Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Гражданское право - Межевого плана при установлении сервитута на отмежеванном земельном участке

Межевого плана при установлении сервитута на отмежеванном земельном участке

Почему нужен межевой план для установления сервитута

В ряде случаев у владельца земельного участка может возникнуть необходимость предоставить стороннему лицу ограниченное право на пользование своим объектом, то есть установить сервитут. Так бывает, когда следует обеспечить проход, проезд соседу к своему наделу.

Такое же право может получить государство. Это необходимо для того, чтобы его представители, другие лица имели возможность выполнять какие-либо необходимые действия на чужой территории. К примеру, производить ремонт, обслуживание инженерных, других коммуникаций, расположенных на объекте, их строительство, реконструкцию.

Хотя стороннему лицу предоставляется возможность пользоваться чужим участком, это не приводит к утере или ограничению прав собственности. Обременение должно быть зарегистрировано, поэтому после подписания соответствующего соглашения необходимо заказать определение границ и сформировать межевой план для установления сервитута и подать в Росреестр.

Указанная процедура поможет сторонам при защите своих интересов, если когда-либо возникнут споры. Согласно законодательству, право на ограниченное пользование бывает различных видов, поэтому заранее необходимо определиться.

Сделать это просто, так как сервитут бывает всего двух разновидностей:

  • Частным;
  • Публичным.

Разобравшись с видом, владелец участка сможет точно определить порядок своих действий. Главной особенностью этого вида является то, что он устанавливается заинтересованными частными лицами. К примеру, ими могут быть владельцы рядом расположенных участков, одному из которых необходимо организовать подъезд к своему объекту транспорта.

Для выполнения процедуры участники сделки должны выполнить следующие действия:

  • Подписать договор, устанавливающий сервитут в нужных границах. Для этого необходимо составить документ в простой письменной форме, то есть все, что следует сделать, это внести сведения об участниках, прописать условия и заверить содержимое подписями.
  • Обсудить все существенные условия, к которым относятся границы сервитута, сроки на которые он устанавливается, цели, задачи. Важным моментом, является и определение размера оплаты за возможность пользоваться чужой территорией;

Далее оформляется заказ на выезд кадастрового инженера, который должен определить границы, явные поворотные точки сервитута и указать их в межевом плане, но ему потребуется схема расположения исходных участков. Для этого в Росреестре необходимо получить аналогичные документы для всех задействованных наделов. Когда план готов, то его вместе с заявлением, составленным соглашением необходимо подать для регистрации.

Указанная процедура выполняется в Росреестре или, если его представительство далеко, тогда стоит обратиться в МФЦ.

Особенностью этого вида является то, что он составляется между частным лицом и государством.

Порядок действий аналогичный установлению частного сервитута, но есть одно исключение, которым является необходимость выставить проект соглашения для публичного обсуждения. В таком случае сервитут может устанавливаться с участием многих сторон, но подписывать договор, а затем создавать межевой план стоит только на свой надел, а не на 2 участка и больше.

Так как это поможет эффективней защищать свои интересы и не зависеть от мнения сторон.

ВИДЫ РАБОТ CТОИМОСТЬ ПРИМЕЧАНИЕ Первичная консультация Бесплатно Оставить заявку

Земельныйэксперт

7673 В указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс. бывают следующие: Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: по все России.

Звонки принимаются круглосуточно.

  1. необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  2. проведение изыскательских работ;
  3. проведение работ по недропользованию.

Указанные основания предполагают наложение публичного сервитута или частного. Сервитут начинает действовать после того, как оформлено и зарегистрировано в Росреестре (посмотреть и скачать можно здесь: []).

Такая договоренность заключается при наложении на надел обременения в виде частного сервитута.

Документ составляется в письменной форме, по установленному образцу.

Сторонами соглашения является собственник участка – уполномоченное ведомство и заинтересованное лицо, которое претендует на пользование чужой территорией. В соглашении обязательно должны быть прописаны следующие сведения:

  1. процесс эксплуатации земли, учитывая его целевое назначение;
  2. срок пользования наделом;
  3. размер платы за эксплуатацию территории;
  4. права собственника земли и обязанности пользователя сервитутом.
  5. данные о площади – , удельный номер части площади, в отношении которой будет назначено обременение;
  6. информация о сторонах договора;

Существенным требованием к оформлению соглашения является то, что такой документ составляется только с собственником участка или с его законным представителем. В противном случае договоренность будет признана недействительной.

В описана процедура и порядок установления сервитута на земельный участок.

Процедура оформления проходит через несколько важных этапов:

  • Если уведомление о заключении соглашения получено, то заявитель приступает к подготовке необходимых документов и после этого, в течение 30 дней с момента получения проекта документа, подписывает договор и передает собственнику.
  • В течение 30 дней после поступления заявления уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о заключении соглашения и предоставить подписанный проект документа. В некоторых случаях выносится отрицательное решение, а при необходимости предлагается другой вариант установки сервитута.
  • На финальном этапе производится госрегистрация соглашения в Росреестре.
  • Заинтересованное лицо подает заявление установленного образца с указанием цели и оснований для установки сервитута. Если речь идет о части участка, то к заявке прикладывается надела.

Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении.

После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится. Для заключения данного соглашения могут потребоваться следующие :

  1. иные документы, необходимые для заключения соглашения.
  2. личные данные участников соглашения;
  3. при необходимости межевая схема или кадастровый план территории;
  4. правоустанавливающие бумаги на землю;
  5. техническая документация на участок – кадастровые сведения, данные о присутствии недвижимости;

Документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригиналами.

Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.

Матвей Семенович оформил необходимое заявление и подал в администрацию.

Через некоторое время мужчина получил отказ в связи с тем, что к заявке не была приложена схема надела, в отношении которого должен быть установлен сервитут. После того как заявитель устранил все недочеты и подал заявку вновь, ему сообщили, что данное обременение не может быть наложено по причине существования специального федерального распоряжения, в рамках которого запрещено устанавливать сервитут на территорию.

Мужчина попросил предоставить данный акт, однако, никакого пояснения так и не получил. Подав жалобу на действия работника администрации, Матвей Семенович получил отписку с указанием, что сотрудник действовал в рамках своих полномочий и в строгом соответствии с законодательством РФ. После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа.
После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа. В итоге решение было вынесено в пользу мужчины, и он смог добиться установления сервитута на территорию.

В завершение изложенного можно формулировать ряд выводов:

  • Обязательным условием для заключения данного договора является его регистрация в Росреестре. Исключением являются случаи, при которых срок действия сервитута менее трех лет.
  • Регламент установки сервитута предусматривает определенный порядок, в рамках которого заинтересованное лицо подает заявление на установку обременения с указанием оснований такого действия и целью эксплуатации надела.
  • Все правовые отношения, связанные с наложением такого ограничения регулируются земельным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.
  • Уполномоченное ведомство обязано в течение 30 дней с момента поступления заявки вынести решение о заключении соглашения либо постановление об отказе в установлении сервитута с обозначением оснований.
  • Соглашение должно содержать все необходимые сведения, включая данные об участке, информацию об участниках и их правах на территорию.
  • Порядок установления сервитута на землю предусматривает заключение официального соглашения между участниками договора.
  • Сервитут может быть установлен при наличии законных оснований, оговоренных в российском законодательстве.

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации.

Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.

Чтобы водопровод все же был проведен, я обратился в административный аппарат с заявлением об установке сервитута на соседнем участке с целью проезда по нему. Через полтора месяца получил отказ, по причине того, что такое обременение может нанести существенный ущерб площади. Подскажите, правомерно ли данное решение и могу я попытаться оформить сервитут иным способом?

Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно ст. 39.26 ЗК РФ причина для вынесения объективного отказа отсутствует. Впрочем, даже в этом случае распорядитель территории обязан предоставить иной вариант установления сервитута, чтобы обеспечить доступ к вашему участку.

Также нарушение имело место относительно сроков вынесения отрицательного решения.

По закону дается не более 30 дней, а в вашем случае составило 1,5 месяца. Вы можете сначала подать жалобу на действия сотрудников администрации должностному лицу, занимающему руководящую должность. Если это не даст результата, останется лишь обратиться в суд с требованием признать вынесенный отказ недействительным и повторно рассмотреть заявку на сервитут.

Судебная практика показывает, что решение скорей всего будет принято в вашу пользу. Вам понадобятся следующие образцы документов: Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: по все России.

Звонки принимаются круглосуточно.

О публичном сервитуте, описании его границ и порядке установления

19 июля 2021Публичный сервитут – ограничение прав, которое накладывается на один или несколько земельных участков в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без их изъятия.Для чего устанавливается публичный сервитут?В соответствии со ст.

23 ЗК РФ исполнительный орган власти или местного самоуправления может принимать решение об установлении в определенных границах публичного сервитута в целях:1) обеспечения проезда через земельный участок, в том числе для свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования или береговой полосе;2) размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;3) проведения дренажных работ на земельном участке;4) забора водных ресурсов из водных объектов и водопоя;5) прогона сельскохозяйственных животных;6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;7) использования участка для рыболовства, охоты, рыбоводства;8) размещения линейных объектов (электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и их частей, если такие объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации снабжения ресурсами населения);9) складирования строительных и иных материалов, размещения временных вспомогательных сооружений;10) размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях и устройства их пересечений между собой;11) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.Публичный сервитут может устанавливаться в отношении отдельного земельного участка, нескольких земельных участков или земель.

23 ЗК РФ исполнительный орган власти или местного самоуправления может принимать решение об установлении в определенных границах публичного сервитута в целях:1) обеспечения проезда через земельный участок, в том числе для свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования или береговой полосе;2) размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;3) проведения дренажных работ на земельном участке;4) забора водных ресурсов из водных объектов и водопоя;5) прогона сельскохозяйственных животных;6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;7) использования участка для рыболовства, охоты, рыбоводства;8) размещения линейных объектов (электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и их частей, если такие объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации снабжения ресурсами населения);9) складирования строительных и иных материалов, размещения временных вспомогательных сооружений;10) размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях и устройства их пересечений между собой;11) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.Публичный сервитут может устанавливаться в отношении отдельного земельного участка, нескольких земельных участков или земель. При этом установление сервитута на отдельном земельном участке или нескольких земельных участках свойственно для целей, обозначенных в перечисленных выше 1-7 пунктах. В такой ситуации на конкретных земельных участках создаются части под обременение, обозначающие границы действия публичного сервитута.Для целей, указанных в п.8-11, связанных с размещением протяженных линейных объектов установить сервитут, обозначив пределы его действия на каждом отдельном участке весьма проблематично и неэффективно, поскольку линейные объекты проходят и по ранее учтенным земельным участкам, не имеющим по сведениям ЕГРН установленных границ, и в принципе по неразграниченным землям, из которых в дальнейшем могут формироваться новые земельные участки.Таким образом, при установлении публичного сервитута необходимо описывать его границы полностью, для того чтобы пределы его действия в полном объеме в конечном счете были отражены в ЕГРН.Как границы публичных сервитутов попадают в ЕГРН?В соответствии с ч.

17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации (исключение – установление сервитута в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок до 3 лет).В случае если сервитут частный, устанавливаемый по соглашению двух сторон, то с заявлением о регистрации обременения в соответствии с ФЗ-218 обращается лицо, в пользу которого ограничивается право частной собственности, или лицо, право которого ограничивается.

Это случай весьма простой и не требует детального рассмотрения.Если сервитут публичный, то с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте должен обратиться уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.Не так давно в нашу техническую поддержку поступил вопрос от пользователя сервиса «ТехноКад-Муниципалитет», связанный с формированием пакета документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений об устанавливаемом публичном сервитуте, проходящем по множеству отдельных стоящих на кадастровом учете участков, а также по неразграниченным землям.Случай касался установления публичного сервитута в целях размещения линейного объекта. У пользователя уже было сформировано целое множество пакетов документов, подготовленных сторонней организацией, для внесения в ЕГРН сведений о зоне публичного сервитута, но относительно границ каждого участка в отдельности.

Иными словами, в этих документах был описан не полный обобщенный контур, ограничивающий пределы действия устанавливаемого публичного сервитута, как это должно быть при создании зоны публичного сервитута под протяженным объектом, пересекающим на своем пути как некоторые участки, так и неразграниченные земли, а только лишь границы пересечений между зоной публичного сервитута и теми земельными участками, что уже сформированы и стоят на кадастровом учете (см. поясняющие рис. 1 — 3).На наш взгляд, такое описание не соответствует ни текущим требованиям законодательства, ни требованиям управленца, поскольку при таком установлении границ публичного сервитута в целях размещения линейного объекта орган местного самоуправления в конечном счете не будет знать, где именно кроме этих участков проходит данный сервитут. Не нужно забывать, что помимо того, что из неразграниченных земель могут образовываться новые объекты недвижимости, которые будут изначально обременены данным сервитутом, на местности будет существовать большое количество участков, сведения о которых есть в ЕГРН, но в отношении которых в реестре нет данных о местоположении границ в координатах.

Таким образом, при фрагментарном внесении в ЕГРН границ публичного сервитута орган местного самоуправления не сможет увидеть целой картины и использовать эту информацию для управления земельными ресурсами. Публичный сервитут в отношении линейных объектов должен представлять собой в ЕГРН некоторую зону. И если в пределах этой зоны будут образовываться новые объекты недвижимости, то в местах пересечения таких участков с зонами автоматически учетной системой ведения ЕГРН будут создаваться части под обременения.Итак, давайте рассмотрим подробнее, как в настоящее время муниципалитет должен принимать решение об установлении подобного публичного сервитута.Кратко напомним общий порядок действий:1.

Орган местного самоуправления получает от заинтересованного лица (организации или субъекта, обеспечивающего размещение и эксплуатацию объектов связи, электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и транспорта) ходатайство об установлении публичного сервитута.

В состав пакета документов, которые получает орган местного самоуправления от заинтересованного лица помимо документов, подтверждающих различные права и полномочия заявителя, входят и подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.2. Орган местного самоуправления проводит проверку документов и если нет никаких оснований для их возврата, то в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях всех земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а также при необходимости обеспечивает выявление правообладателей земельных участков.

В этот же срок орган местного самоуправления обеспечивает извещение правообладателей земельных участков.3. В течение 20-45 дней после получения ходатайства, но не менее чем через 30 дней после опубликования сообщения о планируемом установлении публичного сервитута, орган местного самоуправления принимает решение об установлении или отказе в установлении публичного сервитута.

В течение 20-45 дней после получения ходатайства, но не менее чем через 30 дней после опубликования сообщения о планируемом установлении публичного сервитута, орган местного самоуправления принимает решение об установлении или отказе в установлении публичного сервитута.

При этом орган местного самоуправления по согласованию с правообладателями участков, в отношении которых планируется установление сервитута, и лицом, подавшим ходатайство, может утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем тот, что был предложен вместе с ходатайством.4. В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута уполномоченный орган обязан опубликовать это решение и направить его копию в орган регистрации прав, а также правообладателям участков, попадающих в зону публичного сервитута, и непосредственно обладателю публичного сервитута. Вместе с копией решения в орган регистрации прав предоставляется описание границ публичного сервитута, которое готовится в соответствии с разъяснениями из Письма Минэкономразвития РФ № ОГ-Д23-622 по xml-схеме TerritoryToGKN_v01.5.

Публичный сервитут считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН.Таким образом, технически описание границ публичного сервитута выполняется аналогично тому, как описываются границы зон с особыми условиями использования территории.Если вы являетесь кадастровым инженером, занимающимся выполнением работ по подготовке текстового и графического описания границ публичного сервитута, то ознакомиться с порядком подготовки пакета документов для последующей передачи в орган местного самоуправления можно, посмотрев запись нашего вебинара:Если вы являетесь сотрудником органа власти или местного самоуправления, перед которым стоит задача по установлению публичного сервитута, то с помощью сервиса «ТехноКад-Муниципалитет» вы сможете:1) проверить xml-документ с описанием границ публичного сервитута, полученный от лица, обратившегося с ходатайством, загрузив его в заявку:2) самостоятельно подготовить необходимый документ с описанием границ публичного сервитута, а затем создать соответствующее этому документу заявление о внесении сведений в ЕГРН в соответствии с xml-схемой ZoneToGKN:3) проверить на карте муниципального образования границы публичного сервитута и определить перечень земельных участков, на которые он будет распространяться (): 4) запросить на подготовленный перечень участков сведения о правообладателях, создав единый запрос на получение из ЕГРН выписок об объектах недвижимости: Напоминаем, что этот функционал может использоваться и при описании других зон и границ, сведения о которых предоставляются в Росреестр с заявлением от имени органа местного самоуправления.В случае необходимости расчета платы за установление публичного сервитута, советуем специалистам руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 №321

«Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам»

. Полный текст документа читайте по .__________________Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новейших технологических решенийв сфере кадастрового учета и регистрации прав, а также важнейших изменений нормативно-правовых актов!

Ждем Вас!

Росреестр разъясняет: как поставить на кадастровый учет земельный участок с сервитутом

Управление Росреестра по Пермскому краю продолжает цикл информационных сообщений о причинах, которые могут послужить основанием для приостановления или отказа в регистрации прав на недвижимое имущество.

Ниже пойдет речь об особенностях кадастрового учета и регистрации сервитута.

Сервитутом является право ограниченного пользования собственником недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) соседним земельным участком, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Порядок установления сервитута в отношении участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, требования к содержанию соглашения об установлении сервитута определены главой V.3 Земельного кодекса РФ.

По общему правилу сервитут подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, а значит, земельный участок или часть участка, в случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Кадастровый учет указанной части и регистрация сервитута не требуются, если сервитут устанавливается на срок до трех лет и об этом достигнуто соглашение между сторонами соглашения об установлении сервитута (п.4 ст.39.25 Земельного кодекса РФ). Лицо, заинтересованное в установлении сервитута (собственник либо арендатор), должно представить в уполномоченный орган (орган, осуществляющий полномочия по распоряжению соответствующим земельным участком) заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. После получения им от уполномоченного органа уведомления о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложения о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, указанное лицо обеспечивает проведение кадастровых работ (заключает договор с кадастровым инженером, которым подготавливается межевой план для осуществления кадастрового учета той части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут) и обращается в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении учета части земельного участка (п.5 ст.39.26 Земельного кодекса РФ).

После кадастрового учета части земельного участка заключается соглашение об установлении сервитута, которое является основанием для регистрации сервитута. Таким образом, кадастровый учет части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сформированной в целях установления сервитута, осуществляется по заявлению лица, заинтересованного в установлении такого сервитута, которым получено от уполномоченного органа вышеуказанные уведомление или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута. Если с заявлением о кадастровом учете обращаются ненадлежащие лица, т.е.

лица, чье право на указанное обращение не следует из положений ст.15 Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иных федеральных законов, то это является самостоятельным основанием для приостановления осуществления кадастрового учета. Об Управлении Росреестра по Пермскому краю Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра — филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.

Образование частного сервитута

Сервитут – это право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Выделяется два вида сервитутов – частный и публичный. Частный сервитут устанавливается для определенных нужд, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, для связи и трубопроводов, для обеспечения водоснабжения и мелиорации и для иных нужд собственника земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний земельный участок.

Публичный сервитут устанавливается на законодательном уровне в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Сервитут на земельный участок может быть установлен несколькими способами: – по договоренности сторон, – на основании судебного решения, – в порядке, установленном законом. Собственник земельного участка или другой недвижимости вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования таким соседним участком (то есть сервитута).

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ от 13.07.2015 г. “О государственной регистрации недвижимости”. Сервитут может устанавливаться как в отношении всего земельного участка, так и в отношении части земельного участка.
Сервитут может устанавливаться как в отношении всего земельного участка, так и в отношении части земельного участка.

Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.

Для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о сервитуте, необходимо подготовить межевой план на образование части земельного участка. Основанием для формирования такого межевого плана будет являться заключенное между собственником участка и собственником соседнего земельного участка соглашение об установлении сервитута.

Сведения о местоположении границ сервитута в пределах земельного участка в межевом плане указываются на основании геодезических обмеров, в ходе которых определяются координаты характерных точек границ такого сервитута. Межевой план подготавливается кадастровым инженером в форме электронного документа в формате XML, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Если Вам необходимо внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о части земельного участка, обременяемой сервитутом, наши специалисты проконсультируют Вас и подготовят для Вас все необходимые документы.

Цены: Образование части земельного участка (сервитута) 1 участок от 15 000 руб 10 раб. дней без учета стоимости кадастровой съемки земельного участка Штат аттестованных кадастровых инженеров.

Лицензии СРО. Оперативность решения вопросов. Все работы выполняются нашими штатными специалистами Окончательный расчет производится по факту выполнения работ. Мы работаем без посредников, поэтому Вы экономите свои средства и время.

Более 5000 выполненных объектов по Москве и Московской области.

Как оформить сервитут на земельный участок

20 ноября 2018Обремененный земельный участок — земля, в отношении которой возникает сервитут.

Частный сервитут в пользу отдельного физлица или предприятия оформляется соглашением об ограниченном пользовании земельным участком в простой письменной форме. Согласно п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), собственник соседнего участка вправе предъявить требование к собственнику другого участка о предоставлении права ограниченного пользования таким участком. Установление сервитута бывает платным и бесплатным.

Обременение сервитутом земельного участка, равно как и любое его изменение, прекращение, регистрируется государством в установленном порядке.Установления сервитута может потребовать лицо, которому земля предоставлена на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, иные лица в предусмотренных законом случаях. Соглашение об обременении прав на землю заключается только ее владельцем. Такие же сделки может совершать лицо, которому земля, принадлежащая муниципалитету или государству, передана в бессрочное пользование на основании договора аренды на срок более 1 года или для пожизненного владения с правом наследования.

Сервитут допускается только в случае, если невозможно обойтись без вынужденного пользования чужой территорией.Сервитуты бывают частными и публичными. Частные сервитуты оформляются соглашениями о праве ограниченного пользования.

Собственники земли могут устанавливать плату за пользование участком другой стороной, иногда земля предоставляется бесплатно.Публичным считается сервитут, по которому установлено обременение в интересах населения, государства.

В этом случае собственник вправе требовать компенсаций от муниципалитета или государства при условии, что обременение создает существенные препятствия для эксплуатации земельных ресурсов собственника. Публичный сервитут, условия, порядок его установления регулируется Земельным кодексом РФ.Закон связывает с возникновением сервитута следующие ситуации:

  1. временные проектные, исследовательские, изыскательские работы.
  2. сенокос, выпас, перегон сельскохозяйственных животных к местам кормления;
  3. потребность обеспечить проход или проезд к местам общего пользования — жилым, водным объектам, культурным сооружениям, водоемам и т.д.;
  4. установка геодезических, межевых знаков;
  5. дренажные работы;
  6. разведение рыбы, рыболовство, охота;
  7. возведение линий электрификации, инженерных сетей;
  8. строительство дорог, транспортных узлов;

Появляется потребность в использовании соседней территории для:

  1. монтажа коммуникаций;
  2. строительства;
  3. иных нужд, не ущемляющих владельца участка.
  4. перемещения к объекту недвижимости;
  5. установки оборудования связи;

Право ограниченного пользования обремененными территориями оформляется письменным соглашением и подлежит государственной регистрации. Публичные сервитуты начинают действовать после принятия соответствующего нормативного акта:

  1. судебного решения.
  2. федерального закона;
  3. акта регионального законодательства субъекта РФ;
  4. акта органов местного самоуправления;

Установление земельного сервитута не должно препятствовать эксплуатации территории законного владельца — уходу за почвой, посадке деревьев, сбору урожая, постройке хозяйственных сооружений и т.д.

Владелец продолжает распоряжаться землей, недвижимостью, вправе отчуждать объект недвижимости другому гражданину, но при этом обременение сохраняет свою силу.Обратите внимание!Размер платы за сервитут собственник устанавливает самостоятельно или при помощи независимой экспертизы.

Право ограниченного пользования участком нельзя использовать в качестве залога, его нельзя отчуждать.Иные условия частного характера прописываются в соглашении по взаимной договоренности участников — виды работ, для которых возникает сервитут, размер платы, срок обременения и иное.Установление частного сервитута происходит, как правило, добровольно.

Собственник заключает с заинтересованным лицом договор, в котором оговариваются все тонкости условий обременения земельной собственности.

Право по такому соглашению подлежит государственной регистрации в управлении Росреестра.Решение по публичному сервитуту принимается по результату общественных слушаний.

Согласие владельца земли или его отсутствие никакой роли не играет. Собственник вправе обратиться в суд для определения компенсационных выплат за использование его земли, или потребовать выкупа государством обремененных земель. Чтобы добиться удовлетворения своих требований по исковому заявлению и оплаты публичного сервитута, необходимо доказать возникновение значительных трудностей у владельца земли, невозможность использования большей части территории по назначению, необходимость снесения или переноса хозяйственных построек.

И зачастую такой вопрос сложно решить без помощи квалифицированного юриста по земельному праву.Установление земельного сервитута с арендатором участка оформляется двусторонним соглашением между владельцем обременяемой земли и сервитуарием — лицом, которому необходимо воспользоваться участком соседа.

Нотариального заверения данное соглашение не требует, однако необходимо внимательно прописать:

  1. сведения о сторонах договора;
  2. информацию об участке;
  3. сроки действия сервитута;
  4. размер платы, сроки, порядок ее внесения.
  5. цели и условия возникновения сервитута — подъезд к дому, прокладка трубопровода, размещение мелиоративных сооружений, иное;
  6. план землепользования с обремененным участком или его частью;

Обратите внимание!Понятие «соразмерной платы» за использование чужой земли содержится в Земельном кодексе (ч.

6 ст. 23).На практике часто установление сервитута осуществляется на добровольной основе.Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Как оформить сервитут?

7 октября 2021 Не можете пройти к своему участку?

Отремонтировать стену своего дома?

Подвести коммуникации к своему дому? Выход есть – сервитут. Что же такое сервитут простым языком?

Это разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него права. Исходя из норм закона это обременение, налагаемое на земельный участок, которое заключается в праве лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями (). Установить сервитут может потребоваться по разным причинам.

Например:

  1. Вы не можете в силу определенных причин пройти к своему наделу, кроме как через земли соседа. В этом случае собственники могут либо установить сервитут добровольно, либо требовать его установления в судебном порядке, потому что иным способом проблему решить невозможно.
  2. На земельном участке, находящемся в собственности частного лица, расположен природный источник, который не может быть оформлен в собственность. В этом случае собственники соседних участков для использования воды могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику.
  3. При проведении строительных работ на Вашем участке земли выясняется, что водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний надел. В такой ситуации для прокладки коммуникаций необходимо установить сервитут, чтобы Вы на законных основаниях могли использовать конкретную часть чужого участка для оговорённых целей.

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено (). Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  1. по договоренности сторон (по соглашению);
  2. решением суда;
  3. по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частный устанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом (). По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен (, ).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут (). Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон ().

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд. Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию. В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичный устанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления ().

Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (). Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату ().

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении (). Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости () (, ). Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков ().

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок (, ). Более простым языком это означает, что при продаже текого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

Соглашение об установлении сервитута должно содержать предмет, то есть указание на то, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным (). При заключении соглашения целесообразно включить в него следующие условия ( ):

  1. срок действия;
  2. кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить данное право ограниченного пользования;
  3. цели и основания установления данного обременения;
  4. размер платы
  5. сведения о сторонах (полное наименование, местонахождение, ОГРН, ИНН – для юридического лица, Ф.И.О. полностью, для физического лица);
  6. при наличии — учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, (исключением является установление обременения в отношении всего земельного участка);
  7. права лица осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлено обременение;

а также обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:

  1. вносить плату;
  2. после прекращения действия соглашения привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.

Некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке, о лице, в пользу которого установлено право ограниченного пользования, и др.

(). Государственная регистрация сервитута осуществляется :

  1. по требованию пристава-исполнителя (в случае наличия решения суда).
  2. правообладателя недвижимости;
  3. сторон соглашения;

составит:

  1. для юридических лиц — 6 000 руб.;
  2. для физических — 1 500 руб.

Вместе с заявлением предоставляются:

  1. соглашение либо решение суда.
  2. документы, которые подтверждают полномочия представителя.

Также при регистрации необходимо учитывать следующее:

  1. Представление вышеуказанного межевого плана не требуется в случае заключения соглашения в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3-х лет.

    В этом случае граница действия такого обременения определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

  2. Если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то регистрация такого ограничения в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно с такой части (в этом случае заявителем должен быть представлен на образование части земельного участка).
  3. Если участок, на котором установлено обременение, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.

  4. Правообладатель (если он не являлся заявителем) уведомляется Росреестром о регистрации сервитута в течение 5 рабочих дней со дня проведения регистрации.

Остались вопросы — мы ответим!

.статьи на нашем сайте.

Регистрируем частный сервитут

20 январяЗдравствуй, читатель.

В прошлой я писал о том, как установить частный сервитут, если у вас возникла такая необходимость.

Сегодня в продолжение темы, я расскажу о том как его зарегистрировать. Итак:Регистрация сервитута на земельный участок предусмотрена в п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ и ч.

6 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости.Однако вы можете не регистрировать частный сервитут, в случае если одновременно выполняются следующие условия: он устанавливается в отношении части публичного земельного участка; его срок составляет менее трех лет; в соглашении об установлении сервитута стороны определили, что он устанавливается без проведения кадастрового учета части участка и госрегистрации права (ограничения, обременения) на него. В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению.За регистрацией сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком (будет зарегистрировано вещное право, а также ограничение права и обременение участка), и собственник участка (регистрируется ограничение права. Если за регистрацией обратятся оба, сервитут будет зарегистрирован как вещное право, и как ограничение, обременение.Частный сервитут может регистрироваться: без одновременного кадастрового учета, если в реестре есть сведения о земельном участке на который устанавливается сервитут; с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре.

Каждый из заявителей должен заполнить заявление о госрегистрации прав на недвижимость. Оно оформляется в общем порядке. При этом, надо проставить знак «V»: в графе 3.3 заявления; в реквизите 4 напротив графы «земельный участок»; в реквизите 6 в графе: права, при этом указывается вид сервитута, если его установили в вашу пользу; «ограничения права и (или) обременения объекта недвижимости», при этом указывается «сервитут», независимо от того, кто обращается с заявлением.

Реквизит 5

«В части государственного кадастрового учета осуществить»

заполнять не нужно. Это не потребуется и в случае, если нужно зарегистрировать сервитут на часть земельного участка, которая не поставлена на кадастровый учет, поскольку его кадастровый учет проводится без заявления.Для регистрации сервитута нужны: правоустанавливающие документы: соглашение об установлении сервитута (не менее чем в двух подлинниках, если оно совершено в простой письменной форме, не менее одного подлинника и копии, если оно нотариально удостоверено).Если комплект документов направляется на регистрацию почтой, то соглашение должно быть удостоверено нотариально.

Если оно подписано представителем по доверенности, нужно приложить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия представителя на его подписание; решение суда, вступившее в законную силу.

Его нужно представить в виде копии в одном экземпляре; доверенность и иные документы, подтверждающие личность и полномочия представителя.

Их нужно представить в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинным (ч. 5 ст. 21 указанного Закона). Иные документы. Они будут нужны в отдельных случаях.

Если одновременно проводится регистрация сервитута и кадастровый учет части земельного участка, дополнительно нужно приложить межевой план, в котором будут приведены сведения о части участка. По своей инициативе вы можете представить и другие документы, необходимые для госрегистрации прав.

Размер пошлины за госрегистрацию сервитута составляет: · 1 500 руб., если сервитут устанавливается в интересах граждан.· 6 000 руб., если сервитут устанавливается в интересах организаций.Срок уплаты пошлины зависит от способа подачи документов на госрегистрацию: до подачи документов — если они подаются лично или направляются по почте; после их подачи, но до принятия документов к рассмотрению — если они подаются в электронной форме.Если на момент приема документов госпошлину вы не уплатили, то вам выдадут (направят) уникальный идентификатор платежа (УИН) для ее уплаты с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину. Укажите этот УИН в платежном поручении, чтобы Росреестр мог идентифицировать вас и получить подтверждение оплаты в системе о государственных и муниципальных платежах.Госпошлину платит заявитель обращающийся за регистрацией.Если за регистрацией обращаются обе стороны соглашения, то госпошлина распределяется между ними. Документы для госрегистрации сервитута подаются в общем порядке, предусмотренном для госрегистрации прав на недвижимость.Срок регистрации сервитута составляет: если документы представлены в Росреестр 7 рабочих дней, через МФЦ 9 рабочих дней.

Если регистрация сервитута производится на основании нотариально удостоверенного соглашения поданного в Росреестр 3 рабочих дня, поданного через МФЦ 5 рабочих дней. При одновременном проведении кадастрового учета части земельного участка и регистрации сервитута через Росреестр 10 рабочих дней, через МФЦ 12 рабочих дней.В подтверждение регистрации сервитута как вещного права, выдается выписка из ЕГРН.Если сервитут зарегистрирован на основании соглашения о его установлении, то в нем будет проставлена специальная регистрационная надпись.

Документы вам выдадут или направят тем способом, который вы указали в заявлении.Успехов вам в реализации своих прав.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+