Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Непрерывный стаж бортпроводника

Непрерывный стаж бортпроводника

Пенсия бортпроводников

Добрый день! Ш. обратился в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконным решения об отказе ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, о включении в специальный стаж периодов его работы в авиакомпании в должности бортпроводника, старшего бортпроводника, бортпроводника-инструктора, об обязании досрочно назначить трудовую пенсию по старости на основании подп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г.

№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Отказ пенсионного органа был обоснован тем, что бортпроводники не относятся к летному составу гражданской авиации. Истец счел данный отказ незаконным, полагая, что бортпроводники и бортоператоры относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, то есть, по мнению истца, они имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанной нормой.

Представитель ответчика в суде первой инстанции исковые требования Ш. не признал. Судом установлено, что с 16 мая 2002 г. по 17 октября 2013 г. Ш. работал в авиакомпании в должности бортпроводника, старшего бортпроводника, бортпроводника-инструктора.

За периоды работы с 16 мая 2002 г. по 30 июня 2006 г. в должности бортпроводника, с 1 июля 2006 г. по 31 марта 2008 г. в должности старшего бортпроводника, с 1 апреля 2008 г.

по 17 октября 2013 г. в должности бортпроводника-инструктора Ш. имеет определенный налет часов, который зафиксирован в его летных книжках (7690 часов 54 минуты). 17 октября 2013 г. Ш. обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подп.

13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о трудовых пенсиях) как работнику летного состава гражданской авиации, указывая, что имеет право на пенсию по данному основанию, так как его налет часов соответствует 34 годам выслуги.
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о трудовых пенсиях) как работнику летного состава гражданской авиации, указывая, что имеет право на пенсию по данному основанию, так как его налет часов соответствует 34 годам выслуги.

Решением пенсионного органа Ш. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по подп. 13 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в связи с отсутствием у него необходимого специального стажа.

Пенсионный орган не включил в стаж периоды работы Ш. в авиакомпании с 16 мая 2002 г. по 17 октября 2013 г. в должности бортпроводника, старшего бортпроводника, бортпроводника-инструктора, поскольку должность бортпроводника не относится к летному составу гражданской авиации и не включается в состав штатного летного экипажа воздушного судна.

Решением районного суда исковые требования Ш. удовлетворены. Суд признал незаконным названное решение пенсионного органа, обязал пенсионный орган досрочно назначить истцу трудовую пенсию по старости с 17 октября 2013 г., засчитав в специальный трудовой стаж спорные периоды работы истца в авиакомпании в должности бортпроводника, старшего бортпроводника, бортпроводника-инструктора. Определением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила указанные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона о трудовых пенсиях, действовавшего на момент обращения Ш.

в пенсионный орган, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно подп. 13 п. 1 ст. 27 названного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Аналогичное правовое регулирование назначения пенсии работникам летного состава гражданской авиации закреплено в п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон о страховых пенсиях), вступившего в силу с 1 января 2015 г.

В п. 2 ст. 27 Федерального закона о трудовых пенсиях определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Такие же положения, касающиеся назначения страховых пенсий, содержатся в ч. 2 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях. Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 18 июля 2002 г.

было принято постановление № 537

«О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «

О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г.

№ 665

«О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»

.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.

79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее — Закон о государственных пенсиях), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459. В ст. 79 Закона о государственных пенсиях, утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона о трудовых пенсиях, было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам — не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам — не менее 15 лет.
в связи с введением в действие Федерального закона о трудовых пенсиях, было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам — не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам — не менее 15 лет.

Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.

79 Закона о государственных пенсиях, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации.

К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров. В соответствии с п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г.

№ 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г.

в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. № 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется Министерством гражданской авиации.

В п. 3.1 Федеральных авиационных правил

«Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»

, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г.

№ 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Согласно п. 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г.

№ 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона о трудовых пенсиях (п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях) из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.
13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях) из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.

Бортпроводники не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу, и их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с правилами подп.

1 п. 1 ст. 27 Федерального закона о трудовых пенсиях (с 1 января 2015 г.

— п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях), со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (раздел «Транспорт», подраздел 3 «Гражданская авиация», позиция 12003000-11217).

Такое разделение правовых оснований досрочного назначения трудовой пенсии по старости между бортпроводниками и лицами, входящими в летный экипаж воздушного судна, связано с тем, что их функциональные обязанности различны по своей специфике и характеру, психофизиологические нагрузки, испытываемые ими во время полета, не идентичны. Положения изложенных выше норм материального права судебными инстанциями при разрешении спора учтены не были, а вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретшим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, на какой должности они работают, основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Ссылка судов первой и апелляционной инстанций в обоснование вывода о наличии у Ш. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как работнику летного состава гражданской авиации на постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г.

№ 537, которым установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459, несостоятельна, поскольку данным нормативным правовым актом определен перечень должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию по подп.

№ 459, несостоятельна, поскольку данным нормативным правовым актом определен перечень должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию по подп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона о трудовых пенсиях (с 1 января 2015 г.

Рекомендуем прочесть:  Лист по учету кадров бланк

— по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях), к которым Ш., работавший в должности бортпроводника, не относится. Наличие у Ш. летной книжки с указанием количества налета часов, на что указал суд, удовлетворяя иск, само по себе не влечет возникновения у истца права на досрочное назначение пенсии по подп.

13 п. 1 ст. 27 Федерального закона о трудовых пенсиях.

Размер пенсии и во сколько лет уходят на нее стюардессы

Работа стюардесс считается сложной и специфической, поэтому люди, выбирающие эту работу, получают не только высокую зарплату, но и хорошую пенсию.

Они выходят на отдых раньше обычных граждан, а также авиакомпании часто предлагают им дополнительные льготы и преференции.В первые годы работы зарплаты стюардесс не превышает 20 тыс. руб., а после получения нужного стажа увеличивается до 100 тыс.

руб. в месяц. Дополнительно назначаются премии и надбавки, позволяющие поощрить и мотивировать работниц.Разберем в статье,во сколько лет выходят на пенсию стюардессы, а также особенности формирования выплат и какие льготы положены бывшим бортпроводницам.

Заработок стюардесс в российских авиакомпаниях намного меньше, чем в зарубежных, поэтому многие девушки мечтают трудоустроиться в самые крупные и популярные иностранные организации. Это не только положительно сказывается на зарплате, но и на будущей пенсии. По законодательству в России бортпорводники выходят на пенсию в 45 лет, но для этого требуется стаж от 20 лет.

Такие льготные условия обусловлены специфическими условиями работы.Девушки трудятся по ненормированному графику работы, поэтому часто смены попадают на ночное время. Они постоянно меняют часовые пояса, а перепады давления на высоте негативно влияют на сердечно-сосудистую систему.Если стюардессы не заботятся о своем здоровье, то к 40 годам у них появляются многие неприятные заболевания, к которым относится гипертония, венозное расширение вен, а также мигрень.

Некоторые девушки сталкиваются с проблемами с позвоночником и слухом. Поэтому требуются регулярные медицинские обследования, а также предлагается ранний выход на пенсию.Сложность работы заключается и в моральном аспекте, так как приходится трудиться в нестандартных условиях, а также регулярно общаться с новыми людьми.Полезно также почитать: Количество отработанных лет непосредственно влияет на пенсию, которую сможет получать стюардесса.

После выхода на отдых не прекращается полностью трудовая деятельность, поэтому женщины перестают летать, но при этом занимаются обучением новых работниц или выполняют другие задачи, например, читают лекции, формируют пособия и пишут книги, а также принимают экзамены и проводят инструктажи.Для расчета льготной пенсии учитываются положения ПП №516, причем в стаж включаются следующие периоды:

  1. общий период трудоустройства;
  2. оплачиваемые отгулы, которые оформляются вынужденно для решения каких-либо проблем;
  3. испытательный срок, который приходится проходить каждой стюардессе перед началом полетов;
  4. периоды временной нетрудоспособности или декретный отпуск.

Оформляется льготная пенсия в отделении ПФ, куда необходимо обращаться бортпроводникам после достижения возраста 45 лет.

С собой должны иметься бумаги, которые подтверждают, что гражданин отработал в авиации не меньше 20 лет.

Представители ПФ имеют право запрашивать дополнительные документы. Передать документацию и написать заявление можно не только при посещении отделения ПФ, но и с помощью почты или онлайн-сервисов.Если женщина работает на чартерах, то ее зарплата намного выше, чем у бортпроводников, трудящихся на обычных пассажирских рейсах. Обычно за час работы выплачивается 5 тыс.

руб., но даже для таких работников пенсионные выплаты рассчитываются стандартным образом.Новая пенсионная реформа, касающаяся возраста пенсионеров, не затронула бортпроводников, так как ранний выход на пенсию обусловлен не продолжительностью жизни, а специфическими условиями труда, влияющими на организм девушки.

Поэтому стюардессы, как и ранее, выходят на пенсию при достижении возраста 45 лет.Льготная пенсия бортпроводников зависит от нескольких факторов, к которым относится:

  1. средняя зарплата по всей стране за этот же период;
  2. размер коэффициента, зависящий от стажа и зарплаты;
  3. величина страховых взносов, начисляемых с заработка стюардессы.
  4. стаж труда;
  5. размер ежемесячной зарплаты, причем для расчета можно пользоваться одним годом или 5 годами при наличии непрерывного стажа;

Справка! Во время расчета размера пенсии учитываются льготы и надбавки, поэтому девушки, которые хорошо зарекомендовали себя, могут рассчитывать на крупные пенсионные отчисления.

Чтобы получить льготную выплату, требуется стаж от 20 лет. Сюда не входят неоплачиваемые отпуска или периоды, когда работник был по законным основаниям отстранен от трудовых обязанностей.По требованиям законодательства не предусматриваются какие-либо дополнительные преференции для бортпроводников, поэтому они выходят на пенсию на тех же условия, что и другие специалисты вредных отраслей. Но многие авиакомпании самостоятельно предлагают некоторые льготы и надбавки за добросовестную работу.Бортпроводники могут пользоваться сервисным билетом, поэтому им предлагается скидка в размере 90% на перелеты.

Раз в год предлагается возможность слетать в любое место за счет работодателя.

Предоставляются скидки при бронировании отелей, которые выбираются для проживания работников во время служебных поездок. Если отсутствуют нарекания к работе бортпроводника, то ему предоставляются надбавки к основной зарплате.Полезно также почитать: Стюардессы должны хорошо разбираться в том, при каких условиях они могут выйти на пенсию. Процесс оформления выполняется непосредственными бортпроводниками, для чего предварительно собирается полный пакет документов.

Рекомендуется заранее посчитать, сколько лет человек трудится в авиакомпаниях, а также какие требования предъявляются к потенциальным пенсионерам.Процедура оформления делится на этапы:

  1. бумаги передаются работникам регионального отделения ПФ по месту прописки заявителя;
  2. подготавливаются документы, подтверждающие стаж стюардессы;
  3. при отсутствии каких-либо нареканий женщина получает статус пенсионера, а также ей назначается ежемесячная выплата.
  4. при необходимости подготавливаются другие документы, запрашиваемые представителями фонда;
  5. составляется заявление;

Стандартно для оформления пенсии от бортпроводника требуется следующая документация:

  1. трудовая книжка, где зафиксированы периоды работы в разных авиакомпаниях;
  2. российский паспорт;
  3. заявление на получение выплаты;
  4. справка, содержащая данные о налете часов, причем ее можно заменить летной книгой.

Внимание! Если стюардесса получала по работе повышения, то ее пенсия увеличивается за счет специальной доплаты от авиакомпании.Подать заявление с другой документацией можно за 1 день до достижения возраста 45 лет. Рассматриваются бумаги представителями ПФ в течение 10 дней.

При этом предлагаются надбавки за выслугу или вредность. Их размер зависит от стажа труда и часов налета.

Но доплата не может быть меньше прожиточного минимума. Если при достижении 45 лет женщина узнает, что ее стаж не превышает 20 лет, то она продолжает трудиться на общих условиях до достижения данного показателя.Стюардессы выходят на пенсию в 45 лет, что обусловлено стрессовыми и специфическими условиями работы.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+