Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Наблюдение в криминологии и его виды

Наблюдение в криминологии и его виды

Наблюдение

Метод массового статистического наблюдения криминологических явлений означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий и т. д. можно установить объективные закономерности в преступности, правонарушаемости, их причинности, эффективности правоприменительной деятельности судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Статистическое наблюдение заключается в учете и регистрации сведений о статистических описываемых явлениях, процессах по заранее установленным показателям, т.

е. в заполнении первичных документов учета — статистических карточек. Таким же образом учитываются интересующие исследователя данные и при анкетировании, интервью, изучении уголовного дела, когда заполняются соответствующие первичные документы (анкеты, вопросники и т. п.) Статистика выделяет: Единицы наблюдения, т.е.

то, что мы собираемся наблюдать, в нашем случае это преступления. Единицы регистрации — метод, место, способ совершения преступления.

Единица измерения, т.е. та или иная единица регистрации может быть измерена, напр., возраст в годах, наказание в годах и т.д. Изучение единичных явлений или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом же наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствия, обусловленные общими причинами.

Замечено, что преступления или другие криминологически значимые явления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации такую же закономерность, как явления природы.

Поэтому, чтобы был действительно научный фундамент статистических фактов, необходимо брать не отдельные факты, даже очень важные, а всю их совокупность, иначе может возникнуть подозрение об их тенденциозном подборе. Одно из главных требований, предъявляемых к статистическому наблюдению в криминологии, — достоверность и полнота собираемой исходной информации.

Организация статистического наблюдения включает: определение его целей и задач; выбор надлежащего объекта; установление единиц наблюдения, совокупности, измерения; составление программы наблюдения. Цели статистико-криминологического исследования могут быть самыми разными. Они обусловлены конкретной криминологической обстановкой и предопределяют выбор объекта наблюдения.

Если целью исследования была выработка эффективной борьбы с коррупцией, то объектом наблюдения может быть вся совокупность социально-правовых отношений в сфере государственной службы в пределах какого-то периода и территории. Единицами наблюдения могут быть администрации регионов и его правоохранительные органы; единицей совокупности — коррупционные деяния, коррупционеры, причины и условия; единицей измерения — уголовные дела и другие материалы о коррупции, конкретные преступления и субъекты их совершения.

Все это излагается в программе наблюдения.

В нее желательно включать только те вопросы, на которые необходимо получить ответы, и избегать вопросов, на которые нельзя получить удовлетворительных ответов. Статистическое наблюдение в криминологии может иметь организационные формы: официальный учет и отчетность; специально организованное обследование, позволяющее собрать сведения, которых нет в официальной отчетности.

Статистическое наблюдение в криминологии может иметь организационные формы: официальный учет и отчетность; специально организованное обследование, позволяющее собрать сведения, которых нет в официальной отчетности. Например, при изучении преступности может возникнуть необходимость выяснить степень доверия граждан к правоохранительным органам. По непрерывности учета фактов во времени в криминологическом изучении преобладает текущее наблюдение за относительно длительный период, хотя конкретные исследования могут базироваться и на периодических или единовременных сведениях.

По полноте охвата единиц совокупности наблюдение в криминологии может быть сплошным, особенно при использовании официального учета и отчетности, несплошным (монографическим, обследованием основного массива, анкетным (социологическим), и выборочным).

Несплошное наблюдение делится на: Выборочное — изучение части единиц отобранных в строго случайном порядке.

С применением этого метода обеспечивается достаточный уровень репрезентативности. Основного массива. Монографическое.

Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватить либо всю (в статистике — генеральную) совокупность изучаемых явлений (сплошное наблюдение), либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и которая позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на неполных данных, имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать при неполном изучении фактов возможную ошибку (несплошное, выборочное наблюдение).

Наблюдение как метод криминологического исследования

Криминологическое наблюдение — это научный метод, заключающийся в непосредственном восприятии криминологической информации исследователем.

То есть, исследователь не получает сведения от других лиц, а сам воспринимает и описывает факты, события, ситуации и процессы, которые его интересуют.

Однако, недопустимым является наблюдение за развитием преступной деятельности, поскольку это аморально, а в отдельных случаях, преступным. Виды криминологического наблюдения. 1. Включено — наблюдение, при котором исследователь познает определенные факты, события, ситуации и процессы, находясь среди действующих лиц.
1. Включено — наблюдение, при котором исследователь познает определенные факты, события, ситуации и процессы, находясь среди действующих лиц.

Он смешивается с определенной группой и как бы становится одним из ее членов.

Но недопустимо, чтобы криминолог входил в состав преступной группы или преступной организации с целью проведения научного исследования. В криминологии такое наблюдение допускается для изучения причин и условий, способствующих преступлениям, особенностей уголовной и посткриминального поведения отдельных категорий лиц, например, неформальных групп молодежи с антиобщественной направленностью, лиц, которые были судимы и тому подобное. Полезно включенное наблюдение в качестве работника правоохранительного органа.

Поэтому для криминолога важен опыт практической работы в правоохранительных органах и судах. 2. включенные — наблюдение, при котором факты, события, ситуации и процессы фиксируются как бы вне среды, где они происходят.

Путем такого наблюдения изучаются личности преступника, потерпевшего, различные криминогенные факторы, особенности мотивации поведения отдельных лиц.

Условия проведения криминологического наблюдения: 1) вмешательство исследователя в изучаемые процессы, запрещается; 2) исследователь должен всегда помнить о своем моральный долг не нанести вред своими действиями лицам, по которым он наблюдает; 3) исследователь должен соблюдать допустимого степени интеграции с лицами, за которыми наблюдает. Он не должен принимать участие в аморальных и противоправных их действиях. Это недопустимо с позиций морали и закона.

В криминологических исследованиях также применяются психологические методы. Психология применяет как собственные методы, так и известные уже социологические методы, но вкладывает в них иной смысл — особенности психологических процессов и состояний человека.

Это, в первую очередь, касается преступников и потерпевших лиц. К психологических методов, которые применяются в криминологии относятся: — Наблюдение; — Самонаблюдение (интроспекция) — Изучение документов; — Опрос; — Эксперимент; — Тестирование; — Социометрическое опроса.

Названные методы при проведении исследования преимущественно сочетаются: опрос сопровождается тестированием, тестирования — наблюдением и тому подобное.

Применение психологических методов является сложной и ответственной делом. их применение должно соответствовать следующим принципам: ответственности; компетенции; соответствия нормам этики и права; конфиденциальности; безвредности для человека; осведомленности об исследовании. Наблюдение — метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.
Наблюдение — метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Наблюдение особенно важно для диагностики детей, поскольку их очень сложно экспериментально опыты.

Учитывая это российский ученый М. Басов в 20-е годы XX в. для наблюдения за ними разработал методику, использовав следующие принципы: максимально возможное фиксирование объективных внешних проявлений; наблюдения целостного непрерывного процесса, а не его частей.

Регистрировать, по его мнению, следует не только внешние проявления, но и внутренние стимулы, которые их обусловили, а также обстоятельства наблюдения.

Предметом наблюдений являются вербальные и невербальные акты поведения, которые проявляются в ситуации или среде. Должным зафиксированы, они становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития динамики достижений, выраженности состояний и т. Недостатками наблюдения является обычно невозможны повторные наблюдения событий, исследуются, а также получение информации непосредственно о действиях людей, а не о ее цели, мотивы, ценности.

Недостатками наблюдения является обычно невозможны повторные наблюдения событий, исследуются, а также получение информации непосредственно о действиях людей, а не о ее цели, мотивы, ценности. Самонаблюдение (интроспекция) — используется при исследовании интересов, представлений, чувств, психологических состояний, настроений самого лица. Этот метод построен на способности человека осознавать свою личность, поэтому применение его обусловлено уровнем развития самосознания личности.

Его можно применить тем людям, которые способны сделать самоотчет о содержании собственных представлений, мыслей и т.

Исследователь должен быть эмоционально и социально зрелой личностью. Преимущество метода заключается в том, что никто не способен познать человека лучше, чем он сам.

Основные недостатки интроспекции — субъективизм и необъективность.

Изучение документов как психологический метод позволяет установить особенности личностного восприятия человеком определенных ситуаций, событий, определить ее установки, которые могут быть осознанными и неосознаваемыми.

Этот метод применяют для получения из документальных источников информации, необходимой для решения задач исследования. Документом признается любой способ сохранения с помощью специального носителя информационных фактов, явлений, процессов объективной реальности и умственной деятельности. Например, это может быть письма, дневники, мемуары, произведения и тому подобное.

Преимуществами метода является установившийся состояние объекта исследования и возможность повторного обращения к нему. Что важно, в объекте исследования содержится не только информация, но и отношение автору к ней. К основным недостаткам можно отнести то, что информация имеет вторичный характер, непосредственный контакт с реальностью отсутствует, и информация зависит от позиции автору документа.

Психологический опрос это метод сбора информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного ( анкетирование ) социально-психологического общения интервьюера и респондента (того, кого опрашивают) путем регистрации ответов респондента. Этот метод позволяет собрать биографические данные о лицах, опрашиваются и получить информацию об их ценностных ориентаций, социальных установок, личностных черт и качеств. Интервью — это беседа, проводимая по определенному плану и предусматривает непосредственный контакт интервьюера с респондентом.

По форме проведения оно может быть прямым, косвенным (например, по телефону). Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом (сам читает анкету и фиксирует ответы). Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении, и заочным, которое в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям).

Эксперимент (от лат. Experimentum проба, опыт) — способ получения информации об объекте (в том числе изучение явлений психики, сознания и деятельности человека), осуществляется в специально созданных и контролируемых исследователем условиях. Эксперимент является одним из ведущих методов в психологии.

Особенность его заключается в том, что исследователь сам создает условия, при которых явление, которое исследуется, возникает непременно и закономерно. Моделируя определенные условия, исследователь имеет возможность четко определять те факторы, которые действовали в момент возникновения и развития явления, выяснить причины, его обусловили.

Моделируя определенные условия, исследователь имеет возможность четко определять те факторы, которые действовали в момент возникновения и развития явления, выяснить причины, его обусловили.

Преимуществом этого метода является возможность повторить опыт, если в этом есть необходимость, для получения дополнительных сведений, обоснования полученных результатов. Подготовка и проведение любого эксперимента — дело достаточно серьезная и требует специальных знаний и методических навыков. Для его проведения специалистом составляется специальная программа, предусматривающая цели, задачи и способы осуществления, способ фиксации результатов.

Существует три вида психологического эксперимента — лабораторный, естественный и экспериментально-генетический. Лабораторный — осуществляется в психологических лабораториях, специально оборудованных соответствующей аппаратурой, которая измеряет и регистрирует показатели психических явлений. Лабораторный эксперимент проводится по искусственно созданных условиях, когда исследователь имеет возможность выбирать целесообразные средства, искусственно создавать такие условия, которые бы обеспечивали научную чистоту эксперимента и оптимальное продвижение исследователя к истине.

Природный эксперимент осуществляется при обычных для исследуемого условий деятельности (во время игры, урока, привычной деятельности, на производстве, в экстремальных условиях и т.п.). Природный эксперимент, как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, что человек не догадывается, что за ней наблюдают, и выполняет свои задачи спокойно, в обычном для нее темпе, с присущими ей характерологическими чертами и отношением к выполнению учебных, трудовых, спортивных и других задач.

Экспериментально-генетический предполагает активное моделирования и воспроизведения в особых условиях закономерностей возникновения и становления в онтогенезе психологических функций. Психический процесс или функция, становится объектом внимания исследователя, сначала выстраивается в виде модели определенной деятельности, а впоследствии воплощается в реальность путем побуждения субъекта к активности. Тестирование является наиболее распространенным психологическим методом.

Тест — это прием измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида. По сути тест представляет собой специальное задание или систему заданий. Подопытный выполняет задачи, время выполнения которого обычно учитывают.

Тесты применяют не только для получения каких-либо новых психологических данных и закономерностей, но чаще для оценки уровня развития какой-либо психологической качества у данного человека по сравнению со средним уровнем (установленной нормой или стандартом).

Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно краткосрочное, проводится без сложных технических устройств, требует наиболее простого оборудования. Результат решения теста предполагает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки.

В криминологических исследованиях применяются: тесты тематической апперцепции, методика многостороннего исследования личности, тесты для психодиагностики мотивационной сферы личности, цветной тест Люшера и др. Чаще всего применяются методики выявления определенных криминогенных качеств личности: агрессивности, тревожности и т. Для выявления агрессивности в практических целях чаще всего применяются методики Г.

Айзенка, А. Асингера, А. Басса — А. Дарки. Так, например, т ест Г. Айзенка позволяет осуществить упрощенное экспресс выявления агрессивности через ее проявления в отношении другого человека или группы людей.

Для этого используется шкала «Агрессивность» с более общей методики, которая также содержит шкалы «Тревожность», «фрустрация», «ригидность».

На основании проведения теста формулируются выводы о низкий, средний или высокий, самый опасный уровень агрессивности. Метод социометрического опроса — это система процедур для анализа эмоционально-психологических связей между людьми. Он позволяет установить их взаимные симпатии и антипатии.

Разработчиком этой методики был американец Д. Морено. Эта методика применяется для установления социально-психологических качеств, черт личности, для определения структуры формальных и неформальных групп, их лидеров и аутсайдеров, особенностей связей между членами этих групп. Этот метод отличается от других скоростью и простотой процедуры исследования — это опрос членов определенных социальных групп.

Такой опрос осуществляется на основании определенного набора вопросов, которые задаются респондентам для установления их взаимоотношений с другими членами группы. Данные социометрического опроса обрабатываются и обобщаются в соответствующих таблицах и схемах. их анализ позволяет, с одной стороны, выявить социально-психологические качества личности и группы, с другой стороны, выбрать эффективные средства воздействия на личность и группу.

Статистические методы в криминологии

Статистические методы позволяют установить общие статистические закономерности преступности без учета особенностей их проявления в определенном конкретном случае. К основным задачам использования статистических методов в криминологии относятся: — Массовое статистическое наблюдение преступности и других криминологические значимых явлений; — Сводка и группировка данных, полученных при наблюдении за качественно-определенным признакам; — Статистический количественный анализ сводных и сгруппированных показателей; — Всестороннее качественный анализ статистических материалов на основе теории криминологии. Выделяют три основных этапа статистических исследований: наблюдения; группировки и сводки; анализ.

1. Метод массового статистического наблюдения криминологических явлений означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий можно установить объективные закономерности в преступности, их причинности, эффективности правоприменительной деятельности судов, прокуратуры, милиции и т.

Статистическое наблюдение заключается в учете и государственной регистрации данных о статистических явлений, процессов есть от заполненных первичных документов учета — статистических карточек. Так же учитываются интересующие исследователя данные и при анкетировании, интервью, изучении уголовных производств, когда заполняются соответствующие первичные документы (анкеты). Статистические сведения о состоянии преступности формируются на основе массива информации, собираемой путем применения действующей системы единого учета преступлений и лиц, их совершивших.

Именно по правилам, определяет регистрационно-учетная система, преступление относится на централизованный учет и находит отражение в государственных статистических отчетах о состоянии преступности. На сегодняшний день, как и в течение второй половины XX века, наиболее полно и систематизировано информация о преступности аккумулируется в государственной статистической отчетности, формируемой на основе статистических отчетов различных правоохранительных ведомств (Приказ МВД Украины № 1050 от 19.11.2012

«Об утверждении Инструкции о порядке ведения единого учета в органах и подразделениях внутренних дел Украины заявлений и сообщений о совершенных уголовных правонарушениях и других событиях и положений о комиссиях «

; приказ Генеральной прокуратуры Украины №69 от 17.08.2012″ о Едином реестре досудебных расследований »). Организация статистического наблюдения включает: определение ее целей и задач; выбор надлежащего объекта; установление единиц наблюдения, совокупности, измерения; составление программы наблюдения.

Цели статистико криминологического исследования могут быть очень разными.

Они обусловлены конкретной криминологической обстановкой и определяют выбор объекта наблюдения. Если, например, целью исследования является выработка эффективной программы противодействия коррупции, то объектом наблюдения может быть вся совокупность социально-правовых правоотношений в сфере служебной деятельности за определенный период и на определенной территории. Единицами наблюдения может быть администрации регионов и его правоохранительные органы; единицей совокупности — коррупционные действия, коррупционеры, причины и условия; единицей измерения — уголовные производства и другие материалы о коррупции, конкретные преступления и субъекты их совершения.

Все это отражается в программе наблюдения. 2. Сводка и группировка данных наблюдений по определенным признакам — следующий специфический метод (этап) криминологического изучения.

Он состоит в систематизации, группировке всего объема собранной информации, документов первичного по установленным признакам (например, по видам преступлений, по группам), проведении подсчета по этим признакам, суммировании результатов подсчетов в статистический отчет, таблицу, схему, диаграмму и тому подобное. На этом этапе впервые появляются обобщенные количественные показатели — абсолютные цифры, характеризующие статистические совокупности, — преступность на определенной территории и за определенный период и другие интересные для исследователя явления, процессы.

Сводка и группировка данных позволяют увидеть структуру изучаемых явлений, их сходство и тендерные различия. Признаки, по которым осуществляется группировка могут отражать количественную сторону явления (например, возраст правонарушителей) и качественную (например, мотивацию). Группировка состоит в разделении статистической совокупности на качественно однородные группы по определенным признакам (например, по видам преступлений, по возрасту, по образованию, по наличию судимости и т.д.).

3. Анализ статистической информации. Статистический количественный анализ дает возможность углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений.

Результаты статистического исследования этом этапе выражаются в процентах, коэффициенты, индексах и других обобщающих показателях, не включают частные, индивидуальные или случайные отклонения. Они раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики. Статистический анализ начинается с изучения абсолютных показателей, то есть показателей, взятых из статистических таблиц, отчетов.

Прежде всего определяется абсолютный уровень преступности, то есть выясняется сколько в абсолютных цифрах зарегистрировано преступлений всего. Аналогичную характеристику в абсолютных цифрах получают о лицах, совершивших преступления (их общее количество, количество в зависимости от вида совершенного преступления, по признакам пола, возраста, социального положения и т.п.), об объеме и структуре деятельности правоохранительных органов и других субъектов противодействия преступности. При анализе статистической информации устанавливаются: 1) изменения абсолютных уровней, то есть увеличение, уменьшение абсолютного числа зарегистрированных преступлений в целом и их отдельных видов; 2) изменения относительных уровней, то есть увеличение, уменьшение коэффициентов преступности; 3) изменения в структуре преступности; Наряду с общей характеристикой преступности вообще выясняются территориальные особенности, определяется характер изменений, тенденции в динамике преступности за определенные периоды и тому подобное.

Это позволяет дать более статистически обоснованный криминологический прогноз.

Частнонаучные и специально-криминологические методы криминологических исследований

При исследовании преступности криминологией используется совокупность частнонаучных методов, заимствованных из других наук.

  1. 1. Поскольку преступность — это социально-правовое явление, при ее исследовании используются частнонаучные социологические методы, такие как:
    • — наблюдение;
    • — опрос;
    • — эксперимент;
    • — анализ документов.
  2. — опрос;
  3. — наблюдение;
  4. — эксперимент;
  5. — анализ документов.

Наблюдение — это процесс непосредственного восприятия исследователем фактов, обстановки (ситуации), имеющих криминологическое значение, т.е.

касающихся изучаемого криминологического объекта и поставленных исследовательских задач. Выделяют следующие виды наблюдения:

  1. 1) полное (невключенное), когда исследователь изучает конкретное исследуемое явление, криминологически значимые процессы пассивно, «со стороны»;
  2. 2) включенное наблюдение подразумевает, что исследователь изучает явление, процесс «изнутри», находясь в исследуемой обстановке;
  3. 3) наблюдение-участие имеет место тогда, когда наблюдатель становится активным участником познаваемого процесса, при этом он имеет конкретную цель исследования и заранее подготовленную программу, в соответствии с которой исследуется криминологический объект.

По полноте охвата единиц обследуемой совокупности различают сплошные и не сплошные наблюдения.

При сплошном наблюдении изучается вся статистическая совокупность без исключения, а при не сплошном, или выборочном, — часть совокупности. Опрос — это конкретно-социологический метод получения криминологически значимой информации, отсутствующей в официальной статистике, за достаточно короткий срок.

Опросы проводятся в форме бесед, интервью и анкетирования. Беседа ведется по заранее разработанному плану в форме свободного общения. Интервьюирование представляет собой целенаправленную беседу, основанную на заранее подготовленных вопросах.

В отличие от беседы интервью занимает меньше времени и в большей степени формализовано.

Выделяются следующие виды интервью:

  1. — коллективное, представляющее собой одновременный опрос нескольких лиц по криминологически значимой проблеме;
  2. — свободное, проходящее в форме направленной беседы, при которой опрашиваемый ведет свободный рассказ по определенному кругу вопросов;
  3. — стандартизированное, которое предполагает опрос по строго сформулированным вопросам;
  4. — панельное, предполагающее неоднократный опрос одних и тех же лиц по одной и той же криминологической проблеме через определенный промежуток времени.

В криминологических исследованиях индивидуальное интервьюирование лиц позволяет получить более полные результаты, чем анкетирование.

Непосредственный контакт с респондентом позволяет разъяснить непонятные вопросы респонденту, предоставить ему возможность варьировать ответ, а также дополнительно установить мотивы и цели индивидуального преступного поведения, его причины и условия, иную криминологически значимую информацию. В качестве недостатков интервьюирования отмечают охват меньшего, по сравнению с анкетированием, круга респондентов, дороговизна исследования (наем интервьюеров), трудности в обработке его результатов.

Анкетирование (неконтактный опрос) — это опрос репрезентативного числа лиц по специально разработанной письменной анкете с последующим обобщением, анализом и оценкой собранных данных. Выделяют следующие виды анкет:

  1. — закрытые (формализованные) — все альтернативные варианты ответов предусмотрены заранее;
  2. — смешанные — предполагают наличие как открытых, так и закрытых вопросов.
  3. — открытые (неформализованные) — опрашиваемому предоставляется возможность самому сформулировать ответ на поставленный вопрос;

В анкетах могут содержатся контрольные, дополняющие друг друга вопросы.

Достоинствами метода анкетирования являются: охват большего количества респондентов; наименьшая затратность исследования в сравнении с интервьюированием; простота в обработке результатов исследования. Недостатки метода: отсутствие непосредственного контакта с респондентом; невозможность респондентов варьировать ответ. Эксперимент — это научно поставленный опыт, т.е.

последовательная фиксация и контроль состояния криминологически значимого объекта, изменяющегося под воздействием факторов, управляемых экспериментатором. Анализ документов — это изучение документов, которые содержат информацию, представляющую интерес для криминологических исследований. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации.

Важнейшим источником документальной информации является обобщение судебно-следственной практики.

  1. — факторный анализ;
  2. 2. К числу частнонаучных методов, используемых в криминологии, также относятся математические методы, позволяющие провести более глубокое криминологическое исследование путем установления взаимосвязи и взаимообусловленности между преступностью и различными социальными явлениями и процессами. Выделяют следующие виды математических методов:
    • — моделирование;
    • — экстраполяция;
    • — корреляционный анализ;
    • — факторный анализ;
    • — шкалирование и др.
  3. — моделирование;
  4. — шкалирование и др.
  5. — корреляционный анализ;
  6. — экстраполяция;

Метод моделирования подразумевает формирование и использование логико-математических моделей в целях описания, объяснения и прогнозирования преступности.

Моделирование позволяет установить взаимосвязи переменных факторов преступности с социальными и демографическими переменными. Например, влияние различных социальных и демографических факторов на динамику преступности рассчитывается теоретически. Экстраполяция — это метод прослеживания и изучения качественно-количественных показателей преступности во времени.

При экстраполяции выводы, которые сделаны при изучении тенденций развития преступности в прошлом и настоящем, переносятся на будущее, на перспективу.

Однако в основе метода лежит предположение об определенной стабильности факторных признаков, влияющих на развитие изучаемого явления.

Корреляционный анализ предполагает использование в определенной последовательности совокупности статистических методов обработки большого объема информации, позволяющее исследовать взаимосвязи между различными признаками, влияющими на исследуемое явление (влияние на преступность социально-экономических показателей).

Факторный анализ и шкалирование дают возможность определить степень устойчивости и значимости исследуемых факторов и их взаимного влияния на преступность. 3. К числу частнонаучных методов, используемых криминологией, относятся и социально-психологические и психологические методы исследования, применяемые в целях изучения личности преступников, психологии криминальных группировок, правосознания граждан, преступников, жертв преступления, а также мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей как преступников, так и потерпевших.

Наиболее распространенным методом является тестирование (от англ, test — опыт, проба) — психологическая диагностика с помощью стандартизированных вопросов и задач (тестов) с определенной шкалой значений. К специальным методам криминологического исследования относят: уголовную статистику (преступности, преступников, потерпевших); изучение материалов уголовных дел, судебной практики; метод экспертных оценок (специалисты, учитывая все факторы преступности, дают оценки развития криминальной ситуации); исследование личности преступника; независимое изучение общественного мнения о криминологически значимых явлениях; проведение комплексных криминологических исследований по разработанным программам.

Уголовная статистика является средством познания преступности в ее количественно-качественном выражении. Посредством анализа количественных характеристик преступности устанавливается ее качественное своеобразие.

Статистическая криминологически значимая информация обрабатывается посредством таких методов как: статистическое наблюдение, группировка, вычисление обобщающих показателей, качественный анализ общественных явлений.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+