Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Как проверить наличие жалобы в гит

Как проверить наличие жалобы в гит

Как проверить наличие жалобы в гит

Проверка ГИТ: что проверяют и как подготовиться

Схематично регламент проведения надзорных мероприятий можно отразить так: Оповещение. Предупреждение о плановой проверке должно поступить на предприятие не меньше чем за 3 суток до визита инспектора.

За это время вы вправе запросить детали предстоящей проверки: какой орган направляет комиссию, регламент проверки трудовой инспекции, за какой период проверяют, в каком порядке и какие мероприятия предусмотрены. Если проверка внеплановая, то закон не обязывает ГИТ оповещать.

Инспекцию могут начать в тот же момент, когда проверяющий пришел в компанию. Но на практике чаще оповещают за сутки. Проверка документов. С 2018 года проверка происходит в формате опросника.

Полномочия и права инспекторов не изменились, но регламент их действий стал более структурированным: результаты контроля заносятся в проверочные листы, сформированные по темам (например, в теме «Трудовой договор» трудовая инспекция проверяет при проверке наличие контрактов, правильность их составления, своевременность подписания).

Институт профессионального кадровика записал несколько роликов о работе с проверочными листами.

Посмотрите вводную часть и другие видео. О том, какие документы проверяет трудовая инспекция далее поговорим подробно. Составление акта с итогами. Иногда его составляют на предприятии, но чаще всего за ним нужно идти в ГИТ.

Составление предписания. Этот пункт выполняется, если есть нарушения. Документ содержит описание нарушения, дажу его совершения, ссылку на законодательный акт, срок на устранение. По окончании срока будет еще одна проверка.

Важно! Первое действия инспектора на месте проверки — это предъявление распоряжения о проведении контроля и своего удостоверения.

Инспектировать имеет право только тот человек, который указан в распорядительном документе. Помните: даже если выявлены нарушения, экономический агент имеет ряд прав.

В их числе — обжалование результатов проверки на основании нарушения регламента.

Чтобы эффективно воспользоваться этим правом, надо внимательно изучить регламент и тщательно следить за ходом контроля.

Как проходит проверка Трудовой инспекции по жалобе работника?

Если гражданин не доволен условиями труда на предприятии, у него есть возможность обратиться в трудовую инспекцию. Проведение проверочных мероприятий вне сроков часто становится неожиданным для руководства компании.

Нужно понимать, какие формы могут быть использованы для проведения таких проверок, а также какими полномочиями наделены сотрудники указанного органа. Правом относительно направления жалобы в рассматриваемый орган наделены не только действующие сотрудники, но и те, кто ранее был уволен с фирмы.

Положения говорят о том, что сотрудники трудовой инспекции не во всех ситуациях сообщают кем именно написана жалоба. Гражданин имеет выразить желание, чтобы его личность осталась неизвестной.

Даже в ситуации, когда человек передумал и отозвал свою жалобу, инспекция не прекращает начатую проверку. Когда руководство компании устранило имеющиеся нарушения, это учитывается при назначении наказания. После того, как документ поступает в указанный орган, его сотрудники наделяются полномочиями относительно проведения проверочных мероприятий на предприятии.

При этом, данные мероприятие носит внеплановый характер.

Применяться может документальная или выездная форма. Этот показатель находится в зависимости от того, получится ли в объективной степени оценить деятельность компании только при изучении документации или нет.

Чаще всего требуется посещение предприятия специалистами трудовой инспекции. Важным моментом выступает то, что допустимо сразу приступить к выездной проверке.

Однако, если ГИТ приняла решение о применении документального формата, то можно обжаловать результаты этого мероприятия.

На начальной стадии необходимо, чтобы руководство ГИТ сформировало приказ относительно проведения проверки. В положениях говорится о том, что директору компании не направляется уведомление о проведении таких мероприятий. Вне зависимости от объемов, проверка не может длиться более 20 дней.

Период не может продляться. Однако, количество допустимых проверок за год не ограничивается в законодательных актах. На федеральном уровне разработан в него предусматривается порядок проведения рассматриваемой формы проверки. Руководству предприятия, сотрудники которого направили жалобу в ГИТ, изначально посылают запрос.

Он обязан в течение установленного срока ответить на него. Этот период равняется 10 дням.

Отсчет начинается с момента получения. К данному акту прикладывается копия приказа относительно проведения проверки.

Однако, если приказа не будет, на этом основании не получится обжаловать результаты такой проверки. Это связывается с тем, что рассматриваемый закон говорит о том, что грубым нарушением выступает только та ситуация, когда приказ не издавался в принципе. У сотрудников ГИТ нет правомочия относительно заявления требований:

  1. предоставление копий актов, заверенные в нотариальной конторе;
  2. выдачи бумаг, не отнесенные к предмету проверку;
  3. документацию, получение которой допустимо при взаимодействии межведомственного типа.

Когда руководство фирмы ответило на запрос, предусматривается пара вариантов развития событий.

В том числе:

  • Предлагают руководству объяснить ситуацию и передать на рассмотрение дополнительную документацию. Это касается ситуации, когда в актах есть неточности или противоречия.
  • Происходит оформление акта, если выявлено наличие нарушений. В нем отражается предписание, указывающее на необходимость устранения. Кроме того, директора компании привлекают к ответственности административного типа.

Вторая ситуация предусматривает возможность использования выездного типа проверки. Это происходит, если:

  1. фирма отказалась давать пояснения;
  2. после предоставления дополнительной документации не были устранены противоречия.

Принятое решение фиксируется при использовании письменной формы.

Вход сотрудников ГИТ на территорию конкретной компании не будет нарушать положения законодательства только при условии, что есть оформленный должным образом приказ относительно проведения проверки.

Кроме того, эти лица должны при себе иметь удостоверения служебного типа.

Важным моментом можно назвать то, что директору предприятия потребуется ознакомить с указанным приказом. При этом, подтверждение такого ознакомления производится при помощи подписи. У директора есть возможность просить предоставления копии такого акта. Кроме того, он наделен правомочиями относительно того, чтобы изучить регламент административного типа по проведению указанных мероприятий.

Кроме того, он наделен правомочиями относительно того, чтобы изучить регламент административного типа по проведению указанных мероприятий. Если указанные акты есть, у сотрудников ГИТ будут полномочия:

  1. располагаться в компании в любое время суток, при это не устанавливается ограничение по времени пребывания (главное – в течение срока проверка);
  2. забирать образцы веществ и материалов, которые исследуются и обрабатываются в компании;
  3. заявлять требования о предоставлении актов, касающихся предмета проверки;
  4. формировать предписания, связанные с устранением нарушений.

Кроме того, полномочия связываются с проведением расследования случаев, отнесенных к категории несчастных.

Также для рассматриваемой группы сотрудников предусматривается возможность проводить беседы с работниками предприятия, где они проводят проверки.

Важно то, если перед выездным типом проверок реализовывалась документальная, сотрудники ГИТ не могут требовать актов, предоставленных на первом этапе.

На работников инспекции ложится обязанность относительно соблюдения положений действующих правовых актов.

В том числе, это касается установленных ограничений. Кроме того, не допустимо проводить указанные мероприятия за денежную плату, превышать периоды проверок и т.д.

Сотрудники ГИТ чаще всего просят представить такой перечень документации:

  1. соглашения индивидуального и коллективного типа, где отражены условия выполнения трудовой деятельности;
  2. кадровые акты.
  3. документация финансового плана, касающаяся начисления оплаты;

Кроме того, требования касаются и других нормативов локального назначения.

Истребовать допустимо журналы, где прописаны сведения о проведении среди сотрудников необходимых инструктажей.

Перечисленные акта передаются сотрудникам ГИТ в виде простых копий. Это говорит, что заверение осуществляется при использовании подписи и печати руководства компании.

Также есть возможность переслать документацию в электронном формате. Данное правило касается ситуаций, когда производится проверка документального типа.

Главное требование – наличие на такой документации подписи в электронном формате.

Не допустимо изымать документацию в оригинале. Стоит указать и на то, что в законодательстве не ограничивается период, за который можно истребовать акты.

Может быть такое, что срок хранения окончен и фирма уничтожила бумаги.

Тогда директору потребуется объяснить это сотрудникам ГИТ.

Только при условии, что уничтожение имеет правомерное выражение – лицо не будет привлекаться к ответственности.

Часто работодатели готовы дать инспекции доступ ко всем базам данных на предприятии и выдать все акты. Однако, такая позиция не правильная. Это говорит о том, что следует выдавать только те акты, которые были запрошены.

В трудовом законодательстве не оговаривается на протяжении какого времени можно обращаться в инспекцию.

В положениях говорится о том, что направление жалобы в судебные органы допустимо только в течение сроков давности. Их определение происходит по общим правилам. По этой причине распространенным случаем является то, что подача жалобы в рассматриваемый орган находится за пределами указанного срока.

Однако, сотрудники ГИТ проводят проверочные мероприятия по такому акту. Если они выявят нарушения, то к руководству фирмы применяются меры наказания. Если говорить по сути, то инспекция исполняет надзорные функции, а не то, что связывается с решением споров трудового типа.

В практической деятельности часто обжалуются рассматриваемые акты в судебном органе. Однако, судьи указывают на то, что вынесение таких предписаний стоит понимать, как формат защиты правомочий, что являются нарушенными.

Проверки ГИТ: как подготовиться

План проверок ГИТ ежегодно размещается на сайтах территориальных органов Роструда.

Независимо от того, попала ваша организация в эти списки или нет — рекомендуем проверить себя на наличие ошибок в ведении кадрового учета и привести документы в порядок.

А как это лучше сделать — расскажем в статье. Напомним, что существует два типа проверок — плановые и внеплановые.

Списки организаций, включенных в плановые проверки ГИТ, есть на сайте территориальных отделений Роструда (проверки других ведомств можно отследить на сайте Генпрокуратуры).

О плановой проверке работодатель уведомляется инспекцией труда не позднее, чем за три дня до начала проверки ().Внеплановые проверки проводятся в случаях, установленных п.10

«Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

(утв.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875). Например, если есть жалобы работников, либо в СМИ появляются сведения о нарушении организацией трудового законодательства. О внеплановой проверке работодатель уведомляется не позднее, чем за 24 часа.

Но в ситуации, когда проверка происходит, например, по жалобе работника, работодателя могут не уведомлять и он узнает о проверке по факту прихода инспектора. Только сейчас, перед Новым годом «Клерк» продает три онлайн-курса по цене одного. Защите от всех видов проверок научитесь в .
Этот пакет научит защищаться от претензий:

  1. налоговиков
  2. ОБЭП
  3. трудовых инспекторов
  4. контрагентов

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197, плановые проверки проводятся в соответствии с риск-ориентированным подходом.

Все работодатели поделены на определенные категории риска — чрезвычайно высокий риск, высокий, значительный, умеренный, средний, низкий. И в зависимости от категории риска устанавливается периодичность проведения плановых проверок (п.20 Постановления N 875). Работодателей, отнесенных к категории низкого риска, проверяют только внепланово.

Работодателей, отнесенных к категории низкого риска, проверяют только внепланово. Категории риска присваиваются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

Перечни работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска, ежегодно размещаются на сайте Роструда. Критерии отнесения организации (или ИП) или ее отдельного производственного объекта к определенным категориям риска учитывают множество факторов.

По запросу юрлица (ИП) орган государственного контроля в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления запроса, направляет ему информацию о присвоенных их деятельности и/или их производственным объектам категории риска или класса опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и/или используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности. Ниже приведена таблица, в которой в зависимости от категории риска, указана периодичность проведения плановых проверок:Категории рискаКлассы (категории) опасностиОсобенности проведения плановых проверокдля федерального государственного контроля (надзора)для регионального государственного контроля (надзора) Чрезвычайно высокий риск 1 класс плановая проверка проводится 1 раз в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности плановая проверка проводится 1 раз в год Высокий риск 2 класс плановая проверка проводится 1 раз в 2 года Значительный риск 3 класс плановая проверка проводится 1 раз в 3 года Средний риск 4 класс плановая проверка проводится не чаще 1 раза в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет Умеренный риск 5 класс плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет Низкий риск 6 класс плановые проверки не проводятся С 2018 года трудовые инспекторы при проведении плановых проверок используют проверочные листы, утвержденные Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655.

Предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочный лист (список контрольных вопросов) по конкретной теме.

В общей части проверочного листа заполняется наименование организации, вид деятельности и категория риска, а далее следует перечень вопросов, ответы на которые показывают соблюдение или несоблюдение норм трудового права в организации. Поэтому такие чек-листы работодатели могут использовать для самопроверки соблюдения нормативных актов в части трудового права.

Для подготовки к проверке трудовой инспекцией или проведения планового кадрового аудита, ГИТ рекомендует работодателям организовать внутреннюю систему контроля. Процедуры проведения такого контроля рассмотрены в

«Методических рекомендациях по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

(Письмо Роструда от 07.03.2018 N 837-ТЗ).

Роструд рекомендует обеспечить внутренний контроль путем:

  1. Создания специальной службы и/или назначения внутреннего контролера — если в организации работает более 250 человек.

Должностное лицо, ответственное за осуществление предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, должно иметь высшее образование (юридическое или экономическое), иметь опыт кадровой работы и обладать знаниями трудового законодательства. При проведении контроля ведомство рекомендует пользоваться чек-листами (при помощи сервиса «Электронный инспектор» или самостоятельно распечатав проверочные листы, например, из Справочной информации в Системе КонсультантПлюс «Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов)»).

  1. Если в организации работает менее 250 человек, создание службы внутреннего контроля не обязательно. Достаточно назначить лицо, ответственное за осуществление проверки соблюдения требований трудового законодательства. Самопроверку можно пройти, также пользуясь чек-листами или сервисом «Электронный инспектор».

Для самопроверки можно воспользоваться системой электронных сервисов «», которая была создана для профилактики нарушений в сфере труда, повышения информированности работодателей и граждан по вопросах трудового законодательства.

Сейчас пользователям доступно 12 бесплатных сервисов, в том числе 200 листов самопроверки «Электронным инспектором». Пользователи могут ознакомиться не только с основными требованиями законодательства в области трудового права, но и с возможными нарушениями, а также с установленными за эти нарушения санкциями в соответствии с КоАП РФ и УК РФ. По итогам проведения проверки пользователь сервиса «Электронный инспектор» может распечатать акт о проведении проверки, историю проверок или рекомендации по устранению нарушений (включая инструкции, шаблоны и образцы документов).

В настоящее время «Электронный инспектор» работает в пилотном режиме. В связи с этим выявление нарушений трудового законодательства при проверке с использованием данного сервиса не ведет к включению организации в план проверок ГИТ.

Кроме того, пока осуществить подобную проверку можно анонимно — сервис допускает возможность указания «условного названия компании».

В планах развития сервиса предусмотрено, что Роструд будет проводить мероприятия по подтверждению результатов самопроверки.

И при их подтверждении работодатель получит удостоверение о соблюдении установленной процедуры самопроверки. Роструд рекомендует проводить внутренний контроль ежегодно. Результаты проверки следует оформлять в виде документа, в котором будет отражено содержание мероприятия (дата, проверяемый период, наименование мероприятия внутреннего контроля), выявленные нарушения, рекомендации по устранению нарушений.

Также целесообразно проводить и контроль выполнения рекомендаций по устранению выявленных нарушений.

При этом важно помнить, что проверка ГИТ не ограниченна конкретными периодами проверяемых документов, в связи с чем контролер может запросить документы за любой период деятельности.

Объем запрашиваемых документов ограничен только сроками хранения работодателем документов, связанных с трудовыми отношениями, и их необходимостью проверяющим в соответствии с целями проверки. Сроки хранения отдельных документов, касающихся трудовых отношений, устанавливают разделы 7 и 8

«Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»

(Приложение к Приказу Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558).

Анализируя кадровый учет организации также следует помнить, что обязательность наличия тех или иных документов не всегда прямо установлена ТК РФ, а может быть обусловлена совокупностью нескольких норм трудового законодательства. В целом кадровую документацию можно подразделить на:

  1. Документы общего характера. К ним в частности относятся локальные нормативные акты работодателя (правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о защите персональных данных работников, инструкции по охране труда и т.д.);
  2. Расчетные документы (ведомости начисления заработной платы, расчеты среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и т.д.). К ним, помимо соблюдения норм трудового права, применимы и положения законодательства о налоговом и бухгалтерском учете (в частности о соблюдении перечня обязательных реквизитов первичного документа, ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
  3. Документы индивидуального характера. Это документы, связанные с конкретным работником (в частности, трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним, приказы о приеме на работу и увольнении, об отпусках, дисциплинарных взысканиях, личные карточки и т.д.);
  4. Документы, выполняющие учетную или фиксирующую функцию (табели учета рабочего времени, штатные расписания, графики отпусков и т.д.);

В зависимости от типа документов можно устанавливать периодичность мониторинга их наличия и корректности оформления. Так обязательные ЛНА общего характера требуют менее частой проверки, чем документы по конкретному сотруднику.

Вместе с тем учетные и расчетные документы при надлежащей организации внутреннего контроля возможно проверять не на сплошной, а на выборочной основе.

При планировании проверочных процедур при ограниченных ресурсах (трудовых, временных и т.п.) мы рекомендуем учитывать не только объемы документации, подлежащей проверке, но и тяжесть санкций за соответствующие нарушения. Также напомним, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства (включая нарушения требований охраны труда) составляет один год с момента совершения нарушения (ст.

4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Роструд на своем разместил

«Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией по степени риска причинения вреда вследствие нарушения обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений»

. Он включает в себя:

  1. Ссылку на норму законодательства, которая нарушена;
  2. Категорию нарушения в зависимости от негативных последствий для работника (с оценкой в баллах).
  3. Тип нарушения требований трудового законодательства (например, нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни);

При этом ведомство использует следующие категории: высокий риск (от 7 до 10 баллов), средний риск (от 4 до 6 баллов), низкий риск (от 1 до 3 баллов).

Как самые существенные нарушения, например, указаны:

  1. Нарушение процедуры увольнения работника по инициативе работодателя в случаях: ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
  2. Уклонение от оформления трудового договора;
  3. Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношение водителей автомобиля;
  4. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены).
  5. Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы;
  6. Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;
  7. Выплата заработной платы ниже МРОТ;
  8. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда;

А, например, нарушение Правил ведения и хранения трудовых книжек, Инструкции по заполнению трудовых книжек, или невыдача расчетного листка работнику отнесены к нарушениям с низким риском (1 балл). Как разъясняют представители ведомства, Перечень не является нормативным правовым актом и не обязателен для применения. Его цель — унифицировать надзорную практику, чтобы за аналогичные нарушения применялась одинаковая ответственность, а также показать работодателям, какие нарушения трудового законодательства являются существенными, а какие незначительными.

Так за нарушения, отнесенные к категории с высоким риском работодателю скорее всего будет вменена максимальная величина штрафа, а за нарушение с низким риском может быть вынесено предупреждение.

Таким образом, выявив у себя нарушения, работодатель сможет примерно оценить, какой штраф ему грозит. Далее мы рассмотрим отдельные нарушения и меры ответственности, установленные КоАП РФ.

Так при проведении внутреннего кадрового аудита рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.

  1. Нарушения, связанные с обязательными локальными нормативными актами

Основным и обязательным ЛНА являются Правила внутреннего трудового распорядка (ст.100. ст.189 ТК РФ). Не утверждать ПВТР вправе только микропредприятия, но в этом случае придется включать в трудовые договоры с работниками все те условия, которые обязательно должны быть в ПВТР (ст.

309.1, ст. 309.2 ТК РФ). При разработке ПВТР стоит обратить особое внимание на то, что в соответствии со ст.8 ТК РФ, в них не должно содержаться условий, ухудшающих положение работников, по сравнению с установленными ТК РФ и другими нормативными правовыми актами РФ. Отсутствие ПВТР или некорректные формулировки, ухудшающие права работников, чреваты ответственностью по ч.1 ст.

Отсутствие ПВТР или некорректные формулировки, ухудшающие права работников, чреваты ответственностью по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф на юридических лиц от 30 до 50 тыс. руб.).

  1. Ошибки в трудовом договоре

В каждой организации существует своя специфика работы, в связи с чем трудовые договора должны анализироваться кадровым работником и юристом организации.

Использование устаревших или шаблонных форм, не учитывающих условия труда у конкретного работодателя, является рискованным.

Ненадлежащее оформление или уклонение от оформления трудовых договоров, а также заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником, влечет привлечение к ответственности по ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ (для юридических лиц — в форме штрафа в размере от 50 до 100 тыс. руб.). При проверке гражданско-правовых договоров стоит помнить, что трудовая инспекция может принять решение о переквалификации договоров ГПХ в трудовые если, например:

  1. оплата работ производится помесячно или в договоре определена стоимость одного периода (например, один месяц);
  2. акты выполненных работ содержат общую информацию (без индивидуальной специфики) и каждый месяц отражают одинаковый объем работ;
  3. физлицу предоставляются социальные или трудовые гарантии (отпуска, оплата больничных и т.д.).
  4. физлицо подчиняется внутреннему трудовому распорядку организации;
  5. для заказчика имеет значение сам процесс труда, а не достигнутый результат;
  6. Ошибки в приказе при приеме на работу

Встречается мнение о том, что поскольку унифицированная форма приказа о приеме на работу не является обязательной к применению, то оформлять приказ не требуется в принципе.

Другой ошибкой является неисполнение требования ст.68 ТК РФ о том, что приказ о приеме на работу, работодатель предъявляет работнику под подпись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

Ошибки в оформлении приказов могу повлечь штраф по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.).

  1. Ошибки в штатном расписании

Так установление в штатном расписании разных окладов на одной должности нарушает принцип равной платы за труд равной ценности и является нарушением ТК РФ, а соответственно ведет к санкциям, предусмотренным ч.1 ст.

5.27 КоАП РФ (штраф на юридических лиц — от 30 до 50 тыс.

руб.). Избежать риска можно введя дифференцирующие размер выплат сотрудникам коэффициенты, надбавки и т.п.

Отметим, что обязанность утверждать штатное расписание прямо не установлена законодательством, однако в отдельных его нормах содержатся ссылки на необходимость внесения сведений о занимаемой должности в трудовой договор, трудовую книжку работника на основании штатного расписания (ст.15, 57 ТК РФ, Инструкция по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

  1. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений

Напомним, что по мнению Роструда, это одно из наиболее тяжелых нарушений работодателя.

Ответственность предусмотрена ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ — наложение штрафа на юридических лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.

  1. Невыдача расчетных листков.

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника об общей сумме заработной платы, ее составных частях, произведенных удержаниях и пр.

(ч. 1 ст. 136 ТК РФ). Однако порядок выдачи расчетных листков законодательством не установлен. Поэтому работодатель вправе его определить самостоятельно и закрепить в локальном нормативном акте организации () Невыдача расчетных листков может повлечь ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. С учетом оценки данного нарушения Рострудом как нарушениям с низким риском, высока вероятность замены штрафа на предупреждение (если нарушение будет выявлено впервые).

  1. Нарушение порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда — самое финансово «дорогое» нарушение.

Ответственность предусмотрена ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф на юридических лиц от 110 до 130 тыс. руб.) Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

Так, например, проведение вводного инструктажа обязательно для всех работников, включая прибывших в командировку, на практику и т.д. Отметим, что работодатель должен не только организовать и провести инструктаж по охране труда, но и документально подтвердить его проведение.

В соответствии с Порядком проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

  1. Нарушение порядка прохождения медосмотров

По ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ также карается допуск сотрудника к работе (или нарушение порядка прохождения) обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Единого списка работ, при выполнении которых обязательно прохождение медосмотров, в настоящее время нет.

Необходимость прохождения медосмотров может быть закреплена как непосредственно в ТК РФ, так и в других нормативных актах (в частности в Перечне факторов и списке работ, при которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).

Для отдельных видов работ ситуация является спорной. Так в отношении сотрудников, использующих компьютеры, у контролирующих органов и судов пока нет единого мнения: Минтруд и ВС РФ считают, что сотрудники, которые не менее половины рабочего времени проводят за монитором, должны проходить медосмотры независимо от условий труда.

Так в отношении сотрудников, использующих компьютеры, у контролирующих органов и судов пока нет единого мнения: Минтруд и ВС РФ считают, что сотрудники, которые не менее половины рабочего времени проводят за монитором, должны проходить медосмотры независимо от условий труда. А Роструд и Роспотребнадзор исходят из того, что медосмотры при работе за компьютерами нужны, только если выявлены вредные или опасные условия труда.

  1. Нарушение порядка проведения спецоценки

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет санкции по ч.2 ст.

5.27.1 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа, в частности на юридических лиц от 60 до 80 тыс.

руб.). Спецоценке подлежат все рабочие места независимо от степени их «вредности», в том числе рабочие места «офисных» сотрудников и тех, кто выполняет работу в пути или на объектах заказчиков.

В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести спецоценку 20% таких мест (но не менее двух мест). На остальные рабочие места результаты будут распространяться автоматически.

Исключение составляют надомники и дистанционные работники: на них спецоценка не распространяется. Также нельзя провести СОУТ на вакантном рабочем месте, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на его рабочем месте не осуществляются. Провести спецоценку получится только после прихода сотрудника на вакантное рабочее место ().

  1. Нарушение иных требований охраны труда

За иные нарушения требований охраны труда ответственность установлена ч.1 ст.

5.27.1 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа, в частности на юридических лиц от 50 до 80 тыс. руб.). Например, по данному основанию работодателя оштрафуют в случае нарушения порядка выдачи смывающих и обезвреживающих средств, порядка выплаты компенсации взамен молока за работу во вредных условиях труда и т.д.

В заключение отметим, что внутренний контроль соблюдения трудового законодательства целесообразно проводить на постоянной основе, а не только в связи с включением компании в план проверок.

Как именно его организовать, зависит от сферы деятельности и масштабов компании, сложности трудовых отношений, квалификации кадровых работников и т.д.

И важно не только своевременно выявлять нарушения, но и не забывать проводить работу по их устранению, а также предупреждению повторных нарушений.

«» :

  1. , аудитор, эксперт

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Внеплановая проверка ГИТ по жалобе работника

Внеплановая проверка ГИТ может быть инициирована по жалобе работника компании – как действующего, так и уже уволенного. При этом он может остаться анонимным: инспекторы не сообщат работодателю, кто именно написал заявление.

Также стоит понимать, что даже если сотрудник, подавший жалобу, примет решение об ее отзыве, начатая процедура уже не будет прекращена. Основанием для визита контролеров к работодателю могут быть следующие нарушения, упомянутые в обращении сотрудника:

  • Невыплата отпускных или несоблюдение (отсутствие) графика отпусков.
  • Недостатки в технологическом процессе.
  • Систематически происходящие несчастные случаи на производстве, остающиеся без расследования.
  • Невыдача сотрудникам средств индивидуальной защиты и моющих средств.
  • Отсутствие индексации зарплаты.
  • Другие нарушения трудовых прав персонала.
  • Угроза жизни или здоровью из-за нарушения условий труда и техники безопасности.
  • Невыплата заработной платы (задержка) или невыдача расчетных листков.
  • Ненадлежащее состояние зданий, сооружений и техники, задействованной в работе.

В зависимости от типа нарушений Государственная инспекция труда выбирают документарную или выездную форму контрольных мероприятий.

  1. Документарная внеплановая проверка ГИТ по жалобе работника предполагает дистанционное рассмотрения обращения, если это возможно. Для контроля деятельности предприятия специалист запрашивает пакет бумаг, относящихся к сути рассматриваемого вопроса. Документы предоставляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя. Работодатель обязан предоставить их в кратчайшие сроки. Если по ходу процедуры возникают вопросы, руководитель предприятия обязан в десятидневный срок представить свои пояснения в письменном виде.
  2. Выездная оценка деятельности проводится на территории предприятия. В ряде случаев о ее начале работодателя предупреждают за сутки, в других ситуациях (если это может повлиять на результат рассмотрения жалобы) – не предупреждают. В ходе такой работы представители ГИТ непосредственно наблюдают за производственным процессом и запрашивают необходимые документы на месте.

Срок проведения внеплановой проверки в любой форме – не больше 20 рабочих дней.

Продлить его нельзя. Но количество таких визитов на предприятие в год не ограничено.

Еще одно важное требование – согласование внеплановой проверки ГИТ по жалобе работника с прокуратурой. Это обязательное условие для нарушений условий и сроков оплаты труда, организации провеса, графика отпусков и т.д.

Если в обращении сотрудника упоминается ситуация, представляющая угрозу жизни и здоровью персонала, прокуратуру уведомлять не обязательно. Чтобы визит экспертов был полностью законным, ГИТ обязана издать приказ о его проведении с указанием данных всех инспекторов.

Кроме того, эксперты, представляющие контролирующий орган, имеют право внепланово оценивать только те факты, которые указаны в обращении, и ничего больше! Например, если жалоба касалась невыплаты или задержки заработной платы, представители ГИТ не могут оценивать условия труда и наличие защитных средств.

По итогам своей работы они составляют акт, предписания, протоколы и, при необходимости, постановления о привлечении должностных лиц к административной ответственности.

Акт и предписание об устранении обнаруженных нарушений вручается руководителю в день окончания исследований.

В этом документе указан срок выполнения.

Исправить имеющиеся недочеты нужно раньше этого срока. Если предписание серьезное, а на решение проблемы нужно время и средства, стоит обратиться к специалисту за отсрочкой.

При внеплановой проверке ГИТ по жалобе работника контролер запросит:

  1. трудовые договоры сотрудников и коллективный договор;
  2. локальные нормативные акты предприятия, касающиеся организации трудовых отношений (оплаты и охраны труда, командировок и т.д.);
  3. расписание инструктажей и протоколы проверок по технике безопасности.
  4. данные по начислению зарплаты;
  5. кадровые приказы, штатное расписание, трудовые книжки, графики отпусков и т.д.;
  6. данные о проведении Специальной оценки условий труда (СОУТ) с картой аттестации работника;

Изъятие оригиналов недопустимо. Помимо удостоверенных копий, для документарной проверки могут быть направлены электронные версии, подлинность которых подтверждена электронной цифровой подписью.

Полный доступ к документам предприятия визитер при проведении внеплановой проверки требовать не вправе. Он работает только с той частью архива предприятия, которая непосредственно касается темы жалобы.

Период, за который эксперт имеет право потребовать документы, может быть любым.

Если обязательный срок хранения тех или иных бумаг закончился и они были утилизированы с соблюдением всех правил, работодатель уведомляет об этом проверяющего. Плюсы профессионального сопровождения при плановых и внеплановых проверках ГИТ Компания «Проверка труда» — это команда экспертов с безупречными знаниями и блестящим профильным опытом, которые готовы помочь своим клиентам с честью и без последствий пройти все стадии общения с контролирующими структурами.

Мы можем взять на себя решение инспекторов до и решения вопросов отмены предписаний или снижения суммы штрафов.

  1. Доступные цены.
  2. Экспертный статус. В нашей команде – бывшие работники ГИТ, которые знают, на что нужно обратить внимание.
  3. Конфиденциальность и отличный сервис.
  4. Профиль на трудовом праве. Мы знаем эту сферу и понимаем, как эффективно защитить интересы бизнеса.
  5. Работа на результат. Помогаем избежать штрафов или снижаем их сумму. Если размер санкций окажется выше ожидаемого, возьмем оплату на себя.

Свяжитесь с нами, чтобы получить консультации по прохождению внеплановых проверок!

Обращение в Трудовую инспекцию — что нужно знать?

16 мая 2018Государственная инспекция труда (ГИТ) входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости. Она включает в себя федеральный надзорный орган и территориальные инспекции труда, действующие в соответствующих субъектах РФ.

Жалобу в ГИТ можно подать на личном приеме у инспектора, по почте, с помощью интернет-ресурса https://онлайнинспекция.рф или через личный кабинет на портале госуслуг: https://www.gosuslugi.ru. В своей работе инспекция труда руководствуется Трудовым кодексом РФ и Положениями об инспекции труда, где определены ее функции, полномочия трудовой инспекции и права инспектора по труду. Также деятельность органа регламентируется федеральными законами и Конвенцией «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

В соответствии со ст. 356 ТК РФ, все полномочия федеральной инспекции труда сводятся к следующему: — выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства; — предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника; выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда; — привлечение к административной ответственности; — расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве; инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства; — приостановление деятельности организации или ее подразделений.

Для того, чтобы выполнялись основные полномочия федеральной инспекции труда, в ст. 357 ТК РФ закреплены права контролирующего органа.

Инспектор по труду может: — беспрепятственно и в любое время суток посещать организации с целью проведения проверки (при наличии удостоверения). Если речь идет о плановой проверке, то инспектор должен уведомить руководство организации не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала; — запрашивать документы и информацию, связанную с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников; — изымать для анализа образцы веществ и материалов, которые используются на предприятии.

Однако в соответствии со ст. 360 ТК РФ, инспектор по труду не имеет права проводить плановую проверку в отсутствие должностного лица или работников проверяемых юридических лиц.

В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении). Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.

Обратите внимание, что СРОКОВ ДАВНОСТИ для обращения в трудовую инспекцию по нарушениям трудовых прав НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО! То есть Вы можете обратиться с жалобой на нарушение Ваших прав работодателем, которое было совершено даже 10 лет назад!

При этом если данное нарушение до сих пор не исправлено, то трудовая инспекция вынесет обязательное для исполнение предписание для устранения всех выявленных нарушений. За неисполнение данного предписания предусмотрена административная ответственность.

Если с момента совершения нарушения не прошел 1 год (срок давности для привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства), то работодатель будет привлечен к административной ответственности и за само нарушение! Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению.

Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки. Существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ). Если инспектор под разными предлогами отказывается принимать у Вас заявление, то следует направить его по почте заказным письмом с уведомлением.

Подобное поведение инспектора Вы можете обжаловать в Прокуратуру. Государственная инспекция труда призвана выявить любое нарушение работодателем трудового законодательства. Согласно данным статистики, наиболее распространенными являются нарушения в сфере: — оплаты труда: — незаконное изменение сроков выплаты заработной платы; — невыплата всех сумм при увольнении работника и др.

— заключения, прекращения или изменения трудового договора: — ненадлежащее оформление трудового договора (письменная форма, обязательные условия и т.д.); — отсутствие приказа о приеме на работу или отсутствие обязательного ознакомления работника с таким приказом; — нарушение правил хранения или ведения трудовых книжек; — несоблюдение срока, отведенного для ознакомления работника с измененными условиями трудового договора; — заключение гражданско-правового договора вместо трудового и др. — режима труда и отдыха: — отсутствие локальных нормативных актов, которые регулируют расписание рабочего времени и времени отдыха.

— нарушение правил хранения или ведения трудовых книжек; — несоблюдение срока, отведенного для ознакомления работника с измененными условиями трудового договора; — заключение гражданско-правового договора вместо трудового и др. — режима труда и отдыха: — отсутствие локальных нормативных актов, которые регулируют расписание рабочего времени и времени отдыха; — отзыв работников из отпусков без их письменного согласия; — непредставление работникам отпусков, установленных законодательством, или предоставление отпусков меньшей продолжительности и др.

— охраны труда: — отсутствие обязательной аттестации рабочих мест; — нарушение требований о прохождении работниками медицинского осмотра; — отсутствие обучения работников правилам охраны труда; — нарушения при расследовании несчастных случаев, произошедших на производстве и др. — компенсаций и гарантий, предусмотренных законодательными актами: — непредоставление гарантий и компенсаций при переезде на работу в другую местность, направлении работника в служебную командировку и т.д.; — непредоставление гарантий, установленных Трудовым кодексом РФ, беременным женщинам, несовершеннолетним гражданам и др.

— применения дисциплинарных взысканий: — нарушение порядка привлечения работника к ответственности; — нарушение срока, в течение которого возможно применение дисциплинарного взыскания и др. — повышения квалификации; — принятия локальных нормативных актов. За нарушение требований законодательных актов, которые содержат нормы трудового права, к работодателям (должностным лицам) могут применяться следующие виды ответственности: — гражданско-правовая: возмещение работнику не полученного им заработка (дохода) в случае незаконного лишения его возможности заниматься трудовой деятельностью (ст.

234 Трудового кодекса РФ); полная материальная ответственность руководителя за прямой действительный ущерб, который причинен им организации (ст. 277 Трудового кодекса РФ); возмещение работнику утраченного заработка, а также дополнительных расходов (на лечение, питание, приобретение лекарств и т.д.) в связи с трудовым увечьем или иным повреждением здоровья (глава 59 Гражданского кодекса РФ) и др. — дисциплинарнаядолжностные лица организаций (работодатели – физические лица), признанные виновными в нарушении требований законодательных актов, которые содержат нормы трудового права, несут ответственность, в том числе дисциплинарную, в порядке и случаях, предусмотренных законом (ст.

362 Трудового кодекса РФ). — административная: нарушение нормативно-правовых актов о труде, охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ); незаконное увольнение работников (ст.

5.34 КоАП РФ); невыполнение предписания контролирующего (надзорного) органа (ст.

19.5 КоАП РФ) и др. — уголовная: нарушение правил охраны труда (ст.

143 Уголовного кодекса РФ); невыплата заработной платы (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ) и др. Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства может применяться только к должностным лицам работодателя (работодателю – физическому лицу), которые признаны судом виновными в совершении преступлений.

Она не распространяется на юридические лица. Чаще всего при выявлении нарушений со стороны работодателя к нему применяются меры административного взыскания.

За первое нарушение обычно выносится либо предупреждение, либо штраф в минимальном размере. За повторное нарушение (в течение года) санкция может быть увеличена.

По ч.2 ст.5.27 КоАП РФ за повторное в течение года нарушение законодательства о труде для должностных лиц работодателя предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации (временный запрет занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности). Согласно норме ст. 356 Трудового кодекса РФ, Государственная инспекция труда: — принимает и рассматривает письма, заявления, жалобы, а также другие обращения граждан с указанием на нарушения их трудовых прав; — предпринимает необходимые меры по устранению нарушений, а также восстановлению нарушенных прав.

1. Выяснить адрес ее территориального отдела. 2. Составить обращение с указанием на нарушение трудовых прав.

3. Приложить к нему документы, которые подтверждают изложенные доводы. 4. Отнести заявление в трудовую инспекцию.

Обращение также можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, Образец письма в трудовую инспекцию можно легко найти в Интернете. В нем обязательно должны присутствовать следующие данные: — наименование территориального представительства трудовой инспекции, в которое направляется обращение, либо фамилия, имя, отчество руководителя, либо просто его должность; — фамилия, имя, отчество, а также адрес гражданина, который подает обращение; — доводы, указания на нарушение трудовых прав, предложения, заявления или жалобы; — личная подпись и дата. Письменное обращение в трудовую инспекцию подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации.

В особых случаях этот срок можно продлевать, но не более чем на 30 дней.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+