Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Кто осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства

Кто осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор и контроль

Важное 30 марта 2007 г. 12:50 Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.

В соответствии со ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют: 1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль: федеральная инспекция труда; федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности; органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры); 2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль: органы исполнительной власти на федеральном уровне; органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации; органы местного самоуправления.

В соответствии со ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют: 1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль: федеральная инспекция труда; федеральные надзоры — органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности; органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры); 2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль: органы исполнительной власти на федеральном уровне; органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации; органы местного самоуправления. 3) Органы, осуществляющие общественный контроль: профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года №78 «О Федеральной инспекции труда» (далее – Постановление №78) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда, которая является единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Полномочия федеральной инспекции труда регламентированы также в статьях 353-365 ТК РФ.

В соответствии со ТК РФ государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

«в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве»

. В КоАП РФ определены полномочия Федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 года №60

«Об утверждении перечня должностных лиц федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

установлен Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями и КоАП РФ.

Государственные инспектора труда, являясь федеральными государственными служащими, несут, согласно ТК РФ, ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях производства и на некоторых объектах промышленности помимо органов федеральной инспекции труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

В ТК РФ выделены в статьях 366-369 следующие виды надзора: Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности – ТК РФ; Государственный энергетический надзор – ТК РФ; Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – ТК РФ; Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью – ТК РФ.

В соответствии со ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности. Согласно ТК РФ Федеральный надзор в сфере промышленной безопасности следит за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.
Согласно ТК РФ Федеральный надзор в сфере промышленной безопасности следит за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

В соответствии с ТК РФ государственный надзор за проведением мероприятий, которые обеспечивают безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. В соответствии с ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью. Должностные лица, которые осуществляют надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны информировать работников и работодателей о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах, если таковые имеются.

Работники всех вышеперечисленных органов по надзору независимы и подчиняются только требованиям закона. Постановлением №401 регламентируется деятельность государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности, государственного энергетического надзора, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.

В соответствии с указанным Постановлением №401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является: органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; органом государственного энергетического надзора.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет, в соответствии с пунктом 5.3.1.

Постановления №401, контроль и надзор в установленной сфере деятельности: «5.3.1.1.

за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; 5.3.1.2. за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии); 5.3.1.3.

за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов; 5.3.1.4. за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии; 5.3.1.5.

за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; 5.3.1.6. за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике); 5.3.1.7.

за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также с целью предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения; 5.3.1.8. за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ; 5.3.1.9. за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления; 5.3.1.10.

за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль); 5.3.1.11. за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; 5.3.1.12.

за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; 5.3.1.13. за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции); 5.3.1.14.

за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции); 5.3.1.14.

за горноспасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений, военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 года №303

«О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации»

в пункте 17 установлены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации. В соответствии с ТК РФ государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Работники федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, осуществляя надзор за соблюдением организациями перечисленных норм и правил, независимы и подчиняются только закону.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года №569

«О положении, об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации»

(далее — Постановление №569) Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. В соответствии с пунктом 9 Постановления №569 должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются:

«руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главный государственный санитарный врач Российской Федерации; заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации; заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации — главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения, и их заместители; руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители; руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения; руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте и их заместители; руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

. В соответствии с пунктом 10 Постановления №569 должностные лица, которые осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, обладают полномочиями, установленными статьями 50-52 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

.

Они несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда в подведомственных им организациях.

В соответствии с ТК РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» государственный надзор за точным единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере труда осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Кроме того, государственный надзор и контроль в сфере охраны труда регламентирован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года №1035

«О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда»

. Более подробно с вопросами, касающимися обеспечения прав работников, обязанностей работодателя и работника по охране труда и виды ответственности за нарушение норм по охране труда в отдельных отраслях производства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Охрана труда в Российской Федерации.

Правовое регулирование. Практика. Документы».

Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства

Вы здесь Опубликовано 2005-03-11 17:00 пользователем HRTrud В ст. 352 ТК РФ перечислены основные способы защиты трудовых прав работников.

К их числу отнесены: 1) государственный надзор за соблюдением трудового законодательства; 2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами; 3) самозащита трудовых прав. В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ к числу способов защиты трудовых прав работников следует отнести ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

В законодательстве перечень возможных вариантов восстановления нарушенного права работников не определен исчерпывающим образом. В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому гарантируется защита своих прав, в том числе и в сфере труда, не запрещенными законом способами. Поэтому работник может использовать различные способы защиты нарушенного права, которые не запрещены федеральным законом.

Одним из способов защиты трудовых прав работников является государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. Надзор за соблюдением трудовых прав работников могут осуществлять полномочные государственные органы. Как правило, основанием для их вмешательства в трудовые отношения является обращение работника с заявлением о восстановлении нарушенного права.

Однако в установленных федеральным законом случаях государственные органы по надзору за соблюдением норм трудового права могут выступать в защиту неопределенного круга работников, например, при осуществлении деятельности, направленной на признание недействующими нормативных правовых актов. Государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства перечислены в ст. 353 ТК РФ. Однако правовое положение этих органов изменилось в связи с изданием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314

«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

(с изменениями от 20.05.2004 N 649) поскольку основные органы надзора за соблюдением трудового законодательства входят в систему государственной исполнительной власти.

Органом государственного надзора за соблюдением норм трудового права является государственная инспекция труда, которая до издания названного Указа Президента РФ, находилась в ведении Минтруда РФ и его региональных органов. В настоящее время создается Федеральная служба по труду и занятости в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которая будет осуществлять государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
В настоящее время создается Федеральная служба по труду и занятости в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которая будет осуществлять государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. В этой Федеральной службе будет находиться государственная инспекция труда.

В ч. 2 ст. 353 ТК РФ к числу органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности отнесены специально уполномоченные органы, которые в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 также имеют статус федеральной службы. В ст. 366 ТК РФ к числу специально уполномоченных органов отнесен Государственный горный и промышленный надзор, который названным Указом Президента РФ преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящуюся в непосредственном ведении Правительства РФ. Специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением безопасности мероприятий при обслуживании электрических и теплоиспользующих установок в ст.

367 ТК РФ названы органы государственного энергетического надзора.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 функции по осуществлению данного вида надзора также переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В ст. 368 ТК РФ специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил названы органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 функции по осуществлению государственного надзора за соблюдением указанных норм и правил переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

В ст. 369 ТК РФ специально уполномоченным органом за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности назван Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России).

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 функции по осуществлению данного вида надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и по атомному надзору, находящейся в ведении Правительства РФ. Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с имеющейся у них компетенцией. В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор может выступить в защиту неопределенного круга работников путем предъявления в суде требований о признании недействующими нормативных правовых актов.

В частности, прокуроры Генеральной прокуратуры РФ могут обращаться с заявлением о признании недействующими любых нормативных правовых актов в сфере труда. Прокуроры субъектов Российской Федерации могут требовать в суде признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ, органов местного самоуправления, локальных актов организаций, которые действуют на территории их юрисдикции.

Районные (городские) прокуроры могут потребовать признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего органа местного самоуправления, а также локальных нормативных правовых актов организаций, действующих на территории их юрисдикции. Таким образом, реализация надзорных полномочий прокуроров в сфере нормативного регулирования заканчивается обращением в суд, который по заявлению прокурора может признать нормативный правовой акт недействующим, то есть не порождающим правовых последствий с момента вступления судебного решения в законную силу. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ прокурор может выступить в защиту прав и свобод конкретного гражданина только на основании поданного им заявления.

Однако прокурор не имеет властных полномочий для воздействия на работодателя, допустившего нарушение трудовых прав гражданина. В связи с чем при защите прав и законных интересов конкретного гражданина прокурор может потребовать их устранения в судебном порядке.

Причем обращение прокурора в суд в защиту конкретного гражданина может состояться на основании п. 1 ст. 45 ГПК РФ, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно защитить свои права. К числу таких причин может быть отнесено отсутствие у работника навыков для ведения судебного дела о восстановлении нарушенного права.

Следовательно, для обращения прокурора в защиту трудовых прав конкретного гражданина должны быть доказаны следующие юридически значимые обстоятельства.

Во-первых, наличие обращения гражданина к прокурору с целью защиты нарушенного права, что подтверждается письменным заявлением гражданина.

Во-вторых, наличие уважительных причин для вступления прокурора в гражданский процесс с целью защиты прав конкретного гражданина. Данное обстоятельство также подтверждается заявлением гражданина, в котором указаны такие причины, и указанием на данные причины в заявлении прокурора, подаваемом в суд.

Данное обстоятельство также подтверждается заявлением гражданина, в котором указаны такие причины, и указанием на данные причины в заявлении прокурора, подаваемом в суд.

Таким образом, при осуществлении надзорных функций по защите прав и свобод конкретного гражданина прокурор также не имеет властных полномочий для воздействия на работодателя для устранения допущенных им нарушений. Поэтому в принудительной форме прокурор может восстановить нарушенное право лишь в судебном порядке.

В связи с чем деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением трудового законодательства в случае обнаружения нарушений прав работников заканчивается в суде заявлением об устранении указанных нарушений. В соответствии с ч. 3 ст. 353 ТК РФ внутриведомственный надзор за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В связи с чем работники организаций, которые находятся в ведении государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, могут обратиться с заявлением в эти органы с целью устранения нарушений трудовых прав.

В свою очередь, указанные органы могут потребовать от руководителей подведомственных организаций устранения нарушений трудовых прав работников. Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства могут осуществлять профессиональные союзы в лице соответствующих органов.

На основании ст. 370 ТК РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организации профессиональных союзов с целью осуществления контроля за соблюдением норм трудового права могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений, а также в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза, с целью осуществления общественного контроля за соблюдением их прав. В соответствии с ч. 6 ст. 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда имеют право: 1) осуществлять контроль за соблюдением работодателем норм трудового права по отношению к членам соответствующего профсоюза; 2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; 3) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 4) получать информацию от представителей работодателя о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; 5) защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе; 6) предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; 7) направлять работодателям представления об устранении нарушений трудовых прав работников, которые обязательны для рассмотрения полномочными представителями работодателя; 8) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателем по коллективному договору и соглашению; 9) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; 10) принимать участие в рассмотрении трудовых споров с целью защиты прав своих членов; 11) принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 12) обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудовых прав работников.

Рекомендуем прочесть:  Закон производство шумных работ

В соответствии с ч. 7 ст. 370 ТК РФ профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении общественного контроля взаимодействуют с государственными органами по надзору за соблюдением норм трудового права.

Профессиональные союзы на основании заключения инспекции труда могут подготовить заявление в судебный орган по защите прав неопределенного круга лиц. Профсоюз вправе обжаловать нормативный правовой акт любого уровня на предмет его признания противоречащим федеральному или региональному закону. Признание нормативного правового акта недействующим исключает возможность его применения с момента вступления в законную силу решения суда.

С согласия работника, выраженного в письменной форме, профессиональные союзы могут обращаться в защиту прав в государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства, а также в суд. В этом случае интересы работника может представлять профсоюзный инспектор или уполномоченный по охране труда.

Таким образом, реализация полномочий по общественному контролю за соблюдением трудовых прав работников также может заканчиваться обращением в государственные органы, имеющие механизмы по восстановлению нарушенных прав работников. Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

ТК РФ Статья 353.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Важное пора учиться!

  1. 12 октября 2021 / Москва
  2. 11 октября 2021 / Москва
  3. 12 октября 2021 / Москва
  4. 12 октября 2021 / Москва
  1. 13 октября 2021 / Москва
  2. 14 октября 2021 / Москва
  3. 13 октября 2021 / Москва
  4. 13 октября 2021 / Москва
  1. 15 октября 2021 / Москва
  2. 15 октября 2021 / Москва
  3. 15 октября 2021 / Москва
  4. 15 октября 2021 / Москва

Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

(редакция от 01.07.2020) Применение трудового кодекса: статья 353

  1. . др.) при своей проверке (ст. 353 ТК РФ). Поводом для нее может .
  2. . платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица . залог в соответствии со статьей 353 ТК РФ. При возврате сумм денежного .
  3. . , в силу части первой ст. 353 ТК РФ, осуществляется федеральной инспекцией труда . законодательства — Федеральной инспекцией труда (ст. 353 ТК РФ), профессиональными союзами (ст. 370 .
  4. . в ТК РФ. Согласно статье 353 ТК РФ: «государственный надзор за точным . на территории Российской Федерации (статья 353 ТК РФ). В соответствии со статьей . с федеральной инспекцией труда (статья 353 ТК РФ). Органы исполнительной власти субъектов . права, в подведомственных организациях (статья 353 ТК РФ). Более подробно с вопросами .
  5. . осуществляет федеральная инспекция труда (статья 353 ТК РФ). Федеральная инспекция труда представляет .
  6. . законодательства о труде. Согласно статье 353 ТК РФ основным органом, осуществляющим государственный .
  7. . платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ. Распоряжением является подача таможенной .
  8. . деятельности. В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями . соответствии с частью 4 статьи 353 ТК РФ и Федеральным законом от .
  9. . трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ); органы исполнительной власти субъектов .
  10. . законом. В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за .

1999-2021 все самое лучше: инфо: подписка: Наши проекты: Отключить мобильную версию

Статья ТКРФ 353.

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Вы здесь Опубликовано 2007-09-01 01:26 пользователем HRTrud Комментарий к статье 353 1.

Данная статья устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. От лица государства деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят как органы надзора и контроля общей компетенции, надзирающие или контролирующие соблюдение не только трудового, но и иного законодательства (органы прокурорского надзора, внутриведомственного государственного контроля), так и специализированные органы, создаваемые для проведения надзора и контроля исключительно за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В сфере исполнительной власти федеральным органом, осуществляющим функции по надзору и контролю в установленной сфере деятельности, является Федеральная служба по труду и занятости (подп.

«а» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314

«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

).

2. Специализированным органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми без исключения работодателями является федеральная инспекция труда. О деятельности федеральной инспекции труда см. ст. ст. 354 — 365 ТК и комментарий к ним.

3. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, надзирают за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности. К этим органам относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см.

ст. ст. 366, 367, 369 ТК и комментарий к ним); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. ст. 368 ТК и комментарий к ней).

4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанным органам подконтрольны организации, находящиеся в их ведении. Организация со стороны указанных органов контроля за соблюдением трудового законодательства является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, осуществляющих исключительно функции контроля в сфере труда.

Структурные подразделения и лица, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль, порядок организации контрольной деятельности, определяются соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления. Порядок и условия осуществления внутриведомственного государственного контроля определяются федеральными законами и законами субъектов РФ. 5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г.

N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 Закона). При осуществлении надзорной деятельности прокурор вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).

В случае установления факта нарушения трудовых прав человека (работника) прокурор или его заместитель приносят протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт либо вносят в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение, представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, об устранении нарушений закона.

Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. По представлению прокурора в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

6. Контроль за соблюдением законодательства о труде также осуществляется в рамках проведения государственной экспертизы условий труда (см.

об этом ст. 216.1 ТК и комментарий к ней). Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации Издательский Дом «Городец», 2007 Источник: СПС Консультант Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Органы надзора и контроля

В Российской Федерации устанавливается система государственной защиты трудовых прав и свобод, включающая в себя перечень государ­ственных органов, наделенных законом соответствующей компетенцией.Согласно ст. 353 ТК РФ:

  1. государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
  2. федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Среди указанных органов следует выделить Феде­ральную инспекцию труда — единую централизованную систему, состоящую из

  • его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ст. 354-356 ТК РФ).
  • Бюджетное право
  • федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах про­мышленности наряду с Федеральной инспекцией труда).
  • Понятия
  • Учёба

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+