Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Международное право - Оон юнеско и воз

Оон юнеско и воз

Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

14 Декабря 2021 комментариев 3369 Просмотров Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы Войти с помощью: Лидия Затолокина, студентка 4 курса, факультет Международных отношений, Африканский клуб НСО МГИМО Содействие развитию является самостоятельным направлением международного сотрудничества и подразумевает ту часть иностранной помощи, которая направлена на развитие и повышение благосостояния развивающихся стран. Достижение целей устойчивого развития (ЦУР) требует значительной концентрации международных усилий на странах, где сложнее всего искоренить имеющиеся проблемы. Именно поэтому особое значение имеет оказание помощи Африканскому континенту, где находятся 33 государства из 47 наименее развитых стран, список которых был впервые утверждён Генеральной Ассамблеей в 1971 г.

Рамочную основу содействия развитию Африки составляют программа «Новое партнерство в интересах развития Африки», Аддис-Абебская программа действий, Повестка дня Африканского союза на период до 2063 года, Совместный рамочный документ Африканского союза и Организации Объединенных Наций об осуществлении Повестки дня-2063 и Повестки дня-2030. Институты ООН — одна из групп многосторонних доноров, реализующих программы в сфере содействия международному развитию (СМР). На агентства, фонды и программы ООН (в общей сложности порядка 30 учреждений) в целом приходится около 10% многосторонней помощи.

Фонды и программы ООН финансируются странами-донорами, неправительственными организациями и частными фондами.

Более 75% средств представляют собой целевые ресурсы, сферы распределения которых определяются донорами. К отдельной группе институтов ООН относятся специализированные учреждения ООН. Они являются самостоятельными и связаны с ООН специальными соглашениями о сотрудничестве (МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, Группа Всемирного банка, МВФ, ВОИС, ЮНИДО и др.).

Помощь международных организаций системы ООН странам Африки осуществляется за счет поддержки основного бюджета институтов ООН со стороны государств-доноров. Регулярные взносы теряют национальную «окраску» и становятся составной частью активов соответствующих организаций. В рамках Программы развития ООН (ПРООН) регулярный бюджет принимается раз в четыре года: основная часть средств выделяется на содержание организации и осуществление программ, перечень которых утверждается на Исполнительном Совете на основании рамочного соглашения о партнерстве со страной.

Доноры также делают взносы в целевые программы, при этом определяется секторальный, тематический и географический фокус.

Важную роль в процессе оказания помощи играют трастовые фонды – инструменты, при помощи которых правительственные и неправительственные доноры передают средства в управление организациям-попечителям, например, Всемирному банку и ПРООН. Трастовые фонды представляют собой средства финансирования программ и действий широкого спектра, одобренных донором и организацией-попечителем – от глобальных программ со своими собственными структурами управления до обычных проектов развития и финансирования деятельности отдельных технических экспертов. Большинство оперативных программ и фондов организации, в частности ПРООН, финансируются на добровольной основе.

Бюджет ряда организаций, например ЮНИДО, финансируется за счет комбинации начисленных и добровольных взносов.

В странах региона международные организации системы ООН имеют представительства, деятельность которых осуществляется в соответствии с программой, согласованной с правительством страны. Руководствуясь рамочным соглашением о сотрудничестве, организация занимается поиском доноров для осуществления проектов на территории государства.

Механизм согласования проектной деятельности донора и организации зафиксирован в документе, подписанном сторонами.

Часть проектов осуществляются совместно двумя и более организациями ООН. Так, ПРООН имеет 163 проекта в Африке в сотрудничестве с другими учреждениями ООН (всего программ в Африке на 2021 г. — 1170). Помимо рамочного соглашения между правительством страны-реципиента и оперативным фондом или программой ООН, государством с системой ООН также может быть подписана Рамочная программа партнерства в целях развития (РППР).

— 1170). Помимо рамочного соглашения между правительством страны-реципиента и оперативным фондом или программой ООН, государством с системой ООН также может быть подписана Рамочная программа партнерства в целях развития (РППР).

РППР — ключевой стратегический документ для обеспечения коллективной, согласованной и интегрированной помощи системы ООН в реализации национальных приоритетов и решения проблем для достижения Целей устойчивого развития (ЦУР). В стране функционирует страновая команда системы ООН (UNCountryTeam). В её задачи входят стратегический анализ и планирование, контроль цикла страновых программ ООН, представительство и поддержка учреждений Секретариата ООН и ООН в целом, поддержка национальных координационных систем и процессов, общий надзор и координация деятельности системы ООН в стране.

Команду возглавляет Постоянный Координатор системы ООН — представитель Генерального секретаря ООН.

На Африканском континенте расположены региональные и страновые представительства Программы развития ООН (ПРООН), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), Программы ООН по населенным пунктам (ООН-ХАБИТАТ), Структуры «ООН-Женщины»,ВОЗ, МОТ, ЮНИДО, ЮНЕСКО, ФАО, Всемирного банка, МВФ, ИКАО, ИМО, МСЭ, ВОИС, МФСР, МАГАТЭ. В субрегионах Африки работу также осуществляют Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).

Под управлением ПРООН находится Фонд капитального развития ООН, который работает преимущественно в наименее развитых странах. Четверть бюджета Фонда формируется за счет средств ПРООН.

Он обеспечивает капитальное финансирование в виде грантов и ссуд под низкий процент и предоставляет техническую экспертизу для подготовки инфраструктурных проектов.

Одной из важнейших составляющих помощи международных организаций системы ООН странам Африки является техническая помощь, формы которой определяются Резолюцией ГА ООН: работа в развивающихся странах экспертов ООН с целью оказания консультативных услуг правительствам этих государств и подготовки специалистов на местах, предоставление гражданам развивающихся стран стипендий для обучения за рубежом, командирование технического персонала, поставка оборудования и материалов для демонстрационных целей. Международные финансовые институты — МВФ и группа Всемирного банка, имеющие статус специализированных учреждений ООН — занимают важное место в системе содействия развитию Африки.

Деятельность Международной ассоциации развития (МАР), одного из основных институтов Всемирного банка, направлена на сокращение масштабов бедности посредством предоставления займов (называемых “кредитами”) и грантов для реализации программ ускорения экономического роста, сокращения неравенства и улучшения условий жизни населения. Для доступа стран к льготным кредитам МАР установлен порог валового национального дохода на душу населения не более 1135 долл. Ресурсы МАР пополняются каждые три года за счет взносов стран-доноров, перечисленных доходов МБРР и погашенных кредитов.

МАР также ведет большую работу в области облегчения бремени задолженности в рамках Инициативы в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (HIPC) и Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (MDRI).По данным на июль 2018 г., участие в инициативах приняли все африканские страны, отнесенные к категории наименее развитых, за исключением Сомали, Судана и Эритреи. Что касается МВФ, организация предоставляет займы, которые квалифицируются как официальная помощь развитию, в основном через свой трастовый фонд Сокращения бедности и содействия росту. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) является одной из пяти региональных комиссий ЭКОСОС и действует как на региональном, так и на субрегиональном уровне.

ЭКА осуществляет мониторинг и ведение отчетности относительно выполнения африканскими государствами глобальных и континентальных обязательств, а также вырабатывает общую позицию африканских государств по различным пунктам повестки дня. На субрегиональном уровне ЭКА оказывает консультативные услуги и техническую помощь, имея пять отделений в разных частях континента. В соответствии с Резолюцией ГА 66/293 был учрежден механизм контроля Организации Объединенных Наций за выполнением обязательств по удовлетворению потребностей Африки.

Резолюция установила проведение раз в два года обзора под эгидой Генеральной Ассамблеи в контексте пункта её повестки дня по вопросу о развитии в Африке. На Управление Специального советника по Африке (действует с 2003 г.) были возложены функции секретариата для проведения обзора в координации с соответствующими подразделениями системы ООН. Мандат Специального советника Генерального секретаря по Африке включает подготовку докладов по региону, координацию сотрудничества африканских государств и системы ООН в рамках НЕПАД, а также укрепление поддержки программы со стороны международного сообщества.

Одним из форматов работы Управления является организация разного рода консультаций, конференций, брифингов, экспертных встреч, тематических дискуссий, а также ежегодной Недели Африки, заседаний межведомственной целевой группы. Данные мероприятия проводятся с участием представителей оперативных фондов и программ ООН, Африканского союза, Экономической комиссии ООН для Африки, Агентства планирования и координации НЕПАД, частного сектора, научных кругов и гражданского общества.

Работа Управления направлена, по сути, на привлечение внимания международного сообщества к проблемам развития Африканского континента.

Субстантивная помощь оказывается странам Африки преимущественно по линии оперативных фондов и программ, а также специализированных учреждений, входящих в систему ООН.

Российская Федерация оказывает содействие развитию по линии организаций системы ООН (148 млн.

долл. в 2018 г., 32% от общего объема многосторонней помощи страны).

В настоящее время в Африке в стадии реализации находятся три программы, исполнителем которых соответственно являются ПРООН, ЮНИСЕФ и ЮНИДО: поддержка усилий Зимбабве в осуществлении Определяемого на национальном уровне вклада в реализацию Парижского соглашения; финансирование расходов, связанных с проведением кампании по вакцинации населения Анголы от желтой лихорадки; создание технических и институциональных возможностей в целях увеличения производства и развития производственных цепочек в области рыболовства и аквакультуры в Эфиопии.

Помощь, оказываемая международными организациями системы ООН, имеет определенные преимущества по сравнению с двусторонней помощью. На распределение средств меньшее влияние оказывают политические факторы, а аккумулированные в международных организациях средства позволяют реализовать крупные по масштабам проекты.

Более того, в рамках международной организации возможно осуществить координацию усилий доноров как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Вместе с тем диверсификация многосторонних институтов-участников СМР усугубляет проблему фрагментации помощи и увеличивает уровень административной нагрузки на страны-реципиенты.

Это диктует необходимость координации действий между различными международными организациями и принятие ими полноценной ответственности за повышение эффективности помощи развитию.

В условиях наблюдаемой с 2015 г. тенденции к снижению объемов ОПР для Африки свою актуальность сохраняет координирующая роль Управления Специального советника по Африке. Данная тенденция может поставить под угрозу способность африканских государств, особенно наименее развитых стран, осуществлять свои программы в области развития, в связи с чем использование потенциала Управления для интенсификации механизмов оказания помощи странам Африки, в том числе со стороны системы ООН, приобретает особое значение.Белецкая М.Ю.
Данная тенденция может поставить под угрозу способность африканских государств, особенно наименее развитых стран, осуществлять свои программы в области развития, в связи с чем использование потенциала Управления для интенсификации механизмов оказания помощи странам Африки, в том числе со стороны системы ООН, приобретает особое значение.Белецкая М.Ю. Россия в системе содействия международному развитию / Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

М., 2017.Содействие международному развитию. Курс лекций / Под редакцией В.И. Бартенева и Е.Н. Глазуновой. 2012.

– 408 с.Экономика Африки в условиях рыночных преобразований. М., 2010. – 308 с.Mandate of the Office of the Special Adviser on Africa.

[Электронный ресурс] URL: UN list of Least Developed Countries. [Электронный ресурс] URL: UNDP Transparency Portal. [Электронныйресурс] URL: Поделиться статьей Автор Блог: Рейтинг: 8 ДРУГИЕ ЗАПИСИ 16 Сентября 2021 4 Сентября 2021 31 Августа 2021 Теги , , , , Please enable JavaScript to view the

Международное право

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ⇐ Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) был разработан конференцией, созванной в Лондоне в 1945 г.

ЮНЕСКО начала функционировать 4 ноября 1946 г., когда 20 государств, подписавших ее Устав, передали на хранение Соединенному Королевству свои акты акцепта.

Цели и виды деятельности. Главная цель ЮНЕСКО заключается в том, чтобы содействовать делу мира и безопасности в мире, способствуя сотрудничеству между странами посредством образования, науки, культуры и информации. Для осуществления этих целей ЮНЕСКО расширяет и ориентирует образование, с тем чтобы дать возможность народу каждой страны эффективнее осуществлять самому свое развитие; оказывает помощь в создании научно-технической базы, благодаря которой каждая страна смогла бы лучше использовать свои ресурсы; поощряет развитие национальных культурных ценностей и охрану культурного наследия таким образом, чтобы извлечь максимальную пользу из модернизации без ущерба для самобытности и разнообразия культур; разбивает обмен информацией для обеспечения более свободного потока информации и ее более широкого и сбалансированного распространения; содействует развитию социальных наук как средства осуществления прав человека, справедливости и мира. В области образования, которое является ее главным видом деятельности, ЮНЕСКО сочетает программы ликвидации неграмотности с усилиями, направленными на обеспечение всеобщего начального образования и устранение коренных причин неграмотности.

Она также содействует подготовке учителей, плановиков и административных работников в области образования и содействует местному строительству и оснащению школ.

В области естественных наук программы ЮНЕСКО включают: Человек и биосфера — программа Межправительственной океанографической комиссии; программы Международной гидрологической и Международной геологической корреляции. Кроме того, с помощью программ образования и профессиональной подготовки ЮНЕСКО содействует устранению диспропорции в сфере научно-технических кадров, 90 процентов которых в настоящее время сосредоточены в промышленно развитых странах.
Кроме того, с помощью программ образования и профессиональной подготовки ЮНЕСКО содействует устранению диспропорции в сфере научно-технических кадров, 90 процентов которых в настоящее время сосредоточены в промышленно развитых странах.

В области социальных наук ЮНЕСКО провела исследования по таким вопросам, как напряженность, ведущая к войне, расизм, социально-экономические факторы развития и взаимосвязь между человеком и его средой. Культурная деятельность ЮНЕСКО сосредоточена главным образом на стимулировании творческой деятельности, изучении и развитии культур и охране мирового наследия книг, произведений искусства и памятников, а также сохранении культурной самобытности и традиций.

В области коммуникации ЮНЕСКО проводит обследования потребностей в средствах коммуникации и помогает странам создавать информационные агентства. Прилагаются усилия к расширению международного сотрудничества с целью установления нового информационного порядка путем изучения роли средств массовой информации в создании нового экономического порядка, сотрудничества с региональными информационными агентствами и организации симпозиумов с участием представителей информационных агентств из развивающихся стран и средств массовой информации из промышленно развитых стран с целью увеличения потока новостей из стран «третьего мира».

Руководящим органом является Генеральная конференция ЮНЕСКО, состоящая из представителей всех стран-членов, созывается раз в два года для выработки политики, программы и бюджета организации.

Исполнительный совет, состоящий из 45 членов, избираемых Генеральной конференцией, созывается не реже трех раз в год и несет ответственность за контроль над выполнением программы, принятой Конференцией. Местонахождение: Франция, г. Париж.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) начала функционировать 7 апреля 1948 г., когда 26 государств — членов ООН ратифицировали ее Устав. Цели и виды деятельности. Цель ВОЗ, изложенная в ее Уставе, заключается в достижении всеми народами возможно высшего уровня здоровья.

С 1977 г., когда Всемирная ассамблея здравоохранения установила в качестве первоочередной задачи ВОЗ «Обеспечение здоровья для всех к 2000 году», была разработана глобальная стратегия для выполнения этой задачи. Стратегия, которая требует объединенных усилий правительств и народов для ее осуществления, основана на принципе первичной медико-санитарной помощи, включающей восемь основных элементов: просвещение в отношении преобладающих проблем охраны здоровья; надлежащее обеспечение продовольствием и питание; безопасная для здоровья вода и санитария; охрана здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи; иммунизация от основных инфекционных болезней; профилактика местных заболеваний и контроль над ними; надлежащее лечение распространенных болезней и травм; обеспечение основными лекарственными средствами.

ВОЗ помогает странам укреплять их системы здравоохранения путем создания инфраструктуры, особенно подготовки медицинских кадров, включая медицинские услуги для отдельных лиц, семей и населения в целом, медицинские учреждения, обеспечение основными лекарственными средствами и другими предметами снабжения и оборудованием.

ВОЗ также содействует проведению исследований, необходимых для разработки соответствующей технологии, относящейся ко всем аспектам здравоохранения, включая питание, охрану здоровья матери и ребенка, экологическую безопасность, психическое здоровье, борьбу со специфическими болезнями, предупреждение несчастных случаев, медицинское обслуживание и реабилитацию. Снабжение безопасной для здоровья питьевой водой и надлежащее удаление отходов для всех — таковы цели Международного десятилетия снабжения питьевой водой и санитарии, которое было провозглашено ООН в 1981 г.

и в проведении которого ВОЗ играет важную роль.

ВОЗ проводила всемирную кампанию по обеспечению эффективной иммунизации всех детей к 1990 г. в целях профилактики шести основных инфекционных детских болезней — дифтерии, кори, полиомиелита, столбняка, туберкулеза и коклюша. Она также принимает активное участие в международных усилиях по борьбе с болезнями, сопровождающимися поносом, от которых погибают младенцы и дети младшего возраста.

Глобальные исследовательские программы под руководством ВОЗ включают осуществляемую в сотрудничестве с ПРООН и Всемирным банком специальную программу исследований и обучения в области тропических болезней (малярия, проказа, шистозоматоз, филяриоз, сонная болезнь и лейшманиоз). Действуя в сотрудничестве со Всемирным банком, ФАО, ПРООН и несколькими странами-донорами, ВОЗ выполняет широкую программу борьбы с онхоцеркозом, или речной слепотой, распространенной в семи странах Западной Африки.

Руководящим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены организации. Она созывается ежегодно для рассмотрения работы организации и принятия решений в отношении политики, программы и бюджета. В состав Исполнительного комитета входят 30 членов, назначаемых таким же количеством стран; он действует в качестве исполнительного органа Ассамблеи.

Местонахождение: Швейцария, г.

Женева.

Природоохранные организации

Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединенных Наций). Ей принадлежит главная роль в организации международного экологического сотрудничества. Она определяет основные направления экологической политики международного сообщества.

ЮНЕП — Программа ООН по экологии. Это специализированное учреждение ООН, которое занимается вопросами охраны биосферы. Оно создано Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1972 г.

по рекомендации Стокгольмской конференции. ЮНЕП имеет Совет управляющих из представителей государств, Совет по координации охраны биосферы, экологический Фонд. Совет управляющих определил следующие семь основных направлений в области экологии: 1) населенные пункты, здоровье человека, санитария природной среды; 2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания; 3) океаны; 4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов; 5) энергия; 6) образование, профессиональная подготовка; 7) торговля, экономика, технология.

ЭКОСОС — экономический и социальный Совет ООН. Он решает вопросы финансирования. ЮНЕСКО — организация ООН по культуре, науке и образованию.

Образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже. Она осуществляет: а) руководство экологическими программами «Человек и биосфера» (МАВ — Man and Biosphera), Международной программой по экологическому образованию, Международной гидрологической программой и др.; б) учет и организацию охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию; в) оказание помощи странам в развитии экологического образования, подготовке экологов.

Под эгидой ЮНЕСКО в Алтайском государственном техническом университете открыта Международная кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование в Сибири».

МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии было образовано в 1957 г.

Оно разрабатывает Правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействию атомных материалов на природную среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение. МСОП — Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

МСОП — Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Он учрежден в 1948 г. Это неправительственная организация из представителей более 100 стран.

От Российской Федерации членом МСОП являются Министерство сельского хозяйства и Всероссийское общество охраны природы. Основные задачи союза: а) сохранение естественных экосистем, флоры и фауны; б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; г) экологическое просвещение. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа «Всемирная стратегия охраны природы».

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения.

Она образована в 1946 г. ВОЗ изучает проблемы оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в международных программах по улучшению санитарногигиенических условий жизни человека.

Она осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг среды обитания человека, обобщает данные о заболеваемости людей в зависимости от состояния среды, проводит санитарно-гигиеническую экспертизу природной среды и дает оценку ее качества.

В своей деятельности ВОЗ взаимодействует с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и другими экологическими организациями. ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Образована в 1945 г. Сфера ее деятельности сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы.

Она занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.

ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря ей принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в разработке многих экологических программ, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

ГСМОС — глобальная система мониторинга окружающей среды. Работу системы координирует ЮНЕП.

ГСМОС осуществляет пять программ: мониторинг состояния атмосферы, перенос загрязняющих веществ на большие расстояния, здоровье человека, Мировой океан, возобновляемые ресурсы суши. В ГСМОС входят ВМО, ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.

ВМО — Всемирная метеорологическая организация ООН. Создана в 1947 г. Она изучает и обобщает степень воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам.

ВМО действует в рамках ГСМОС — глобальной системы мониторинга окружающей среды ИМО — Международная морская организация. Она разрабатывает и с ней согласовывают основные принципы международной политики по защите морской среды. ИМО принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами.

Рекомендуем прочесть:  Права международного образца

В состав ИМО входит Комитет защиты морской среды.

Специализированные учреждения ООН

– это самостоятельные универсальные международные межправительственные организации специальной компетенции (некоторые из них были созданы до создания самой ООН, например, ВПС и МОТ).

Все эти ММПО учреждены на основе международных договоров и обладают международной правосубъектностью.

Они наделены самостоятельными полномочиями в различных областях международного сотрудничества.

Получение какой-либо международной организацией статуса специализированного учреждения ООН предусмотрено в Уставе ООН (гл. IX и X). Такой статус получают ММПО, связанные с ООН специальными соглашениями, которые заключает ЭКОСОС и утверждает ГА ООП. Соглашения определяют условия взаимодействия специализированных учреждений с ООН и друг с другом.

ЭКОСОС уполномочен согласовывать и координировать деятельность таких учреждений. Признаки специализированных учреждений ООН:

  1. – возможность привлечения к международной ответственности;
  2. – связь с ООН. Это специфический признак, который позволяет выделять специализированные учреждения в особую группу ММПО (ст. 57 Устава ООН).
  3. – наличие международной правосубъектности;
  4. – межправительственный характер их учредительных документов (уставов);
  5. – универсальный характер членства и специальная предметная компетенция;

Членами специализированных учреждений могут быть и государства – члены ООН, и государства – нечлены ООН (для них установлен более сложный порядок вступления в эти организации).

Некоторые из таких учреждений открыты для вступления другим субъектам международного права – ГПО; нациям, борющимся за независимость; иным ММПО и МНПО. Специализированные учреждения представляют собой постоянно действующий механизм с устойчивой внутриорганизационной структурой и внутренним правом; их деятельность не ограничена никакими сроками – уставы этих ММПО не предусматривают возможности их ликвидации.
Специализированные учреждения представляют собой постоянно действующий механизм с устойчивой внутриорганизационной структурой и внутренним правом; их деятельность не ограничена никакими сроками – уставы этих ММПО не предусматривают возможности их ликвидации.

Классификация специализированных учреждений следующая.

Организации экономического характера: МБРР, МВФ, МФК, МАР, МИГА, ВТО, ИКАО, ИМО, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация), ИФАД (Международный фонд сельскохозяйственного развития), МСЭ, ВПС, ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию), ВМО (Всемирная метеорологическая организация).

Организации социального характера: МОТ, ВОЗ. Организации культурно-гуманитарного характера: ЮНЕСКО, ВОИС.

МВФ создан в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением в 1944 г. Координирует валютно-кредитную политику государств-членов, предоставляет им кредиты, содействует созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям и устранению валютных ограничений. Уставный капитал М ВФ – около 150 млрд долл.

США; формируется за счет взносов государств-членов. 25% выделенной квоты государства-члены оплачивают в СДР (специальные права заимствования) или в свободно конвертируемой валюте, 75% – в национальной валюте.

Руководящие и постоянные вспомогательные органы МВФ: Совет управляющих (по два представителя от каждого государства-члена), Исполнительный совет (24 члена), Временный комитет (24 члена), Комитет по развитию, Директор-распорядитель, Фонд системной трансформации, Фонд компенсационного финансирования, Фонд структурной адаптации. Членами МВФ являются более 180 государств.

МБРР создан в 1944 г. в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением. Содействует реконструкции и развитию государств-членов путем поощрения капиталовложений в промышленность. Основная задача МБРР – стимулировать частные иностранные капиталовложения путем предоставления гарантий или прямого участия, содействовать международной торговле, поддерживать платежный баланс.

Членами МБРР могут быть только государства – члены МВФ (около 180 государств).

Руководящие и постоянные вспомогательные органы МБРР: Совет управляющих (управляющие и их заместители – по одному от каждого государства-участника), Директорат (20 исполнительных директоров), Совместный комитет по развитию Всемирного банка и МБРР (24 члена), Президент Банка. Структурным подразделением (филиалом) МБРР является МИГА – самостоятельная ММПО, специализированное учреждение ООН.

МФК основана в 1956 г. как филиал МБРР. Осуществляет помощь в управлении экономикой, финансирует инвестиции в частный и смешанный секторы экономики (прежде всего, в развивающихся государствах), предоставляет долгосрочные кредиты (до 25 лет).

Органы управления МФК: Совет управляющих (состоит из управляющих МБРР и их заместителей), Совет директоров (состоит из директоров- распорядителей МБРР), Председатель Совета директоров (одновременно – Президент МБРР). Члены МФК – более 150 государств. МАР создана в 1959 г. для предоставления кредитов на более льготных условиях, чем МБРР.

Органы управления те же, что и в МБРР (Совет управляющих и Директорат). Президент МАР – одновременно Президент МБРР и МФК. Персонал МБРР по совместительству выполняет функции персонала МАР.

МИГА, МФК и МАР – это филиалы МБРР, его дочерние организации (при этом все они – самостоятельные ММПО). Эти пять ММПО (МВФ, МБРР, МФК, МАР, МИГА) являются самыми крупными из всех существующих в мире валютно-финансовых организаций и составляют Группу Всемирного банка. Обладают финансовой и юридической независимостью и в качестве специализированных учреждений входят с систему ООН.

ВТО создана в 1994 г. на основе решений Уругвайского раунда ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). ВТО заменила ГАТТ и является его правопреемницей.

Все члены ГАТТ (около 130 государств) автоматически стали членами ВТО. В настоящее время членами ВТО являются около 150 государств.

ВТО – это и международная организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности государств в области международной торговли.

Правовая основа ВТО – Генеральное соглашение по тарифам и торговле в ред. 1994 г. (ГАТТ-94), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и другие соглашения, которые в комплексе составляют Соглашение о ВТО. Руководящие и постоянные вспомогательные органы ВТО: Конференция министров, Генеральный совет, Комитет по урегулированию споров, Комитет по пересмотру торговой политики, Комитет по торговле и развитию, Комитет по бюджетным вопросам, Секретариат, Совет но торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

ИМО функционирует с 1959 г. Обеспечивает сотрудничество между государствами в области регулирования любых технических вопросов, затрагивающих международное морское судоходство.

При ИМО функционируют Всемирный морской университет, Морская транспортная академия, Международный институт морского права. Члены ИМО – более 160 государств.

Руководящие и постоянные вспомогательные органы ИМО: Ассамблея, Совет (32 члена), Комитет по безопасности на морс (18 членов), Комитет по защите морской среды (16 членов), Комитет по техническому сотрудничеству, Подкомитет по упрощению формальностей в морском судоходстве, Юридический комитет, Секретариат. ИКАО учреждена в соответствии с Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации 1944 г. С 1946 г. ИКАО является специализированным учреждением ООН.

Главная цель ИКАО – обеспечение безопасности и упорядочение развития международной гражданской авиации. Высший орган ИКАО – Ассамблея – состоит из представителей всех государств-членов.

В настоящее время членами ИКАО являются более 190 государств.

Совет ИКАО избирается Ассамблеей, состоит из 33 членов.

Формируется на основе принципа специфических интересов: надлежащее представительство государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте; государств, вносящих наибольший вклад в предоставление средств для обслуживания международной гражданской авиации; государств, назначение которых обеспечивает представительство в Совете всех основных географических регионов мира. Основными рабочими органами ИКАО являются Секретариат, Юридический комитет, Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Комитет по совместной поддержке, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству, Комитет по кадрам и Комитет но техническому сотрудничеству.

МСЭ основан в 1865 г. как Международный телеграфный союз.

Специализированным учреждением ООН является с 1947 г. Задачи МСЭ: регулирование и координация сотрудничества в области электросвязи; совершенствование технических средств радиосвязи; обеспечение безопасности связи. МСЭ распределяет радиочастоты и регистрирует их присвоение, принимает рекомендации по унификации соответствующих правил и тарифов, оказывает финансовую и технологическую помощь.

Главные и постоянные вспомогательные органы МСЭ: Полномочная конференция, Административный совет (36 членов), Генеральный секретариат, Международный комитет регистрации радиочастот, Международный консультативный комитет по радио, Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии.

ВПС основан в 1874 г. Статус специализированного учреждения ООН получил в 1947 г.

Основная задача – образование почтовой территории во всех странах и совершенствование национальных почтовых систем. Главные и постоянные вспомогательные органы: Всемирный почтовый конгресс, Исполнительный совет (40 членов), Консультативный совет по почтовым исследованиям, Международное бюро (Секретариат ВПС). МОТ создана в 1919 г. Статус специализированного учреждения ООН имеет с 1946 г.

Наряду с государствами в МОТ представлены профсоюзы и предприниматели. Содействует улучшению условий труда и повышению жизненного уровня трудящихся; разрабатывает международные конвенции и рекомендации по вопросам заработной платы, рабочего времени, охраны труда, признания прав на организацию профсоюзов. Главный орган МОТ – Генеральная конференция (состоит из делегаций государств-участников – два представителя от правительства, по одному – от предпринимателей и трудящихся), Административный совет (56 членов – 28 представителей от правительств, по 14 – от предпринимателей и трудящихся), Международное бюро труда.

ВОЗ учреждена в 1946 г. Основные цели: достижение наиболее высокого уровня здоровья; разработка международных стандартов в области диагностики, продуктов питания, биологических и фармацевтических препаратов; борьба с опасными болезнями; борьба за психическое здоровье и гармонию в межчеловеческих отношениях; улучшение состояния окружающей среды.

Главные органы ВОЗ: Всемирная ассамблея здравоохранения, Исполнительный комитет (30 членов), Секретариат.

ЮНЕСКО учреждена в 1946 г. Цели ЮНЕСКО: содействовать укреплению мира посредством развития образования, науки и культуры; использовать СМИ в целях поощрения и развития прав и свобод человека. Главные направления деятельности ЮНЕСКО: образование и будущее (обеспечение начального и развитие высшего образования); наука на службе развития (человек и биосфера); социальные и гуманитарные пауки (содействие в области соблюдения прав человека и демократии; борьба со всеми формами дискриминации); культура: прошлое, настоящее, будущее (защита культурного наследия; сохранение культурной самобытности); коммуникация, информация и информатика на службе человека (поощрение свободы прессы, плюрализма и разнообразия СМИ).

Руководящие органы: Генеральная конференция (почти 190 государств-членов), Исполнительный совет (51 член), Секретариат. В Исполнительный совет входят лица, компетентные в области искусства, литературы, науки, образования, распространения знаний. В работе учитывается разнообразие культур и принцип справедливого географического распределения.

ВОИС учреждена на основе Конвенции о создании ВОИС 1967 г.

Статус специализированного учреждения ООН имеет с 1974 г. Задачи ВОИС: охрана интеллектуальной собственности; обеспечение административного сотрудничества 18 межправительственных союзов, занимающихся оказанием помощи в охране интеллектуальной собственности и авторского права.

Руководящие органы: Конференция, ГА (государства – члены Парижского (100 государств) или Бернского (83 государства) союзов), Международное бюро, Директорат. МАГАТЭ создано в 1957 г. В системе органов ООН занимает особое место, поскольку формально не является специализированным учреждением ООН, но по специальному соглашению выполняет функции такой организации. В рамках МАГАТЭ разрабатываются международные документы в области мирного использования атомной энергии, осуществляется сотрудничество по обеспечению невоенного применения ядерпых материалов.

Члены МАГАТЭ – все государства, в которых осуществляется мирная атомная деятельность (около 150 государств).

Руководящие органы: Генеральная конференция и Совет управляющих.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+