Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Опека и попечительство над детьми находящимися в воспитательных лечебных

Опека и попечительство над детьми находящимися в воспитательных лечебных

Опека и попечительство над детьми, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, и учреждениях социальной защиты населения.

Передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) является одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Такими учреждениями являются образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (далее — воспитательные учреждения), опекуны (попечители) не назначаются.

Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения.

В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на указанные учреждения, а именно на администрацию этих учреждений.

Основными задачами воспитательного учреждения являются:

  1. д) охрана прав и интересов воспитанников.
  2. а) создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
  3. б) обеспечение социалной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
  4. в) освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
  5. г) обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

Вполнение перечисленных задач относится и к функциональной деятельности опекунов (попечителей). В случае временного помещения ребенка, уже находящегося под опекой или попечительством, в воспитательное учреждение права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка не прекращаются.

Причиной временного устройства подопечного ребенка в воспитательное учреждение могут быть различные обстоятельства, не связанные с виновным поведением опекуна или попечителя (болезнь, служебная командировка и т. п.). Указанные учреждения обязанности опекуна (попечителя) осуществляют с соблюдением норм семейного и гражданского законодательства о правах и обязанностях опекуна (попечителя) ребенка.

Воспитательное учреждение выступает в защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних подопечных без специального полномочия (в т.ч.

в судах); — несет ответственность за причиненный им вред.

Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства. Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.

При выпуске воспитаннику обязательно должны быть выданы следующие документы: свидетельство о рождении (паспорт); справка о пребывании в учреждении; документы о состоянии здоровья; документ об образовании (для детей школьного возраста); сведения о родителях или близких родственниках; документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионная и сберегательная книжки, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги и другие документы, если таковые имелись в личном деле Законом предусмотрены меры по социальной адаптации и материальному обеспечению выпускников воспитательных учреждени. В частности, при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования им выдается воспитательным учреждением комплект сезонной одежды и обуви по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременное денежное пособие.

В случае трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности они обеспечиваются за счет средств воспитательных учреждений одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по утвержаемым Правительством нормам, которые могут быть заменены по желанию выпускника денежной окмпенсацией в качестве вклада на его имя.

Защита прав выпускников воспитательных учреждений органом опеки и попечительства включает проверку выполнения администрацией воспитательного учреждения обязанностей по материальному обеспечению выпускников и по выдаче им необходимых документов, а также принятие мер по их трудоустройству, обеспечению жильем, выплате положенных пенсий, пособий и т. п.

Семейный кодекс.Глава 20. Опека и попечительство над детьми

Статья 145.

Дети, над которыми устанавливаются опека или попечительство 1. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

2. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. 3. Установление и прекращение опеки и попечительства над детьми определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 146. Опекуны (попечители) детей 1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица.

Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав.

2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка. 3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Статья 147. Опека (попечительство) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения 1. Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.

Временное помещение ребенка опекуном (попечителем) в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка. 2. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, возлагается на органы опеки и попечительства. Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 1.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

  1. воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  2. защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса. 2. Дети, находящиеся под опекой (попечительством) обладают, также правами, предусмотренными статьями 55 и 57 настоящего Кодекса. Статья 149. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на:
    • содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;
    • причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
    • сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
    • льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях. 2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обладают также правами, предусмотренными статьями 55-57 настоящего Кодекса. Статья 150. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка 1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Кодекса. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. 2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка. 3. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. 4. Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются статьями 36-38 Гражданского кодекса Российской Федерации. 5. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации. Методические материалы Вам понравилась статья? Оцените статью Полезность: Интересность: у меня отняли 2-ух детей,бывшая жена мне запрещает с ними встречаться, хотя это мне разрешено судом. 2002-12-11, pachma . Поделитесь: Опека и попечительство над детьми. Семейный кодекс. Глава 20. Опека и попечительство над детьми. Версия для печати. 4,2 5 (22 оценок) Оценить статью. 23.10.2000 Обновлено 12.11.2015 18+ 18+ 7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы. Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!
  3. причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  4. содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;
  5. сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  6. причитающиеся им , пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  7. льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.
    2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обладают также правами, предусмотренными статьями 55-57 настоящего Кодекса. Статья 150. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка 1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

    Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Кодекса. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

    2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

    3. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

    4. Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются статьями 36-38 Гражданского кодекса Российской Федерации. 5. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.

    Методические материалы Вам понравилась статья? Оцените статью Полезность: Интересность: у меня отняли 2-ух детей,бывшая жена мне запрещает с ними встречаться, хотя это мне разрешено судом. 2002-12-11, pachma . Поделитесь: Опека и попечительство над детьми.

    Семейный кодекс. Глава 20. Опека и попечительство над детьми. Версия для печати. 4,2 5 (22 оценок) Оценить статью. 23.10.2000 Обновлено 12.11.2015 18+ 18+ 7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.
    23.10.2000 Обновлено 12.11.2015 18+ 18+ 7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

    Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом.

    Спасибо!

  8. обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
  9. сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

Статья 147. Опека (попечительство) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения

Комментарий к статье 147 1. Отсутствие возможности устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью делает необходимой его передачу на полное государственное попечение в одно из детских учреждений: дом ребенка; детский дом смешанного типа для детей раннего (с 1,5 до 3-х лет), дошкольного и школьного возраста; школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; дом инвалидов и др.

Опекуны (попечители) таким детям не назначаются. Согласно п. 4 ст. 35 ГК РФ их опекунами и попечителями являются соответствующие учреждения.

Развивая это положение ГК РФ, п.

1 ст. 147 СК РФ возлагает обязанности опекунов (попечителей) в таких случаях на администрацию учреждения, воспитанником которого является ребенок, т.е.

на главного врача, директора и т.п., а не на лечащего врача, воспитателя-педагога и т.п. Поэтому руководитель любого из названных учреждений выполняет не только свои функциональные обязанности, но и обязанности опекуна (попечителя) своего воспитанника.

При этом не имеет значения, есть ли у ребенка родители или родственники.

Сам по себе факт передачи несовершеннолетнего на полное государственное попечение означает, что всю заботу о воспитаннике, защиту его прав и интересов берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. Свои отношения с родителями ребенка, его родственниками руководитель учреждения строит в соответствии с правилами педагогического свойства, а также с требованиями СК РФ (ст.
Свои отношения с родителями ребенка, его родственниками руководитель учреждения строит в соответствии с правилами педагогического свойства, а также с требованиями СК РФ (ст.

55, 67, 75 и др.). Защита имущественных, жилищных прав воспитанника осуществляется ими по правилам, предусмотренным ст. 26, 28, 37, 38 ГК РФ, а также ст.

60, 149 СК РФ (см. комментарии к ним).

Однако надо признать, что роль администрации детского интернатного учреждения как опекуна (попечителя) воспитанника нуждается в более тщательной регламентации Уставом (Положением) соответствующего учреждения. 2. После передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью опекуна (попечителя) органы опеки и попечительства обязаны оказывать ему всяческую помощь как в воспитании, так и в организации его лечения, отдыха, в решении разного рода проблем, возникающих в опекунской семье. Решаются эти проблемы по-разному, в том числе путем устройства подопечного для оздоровления, обучения в одно из интернатных учреждений на время.

Это тем более важно, что довольно часто опекунами (попечителями) назначаются близкие ребенку лица пенсионного возраста, которым подчас трудно одним осуществлять свои обязанности. При временном устройстве подопечного в одно из детских интернатных учреждений медицинского, педагогического и другого профиля права и обязанности опекуна (попечителя) сохраняются.

Он по-прежнему защищает права и интересы подопечного, принимает участие в его воспитании, а в выходные, каникулярные дни делает это лично. Если почему-либо всякий личный контакт между подопечным и его опекуном (попечителем) прекратился без уважительных к тому причин, органам опеки и попечительства по ходатайству администрации детского учреждения следует прекратить опеку (попечительство) и принять меры по дальнейшему устройству ребенка. Пункт 1 ст. 121 СК РФ, возлагая на органы опеки и попечительства функции по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, их устройству предусматривает осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания, образования.

Развивая это положение, п. 2 ст.

147 СК РФ предусматривает, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Тем самым создается дополнительная и очень важная предпосылка для защиты прав, интересов особой категории детей, оставшихся без семьи.

Четких правил осуществления такого контроля, порядка его проведения пока не существует. Его следует предусмотреть в уставах соответствующих муниципальных образований (см. п. 2 ст. 121 СК РФ и комментарий к нему).

3. Особое место принадлежит защите прав выпускников детских учреждений, перечисленных в п.

1 ст. 147 СК РФ. Находясь на пороге самостоятельной жизни, они как никто другой нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства. В противном случае могут сойти на нет все многолетние и дорогостоящие усилия, направленные на их развитие и воспитание.

К выпускникам перечисленных в СК РФ учреждений следует отнести тех, кто завершил курс обучения, оздоровления, социальной реабилитации и получил удостоверяющий этот факт документ.

До этого момента содержащиеся в интернатном учреждении дети пользуются правами, перечисленными в ст.

149 СК РФ. После выхода за стены интернатского учреждения выпускник любого возраста становится обладателем целого ряда прав. В их числе права, призванные обеспечить: социальную адаптацию, возможность повышения профессионального уровня, образования; источник существования; трудоустройство; жилье. Поддержка детей, находящихся в особо трудных условиях, в число которых входят и выпускники детских интернатных учреждений, является одной из основных целей и задач государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.

В Основных направлениях этой политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., специально выделяется поддержка детей-сирот. Особый смысл имеет эта поддержка, когда оставшийся без родительского попечения воспитанник интернатского учреждения начинает свою самостоятельную жизнь. Не оставляет без внимания несовершеннолетних, принадлежащих к наиболее социально уязвимым группам детей и молодежи, Федеральный закон от 28 июня 1995 г.

«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

, где говорится об осуществлении деятельности, направленной на их интеграцию в обществе, профессиональную подготовку, повышение уровня образования, культуры. С другой стороны, ст. 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

рассматривает как основание для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб трудную жизненную ситуацию, под которой понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (сиротство, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно (ст. 3). Все это грозит оставшемуся без семьи, жилья, средств к существованию выпускнику детского интернатного учреждения. Поэтому он и его жизнь должны более активно включаться в сферу внимания социального обслуживания с тем, чтобы ему легче было адаптироваться в окружающей его действительности.

Расширяет возможности повышения профессионального уровня, образования выпускника детского интернатного учреждения и Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» . Согласно п. 4 этого Постановления выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные, средние, специальные и высшие учебные заведения выдают комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты труда.
Согласно п. 4 этого Постановления выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные, средние, специальные и высшие учебные заведения выдают комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Примерный перечень подлежащей выдаче выпускнику одежды содержится в письме Минобразования России от 11 октября 1993 г.

«Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой и обувью при поступлении их в начальные, средние, высшие профессиональные образовательные учреждения»

. ——————————— См.: Семейное законодательство.

Сб. нормативных актов и документов. М., 1995. С. 331 — 333. Кроме того, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности, зачисляются на полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия не ниже 80% минимальной гарантированной стипендии, установленной для студентов и учащихся высших, средних специальных и всех типов профессиональных учебных заведений, а также ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения (п.

5 указанного Постановления). К источникам существования выпускника детского учреждения интернатного типа, не достигшего 18 лет, относится пенсия по случаю потери кормильца.

Если выпускник учится, то он сохраняет право на получение этой пенсии до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет (ст. 51 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР»). Поскольку причитающаяся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия, выплачиваемая на детей, потерявших кормильцев, перечисляется на личный счет несовершеннолетнего в Сберегательном банке, по выходе из детского учреждения накапливается сумма, которая также составляет источник его существования.

То же самое можно сказать о причитающихся воспитаннику алиментах. Согласно п. 2 ст. 84 СК РФ эти учреждения вправе помещать получаемые на воспитанника алименты в банк. При выпуске сумма полученных на воспитанника алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляется на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сбербанка РФ.

Несомненно, призваны помочь выпускнику, не имеющему ни материальной, ни моральной поддержки, правила ст. 35 Типового положения

«Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676, согласно которым выпускники учреждения, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в учреждение в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут по решению администрации учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание.

Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или начала дальнейшего обучения. Причем никаких возрастных ограничений на этот счет указанное Типовое положение не делает.

Нормальное существование выпускника интернатного учреждения невозможно без получения им жилья. Оно предоставляется ему либо в соответствии с п.

2 ст. 37 ЖК РФ, либо согласно п.

3 ст. 60 ЖК РФ (см. комментарий к п. 1 ст. 149 СК РФ). Но чтобы использовать действующие правила, необходимо, во-первых, при оформлении поступления ребенка в детское учреждение интернатного типа не оставить без внимания документы, относящиеся к праву несовершеннолетнего на жилье (его часть), во-вторых, субъектам РФ необходимо ежегодно выделять жилую площадь для обеспечения выпускников детских домов и школ-интернатов, не имеющих жилья.

В Постановлении Правительства Москвы от 6 апреля 1993 г.

«Об обеспечении жильем выпускников сиротских учреждений города»

на этот счет сказано: «Предоставить выпускникам сиротских учреждений жилую площадь распоряжением префекта, не позднее 1 июня текущего года в соответствии с действующими нормативами на основании документа, подтверждающего право воспитанника на жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, или временной прописки в сиротском учреждении детей, от которых родители отказались или подкинули».

——————————— См.: Вестник образования. 1994. N 8. 4. Защита прав выпускников детских учреждений, перечисленных в п. 1 ст. 147 СК РФ, возлагается на органы опеки и попечительства, поскольку попечительство над воспитанником со стороны администрации учреждения прекращается по его выходе из стен этого учреждения.

Если выпускник не достиг совершеннолетия и ему назначен попечитель в установленном законом порядке, защиту прав и интересов ребенка осуществляет этот попечитель.

Органы опеки и попечительства оказывают ему необходимую помощь.

Когда выпускнику исполнилось 18 лет, органы опеки и попечительства делают все необходимое, чтобы помочь ему защищать свои права и интересы.

Если выпускнику нет 18 лет, а попечителя для него найти не удается, на органы опеки и попечительства возлагаются целиком и полностью функции попечителя такого несовершеннолетнего.

Вся работа по охране прав выпускника-подростка может быть поручена органами опеки и попечительства администрации детского учреждения в лице его руководителя.

В любом случае подобного рода поручение должно быть адресным.

| Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Опека (попечительство) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения

Дети, находящиеся в воспитательных интернатах и учебных учреждениях, не остаются без внимания органов опеки и попечительства.

Полное государственное попечение в детском учреждении (доме ребенка; детском доме смешанного типа для детей раннего (с полутора до трех лет), дошкольного и школьного возраста; школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторном детском доме для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении; специальном (коррекционном) детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальной коррекционной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; доме инвалидов и др.) в определенной степени возмещает ребенку семью.

Опекуны (попечители) таким детям не назначаются. Согласно ГК РФ их опекунами и попечителями являются соответствующие учреждения.

Семейный кодекс возлагает обязанности опекунов (попечителей) в таких случаях на администрацию учреждения, воспитанником которого является ребенок, т.е.

на главного врача, директора и т.п. Поэтому руководитель любого из названных учреждений выполняет не только свои функциональные обязанности, но и обязанности опекуна (попечителя) своего воспитанника.

При этом не имеет значения, есть ли у ребенка родители или родственники. Сам по себе факт передачи несовершеннолетнего на полное государственное попечение означает, что всю заботу о воспитаннике, защиту его прав и интересов берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. Свои отношения с родителями ребенка, его родственниками руководитель учреждения строит в соответствии с правилами педагогического свойства.

Защита имущественных, жилищных прав воспитанника осуществляется ими по правилам, предусмотренным ГК РФ.

При передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью опекуна (попечителя) органы опеки и попечительства обязаны оказывать ему всяческую помощь как в воспитании, так и в организации его лечения, отдыха, в решении разного рода проблем, возникающих в опекунской семье. Решаются эти проблемы по-разному, в том числе путем устройства подопечного для оздоровления, обучения в одно из интернатных учреждений на время.

При временном устройстве подопечного в одно из детских интернатных учреждений медицинского, педагогического и др. профиля права и обязанности опекуна (попечителя) сохраняются. Он по-прежнему защищает права и интересы подопечного, принимает участие в его воспитании, а в выходные, каникулярные дни делает это лично.

Если почему-либо всякий личный контакт между подопечным и его опекуном (попечителем) прекратился без уважительных к тому причин, органам опеки и попечительства по ходатайству администрации детского учреждения следует прекратить опеку (попечительство) и принять меры к дальнейшему устройству ребенка.

Кодекс, возлагая на органы опеки и попечительства функции по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, их устройству, предусматривает осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания, образования, предусматривает, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.

Тем самым создается дополнительная и очень важная предпосылка для защиты прав, интересов детей, оставшихся без семьи. Выпускники детских учреждений, как никто другой, нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства. В противном случае могут сойти на нет все многолетние усилия, направленные на их развитие и воспитание.

К выпускникам этих учреждений следует отнести тех, кто завершил курс обучения, оздоровления, социальной реабилитации и получил удостоверяющий этот факт документ.

До этого момента содержащиеся в интернатном учреждении дети пользуются правами, установленными в Семейном кодексе РФ.

После выхода из интернатного учреждения выпускник любого возраста становится обладателем целого ряда прав.

В их числе права, призванные обеспечить: социальную адаптацию, возможность повышения профессионального уровня образования; источник существования; трудоустройство; жилье. Выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в профессиональные, средние, специальные и высшие учебные заведения выдают комплект новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности зачисляются на полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия не ниже 80% минимальной гарантированной стипендии, установленной для студентов и учащихся высших, средних специальных и всех типов профессиональных учебных заведений, а также ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения.

Источником существования выпускника детского учреждения интернатного типа, не достигшего 18 лет, будет пенсия по случаю потери кормильца. Если выпускник учится, то он сохраняет право на получение этой пенсии до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет. Поскольку причитающаяся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия, выплачиваемая на детей, потерявших кормильцев, перечисляется на личный счет несовершеннолетнего в Сберегательном банке, по выходе из детского учреждения накапливается сумма, которая также составляет источник его существования.

То же самое можно сказать о причитающихся воспитаннику алиментах.

Эти учреждения вправе помещать получаемые на воспитанника алименты в банк. При выпуске сумма полученных на воспитанника алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на в отделении Сбербанка РФ.

Несомненно, помочь выпускнику, не имеющему ни материальной, ни моральной поддержки, призвано правило, согласно которому выпускники учреждения, обучающиеся в учреждении начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в учреждение в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут по решению администрации учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание.

Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или начала дальнейшего обучения. Причем никаких возрастных ограничений на этот счет указанное типовое положение не делает.

Трудоустройство выпускников детских учреждений интернатного типа обеспечивается обязанностью брать на работу выпускников общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти, органами местного самоуправления. Без наличия жилья невозможно нормальное существование выпускника интернатного учреждения. Оно предоставляется ему либо в соответствии с п.

2 ст. 37 Жилищного кодекса либо согласно п.

3 ст. 60. Но, чтобы использовать действующие правила, необходимо, во-первых, при оформлении поступления ребенка в детское учреждение интернатного типа не оставить без внимания документы, относящиеся к праву несовершеннолетнего на жилье (его часть).

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при выпуске выдают не только свидетельство о рождении (паспорт), документ об образовании, но и документы, подтверждающие право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионную книжку, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги, если таковые имелись, и др. Права выпускников детских учреждений защищаются органами опеки и попечительства, поскольку попечительство над воспитанником со стороны администрации учреждения прекращается при его выпуске из этого учреждения.

Если выпускник не достиг совершеннолетия и ему назначен попечитель в установленном законом порядке, защиту прав и интересов ребенка осуществляет этот попечитель. Органы опеки и попечительства оказывают ему необходимую помощь. Когда выпускнику исполнилось 18 лет, органы опеки и попечительства делают все необходимое, чтобы помочь ему защищать свои права и интересы.

Вся работа по охране прав выпускника-подростка может быть поручена органами опеки и попечительства администрации детского учреждения в лице его руководителя. В любом случае подобного рода поручение должно быть адресным.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+