Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Классификация налогов по бъектам налогообложения характеру налогового изъятия и использования

Классификация налогов по бъектам налогообложения характеру налогового изъятия и использования

Налоги. Классификация налогов

» Для выполнения своих функции по регулированию экономических процессов, обеспечению национальной безопасности и достойного уровня жизни государству необходимы доходы. Одним из основных источников формирования бюджета государства, являются налоги.

Налоговая система — это основанная на базовых принципах система, урегулированная налоговым кодексом, сложившаяся в связи с установлением и взиманием налогов. Налог — это выплата индивидуального характера, регламентированная законом, принудительно взимаемая с физических лиц и организаций с целью пополнения государственного и муниципального бюджета.
Налог — это выплата индивидуального характера, регламентированная законом, принудительно взимаемая с физических лиц и организаций с целью пополнения государственного и муниципального бюджета.

Налоговая система Российской Федерации состоит из 3-х уровней и включает в себя: Федеральные — это платежи, установленные Правительством РФ, которые неукоснительны к уплате на всей её территории. Ставка по ним неизменна. Региональные — это обязательные платежи, устанавливаемые законами субъекта в соответствии с НК и зачисляемые в его бюджет.

Власти субъекта имеют возможность изменять ставку в 10 раз как в наибольшую, так и в наименьшую сторону, но простор их действия ограничен кодексом. Так, транспортное средство мощностью свыше 100 л.с. до 150 л.с. облагается ставкой 3,5 ₽ в расчёте за одну лошадиную силу, в Удмуртской Республике ставка повышена более чем в 5 раз и составляет 29 ₽ за лошадиную силу.

Местные — устанавливаются на основании правовых актов муниципалитета, и обязательны к уплате в соответствующей территории. Финансовые ресурсы целиком зачисляются в местный бюджет. Список региональных и местных налогов является закрытым, полномочия на введение новых имеется у парламента РФ.

Но властям предоставлено право изменять ставки, вводить необходимые льготы, определять срок уплаты. Социально-экономическая сущность и назначение налогов можно раскрыть через их функции.
  1. Фискальная функция — обеспечивает финансовое состояние деятельности публично-правовых образований, путём изъятия средств налогоплательщиков.

Без них государство не сможет содержать армию, правоохранительные органы, финансировать научные исследования.

  1. Дестимулирующая — выражается в ограничении продажи определённых товаров и услуг, которые оказывают негативное воздействие на общество, путём повышения ставок. Так, госпошлина на расторжение брака на обоих супругов выйдет в 1300 рублей.
  2. Регулирующая функция — позволяет государству распределять ранее собранные в бюджете финансы, путём изменения налоговой ставки, вводя льготы и штрафы. Так, освобождены от НДФЛ самозанятые лица, занимающиеся работой на дому, репетиторы, сиделки.
  3. Стимулирующая – оказывает поддержку в развитии именно тех производств, отросли или объектов, которые обществу необходимы. Реализуется посредством применения льгот и освобождений. Так, организации производящие препараты для борьбы с эпидемиями, полностью освобождены от налога.
  4. Контрольная функция — государство посредством налога контролирует финансовую деятельность организаций и граждан, проверяет источники доходов и направление расходов.

По способу обложения подразделяются:

  1. Авансовые — взимаются с налогоплательщика заранее, например, работодатель удерживает сумму с зарплаты, и перечисляет в территориальный налоговый орган.
  2. Кадастровые — уплачиваются по уведомлению налоговой инспекции, за объекты, который стоят на государственном учёте.
  3. Декларационные — налогоплательщик сам заполняет декларацию, в которой он информирует уполномоченный орган о сумме своего дохода.

По способу изъятия денег:

  1. Прямые — взимаются с собственника или производителя непосредственно в процессе приобретения материальных благ. Например, Петров выиграл в лотерею «Золотой ключ» при получении выигрыша, он обязан заплатить налог 35%.
  2. Косвенные — взимаются незаметно при реализации товаров и услуг, включаются в виде надбавки к цене, и оплачивается потребителем. Фирма «Пума» оплатила таможенный сбор при ввозе своих кроссовок на территорию РФ.

По периодичности взимания денег:

  1. Разовые — не имеют регулярного характера, взимаются с наступлением какого-либо события или совершением определённого действия.
  2. Регулярные — взимаются с определённой периодичностью на протяжении всего времени владения объектом налогообложения.

    Например, подоходный с физических лиц, уплачивается ежегодно.

По своему назначению:

  1. Специальные — расходуются строго по целевому назначению. Например, ремонт дорожного полотна.
  2. Общие — поступают в казну и расходуются на цели, предусмотренные органом, который распоряжается бюджетом.

По соотношению между ставкой и доходом:

  1. Прогрессивные – налог уменьшается по мере увеличения доходов.

    Встречается в судебной практике, чем выше цена иска, тем меньше налог.

  2. Пропорциональные — налоговая ставка не зависит от величины доходов, то есть каждый платит одинаково.
  3. Прогрессивные — ставка возрастает, по мере увеличения дохода.
    Например, гражданин с доходом до 20 тысяч рублей платит 13%, с доходом от 20 тыс.

    до 50 тыс. Платит 15%, но в России этот налог не принят.

Налог на добавленную стоимость — это федеральный налог, является надбавкой к цене за реализацию товаров, работ и услуг. Согласно законодательству ставка НДС, составляет 20%.

Всегда уплачивается конечным потребителем. Продавец получает от покупателя свои деньги и деньги для государства, и перечисляет их налоговикам. Данный налог в полном объёме уплачивается в федеральный бюджет. Например, Швейная фабрика, покупает у поставщика ИП «Ромашка» ткани для пошива одежды, стоимость материала составляет 500 рублей, рассчитаем какая НДС заложена, 500*20%= 100 рублей.

Например, Швейная фабрика, покупает у поставщика ИП «Ромашка» ткани для пошива одежды, стоимость материала составляет 500 рублей, рассчитаем какая НДС заложена, 500*20%= 100 рублей.

Так, при реализации ткани швейной фабрике образовалась первая «добавочная» стоимость, которую ИП «Ромашка» включил в цену реализации.

Налог на прибыль — это федеральный налог, его размер находится в непосредственной зависимости от конечных результатов финансовой деятельности организации.

Субъектом налога являются только юридические лица. Объектом налогообложения, считается прибыль, которую получило предприятие. Прибыль – это положительные доходы, полученные от реализации товаров и услуг, за минусом расходов.

Например, компания «Дистен» по итогам отчётного периода получила доход 600 000 тысяч рублей, но и понесла расход 50 000 тысяч рублей. Значит прибыль составляет 600 000-50 000 = 550 000 тысяч рублей.

Базовая ставка составляет 20%, при том 3% уходит в федеральный 550 000 *3% =16 500, 17 % региональный бюджет 550 000 *17%= 93 500.

Государственная пошлина – это плата государству, за оказание определённого вида услуг. Например, гражданин Малько обратился в мировой суд, цена иска составляет 15 тысяч рублей. Согласно кодексу, исковое заявление цена иска, которого до 20 тысяч рублей, составляет 4%, но не менее 400 рублей.

Так, Малько оплатит госпошлину 600 рублей. Налог на имущество организации — это региональный налог, облагается недвижимое имущество, находящееся на её балансе и составляющая её экономическую базу в сфере коммерческой деятельности.

Налоговая ставка вводится законами субъектов РФ, однако не может превышать 2,2%, границ, установленных кодексом.

Объекты недвижимости подлежат самостоятельной финансовой оценке, для определения среднегодовой стоимости предприятия. С 1 января 2021 года движимое имущество организации не является объектом налогообложения. Транспортный налог — это региональный налог, взимается с лиц, имеющих транспортное средство, независимо от организационно-правовой формы собственности.

Не начисляется налог на автомобиль, оборудованный для лиц с ограниченными возможностями, машин, имеющих менее ста лошадиных сил, полный перечень указан в кодексе.

Налоговые органы самостоятельно присылают налогоплательщику уведомление, об уплате налога, в котором указана модель автомобиля, срок использования, мощность двигателя. Рассмотрим пример: Кузьмин владеет автомобилем «Лада Приора», 7 месяцев, её мощность составляет 106 лошадиных сил, проживает он в Татарстане, ставка там составляет 35 рублей за лошадиную силу.
Рассмотрим пример: Кузьмин владеет автомобилем «Лада Приора», 7 месяцев, её мощность составляет 106 лошадиных сил, проживает он в Татарстане, ставка там составляет 35 рублей за лошадиную силу.

140 л.с. * 35 * (7 мес. / 12 мес.) = 140 л.с. х 35 х 0,58 = 3920 рубля, составляет сумма налога.

Земельный налог — это местный налог, уплачиваемый организацией и физическим лицом, имеющие земельный участок на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения при наличии правоустанавливающих документов. Сумма налога напрямую находится в зависимости от площади участка, его назначения, кадастровой стоимости и единицы налогообложения. Стоимость можно узнать из публичной кадастровой карты Росреестра.

Граждане получают от налоговой инспекции уведомления с расчётом налога, компании рассчитывают его сами в соответствии с данными единого государственного реестра недвижимости. Например, гражданка Глубина владеет землёй в Московской области, кадастровая стоимость составляет 2 000 000.

Период владения полные 12 месяцев. Ставка установлена 0,3%. 2 000 000 рублей × 0,3% = 6 000 рублей составляет сумма налога.

Участки, находящиеся в составе общего имущества многоквартирного дома налогом, не облагаются. ( Пока оценок нет ) Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Налоговая система РФ предусматривает для предприятий и ИП специальный налог – ЕНВД.

Он доступен Цена — неотъемлемая часть товарно-денежных отношений в современном рынке. Она означает стоимость определённого товара. Каждый желающий взять кредит в финансовой организации или завести собственный вклад в банке сталкивается Индивидуальное предпринимательство весьма распространено – кому-то указанный вид деятельности приносит основной доход, кому-то дополнительный.

От расходов эффективность работы и жизнеспособность предприятия зависит не меньше, чем от доходов. Поэтому Налогообложением называют систему, посредством которой проводят расчёт и выплату соответствующих отчислений. Это определение знакомо

Классификация налогов

Определение 1 Налог – это индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается в обязательном порядке с юридических и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им денежных средств для обеспечения и нормального функционирования государства и его муниципалитетов.

Налоги носят обязательный безвозмездный характер, взимаются в денежной форме, обладают публичностью и нецелевым характером.Для того чтобы установить налог нужно определить его основные элементы, такие как:

  • Объект налога – объектом выступают доход, имущество или товар.
  • Величина ставки налога .
  • Порядок исчисления налоговых платежей.
  • Порядок и сроки уплаты налога.
  • Налоговый период – это период, по завершению которого нужно определить налоговую базу и рассчитать сумму налога. В качестве периода определения налога выступают месяц, квартал или год.
  • База для определения налога.

Определение 2 представляет собой их распределение и группировку по определенным признакам.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту По уровню установления налоги классифицируются на:

  • Региональные – устанавливаются Налоговым кодексом и взимаются на территории субъектов РФ. К этим относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
  • Местные — устанавливаются Налоговым кодексом и взимаются на территории муниципальных образований. Сюда включаются: и налог на имущество физических лиц.
  • Федеральные – устанавливаются и взимаются на всей территории РФ, такие как НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами и водных ресурсов, гос.пошлины.

По способу изъятия:

  • Прямые – те налоги, которые взимаются напрямую с доходов и имущества налогоплательщиков. Включают в себя НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество.
  • Косвенные – это такие налоги, которые включаются в стоимость реализуемых товаров, работ или услуг.

    К ним относятся такие налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.

По своему воздействию налоги бывают:

  • Прогрессивные.

    Их ставки увеличиваются с увеличением стоимости налогооблагаемого объекта.

  • Пропорциональные. Ставка данных налогов – это фиксированный процент к величине дохода или стоимости имущества.
  • Регрессивные.

    Ставки этих налогов наоборот, снижаются при росте стоимости объекта обложения.

  • Твёрдые. Величина налоговой ставки этих налогов представлена в виде абсолютной суммы на единицу налоговой базы.

По своему назначению налоги делятся на:

  • Общие – после своего поступления в бюджет эти налоги идут на общие расходы государства.
  • Специальные — включабт налоги, имеющие строгое целевое назначение, такие как, транспортный налог, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от субъектов налогообложения налоги классифицируются на:

  • Налоги с физических лиц – сюда относятся НДФЛ, транспортный налог.
  • Налоги с юридических лиц – такие как, налог на имущество организаций, на прибыль.
  • Смешанные налоги – НДС, транспортный налог, на игорный бизнес и др.

В зависимости от объекта обложения налоги делятся на:

  • Налоги, уплачиваемые с использования ресурсов.

    К этой группе относятся такие налоги, как налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и др.

  • Имущественные налоги – взимаются по факту владения юридическими и физическими лицами определённым имуществом или в связи с осуществлением операций, связанных с продажей (покупкой) имущества. Сюда включаются: транспортный налог, налог на имущество.
  • Налоги, уплачиваемые с доходов – уплачиваются организациями и физическими лицами при получении дохода, такие как, налог на прибыль, НДФЛ.
  • Налоги с потребления – уплачиваются с товаров, работ, услуг. К примеру, НДС, акцизы.

По способу обложения налоги делятся на:

  • Уплачиваемы «по декларации» — эти налоги предусматривают обязанность самостоятельного расчета налогоплательщиком суммы налога, например, НДС, налог на прибыль и др.
  • Уплачиваемые «у источника» — обязанность удержания и перечисления налога в бюджет ложится на налоговых агентов.

    К этим налогам относится НДФЛ.

  • Уплачиваемые «по уведомлению» — обязанность по исчислению налога и уведомления налогоплательщиков о сумме и сроках уплаты налога возлагается на налоговые органы.

    К этим налогам относятся налоги, взимаемые с физических лиц.

Налоги и налогообложение

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Следует заметить, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся.

Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а следовательно, к неверным практическим решениям. Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов, схематично представленные на рисунке. Классификация по степени переложения, разделяющая налоги на прямые и косвенные, — это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика.

В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. Косвенные налоги — это успешно переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем.

Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно коррелируют с уровнем экономической активности.

Кроме того, фискальная роль косвенных налогов более значимо реализуется и в переходный период от командной к рыночной экономике. В то время как поступления от прямых налогов напрямую завязаны с эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, достаточно невысокой в условиях отсутствия рыночного опыта и соответствующих норм рыночного поведения, поступления от косвенных налогов завязаны, прежде всего, на потребление, объем которого существен в силу доминирования потребления над сбережением.

Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалировано для конечного потребителя, так как номинальные и фактические налогоплательщики здесь различны.

Номинальным налогоплательщиком, у которого с государством возникают налоговые правоотношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг).

Фактический (реальный) налогоплательщик — покупатель, не вступает в эти отношения и соответственно не замечает тяжести косвенных налогов.

Характерным примером косвенного налогообложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные налоги имеют значимые недостатки.

В первую очередь они не учитывают материального состояния реального налогоплательщика. Прямые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребления.

Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом соотношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, образование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление. Поэтому косвенное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции.

А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме того, данные налоги, приводя к повышению цен на товары, ограничивают в определенной степени объем потребления, т.е.

спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров. Косвенное налогообложение активно применяется практически всеми странами. Достаточно сказать, что к моменту введения в России самого признанного косвенного налога — НДС — в 1991 г.

он успешно применялся уже в 21 из 24 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), убедительно продемонстрировав свои преимущества по сравнению со столь же ранее распространенным в мировой практике косвенным налогом — с оборота розничной торговли.

Однако гармонизация налогообложения достигается за счет разумного сочетания прямых и косвенных налогов, соотношение которых объективно определяется уровнем социально-экономического развития страны и потребностями обеспечения доходной части бюджета. В экономически развитых странах с высокими доходами населения и предприятий, значимым имущественным комплексом превалируют прямые налоги, в то время как в развивающихся странах наблюдается доминирование косвенных налогов, обусловленное низкими доходами значительной части населения, неустойчивым финансовым положением предприятий, малой имущественной обеспеченностью.

Следует отметить, что данная классификация хотя и наиболее востребована в теории и практике налогообложения, но отнюдь не является универсальной.

Во-первых, далеко не все налоги с абсолютной уверенностью можно разнести по этим группам.

Например, достаточно спорной будет дилемма отнесения к той или иной группе так называемых ресурсных налогов: НДПИ, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Можно отнести их к прямым налогам, так как они сопряжены с фактом пользования государственной собственностью (имуществом).

Но такое отнесение будет очень условным, ведь эти налоги полностью перекладываются на потребителя, но не через надбавку к цене, а через саму цену товара. Их с той же долей условности можно отнести и к косвенным налогам. Во-вторых, сам факт переложимости налогов необходимо воспринимать с определенной долей условности.

Не все косвенные налоги в полном объеме перекладываются на потребителя. Определяющим фактором здесь является разная ценовая эластичность различных товаров (работ, услуг). Товары, по которым возможно увеличение цен без уменьшения спроса на рынке, достаточно хорошо переносят бремя косвенных налогов на потребителя.

В других случаях бремя этих налогов распределяется между производителем и потребителем, и тогда для производителя данный налог становится прямым. В то же время прямые налоги через возможность повышения цены на какой-либо товар в определенных случаях перекладываются на потребителя не хуже косвенных.

Действие ценовых механизмов, а следовательно, объективность реализации целевой фискальной направленности этих налогов (прямых — на производителей, косвенных — на потребителей) во многом определяется также характером рынка данных товаров (работ, услуг): монополией, олигополией, совершенной конкуренций. В наибольшей степени дифференциация фискального предназначения этих групп налогов достигается на рынке совершенной конкуренции, в наименьшей — на монополистическом рынке. Классификация налогов по объекту обложения — классификация (во многом сопряженная с предыдущей), согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке).

Следует отметить характерную черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимостью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика.

Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности.

К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Встречается также выделение в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках (в НДФЛ — налогоплательщик тот, кто получает доход, а в ЕСН — тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком. Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в предыдущей классификации) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные, универсальные и монопольные.

Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными — все товары (работы, услуги), за отдельным исключением, например НДС, а монопольными — производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства.

К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изделия.

В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе. Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, является также достаточно распространенной. Следует отметить, что теоретическая значимость этой классификации в последнее время существенно снизилась.

Ранее достаточно точная классифицирующая основа теперь размывается в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль организаций и на имущество организаций, соответственно составляющих группу налогов с юридических лиц. Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования.

Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению».

Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком.

Способ «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций. Способ «по уведомлению» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика.

Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, например предполагаемой средней доходности, объектов налогообложения. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном (для физических лиц). Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков.

В данную группу входят налоги с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками. В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е.

такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налоговой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство граждан после уплаты налогов.

К таким налогам относятся, в частности, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций и физических лиц. В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы).

Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при увеличении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессивность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов.

В настоящее время в российской налоговой системе нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляющем большинстве развитых стран он является прогрессивным).

В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е.

такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы).

Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов.

Характерным примером являлся ЕСН. Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии или регрессии простой и сложной (каскадной).

Простая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Сложная, или, как ее еще называют, каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определенные части, при этом каждая последующая часть облагается повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.

В зависимости от метода установления налоговых ставок разграничивают:

  • налоги с комбинированными (смешанными) ставками — величина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирования) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее применение ограничивается специфической ставкой снизу и (или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером такого налога являлся ЕСН.
  • налоги с процентными (адвалорными) ставками — величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы); к таковым относятся, например, налог на прибыль, НДФЛ, НДС;
  • налоги с твердыми (специфическими) ставками — величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;

Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые.

Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е.

поступления от общих налогов являются основным доходным источников разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство. В отличие от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов.

Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Характерным примером специального налога служил ЕСН (а ныне это страховые взносы обязательного, но не налогового характера), поступления от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования.

Классификация налогов по срокам уплаты означает, что различают налоги срочные и периодические. Срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г.

служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина.

Периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, квартал или год.

Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осуществляющими этой деятельности, данная классификация не применима. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.

К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, относятся: НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уплачиваемые организациями при применении специальных налоговых режимов.

Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции, являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, обязательные страховые взносы (для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам). Налоги, относимые на финансовый результат деятельности, — это налог на имущество организаций и на игорный бизнес. Налоги, относимые на оплату труда и предпринимательский доход, — это НДФЛ и обязательные страховые взносы (для адвокатов, индивидуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.

Налогом, уплачиваемым с валовой налогооблагаемой прибыли, является налог на прибыль организаций.

Иногда в качестве отдельного источника уплаты налогов выделяют также чистую прибыль, из которой уплачиваются платежи штрафного характера, например, за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Классификация налогов по принадлежности к уровню правления подразделяет все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех описанных выше имеет законодательный статус — на ней построена вся последовательность изложения Налогового кодекса РФ.

Заметим, что представленные классификации ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков, не имеющих в целом сколько-нибудь значимых практических перспектив использования. Подобные разграничения налогов, например на раскладочные и количественные, условно-постоянные и условно-переменные, используются достаточно редко, да и то в специальных исследованиях.

Такие классификации для учебных целей малопригодны, поэтому мы их опускаем.

Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты.

Разграничение налогов по объекту обложения используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегрированных счетов.

Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.

Классификация налогов и сборов

Классификация налогов — это группировка налогов и сборов по определенному признаку. В основе каждой классификации лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам.

  1. • налоги, взимаемые от выручки или дохода (налог на прибыль организаций, НДФЛ);
  2. • общие налоги — поступления от них не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ);
  3. • имущественные налоги;
  4. • ресурсные налоги (земельный налог, НДПИ);
  5. • налоги на потребление (НДС, акцизы).
  6. • срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.
  7. • собственные (закрепленные) налоги — поступают в конкретный бюджет и не перераспределяются (НДС, налог на имущество организаций);
  8. • смешанные налоги, уплачиваемые и юридическими, и физическими лицами (транспортный налог, НДС).
  9. • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество, транспортный налог, налог на землю);
  10. • федеральные — налоги, поступающие в федеральный бюджет Российской Федерации;
  11. • регрессивные — это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом налоговой базы (страховые взносы);
  12. 5. По объекту налогообложения разделяют:
    • • имущественные налоги;
    • • ресурсные налоги (земельный налог, НДПИ);
    • • налоги, взимаемые от выручки или дохода (налог на прибыль организаций, НДФЛ);
    • • налоги на потребление (НДС, акцизы).
  13. 9. По уровню государственного управления:
    • • федеральные — налоги, поступающие в федеральный бюджет Российской Федерации;
    • • региональные — налоги, поступающие в региональные бюджеты Российской Федерации;
    • • местные — налоги, поступающие в местные бюджеты Российской Федерации.
  14. • прогрессивные — это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом налоговой базы (подоходные налоги в развитых странах);
  15. • пропорциональные — это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества (НДФЛ, налог на прибыль организаций);
  16. 1.

    По способу изъятия различают два вида налогов:

    • • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество, транспортный налог, налог на землю);
    • • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров, работ и услуг. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
  17. • налоги, относимые на издержки производства и обращения (налог на имущество организаций);
  18. • налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль организаций);
  19. • специальные налоги — имеют целевое назначение (транспортный налог, страховые взносы).
  20. • налоги, относимые на финансовые результаты (налог на прибыль организаций);
  21. 8. По срокам уплаты:
    • • периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки (НДС, акцизы);
    • • срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.
  22. • налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ);
  23. • твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы (акцизы, таможенные пошлины).
  24. 6.

    По источнику уплаты существуют:

    • • налоги, относимые на индивидуальный доход (НДФЛ);
    • • налоги, относимые на издержки производства и обращения (налог на имущество организаций);
    • • налоги, относимые на финансовые результаты (налог на прибыль организаций);
    • • налоги, взимаемые с выручки от продаж (НДС, акцизы).
  25. 4. По субъекту уплаты выделяют :
    • • налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ);
    • • налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль организаций);
    • • смешанные налоги, уплачиваемые и юридическими, и физическими лицами (транспортный налог, НДС).
  26. • местные — налоги, поступающие в местные бюджеты Российской Федерации.
  27. • региональные — налоги, поступающие в региональные бюджеты Российской Федерации;
  28. 7.

    По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

    • • собственные (закрепленные) налоги — поступают в конкретный бюджет и не перераспределяются (НДС, налог на имущество организаций);
    • • регулирующие налоги — распределяются между несколькими бюджетами (НДФЛ и налог на прибыль организаций).
  29. • периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки (НДС, акцизы);
  30. • налоги, относимые на индивидуальный доход (НДФЛ);
  31. 3. По назначению различают:
    • • общие налоги — поступления от них не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ);
    • • специальные налоги — имеют целевое назначение (транспортный налог, страховые взносы).
  32. • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров, работ и услуг.

    Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

  33. • налоги, взимаемые с выручки от продаж (НДС, акцизы).
  34. • регулирующие налоги — распределяются между несколькими бюджетами (НДФЛ и налог на прибыль организаций).
  35. 2. По виду используемой налоговой ставки налоги подразделяются на:
    • • пропорциональные — это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества (НДФЛ, налог на прибыль организаций);
    • • прогрессивные — это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом налоговой базы (подоходные налоги в развитых странах);
    • • регрессивные — это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом налоговой базы (страховые взносы);
    • • твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы (акцизы, таможенные пошлины).
  1. 6. Кто сформулировал классические принципы налогообложения?
  2. 2.

    Дайте характеристику фискальной функции налогов.

  3. 9.

    Приведите классификацию налогов по виду используемых налоговых ставок.

  4. 1.

    Раскройте понятие и экономическую сущность налогов.

  5. 10. Дайте характеристику классификации налогов по уровню государственного управления.
  6. 4. Дайте характеристику социальной функции налогов.
  7. 8.

    Что такое классификация налогов?

  8. 5. Охарактеризуйте контрольную функцию налогов.
  9. 7.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+