Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Нарушение правил пожарной безопасности какая ответственность

Нарушение правил пожарной безопасности какая ответственность

Нарушение правил пожарной безопасности какая ответственность

Штраф за нарушение пожарной безопасности

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Информация о недоимках в федеральный бюджет Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Интересная цитата из судебного решения Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Руководствуясь статьей 100 Лесного кодекса РФ и установив, что вступившими в законную силу постановлениями руководителя отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах ответчики признаны виновными в совершении административного правонарушения за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, с назначением наказания в виде штрафа; на основании акта о лесном пожаре, справки о затратах, а также иных материалов дела установлена стоимость работ по тушению лесного пожара; ущерб лесам (деревья, уничтоженные пожаром) отсутствует, суд правомерно взыскал затраты по тушению лесного пожара, поскольку оплата ответчиками штрафа за совершенное ими административное правонарушение не освобождает их от имущественной ответственности, выразившейся за причинение ущерба лесам. изменены размеры штрафов за нарушение требований пожарной безопасности: для ИП штраф составляет от 20 тыс.

до 30 тыс. руб., а за нарушение в условиях особого противопожарного режима — от 30 тыс. до 40 тыс. руб. Штраф для юрлица за нарушение в условиях особого противопожарного режима снижен и составляет от 200 тыс.

до 400 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст.

20.4 КоАП РФ); Штраф для юрлица за нарушение требований пожарной безопасности (за исключением, например, если нарушение повлекло пожар и смерть человека) в условиях особого противопожарного режима снижен и составляет от 200 тыс. до 400 тыс. руб. (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности

Нарушения требований пожарной безопасности

Любое противоправное действие подразумевает наказание в соответствии с законодательством.

Невыполнение требований пожарной безопасности не является исключением. Подобные действия несут высокую угрозу для жизни и здоровья человека, а также становятся причиной порчи материальных ценностей вследствие возгорания.

Регулярно сотрудники ГПН фиксируют различные правонарушения, которые влекут за собой возникновение пожара. Среди наиболее распространенных можно выделить:

  1. отсутствие инструкций и плана эвакуации;
  2. отсутствие источников водоснабжения в местах массового скопления людей;
  3. использование легковоспламеняющихся и токсичных материалов отделки в местах общего пользования;
  4. около выхода на крышу здания нет информации о местонахождения ключа.
  5. отсутствие первичных средств тушения пожара;
  6. несоответствие маршрута эвакуации установленным нормам;
  7. несоблюдение правил использования электросетей и оборудования;
  8. допуск к работе специалистов, не прошедших инструктаж;
  9. отсутствие автоматизированных систем и противопожарной сигнализации;
  10. загромождение запасных выходов;

В российском законодательстве предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Каждый из перечисленных пунктов является противоправным деянием и может привести к серьезным последствиям.

Существует три основных меры пресечения, позволяющих эффективно противодействовать нарушениям в области ПБ. Среди них дисциплинарная, административная и уголовная. Выбор наказания производится в соответствии тяжестью и масштабами нарушения.

Понести ответственность, обоснованную нарушением требований ПБ могут как физические, так и юридические лица. Это могут быть простые граждане, а также руководители предприятий и сотрудники организаций. Работодатель выявив несоблюдение требований может назначить дисциплинарное наказание в отношении работника, на которого были возложены должностные обязанности по обеспечению ПБ на предприятии.

Работодатель вправе использовать следующие меры пресечения:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение (если сотрудник продолжает систематически нарушать требования).

Данные виды наказания предусмотрены трудовым кодексом и назначаются, основываясь на периодичность нарушений, а так же их последствия.

Чаще всего применяется административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности. В качестве пресечения выписывается предупреждение или штраф, который для граждан составляет от двух до трех т. р., для уполномоченных лиц от шести до пятнадцати т.

р., а для юридических лиц от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.

Эти цифры актуальны в тех случаях, когда халатность не повлекла за собой негативных последствий. Данные размеры штрафов установлены административным кодексом, статья 20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

Если несоблюдение требований допущено во время действия особого противопожарного режима, размеры взысканий значительно увеличиваются:

  1. на уполномоченных лиц – от 15 до 30 тыс. руб.
  2. на граждан – от 2 до 4 тыс. руб.
  3. на юр. лицо – от 200 до 400 тыс. руб.

Если нарушение правил ПБ повлекло за собой возникновение пожара и порчу чужого имущества, тогда сумма штрафа для граждан достигает пяти тысяч, для уполномоченных лиц до пятидесяти тысяч, а юридическое лицо может лишиться четырехсот тысяч рублей.

Максимальное наказание в соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрено в тех случаях, когда правонарушение повлекло за собой смерть человека или нанесло ущерб его здоровью. Учитывая тяжелые последствия, юридическое лицо получает штраф от 600 000 рублей до одного миллиона или приостановление деятельности на три месяца.

В уголовном кодексе есть статья 219, которая так же предусматривает наказание в виде заключения под стражу или исправительных работ. Если нарушение правил ПБ повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, ответственное лицо может получить срок лишения свободы до трех лет.

В случае гибели людей срок возрастает до пяти лет. Если погибло более двух человек – до семи лет.

Штраф за нарушение пожарной безопасности в 2020 году

Противопожарные правила обязаны исполнять все гражданине РФ.

За игнорирование пожаробезопасности (ПБ) можно не только получить финансовое взыскание, но и стать причиной трагических последствий, включая человеческие жертвы.Сегодня, для открытия фирмы, кроме всех необходимых мероприятий по достижению прибыли и прочих хозяйственных задач, должны быть соблюдены соответствующие противопожарные мероприятия. Такие же меры должны соблюдаться при повседневной жизни граждан РФ.Содержание: Нормативная база, регламентирующая ПБ в 2020 году, представлена следующими законодательными актами:

  1. Правительственным решением № 272 РФ от 31.03.2009 г. «О порядке проведения расчетов …».
  2. Правительственным решением № 1225 от 30.12.2011 г. «О лицензировании деятельности по монтажу …»
  3. Правительственным решением РФ № 390 от 25.04.2012 г. «О противопожарном режиме».
  4. Правительственным решением № 385 от 20.06.2005 г. «О … противопожарной службе …»
  5. Законом № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности».
  6. Законом от № 123-ФЗ 22.07.2008 г. «Технический регламент …».
  7. Законом № 100-ФЗ от 06.05.2011 г. «О добровольной пожарной охране».
  8. Правительственным решением № 304 от 7.04.2009 г. «Об утверждении Правил оценки …»
  9. Правительственным решением № 69 от 31.01.2012 г. «О лицензировании деятельности по тушению …»
  10. Правительственным решением № 290 РФ от 12.04.2012 г. «О … пожарном надзоре».
  11. Сводом правил СП 4.13130.2013 об ограничении распространения огня на объектах (с изменениями на 18.07.2013 года).

В 2020 году нормативная база увеличилась еще на 4 документа:

  1. Правительственное решение № 774 от 29.06.2017 г.

    «О внесении изменений в Положение …»

  2. Приказ МЧС РФ № 478 от 30.10.2017 «Об утверждении минимального перечня оборудования, …»
  3. Закон № 244-ФЗ от 29.07.2017 г. «О внесении изменений …»
  4. Правительственное решение № 762 от 28.06.2017 г. «О внесении изменений в некоторые акты …»

Ответственность за несоблюдение положений ПБ регламентируются ст.

8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ.Последнее время стране все чаще случаются те или иные возгорания.

Пожары в торговых комплексах различных регионов РФ вскрыл целый набор правонарушений, допущенных лицами, отвечающими за ПБ на объектах.

Регулярные возгорания, продолжают наносить не только материальный ущерб, но и некоторые из них приводят к человеческим жертвам.

И в таких обстоятельствах требуется принимать все меры по наказанию лиц, несоблюдающих противопожарные правила.Существующее законодательство предусматривает за халатное отношение ответственных лиц за ПБ не только финансовое взыскание, но и даже, в некоторых ситуациях, уголовную ответственность.Несмотря на это, собственники компаний и начальники вспоминают о наличии недочетов, связанных с ПБ в двух вариантах:

  • Когда случилось возгорание.
  • Когда на объект прибыл пожарный инспектор и составил протокол о несоблюдении ПБ.

Надо признать, что уровень ответственности за ПБ в стране довольно слабый.

Не все руководители стремятся затрачивать средства на противопожарное оборудование и системы автоматического тушения пожаров.

Но всё же, когда, как говориться, «петух клюнет» в образе пожара, руководители вынуждены раскошелиться на приобретение оборудования.В зависимости от конкретных обстоятельств, при нарушении положений ПБ, применяются следующие виды наказания:

  1. Уголовное, выражаемое потерей свободы.
  2. Административное, в виде финансового взыскания.
  3. Дисциплинарное.

Ответственные лица за ПБ, при выявлении нарушений пытаются отделаться в первую очередь штрафом, либо дисциплинарным наказанием.

Однако в некоторых вариантах, при нанесении ущерба в огромном размере, уголовного наказания вряд ли удастся избежать.Уголовное наказание может проявится, если:

  1. Осуществляется умышленное, то есть преднамеренное разрушение или повреждение имущества.
  2. Происходит разрушение или повреждении по халатности.
  3. Халатное отношение к ПБ наносит пострадавшим ущерб здоровью или приводит к гибели людей.

Все перечисленные неправомерные проступки регламентируются 3-мя статьями УК РФ: ст. 167; ст. 168; ст. 219.Законодательные нормы в отношении ПБ постоянно изменяются, внося новые поправки и добавления, ужесточающие ответственность нерадивых лиц.

Ряд поправок облегчают деятельность руководителей учреждений, а ряд усложняют.Так, законом № 120-ФЗ от 03.06.2011 года были внесены поправки в ст. 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ, в результате чего были ужесточены штрафные взыскания за несоблюдение положений ПБ.Каковы же изменения коснулись этих статей?

  • Во-вторых, увеличен размер взыскания за несоблюдение положений ПБ, выявленных на ж/д, морском, водном, внутри страны или воздушном ТС и сегодня он равняется:
  • Во-первых, постановление об административном наказании за несоблюдение положений ПБ не может быть утверждено после двухмесячного срока с даты обнаружения данного правонарушения.
  1. Для чиновников – от 4000 до 5000 рублей (раньше – от 1000 до 2000 рублей).
  2. Для физлиц от 1500 до 2000 рублей (раньше было от 500 до 1000 рублей).
  • В-третьих, утверждены новые размеры взысканий:
  1. Неисполнение предписания инспектора государственного пожарного надзора (ГПН) в установленное время приводит к назначению финансового взыскания:
  2. Неисполнение замечаний инспектора ГПН на участках, исполняющих функции в области медицины, образовательной сферы и соц. услуг, приводит к назначению финансового взыскания:
  3. На физ.

    лицо – от 1500 до 2000 рублей.

  4. На чиновника – от 3000 до 4000 рублей.
  5. На учреждение – от 70 000 до 80 000 рублей.
  6. На физлиц – от 2000 до 3000 рублей.
  7. На учреждение – от 90 000 до 100 000 рублей.
  8. На чиновников – от 5000 до 6000 рублей или дисквалификацию на период до 3 лет.

Законом № 120-ФЗ от 03.06.2011 г. «О внесении изменений в КоАП …» утверждены новые размеры административного наказания за несоблюдение положений ПБ, которые отображены в ст. 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ.Ниже, в таблице приведены размеры финансовых взысканий разных категорий лиц в зависимости от вида нарушений правил ПБ, которые регламентированы ст.

20.4 КоАП РФ.Статья 11.16 КоАП РФ регламентирует требования ПБ на ж/д, водном – внутри страны, воздушном или морском ТС. За игнорирование утвержденных положений ПБ предполагается наказание в виде финансового взыскания:

  1. На физ. лицо – от 1500 до 2000 рублей.
  2. На чиновника – от 4000 до 5000 рублей.

Статья 8.32 КоАП РФ регламентирует требования ПБ в лесных массивах.Примечание. За неправомерные действия, отображенные в указанной статье, лица, занимающиеся предпринимательской работой без создания юр.

лица, будут подвергнуты административному наказанию на уровне учреждений.В следующей таблице представлены размеры финансовых взысканий разных категорий лиц в зависимости от вида правонарушений ПБ, которые регламентированы ст.

8.32 КоАП РФ.ПБ на объекте является важной составляющей безопасности людей и имущества. Поэтому все страны мира принимают законы, с описанием четких требований по обеспечению ПБ, предупреждающих очаги загораний.Контроль над выполнением положений ПБ на объектах территории РФ возложен на:

  • Региональный центр МЧС.
  • Государственный пожарный надзор (ГПН) МЧС РФ.
  • Управление МЧС по субъекту.

Последние разрабатывают план для ежегодной проверки ГПН объектов.Обычно, инспекторами ГПН проверяется:

  1. Обязанности, возлагаемые на начальников учреждений и на ответственных лиц за ОТ и ПБ.
  2. Наличие допусков и разрешительных документов по ПБ на объекте.
  3. Наличие требуемых документов по ПБ (приказы, инструкции, журналы и акты).

Положение о ПБ в учреждении регламентируется рядом документов, одним из которых является Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 года. Руководству учреждений и ответственным лицам за ПБ требуется знать основные требования документа.

Приказ определяет способы обучения в данной области с отображением квалификации работников, обязанных обучаться.

Обучение может осуществляться очно, в специализированных центрах, имеющих лицензию, а также на предприятиях.Обучаться непосредственно в учреждениях могут следующие категории работников:

  1. Работники, выполняющие работы на взрывопожароопасных участках.
  2. Руководители структурных отделов учреждений, руководители и гл. специалисты структурных отделов производств, относящихся к взрывопожароопасным участкам.
  3. Лица, отвечающие за ПБ в структурных отделах.
  4. Педагоги дошкольных образовательных заведений.
  5. Лица, которые включены в добровольную пожарную дружину (ДПД).
  6. Охранники предприятий.

Организация учебного процесса по утвержденному плану возлагается на руководителя компании, либо на лицо, ответственное за ПБ, согласно приказу руководителя.По завершению учебы организовывается экзамен. Для этого, приказом начальника создается комиссия, которая разрабатывает программу экзамена и проверяет знания обучивших людей.Ознакомится с организацией ПБ многоэтажек можно, посмотрев видео.https://www.youtube.com/watch?v=FU8T-P_QnRI&feature=youtu.be(Видео: “Пожарная безопасность многоэтажек.

Утро с Губернией”.)Для того, чтобы не быть наказанным за недочеты инспекцией ГПН не надо ожидать ее посещения, а проверить состояние ПБ и самому своевременно устранить недоработки на объекте.Для уклонения от финансового взыскания при проверке, рекомендуется осуществить следующие меры:

  • Провести дополнительный инструктаж с работающим персоналом по правилам ПБ.
  • Рассчитать возможный риск загорания на предприятии.
  • Загодя подготовить материалы, касающиеся ПБ.
  • Самостоятельно выявлять недостатки в ПБ на предприятии и устранять их до прибытия работника ГПН.
  • Каждый месяц проводить техническое обслуживание системы пожаротушения.

Если же постановление о взыскании инспектором выписано, провинившийся вправе обжаловать решение путем отсылки искового заявления в суд либо отправить жалобу вышестоящему органу.В отправленной жалобе требуется отобразить:

  1. Контактные данные для связи с истцом (телефон, почтовый адрес или электронная почта).
  2. Ф.И.О. подателя жалобы.
  3. В приложении перечислить список документов, прикрепленных к запросу в качестве аргументов, доказывающих правоту подателя запроса.
  4. Дату составления жалобы.
  5. Подпись подателя жалобы.
  6. Наименование государственного учреждения, куда отсылается жалоба, с отображением Ф.И.О.

    руководителя.

  7. В содержательном разделе изложить кратко и грамотно суть жалобы.

Оплату выписанного штрафа за несоблюдение ПБ, ответственное лицо может осуществить, обратившись в отделение любой банковской установки, предъявив кассиру постановление, в котором отображены платёжные реквизиты получателя штрафа и указанную сумму денежных средств с учетом комиссии за перевод.Оплату штрафа необходимо осуществлять своевременно не позже 60-ти суток с момента вступления постановления о штрафе в законную силу, в противном случае штрафнику грозит более суровое наказание.Сегодня, благодаря развитию технического прогресса, кроме названного способа перечисления штрафа, предлагаются следующие методы погашения штрафных санкций:

  • Через Интернет с использованием интернет-сервисов, в том числе:
  • Через терминалы и банкоматы, которые сегодня установлены в большинстве городов РФ.
  1. Портала «Госуслуг».
  2. Платежных электронных кошельков: Веб Мани, Яндекс-Деньги, КИВИ.
  3. Сервиса «Сбербанк Онлайн»

Перевод денежных средств на этих ресурсах невозможен без предварительной регистрации на сайтах. Для перечисления требуется иметь пластиковую карточку банка.

Астраханская обл. Алтайский край Амурская обл. Архангельская обл. Забайкальский край Приморский край Удмуртская Республика Якутия Чеченская республика Чувашская Республика Белгородская обл. Волгоградская обл. Вологодская обл.

Воронежская обл. Еврейская автономная обл. Ивановская обл. Иркутская обл. Калининградская обл. Калужская обл.

Кемеровская обл. Краснодарский край Красноярский край Курганская обл. Кировская обл. Липецка обл. Оренбургская обл. Орловская обл. Омская обл. Пермский край Ульяновская обл. Тульская обл. Челябинская обл. Ханты-Мансийский автономный округ Новосибирская обл. Республика Северная Осетия-Алания Свердловская обл.
Республика Северная Осетия-Алания Свердловская обл. Смоленская обл. Ростовская обл.

Ярославская обл Республика Башкортостан (Башкирия) Республика Карелия Республика Коми Республика Марий Эл Республика Мордовия Республики Саха (Якутия) Республика Татарстан Саратовская обл.

Тверская обл. Тюменская обл. Томская обл. Самарская обл. Владимирская обл. Карачаево-Черкесия (КЧР) Курская обл.

Мурманская обл. Ставропольский край Ямало-Ненецкий автономный округ Подмосковье Кабардино-Балкарская Республика Адлер (Краснодарский край) Анапа Апатиты Армавир Алексин Ангарск Артем Балашиха Барнаул Белгород Биробиджан Братск Брянск Великий Новгород Выборг Вышний Волочёк Владикавказ Владимир Вологда Гатчина Геленджик Дзержинск (Нижегородская обл.) Димитровград Дмитров Долгопрудный Ейск Ессентуки Железнодорожный Жигулевск Заводоуковск Ивангород Ижевск Йошкар-Ола Казань Калуга Камышин Кашира Кингисепп Кимры Кирово-Чепецк Королев Костомукша Королев Костомукша Кошелев Кстово Курган Лыткарино Медвежьегорск Мелеуз Миассе Минусинск Муравленко Мценск Нальчик Нефтекамск Нижнекамск Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Ноябрьск Одинцово Октябрьский Омск Оренбург Пенза Пермь Петрозаводск Пикалево Ростов-на-Дону Рошаль Руза Рязань Самара Саранск Саратов Сергиев Посад (Московская область) Северодвинск Смоленск Сочи Советск Сыктывкар Сысерти Сургут Суздаль Стрежевой Феодосия Тверь Тихвин Троицк Тобольск Тольятти Тулун Тында Удомля Углич Уфа Химки Чебоксары Череповец Чехов Шуя Якутск Ярославль Городской округ Серебряные Пруды Городской округ Подольск Поселок Чамзинка

Нарушение требований пожарной безопасности

Огонь – стихия страшная и неконтролируемая. Последствия от его распространения – плачевны. И хорошо, если пожар затронул только материальные ценности.

Но, как показывает статистика, людей гибнет на пожарах от года в год все больше и больше.

Причины возгораний огромное количество.

Это и стихийные природные силы, катаклизмы, и воздействия бытового или производственного характера. Но все чаще в статистике появляется одна оговорка – нарушение правил пожарной безопасности.

Почему так происходит, ведь всем понятно, что именно соблюдение правил ПБ дает возможность минимизировать потери. Тем более они узаконены государственными актами, нарушать которые – значит, понести ответственность. Это касается всех людей, но особенно тех, кто наделен ответственностью воплощать эти правила в жизнь.

Требования правил противопожарной безопасности распространяются на все без исключения объекты. Но особое отношение к тем производственным предприятия, где используются в качестве сырья или полуфабрикатов горючие материалы.

То есть те материалы, которые могут гореть, самовозгораться, поддерживать горение и распространять огонь.

Но не стоит занижать степень воздействия пожаров в офисах и жилых помещениях, где получение увечий не меньше, чем при пожаре на производстве.

Кстати, получение ожогов расценивается, как получения тяжких телесных повреждений. А за это виновный должен быть наказан.

Правда, все это не так просто доказать.

Понятно, когда пожар произошел по причине поджога. Как говорят юристы, инициировалось умышленное возгорание. То есть вот он поджигатель (нарушитель), он же преступник, виновник очевиден, остается его только осудить.

Сложнее, когда пожар произошел по причине внешних или внутренних неблагоприятных факторов.

Доказать здесь чью-то вину практически невозможно. Начнем с того, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности объекта всегда несет в первую очередь собственник или руководитель.

И, неважно, что приказом назначается ответственное за ПБ лицо. Последний хоть и несет ответственность, но является всего лишь исполнителем.

Теперь, что считается нарушением.

Это несоблюдение:

  1. нормативных документов;
  2. неудовлетворительное состояние объекта в плане пожарной безопасности;
  3. неукомплектованность предприятия, фирмы или организации средствами пожаротушения.
  4. предписаний, которые выдаются представителями Госпожнадзора;
  5. законодательных актов по пожарной безопасности;

Как показала практика, убеждать сотрудников и работников, что соблюдать правила ПБ надо обязательно, бесполезно. Все знают, но мало кто делает.

Поэтому фактор страха присутствовать должен обязательно. Дисциплинарные взыскания, как минимальное наказание, присутствовать должны. И их суровость будет определяться грубостью нарушения, его периодичностью или повторяемостью.

Сюда можно добавить тяжесть последствий.

К примеру, пострадали люди или сгорело только имущество.

Разница существенная, отсюда и суровость наказания будет разной. Добавим, что надзор за выполнением правил противопожарной безопасности – обязательная составляющая.

Без нее нельзя гарантировать, что даже ответственные сотрудники будут качественно выполнять свои обязанности.

И хотя в правилах нет сложных обязанностей, большинство относится к ним с прохладцей. К тому же нельзя говорить о качестве любых действий, если сотрудники не знают правил. Поэтому очень важно осведомлять персонал объекта, а тем более, ответственных за ПБ лиц, о нововведениях, о появлении новых средств пожаротушения и так далее.

Поэтому очень важно осведомлять персонал объекта, а тем более, ответственных за ПБ лиц, о нововведениях, о появлении новых средств пожаротушения и так далее.

То есть получается так, что установление новых аспектов и требований пожарной безопасности – это изменение законодательной базы.

Незнание новшеств приводит к нарушению закона. Что определяет нарушения требований пожарной безопасности.

Здесь две позиции – полное бездействие, то есть невыполнение правил ПБ, и поступки, которые могли привести к пожару.

По второму пункту можно сказать так – действия могли спровоцировать возгорание, не обеспечить его устранение или локализацию (полную или частичную). Кому же можно предъявлять претензии в случае нарушения правил ПБ.

Сразу оговоримся, что под это попадают только люди возрастом старше 16 лет. А в остальном это могут быть:

  1. руководитель федеральных органов исполнительной власти;
  2. владельцы недвижимости;
  3. руководитель структур самоуправления на местах;
  4. руководитель объекта, у которого есть полномочия владения или распоряжения имуществом и недвижимостью;
  5. сотрудник, отвечающий за пожарную безопасность предприятия или организации, назначенный приказом руководителя;
  6. любое должностное лицо, в обязанности которого вменен контроль и ответственность за противопожарным режимом на объекте.

Отметить, что ответственность за нарушения ППБ характеризуется разным составом преступления. К примеру, если надзорный орган установил факт несоблюдения правил пожарной безопасности, то применяется административное взыскание.

Если надзор требует выявления причинной связи, то действие характеризуется как уголовно-наказуемый проступок.

Нарушение пожарной безопасности квалифицируют по разным параметрам. Перечислим их. Какие требования могут быть нарушены:

  • Осведомленность персонала объекта о правилах ПБ, соответственно не обеспечение обучения.
  • Требование к комплектности средств пожаротушения и сигнализации. Сюда входят как первичные средства, так и технические.
  • Несоблюдение соответствия правилам помещений и территории. В основном здесь учитываются организационно-эксплуатационные характеристики.
  • Исполнение предписаний, исходящих от надзорных органов.
  • Безопасное проведение операций, связанных с открытым огнем или нагревом материалов.

Нарушения в зависимости от тяжести последствий подразделяются на:

  • Административные.

    Это когда факт нарушения присутствует, но нет реализации последствий. Или когда причиненный ущерб меньше, чем вред, нанесенный здоровью человека.

  • Уголовные.

    Здесь все налицо: установлены факты гибели людей или причинен значительный вред их здоровью.

К ответственности за нарушение правил пожарной безопасности привлекаются ответственные лица по следующим статьям:

  1. №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Здесь обозначено декларирование ответственных за ПБ работников, а также нормы ПБ.
  2. КоАП РФ статья 20.4, где расписана административная ответственность.
  3. КоАП РФ статья 19.5, где обозначена ответственность за невыполнение предписаний сотрудников Государственного .
  4. УК РФ статья 219 – обозначена уголовная .

При обнаружении нарушений правил представители проверяющего органа не сразу накладывают взыскания. Инспектор надзорного органа выдает предписание, в котором четко определены нарушения, а также способы их исправления.

Дается определенный срок, чтобы исправить данные нарушения, но не больше 1 года. Если повторная инспекция выявляет хотя бы одно нарушение из предписания, то есть происходит игнорирование законных требований, то на неисполнителя накладывается штраф.

Сегодня нередко выходят в суд для приостановления деятельности объекта.

И, как показывает практика, это самая действенная мера, которая дает толчок (пинок) руководителям объекта, чтобы исправить все нарушения и недочеты. Отметим, что игнорирование требований ППБ – это возможность вменить сразу два вида ответственности: уголовную и административную. Первую вменяют лицам, ответственным за ПБ объекта, вторую для юридических лиц, в помещениях или на территории которых произошел пожар.

В последнем случае акцентируют внимание на то, что последствия были с учетом тяжелого ущерба здоровью людей.

Здесь действует два вида наказания: предупреждение или штраф. В последнем случае размер штрафных санкций таков:

  1. 15000-1000000 руб. для юридического лица.
  2. 6000-50000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ лиц;
  3. 1000-5000 руб. для граждан;

Если произошло неисполнение условий предписания, выданного инспектором Госпожнадзора:

  1. 1500-5000 руб. для граждан;
  2. 3000-20000 руб.

    для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ;

  3. 70000-200000 руб. для предприятий.

Еще один момент, касающийся административной ответственности. Его относят к руководителям объектов.

Существует практика, когда директора предприятий снимали с занимаемой должности сроком до 3 лет. Это происходит в судебном порядке.

При этом не учитывается, были нарушения сделаны законодательной базы или предписания инспектора. Видео: В статье 219 Уголовного Кодекса четко расписаны взыскания в зависимости от степени нанесенного ущерба здоровью человека.

К примеру, при тяжком вреде:

  1. штраф не более 80000 рублей или частичного дохода за полгода;
  2. заключение под стражу до 3-х лет;
  3. принудительные работы до 3-х лет и невозможностью занимания на этот период руководящих должностей.

Если при пожаре погибли люди, то меры пресечения ужесточаются. Штраф в таких ситуациях судом не назначается. Только: или принудительные работы до 5 лет (со смягчением до 3 лет) или лишение свободы до 7 лет.

Если во время пожара погибло более двух человек, то на смягчения приговора рассчитывать нельзя.

Здесь просто – соблюдать требования правил пожарной безопасности.

Поэтому на объектах в первую очередь назначается ответственный на выполнение ППБ работник.

Он проходит обучение, знакомиться с законодательной базой, создает план противопожарных мероприятий и требует от руководства строгого его исполнения. При этом контролирует выполнение пунктов разработанного плана, ведет учет и контроль технического состояния сигнализации, первичных средств пожаротушения, эвакуационных маршрутов и технического состояния объекта в целом.

Это на все сто процентов технически грамотный сотрудник, ответственный и коммуникабельный. Главная его задача – научить персонал объекта правилам ПБ. А затем требовать от работников строгого выполнения этих правил. Именно так, и никак по-другому, гарантируется обеспечение пожарной обстановки на предприятии.

Именно так, и никак по-другому, гарантируется обеспечение пожарной обстановки на предприятии. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности – тяжелая нагрузка на одного человека. Поэтому на больших объектах проводится разделение на небольшие участки, где также назначаются ответственные за ПБ.

На некоторых предприятиях даже делают разделение по ответственности.

Кто-то занимается первичными средствами пожаротушения, другой проводит инструктаж персонала, третий во время пожара звонит по телефону 101 и встречает пожарные расчеты.

(Пока оценок нет)

Виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности

В Российской Федерации существует три меры пресечения нарушений в области ПБ – это дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Мы предлагаем разобраться: кто и за какие деяния может понести то или иное наказание. И так, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – это правовой аспект обеспечения ПБ в организациях и на производстве.

Он предусматривает привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной или же уголовной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований ПБ.

Иными словами, нести ответственность за халатное отношение к мерам предосторожности в области пожарной безопасности может, как любой сотрудник организации, так и ее руководитель.

Дисциплинарное взыскание за нарушение соответствующих требований пожарной безопасности возлагается на работника (на должностное лицо) работодателем, на котором лежали обязанности по соблюдению этих требований в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение (в случае, если имеются соответствующие основания).

Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2010г.

№195-ФЗ. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Такому виду ответственности подлежит должностное лицо в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. За совершение таких правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  1. предупреждение;
  2. административный арест;
  3. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  4. административный штраф;
  5. административное приостановление деятельности.
  6. дисквалификация;

Должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор могут привлекаться к административной ответственности в таких случаях: 1.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека; 2. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен; 3.

Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия; 4.

Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники; 5.

Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 6. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей; 7.

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 8.

Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора; 9. Реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации. Уголовное наказание должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности, присуждается, согласно постановлениям Статьи 219.

Нарушение требований пожарной безопасности: 1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека; 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека; 3.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок до семи лет. Подводя итог, хотелось бы сказать, что на сегодняшний день, к сожалению, нарушения правил пожарной безопасности на предприятии – это не редкость. Зачастую это минимальные нарушения, однако, следует помнить, что даже незначительные несоответствия требованиям ПБ могут стать причиной масштабного пожара, который влечет за собой потерю имущества, а иногда и человеческие жертвы.

| Следующий пост: МОТ об охране труда в России -> Новости Повышение квалификации руководителей в ГК Фонда пожарной безопасности 2020-09-04 15:33:44 Аренда оборудования для получения лицензии МЧС 2020-08-31 13:54:50 Наши клиенты Реквизиты: ЧОУ ДПО «Центр противопожарной подготовки» ИНН 7810331187 КПП 781001001 Р/с 40703810901051298168 К/с 30101810540300000795 БИК 044030795 Контактные данные: +7 (812) 467-38-88 г. Санкт-Петербург, ул. Заставская д.21 к.1 офис 313 (3 этаж) Политика конфиденциальности

Статья 20.4. КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности

1.

Комментируемая статья включает следующие составы административных правонарушений: нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ (ч. 1); нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (ч. 2); нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч.

3); несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники (ч. 6). В комментируемую статью также включены два состава (ч.

ч. 4 и 5), связанные с сертификацией в области пожарной безопасности (отсутствие сертификата пожарной безопасности, в том числе при продаже продукции и оказании услуг, требующих такой сертификации).

2. Рассматриваемая статья исключает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренную другими статьями настоящего Кодекса: ст. 8.32 — нарушение правил пожарной безопасности в лесах и ст. 11.16 — нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

3. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г.

N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г.

(РГ. 2003. 4 июля), Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (в ред. Постановления от 2 октября 2009 г. N 777). Статья 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяет содержание и порядок принятия актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, и указывает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании пожарной безопасности.
N 777). Статья 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяет содержание и порядок принятия актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, и указывает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании пожарной безопасности. В апреле 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г.

N 123-ФЗ

«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

. В указанном Законе подробно определены основные понятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности (п.

п. 1 — 49 ст. 2), установлены требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), зданий, сооружений и строений (раздел III), требования к производственным объектам (раздел IV) и др. Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности и утвержденными в установленном порядке. Для особо сложных и уникальных зданий, кроме соблюдения требований Правил пожарной безопасности в РФ, должны быть разработаны специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику эксплуатации этих объектов и учитывающие пожарную опасность. Указанные специальные правила пожарной безопасности должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора в установленном порядке.

На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.).

Учитывая значение превентивных мер в обеспечении пожарной безопасности, законодатель в качестве основной (альтернативной) меры наказания ввел административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению районного судьи (см.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г.

N 45-ФЗ, а также комментарии к ст. ст. 3.12 и 32.12). 4. Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности. 5. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности.

Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Исключение составляет ч. 3 комментируемой статьи Кодекса, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при возникновении пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

6. Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены. Конкретизация объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.

3 данной статьи, обусловливает необходимость обратиться к ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» и нормативным правовым актам органов государственной власти, на основе которых в случае повышения пожарной опасности (например, при стихийных бедствиях, крупных техногенных катастрофах, введении чрезвычайного положения) могут устанавливаться особый противопожарный режим, дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с государственной противопожарной службой.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 — 5 настоящей статьи, может быть выявлена на основе упомянутых выше Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ

«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

, Федерального закона от 8 августа 2001 г.

N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.), а также соответствующих постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актов, детализирующих порядок выдачи и обязательного получения (наличия) сертификатов пожарной безопасности на ту или иную продукцию, продажу продукции или оказание услуг. Объективная сторона состава, предусмотренного ч.

6 данной статьи, может выражаться в несанкционированном, не согласованном с государственной противопожарной службой перекрытии проездов к зданиям и сооружениям пожарных машин и техники, связанном со строительными и ремонтными работами, устройством стоянок автомашин, в том числе установкой так называемых «ракушек» для хранения автомобилей, и т.п. 7. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.

8. При установлении административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности выделяются три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения указанных требований на вверенном им участке работы; юридические лица.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.

Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок — арендаторы. 9. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

9. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. 10. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов за нарушение (невыполнение) действующих требований пожарной безопасности вне места службы несут ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 Кодекса). 11. Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий — в форме неосторожности (исключая поджоги).

Неосторожным (совершенным по небрежности) правонарушение признается тогда, когда виновное лицо не предвидело противоправного характера своих действий, хотя должно было и могло предвидеть. Вина в форме неосторожности, самонадеянности или небрежности имеет место в тех случаях, когда субъект административной ответственности совершает действие (бездействие), нарушающее требования пожарной безопасности, с которыми он предварительно не ознакомился, хотя сознавал, что в данной сфере имеются соответствующие нормы и правила, регламентирующие установленный порядок противопожарной защиты.

12. Основанием для отграничения административных правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности от преступлений, предусмотренных ст. 219 УК РФ, является отсутствие причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо отсутствие деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека.

13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст.

23.34), а по ч. 1 данной статьи — районные судьи, если возникнет необходимость применения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч.

2 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ч.

1 ст. 28.3); по ч. ч. 1 — 3 данной статьи — также органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+