Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Интеллектуальная собственность - Лицензия экспресс перевозчика на таможне

Лицензия экспресс перевозчика на таможне

Лицензия экспресс перевозчика на таможне

Приказ ФТС России от 02.07.2013 № 1225 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»

34. При осуществлении в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза, контроля за соблюдением запретов и ограничений в отношении перемещаемых экспресс-грузов, уполномоченное должностное лицо, в том числе проверяет: а) правомерность отнесения экспресс-грузов к категориям товаров, в отношении которых представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах не производится согласно пунктам 4 и 5 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от

«О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза»

.

б) правомерность отнесения экспресс-грузов к категории товаров, на которые не требуется представления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, указанных в разделе III Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» (с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , от , и от , решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от , от , от , от , от , и от и решений Совета Евразийской экономической комиссии от , от , от , от , от , от и от ). При этом уполномоченное должностное лицо руководствуется соответствующими отметками в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах, в том числе инвойсе, индивидуальной накладной, свидетельствующих о назначении (не предназначенные для реализации, для собственного использования декларантом) и характер экспресс-грузов. К таким отметкам могут относиться отметки следующего содержания: «Не для продажи», «Безвозмездная поставка», «Образцы», «Выставочные образцы», «Рекламные материалы», «Сувениры», «Подарок», «Маркетинговые материалы», а также иные аналогичные отметки, поясняющие характер экспресс-грузов, в том числе указанные на иностранных языках.

35. Уполномоченное должностное лицо принимает решение о выпуске экспресс-грузов без представления документов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 34 Порядка, на основе отметок в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах, свидетельствующих о назначении экспресс-грузов). При наличии оснований полагать, что ввозимые экспресс-грузы могут быть использованы в целях, отличных от указанных в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах, таможенный орган проводит таможенный контроль после выпуска экспресс-грузов.

Приказ ФТС России от 05.07.2018 № 1060

1. Провести с 5 июля 2018 года по 15 апреля 2021 года в регионе деятельности Дальневосточного, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Центрального, Южного, Северо-Кавказского таможенных управлений, Шереметьевской, Внуковской, Московской областной таможен эксперимент по совершению таможенных операций согласно Порядку использования пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки), получателем или отправителем которых является физическое лицо, содержащей сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — Порядок) (далее — ЕАИС ТО), приведенному в к настоящему приказу.

См. пред. ред.

Срок проведения эксперимента с 5 июля 2018 г. по 1 августа 2020 г. 1. Провести с 5 июля по 1 августа 2020 года в регионе деятельности Дальневосточного, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Центрального, Южного, Северо-Кавказского таможенных управлений, Шереметьевской, Внуковской, Домодедовской, Московской областной таможен эксперимент по совершению таможенных операций согласно Порядку использования пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки) в адрес физических лиц, содержащей сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — Порядок) (далее — ЕАИС ТО), приведенному в к настоящему приказу. См. пред. ред.

Срок проведения эксперимента с 5 июля 2018 г.

по 1 июля 2020 г. 1. Провести с 5 июля по 1 июля 2020 года в регионе деятельности Дальневосточного, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Центрального, Южного, Северо-Кавказского таможенных управлений, Шереметьевской, Внуковской, Домодедовской, Московской областной таможен эксперимент по совершению таможенных операций согласно Порядку использования в качестве пассажирской таможенной декларации реестра экспресс-грузов товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки) в адрес физических лиц, содержащего сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — Порядок) (далее — ЕАИС ТО), приведенному в к настоящему приказу. См. пред. ред. 1. Провести с 5 июля по 31 декабря 2018 года в регионе деятельности Дальневосточного, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Центрального, Южного, Северо-Кавказского таможенных управлений, Шереметьевской, Внуковской, Домодедовской, Московской областной таможен эксперимент по совершению таможенных операций согласно Порядку использования в качестве пассажирской таможенной декларации реестра экспресс-грузов товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки) в адрес физических лиц, содержащего сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — Порядок) (далее — ЕАИС ТО), приведенному в к настоящему приказу.

Таможенное оформление МПО, доставляемых службами экспресс-доставки

Курьерские службы экспресс-доставки являются посредником при продажах через интернет.

Они позиционируют себя как службу, которая позволяет адресату оперативно получить посылку, товар или документы, и одновременно освобождает его от бремени таможенного оформления. Однако на деле далеко не всегда адресат получает свое отправление своевременно. В последнее время участились случаи задержек посылок на таможне, причем оформленных как в адрес физических, так и юридически лиц.

Частично это связано с пандемией коронавируса, частично с изменением и ужесточением правил таможенного оформления посылок, доставляемых курьерскими службами.

FEDEX – экспресс-перевозчик, который работает с физическими и юридическими лицами. Задержки при оформлении посылок на таможне возникают вследствие большой загруженности или при возникновении тех или иных проблем. Главный офис FEDEX располагается по адресу: г.

Москва, ул. Шаболовка, 34, стр. 3. Контактный телефон: Телефон: +7 495 797 2774. Факс: +7 495 797 27 01. DHL – крупнейший мировой экспресс-перевозчик грузов.

Сеть DHL с 12 апреля 2010 года ограничила импорт грузов для частных лиц на территорию РФ. Он возможен только при направлении из определенных интернет-магазинов. Причем, если груз все же ошибочно пересылается на территорию РФ, компания самостоятельно и за свой счет возвращает его отправителю.

Подробнее об ограничении можно узнать на сайте DHL.

Офис DHL Express в Москве располагается по адресу: ул. 8-го Марта, д. 14. Контактный телефон: +7 (495) 956-10-00. UPS – американская компания. Недорогой экспресс-перевозчик.

Его преимущество в том, что он имеет широкую сеть представительств по всему миру.

Груз доставляется как физическим, так и юридическим лицам.

Задержки до двух недель случаются из-за большого объема посылок и товаров. Офис располагается по адресу: г. Москва, Дербеневская наб., д.7, стр.4. Контактный телефон: +7 (495) 961-2211. Факс: +7 (495) 961-2212. EMS – брокер по растаможке грузов. Адрес расположения: г. Москва, Варшавское шоссе, 37. Контактный телефон: +7 (495) 956-20-67.
Контактный телефон: +7 (495) 956-20-67.

Факс: +7 (495) 956-99-51 Поддержка: 8 800 1 000 000 (бесплатный). TNT – полное название компании «ТНТ ЭКСПРЕСС УОРЛДУАЙД». Это самая недорогая фирма на рынке экспресс-перевозчиков, которая пользуется популярностью среди предпринимателей.

Выпуск товара из-за большого потока посылок и отправлений может задерживаться до трех недель.

Главный офис компании располагается по адресу: г.

Москва, ул. 2-я Лыковская, д.

63, стр. 10, Контактный телефон: 8 800 100 2777. Факс: +7 (495) 797-2701. Для таможенного оформления посылки, доставляемой курьерской службой, потребуются:

  1. инвойс;
  2. копия паспорта физического лица с пропиской;
  3. авианакладная;
  4. пояснения.

Обратите внимание!

Авианакладных может быть несколько. Груз может приходить в разных партиях и в разное время.

Для таможенного оформления потребуются все авианакладные, иначе не получится растаможить груз полностью.

В компаниях экспресс-перевозчиков работают собственные таможенные представители, зачастую они самостоятельно занимаются растаможкой.

Их услуги включают типичный набор: перевод и подготовку документации, подготовку деклараций и т.д.

При растаможке посылок экспресс-перевозчиком могут быть организованы процедуры фитосанитарного, ветеринарного и карантинного контроля.

Но услуга предоставляется на платной основе.

Также предоставляется услуга хранения груза на СВХ, она бесплатна только в первые три дня после прибытия груза.

Если товар задерживается на СВХ, то хранение оплачивается.

Важно! Посылки, отправленные в адрес физических лиц, могут в рамках выборочной проверки отправляться на досмотр. Наиболее часто встречают следующие проблемы при растаможке:

  1. признание груза коммерческой партией;
  2. ошибки в документации;
  3. не выпускается груз физических лиц;
  4. не всегда предоставляют полную информацию о грузе, а иногда выдают дезинформацию.

По таможенному законодательству коммерческие партии груза запрещено ввозить физическим лицам, поэтому один из путей решения проблемы – сбор пакета документов, которые подтвердят, что товар будет использоваться в некоммерческих целях. В законодательстве не определено детально, какой именно груз считается коммерческим, поэтому таможенные службы классифицируют грузы, исходя из логики и здравого смысла.

Например, 5 видеокамер могут посчитать коммерческой партией, а 5 блокнотов нет. В данном случае возможно несколько вариантов разрешения ситуации:

  1. возврат посылки отправителю;
  2. корректировка получателя на юридическое лицо или ИП, что сопровождается уплатой таможенных платежей, оформлением разрешительных документов и проверкой маркировки товаров (товары, подлежащие обязательной сертификации и направляемые в адрес юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, должны быть сертифицированы российской компанией, причем маркировка также должна соответствовать законодательству ЕАЭС);
  3. оформление посылки в адрес юридического лица, являющегося своего рода посредником. Конечным получателем товара является физическое лицо.

При сотрудничестве с конкретной курьерской службой ситуация осложняется сопутствующими проблемами:

  1. Небольшой штат декларантов, поэтому таможенное оформление может затянуться на продолжительный срок.

  2. Никто не заинтересован в том, чтобы доказывать некоммерческое назначение товара.
  3. Несколько посылок обязательно отправляют на досмотр.

    Велик риск, что среди них окажется именно ваша.

  4. Большой поток посылок в адрес физических лиц обуславливает нежелание заниматься разбором проблем каждого клиента.

  5. До курьерской службы сложно дозвониться.

Сами перевозчики не лишают клиента права выбирать таможенного представителя или самостоятельно декларировать груз.

Другое дело, что на подключение к растаможке стороннего таможенного брокера они идут неохотно, поскольку это лишает их известной доли прибыли. Кроме того, к примеру, компания DHL Express взимает сбор за выполнение формальностей, связанных с передачей процесса таможенного декларирования независимому брокеру.

Кроме того, к примеру, компания DHL Express взимает сбор за выполнение формальностей, связанных с передачей процесса таможенного декларирования независимому брокеру.

Посылки с Алиэкспресс, которые идут в адрес физических или юридических лиц – неважно, проверяются таможней.

По тем или иным причинам они могут быть задержаны.

Например, таможня может потребовать предъявить дополнительные документы: паспорт или ИНН. На самом деле причин задержки посылки в Али довольно много:

  1. не соответствие реального веса заявленному в документах;
  2. заниженная стоимость;
  3. отсутствие необходимых документов или ошибки в них;
  4. контрафактная продукция;
  5. товар запрещен к ввозу по законодательству РФ или ТС;
  6. классификация посылки как коммерческой партии;
  7. превышены нормы беспошлинного ввоза и необходимо оплатить пошлину.

Нормальный срок таможенного оформления посылок: от нескольких часов до 3-5 дней. Насторожить должна ситуация, когда посылка находится на стадии «Начата таможенная очистка» более 10 дней.

О проблеме также свидетельствует статус «Таможенная очистка не пройдена». Причину задержки или отказа в таможенном оформлении адресат должен узнать самостоятельно, связавшись с таможенным органом. Обратите внимание! Разный исход может быть, если указаны статусы: «Ошибка таможенного оформления», «Для таможенного оформления требуется дополнительная информация».
Обратите внимание! Разный исход может быть, если указаны статусы: «Ошибка таможенного оформления», «Для таможенного оформления требуется дополнительная информация». Возможно, товар все же будет выпущен таможней, а возможно, он вернется продавцу или будет задержан до прояснения обстоятельств.

Главная цель покупателя, не получившего товар, – вернуть деньги за заказ.

И тут возникают сложности. Если товар задержан по вине покупателя, то можно сначала попробовать договориться с продавцом, а если не получилось, открыть спор на Алиэкспресс.

Если виноват продавец, то покупатель должен доказать свою правоту. Для этого зачастую требуются документы с печатями и подписями от таможенной службы. Их получение может растянуться на срок до 30 дней – столько обрабатывается запрос на получение нужных бумаг.

В этих документах будет содержаться обоснование отказа в таможенном оформлении. В то же время стоит помнить, что после инициации спора эти документы должны быть предъявлены на Али в 7-дневный срок.

Из-за этого временного несоответствия не стоит торопиться открывать спор.

Удобный момент для достижения договоренности с продавцом, когда посылка уже отправлена обратно и находится на пути к продавцу.

В этот период можно договориться с продавцом о возврате полной стоимости товара или, если вина ваша о возврате уплаченной суммы за минусом стоимости доставки. При посещении распределительного почтового пункта необходимо предъявить:

  1. сведения о товарах;
  2. финансовые документы, свидетельствующие об оплате товара.
  3. копии документов родственников, с помощью которых можно доказать, что товары предназначались для их личного пользования;
  4. документ, удостоверяющий личность;

Для таможенного оформления посылок и отправлений разных служб по умолчанию используются разные таможенные посты и склады.

FEDEX – таможенный пост во Внуково (Аэропорт Внуково (грузовой). DHL – хранит посылки и отправления на четырех собственных СВХ:

  1. , СВХ ЗАО «ДХЛ Интернешнл» (здесь проходит основное оформление экспресс-грузов);
  2. г. Пушкино, СВХ ООО «ДХЛ Логистика»;
  3. г. Москва, СВХ АО «ДХЛ Интернешнл»;
  4. г. Санкт-Петербург, СВХ АО «ДХЛ Интернешнл».

Таможенное оформление грузов DHL по умолчанию производится на Шереметьевской таможне. UPS — таможенный пост ОТО и ТК №2 Внуковской таможни.

С 1 марта 2020 года таможенное оформление товаров и грузов осуществляется в Авиационном ЦЭД.

СВХ ООО «Юнайтед Парсел Сервис (рус)», Внуковская таможня. EMS – таможенное оформление осуществляется через ОТО и ТК №1 т/п Международный почтамт. TNT – таможенное оформление посылок и отправлений производится на таможенном посту ОТО и ТК №2 т/п Международный почтамт. Обратите внимание! Клиент имеет право оформить груз на других таможенных постах, где это будет удобно.

Обратите внимание! Клиент имеет право оформить груз на других таможенных постах, где это будет удобно. Причем груз необязательно останется на складе курьерской службы. Он может быть перемещен по таможенной процедуре таможенного транзита на любой таможенный пост.

Таможенное оформление на юридическое лицо совершается путем подачи электронной таможенной декларации получателем или его представителем по выделенным каналам связи. Подача декларации сопровождается уплатой таможенных платежей и налогов, следовательно, определяется код ТН ВЭД, согласно описанию товара, уплачиваются пошлина, НДС. В качестве декларации могут использоваться другие товарно-транспортные документы, если в них представлены сведения, достаточные для совершения процедуры таможенного оформления.

Согласно статье 260 ТК ЕАЭС, товары для личного пользования, доставляемые на имя физического лица, должны быть задекларированы.

Декларация заполняется на русском или английском языке или государственном языке государства-члена.

Она может быть заменена документами, в которых содержатся необходимые сведения.

Меры нетарифного и технического регулирования не действуют, если товары удовлетворяют стоимостным и весовым нормам.

Так, декларант освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов, если стоимость отправления в адрес одного получателя не превышает 200 евро и веса 31 килограмм.

Если превышение по тому или иному параметры присутствует, то уплачивается 15% от стоимости или 2 евро за каждый килограмм в части превышения. Если превышены весовые или стоимостные нормативы, которые на данный момент составляют до 200 евро или до 31 кг в адрес одного физического лица, в таможенный орган подается пассажирская таможенная декларация.

Подать ее может непосредственно физическое лицо, таможенный представитель экспресс службы доставки или независимый таможенный брокер, который действует в рамках заключенного с получателем посылки договора.

В качестве эксперимента с 05.07.2020 до 01.08.2020 действует приказ ФТС России от 5 июля 2018 года № 1060, согласно которому экспресс-грузы можно оформлять, в электронном виде, используя пассажирскую таможенную декларацию.

В рамках этого эксперимента организуется межведомственное электронное взаимодействие, доступы к соответствующим базам данных.

Такая возможность предоставляется не во всех таможенных органах.

  1. буквенного кода страны регистрации в соответствии с классификатором стран мира;
  2. ПТДЭГ, подаваемая таможенным представителем, должна содержать ИНН получателя (для граждан РФ) либо буквенно-цифровой код для иностранных физических лиц состоящий из:
  3. двузначного значения типа идентификатора сведений об иностранном физлице либо лице без гражданства;
  4. серии (при наличии) и номера документа, удостоверяющего личность.

При таможенном декларировании товаров обязательно к ПТДЭГ представляются сведения о электронной ссылке на приобретенный товар, указанный на интернет-странице магазина. Важно! Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 августа 2018 года №142

«О таможенном декларировании товаров, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием декларации на товары»

, действующему с 01.07.2019, для экспресс-грузов, если их стоимость менее 200 евро, устанавливается специальная форма таможенной декларации: декларация на товары для экспресс-грузов (ДТЭГ). ПОСЛЕ 01.02.2020 ДТЭГ ПОДАЕТСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ.

Как и при обычной растаможке экспресс-грузы помещаются на склад СВХ. В данном случае перевозчика. Он должен находиться в месте расположения таможенного органа, выполняющего декларирование.

Согласно ст. 119 ТК ЕАЭС, товар должен быть выпущен в течение 4 часов с момента регистрации пассажирской таможенной декларации, но этот срок может быть продлен по тем или иным причинам на 10 рабочих дней. Например, решение о выпуске товаров при условии уплаты таможенных платежей принимается после поступления информации об исполнении обязанности по уплате таможенных платежей в отношении товаров, содержащихся в отправлении, в срок до 10 дней включительно со дня формирования документа об уплате. Важно! Статус груза уточняется у экспресс-перевозчика.

К нему же следует обращаться при нарушении сроков доставки.

План действий, если посылка застряла на таможне по причине необходимости оплаты таможенных платежей:

  • По ТН ВЭД определяется код товара, размер пошлины и размер НДС. Рассчитывается сумма таможенных платежей.
  • На почту приходят инвойс и накладная, контакты таможенного комиссара.
  • Необходимо посетить таможню и заполнить документы: заявление на прием в таможню и список содержимого посылки с отметкой о кодах ТН ВЭД и стоимости.
  • На ресепшн приходит письмо со счетом на оплату. Этот счет нужно оплатить.
  • Через несколько дней посылка прибудет на таможню. Уведомить об этом должны, но уведомляют редко.
  • Теперь нужно дозвониться до сотрудника, закрепленного за посылкой, и сообщить ему либо о том, что растаможка будет производиться независимым таможенным брокером либо самостоятельно. Ему же сообщается адрес электронной почты.
  • Далее нужно позвонить в службу и узнать, кто отвечает за посылку, сообщив номер накладной.
  • Теперь нужно сделать ксерокопию паспорта с пропиской, распечатать инвойс, накладную, страницу интернет-магазина, где указана цена товара и его наименование, квитанции, чеки или электронное письмо, которые подтверждают списание с банковского счета денег за товар, страницу с письмом от сотрудника курьерской службы.
  • Когда от продавца получено сообщение об отправке, нужно отслеживать местонахождение посылки по номеру авианакладной непосредственно на сайте экспресс-перевозчика или на стороннем сайте.
  • После можно отзвониться сотруднику курьерской службы и договориться о том, когда можно забрать посылку.

Обратите внимание! Чтобы попасть на территорию таможни, возможно, потребуется заранее заказать/оформить пропуск.

В последнее время сроки доставки посылок задерживаются из-за изменений в таможенном законодательстве. Перевозчики ещё не до конца освоились с новыми правилами, некоторое значение имеют и несовершенства программного обеспечения службы.

Согласно приказам ФТС №№1060 и 112, заказы из зарубежных интернет-магазинов задерживаются на таможне, так как в частности приказ ФТС №112 устанавливает новую форму предоставления данных.

Ранее программное обеспечение таможни обрабатывало 500 отправлений. Теперь декларация должна включать информацию о товарах не более чем из 100 посылок, а это существенно увеличивает объем работы таможенного инспектора. Кроме того, число досмотров увеличилось практически в 10 раз, а количество кадров осталось прежним.

Из-за этого увеличиваются сроки, необходимые для растаможки посылок.

Последняя мера была введена из-за систематического декларирования товаров для коммерческого использования как товаров для личного пользования. Услуги таможенного брокера предоставляются на договорной основе. После заключения договора таможенный брокер несет полную юридическую и материальную ответственность перед клиентами и таможней.

При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и физическое лицо, от имени которого он совершает таможенные операции. Почему выгоднее обращаться к стороннему таможенному брокеру? Потому что курьерские службы являются крупными перевозчиками, и услуги таможенного оформления у них дорогие.

Проще обратиться к таможенному представителю, который может растаможить посылку и подготовить таможенные документы за более приемлемую стоимость. Например, таможенный брокер СБ Карго может взять на себя эту часть процедуры – таможенное оформление посылки из Китая или другой страны.

Обращайтесь к нам по телефону +7(499)643-43-06 или пишите на электронную почту .

Экспресс-перевозки

Статьи Таможенная экспрессия 23 апреля 2008 г.

Рынок международных экспресс-перевозок в России растет с каждым годом, хотя это наименьший по объему сегмент логистического рынка в целом. Добиться высоких показателей в этом бизнесе, по признанию самих экспресс-перевозчиков, непросто: льготный режим растаможивания грузов, предусмотренный для них законодательством, на практике не работает, а действующая до сих пор система подачи деклараций в бумажном виде сильно тормозит прохождение грузов через границу Ненормативное регулирование Ежегодный прирост рынка экспресс-перевозок в России составляет, по разным оценкам, до 30%, а его объем в денежном выражении — порядка $200-250 млн.

Сложность подсчетов во многом объясняется незрелостью этого рынка: складываться он начал лишь в начале 1990-х годов.

На долю международных отправлений приходится в среднем 40% от их общего числа, причем лидерство в этой области традиционно держит так называемая большая четверка глобальных операторов экспресс-перевозок — TNT Express, DHL, UPS и FedEx. В то же время, по оценкам аналитиков, половину рынка сейчас контролируют российские курьерские службы.

Несмотря на высокие показатели роста, проблем у экспресс-перевозчиков предостаточно. На вопрос о том, что служит главным препятствием для нормальной работы на рынке, их представители отвечают не задумываясь — несовершенство таможенного законодательства, а точнее, обилие нормативных актов, так или иначе регулирующих их деятельность. На сегодняшний день таких документов порядка десяти — это положения Таможенного кодекса, приказ Государственного таможенного комитета

«О типовом порядке таможенного контроля и таможенного оформления товаров отдельной категории»

и еще целый ряд приказов и распоряжений ФТС.

Формально они гарантируют упрощенный режим растаможки экспресс-грузов, например подачу единой таможенной декларации в виде реестра грузов.

В том случае, если перевозчик имеет статус таможенного брокера (а такая практика широко распространена как за рубежом, так и в России), декларация подается от его лица и получатель груза фактически не участвует в процедуре таможенного оформления — от него требуется лишь расписаться в накладной о получении посылки.

Однако чтобы застраховать себя от возможных потерь (например, от работы с недобросовестными клиентами), таможенный брокер может указать в качестве декларанта лицо, которое он представляет, и таким образом снять с себя ответственность за уплату таможенных платежей и за сведения, указанные в документах. На практике наличие дублирующих друг друга документов сильно тормозит процесс оформления груза. «Нет единого документа, предусматривающего единый подход к процессу таможенного контроля и таможенного оформления.

Этого документа очень не хватает для работы на местах, для принятия инспектором таможни оперативного, корректного и соответствующего нормам таможенного законодательства решения»,— говорит директор департамента РР и ТО Pony Express Ольга Божидай. Кроме того, во всех нормативных актах фигурирует достаточно размытое определение экспресс-товара как

«товара, перевозимого экспресс-перевозчиком любым видом транспорта с целью доставки до получателя в течение ограниченного промежутка времени (от 12 до 72 часов)»

.

По мнению игроков рынка, это понятие слишком общее. Им обозначено сразу несколько типов курьерских отправлений, что нередко приводит к недоразумениям на границе.

«Проблемы связаны с отсутствием основополагающих понятий и категорий, с которыми ежедневно работают курьерские компании,— понятий образца, подарка, партии груза, груза в единичных количествах, не определены критерии для низкостоимостного и высокостоимостного грузов»

,— объясняет Ольга Божидай.

Специфика этой «отдельной» категории грузов не только в сжатых сроках доставки.

Экспресс-груз должен ввозиться в единичных количествах для личных нужд получателя (то есть не может иметь коммерческое назначение), весить не более 30 кг (стандарт для международных отправлений) и стоить не более 5 тыс. руб., включая расходы на доставку. При нарушении хотя бы одного из этих условий таможенная декларация подается в общем порядке, причем ответственность за прохождение груза автоматически перекладывается на получателя — он должен сам уплатить таможенные платежи и предоставить пакет документов для оформления груза.

Затруднительное положение Однако пробелы в нормативном регулировании экспресс-перевозок не единственное препятствие для стабильного развития рынка. Немалые трудности создает нехватка провозных мощностей (это касается в основном авиаперевозок), а также плохо отлаженный механизм работы со службами безопасности аэропортов, которые сильно затягивают проверку грузов.

Серьезной проблемой начальник управления международных перевозок группы компаний Armadillo (DPD) Евгений Привалов называет и слабое знание отправителями и получателями таможенного законодательства. «Отправляя посылку, мало кто задумывается о том, что одновременно у него и у адресата возникают определенные обязанности, связанные с таможенным оформлением и в стране отправления, и в стране назначения,— объясняет он.— И зачастую экспресс-перевозчики именно по этой причине попадают в весьма затруднительное положение, так как за нарушения в области таможенного дела к ответственности привлекают именно их.

В основном все крупные экспресс-перевозчики имеют статус таможенного брокера. Соответственно, таможенному органу гораздо проще наложить взыскание на таможенного брокера, чем на безликого получателя».

Определенные трудности создает и ограничение таможенной стоимости экспресс-грузов, которая складывается из стоимости самого груза и расходов на доставку и не должна превышать 5 тыс. руб. В результате за отправку недорогих товаров иногда приходится переплачивать.

«Несмотря на то что экспресс-перевозчики стараются предлагать своим клиентам привлекательные тарифы на доставку, может возникнуть ситуация, когда безобидное отправление с рекламными материалами и копеечной стоимостью будет облагаться дополнительными таможенными платежами»

,— говорит Евгений Привалов. В зарубежной практике, добавляет эксперт, для таких случаев предусмотрен порог для стоимости ввозимых товаров, не облагающихся платежами независимо от стоимости доставки,— так называемый de minimis.

В Европейском союзе de minimis составляет €22, а в ряде стран (например, в Канаде, Индии и Индонезии) для низкостоимостных грузов порог таможенных платежей ощутимо снижается. Крупные операторы не раз выступали с предложением ввести подобное ограничение в России, но ответной реакции не получили. В целом же, по словам Евгения Привалова, на Западе взаимодействие экспресс-перевозчиков с таможенными органами организовано на гораздо более высоком уровне, чем у нас.

«За рубежом институты экспресс-перевозчика и таможенного брокера пользуются столь высокой степенью доверия со стороны государства, что оно делегирует им ряд своих функций, оставляя за собой практически лишь функцию контроля. Так, даже в условиях террористической угрозы экспресс-перевозчик имеет возможность самостоятельно комплектовать грузы, осуществлять загрузку воздушных судов, осуществлять обработку и хранение экспресс-грузов на собственном складе, не подвергаясь при этом рутинным таможенным процедурам»,— подытоживает господин Привалов. Наконец, сильно тормозит процесс растаможки процедура подачи документов в бумажном виде, а не в электронном, как это давно принято на Западе.

Необходимость перехода на электронное декларирование созрела уже давно, но всерьез за это взялись только два года назад, когда ФТС инициировала поправки в Таможенный кодекс. Безбумажная волокита В 2007 году Федеральная таможенная служба предложила ввести систему обязательного предварительного информирования о перемещаемых через границу грузах. Ожидается, что она заработает в 2009 году, хотя изначально планировалось запустить ее в 2008-м.

Суть нового механизма состоит в подаче таможенной декларации до фактического ввоза груза на территорию страны, что даст экономию во времени и сделает процесс растаможивания более прозрачным. В ФТС открыто говорят о том, что внедрение новой системы направлено в том числе на борьбу с «серым» импортом. Именно поэтому решено отработать этот механизм на российско-финской границе, через которую, как известно, проходит поток контрабанды из Китая и Юго-Восточной Азии.

Пока предварительное информирование применяется в России в добровольном порядке, например, на погранпереходах Октябрьской железной дороги — по словам таможенников, это позволило частично освободить от автомобильных пробок традиционно загруженные таможенные посты на северо-западе страны. Правда, для того, чтобы новый механизм заработал в срок, российским таможенникам требуется капитальное ИТ-переоснащение — для начала полностью перейти на безбумажное декларирование.

Всемирный банк еще в 2004 году выдал России кредит в размере $140 млн на техническую модернизацию таможни, но процесс перевода таможенных постов на электронную систему продолжается до сих пор.

На вопрос о том, насколько введение системы предварительного информирования отразится на работе экспресс-перевозчиков, участники рынка отвечают неоднозначно.

По мнению Евгения Привалова, это еще более усложнит прохождение грузов через границу и приведет к затягиванию процесса их таможенного оформления: «Допускаю, что ФТС может потребовать более детального описания экспресс-грузов.

Также общепринятым языком информационного обмена в системах экспресс-перевозчиков является английский.

Не исключено, что в рамках введения такой системы может потребоваться перевод на русский язык». Ольга Божидай из Pony Express смотрит на ситуацию более оптимистично. «Существенных изменений не предвидится, если не будет значительных ограничений по времени и особых требований к программным и техническим средствам для передачи информации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+