресекать отступления от нормативных актов предприятиями, которые оказывают коммунальные и жилищные услуги (юридические лица, органы территориального управления, предприниматели, физические лица);
  5. следить за работой фондов капитального ремонта МКД;

Также к полномочиям жилищной инспекции отнесен лицензионный надзор управляющих организаций ЖКХ.

Мнение экспертаМиронова Анна СергеевнаЮрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном правеГЖИ имеют право производить плановые проверки управленческих организаций после окончания одного года с начала их деятельности. Также они правомочны проводить внеплановые мероприятия, если для этого есть существенная причина.

Это могут быть выявление нарушения законодательных актов, обращение граждан по несоблюдению договорных обязательств УК, ненадлежащее содержание жилого фонда и другие спорные моменты, требующие вмешательства надзорного органа. Представители инспектирующего органа имеют все основания обратиться с письмами в управленческие конторы, а также к частным предпринимателям и физическим лицам, которые обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Жилищные инспектора вправе проводить осмотр домов и прилежащей территории. С разрешения правообладателей могут войти в их квартиры для проведения процедуры контроля (исследования, экспертизы, расследования).

Также они обязаны проверять, как выполнены работы по содержанию и ремонтированию общих помещений. Права и обязанности ГЖИ определены в статье 20 ЖК РФ, а также в Положении о государственном жилищном надзоре. Первоочередными функциями жилищной инспекции являются:

  1. принятие решений о сроках проведения капитального ремонта жилых зданий и приемка работ после его окончания;
  2. наложение штрафа или привлечение к ответственности по статье КоАП РФ должностных лиц организации или граждан в случаях нарушения правил эксплуатации помещений МКД;
  3. рассмотрение фактов нарушений норм законодательства по содержанию и эксплуатации жилья;
  4. проверка подготовки коммуникаций жилфонда к сезону.
  5. контроль технического состояния жилья, вынесение постановлений о пригодности его к эксплуатации;
  6. отслеживание обоснованности нормативов предоставляемых коммунальных услуг;

Еще жилищные инспекции занимаются проверкой незаконных перепланировок и переустройств помещений и квартир, ущемляющих права других собственников.

Здесь следует пояснить, что инспекторы несут уголовную, материальную и дисциплинарную ответственность за необоснованные действия, нарушающие права граждан. Надзор деятельности управляющей компании (за исключением финансов) находится в компетенции жилинспекции. Например, содержание и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, работа и функционирование инженерных систем, соблюдение законодательства при заключении соглашений и договоров управляющими предприятиями, проведение ремонта общих мест МКД и другие.

Иными словами, проблемы, которые не хочет решать УК, вправе рассматривать ГЖИ. Если не убирается прилежащая территория, несвоевременно вывозятся бытовые отходы, не работают лифты, отсутствует освещение в местах общего пользования, а также не убираются подъезды или перекрыты запасные пожарные выходы, то эти вопросы тоже могут рассматриваться жилищной комиссией.

Туда же можно пожаловаться на невыполнение председателями или управляющими своих обязанностей. Инспекция также контролирует создание управленческих предприятий и их работу. Жилищные инспекции могут направлять в суд исковые заявления об отмене решений общих собраний правообладателей жилья, о прекращении деятельности УК, об аннулировании договоров найма и по многим другим вопросам, которые могут возникать при несоблюдении норм законодательства в сфере жилья.

Это мера применяется при неисполнении должностными и физическими лицами выданных прежде предписаний о ликвидации выявленных нарушений. Вопросы, которые рассматривает жилинспекция, могут касаться:

  1. неэффективного ухода за прилежащим участком территории.
  2. нарушения правил и норм предоставления коммунальных услуг;
  3. невыполнение пунктов договора по оказанию различного вида жилищных услуг;
  4. необоснованно завышенных тарифов;
  5. несоблюдения законодательства при создании управляющего органа;
  6. некачественно проведенного текущего или капитального ремонта жилья:
  7. плохого содержания общего имущества в многоквартирном доме;

Жилищная инспекция следит за соблюдением правил оказания коммунальных услуг населению и защищает их интересы. В случаях бездействия управляющей организации в решении каких-либо вопросов, обращение собственников в инспекцию позволяет быстро устранить проблему.

Однако инспектирующие органы не имеют права вмешиваться в финансовые дела предприятий.

Этими вопросами занимаются органы прокуратуры. Содержание и управление многоквартирным домом (МКД) – дело непростое.

Собственники часто недовольны работой управляющих компаний. Если руководство предприятиями заинтересовано в повышении эффективности хозяйствования, то вопросы граждан без внимания не остаются. Но как быть, если проблемы не решаются, и должностные лица УК равнодушны к ним?

Одним из действенных вариантов сдвинуть дело с мертвой точки является обращение граждан в жилищную инспекцию. Лучше всего направлять жалобу, изложенную в письменном виде, с указанием даты и подписью, так как анонимные письма инспектирующий орган рассматривать не будет.

После получения жалобы представитель проведет внеплановую инспекцию и установит, имело ли место нарушение. В зависимости от проблемы, он вправе выдать нормативный акт об устранении нарушения, указав срок, в течение которого оно должно быть произведено, или оформить протокол об административном правонарушении ответственных лиц с последующим назначением наказания.

Все обращения в жилищную инспекцию регистрируются, и в течение 30 календарных дней заявителю дается письменный ответ. Граждане могут воспользоваться телефоном горячей линии, который указан на официальном сайте инспекции, если возникла проблема, требующая срочного вмешательства представителя инспекции.

Деятельность областных жилищных комиссий контролируется региональными органами. Высшим звеном является Главная жилищная инспекция РФ.

Если обращение граждан в областную инспектирующую организацию не помогло в решении вопроса, то они вправе обратиться в вышестоящую инстанцию, которая имеет право без согласования с органами прокуратуры и предварительного уведомления провести внеочередную проверку действий местных инспекторов.

Чтобы разбирательство не затянулось на неопределенное время, гражданину может понадобиться консультация юриста для грамотного изложения сути вопроса и подготовки документов, касающихся проблемы.

Создание инспектирующих жилищных органов в России позволяет гражданам чувствовать себя более защищенными в вопросах ЖКХ. Они позволяют людям бороться с обманом и некачественным предоставлением услуг в коммунальной сфере.

Рейтинг автораАвтор статьиЮрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном правеНаписано статей235 Отличная статья 1 Помогла статья?

Оцените её

(Пока оценок нет)

Загрузка. Экономьте на коммунальных услугах до 30% каждый месяцПосчитайте пени по вашей задолженности

Жилищный форум Обсудите действия управляющей компании, повышение тарифов, проблемы с соседями и другие вопросы на нашем форуме.

Для решения сложных вопросов, споров, судебных разберательств рекомендуем воспользоваться помощью наших специалистов Cоздать новую тему Создать тему Видео Довольны ли вы услугами в сфере ЖКХ?ДаНет Какая форма управления домом применяется у вас?

  1. Жилищный кооператив
  2. Товарищество собственников недвижимости (ТСН)
  3. Усилиями самих жильцов
  4. Товарищество собственников жилья (ТСЖ)
  5. Не знаю
  6. Управляющая компания

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.Читайте подробнее о формах управления многоквартирным домом ЖКХжурнал © 2018–2020 – Бесплатная консультация и помощь по жилищным вопросам Перепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника Задать вопрос эксперту Спасибо! В ближайшее время мы опубликуем информацию.

Adblockdetector

Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере ЖКХ

13 сентябряГосударственная жилищная инспекция – это самый главный надзорный орган в ЖКХ. Ее специалисты выявляют и пресекают нарушения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

От рядовых граждан Госжилинспекция тоже требует неукоснительного соблюдения норм ЖКХ. Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах – Главный государственный жилищный инспектор РФ.

Таким образом, жилинспекция работает в каждой области, республике, крае РФ. Она контролирует:

  1. как раскрывается информация в системе ГИС ЖКХ.
  2. соответствует ли нормам санитарное состоянием помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  3. как соблюдаются нормативный уровень и режим обеспечения жителей коммунальными услугами (отоплением, электро-, водо-, газоснабжением и т. д.);
  4. имеются ли в жилых домах приборы регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
  5. как дом готовится к зиме или к лету;
  6. как соблюдается порядок и правила признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также как происходит процесс перевода их в нежилые;
  7. имеются ли и соблюдаются ли договоры между собственниками жилых помещений, производителями услуг и потребителями;
  8. как выполняются жилищно-коммунальные услуги по заявкам населения;
  9. как обстоят дела с техническим состоянием домов, общего имущества собственников в многоквартирном доме и инженерного оборудования;
  10. насколько рационально в доме используются топливно-энергетические ресурсы, и вода;
  11. правильно ли начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги;
  12. как обстоят дела с формированием фондов капитального ремонта в многоквартирных домах;
  13. как используется жилищный фонд, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме и на придомовых территориях;
  14. обоснованно ли установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
  15. своевременно ли выполняются работы по их содержанию и ремонту домов;
  16. как соблюдаются правила пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
  17. как проводятся конкурсы на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;

Органы государственной жилищной инспекции имеют право: – проводить инспекционные обследования и проверки объектов; – давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений; – выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания; – привлекать юридических и должностных лиц к административной ответственности по некоторым правонарушениям в жилищно-коммунальной сфере.Если вы понимаете, что вам неверно начисляют плату за ЖКУ или качество услуг оставляет желать лучшего, то государственная жилищная инспекция – первый из контролирующих органов, в который вам следует написать заявление. Форма заявления может быть произвольной, главное – четко и ясно, без лишней «воды» описать, в чем состоит суть нарушения.

Ссылаться на правовые нормы необязательно. Отправить заявление можно любым способом, лишь бы при этом был зафиксирован факт его подачи.

С 01 января 2017 года заявления поданные в электроном виде не являются основаниями для проведения проверки. Исключения составляют заявления, поданные через систему ГИС ЖКХ. Ответ на свое заявление вы должны получить в течение месяца.

Причем сама форма ответа может быть разной. Если сотрудники жилинспекции изучат ситуацию и не найдут в ней факта нарушения, вам пришлют письменный ответ (где и сообщат об этом).

Кроме этого, вам могут выдать акт проведенной проверки (его можно будет потом предъявлять в суде, если вы решитесь довести дело до конца). Если же факт нарушения будет установлен, вам также передадут письменный ответ и акт проверки, а управляющая компания (или ТСЖ, ресурсоснабжающая организация) получит предписание об устранении нарушения.

Не все вопросы жилинспекция может решить самостоятельно, выдав предписание об устранении имеющихся нарушений. Но она имеет право обратиться в суд с заявлением:

  1. в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований
  2. о ликвидации ТСЖ,
  3. о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений,
  4. о признании договора управления многоквартирным домом недействительным,

Указанные иски подаются в случае неустранения в соответствующий срок нарушений Устава ТСЖ, нарушений порядка выбора управляющих организаций, условий договора управления многоквартирным домом и порядка его заключения.Правонарушения, по которым государственная жилищная инспекция вправе привлекать к ответственности участников сферы ЖКХ.В Кодексе РФ об Административных правонарушениях содержатся со — ставы правонарушений, по которым орган государственного жилищного надзора вправе привлекать недобросовестных участников сферы ЖКХ.

Виды правонарушений и размеры штрафов приведены в Этот контроль проводят районные и городские администрации.

В принципе, их задачи и права – примерно те же, что и у жилинспекции, но проверять они могут лишь те дома, где есть муниципальное жилье. В некоторых регионах часть своих полномочий Государственная жилинспекция официально делегирует муниципальному жилищному контролю.

Если в вашем регионе дела обстоят именно таким образом, то и обращаться с жалобой нужно в первую очередь именно в местную администрацию. Как и в случае с государственной жилищной инспекцией заявление в муниципалитет составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.Лицензионный контроль – это контроль за соответствием управляющих организаций лицензионным требованиям. Осуществляет его, как правило, Госжилинспекция региона.

Однако в некоторых субъектах отдельные полномочия могут быть переданы муниципалитетам. К лицензионным требованиям относятся не только требования, которые являются необходимыми условиями для получения лицензии на право управления многоквартирными домами, но и требования, которые необходимо соблюдать, чтобы ее не лишиться.

К таковым относятся:

  1. осуществление правильного расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги.
  2. выполнение нормативных требований к предоставлению коммунальных услуг, в тех случаях, когда они предоставляются управляющей организацией;
  3. выполнение работ и услуг по содержанию общего имущества и управлению многоквартирным домом;
  4. выполнение требований, предусмотренных законодательством для работ и услуг по содержанию общего имущества и управлению многоквартирным домом, периодичности их оказания;
  5. выполнение обязательств по договору управления многоквартирным домом;

Иначе говоря это все те моменты предоставления жилищно-коммунальных услуг, которые контролирует жилинспекция по роду своей деятельности, но только в отношении управляющих организаций, работающих по лицензии.«Я буду жаловаться в прокуратуру!» – часто можно услышать от граждан, которые отчаялись найти правду в борьбе с недобросовестными исполнителями услуг. Но можно ли писать заявления в прокуратуру, если дело касается сферы ЖКХ?

Да, можно и нужно. Прокуратура надзирает за соблюдением законности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще одна важная функция этого органа: надзор за соблюдением прав и свобод человека.

Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения, куда рядовым гражданам может быть вход запрещен, он может знакомиться с документацией (от жителей ее могут скрывать) – по требованию прокурора руководители организаций обязаны предоставить ее в полном объеме. Если прокурор усмотрит признаки административного правонарушения или уголовного преступления, он имеет право возбуждать административное производство или передать материалы в полицию, чтобы там приняли решение о возбуждении уголовного дела.

Обратиться к прокурору с жалобой на ущемление своих прав и свобод может любой гражданин России. При этом прокурор должен рассмотреть заявление, разъяснить порядок защиты прав и свобод, и, если факты, описанные в заявлении, подтвердятся, работать над привлечением к ответственности лиц, нарушивших закон.

Требования прокурора обязательно должны быть исполнены в установленный срок! У прокуратуры есть еще одно важное полномочие. Если гражданин из‑за своего возраста, недееспособности, состояния здоровья (или по другим уважительным причинам) не может самостоятельно обратиться в суд, за него это может сделать прокурор.
Если гражданин из‑за своего возраста, недееспособности, состояния здоровья (или по другим уважительным причинам) не может самостоятельно обратиться в суд, за него это может сделать прокурор.

Также прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Речь идет о ситуации, когда нарушаются права значительного числа граждан или когда нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, в органы прокуратуры есть смысл обращаться, если вы сомневаетесь в том, что правонарушение относится только к сфере ЖКХ, если по состоянию здоровья не можете защищать свои права в суде или в случае, когда ответ из других государственных и муниципальных органов не позволяет разобраться в ситуации.

Заявление в органы прокуратуры составляется в произвольной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи. Главные задачи Роспотребнадзора – следить за санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан и защищать права потребителей.

Поэтому, если в вашем доме не вовремя вывозят (или не вывозят вообще) мусор, если в подъездах плесень, вечная грязь, крысы и тараканы – вы имеете полное право писать заявление в Роспотребнадзор.Жаловаться на слишком громких соседей тоже нужно сюда же: определение «шум» также входит в понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие». Сотрудники Роспотребнадзора имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших или допустивших нарушение требований закона «О защите прав потребителей».Пример! Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей.

Чаще всего он выражается во взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах могут указываться неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителяхКроме того, специалисты Роспотребнадзора тоже могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга лиц.

Помимо этого, они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему.

Также в Роспотребнадзоре можно получить консультацию по вопросам, которые входят в компетенцию его специалистов.

Заявление в Роспотребнадзор составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его принятия.Важно! Перед тем, как обращаться в органы Роспотребнадзора, обязательно нужно написать претензию в адрес компании, которая нарушила ваши права.

К заявлению в Роспотребнадзор необходимо приложить документы, которые подтверждают факт обращения с претензией.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+