Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Контроль работодателя по анонимным заявлениям

Контроль работодателя по анонимным заявлениям

Контроль работодателя по анонимным заявлениям

Анонимная жалоба: как написать и куда отправить

В соответствии с требованиями Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при подаче жалобы в государственное учреждение или ведомство заявитель должен указать свои персональные и контактные данные, чтобы получить ответ о принятом решении. Это актуально как при письменном, так и личном обращении, когда претензия подается непосредственно на личном приеме у должностного лица и регистрируется в журнале входящей корреспонденции. Но, несмотря на строгость закона, в целом ряде случаев населению предоставляется возможность анонимно обратиться в вышестоящие инстанции и контролирующие органы, чтобы указать на несоблюдение правовых норм, сообщить о коррупции или преступлении.

Независимо от способа подачи документа, гражданин должен предоставить определенные сведения личного характера, которые будут использованы для дальнейшей идентификации и направления ответа. Речь идет о следующей информации:

  1. адрес электронной почты (необязательно).
  2. полный почтовый адрес (включая индекс);
  3. фамилия, имя, отчество (если есть) заявителя;
  4. контактный номер телефона (необязательно, но это поможет уточнить определенные детали или нюансы дела, если это потребуется для изучения указанных обстоятельств);

Внимание! В большинстве случаев гражданин на свое усмотрение может оставить либо почтовый, либо электронный адрес.

Отсутствие какой-либо персональной или контактной информации указывает на анонимность заявления и является поводом для отказа в его принятии.

Такое решение может быть принято и в том случае, если выяснится, что заявитель, данные которого содержатся в документе, на самом деле не обращался в ведомство или учреждение, которое получило претензию.

Гражданин вправе рассчитывать на изучение изложенных фактов, не указывая свои персональные и контактные данные, когда речь идет о:

  1. предоставлении информации о готовящемся, совершенном или совершаемом противоправном деянии как одного, так и нескольких лиц (например, об этом можно https://23.xn--b1aew.xn--p1ai/request_main);
  2. предоставлении информации относительно совершенного или готовящегося террористического акта.
  3. фактах коррупции, когда заявитель столкнулся со злоупотреблением служебным положением, требованием дать взятку, а также другим незаконным использованием чиновником своего должностного положения. Обжаловать действия должностного лица, направленные на получение выгоды в виде ценностей, денег, имущества и других услуг имущественного характера можно на сайте Администрации президента http://letters.kremlin.ru/letters/corruption);
  4. незаконных действиях работодателя, но в этом случае заявителю все равно придется написать свои личные сведения, которые будут зашифрованы системой.
  5. гражданах или должностных лицах, которые покушаются или уже совершили противоправное деяние;

Федеральная служба по труду запустила сервис, который позволит работникам жаловаться на незаконные увольнения и другие нарушения — Электронный Инспектор.

Причем сделать это можно будет и анонимно. Автор заявления указывает свои личные данные, но они засекречиваются сервисом. Это удобно в ситуациях, когда права были нарушены (незаконное увольнение, невыплата заработной платы и пр.), но заявитель опасается негативной реакции на сообщение или противоправных действий по отношению к себе со стороны руководителя.

Обращение в электронном виде можно направить в Роструд и на официальном сайте, но анонимно сделать это не получится.

Важно помнить, что даже при анонимном заявлении, сообщении о правонарушениях или спорных ситуациях необходимо излагать достоверную информацию.

Такая жалоба не снимает ответственности за мнение автора, поэтому и злоупотреблять этой возможностью не рекомендуется.

В зависимости от того, куда заявитель хочет подать свое обращение, это можно сделать как в устном (например, по круглосуточному телефону доверия), так и в письменном виде.

Кроме того, некоторые учреждения или государственные организации предоставляют возможность пожаловаться на действия третьих лиц онлайн, если на их сайтах разработан такой функционал и это не противоречит требованиям закона.

На свое усмотрение гражданин вправе подать претензию в письменном виде, воспользовавшись одним из возможных способов ее доставки (почтовая пересылка, факсимильная связь и т.

д.). Чтобы документ выглядел убедительно, его следует составить с соблюдением целого ряда правил и рекомендаций, а также предоставить дополнительные материалы, которые могут быть использованы при изучении описанной ситуации.

В правом верхнем углу документа можно не только написать наименование органа или учреждения, которому он адресован, а и указать конкретное должностное лицо (например, «прокуратору района», «полномочному представителю президента РФ» и т.

д.). Отдельное внимание стоит уделить тексту документа.

Несмотря на то, что он подается анонимно, при его составлении лучше придерживаться делового стиля изложения, четко описывать факты и избегать эмоциональных и бессмысленных отступлений. Если текст жалобы не будет выглядеть убедительно или будет содержать в себе слишком мало исходных данных, это может помешать в принятии неотложных мер или привлечении нарушителей к административной (или уголовной) ответственности.

В тексте документа следует описать сложившуюся ситуацию, указать обстоятельства произошедшего (например, дату и место инцидента), а также данные лиц, которые были непосредственными участниками конфликта.

По возможности к документу следует приложить дополнительные материалы (видеозаписи, фотографии, заключения и т.

д.), которые будут свидетельствовать о наличии оснований для подачи жалобы.

И хотя, с одной стороны, лучше не предоставлять оригиналы материалов, чтобы исключить вероятность их утери, с другой стороны, далеко не все копии могут быть приняты к рассмотрению, так как может появиться подозрение в их фальсификации.

В любом случае следует составить опись прилагаемых материалов, разместив ее отдельным пунктом документа. Анонимная жалоба не подписывается составителем или он может указать вымышленное имя. Но после текст лучше написать дату составления документа. В некоторых ситуациях подать анонимную жалобу можно онлайн, если такая возможность представлена на сайте ведомства или организации, куда планирует обратиться пользователь.
В некоторых ситуациях подать анонимную жалобу можно онлайн, если такая возможность представлена на сайте ведомства или организации, куда планирует обратиться пользователь.

Такая услуга предоставлена на сайтах отдельных полномочных представителей Президента РФ, где четко обозначено, что изложенные факты о коррупции будут тщательно проверены даже в том случае, если заявитель не захочет оставлять свою контактную информацию. Это указывает на то, что в предложенной онлайн форме можно указать фиктивные личные сведения, что не будет считаться основанием для отказа в ее принятии.

При заполнении большое внимание следует уделить тексту сообщения. В виду того, что для пользователя может быть установлен определенный лимит на количество символов, он должен четко и точно описать сложившуюся ситуацию, обстоятельства инцидента и его участников.

От того, какая информация будет предоставлена в тексте сообщения, во многом зависит, будет ли оно принято к рассмотрению и какое впоследствии будет принято решение.

При этом важно помнить, что пользователь не оставляет свои контактные данные, поэтому у рассматривающего заявление должностного лица не будет возможности получить дополнительную информацию для объективного изучения ситуации.

Если на сайте используется функционал, который позволяет приложить к форме электронные файлы для подтверждения описанных фактов, то при наличии таких документов пользователю не стоит отказываться от предоставления дополнительных материалов.

Если такая возможность отсутствует или файл такого формата, что его нельзя прикрепить к электронной форме, то можно отправить дополнительные материалы по почте, указав в письме номер, по которому зарегистрирована онлайн претензия (такая информация будет предоставлена сразу же после отправки сообщения). Действующий закон определяет специфику изучения и проверки обращений от граждан, не пожелавших оставлять свои персональные и контактные данные, которые могут быть использованы для предоставления ответов.

Анонимная жалоба о правонарушении не может считаться основанием для возбуждения административного или уголовного дела.

Но в то же время все изложенные факты подлежат тщательной проверке для установления отсутствия или наличия признаков состава преступления.

В связи с этим, если поступило сообщение о совершенном, совершаемом или планируемом противоправном деянии, такое заявление должно быть направлено в правоохранительные органы, которые обязаны провести проверки полученных фактов.

В соответствии с Инструкцией об организации рассмотрения обращений, принятой в 2013 году, на претензии, в которых не содержатся личные данные заявителей и реквизиты для направления отчетов о принятых решениях (почтовые или электронные адреса), ответы не предоставляются.

На основании письменного решения начальника органа безопасности, руководителя или другого уполномоченного лица, такое сообщение признается анонимным, но все равно подлежит регистрации, учету и последующей проверке.

При этом они регистрируются в качестве «иной информации» о событиях и преступлениях, угрожающих общественной и личной безопасности, и проверяются оперативным подразделением органа безопасности учреждения. По результатам проверки изложенных фактов, может быть принято решение:

  1. о передаче сообщения о преступлении по подследственности.
  2. о передаче сообщения о преступлении в суд;
  3. об отказе в возбуждении уголовного дела (в этом случае материалы проверки формируются в самостоятельные дела и хранятся в течение 5-ти лет);
  4. о возбуждении уголовного дела;

Срок рассмотрения анонимной жалобы не должен превышать 30 дней.

Но он может быть продлен еще на 30 дней, если отведенного законом первоначального срока не хватило для изучения предоставленных фактов. Внимание! В виду того, что при таком обращении не указываются контактные данные, заявителю не стоит рассчитывать на получение ответа по итогам рассмотрения дела.

При составлении анонимной жалобы следует опираться на такие законодательные акты:

  • ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ (ред. 10.08.2017).
  • Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности (утв. Приказом ФСБ России от 30 августа 2013 г. N 463).
  • Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. 29.07.2017).
  • Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. 06.07.2016).

Проверка учреждения

Сергей, добрый день.

У Вас проводится внеплановая проверка?

А кто является проверяющим органом? Часть 3. Ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред.

от 31.12.2014)

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приосуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальногоконтроля»

устанавливает, что обращения и заявления, не позволяющиеустановить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора),орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащиесведений о фактах, указанных в части 2настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановойпроверки.

Таким образом анонимное обращение не может являться основанием для проведения внеплановой проверки.

При этом перечень основания для проведения проверки установлен ч.2 ст.

10 указанного выше ФЗ: 2. Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;(в ред.
10 указанного выше ФЗ: 2. Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;(в ред.

Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.(п.

3 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

О проблеме рассмотрения анонимных обращений государственными органами

1 сентября 2018В соответствии с Федерального закона от 2 мая 2006 г.

N 59-ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

(далее — Закон N 59-ФЗ) в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.На первый взгляд может показаться что все предельно просто, но вот уже на протяжении более 10 лет практика рассмотрения анонимных обращений в государственных органах разнообразна, и до настоящего времени единообразный порядок рассмотрения таких обращений отсутствует. В органах прокуратуры РФ проверки по анонимным заявлениям проводятся в полном объеме независимо от содержания таких заявлений.

Порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан РФ и должностных лиц установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г.

N 45, п. 2.рой содержит требования, аналогичные ч.

1 са N 59-ФЗ. Анонимные обращения в большинстве своем пишутся для сведения счетов, устранения конкурентов, с целью «насолить» соседу, руководителю или какому-либо должностному лицу (просто потрепать нервы многочисленными поездками в орган для дачи объяснений, представления документов и материалов), внести разлад в деятельность предприятия.

Как правило, анонимки пишутся гражданами, преследующими свои личные интересы.

Действительно, если Закон прямо не запрещает рассматривать анонимку, а только указывает, что ответ на обращение не дается, то можно проводить полномасштабную проверку всех доводов анонимки (тем более если проверяющий сам в этом заинтересован). При этом какого-либо нарушения закона нет, ведь требование Закона о ненаправлении ответа заявителю не нарушается.

Например, на основании анонимок можно причинить неприятности конкуренту путем инициирования прокурорских проверок. Ведь для контролирующего (надзорного органа) анонимка в силу ч.

3 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее — Закон N 294-ФЗ) не может служить основанием для проведения внеплановой проверки, а для органов прокуратуры это законное основание для проведения проверки.

Причем проверка, как правило, проводится с привлечением специалиста надзорного органа (и не факт, что эта анонимка не написана как раз представителем (или по его совету) этого же органа, который желает проверить предпринимателя, но Закон N 294-ФЗ ему это запрещает). При этом изменения, внесенные в Закон о прокуратуре Федеральным законом от 7 марта 2017 г.

N 27-ФЗ, на эту ситуацию практически не влияют.

Установленное в Закона о прокуратуре положение о запрете проведения повторной проверки легко обходится, так как при желании всегда можно найти новые или вновь открывшиеся обстоятельства для проверки. Проверку необходимо проводить только в случае, если в обращении есть сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, уполномоченным государственным органом в соответствии с его компетенцией, по остальным анонимным заявлениям Закон не обязывает проводить какие-либо проверки. Ведомственные акты государственных органов, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений, для наглядной демонстрации ситуации в рассматриваемой сфере (правда, некоторые приняты до вступления в силу Закона N 59-ФЗ, но они действующие): — жалоба, не подписанная гражданином, без указания его фамилии, имени, отчества и (или) данных о месте его жительства признается анонимной и рассмотрению не подлежит (пПоложения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утв.

Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г.); — в соответствии с Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан РФ в органах Федеральной службы безопасности (утв. Приказом ФСБ России от 30 августа 2013 г.

N 463) на письменное обращение, не содержащее фамилии гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается. Такое обращение на основании письменного решения руководителя, начальника органа безопасности либо другого уполномоченного им должностного лица может быть признано анонимным.

Анонимные обращения, в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, подлежат учету, регистрации и проверке в соответствии с п. 3й Инструкции; — в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, обращение не рассматривается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (п.

гламента Федеральной службы по труду и занятости, утв. Приказом Роструда от 11 сентября 2007 г.

N 211); — в рассмотрении обращения заявителю отказывается в том числе в случае, если: в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (п.

77 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за горноспасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях, утв. Приказом Минприроды России от 12 ноября 2009 г. N 373); — письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы.

Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит (пАдминистративного регламента, утвержденного Приказом ФСИН от 18 августа 2005 г.

N 718); — письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Не подлежат рассмотрению обращения, выдержанные в оскорбительной форме, бессмысленные по содержанию, а также повторяющие текст обращения, на которое дан ответ ранее (п. 11.3 Регламента взаимодействия Федерального агентства по науке и инновациям с федеральными органами исполнительной власти, утв.

Приказом Роснауки от 28 марта 2005 г.

N 44а).

ГИТ не рассматривает анонимные обращения в отношении работодателей

Любые обращения граждан в отношении работодателей, лишенные возможности установления авторства, не могут стать основанием для выполнения внеплановой проверки компаний.

В этом случае инспекторы ГИТ не должны принимать во внимание указанные сведения.

Повод для беспокойства В связи с участившимися случаями анонимных обращений, Государственная инспекция труда напоминает работникам и работодателям, что на основании Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращением является жалоба, предложение или заявление, поданные в уполномоченный орган государственной власти или должностному лицу, письменно, устно или в форме электронного документа. При этом в них обязательно должно быть указано авторство.

Правила оформления обращений к ГИТ В России законодательно прописаны требования к устным и письменным обращениям граждан по их форме и содержанию.

В частности, письменное обращение определяется как заявление или жалоба, которая направлена в компетентный орган, включая Гострудинспекцию, посредством любого канала коммуникации – по почте, с помощью ящика для обращений или лично. Устное обращение трактуется законом как заявления или жалобы, которые изложены во время личного приема с предъявлением лицом документа, удостоверяющего личность.

В обращении необходимо указать корректный почтовый адрес, куда будет направлен ответ или уведомление о его переадресации. Документ должен содержать суть жалобы, заявления и предложения, личную подпись лица и дату оформления. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26 августа 2008 года №294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

любые обращения в форме заявлений и жалоб, исключающие возможность определить их авторство со стороны конкретного лица, не являются основанием для организации внеплановых проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и ПБОЮЛ.

Внеплановая проверка трудовой инспекции — основания

9 апреля 2018Внеплановая проверка трудовой инспекции может быть проведена только в строго определенных законодательством случаях. Подробнее об основаниях и других нюансах этого вида госнадзора читайте в настоящей статье.Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:

  1. закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
  2. положение «О федеральном госнадзоре», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  4. ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
  5. иные нормативные акты.

Ст.

360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:

  1. внеплановые.
  2. плановые;

Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган.

По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье .Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной.

Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:

  1. Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.
  2. Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
  3. Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье .

Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:

  1. Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
  2. Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
  3. Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников.

    Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ.

Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения.

Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ. Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см.

решение Октябрьского районного суда г.

Красноярска от 29.09.2011).В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  1. провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).
  2. удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня.

Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством.

Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу.

Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении.

Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см.

решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017). Особенность данного вида проверки состоит в том, что она осуществляется госинспекторами на своем рабочем месте. В первую очередь они проверяют документы работодателя, которые имеют в своем распоряжении, например акты проверок, проведенных ранее, их результаты, протоколы о привлечении к ответственности и т.

п.Внеплановая документарная проверка трудовой инспекции предполагает получение и иных документов, находящихся у работодателя. В случае такой необходимости:

  1. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от компании или ИП-работодателя представления письменных пояснений (на это также дается 10-дневный срок).
  2. После получения запроса работодатель должен подготовить и направить в ГИТ требуемые документы (на это ему предоставляется 10 дней).
  3. Инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя нужные ему документы (к запросу должно прилагаться распоряжение о назначении документарной проверки).

Для подтверждения обоснованности своих письменных пояснений работодатель может подкрепить их документами.

ВАЖНО! Документарная проверка может перейти в выездную, если госинспекторы обнаружат нарушения требований трудового законодательства.ГИТ при проведении этого вида проверки может запрашивать у проверяемого лица только те документы, которые относятся к ее предмету. Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались.
Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались. Этот способ проверки работодателя на предмет исполнения норм трудового законодательства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст.

12 закона № 294. Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции осуществляется в следующем порядке:

  1. Ознакомление с мерами, которые планирует принять госинспектор, сроками и условиями проведения проверки (см. Административный регламент, утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты от 30.10.2012 № 354н).
  2. Запрос документов и их незамедлительное представление. Этим обстоятельством выездная проверка отличается от документарной, при которой документы могут готовиться 10 дней.
  3. Окончание проверки, оформление ее результатов (составление акта, выдача предписания, привлечение к ответственности).
  4. Выезд на место проверки — по месту расположения (регистрации) работодателя или месту, где он ведет деятельность.
  5. Ознакомление руководства проверяемого лица с целями, задачами, основаниями проводимой процедуры.
  6. Предъявление руководству работодателя служебного удостоверения, приказа руководства ГИТ о назначении проверки.

Выездная проверка не может проводиться без руководителя организации.

В том случае, если при выезде выяснился факт отсутствия директора, ИП или другого уполномоченного ими лица, госинспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки. После этого в течение 3 месяцев ГИТ может назначить новую проверку, не предупреждая об этом работодателя.

Период проведения внеплановой проверки трудовой инспекции не может длиться больше 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 закона № 294). Если инспектору необходимо запросить какие-либо документы у других госорганов, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановлении проведения процедуры. Руководство, в свою очередь, вправе приостановить ее на 10 рабочих дней.

Законодательством разрешено приостанавливать проведение проверки только единожды. ВАЖНО! В случае если ГИТ вынесено решение о приостановлении проверки до получения определенных документов, в этот период должна быть приостановлена любая деятельность госинспектора на проверяемом предприятии (п.

2.2 ст. 13 закона № 294).Срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ максимум еще на 20 дней при наличии веских оснований. Если проверяемое лицо — малое или микропредприятие, то срок продляется только на 50 и 15 часов соответственно.Несмотря на то, что законом четко определен срок, в течение которого может осуществляться внеплановая проверка деятельности юридического лица или предпринимателя, следует иметь в виду, что количество таких проверок не ограничено и зависит от возникновения оснований для их проведения.

Эта особенность также отличает внеплановую проверку ГИТ от плановой, в рамках которой госинспекторы могут проверять работодателя не чаще 1 раза в 3 года (за некоторыми изъятиями, установленными Правительством РФ). Все проводимые плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и каким органом надзора и контроля проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе.

Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:

  1. Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.).
  2. Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
  3. Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.
  4. Номер проверки.
  5. Сведения, содержащиеся в акте проверки.

На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.Какие внеплановые проверки трудовой инспекции на 2018 год были проведены на определенном предприятии, можно узнать на .

*** Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах. На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.

Вопрос: Проводит ли инспекция труда, проверку работодателя/предприятия по анонимному обращению?

(информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Проводит ли инспекция труда, проверку работодателя/предприятия по анонимному обращению?

Нет, не проводит. Правовое обоснование: Согласно Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном вышеуказанным . В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме. Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе. Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ. 3 октября 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Как подать анонимную жалобу в трудовую инспекцию?

20 февраляМногие из нас хотели бы бороться с очевидными беззаконием и несправедливостью на работе, но останавливает опасение мести со стороны руководства.

Именно поэтому так часто встречаются обращения в суд и инспекцию со стороны уволенных или увольняемых работников, которым терять уже особо нечего. Как быть тем, кто не собирается пока увольняться, но и терпеть к себе барское отношение тоже не хочет? И какую фразу надо добавить в обращение для сохранения анонимности и конфиденциальности?

Самый «лайтовый» вариант защиты своих прав – обращение в Государственную инспекцию труда (ГИТ). Сделать это можно, не слезая с дивана: заходите на онлайнинспекция.рф/problems, дальше понятно.Нюанс: надо быть зарегистрированным на «Госуслугах». Без этого не получится направить электронное обращение ни через федеральный сайт онлайнинспекция.рф, ни через региональный сайт Вашей ГИТ, потому что закон такой (кому интересно – ч.
Без этого не получится направить электронное обращение ни через федеральный сайт онлайнинспекция.рф, ни через региональный сайт Вашей ГИТ, потому что закон такой (кому интересно – ч.

3 ст. 10 ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

).

Кто не дружит с прогрессом и не зарегистрирован на «Госуслугах» всегда может направить на адрес своей региональной ГИТ обычное бумажное письмо, но для этого уже придётся слезть с дивана.Как водится, есть две новости, хорошая и плохая.

Плохая новость: регистрация через «Госуслуги» позволяет однозначно идентифицировать вашу личность.И даже если вы будете направлять обычное письменное обращение по почте, всё равно надо будет представиться, потому что обратно закон такой (кому интересно – ст. 7 ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

).И вы меня уже спросите: а бывает такое, чтобы закон был на стороне простого гражданина?

Да, бывает.Хорошая новость: и в электронное, и в бумажное обращение стоит добавить «волшебную» фразу:Прошу не разглашать данные обо мне, как о заявителе.Инспекторы вынуждены воспринимать её всерьёз, потому что на этот раз закон на стороне заявителя (ст. 6 ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

):При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении [.] гражданина без его согласия.Так что если инспектор добросовестный и дорожит своим задним местом, то при проверке он откусит себе язык не станет радостно сообщать работодателю: «Здрасьте!

А я по жалобе вашего работника Васи!» Тут ещё многое зависит от сути обращения.

Если ваша жалоба носит обобщённый характер (

«в Правилах внутреннего трудового распорядка не установлен перерыв на обед»

), то инспектору, скорее всего, удастся сохранить ваше инкогнито, потому что обращение касается не лично вас, а вообще всех работников.

Ну или достаточно большой группы. «Неопределённого круга лиц», как выражаются в прокуратуре.А вот если суть обращения – невыплата заработной платы лично вам, тут инспектор волей-неволей будет вынужден затребовать документы именно по вам, и тогда даже самый тупой работодатель мигом сообразит, кого надо уволить кто тут главный подозреваемый. К сожалению, тот же закон запрещает инспектору требовать представления документов, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Поэтому инспектор не вправе будет запросить зарплатные ведомости сразу по Васе, Пете и Коле, чтобы не спалить обратившегося к нему Васю.Вот такие расклады с анонимностью при обращении в инспекцию труда. Не забудьте прочитать свежие статьи, касающиеся ваших трудовых прав:Ставь лайк, поделись с друзьями в соцсетях и подписывайся на канал, чтоб ничего не пропустить!– мой авторский сайт о трудовых отношениях.

Правомерна ли прокурорская проверка предприятия по анонимной жалобе?

на основании анонимного письма прокуратура проводит проверку по фактам не своевременной выплаты заработной платы 23 Мая 2017, 12:46, вопрос №1644705 евгений, г.

Тарко-Сале

    , , , , , , ,

Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 119 ответов 46 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Казань Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, Евгений!

Анонимную жалобу в прокуратуре принять к рассмотрению принять были не должны. Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Всего Вам доброго! 23 Мая 2017, 12:52 0 0 207 ответов 103 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации п.

2.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений в органах прокуратуры, утв. пр. от 30.01.13 № 45 все обращения регистрируются+ В соответствии с ФЗ-59 от 02.05.06 о порядке рассмотрения обращений граждан вся разница между анонимным и неанонимным в механизмах предоставления ответов. Ответ: правомерно к Вам пришли.

Но если Вас все хорошо, то нечего и бояться. С уважением. 23 Мая 2017, 13:37 1 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 21 Мая 2021, 18:52, вопрос №2779283 26 Октября 2021, 01:27, вопрос №2564248 28 Мая 2018, 17:58, вопрос №2008857 14 Февраля 2018, 14:05, вопрос №1907949 16 Апреля 2016, 18:29, вопрос №1222946 Смотрите также

Закон | Может ли трудовая инспекция провести проверку по анонимному звонку?

Ответ: Здравствуйте.

В соответствии со ст. 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 2) поступление в федеральную инспекцию труда: — обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством; — обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; — запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса; — наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В соответствии с частью 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией. Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+