Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Когда наступает разделение смен на части

Когда наступает разделение смен на части

Когда наступает разделение смен на части

Я знаю, как правильно. Разделить рабочий день на части

Вы здесь Опубликовано 2013-01-26 00:28 пользователем HRTrud Иногда условия производства требуют разделить на части рабочий день всех или отдельных сотрудников предприятия. Данное решение легким назвать нельзя.

А уж о том, как оно непопулярно среди работников, и говорить не стоит. Нередко их негативная реакция и обращение недовольных в органы государственного надзора и контроля может привести к проверкам соблюдения трудового законодательства в части установления рабочего времени сотрудникам. Процедура разделения рабочего дня на части к тому же далеко не проста и всегда сопровождается большим количеством вопросов: на какое число частей можно разделить рабочий день, должны ли быть эти части равны друг другу по продолжительности, как предоставлять работникам перерыв для отдыха и питания и т.

Процедура разделения рабочего дня на части к тому же далеко не проста и всегда сопровождается большим количеством вопросов: на какое число частей можно разделить рабочий день, должны ли быть эти части равны друг другу по продолжительности, как предоставлять работникам перерыв для отдыха и питания и т.

д.? О том, как разделить рабочий день сотрудников на части, соблюдая при этом и интересы производства, и права работников, нам расскажет тот, кто точно знает, как это сделать правильно. Прежде всего, необходимо определить, обоснованно ли на предприятии разделение рабочего дня на части и возможно ли оно в отношении всех или только некоторых категорий работников. Разделение рабочего дня определенных категорий работников вводится для рационального использования рабочего времени с учетом специфики труда в некоторых организациях.

Режим разделения рабочего дня на части заключается в разделении часов (смены), в течение которых работник должен трудиться у данного работодателя, на несколько частей, между которыми установлены перерывы определенной продолжительности Разделять рабочий день можно животноводам, водителям городского пассажирского транспорта, работникам общественного питания, торговли, эксплуатационных предприятий связи, коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, учреждений культуры, банковских учреждений и т.

д. Рабочий день может быть разделен на части:

  1. при выполнении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Например, увеличение количества пассажиров на городском транспорте в утренние и вечерние часы требует привлечения к работе большего числа водителей, чем в обеденное время.
  2. на работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, например на предприятиях общественного питания;

1.

Водители трамваев и троллейбусов (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв.

приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 127).

2. Водители автобусов, работающие на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах (п.

13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15). 3. Члены экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ при выполнении авиационно-химических работ (п.

48 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, утв.

приказом Минтранса России от 21.11.2005 № 139). 4. Работники железнодорожного транспорта, работающие в должностях специалистов, обслуживающих служебные и специальные вагоны, а также пассажиров (п. 38 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв.

приказом МПС России от 05.03.2004 № 7).

5. Работники метрополитена, непосредственно связанные с обслуживанием пассажиров, работники локомотивных бригад (п. 17 и 18 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утв. приказом Минтранса России от 08.06.2005 № 63).

6. Воспитатели, осуществляющие педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста в школах-интернатах, детских домах, интернатах при общеобразовательных учреждениях (п. 3.3 приказа Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69

«Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»

).

7. Работники связи: 7. 1. Начальники отделения связи. 7.2. Операторы связи:

  1. осуществляющие прием и выдачу денег и других ценностей в главной кассе доставочного учреждения почтовой связи;
  2. абонентских участков.
  3. по приему абонентской платы и заявок о повреждении радиотрансляционных сетей;
  4. по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты;

7.3.

Сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи. 7.4. Почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств. 7.5. Телефонисты:

  1. переговорных пунктов;
  2. справочных служб справочно-информационного узла телефонной сети;
  3. заказно-справочных и справочных служб междугородных телефонных станций;
  4. дисплейных коммутаторных цехов (залов).

7.6.

Электромонтеры:

  1. линейных сооружений и абонентских устройств радиофикации и сельской телефонной сети (СТС), городской телефонной связи (ГТС);
  2. станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС.

7.7. Водители дежурного транспорта организаций ГТС и СТС, радиовещания и телевещания. 7.8. Инженеры, старшие техники, техники и операторы связи цеха развития, непосредственно связанные с обслуживанием населения (Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день, утв.

приказом Минсвязи России от 08.09.2003 № 112). Теперь определим количество частей, на которые может делиться рабочий день работника, и их продолжительность.

Раз в законе нет никаких ограничений, то можно предположить, что рабочий день сотрудника реально разделить на множество маленьких частей. Теоретически, конечно, можно, но такое разделение не приведет ни к положительному экономическому развитию, ни к благоприятному психологическому климату на предприятии. Напротив, это негативно отразится на производственном процессе.

На практике чаще всего рабочий день делят на две части. Режим работы водителя ООО «Универсал»: — с 7 ч 00 мин до 11 ч 00 мин — рабочее время (первая часть рабочего дня); — с 11 ч 00 мин до 13 ч 00 мин — перерыв между двумя частями рабочего дня; — с 13 ч 00 мин до 14 ч 00 мин — перерыв для отдыха и питания; — с 14 ч 00 мин до 18 ч 00 мин — рабочее время (вторая часть рабочего дня). При работе в режиме разделения рабочего дня на части: — 8 часов — рабочее время водителя; — 2 часа — перерыв между двумя частями рабочего дня; — 1 час — перерыв для отдыха и питания.

При определении количества частей рабочего дня и их продолжительности желательно, чтобы части рабочего времени были равны друг другу.

И конечно же, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Решение вопроса о количестве частей рабочего времени обычно исключительная компетенция работодателя (ст.

22 ТК РФ). Однако в отдельных отраслях, а также отдельным категориям работников составляющие режима рабочего времени устанавливаются нормативными актами органов исполнительной власти. Так, водителям трамваев и автобусов с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части, что прямо указано в п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (утв.

приказом Минтранса России от 18.10.2005 № 127). В течение рабочего дня работнику должен предоставляться перерыв для отдыха и питания не более двух часов и не менее 30 минут. Он в рабочее время не включается и не оплачивается (ч.

1 ст. 108 ТК РФ). Время перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем (ч.

2 ст. 108 ТК РФ). Перерыв для отдыха и питания может быть предоставлен в любой из частей рабочего дня. Перерыв для отдыха и питания может «присоединяться» к перерывам между частями рабочего дня. Так, работникам метрополитена, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, рабочий день может быть разделен на части, между которыми устанавливается один или два перерыва.
Так, работникам метрополитена, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, рабочий день может быть разделен на части, между которыми устанавливается один или два перерыва.

В указанные перерывы включается время перерыва для отдыха и питания (п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утв.

приказом Минтранса России от 08.06.2005 № 63). Водителям трамваев и троллейбусов при разделении рабочего дня на части устанавливается перерыв между сменами не позже чем через 4 часа после начала работы.

При этом продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) должна быть: — в дневное время — не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, — в ночное время — не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания (абз. 3 п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителя трамвая и троллейбуса, утв. приказом Минтранса РФ от 18.10.2005 № 127).

Настало время определиться с условиями оплаты труда работников, чье рабочее время разделено на части. Если разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевым соглашением, то локальный нормативный акт разрабатывается с учетом требований соответствующих положений Законодательством предусмотрена возможность повышенной оплаты труда за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ). К таким условиям относится и наш случай с разделением рабочего дня на части.

Размеры соответствующих выплат могут быть зафиксированы сторонами в коллективным договоре, трудовых договорах, а также работодателем в локальных нормативных актах. Работникам ОАО «Российские железные дороги» при работе с разделением рабочего дня (смены) на части (с перерывом в работе более двух часов) может устанавливаться доплата в размере до 30% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (п. 4.4. Положения об оплате труда работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утв.

решением правления ОАО «РЖД» от 15.04.2004 (протокол № 8)). Мы уже определились, что рабочий день некоторых наших сотрудников будет разделен на части. Знаем и количество частей, и число перерывов.

Согласны доплачивать. Теперь решение нужно воплотить в жизнь, т.

е. изложить его на бумаге и согласовать с выборным органом первичной профсоюзной организации (если в организации действует профсоюз).

Шаг 1. Для начала все наши задумки отразим в проекте локального нормативного акта.

В нем необходимо установить:

  1. перечень работников, для которых вводится рабочий день, разделенный на части;
  2. размер доплаты за работу в указанном режиме.
  3. срок, на который вводится данный режим работы (при установлении определенного срока);
  4. количество и продолжительность частей, на которые разделен рабочий день;
  5. количество и продолжительность перерывов;

Шаг 2. Проект локального нормативного акта необходимо направить в профком для получения мотивированного мнения. Через пять рабочих дней вы должны его получить.

Если профком не согласен с проектом локального нормативного акта полностью или частично, обязательно пытайтесь договориться! На это у сторон социального партнерства имеется три календарных дня.

Если все же согласие в итоге не достигнуто — оформляйте протокол и принимайте локальный нормативный акт.? Шаг 3. Локальный нормативный акт утверждается руководителем организации личным грифом утверждения в правом верхнем углу документа или путем издания приказа (п.

3.16 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.

Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) (пример 1). Шаг 4. После утверждения локального нормативного акта знакомим с ним работников и получаем от них необходимое согласие на работу в таком режиме, как этого требует трудовое законодательство.

Шаг 4. После утверждения локального нормативного акта знакомим с ним работников и получаем от них необходимое согласие на работу в таком режиме, как этого требует трудовое законодательство.

Шаг 5. Условия о новом режиме рабочего времени, времени отдыха и доплатах оформляем дополнительным соглашением к трудовому договору (пример 2). Сотрудникам, вновь принимаемым в организацию на должности, на которых предусмотрено разделение рабочего дня на части, указанное условие будет устанавливаться автоматически при заключении трудового договора (пример 3). Приказ об утверждении локального нормативного акта Дополнительное соглашение к трудовому договору о разделении рабочего дня на части (фрагмент) Трудовой договор с условием о разделении рабочего дня на части (фрагмент) Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 14.08.2012, Год: 2012, Номер: №9Автор: Погорельская Марина Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Разделение рабочего дня на части (Орлова Е.)

Быстрая навигация:

Дата размещения статьи: 16.11.2015Некоторые виды работ имеют разную интенсивность в течение трудового дня.

В тех компаниях, где практикуются подобные виды деятельности, может быть установлен особый режим работы, предусматривающий разделение рабочего дня на части.

Это делается для того, чтобы отдельные категории сотрудников компании более рационально и эффективно использовали свое рабочее время (с учетом специфики их труда) и не сидели на рабочем месте, что называется, сложа руки. Чаще всего разделенный рабочий день вводится в коммунальных и эксплуатационных службах, на предприятиях связи, транспорта, гражданской авиации, животноводческого хозяйства и др. Мы расскажем, какие особенности надо учитывать при установлении такого нетрадиционного режима рабочего времени, его документальном оформлении и оплате труда работников, чье рабочее время разделено на части.

Порядок установления режима разделения рабочего дня на части Разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени (ч.

1 ст. 100, ст. 105 ТК РФ). На практике его обычно называют «раздробленный», «разделенный», «разорванный» или «разрывной» рабочий день. Основания для установления такого режима Разделение рабочего дня на части возможно при соблюдении следующих условий (ст. 105 ТК РФ):- при выполнении работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;- при осуществлении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены);- порядок и условия разделения рабочего дня на части должны быть установлены в локальном нормативном акте работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при ее наличии в компании).В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать наличие объективных причин для разделения рабочего дня на части.Например, особый характер работы может быть связан с отсутствием возможности выполнять трудовые обязанности в течение рабочего дня.

В частности, крайне сложно убирать офисные помещения в присутствии сотрудников, в связи с чем рабочий день по уборке помещений может быть разделен на части. Первая часть рабочего дня может протекать до начала работы в организации, а вторая — после его окончания.Исходя из норм ст.

105 ТК РФ работодатель должен изучить необходимость и основания введения данного режима рабочего времени, возможности и методы учета рабочего времени в этом режиме. Суть режима Режим разделения рабочего дня на части — это разделение рабочего дня (смены), в течение которых работник трудится у данного работодателя, на несколько частей, между которыми установлены перерывы определенной продолжительности, при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.Статья 105 ТК РФ содержит только общие условия, которые, однако, очень важны (основания для введения такого режима работы, продолжительность рабочего времени при его введении). При этом Трудовой кодекс РФ не определяет количество частей, на которые может быть разделен рабочий день, а также их продолжительность.

Рекомендуем прочесть:  Щенячья карточка ркф как получить

На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов.

Возможно установление большего числа перерывов (в зависимости от специфики труда отдельных категорий работников).Чтобы определить, является ли рабочий день разделенным на части, надо установить характер перерыва в середине рабочего дня. В большинстве случаев таким перерывом является перерыв для отдыха и питания, или так называемый обеденный перерыв, который регулируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из этого на практике делается вывод, что если перерыв в середине рабочего дня более 2 часов, то такой рабочий день считается разделенным на части, но для его установления надо соблюдать условия, определенные ст.

105 ТК РФ.Этот вывод подтверждается и рядом нормативных правовых актов на федеральном уровне, которыми установлены особенности рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников, о которых речь идет далее.

Обратите внимание! Работа при разделении рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ) не относится к сменной работе (ст. 103 ТК РФ). Это разные режимы рабочего времени, регулируемые по разным правилам.

Неоплачиваемые перерывы между частями рабочего дня Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между этими частями Трудовым кодексом РФ не установлены. Поэтому работодатель самостоятельно определяет условия труда для работников, рабочий день которых делится на части (ч.

1, 2 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст.

105 ТК РФ). Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов. В то же время для отдельных категорий работников составляющие режима разделения рабочего дня на части установлены отраслевыми нормативными правовыми актами, а также отраслевыми соглашениями. Например:- для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (п.

п. 29 — 33 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139);- для водителей трамваев и троллейбусов (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127);- для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах (п.

13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15);- для работников железнодорожного транспорта, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные и специальные вагоны (п. 38 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденного Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7);- для работников метрополитена, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (п.

17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха для работников метрополитена, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63);- для работников образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием учащихся (п. 3.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69);- для работников связи (Приложение 3 к Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы, утверждено Приказом Минсвязи России от 08.09.2003 N 112);- для работников, ухаживающих за животными (п.

2.305 Правил по охране труда в животноводстве, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 10.02.2003 N 49);- для работников организаций Спецстроя России (п. 7.14 Отраслевого соглашения по организациям Федерального агентства специального строительства на 2014 — 2016 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников специального строительства России, Спецстроем России 19.11.2013);- для работников организаций наземного городского электрического транспорта (п. 3.2 Отраслевого соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2015 — 2017 годы, утвержденного Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Городской электрический транспорт», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 20.11.2014).Помните также, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ (ч. 2 ст. 329 ТК РФ).Если разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевыми нормативными правовыми актами и соглашениями, их положения нужно учесть при разработке локального нормативного акта работодателя.Вместе с тем наличие нормативно закрепленных перечней профессий и должностей работников, для которых может устанавливаться разделение рабочего дня на части, не исключает возможности применения данного режима рабочего времени к работникам, профессии и должности которых в указанных перечнях отражения не нашли. Однако для этого должны быть основания (в организации ведутся работы, при которых разделение необходимо вследствие особого характера труда, или работы, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)) и должна быть соблюдена процедура введения режима разделения рабочего дня на части.Как следует из положений ст.

105 ТК РФ, разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.Отсутствие выборного профсоюзного органа не является препятствием к введению режима разделения рабочего дня на части, однако, если работники не согласны с таким введением, они могут обратиться с жалобой на действия работодателя в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в компании), государственную трудовую инспекцию или в суд.

Перерыв для отдыха и питания Работникам, чей рабочий день разделен на части, нужно так же, как и другим работникам, предоставить перерыв для отдыха и питания (ч.

1 ст. 108 ТК РФ). Эта норма обязательна для исполнения всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т.д.

(Определение Верховного суда Республики Коми от 25.06.2012 N 33-2603АП/2012).Время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть использовано в любой части рабочего дня, главное — чтобы оно составляло не менее 30 минут и не более 2 часов. Такой перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ч.
Такой перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ч.

1 ст. 108 ТК РФ). Перерыв для отдыха и питания может быть предоставлен в любой из частей рабочего дня, его можно присоединить к одному из перерывов между частями рабочего дня (ч. 1, 2 ст. 108 ТК РФ). Доплата за разделение рабочего дня на части Разделение рабочего дня на части создает неудобства для работников, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу.

Это компенсируется установлением доплаты работникам, выполняющим трудовую функцию с данным режимом рабочего времени.При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты. К таким условиям относится в том числе режим разделения рабочего дня на части.

Указанные выплаты могут быть предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.

149 ТК РФ). Эти выплаты относятся к числу компенсационных и не учитываются в размере оклада (Определение Верховного суда Республики Коми от 13.01.2011 N 33-8/2011). Например:- для женщин (независимо от места их проживания), работающих в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 часов), предусмотрена оплата труда, повышенная на 30% (п.

1.7 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1, Письмо Госкомэкономики РСФСР от 12.12.1990 N 19-117, ст. 423 ТК РФ);- для работников ряда организаций жилищно-коммунального хозяйства, сферы бытового обслуживания населения и ремесленников введена доплата за работу по графику с разделением смены на части — в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время (пп. «з» п. 2.8.2.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 — 2016 годы, утвержденного Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 09.09.2013; пп.

«ж» п. 2.8.2 Отраслевого соглашения по организациям сферы бытового обслуживания населения и ремесленников на 2014 — 2016 годы, утвержденного Российским объединением работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников «Росбытсоюз», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 15.11.2013);- для руководителей структурных подразделений железных дорог, структурных подразделений отделений железных дорог и обособленных структурных подразделений при работе с разделением рабочего дня (смены) на части (с перерывом в работе более 2 часов) может устанавливаться доплата в размере до 30% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (п.

4.4 Положения об оплате труда работников филиалов ОАО «Российские железные дороги», утвержденного Решением правления ОАО «РЖД» от 15.04.2004, Протокол N 8 (Письмо ОАО «РЖД» от 05.05.2004 N ФА-4049)).Если разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевым соглашением, то локальный нормативный акт работодателя разрабатывается с учетом требований соответствующих положений.

При этом работодатель не вправе установить меньший размер доплаты, чем предусмотренный отраслевым нормативным правовым актом или отраслевым соглашением, к которому он присоединился.На практике далеко не все работодатели устанавливают работникам доплату за разделение рабочего дня на части, ошибочно считая, что размер такой доплаты для всех категорий работников законом не определен.Если в локальном нормативном акте работодателя не будет установлена доплата за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться с жалобой в ГИТ за защитой своих прав. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательные к исполнению работодателем (ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).

По результатам проверки работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде. Должностным лицам грозит административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб., юридическим лицам — от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Налогообложение доплат за разделение рабочего дня на части Доплаты за разделение рабочего дня на части, предусмотренные ст.
Налогообложение доплат за разделение рабочего дня на части Доплаты за разделение рабочего дня на части, предусмотренные ст.

149 ТК РФ, носят компенсирующий характер.Такие доплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором:- учитываются в целях налогообложения прибыли в качестве расходов на оплату труда при соблюдении требований п. 1 ст. 252 НК РФ на основании п. 3 ст. 255 НК РФ, а также признаются в составе расходов на оплату труда в целях исчисления налога при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (пп.

6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ);- облагаются налогом на доходы физических лиц на основании п.

1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ;- облагаются страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, а также страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

и ч.

1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

.

Документальное оформление Процедура введения режима разделения рабочего дня на части включает в себя следующий алгоритм действий работодателя.Шаг 1. Разрабатываем проект локального нормативного акта, устанавливающего порядок и условия разделения рабочего дня на части (ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст.

105 ТК РФ).Это может быть специальный раздел правил внутреннего трудового распорядка или отдельный локальный нормативный акт (например, положение о режимах рабочего времени компании).В таком документе нужно указать следующую информацию:- категории, профессии и должности работников, для которых вводится разделение рабочего дня;- количество частей рабочего дня;- продолжительность, время начала и окончания каждой части рабочего дня;- количество и продолжительность неоплачиваемых перерывов в течение рабочего дня;- продолжительность, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания;- дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части;- период, в течение которого действует данный режим, то есть дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части, и срок его действия (при установлении определенного срока);- размер доплаты работнику за разделение рабочего дня на части;- иные условия (при необходимости).Шаг 2. Получаем мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии).Если в компании создан профком, то локальный нормативный акт (далее — ЛНА) принимается с учетом его мнения (ст. ст. 105, 372 ТК РФ).Шаг 2.1. Направляем сопроводительное письмо и проект локального нормативного акта в профком.Направление локального нормативного акта в профком целесообразно осуществлять вместе с сопроводительным письмом.

В содержательной части сопроводительного письма нужно изложить причины утверждения режима разделения рабочего дня на части и обратиться с просьбой к профкому об оформлении мотивированного мнения.Факт получения сопроводительного письма профкомом важно зафиксировать, так как этот орган должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту локального нормативного акта в письменной форме не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта локального нормативного акта (ч.

2 ст. 372 ТК РФ). Отметку о получении можно оформить на копии сопроводительного письма.Шаг 2.2.

Получаем мотивированное мнение профкома.Профком должен направить работодателю мотивированное мнение (в письменном виде) по проекту локального нормативного акта не позднее 5 рабочих дней со дня его получения. Если профком в установленный срок не направил работодателю мотивированное мнение в письменной форме или представил немотивированное мнение, работодатель имеет право утвердить локальный нормативный акт в том виде, в каком он был представлен.Шаг 2.3. Учитываем мотивированное мнение профкома.Шаг 2.3.1.

Если письменное мотивированное мнение отражает согласие на утверждение локального нормативного акта в представленном виде, то после его получения на титульном листе локального нормативного акта делается отметка в верхнем левом углу: «Мнение профкома учтено (протокол от «__» _______ 2015 г. N __)», и сам локальный нормативный акт утверждается руководителем организации.Шаг 2.3.2.

Если письменное мотивированное мнение не содержит согласия на утверждение локального нормативного акта в представленном виде и работодатель согласен с внесенными поправками, локальный нормативный акт направляется на доработку с учетом внесенных замечаний и только после этого утверждается с пометкой об учете мнения первичной профсоюзной организации.Шаг 2.3.3.

Если письменное мотивированное мнение не содержит согласия на утверждение локального нормативного акта в представленном виде и работодатель не согласен с внесенными поправками, в течение 3 дней после получения мнения работодатель должен:1) известить профком о времени и месте проведения дополнительных консультаций;2) провести дополнительные консультации;3) оформить протокол по результатам консультаций, указав в нем:- (или) достигнутые договоренности по локальному нормативному акту;- (или) факт недостижения согласия сторон по возникшим разногласиям.После оформления протокола работодатель утверждает локальный нормативный акт и делает отметку об учете мнения профкома. Учет мнения профкома не означает согласования с ним локального нормативного акта. Работодатель вправе прислушаться к мотивированному мнению профкома или решить вопрос на свое усмотрение и утвердить локальный нормативный акт в том виде, в каком считает целесообразным.Шаг 3.

Утверждаем локальный нормативный акт.Локальный нормативный акт, в котором предусмотрено разделение рабочего дня на части, должен быть утвержден руководителем организации или иного уполномоченного должностного лица:- или путем проставления в верхнем правом углу на титульном листе локального нормативного акта грифа «Утверждаю», наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, Ф.И.О.

и даты утверждения (п. 3.16 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст);- или путем издания приказа по организации, вводящего в действие этот документ (с указанием конкретной даты введения, а также лиц, ответственных за контроль исполнения такого локального нормативного акта).При любом способе утверждения на титульном листе локального нормативного акта, в его верхнем левом углу нужно зафиксировать: «Мнение профкома учтено (протокол от «__» _______ 2015 г. N __)» или «Выборный орган первичной профсоюзной организации отсутствует».Шаг 4. Знакомим работников, чей рабочий день разделен на части, с локальным нормативным актом.С локальным нормативным актом, вводящим режим разделения рабочего дня на части, работодатель должен ознакомить работников, для которых введен такой режим, под подпись как при приеме на работу (до подписания трудового договора), так и в случае внесения в него соответствующих изменений (абз.

10 ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). При несоблюдении работником такого режима рабочего времени от ответственности работника освобождает именно неознакомление его работодателем с таким локальным нормативным актом.Шаг 5. Заключаем с работником дополнительное соглашение к трудовому договору о разделении его рабочего дня на части.Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) относится к числу обязательных для включения в трудовой договор условий (абз.

6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).В связи с этим введение режима разделения рабочего дня на части в соответствии с утвержденным локальным нормативным актом признается изменением обязательных условий трудового договора, которое может быть произведено работодателем только с согласия работника, то есть после внесения соответствующих изменений в письменной форме в заключенный с ним трудовой договор (ст.

72 ТК РФ).То есть в одностороннем порядке разделить работнику рабочий день на части нельзя. Таким образом, в дополнительном соглашении к трудовому договору нужно предусмотреть условия о новом режиме разделения рабочего дня на части, времени отдыха и доплате за такой режим.В отношении вновь принимаемых на работу работников, чей рабочий день разделен на части, указанные условия, связанные с установлением режима разделения рабочего дня на части, будут изначально включены в текст трудового договора при его заключении. Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: 

Необходимость разделения рабочего дня на части

4556 Содержание страницы Интенсивность трудовой деятельности может различаться в зависимости от времени суток.

Если перепады интенсивности значительны, актуальным становится внедрение разделения дня.

Разделение рабочего дня – это раздробление смены на ряд частей, между которыми полагаются перерывы. Продолжительность рабочего времени не должна превышать установленные нормативы. Данная форма труда регулируется статьей 105 ТК РФ.

Она регламентирует:

  1. Максимальную длительность рабочего времени.
  2. Основания для введения такого графика.

В ТК изложены только самые общие принципы разделения. Однако в кодексе отсутствуют разъяснения касательно количества отрезков в рабочем дне, их продолжительности.

Все это устанавливается на усмотрение работодателя.

График должен быть вписан во внутренние нормативные акты. Как правило, смена разделяется на две части. Если перерыв между ними составляет меньше 2 часов, рабочий день будет стандартным.

Время отдыха предназначается для приема пищи. Если же перерыв больше 2 часов, смену можно признать разделенной. Если требуется, количество этих отрезков может быть большим.

Число перерывов зависит от особенностей конкретной работы.

ВАЖНО! Разделенный день не признается сменной работой. Данные формы труда регулируются различными нормативными актами.

ВНИМАНИЕ! Отдельные нюансы раздробленного дня устанавливаются частью 1 статьи 100 ТК РФ. Как уже говорилось, в течение дня интенсивность работы может меняться. К примеру, во второй половине дня работы практически нет, но зато утром и вечером заказов крайне много.

Раздробление дня в этом случае нужно для того, чтобы сотрудники находились на месте службы только при наличии работы. В обратном случае люди просто будут сидеть в офисе и ничего не делать.

То есть главная цель разделения – рациональное распределение времени. Как правило, рассматриваемый график труда практикуется в коммунальных службах, в транспортных компаниях, гражданской авиации.

Условия раздробления перечислены в статье 105 ТК РФ:

  1. Невозможность работать на протяжении всего рабочего дня. К примеру, офисное помещение невозможно прибирать в присутствии сотрудников. В этом случае уборщица переходит в середине смены. На это время работникам полагается перерыв.
  2. На предприятии присутствует соответствующий внутренний акт, согласованный с профсоюзом.
  3. Особая специфика деятельности.
  4. Работа с разной интенсивностью, которая изменяется в течение смены.

ВАЖНО!

Работодатель не имеет права дробить смены по своему желанию.

Для разделения нужны объективные основания. При возникновении трудовых споров придется доказывать наличие этих оснований.

Работодателю рекомендуется досконально изучить статью 105 ТК РФ.

Перерывы между отрезками трудового дня оплачиваться не будут.

Количество их зависит от усмотрения работодателя.

Существуют профессии, перерывы для которых регламентируются отраслевыми актами:

  1. Сотрудники наземного электрического ТС.
  2. Участники судов гражданской авиации.
  3. Сотрудники железнодорожного транспорта, которые обслуживают служебные вагоны.
  4. Сотрудники связи.
  5. Люди, работающие в образовательных учреждениях в случае, если ученики пребывают там круглосуточно.
  6. Люди, которые занимаются уходом за животными.
  7. Водители трамваев и троллейбусов, автобусов.
  8. Сотрудники метрополитена, которые занимаются обслуживанием пассажиров.
  9. Служащие субъектов Спецстроя.

Специфика раздробления рабочего дня не должна нарушать права трудящихся.

Это правило оговорено в части 2 статьи 329 ТК РФ. Если разделение регулируется нормативными актами отрасли, работодатель должен учесть это при установлении графика.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы ввести раздробление дня, работодатель должен получить согласие профсоюза, а затем составить внутренний акт. Если профсоюз отсутствует, при разработке графика нужно ориентироваться на мнение трудящихся. Если сотрудники против раздробления, однако работодатель настаивает на своем, следует обратиться в трудовую инспекцию.

Лица с разделенным рабочим днем не лишаются права на обеденный перерыв. Данное право регламентируется частью 1 статьи 108 ТК РФ. Длительность обеда составляет от 30 минут до 2 часов.

Время перерыва на обед может присоединяться к времени перерыва между частями смены. Данное правило установлено частью 1 статьи 108 ТК РФ.

Нужно понимать, что разделение дня обычно доставляет множество неудобств для сотрудников. Работнику приходится уходить с работы в разгар дня, а потом возвращаться.

По этой причине раздробление должно компенсироваться.

Порядок и размер выплат регулируются законами РФ, внутренними нормативными актами, что оговорено статьей 149 ТК РФ.

Это именно компенсация, а потому она не входит в размер оклада. Размер выплат зависит от отрасли и устанавливается от оклада или тарифной ставки:

  1. Женщины, которые заняты в условиях сельской местности, – 30%.
  2. Люди, занятые в ЖКХ, областях бытового обслуживания, – 30%.
  3. Руководители РЖД – 30%.

Работодатель не имеет права устанавливать меньшую надбавку.

Однако размер компенсации может быть увеличен.

Размер выплат фиксируется во внутренних актах.

Если работодатель устанавливает меньший размер компенсации, работнику нужно пойти с жалобой в Государственную инспекцию труда (ГИТ). На основании жалобы ГИТ предъявляет работодателю предписание об исправлении нарушений, что оговорено статьей 357 ТК РФ. Проводится проверка. Если в процессе ее обнаружены правонарушения, то на работодателя накладывается штраф:

  1. Для ЮЛ – от 30 до 50 тысяч рублей.
  2. Для должностных лиц – от 1 до 5 тысяч рублей.

Данные штрафы установлены частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Рассмотрим компенсации с точки зрения налогообложения:

  1. Компенсации облагаются налогом на доходы ФЛ.
  2. Из них вычитаются страховые взносы.
  3. Входят в состав трат на оплату деятельности работников в целях исчисления налогов. Это актуально при УСН.
  4. Средства учитываются для налогообложения, что оговорено в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Следовательно, начисляемые компенсации не снижают налоговую нагрузку. Что делать работодателю, если он желает раздробить рабочий день?

Актуален следующий порядок действий:

  • Разработка внутреннего нормативного акта, который будет регламентировать порядок разделения.
  • Утверждение внутреннего акта.
  • Заключение с трудящимися дополнительного соглашения, в котором оговорено раздробление.
  • Направление локального акта в профсоюз. Получение от него разрешения на раздробление.
  • Ознакомление сотрудников с новым распорядком дня. Подробное разъяснение им всех нюансов нововведения.

На основании этого порядка можно сделать вывод о том, что работодатель не может установить раздробленный день единолично. Потребуется получить все разрешения.

Профсоюз должен убедиться в том, что нововведения никак не нарушают права сотрудников. А вот как .

Пример разделения рабочего дня на части

  1. /
  2. /

19 декабря 2018 0 Рейтинг Поделиться Разделение рабочего дня на части — мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Одним из ярчайших примеров разделения рабочего дня на части является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах.

Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст.

99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст.

101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:

  1. общее количество сверхурочных часов не может быть больше чем 120 за учетный год, рейсы же часто требуется совершать каждый день;
  2. использовать ненормированное время постоянно, а не эпизодически, от случая к случаю, прямо запрещают и ст. 101 ТК РФ, и разъяснение, данное письмом Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.

Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Более полную информацию по теме вы можете найти в . Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Выходом является разделение рабочего дня на части, т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы.

При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ

«Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…»

от 20.08.2004 № 15. В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты:

  • Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
  • Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.
  • Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.

Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при разделении рабочего дня на части время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.

Подпишитесь на рассылку С условиями согласен Подписаться Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:

  • На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.
  • Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
  • Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).

В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63.

Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  1. отдых и питание в перерыв включаются;
  2. вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  3. у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части, необходимы следующие условия:

  • Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений.

    Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.

  • Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает.

    Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.

При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания.

Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+