Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Нравственный закон канта

Нравственный закон канта

Моральный закон: категорический императив Канта и его применение

19 марта 2021Мораль не нуждается в религии. По мнению Канта, мораль является продуктом идеи свободы: человек волен поступать так, как ему угодно, и именно поэтому его разум стремится себя ограничить.И сам же человек, как субъект доброй воли и разумности, и является высшей целью любого действия.Поэтому в своей работе «Критика практического разума» он и заключает, как должен вести себя человек, какого категорического императива он должен придерживаться:«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».Как часто мы видим в людях просто работников, почтальонов, таксистов и госслужащих? Как часто мы воспринимаем людей как средство наших проблем?Кант говорит, что так делать нельзя. Спорно? Безусловно. Возможно?

Наверное. Возможно, среди комментаторов есть те, у кого это получилось?Впрочем, в работе «Основы метафизики нравственности» у него есть и другая формулировка, которая многим нравится намного больше:«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Что это значит?Твоя воля — это выбор того, как ты действуешь.Максима — высший принцип. Получается, что принцип твоего выбора, да и само твоё поведение должны быть настолько совершенным, что тебе бы хотелось, что все поступали так же.Но и эта формулировка, на наш взгляд, неидеальна.

Нет, если мы берём среднестатистического человека со среднестатистическим представлением о хорошем и плохом, проблем нет. Но тогда этот императив превращается в «поступай хорошо», что бессмысленно.А если мы возьмём человека, который считает, что идеальный мир — это, к примеру, когда все друг друга кусают при встрече?

Ну нравится ему, когда его кусают, и когда он кусает. Такой человек вполне может желать, чтобы такая максима стала всеобщим законам.И первая формулировка тоже от такого не защитит.

Ведь человек, даже кусая другого, может относиться к нему и ко всему человечеству как к цели.Или нет? Что думаете?

Бог есть?

Доказательство Канта

11 январяФилософ Иммануил Кант много писал о религии. Даже предложил свой аргумент в пользу существования Бога.

В чем он заключается?Кант был противником естественных доказательств Бога, которые формировались в период схоластики (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Потому что эти «доказательства» относились к чувственному миру, а Бог трансцендентен (вне разума, вне мира) — его нельзя доказать посредством категорий нашего разума, которыми мы описываем наблюдаемый мир.Кант полагал, что Бога можно доказать только через этику, практическую философию. Поэтому он перестал ходить в церковь, когда понял, что там поклоняются не Богу, а собственному представлению о Боге.Философ считал, что мораль — это единственное, чему нужно следовать.

Бог, как создатель морали, больше не участвует в жизни мира. Такая позиция называется «деизмом», когда человек верит, что создателем мира и законов был Бог, но после творения этот Бог перестает участвовать в жизни мира и человека.Сам Бог уже не нужен. Кант не пытается доказать, что Бог есть, но для него важно, чтобы все думали, будто Бог есть.

Это полезно для общественного порядка и морали. Необходимо, чтобы люди следовали всеобщей морали, чтобы они вели, что создателем этой морали выступает Бог.

Поэтому Кант предлагает нравственный аргумент в пользу Бога. Он считает, что в мире есть универсальный и объективный порядок, закон — категорический императив.Весь мир должен поддерживаться этим категорическим императивом, чьим создателем является сам Бог.

Канту нужная идея Бога, чтобы доказать объективность категорического императива. Категорический императив означает, что каждый человек должен поступать так, чтобы максима (принцип, правило) его воли могла бы быть всеобщим законом. Этот нравственный закон не зависит от желаний человека, от его чувственных непостоянных субъективных ощущений.

Этот нравственный закон не зависит от желаний человека, от его чувственных непостоянных субъективных ощущений. Поэтому именно следование этому закону делает человека свободным, ибо закон — объективен.

Именно голос Бога (не религии) говорит в совести человека, чтобы тот исполнял свой долг — следовал моральному безусловному закону.Именно из представления о нравственном совершенстве, которое находится в нашем разуме априори (без опыта, изначально), мы знаем о Боге как о высшем благе.

По всей видимости, по Канту Бог заложил представление о безусловной морали в разум человека. Мораль общества ведет нас к религии (самая совершенная религия по Канту — христианство), которая внутри себя содержит идею о всеобщем законодателе.

Именно через мораль мы узнаем о Боге. Кант основывает свои размышления на идее, что в мире есть какая-то всеобщая нравственность, или мораль. Но в каждой культуре моральные законы уникальны, иногда они могут совпадать, но всё равно они разные.

Тем более, что с развитием культуры эти моральные законы постоянно меняются.Доп. статья:

Этика. Нравственный закон

Обстоятельную разработку кантовская теория получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792).

Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии.

Он говорил:

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

Согласно канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей — ноуменов. И в этом качестве он свободен.

Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех. Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным.

Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является «добрая воля», которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Поэтому кантовская этика нравственного долга противостояла утилитаристским концепциям, а также религиозно-теологическим этическим учениям.

В кантовском учении о нравственности следует различать «максимы» и «закон». Первые означают субъективные принципы воли данного единичного лица, а закон — это выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет императивом, т.е.

правилом, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка. Кант подразделяет императивы на гипотетические, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и категорические, которые обязательны при всех условиях. Что касается нравственности, то в ней должен быть только один категорический императив, как высший ее закон.

Кант считал необходимым подробно исследовать всю совокупность нравственных обязанностей человека. На первое место он ставит долг человека заботится о сохранении своей жизни и соответственно здоровья.

К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство.

Далее он называет добродетели правдивости, честности, искренности, добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия.

Важнейшее значение Кант придавал совести как «нравственного судилища». Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как боговоление, определяя «как удовольствие от счастья других».

Участливость он понимал как сострадание другим людям в их несчастьях и как разделение их радостей. Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство.

Главной добродетелью он считал человеколюбие.

Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики.

Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов. Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий.

Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином. Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается в социальной философии И. Канта как проблема первенства морали по отношению к политике.

Канта как проблема первенства морали по отношению к политике.

Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй. Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал:

«Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти»

.

Не забывайте про категорический императив Иммануила Канта 🙂

1 январяСегодня с утра было неважное настроение (ну, 1 января этим трудно кого либо удивить), но вот что неожиданно помогло: (Муз.

и слова Тимура Шаова. Альбом «Тайное знание Гидрометцентра» (2019). )Ну, возможно на меня это произвело такое целительное впечатление, потому что я давно уже «облюбовал» т.н. «Категорический императив» Иммануила Канта как самое блестящее, самое краткое и самое точное высказывание о высшем принципе нравственности.

Напомню, в кратком виде изречение Канта об этом часто формулируют как

«нет ничего прекраснее звёздного неба над нами и нравственного закона внутри нас»

.

ну а точная цитата такова:

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

Иммануил Кант Немного более подробно о «Категорическом императиве» И.Канта вы можете прочитать хотя бы .

***Ну и привожу здесь слова этого новогоднего поздравления-пожелания Тимура:Бывает, на звёзды глядишь из окна своей кухни И видишь такую гармонию, жизнь такую. Одна там сверхновая вспыхнет, другая потухнет. А в нашем продмаге просроченной рыбой торгуют. Сегодня никто не отыщет созвездие Зайца. Вообще мало кто различает в нас Козерогов.
Вообще мало кто различает в нас Козерогов.

Товарищ, я был в Эрмитаже, там толпы китайцев!

Ты спросишь, при чём тут китайцы?

Да просто их много. Нас, избранных, мало, товарищ, мы все на учёте В ГАИ, в Пенсионном, в Налоговой, в Военкомате. А звёздное небо у этих людей не в почёте. И шторы задёрнуть пытаются в нашей палате.Товарищ, болят мои раны, душевные раны болят, А эти тупые бакланы на звёзды смотреть не велят!

Товарищ, повсюду бойницы и смотрят на нас из бойниц «Юрлица», товарищ, «физлица», и нет человеческих лиц. Уйдёшь ли во власть, в монастырь, в запой, Всегда с собой бериЗвёздное небо над головой, Нравственный закон внутри.Философа Канта дразнили хануриком с детства. За впалую грудь, худобу и за грязные пятки.

А он отвечал «человек — это цель, а не средство», Имея в виду «а идите вы в жопу, ребятки». Но эти «ребятки» — живучие, как аскариды В ГАИ, в Пенсионном, в Налоговой, в Военкомате. Засунь, говорят, своё звёздное небо в карт ридер Давай, расплатись-ка за газ и за кильку в томате.

Тобою они могут вытереть пыль на комоде И могут тобою размешивать сахар в стакане. Но мы вместе с Кантом угодны старушке Природе А эти козлы — беспонтовы, как хрен в целлофане.Покуда привычные грабли не коснулись усталого лба, Посмотрим на звёзды, по капле выдавливая раба. Бегут из башки тараканы — лови их, товарищ, дави!

Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови!Вот есть, говорят, на Алтае деревня сектантов.

Живут они строго, живут по отцовским наказам.

Они верят в разум и молятся статуе Канта. Их ловят, сажают, они всё равно верят в разум.

Бывает, идёшь по бульвару не слишком тверёзый. Увидишь мерзавца и думаешь «щас плюну в рожу» Но в небо случайно посмотришь, а там, сука, звёзды. И думаешь : «Нет, Кант не стал бы плеваться в прохожих».Открыв свою кильку в томате и рюмки по три накатив, Не забывайте про Категорический Императив.

В Налоговой, в Военкомате, в палате, в Сенате, в дизбате Не забывайте про Категорический Императив.

Уйдёшь ли во власть, в монастырь, в запой, Всегда с собой бериЗвёздное небо над головой Нравственный закон внутри.С Новым годом всех читателей нашего Дзена, и самые лучшие пожелания Вам и Вашим близким!

Категорический императив Канта

21 ноября 2021Имей мужествопользоваться собственным умом.Иммануил КантИзучать категорический императив будем на котиках.Предположим, вы сидели в кресле, а потом резко встали. Но забыли, что на ногах у вас дремлет котик.

Когда вы вставали, котик, пытаясь удержаться, выпустил когти вам прямо в ногу.

Вы заорали: «Ах, ты, котина ты этакая!»И тут вы замечаете, что висящий на стене портрет Канта нахмурил брови.

Ибо категорический императив Канта гласит:

«Поступай так, чтобы максима твоей волимогла бы быть всеобщим законом»

.Слово «максима» в данном контексте означает «главный принцип».То есть, по Канту, вы только что создали всеобщий закон «Орать на котиков», что, конечно же, не делает вам чести.Но, допустим, котика вы отцепили, перед ним извинились и случайно созданный вами всеобщий закон отменили. Как же теперь поступать, чтобы Кант не хмурился?Прямо скажем, жизнь у вас будет не такой простой.

Согласно Канту внешние правила и установки для вас потеряют всякое значение.

Вам придётся создать свой личный кодекс чести, в соответствии с которым и жить дальше.Кант исходит из того, что вы – это субъект доброй воли, а, следовательно, все ваши поступки – это результат вашего внутреннего выбора. Только в этом случае вы сможете быть по-настоящему свободным.Вы не можете быть свободным, слушая других, потому что всегда есть вероятность того, что вас банально обманывают и используют в своих целях.Как только вы сталкиваетесь с ситуацией нравственного выбора, то ваша задача – сформулировать для себя максиму – нравственный принцип, которым вы будете руководствоваться.

Только в этом случае вы сможете быть по-настоящему свободным.Вы не можете быть свободным, слушая других, потому что всегда есть вероятность того, что вас банально обманывают и используют в своих целях.Как только вы сталкиваетесь с ситуацией нравственного выбора, то ваша задача – сформулировать для себя максиму – нравственный принцип, которым вы будете руководствоваться. И эта максима должна следовать категорическому императиву Канта.То есть все ваши помыслы и поступки должны быть направлены в сторону высшей добродетели.

Вы поступаете не потому, что кто-то и что-то считает, а потому, что сами это выбрали.Есть важное следствие категорического императива: раз вы – это субъект доброй воли, то и остальные люди – это тоже субъекты доброй воли. А раз так, то отсюда следует высший принцип нравственности, который в упрощённом виде можно сформулировать так:К другому человеку нельзя относитьсякак к средству для достижения своих целей.По отношению к другим людям следует поступать только так: этот человек и его достоинство – это для вас высшая ценность.По Канту человек – это свободное существо, которое не нуждается в чужих правилах и в чужом мнении.

Сам человек и есть автор своих нравственных принципов.В качестве примера Кант приводит такую ситуацию. Допустим, человек хочет взять деньги в долг.

Но при этом он понимает, что вернуть долг у него мало шансов.

Но он начинает клясться и божиться, что долг точно отдаст. То есть максима у этого человека такая: «Обещаю, что хочу, но выполнять не собираюсь».

Очевидно, что если сделать эту максиму всеобщим законом, то все договорённости между людьми моментально стали бы невозможными.

Поэтому добродетельный человек сформулирует просьбу дать взаймы максимально близко к реальной ситуации.Другой пример Канта. Какой-то человек решил всю свою жизнь бездельничать и развлекаться. Насколько эта максима годится?— Не годится! – строго отвечает Кант, — всё в природе развивает свои способности.

– строго отвечает Кант, — всё в природе развивает свои способности. Поэтому как разумное творение природы человек не может стать трухлявым пнём, а должен развивать то, что в нём заложено природой.

Нехорошо, когда талант ржавеет без дела.При этом нельзя руководствоваться критериями «приятно» или «неприятно». Если вы решили, что ваша максима «следить за здоровьем», то не надо валяться на диване.

А надо вставать и заниматься своим телом.Сначала решили что-либо, а потом силой воли выполняете то, что решили.

Никакие чужие попытки сбить вас с пути нравственности не будут иметь успеха. Сделать гадость, в надежде, что никто не узнает – не выйдет. Вы-то знаете, что делаете гадость, а потому – никаких гадостей!Вы решили поступить нравственно – вы так поступаете.

И точка.Это был краткий пересказ труда Канта «Основы метафизики нравственности», который он написал ещё в 1785 году.Но пока не появилось страны, законы которой были бы написаны на основе категорического императива Канта.Насколько же этот императив применим к реальной жизни?Если вы имеете совесть,то вас имеют те,кто её не имеет.К самому категорическому императиву придраться невозможно. Всё продумано, цельно и гармонично.Но есть проблема другого свойства: императив заставляет думать. А думать мало кто хочет. А кто бы и хотел, да не умеет.

Остаётся малая горстка людей, которые думать и хотят, и умеют. Но им – лень.Поэтому скажу так: до Канта надо дорасти.Вот когда у вас вопросы нравственности и добродетели выйдут на первый план, когда вы начнёте воспринимать окружающих вас людей хотя бы за людей, тогда и самое время задуматься о категорическом императиве.А пока Золотое правило нравственности – это идеальный вариант. Думать особо не надо: нравится тебе что-то – вот так и поступай с людьми.Ну, и Канта почитывайте на всякий случай.

Захочется подумать – будет о чём.Добродетель человека начинается хотя бы с мыслей о добре.Если вы хотите узнать, как работает ваш интеллект, рекомендую прочитать мини-книгу «».Из книги вы узнаете:

  1. Чем на самом деле думает человек?
  2. Как ваш интеллект влияет на вашу жизнь?
  3. Как стать гением в любой области
  4. Единственный способ достичь успеха в любой области
  5. Главный принцип работы интеллекта
  6. Как связаны интеллект и здоровье?

Чтобы получить книгу бесплатно, нажмите на ссылку ниже:

Нравственный закон Канта — общечеловеческая мораль

В заключение вспомним еще раз основной закон чистого практического разума, сформулированный Кантом, его нравственный закон: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это закон практического разума, т. е. он имеет силу для всех разумных существ, в том числе и для всех людей.

Значит, он имеет по крайней мере общечеловеческое значение, и, значит, этика Канта имеет общечеловеческое значение и нацелена как против индивидуального анархического аморализма, так и против всякого рода «групповых этик» независимо от того, какой принцип кладется в основу таких этик: племенной, национальный, конфессиональный, классовый или какой-нибудь еще. В «Основах метафизики нравственности» Кант пишет: “Но положим, что имеется нечто такое, существование чего само по себе обладает абсолютной ценностью, что как цель сама по себе могло бы быть основанием определенных законов; тогда в нем и только в нем могло бы заключаться основание возможного категорического императива, т. е. практическом закона. — Теперь я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо существует как цель само по себе, а не только как средство, для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель”.

Человек не должен использоваться только как средство для чего бы то ни было! Это высший принцип гуманизма. И сформулировал его Кант. Но что философ имеет в виду под словом «человек»?

Ни в коем случае не отдельного индивида с его зачастую асоциальными капризами, запросами и устремлениями, такого, который вместе с главным героем «Записок из подполья» Достоевского может заявить: “Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить”. Борьба Канта с принципом себялюбия и личного счастья — это, в первую очередь, борьба против безнравственного индивидуализма.

Но под словом «человек» Кант не имеет в виду также и русского, немца, славянина, арийца, иудея, христианина, аристократа, пролетария.

Во всякой групповой морали первенствует понятие враги.

На основе этого понятия вырабатываются специфические «доблести», связанные с борьбой с врагами с защитой национальных, классовых и т.

п. интересов и идеалов. К врагам при этом относятся даже не как к средству: их вообще исключают из разряда людей и разумных существ. «Если враг не сдается, его уничтожают» — вот кредо групповой морали. Ничего подобного мы не обнаружим в этике Канта.

Для него «целью самой по себе» является не представитель той или иной группы людей, а любой человек, но не как индивидуум, а как носитель разума.

Кенигсбергский философ представлял себе идеальное общество как лишенное всяческих национальных, религиозных, классовых перегородок «царство целей. В «Основах метафизики нравственности» написано: “Понятие каждого разумного существа, обязанного смотреть на себя, как на устанавливающее через все максимы своей воли всеобщие законы, чтобы с этой Точки зрения судить о самом себе и о своих поступках, приводит к другому связанному с ним очень плодотворному понятию, а именно к понятию царства целей”. Что оно собой представляет? “Под царством же я понимаю систематическую связь между различными разумными существами через общие им законы.

А так как законы определяют цели согласно своей общезначимости, то, если отвлечься от индивидуальных различий между разумными существами, равно как и от всего содержания их частных целей, можно мыслить целое всех целей (и разумных существ как целей самих по себе, и собственных целей, которые каждое из них может ставить самому себе) в систематической связи, т. е. царство целей, которое возможно согласно вышеуказанным принципам.

— В самом деле, все разумные существа подчинены закону, по которому каждое из них должно обращаться с самим собой и со всеми другими не только как со средством, но также как с целью самой по себе. Но отсюда возникает систематическая связь разумных существ через общие им объективные законы, т. е. царство, которое благодаря тому, что эти законы имеют в виду как раз отношение этих существ друг к другу как целей и средств, может быть названо царством целей (которое, конечно, есть лишь идеал).

Таково идеальное общество в представлении Канта. В нем все Разумные существа, все люди, подчиняются единому нравственному закону, являющемуся в то же время основным законом практического разума.

Это значит, что данный закон предписывает всем членам общества действовать так, чтобы при этом не ущемлялось достоинство ни одного из них как разумного существа. Для того чтобы обеспечить данное требование, должен быть выработан кодекс конкретных моральных норм, соответствующих общему нравственному закону и не противоречащих друг другу, таких, чтобы с их помощью любой поступок любого человека мог быть оценен на предмет того, нравственен он или нет.

Предполагается, что каждый член общества добровольно налагает на свои поступки такие ограничения, которые обеспечивают ему возможность действовать так, чтобы при этом не страдало достоинство других членов общества. Такое общество, «конечно, есть лишь идеал», и не только потому, что в реальной жизни всегда найдутся люди, действующие неразумно с точки зрения практического разума, т.

е. нарушающие те или иные нравственные нормы. Оно пока — лишь идеал еще и потому (и это гораздо важнее), что в реальности ни до Канта, ни после Канта никогда не существовало общечеловеческой морали. Не существует ее и сейчас. Всегда мы имели и имеем дело с «групповыми» моральными кодексами.

Не является исключением и библейский декалог. Даже такие его заповеди, как «не убий, «не кради», «не лжесвидетельствуй, суть типичные племенные нормы.

В самом деле, их необыкновенно трудно распространить на все человечество: понятно, что не следует убивать, обкрадывать и предавать соплеменников, вообще — своих, наших, но ведь совсем наоборот обстоит дело с врагами, с «чужими». Существуют ли какие-либо конкретные исключительно общечеловеческие нравственные нормы? Я смог найти только один пример явно «антигрупповой» общечеловеческой нравственной нормы.

Это евангельская заповедь: “любите врагов ваших”.

Любить врагов значит по крайней мере не обманывать, не предавать и не убивать их, т. е. считать их «своими». В парадоксальной форме тут выражена та мысль, что врагов ни у кого не должно быть, что общество должно быть единым и управляться единым моральным законом, а не быть разделенным всевозможными племенными, религиозными и прочими границами. 0 подобном едином всемирном космополитическом обществе людей как разумных существ говорит и Кант: это и есть ем “царство целей”.

Осуществимо ли такое царство?

Или же это одна из многочисленных утопий? Немногие верят в осуществление кантовского идеала. В частности, Сартр критикует кантовскую этику с той точки зрения, что обще человеческая мораль — это просто иллюзия.

Но мне кажется, что тут Сартр не прав, а прав Кант.

Его идеал в отношении возникновения общечеловеческой нравственности осуществим, и в не столь уж отдаленном будущем. За последние два века человечество сильно продвинулось вперед по (пусть негладкому) пути создания всемирных коммуникаций, глобальной экономики и общечеловеческой культуры. Есть все основания думать, что по этому пути оно пойдет и впредь с еще большей скоростью.

Он приведет, в конце концов, к уничтожению государственных, национальных, классовых, религиозных и прочих антагонизмов таком рода, несмотря на отчаянное сопротивление современных нам расистов, националистов, сепаратистов и антиэкуменистов всех сортов и фасонов.

Вот тогда-то и откроется та единая общечеловеческая мораль, которая ныне заслонена разноцветными ширмами многочисленных групповых этик.

Золотое правило нравственности и категорический императив Канта: в чем разница?

7 июня 2018С давних-давних времён человек искал универсальное правило, которое бы определяло, что означает вести себя нравственно.Удивительно, что несмотря на серьезные различия между собой, многие культуры пришли примерно к одному и тому же правилу нравственного поведения.В наиболее общей формулировке золотое правило нравственности звучит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».Оно встречается и в Библии, и в Коране, и в изречениях Будды и Конфуция.

Таким образом, религиозные и философские учения признают золотое правило основополагающим этическим принципом.Казалось бы, всё просто. Если вы хотите, чтобы в магазине консультант был предельно внимателен по отношению к вам и рассказал о товаре во всех подробностях, то сами, будучи консультантом, вы должны быть предельно внимательными к своим клиентам и рассказывать им всё о товаре.Или если вы терпеть не можете чай с сахаром, то своим гостям вы тоже нальете чай без сахара.Но что-то в этом есть определённо странное, верно?

Бывает так, что один человек хочет обратить на себя всё внимание консультанта, а другой мечтает о том, чтобы его оставили в покое и дали самому посмотреть на товар.

С чаем всё ещё более очевидно.

Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть.Кроме того, у человека могут быть заниженные требования по отношению к самому себе. Например, некто считает, что на него можно кричать. Значит, он считает уместным кричать на других?Или природа чьих-то желаний не слишком прилична.

Например, кто-то хочет каждый день на работе выпивать бутылку вина.

Но что будет, если все начнут распивать вино на рабочем месте?Однако интуитивно мы чувствуем, что в золотом правиле нравственности есть и что-то важное.

Что-то, что заставило многие народы принять его.Иммануил Кант предложил более «утонченную» формулировку правила:«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».Внимательность продавца, чай без сахара или другие подобные вещи сложно подвести под всеобщий моральный закон.

А вот заповеди «не лги» или «не убей» вполне сгодятся. Категорический императив на то и категорический, что он должен быть выполнен обязательно, как моральный долг.

Кант рассматривает выполнение категорического императива как долга не только по отношению к другим людям, но и по отношению к самому себе.

Например, если вы считаете, что все люди должны заботиться друг о друге, то вы должны заботиться как о других, так и о себе, не делая из себя средство для достижения блага других:

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»

.Создается впечатление, что всё – мы нашли то самое главное правило нравственности, применимое ко всем культурам и жизненным ситуациям. Однако не всё так просто. Порой требования категорического императива ставят человека в очень сложные ситуации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+