Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Ответственность управляющей компании перед собственниками жилищный кодекс

Ответственность управляющей компании перед собственниками жилищный кодекс

Ответственность управляющей компании перед собственниками жилищный кодекс

Ответственность УК и ТСЖ по управлению многоквартирными домами. Штрафные санкции.

«Казнить УК, нельзя помиловать» В последние годы с подачи чиновников и СМИ в народе стало привычным винить во всех проблемах и бедах ЖКХ управляющие компании. Например, проблемы с качеством коммунальных ресурсов – виновата УК, а не ресурсоснабжающая организация, которая берёт 100% предоплату за свои услуги с УК и при этом за эти услуги де-юре и де-факто не отвечает ни перед жителями, ни перед самой УК (попробую поспорить с монополистом-ресурсником).

Или, пример, дом в плохом техническом состоянии, капитальный ремонт не проводился лет 50 – опять-таки виновата УК, а не государство, которое не выполнило своё обязательство по недоремонту (ст.16 закона о приватизации), которое собирало с населения деньги в фонд капремонта, лопнувшего во времена перестройки, и которое сейчас обсуждает внесение поправки в Жилищный кодекс РФ об аналогичной схеме сбора средств на капремонт в общий «государственный котёл». Или, например, по дому большая задолженность за ЖКУ, подъезды и лифты изрисованы и замусорены – виновата снова одна УК, а не отсутствие у жителей коммунальной культуры и ответственности за своевременную оплату полученных услуг (пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки никого не пугает) . И, к сожалению, в сюжетах СМИ, в которых, например, один собственник из-за плохого содержания своей квартиры или несанкционированного ремонта (перепланировки) залил, повредил общее имущество или имущество своих соседей, делаются выводы о том, что и здесь виновата УК.

И это никого не удивляет, даже работников самих УК. Чтобы не было таких перекосов, всем участникам сферы управления МКД необходимо видеть реальную картину зоны ответственности УК по законодательству и практике управления МКД.

Аналогичная ответственность распространяются также на ТСЖ, самостоятельно осуществляющие управление жилыми домами.

Зона ответственности УК/ТСЖ по закону Существует море правовых актов в сфере управления МКД. И, как известно, не знание закона, не освобождает от ответственности за его неисполнение. Но как УК/ТСЖ и жителям не утонуть в море законов и нормативов по управлению жилыми домами?

Пока выходит, что никак. Для сравнения, законов, регламентирующих эксплуатацию нежилых зданий (например, торгового центра) раз-два и обчёлся, а вот по жилым домам к этим нормативно-правовым актам добавляются специальные федеральные правовые акты. И это не считая нормативов, утверждённых органами исполнительной власти или местного самоуправления.

Правовые основы управления коммерческой недвижимости.

от 30.12.2009 № 384-Ф3

«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 30.03.1999 № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23.11.2009 № 261-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Правовые основы создания и деятельности управлящей компании (НПА — федеральная нормативно-правовая база) НПА по созданию УК Жилищный кодекс РФ(ст.10, ст.165) 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответсвенностью» 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 315 ФЗ «О саморегулируемых организациях» НПА при приеме УК МКД Жилищный кодекс РФ(ст.25-29, ст.153, п.14 ст.161) 214 ФЗ «Об участии в долевом строительстве МКД и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» Постановление РФ № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД» Постановление РФ № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммуальных услуг» Постановление РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в МКД и жилых домов» (с 01.09.12г.) Постановление РФ № 266 «Об утверждении формы заявления о перепланировке (переустроистве) жилого помещения …» Приказ Минрегиона РФ № 45 «Об утверждении положения о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации МКД» Приказ Минрегиона РФ № 14314 «О сроках возникновения обязанности приступить к управлению МКД» НПА по управлению и эксплуатации МКД Жилищный кодекс РФ (разделы №№ 7,8) 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффекстивности» Постановление РФ № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в МКД и Правил изменения размера оплавты за содержание и ремонт жилого помещения…» Постановление РФ № 782 «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов» Постановление Госстроя № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» Приказ Минрегиона РФ № 161 «Об утверждении правил определения классов энергетической эффективности МКД и требований к указателю класса энергетической эффективности МКД, размезаемого на фасаде МКД» НПА при работе с жителями Жилищный кодекс РФ (ст.30-48, разделы №№ 6,7,8) 152-ФЗ «О персональных данных» Постановление РФ № 25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» Постановление РФ № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД» Постановление РФ № 1077 «О федеральных стандартах оплаты жилого помешения и коммунальных услуг на 2012-2014 гг.» Приказ Минрегиона РФ № 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению» Приказ Минрегиона РФ № 591 «Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами путем ее опубликования в сети интернет» В июне прошлого года замаячила надежда на то, что появится «спасательный круг» в виде «состава минимального перечня необходимых для надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ» (п.1² ст.161 ЖК РФ).

Законодатель пообещал отдельным постановлением Правительства РФ выпустить обязательный стандарт по содержанию жилых домов, т.е. и жители и УК и контролирующие органы имели ли бы одну единую обязательную программу минимума услуг и работ.

И было бы логичным считать этот минимум входящим в минимальную нормативную (муниципальную) ставку содержания и ремонта жилого помещения за 1 кв.м. в месяц. И соответственно при увеличении периодичности или при включении в перечень дополнительной услуги, что особенно актуально для новостроек и жилых домов повышенной комфортности (бизнес-класса), происходило бы обоснованное увеличение ставки техобслуживания.

в месяц. И соответственно при увеличении периодичности или при включении в перечень дополнительной услуги, что особенно актуально для новостроек и жилых домов повышенной комфортности (бизнес-класса), происходило бы обоснованное увеличение ставки техобслуживания.

Хотите, чтобы мыли в 2 раза чаще – пожалуйста, но и стоить это будет дороже и т.п.

Но, к сожалению, проект постановления Правительства РФ по обязательному стандарту, эту задачу не решает (см.

проект на сайте Минрегиона РФ ).

Во-первых, в данном минимальном перечне отсутствует минимальная периодичность работ и услуг (что как раз и является камнем преткновения между УК, жителями и жилинспекцией). Например, уборка контейнерных площадок, мытьё лестниц или выкашивание газонов есть, а с какой минимальной периодичностью убирать, мыть или выкашивать за сезон – не понятно.

Во-вторых, в перечне отсутствуют обязательные работы и услуги по содержанию общего имущества МКД.

Например, нет работ и услуг по содержанию общедомовых приборов учёта и мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности (система АСКУЭ и пр.). Законодатель просто заменил старое 170 постановление Госстроя РФ по правилам и нормам эксплуатации МКД новым перечнем, не включив в него все действующие обязательные работы и услуги.

И напротив, остались спорные и устаревшие работы:

«определение температуры вечномерзлых грунтов для фундаментов в условиях вечномерзлых грунтов»

или «устранение неисправностей печей и кухонных очагов», которые скорее всего не являются общим имуществом.

Также Минрегион РФ подготовил проект постановления Правительства РФ

«Об утверждении стандартов и правил деятельности по управлению МКД»

. Согласно указанному проекту каждая УК или ТСЖ обязаны подготовить стандарт своей работы по управлению домами в целом и отдельный стандарт управления по каждому МКД отдельно.

Стандарты должны включать в себя след. разделы:

  1. Стандарт 6. Осуществление расчетов за коммунальные ресурсы
  2. Стандарт 2. Формирование и утверждение перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД
  3. Стандарт 8. Прекращение обязательств при изменении способа управления МКД и прекращении договорных отношений при осуществлении деятельности по управлению МКД
  4. Стандарт 3. Ведение технической документации на МКД
  5. Стандарт 1. Цели и действия по управлению МКД
  6. Стандарт 5. Санитарное содержание МКД
  7. Стандарт 7. Информирование потребителей о начале осуществления деятельности по управлению МКД
  8. Стандарт 4. Осуществление контроля за управлением, содержанием и ремонтом общего имущества МКД

И снова получается, что законодатель не даёт готовые стандарты работы, а предлагает самой УК их разработать.

С одной стороны, это плюс – есть простор для выбора методов и способов работы, для реализации индивидуального подхода при работе с каждым жилым объектом недвижимости, но с другой стороны минус размытости и толкования зоны ответственности УК/ТСЖ сохраняется. Штрафные санкции к УК, ТСЖ Государственному жилищному надзору за УК/ТСЖ посвящена ст.20 Жилищного кодекса РФ. Согласно данной статье надзор осуществляется жилищными инспекторами посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Предметом проверки является соблюдение правил содержания общего имущества собственников помещений в МКД, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Штрафные санкции по УК/ТСЖ (их размер и порядок применения) по результатам проверок регламентируются КоАП РФ.

Санкции к должностным лицам УК/ТСЖ и к юридическому лицу приведены в таблице: Штрафные санкции УК/ТСЖ по КоАП РФ.

Направление работы УК, ТСЖ статья КоАП Формулировка нарушения Размер штрафа Другие санкции расчёты УК, ТСЖ с населением за ЖКУ п.1 ст. 14.6 завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц штраф в двукратном размере излишне полученной выручки вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года энергосбережение МКД (энергоэффективность) п.4 ст.9.16 несоблюдение лицами, ответственными за содержание МКД, требований энергетической эффективности, предъявляемых к МКД домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в МКД штраф на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
14.6 завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц штраф в двукратном размере излишне полученной выручки вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года энергосбережение МКД (энергоэффективность) п.4 ст.9.16 несоблюдение лицами, ответственными за содержание МКД, требований энергетической эффективности, предъявляемых к МКД домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в МКД штраф на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

Рекомендуем прочесть:  Жалоба в роспотребнадзор на хостел

энергосбережение МКД (информирование) п.5 ст.9.16 несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в МКД предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в МКД штраф на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

раскрытие информации УК, ТСЖ ст.7.23.1 нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. на юридических лиц от 250 000 до 300 000 руб. за аналогичное административное правонарушение (рецидив) влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет правила содержания и ремонта жилых домов ст.7.22 нарушение лицами, ответственными за содержание МКД и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта МКД и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка МКД и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника) штраф на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации ст.6.4 Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта штраф на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 руб.; на юридических лиц — от 10 000 до 25 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток экологические требования ст.8.1 Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов штраф на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 руб. нормативы коммунальных услуг в МКД ст.7.23 нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами штраф на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 руб.; на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 руб.

передача УК, ТСЖ технической документации МКД ст.7.23.2 (проект о внесении) нарушение требований законодательства о передаче технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким МКД документов штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц от 150 000 до 200 000 руб.

за аналогичное административное правонарушение (рецидив) влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет Данные санкции целесообразно пересмотреть, т.к. штраф за нарушение нормативов предоставления коммунальных услуг обойдутся УК не более, чем в 10 тыс.руб., а правил содержания не более 50 тыс.руб., в то время как не влияющие на безопасность, безаварийность и комфортность проживания нарушения: такие как информирование УК жителей по вопросам энергосбережения и по раскрытию деятельности – 30 и 300 тыс.рублей соответственно.

Понятно, что энергоэффективность и стандарт раскрытия информации – это новые правила и на них жилищными инспекторами делается акцент, но не стоит забывать о главном: о пожарной безопасности, подготовке к отопительному сезону и пр. В качестве примера приведены цели проверок Мосжилинспекцией УК в текущем году, на сайте которой есть как отчёты, так и годовые планы проверок. Цели проведения проверок Мосжилинспекцией УК по плану на 2012 год.

  1. Соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергоэффективности зданий. Улучшение обслуживания населения района по вопросам выполнения заявочного ремонта по техническому и аварийному обслуживанию жилищного фонда.
  2. Контроль за технической эксплуатацией жилых зданий в соответствии с Нормативами Москвы по эксплуатации жилищного фонда.
  3. Улучшение обслуживания населения района по вопросам выполнения заявочного ремонта по техническому и аварийному обслуживанию жилищного фонда.
  4. Проверка эксплуатационного состояния газового хозяйства в жилых домах.
  5. Осуществление контроля за соблюдением порядка проведения организационных мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию особых объектов.
  6. Контроль за соблюдением нормативов при производстве работ по переустройству помещений.
  7. Проверка эксплуатационного состояния газового хозяйства в жилых домах.
  8. Контроль за соблюдением нормативов при производстве работ по переустройству помещений.
  9. Контроль за качеством подготовки жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период. Проверка качества предоставления коммунальных услуг и поставки коммунальных ресурсов. Проверка качества эксплуатации систем тепловодо- и электроснабжения. Осуществление контроля за соблюдением требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Но если с проверками и санкциями в сфере управления МКД в России государство справляется прекрасно, то грамотный подход к внедрению новых законов и инноваций пока не выходит. Например, у нас пытаются реализовать опыт Германии по энергоэффективности домов, альтернативным источникам энергии.

Но один метод кнута (штрафов) здесь не поможет, т.к. у УК, ТСЖ и населения нет экономической мотивации.

В Германии законодатель ввёл условия, согласно которым энергия у ресурсоснабжающих организаций стоит дешевле, чем энергия, которую вырабатывают дома с альтернативными источниками энергии.

И жители домов на этом зарабатывают: по одному прибору учёта из сети берут дешевую энергию, а по другому в сеть продают свою по более высокому тарифу.

Отсюда и окупаемость установок чистой энергии, и дополнительный доход на содержание дома.

И как результат – города, в которых до 80% потребляемой энергии от альтернативных источников. Как вывод: при выпуске нового нормативного акта лучше думать не о том, в каком размере штрафовать УК и ТСЖ, а о том, как создать условия, при которых применять правовые нормы будет выгодно и полезно. И что же делать УК и ТСЖ, на которых давят со всех сторон?

Продолжать работать. Ведь, несмотря на сложившийся у населения стереотип УК как врага, а не партнёра, нельзя опускать руки и забывать, что это наш заказчик и от нас зависит какие отношения с ним выстроить.

А что касается государственной и законодательной политики, СМИ – остаётся руководствоваться принципом: «все, что УК не убивает – делаёт её сильнее и профессиональнее». Автор надеется, что эту статью увидят не только специалисты УК и ТСЖ (они и так в теме), но и жители, и чиновники ЖКХ. Ведь если не остановить слепую борьбу с УК/ТСЖ, то мы не получим рынок профессиональных и честных обслуживающих компаний нового формата, потому что при всём желании «таким» УК в «таких» условиях работать и развиваться будет трудно.
Ведь если не остановить слепую борьбу с УК/ТСЖ, то мы не получим рынок профессиональных и честных обслуживающих компаний нового формата, потому что при всём желании «таким» УК в «таких» условиях работать и развиваться будет трудно.

Поэтому для нас же жителей лучше, чтобы было «Казнить УК нельзя, помиловать».

Управляющие компании: обязанности, ответственность, хитрости и уловки

ПодписатьсяНе сейчасАвтор публикации: Юрист,Был(а) вчера, 17:38 юрист, Фролков Михаил Вячеславович Написать сообщение ПодписатьсяВОПРОСЫПУБЛИКАЦИИ14 575 просмотров 427 дочитываний 09 февраля 2021 в 21:58 Краткое содержание:Все отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства регулируются Жилищным кодексом РФ.

Именно он регламентирует отношения в этой сфере, которая на сегодняшний день является практически важнейшей в повседневной жизни любого человека.Поскольку жилой фонд нуждается в соответствующем обслуживании, то для этой цели создаются коммерческие организации, называемые «управляющая компания».Кстати, сам по себе термин «управляющая компания» – чисто бытовой.

В действующем законодательстве он отсутствует, и вместо него употребляется термин «управляющая организация». Но поскольку термин «управляющая компания» (далее – УК) ближе и привычнее, в дальнейшем в данной статье я буду употреблять именно его.Согласно 161 статьи Жилищного кодекса УК является одной из возможных форм управления многоквартирным домом. В данной статье оговорено, что управление многоквартирным домом может осуществляться не только посредством УК, но и непосредственно жильцами, а также ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.Однако на сегодняшний день УК занимают самую большую нишу в сфере управления многоквартирными домами.При этом мало кто знает, что УК по сути своей делятся на три типа:1.

Управляющие. Такие компании осуществляют функции управления, а также поддержания в должном состоянии имущества, считающегося общедомовым. Для осуществления всех остальных функций (как-то техническое и санитарное обслуживание домов) нанимаются третьи лица (сторонние исполнители).2.

Эксплуатационные. Этот вид УК занимается своей деятельностью на основании договоров подряда.

Эксплуатационные УК занимаются вопросами поддержания жилого фонда в должном санитарном и техническом состоянии.3.

Гибридные. Эти УК сочетают в себе деятельность первых двух видов УК.Наиболее часто встречается именно третий вид УК.Основные обязанности УК оговорены в ст. 161 ЖК РФ.ЖК РФ. Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом.

Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее – обеспечение готовности инженерных систем).

Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.1.2.

Состав минимального необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.10.

Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Проще говоря, УК несет ответственность за обслуживание жилого фонда, его техническое и санитарное состояние.

В список обязанностей УК по проведению ремонтных работ входят:1.

работы по проведению капитального ремонта,2. регулярное проведение осмотра состояния дома и придомовой территории,3. своевременное устранение аварийных ситуаций, а также профилактические работы по устранению причин их возникновения,4.

своевременная подготовка жилого фонда к отопительному сезону,5. регулярное проведение работ по озеленению придомовой территории,6. работы по поддержанию должного санитарного состояния подъезда и иных помещений дома,7. проведение работ по поддержанию коммуникаций дома в должном состоянии,8. проведение текущего ремонта,8.
проведение текущего ремонта,8. установка и поддержание корректной работы приборов общедомового учета,9.

проведение работ по благоустройству придомовой территории,10. обеспечение проезда аварийных служб при наступлении чрезвычайной ситуации.Также у УК имеются определенные обязанности по перерасчету сумм за обслуживание:1.

По содержанию дома. Так, если жильцы докажут, что качество уборки в подъезде, либо ее регулярность не соответствуют тому, что указано в Договоре, либо вывоз мусора производился не своевременно, то при проведении перерасчета эти услуги должны быть исключены из счета на оплату услуг УК.2.

По водоснабжению жилых помещений. Если качество подаваемой в квартиру воды не соответствует норме (ржавчина, запах из крана и т.

п.), то владельцы недвижимости вправе не оплачивать услугу подачи воды вплоть до момента устранения недостатков.

В случае, если температура подаваемой в помещение горячей воды не соответствует установленной в СНиП № II-34-76 и СанПиН 2.1.4.2496-09 норме (от 50 для открытой системы или 60 для закрытой до 75 °С), то стоимость горячего водоснабжения также уменьшается при перерасчете. Существуют нормативы по срокам проведения ремонтных работ.
Существуют нормативы по срокам проведения ремонтных работ.

Они оговорены в . За их превышение стоимость уменьшается каждый час на 0,15%.3.

По отоплению. В данном случае нормативы регулируются СНиП 41-01-2003. Так, в центральной части России температура в квартире должна быть не меньше +18 °С, при этом в жилых комнатах температура должна быть на уровне 20–22 °С.

А в подъездах жилого дома – не ниже 16 °С.

При несоответствии этих показателей имеющимся УК обязана провести ремонтные работы. За просрочку предусмотрено уменьшение стоимости на 0,15% в час.4.

По электро-и газоснабжению. За перерывы в электро-и газоснабжении действующим законодательством предусмотрено уменьшение оплаты на 0,15% в час.Уменьшение оплаты оговорено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.В 2018 году Правительством РФ был внесен ряд поправок в правила проведения осмотров общедомового имущества, а также проведения мелкого и текущего ремонта. В соответствии с этими изменениями осмотр общедомового имущества на предмет выявления разного рода протечек и поломок УК обязаны проводить 2 раза в течение года (весной и осенью).При этом сроки проведения различного рода осмотров четко нормируются.1.

Текущий осмотр. В данном случае периодичность осмотра оговаривается в технической документации.

Для каждого элемента она будет разной.2.

Сезонный осмотр. Проводится каждые полгода перед и после отопительного периода.3. Внеочередной осмотр. Проводится в течении суток после чрезвычайного происшествия.

Например, после аварии.Изменения коснулись и тарифов на услуги. Теперь сколько платить – решают собственники жилья. УК лишь предлагает общему собранию свои тарифы (ст.

156 ЖК РФ), а общее собрание вправе принять их или отклонить.

При этом любые изменения в тарифах либо дополнительные платежи, введенные УК без одобрения общего собрания собственников квартир, будут рассматриваться как нарушение закона.На самом деле уловок и прочих мошеннических действий со стороны УК достаточно много, чтобы рассмотреть их все. Потому постараюсь осветить основные нарушения законодательства, наиболее часто встречающиеся в практике.Нарушения при проведении собранийВ соответствии с нормами ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание жильцов может быть созвано лишь по инициативе самих жильцов (хотя бы одного из владельцев жилой площади).

Однако в практике нередко встречаются случаи, когда инициатором является УК с целью провести нужное решение.

При этом, как правило, определение общей площади строения проводится с намеренными ошибками в сторону занижения. Например, не учитываются нежилые помещения.

При этом искусственно увеличивается процент собственников жилых помещений, принимающих участие в проведении собрания, и соответственно процент проголосовавших за нужное УК решение.Нарушения при проведении ремонтаЧасто при проведении ремонта УК намеренно используют некачественные материалы, уменьшая тем самым собственные затраты. Однако при этом сметы значительно завышаются подрядчиками.

При этом деньги банально «распиливаются».Махинации с приборами учетаНе секрет, что УК часто под разными предлогами сопротивляются установке общедомовых приборов учета теплоснабжения.

Обычно это объясняется высокой стоимостью узлов коммерческого учета тепла (УКУТа) – не менее 100 000 руб.

На самом же деле это крайне выгодно самой УК.

В отсутствие приборов общедомового учета плата за теплоснабжение жильцам начисляется по среднестатистическому показателю (0,0033 Гкал/ кв.

м в месяц). С поставщиком же УК рассчитывается по показаниям магистральных датчиков. Разница ложится в карман УК.БанкротствоНередко в практике встречаются случаи, когда УК, получив деньги за ЖКХ с жильцов, вместо того чтобы рассчитаться с поставщиками услуг, «прогоняют» деньги по цепочке подставных компаний, а сами начинают процедуру банкротства, перед этим сменив юридический адрес, чтобы избежать налоговых проверок и претензий жильцов.Двойные платежкиДанный вид нарушений встречается в тех случаях, когда возникает борьба двух УК на одной территории.

Жильцы получают платежные квитанции от двух УК.

При этом дом вполне может находиться в «подвешенном состоянии» (т. е. ни одна компания не осуществляет функции по управлению)Мертвые душиВ данном случае на работу в УК принимаются несуществующие люди. То есть люди, конечно, существуют, но в данной компании они лишь числятся (не всегда об этом зная), им регулярно начисляется зарплата, платятся соответствующие налоги.

А зарплату сотрудники УК кладут себе в карман. Неплохая прибавка к пенсии.Начисление излишних платежей за ЖКХВ данном случае сотрудники УК завышают стоимость оказанных услуг. Обычно завышают не на много, так, чтобы это не особо бросалось в глаза.

Но если пересчитать это на общее количество проживающих – сумма получается весьма приличная.Прокрутим ваши средстваПолучив деньги от жильцов, компания, вместо того чтобы расплатиться с поставщиком, размещает эти средства на некоторое время на депозитных счетах, получая соответствующий процент.Выставление задолженностейУК выставляет жильцам счета по якобы имеющимся задолженностям 2–3-летней давности. В данном случае УК пользуется тем, что далеко не все сохраняют квитанции и другие документы за столь продолжительный период времени. Если жилец предоставляет отчетные документы, сотрудники УК извиняются и списывают все на программную ошибку.Сдача в арендуНередко в судах рассматриваются заявления по поводу сдачи УК в аренду нежилых помещений, являющихся общедомовыми, без согласия жильцов дома.Для начала можно попробовать решить вопрос мирным путем.

Для этого следует написать претензию на имя руководителя УК.

В претензии следует грамотно изложить суть проблемы.При подаче заявления в УК принявшее его должностное лицо обязано зарегистрировать его и поставить на втором экземпляре визу с указанием даты приема, номера, подписи принявшего с расшифровкой и печатью УК. Если офис УК закрыт или претензию не принимают, можно отправить ее в адрес УК письмом. НО обязательно заказным, с уведомлением и описью вложения.В любом случае у УК есть 14 дней на предоставление ответа.Если по поданной претензии получен отказ или вообще не поступило ответа, следует обратиться в вышестоящие организации.

Такой организацией является Жилищная инспекция. Адрес Жилищной инспекции по вашему региону можно найти в Интернете.При этом следует понимать, что обращения в Жилищную инспекцию следует подавать в случаях:1. ненадлежащего исполнения правил эксплуатации жилья,2.

несоблюдения стандартов и норм по использованию жилья,3. несоблюдения сроков и качества подготовки к отопительному сезону,4.

невыполнения нормативов по получению жильцами коммунальных услуг,5. неправомерности и невыполнении норм законодательных актов при созыве общего собрания собственников жилья, непосредственного выбора управляющей организации,6.

невыполнения УК нормативных актов.При выявлении фактов нарушений Жилищная инспекция выносит предписание об устранении. На выполнение предписания у УК есть 1 месяц. В случае неисполнения предписания жилищная инспекция может привлечь виновных к административной ответственности.Другой организацией, в которую можно обращаться, является Роспотребнадзор.Обращаться в эту организацию следует в случаях:1.

если договор между жильцами и УК не соответствует закону «О защите прав потребителей»,2.

если права жильцов в части получения достоверных сведений о предоставленных услугах жилищно-коммунального характера были нарушены УК,3. когда необходимо провести проверку бухгалтерской документации УК на предмет выявления нарушений,4.

если имеется необходимость установки обоснованности изменения тарифов оплаты услуг ЖКХ.При обращении в Роспотребнадзор необходимо указывать то, в какие инстанции уже обращались, и результаты этих обращений.В определенных случаях вопрос решается обращением в прокуратуру.В прокуратуру имеет смысл обращаться в следующих случаях:1. если имеются основания предполагать умышленную или непреднамеренную нецелевую трату денежных средств, которая выражается в форме экономических преступлений: грабеже, мошенничестве, присвоении, растрате;2. если налицо бездействие либо неправомерные действия надзорных или контролирующих органов.Также действующее законодательство позволяет обратиться с исковым заявлением в суд.Обращение в суд необходимо в тех случаях, когда надо установить размер ущерба, причиненного действиями или бездействием УК, а также добиться выплаты компенсации за причиненный ущерб.

Например, неспиленное вовремя УК ветхое дерево упало на автомобиль или неубранный снег и лед стали причиной получения травмы.Согласно ст. 28 ГПК РФ исковое заявление подается по месту нахождения управляющей организации, если договором не было определено иное.Исковое заявление должно быть принято к рассмотрению через 5 дней после его подачи, либо возвращено заявителю с требованием устранить имеющиеся нарушения.Удачи вам и знайте свои права!Проголосовали:428Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

  1. Свой вариант (в комментариях)
  2. Я не обращаю на это внимание
  3. Да, но даже не пытался(ась) обжаловать их действия, поскольку это бесполезно
  4. Да, обжаловал(а) их действия и безрезультатно
  5. Да, обжаловал(а) их действия и добился(ась) результата
  6. Нет, у меня добросовестная УК

да 3 / 0 нетВаш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикацииОК Поделиться в социальных сетях: да 3 / 0 нет Автор: (9), Юристы: (2), (1) Пользователи: (19), (16), (11), (9), (8), (6), (6) показать всех обсуждающихПоказать ещё комментарии (135)

Юристов онлайн Вопросов за суткиВопросов безответовПодписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц. сетях

© 2000-2021 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+