Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Надзор за приставами

Надзор за приставами

Надзор за приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами

На прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами в полной мере распространяются все положения, закрепленные в гл. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе в ст. 21 этого закона, определяющей предмет надзора за исполнением законов. Поэтому, исходя из содержания данной нормы закона и специфики указанного законодательства, предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами являются: соблюдение Конституции РФ; исполнение федерального законодательства всеми структурными органами службы судебных приставов, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых должностными лицами служб судебных приставов.

Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и главным образом это законность действий и принимаемых судебными приставами-исполнителями правовых актов, а также полное их соответствие законам.

Основные задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами прежде всего вытекают и в основном определяются как содержанием законодательства об их деятельности, так и п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Эти задачи можно определить следующим образом: – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства; – своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, реальное восстановление нарушенных прав, привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом; – соблюдение законности судебными приставами при принятии мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов и осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов, а также защита прав и интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства.

Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.

– это новое направление в деятельности прокуратуры.

связанное с принятием Федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118 – ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119 – ФЗ «Об исполнительном производстве ».

Судебные приставы делятся на судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

При надзоре за судебными приставами-исполнителями прокурор проверяет, приняты ли меры по исполнительным документам судебных органов, рассмотрены ли заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства.

заявленные судебным приставам-исполнителям, а также законно ли наложен арест на имущество судебным приставом-исполнителем, приняты ли меры по розыску должника, правильно ли осуществляется проверка судебными приставами-исполнителями исполнительных документов у должностных лиц органов и учреждений. При надзоре за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов прокурор проверяет, обеспечена ли безопасность судьи. лиц, участвующих в процессе и иных лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлено ли судебное помещение для судопроизводства, доставлены ли вещественные доказательства по данному разбирательству, выполнены ли распоряжения и исполнительные решения судьи; соответствует ли закону привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, соблюдается ли применение судебным приставом физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.

взаимодействует ли судебный пристав с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей по вопросам их охраны и безопасности, соблюдаются ли сроки исполнения исполнительных листов:

  • оформленных в установленном в порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение 6 месяцев;
  • исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение 6 месяцев;
  • исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, – в течение 3 месяцев;
  • удостоверений комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев;
  • постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. в течение 3 месяцев (ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».
  • исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов. и судебных приказов – в течение 3 лет;

Ахетова О.С. Прокуратура и прокурорский надзор. 2008 Страница 1 из 4 Глава 13.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами 13.1.

Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами13.2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами13.3.

Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами13.4. Проведение проверок исполнения законов судебными приставамиВопросы для повторенияЗадание 13.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является новым направлением прокурорского надзора и обязан своим появлением изданию двух законодательных актов — федеральных законов от 21 июля 1997 г.
Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является новым направлением прокурорского надзора и обязан своим появлением изданию двух законодательных актов — федеральных законов от 21 июля 1997 г.

№ 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) и от 21 июля 1997 г.

№ 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве). В ст. 19 Закона о судебных приставах было закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Несмотря на сравнительно долгий период, прошедший с момента издания названных законов, которые вступили в силу в октябре 1997 г.

законодательное подтверждение деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами нашла лишь в Федеральном законе от 10 февраля 1999 г.

№ 31-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

». В какой-то мере это можно объяснить тем, что согласно ст.

25 Закона о судебных приставах полное функционирование службы судебных приставов должно было начаться с 1 января 1999 г. Следует отметить, что в рассматриваемом случае законодатель изменил сложившейся традиции, лишь дополнив ст.

1 Закона о прокуратуре соответствующей строкой. При этом в Закон не была включена дополнительная глава, конкретизирующая предмет этой надзорной отрасли и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами. Данное обстоятельство представляется существенным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст.

Данное обстоятельство представляется существенным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст. 129 Конституции РФ должны определяться федеральным законом. Законодательная неурегулированность этого вопроса создает трудности при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, мешает выработке единой практики надзора.

Следует иметь в виду, что практика надзора в рассматриваемой области только еще складывается. Иными словами, здесь прокурорами только нарабатывается опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора. Пробел в законодательстве должен быть устранен путем включения в Закон о прокуратуре самостоятельной главы, посвященной прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами.

Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами (администрациями), исполняющими приговоры и иные решения судов (см. гл. 10 учебника). Что же касается применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов, то данное направление наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов (см.

гл. 7 учебника). Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является соблюдение прав граждан, относительно которых приняты судебные решения.

Предметом данного направления можно считать исполнение законов судебными приставами и в первую очередь законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов. При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры.

При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры.

Предметом прокурорского надзора в данном случае является также исполнение судебными приставами всякого иного законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов следует в первую очередь отнести федеральные законы от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

, от 13 декабря 1996 г.

№ 150-ФЗ «Об оружии» и ряд других.

Согласно ст. 5 Закона о судебных приставах систему органов принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов составляют Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы. При этом Закон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организации деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ федеральным конституционным законам об этих судах.

Думается, что данный вопрос следовало бы отразить в рассматриваемом Законе. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1316 утверждено Положение о Федеральеной службе судебных приставов, определяющее организационные основы деятельности данного федерального органа исполнительной власти.

Функционально судебные приставы подразделяются на две категории: 1) приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах; 2) приставов-исполнителей, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве.

Данное разделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами. Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами способствует совершенствованию их деятельности, а стало быть, обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что в свою очередь положительно сказывается на авторитете судей. Исполнение законов судебными приставами вошло в число специализированных приоритетных направлений прокурорского надзора в конце 90-х гг. XX в. когда были приняты Закон о судебных приставах и Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», который в последующем утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Названные законодательные акты имели своей целью закрепление правовых основ деятельности нового для Российской Федерации института исполнительной власти — органов принудительного исполнения судебных решений и актов несудебных органов, поскольку состояние законности в сфере исполнения судебных решений было крайне низким. Функционирующие при судах судебные исполнители не обладали объемом надлежащих властных полномочий, бюджеты разных уровней недополучали назначенные, но реально не взысканные суммы штрафов и иных платежей, а вступление в 1996 г.

России в Совет Европы с последующей ратификацией в 1998 г.

Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предполагало наличие эффективных сил и средств, позволяющих оперативно реагировать на факты игнорирования должниками своих обязанностей.

В ст. 19 Закона о судебных приставах было закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Дальнейшее закрепление деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами нашло в Федеральном законе от 10.02.1999 № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»», дополнившем ст. 1 Закона о прокуратуре, положив начало существованию новой отрасли прокурорского надзора1.

1 Закона о прокуратуре, положив начало существованию новой отрасли прокурорского надзора1. В какой-то мере это объяснялось тем, что согласно ст.

Рекомендуем прочесть:  Енвд 18 процентов

25 Закона о судебных приставах полное функционирование службы судебных приставов началось с 1 января 1999 г.

Следует отметить, что в рассматриваемом случае законодатель изменил сложившейся традиции, лишь дополнив ст.

1 Закона о прокуратуре соответствующей строкой.

При этом в Закон о прокуратуре не была включена дополнительная глава, конкретизирующая предмет этой надзорной отрасли и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами.

Данное обстоятельство представляется существенным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст.

129 Конституции РФ должны определяться федеральным законом. Законодательная неурегулированность этого вопроса создавала в начальный период трудности при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, мешала выработке единой практики надзора. Однако следует отметить, что практика надзора в рассматриваемой области уже сложилась.

Прокурорами за прошедшие годы наработан опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора.

Вместе с тем пробел в законодательстве должен быть устранен путем включения в Закон о прокуратуре самостоятельной главы, посвященной прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами.

Это направление надзора можно с учетом специфики деятельности судебных приставов-исполнителей рассматривать как подобие надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими приговоры и иные решения судов но уголовным делам (см.

гл. 12 настоящего издания), поскольку на службы судебных приставов ложится обязанность по исполнению такой меры наказания, как штраф (до 2004 г. эти же органы исполняли приговоры о конфискации имущества). В то же время с точки зрения применяемых на практике прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов данное направление наиболее близко к надзору за исполнением законов (см.

гл. 8 настоящего издания). близок и к такой надзорной отрасли, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из специальных его задач выступает обеспечение соблюдения прав граждан, являющихся участниками исполнительного производства и выступающих как взыскателями, так и должниками. Предметом данного направления надзора с учетом двухфункциональной сущности можно считать исполнение законов судебными приставами при осуществлении ими исполнительного производства, обеспечении установленного порядка деятельности судов, а также законность принимаемых правовых актов и решений. Кроме того, необходимо отметить, что начиная с 2002 г.

судебные приставы осуществляют административно юрисдикционные полномочия (эта сфера, как отмечалось в гл.

8 настоящего издания, относится к числу приоритетных в рамках «общенадзорной» отрасли), а также расследуют в качестве дознавателей уголовные дела по семи статьям УК РФ. Во втором случае их деятельность охватывается предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие (см.

гл. 10 настоящего издания). При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры.

Предметом прокурорского надзора в данном случае является также исполнение судебными приставами всякого иного законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов следует в первую очередь отнести КоАП РФ, Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Закон о гражданской службе, Закон о противодействии коррупции и ряд других.

Систему органов принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов составляют ФССП России и ее территориальные органы в субъектах РФ. При этом Закон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организации деятельности службы судебных приставов в КС РФ и ВС РФ федеральным конституционным законам об этих судах. Поскольку данный вопрос так и не нашел отражения в соответствующих актах конституционного права, его следовало бы отразить в рассматриваемом Законе.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, определяющее организационные основы деятельности данного федерального органа исполнительной власти.

Функционально судебные приставы подразделяются па две категории: 1) приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах; 2) приставы-исполнители, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве.
Функционально судебные приставы подразделяются па две категории: 1) приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах; 2) приставы-исполнители, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве.

Данное разделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами, а значит, и пределы их надзорной деятельности. Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в орбиту исполнительного производства. способствует совершенствованию их деятельности, а стало быть, обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что, в свою очередь, положительно сказывается на авторитете судей.

Ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» устанавливает, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами. Ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 118-ФЗ «О судебных приставах» определяет, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Таким образом, надзор за исполнением законов судебными пристава­ми является одним из направлений прокурорского надзора. Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответ­ствующими государственными органами (администрация­ми), исполняющими приговоры и иные решения судов.

Прокурор­ский надзор за исполнением законов судебными пристава­ми близок:

  • приставов-исполнителей (которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве).
  • соответствия законам решений судебных приставов.
    • законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов;
    • исполнение су­дебными приставами законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. (например, ФЗ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российс­кой Федерации», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ«Об ору­жии» и др.).
  • исполнение су­дебными приставами законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности.

    (например, ФЗ от 31 июля 1995 г.

    № 119-ФЗ

    «Об основах государственной службы Российс­кой Федерации»

    , от 13 декабря 1996 г.

    № 150-ФЗ«Об ору­жии» и др.).

  • приставов по обеспечению установленного порядка де­ятельности судов (права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах);
  • к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (поскольку одной из его за­дач является соблюдение прав граждан, относительно кото­рых приняты судебные решения).
  • законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов;
    • законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ;
    • соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов;
    • соответствия законам решений судебных приставов.
  • к прокурорскому над­зору за исполнением законов (следует из названия);
  • законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ;
  • защита прав и за­конных интересов физических и юридических лиц, относи­тельно которых были приняты судебные решения;
  • обеспечение законности в их деятельности;
  • соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов;

Судебные приставы и цель надзора за соблюдением законодательства

Содержание Судебные приставы – служащие, состоящие в государственной структуре, ответственные за исполнение решений, постановлений суда. Деятельность должностных лиц направлена на оптимизацию мероприятий, действий граждан и юридических лиц с целью достижения конечного результата в виде удовлетворения судебных требований.

Работа приставов имеет множество нюансов, сложностей, поэтому требует контроля вышестоящих органов. В связи с этим необходимо выяснить, какими полномочиями наделен надзорный орган над судебными приставами. Анализ правомерности, законности действий приставов (СП) возложен на прокуратуру РФ ст.

19 ФЗ №118 от 21.07.1997 ., указом №155/7 от 12.05.2009 ., ФЗ №119 от 21.07.1997 г.

В первую очередь следует выяснить, кто именно контролирует работу судебных приставов. Обязанность по исполнению надзора назначена Генеральному прокурору и его подконтрольным лицам. Конкретного регламента осуществления надзорной деятельности не существует.

В исполнении своих обязательств работники прокуратуры должны руководствоваться законом №2202-1 от 17.01.1992 г, законом №229-ФЗ от 02.10.2007 г, а также пользоваться иными действующими нормативно-правовыми актами РФ. Понятие прокурорского надзора включает проверку соблюдения следующих принципов исполнения требований суда:

  1. Своевременность принятых принудительных мер, исполнительских действий.
  2. Законное обоснование решений СП.
  3. Соответствие заявленных исполнителем требований объему взыскиваемых обязательств.
  4. Почтение прав граждан, их чести, достоинства.
  5. Сохранность минимального имущества должника, необходимого для обеспечения своих физиологических потребностей, содержания семьи.

Важно, что основополагающей целью надзора является охрана прав и потребностей физических лиц, деятельности которых непосредственно касается функционирование СП.

Надзором за исполнением обязанностей судебных приставов занимается прокуратура Проверке подлежат следующие действия исполнителей:

  1. Выполнение требований суда.
  2. Документальное оформление мероприятий взыскания.
  3. Соразмерность налагаемого ареста на объекты собственности должника.
  4. Отслеживание ходатайства к гражданам по исполнительному производству.
  5. Оценка полноты мер по розыску ответчика, выявлению его имущества и др.

Особое внимание прокурорского надзора направлено на контроль исполнительских действий:

  1. Защищенность процессов.
  2. Условия применения дополнительных мер силового воздействия на граждан.
  3. Порядок подбора, приготовления территории для проведения производства.
  4. Обеспечение неприкосновенности, безопасности служащим государственных структур, являющихся участниками производства.
  5. Координирование сроков погашения исполнительных листов и др.
  6. Исполнительность при предоставлении в суд вещественных доказательств.

Субъектом прокурорской проверки является комплекс мероприятий по реализации требований суда. Объектами контроля признаются действия территориальных организаций приставов и граждан, осуществляющих работу в них.

Работники прокуратуры должны непрерывно контролировать следование СП Конституции РФ, нормам действующего федерального, регионального законодательства. Базовыми задачами прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов являются:

  1. Оценка законности решений СП.
  2. Защита интересов субъектов исполнительного производства.
  3. Анализ работы приставов на соответствие действующему постановлению суда, полномочиям, определенным законодательством.

Прокуратура должна следить, исполняются ли судебными приставами решения суда в соответствии с законом П.2 ст.1 закона о прокуратуре определяет основные цели работы службы надзора по отношению к СП:

  1. Соблюдение верховенства закона, обеспечение защиты государства, общества, прав граждан.
  2. Актуальность обнаружения нарушений и принятие соответствующих мер к должностным лицам.
  3. Отслеживание правомерности деятельности СП, направленной на исполнение требований суда, по отношению к должникам и гражданам, вовлеченным в процесс.

В связи с тем, что служба приставов занимается оперативно-розыскной работой, предметом надзора прокуратуры становится порядок осуществления мероприятий по расследованию, оценка разрешения обращений и сообщений о возможных преступлениях, а также порядок соблюдения конституционных прав граждан. Надзор осуществляется по двум основным направлениям:

  1. Соблюдение государственного законодательства и регламента деятельности ССП.
  2. Следование решениям суда и иным нормативно-правовым актам.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами на основании заявлений и обращений граждан.

Задачами надзора являются не только защита заявителей, но и интересов служащих ССП.

Если в действиях исполнителя обнаружено нарушение, проверяющий выносит предписание на имя вышестоящего должностного лица в рамках организации или субъекта.

Порядок организации прокурорского контроля состоит в распределении полномочий между структурными подразделениями прокуратуры, работой которых является осуществление надзора следующих действий:

  1. Рассмотрение обращений граждан о правонарушениях в работе СП.
  2. Применение закона о работе приставов исключительно в рамках прописанных норм.
  3. Участие прокурора в делах, касающихся судебного оспаривания действий приставов и др.
  4. Обеспечение законности исполнительских действий по гражданским делам.
  5. Проверка соответствия документов, издаваемых приставами, нормативно-правовым актам РФ.
  6. Полнота исполнения российского законодательства.

В обязанности проверяющего входит анализ и выявление правонарушений в работе судебного пристава При этом обеспечивается слаженная работа подразделений, искореняется задвоенность действий подчиненных и достигается максимальная эффективность труда. Проверки действий службы судебных приставов могут иметь систематический и внеплановый характер.

Первый тип предполагает осуществление надзора в запланированные подразделением сроки, а второй – реагирование на обращения граждан, представителей органов власти, информации из СМИ.

В зависимости от направления расследований федеральная и территориальная служба прокуратуры имеет подразделение на следующие отделы:

  1. Госнадзор за реализацией свода законов государства.
  2. Контролирование особо важных дел по нарушению уголовно-процессуального свода законов главным управлением СП.
  3. Проверка оперативно-розыскных мероприятий и следствий.
  4. Контроль хода следствия.

Сущность деятельности прокурора по надзору за работой СП определяется тремя правилами:

  1. Доскональное изучение законодательства, регулирующего деятельность СП.
  2. Оценка фактов возникновения нарушений и мер, принятых для их исправления.
  3. Анализ статистических данных.

Работа проверяющего состоит из следующих этапов:

  • Приглашение для дачи показаний должностного лица, на действия которого получена жалоба.
  • Подготовка заключения и характеристики мер наказания.
  • Выявление нарушений и привлечение старших по должности приставов к урегулированию вопросов, вынесение предложений о дисциплинарном наказании виновного лица.

    При обнаружении препятствий исполнения судебного решения прокурор обязан предпринять исчерпывающие решения для обеих сторон: не только к СП, но и к гражданам, исполняющим их законные требования.

  • Изучение фактов деятельности пристава по спорному производству. При этом проверка материалов дела происходит непосредственно в службе приставов, либо путем направления запроса на предоставление документов.

Неправомерные действия судебных приставов могут повлечь за собою административную и уголовную ответственность По результатам проверки обращений граждан надзорный орган имеет право предпринять следующие меры:

  • Провести информирование Генеральной прокуратуры по результатам надзора.
  • Подать протест в суд на оспаривание постановлений, актов и действий СП, руководствуясь приказом №137 от 06.09.2007 г.
  • Инициировать исправление нарушений в рамках ССП путем предъявления протеста руководящему должностному лицу, и написать предостережения субъекту проверки о недопустимости нарушения закона.

    Решение вопросов в рамках ФССП происходит только при отсутствии в нарушении уголовного состава, при этом прокурор имеет право объединить несколько заявлений при вынесении предписания.

  • Возбудить дело по административным проступкам (ст.

    17.7 КоАП РФ).

  • Вынести постановление о направлении материалов проверки в следственный орган для привлечения лиц к уголовной ответственности (п.

    2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Прокурорский надзор законности действий приставов позволяет усовершенствовать работу службы, достичь максимальной эффективности исполнения решений суда.

Результатом своевременного реагирования прокуратуры становится налаживание утвержденного порядка деятельности судов, обеспечение гаранта удовлетворения законных требований граждан. О судебных приставах и не только можно узнать из видео:  Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже: Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы?

Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы Твитнуть Поделиться Поделиться Класснуть Отправить Рейтинг статьи: (пока оценок нет)

Загрузка.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

Статьей 1 Закона о прокуратуре надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление. Но Закон не устанавливает каких-либо специальных полномочий прокурора как по выявлению нарушений, так и принятию мер реагирования, так что все то, что было изложено выше, вполне применимо и в отношении судебных приставов.

Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение судебных актов и актов других органов, данная служба выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти.

Поэтому данное направление надзора имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться. Согласно Закону судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

  1. 2) судебные приставы-исполнители.
  2. 1) судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора. Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (приказ ФССП России от 17.12.2015 № 596), а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел. Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является надзор:

  1. — соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.
  2. — законностью решений, принимаемых судебными приставами- исполнителями;
  3. — за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;

Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны.

Если судебный пристав принимает незаконное решение — выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации. В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать.

Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству. При плановой или текущей проверке исполнения законодательства в районной (городской) службе судебных приставов необходимо провести тщательную подготовку.

О принципах проведения подготовительных мероприятий уже говорилось выше. Вопросы, которые предстоит выяснить в ходе проверки, можно разделить на несколько групп:

  1. — наличие фактов бездеятельности в тех случаях, когда закон требует от судебного исполнителя совершения активных действий;
  2. — соблюдение законности при наложении взысканий на граждан и должностных лиц;
  3. — соблюдение установленных для исполнительного производства сроков;
  4. — иные вопросы деятельности службы судебных приставов.

В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов. Независимо от характера конкретного исполнительного производства необходимо проверить соблюдение судебным приставом следующих установленных законом сроков:

  1. — установленных должником для добровольного исполнения;
  2. — возбуждения исполнительного производства;
  3. — рассмотрения обращений юридических и физических лиц.
  4. — совершения исполнительных действий;
  5. — направления заинтересованным лицам копий постановления о возбуждении исполнительного производства;

Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий.

Проверка порядка совершения исполнительных действий включает в себя проверку следующих моментов:

  1. — соответствия исполнительного документа требованиям закона;
  2. — соблюдения очередности удовлетворения требований взыскателей;
  3. — соблюдения требований закона при наложении ареста на имущество должника (описи имущества, его изъятия, передачи на хранение),
  4. — вынесения постановления об окончании исполнительного производства;
  5. — соблюдения сроков предъявления исполнительного документа к исполнению;
  6. — соблюдения требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю;
  7. — выполнения требований закона о принятии к исполнению исполнительного документа;

наложении ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;

  1. — решения вопросов исполнения решений по спорам неимущественного характера (вселение, выселение, восстановление на работе и др.).
  2. — обоснованности изменения способа и порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства;
  3. — законности действий по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов;
  4. — способов оценки и реализации имущества должника, привлечение в необходимых случаях специалистов;

Кроме того, прокурор должен проверить поступившую информацию о наличии оснований для отвода судебного пристава. Судебный пристав не может участвовать в исполнении судебных постановлений и постановлений иных органов в случаях:

  1. 1) если он является родственником сторон или других лиц, участвующих в деле, и их представителей;
  2. 2) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Проверяя наличие фактов бездеятельности судебных приставов, в частности, необходимо выяснить:

  1. — соблюдаются ли требования о направлении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;
  2. — своевременно ли направляются копии исполнительных документов в связи с изменением места жительства или работы должника;
  3. — не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства;
  4. — обращается ли в суд в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом; вынесении определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.
  5. — выполняются ли требования по розыску должника и его имущества; направляются ли письменные запросы в налоговые органы, органы регистрации и т.д.;

Проверка обоснованности наложения на граждан или должностных лиц взысканий ставит своей целью выяснение следующих вопросов:

  1. — правомерно ли наложение на должника взыскания за неисполнение решений суда;
  2. — является ли обоснованным вынесение судебным приставом постановления о приводе гражданина или должностного лица за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава или к месту совершения исполнительных действий;
  3. — допускаются ли нарушения в ходе привлечения виновных к ответственности за неисполнение законных требований судебных приставов-исполнителей и нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве;
  4. — утверждено ли постановление старшим судебным приставом; не допущено ли нарушения закона при доставлении этого лица.

Надо отметить, что наложение судебным приставом штрафа регулируется нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а не КоАП и, следовательно, не является привлечением к административной ответственности.

Поэтому действие ст. 85 и 87 указанного Закона, регулирующих наложение штрафа постановлением судебного пристава, распространяется также на военнослужащих и других лиц, несущих ответственность в дисциплинарном порядке. Проверке подлежит и состояние законности в деятельности службы судебных приставов, напрямую не связанной с исполнением судебных постановлений, а касающейся следующих вопросов:

  1. — отчисления в бюджет денежных сумм от исполнительских сборов;
  2. — формирования внебюджетного фонда развития исполнительного производства, его целевого использования.

Надзор за исполнением законов районной (городской) службой судебных приставов по существу не отличается от надзора за исполнением законов иными государственными органами, и к нему относится все сказанное выше относительно порядка проведения проверок.

Следует только перечислить те документы, с которыми должен при проведении проверки ознакомиться прокурор:

  1. — зональные книги учета исполнительных производств;
  2. — алфавитные указатели учета взыскателей;
  3. — журнал учета штрафов, налагаемых судебными приставами- исполнителями при исполнении судебных решений;
  4. — книга учета исполнительных документов;
  5. — книга учета депозитных сумм;
  6. — отчетно-статистическая документация.
  7. — журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплачиваемых в период розыска родителей;
  8. — книга выплаты премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;
  9. — журнал регистрации жалоб и заявлений;
  10. — реестр дел;
  11. — журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;

Если в результате проверки прокурор придет к выводу о необходимости применения мер прокурорского реагирования, он делает это по общим правилам принесения протеста, внесения представления и направления предостережения.

При решении вопроса о том, каким именно образом реализовать свое право на опротестование незаконного постановления судебного пристава-исполнителя, следует принять во внимание, что на практике протест приносится старшему судебному приставу районной (городской) службы судебных приставов.

Обжалование действий судебного пристава по исполнению документов иных органов включается в подведомственность судов общей юрисдикции независимо от того, связана ли выдача исполнительного документа с осуществлением экономической деятельности или нет.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+