Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Получение благотворительной помощи бюджетным учреждением

Получение благотворительной помощи бюджетным учреждением

Договор пожертвования бюджетному учреждению

/ / / / Бюджетному учреждениюДоговор пожертвования как тип гражданско-правовой сделки регламентирован преимущественно ГК РФ (Гражданского кодекса Российской Федерации). Пожертвование считается разновидностью дарения вещи и с рядом оговорок подпадает под действие .К сведениюПожертвование бюджетному учреждению отличается от обычного дарения наличием у жертвователя социально полезной цели.

Применительно к этому роду правоотношений использует категорию «общая польза». относит к благотворительным целям:

  1. содержание помещений и территорий, имеющих социокультурное, природоохранное, историческое значение.
  2. реабилитацию инвалидов;
  3. соцподдержку нуждающихся;
  4. содействие образовательной, научной и культурной деятельности;
  5. улучшение благосостояния малообеспеченных;
  6. помощь жертвам катастроф и военных конфликтов;

создает благо для неопределенного числа лиц, каждое из которых может воспользоваться даром. Может касаться целей, полезных для социума в целом либо отдельных групп лиц.Их круг может быть ограничен определенными признаками (возраст, ПМЖ в населенном пункте, членство в организации).

По общему правилу, поименное указание недопустимо. Например, пожертвованием может считаться безвозмездная передача школе видеопроектора, которым будут пользоваться младшие классы.

Но если родительский комитет конкретного класса купил аппарат для своих детей — это не пожертвование.Остается открытым вопрос о возможности пожертвования в пользу бюджетного учреждения в интересах конкретного лица. Например, больница предлагает жертвователям в разделе «назначение платежа» платежного документа указывать ФИО ребенка, на покупку медикаментов для которого будет направлено пожертвование.

Есть мнение, что в подобных ситуациях наличие общеполезной цели обусловлено не количеством благополучателей, а совпадением частных и общественных интересов. не содержит специальных требований к . Соответственно, к данным правоотношениям подлежат применению общие предписания и правила касательно дарственных ().Однозначного мнения по поводу возможности пожертвования в устной форме нет.

предписывает использовать простую письменную форму, когда хотя бы одним участником правоотношений является юрлицо.ВажноБюджетная организация имеет статус юридического лица, соответственно, кто бы ни был жертвователем, письменная форма формально обязательна. Но религиозные организации — тоже юрлица, однако никто не удивляется урнам для пожертвований.По , документарная форма обязательна при заключении договора с конклюдентной конструкцией (обещание пожертвования в будущем).Нотариальная форма пожертвования недвижимости обязательной не является. Поскольку по удостоверение заменено госрегистрацией, пожертвование недвижимости может иметь простую письменную форму.

Однако договор пожертвования порождает юрпоследствия только с момента регистрации перехода права собственности в ЕГРП ().Бюджетные организации разрабатывают примерные формы договоров о пожертвовании на разные случаи.

о простой письменной форме не требуют соблюдения особых формальностей: достаточно, чтобы документ содержал ссылку на личность его сторон, их подписи и описание передаваемого. На случай «добровольно-принудительных» пожертвований образовательные и медучреждения обычно заготавливают типовые формы на несколько предложений с тремя прочерками для суммы, ФИО и подписи.Для целей бухучета бюджетного учреждения письменное оформление благотворительного пожертвования обязательно.

На случай «добровольно-принудительных» пожертвований образовательные и медучреждения обычно заготавливают типовые формы на несколько предложений с тремя прочерками для суммы, ФИО и подписи.Для целей бухучета бюджетного учреждения письменное оформление благотворительного пожертвования обязательно. Для этого обычно используются приходные ордера.Правоотношения, возникающие из договора пожертвования бюджетному учреждению специфичны. Их нужно отличать от дарения, спонсорства или и физлицу.ВниманиеГлавными отличительными признаками договора пожертвования являются общественно полезная цель и субъектный состав.

прямо не указывает наименования сторон договора пожертвования.

Практика пошла путем определения их как жертвователя (благотворителя); выгодо- или благополучателя.

Хотя, если назвать стороны договора пожертвования , на законность и действительность сделки это не повлияет.Следует избегать применения термина «спонсор» и производных от него в договорах, преддоговорной переписке, актах приемки-передачи, платежных поручениях. Согласно , спонсором является рекламодатель, имеющий от спонсируемого лица встречное возмещение в форме рекламы. Соответственно, спонсорские деньги являются доходами от размещения рекламы, подлежащим налогообложению.Важнейший из признаков дарения и пожертвования — безвозмездность ().

Не является пожертвованием передача бюджетному учреждению вещи/права, обусловленная любым встречным обязательством.

При правильном бухучете пожертвования не облагаются налогом.Произвести пожертвование бюджетному учреждению может любое лицо, одновременно удовлетворяющее двум признакам:

  1. обладающее достаточной правосубъектностью для распоряжения им.
  2. являющееся собственником вещи/имущественного права;

Уточнение существенно, поскольку законодательством могут устанавливаться ограничения: 16 категориям субъектов запрещено жертвовать в фонд референдумов (), 13 категориям — партиям ().

установлен специфический круг потенциальных благоприобретателей:

  1. благотворительные, общественные и религиозные организации;
  2. государство и муниципальные структуры ().
  3. образовательные, воспитательные и медучреждения;
  4. музеи, библиотеки, научные, культурно-просветительские организации;

Согласно ст.

и БК РФ (Бюджетного кодекса Российской Федерации) бюджетным учреждением является муниципальное либо госучреждение, материальное обеспечение деятельности которого (в т. ч. по оказанию административных услуг) осуществляется за счет денег бюджета соответствующего уровня согласно бюджетной смете.Перечень субъектов, могущих принимать , указан в исчерпывающим образом. Если пожертвование сделано коммерческому субъекту, целью которого, согласно учредительной документации, является извлечение прибыли, оно недействительно по как противоречащая закону сделка.

Некоммерческие партнерства субъектов хозяйствования и госкорпорации также исключены из перечня получателей пожертвований.Пожертвование принципиально отличается от дарения по ряду признаков:

  1. от пожертвования невозможно отказаться на основании ;
  2. к обещанию пожертвования на будущее не применяется принцип о правопреемстве .
  3. обусловленность общеполезной целью, а не частным интересом;
  4. пожертвование не подлежит отмене по ;
  5. суженный перечень потенциальных предметов договора: невозможно пожертвовать путем освобождение от обязанностей;

К сведениюДоговор дарения считается выполненным с момента передачи подарка. Этого нельзя сказать о пожертвовании: с возникновением права собственности на вещь/право у выгодоприобретателя правоотношения не исчерпываются.

Жертвователь вправе использование переданного им.Пожертвование бюджетной организации отличается от пожертвования физлицу по единому признаку.

Согласно , благодетель вправе обусловить передачу имущества бюджетному учреждению специальным использованием.

В случае с физлицом он обязан это сделать, иначе вместо правоотношений пожертвования возникнут правоотношения дарения.Законодатель сделал исключение для бюджетных организаций, поскольку их специальная правоспособность и цели деятельности по учредительной документации даже без спецусловия должны исключить злоупотребления и нецелевое использование.Пожертвование бюджетной организации урегулировано менее жестко, чем благотворительной организации.

Например, если иное не установлено благотворительной программой, имущественные пожертвования в натурформе и минимум 80% пожертвованных денег подлежат использованию в течение года со дня получения ( и ФЗ №135).Благотворительная организация ежегодно представляет в орган регистрации отчет о деятельности с данными о расходовании пожертвованного.

Бюджетным организациям лишь рекомендуют включать в бухотчетность сведения о целевом использовании пожертвований (форма №6).Данная категория включает объект пожертвования и совокупность юридически значимых действий, которые обязались совершить жертвователь и благоприобретатель.

() могут быть только вещи.По , «вещи» это:

  1. интеллектуальная собственность;
  2. деньги (как вариант — наличность);
  3. имущественные права, требования уплаты долга, процентов/дивидендов и проч.
  4. результаты работ и оказания услуг;
  5. натуральное имущество производственного либо потребительского назначения;

Объем благ, которые могут стать объектом пожертвования, гораздо уже, чем при дарении. Невозможно совершить в пользу бюджетного учреждения путем:

  1. освобождения его от обязательств перед жертвователем или иным кредитором ().
  2. исполнения обязательства такого учреждения в пользу кредитора ();
  3. перевода его долга на жертвователя ();

Мотивацией к такому ограничению стало то, что в перечисленных случаях невозможно установить и/или отследить целевое использование пожертвования.ДополнительноПо договору пожертвования сторона, именуемая жертвователем/благодетелем, передает либо обязуется передать в будущем другой стороне — выгодоприобретателю — некое имущество (пожертвование) в собственность и под условием его использования в социально полезных целях.Пожертвование, как и дарение, может иметь реальную либо консенсуальную конструкцию. В первом случае заключение договора и передача дара благоприобретателю совпадают во времени, во втором — нет.Согласно , выгодоприобретатель не обязан согласовывать с кем-либо свои действия относительно приема подарка.Согласно , благодетель вправе (но не обязан) обусловить передачу имущества бюджетному учреждению его целевым использованием.

Если условие установлено — благоприобретатель обязан его исполнить; если нет — бюджетная организация использует пожертвование согласно целям, обусловленным учредительной документацией. Пожертвование всегда безвозмездно. Оно не может подразумевать встречного исполнения от бюджетного учреждения.

Оговоренное в целевое предназначение дара нужно воспринимать в качестве специфического обременения, позволяющего гарантировать реализацию социально полезной цели.Условие об использовании пожертвования может быть указано с большей или меньшей степенью конкретизации.

Этот вопрос более актуален для денежных средств, нежели для имущества. Так, передавая средства, можно указать

«для приобретения футбольных ворот и баскетбольных стендов»

, а можно «на развитие технического оснащения дома спорта».Бюджетные организации, регулярно получающие пожертвования, разрабатывают положения об использовании пожертвования, а также типовые формы договоров.

В них выгодоприобретатель обычно обязуется действовать добросовестно, рациональными способами. В отсутствии локальных норм по этому поводу разумность и добросовестность поведения участников гражданских правоотношений предполагаются ().Особые условия касательно использования пожертвования могут быть предусмотрены по грантовым проектам. Грант — это передача денег/имущества на специальных условиях:

  1. грантодатель — физлицо либо некоммерческая структура;
  2. передача безвозвратна и безвозмездна;
  3. подробнейший отчет грантодателю об использовании гранта;
  4. цель использования имущества/средств — реализация наперед определенных программ в гуманитарной сфере либо проведение конкретных исследований;
  5. непременный раздельный учет доходов/расходов в рамках гранта;
  6. установление детального порядка и сроков использования гранта.

К сведениюВ обычном договоре пожертвования может предусматриваться обязанность бюджетной организации представить жертвователю отчет о расходовании пожертвования.

В последние годы это входит в обыденную договорную практику. Правда, договора пожертвования редко оговаривают последствия непредставления выполнения такой отчетности.Бюджетная организация, принимающая пожертвование с определенным предназначением, должна вести обособленный учет операций по расходованию/использованию пожертвований (). По НК РФ (Налоговому кодексу Российской Федерации), пожертвования не входят в налогооблагаемую базу для исчисления дохода.

Финансы, предоставленные бюджетным организациям в качестве пожертвования, являются целевыми поступлениями и не подлежат налогообложению.Если использование подаренного жертвователем имущества в соответствии с предусмотренным договором целевым назначением невозможно, оно может быть использовано для иных целей с согласия жертвователя (). В случае смерти гражданина или ликвидации юрлица — жертвователя, разрешение на смену целевого назначения пожертвованного имущества следует испрашивать у суда. Хотя в ГК этого не оговорено, бюджетной организации следует обращаться в суд за сменой способа использования имущества в случаях, когда:

  1. уклоняется от ответа, например не отвечает на письма;
  2. его местонахождение неизвестно.
  3. жертвователь необоснованно отказывает в смене способа использования пожертвованного имущества;

Суть пожертвования в его социальной полезности.

Поэтому нецелевое использование пожертвованных средств/имущества введено законодателем в ранг оснований для данного договора ().Стоит учесть, что «отмена» — узкое понятие. Существуют иные способы вернуть пожертвованное, например признать сделку недействительной по основаниям, оговоренным . Основанием может послужить:

  1. совершение пожертвования по заблуждению (), под влиянием угрозы или обмана ().
  2. юрлицом в противоречии с уставными целями ();
  3. мнимость или притворность ();
  4. совершение недееспособным (), малолетним () или не понимающим своих действий () жертвователем,

ВниманиеПоскольку не распространяется на правопреемников жертвователя, основанием для прекращения обязательства о жертвовании на будущее является смерть обещавшего физлица или реорганизация юрлица.

Данный факт подтвержден судебной практикой.В силу , на пожертвования не распространяется действие .

В обоснование отмены пожертвования благодетель не может ссылаться на совершение представителем/руководителем/работником бюджетного учреждения покушения на жизнь жертвователя или его родственников. По задумке законодателя, совершение одним из выгодополучателей неблаговидных действий относительно жертвователя не должно лишать других выгодополучателей возможности использовать пожертвование.Основания для отмены пожертвования в порядке могут быть договорными и внедоговорными.

В первом случае в договоре содержатся условия о порядке, способах, сроках использования пожертвования бюджетным учреждением.

Их нарушение, согласно , может быть расценено как существенное нарушение сделки, дающее основания расторгнуть договор.Во втором случае условия о способе использования пожертвования в договоре отсутствуют. Неудовлетворенный жертвователь может ссылаться на общие нормы ГК РФ об обязательствах сторон гражданских правоотношений действовать разумно и добросовестно () и правила о пожертвовании (). Для обоснования отмены договора могут быть использованы отраслевые или ведомственные нормы, а также локальные предписания бюджетной организации: учредительная документация, положение о порядке использования пожертвования (если утверждено).ВажноПроцедура в связи с нецелевым использованием переданного имущества/денег ГК не оговорена.

Однако очевидно, что бюджетное учреждение, допустившие нецелевое использование пожертвования, вряд ли признает этот факт.

В таком случае жертвователю следует обращаться в суд.Если жертвователь — физлицо, дело подведомственно суду общей юрисдикции; если организация — арбитражному суду.

Кроме требования об отмене договора пожертвования договор может содержать также виндикационное требование — об изъятии у бюджетного учреждения имущества в натуре для его передачи жертвователю либо о возвращении средств.ПримерС.

заявила иск к НОУ СОШ о защите прав потребителя, просила расторгнуть договор пожертвования от 15.08.2013, взыскать с ответчика 170 тыс. руб. по договору пожертвования, проценты за пользование чужими деньгами в размере 10321 руб., 20 тыс.

руб. в счет компенсации морального вреда. Сослалась на то, что 15.08.2013 заключила с ответчиком предварительный договор о предоставлении образовательных услуг.

В этот же день НОУ СОШ с С. заключен договор, в рамках которого она жертвует средства для использования в уставных целях.

24.08.2013 истцом заключен основной договор на оказание образовательных услуг. 01.07.2014 С. отказалась от продления договора о предоставлении образовательных услуг, однако внесенные ею средства в качестве пожертвования возращены не были. Это и стало причиной подачи иска.Суд отказал С.

по таким основаниям. По , пожертвование — безвозмездная передача вещи исключительно в социально полезных целях. Совершение пожертвования образовательному учреждению не может рассматриваться в качестве оплаты обучения, как об этом заявляет истец.Договор пожертвования от 15.08.2013 заключен с образовательным учреждением, которое в силу закона может быть субъектом данных правоотношений. Сделка заключена в установленных законодательством общеполезных, а именно в образовательных целях.

Рекомендуем прочесть:  Если разрешина 90 а ехал 120

Недействительной она не признана.Согласно п.

2.3 договора от 15.08.2013, жертвователь может требовать отмены пожертвования только в случае нецелевого использования имущества. Посему оснований для расторжения сделки, предусмотренных , в спорных правоотношениях не усматривается.Пожертвование — разновидностью дарения. Его главная отличительная черта — передача вещи в общеполезных целях, а не в частных интересах.Предметом пожертвования может стать вещь, ценные бумаги, имущественные права.Пожертвование бюджетному учреждению может иметь реальную и консенсуальную конструкцию.

По общему правилу подлежит письменному оформлению.Договор о пожертвовании может (хотя не должен) содержать ссылку на способ и срок использования пожертвованного. Если спецусловий не предусмотрено, бюджетная организация при расходовании пожертвованных средств или расходовании имущества руководствуется уставными целями, нормативными и локальными правилами.Жертвователь вправе контролировать использование дара.

В случае нецелевого использования он может отменить пожертвование.Вопрос В качестве директора и собственника ООО я заключил договор дарения на будущее с бюджетным медучреждением. Полгода назад дела пошли хуже, и юрлицо я ликвидировал. Правомерны ли требования медучреждения о передаче пожертвования?ОтветЕсли договор пожертвования был заключен вами от имени ООО, медучреждение бессильно: их контрагент перестал существовать.
Правомерны ли требования медучреждения о передаче пожертвования?ОтветЕсли договор пожертвования был заключен вами от имени ООО, медучреждение бессильно: их контрагент перестал существовать. Отправьте медучреждению письменное пояснение от своего имени как бывшего учредителя и приложите к нему нотариально заверенную копию регистрационного свидетельства с отметкой о ликвидации.Вопрос Я хочу произвести пожертвование школе путем оплаты счета за капремонт спортзала.

Директор объясняет, что это невозможно. Мне кажется, тут какие-то махинации.ОтветНасчет махинаций — это вряд ли.

Пожертвование в силу юридических особенностей не может подразумевать исполнения жертвователем обязательств благоприобретателя перед третьим лицом. В описанном случае можно оформить дарение.

Или, если в ходе ремонта вы не покупаете новый инвентарь или имущество, подлежащие постановке на учет, можно вообще ничего не оформлять.

Тогда по документам ремонта не будет.У вас остались вопросы?3 важные причины воспользоваться помощью юриста прямо сейчасБыстроОперативный ответ на все ваши вопросы!КачественноВаша проблема не останется без внимания!ДостоверноС вами общаются практикующие юристы!Задайте вопрос юристу онлайн!Схема нашей работыВопросВы задаете вопросы дежурному юристу.ЮристЮрист анализирует ваш вопрос.СвязьЮрист связывается с вами.РешениеВаш вопрос решен.ВопросВы задаете вопросы дежурному юристу.ЮристЮрист анализирует ваш вопрос.СвязьЮрист связывается с вами.РешениеВаш вопрос решен.Наши преимуществаАнонимное обращениеЛюбые вопросы по дарениюБесплатное общениеВы быстро получите ответ на свой вопрос15 минСредняя скорость ответа1Количество консультаций за сегодня250Количество консультаций всегоЗадайте свой вопрос юристу!

Благотворительность: учет и налогообложение

Дидух Юлия Автор PPT.RU 17 июля 2021 Благотворительная помощь — это вид финансовой и нефинансовой поддержки организаций и фондов, бюджетных учреждений (например, школ и музеев), спортивных и социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также отдельных граждан. Государство поощряет такую деятельность, в частности, предлагая льготное налогообложение.

В нашем обзоре мы расскажем подробно о том, какие существуют налоговые льготы и способы бухучета операций, связанных с безвозмездным перечислением средств. Оглавление: Многие юридические лица в определенный период своего развития приходят к благотворительности. Но если у граждан этот вид деятельности не требует определенного оформления, то к организациям закон более строг.

Любая деятельность должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете.

Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется (), (), Федеральным законом от 11.08.1995г. №135-ФЗ «». Понятие благотворительной деятельности содержится в и понимается как оказание «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)» помощи тем, кто в этом нуждается.

Помощь может осуществляться в виде добровольной

«передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки»

. Кроме того, добровольные пожертвования разрешает .

Обратите внимание на то, цели благотворительной деятельности закреплены законодательно.

Их перечень приведен в ст. 2 и выглядит так:

  1. содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  2. содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  5. участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  6. содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  7. содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан».
  8. содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  9. охрана окружающей среды и защита животных;
  10. содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  11. содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  12. социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  13. содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  14. содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  15. подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  16. поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  17. охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  18. содействие добровольческой деятельности;
  19. содействие защите детства, материнства и отцовства;
  20. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  21. оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;

При этом направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Также запрещено проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию или разъяснительную работу по вопросам референдума.

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.

  • Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
  • Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.
  • Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».

В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица. Для поощрения благотворительной деятельности, помимо , наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. В связи с этим организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность. Так, в силу пп. 16 и 34 при определении налоговой базы не учитываются расходы

«в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей»

, а также «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности».

Министерство финансов РФ считает, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не отвечают требованиям и, следовательно, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (см. Письмо от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, Письмо от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40). Однако региональные власти, при желании, могут уменьшать налоговые ставки, по которым осуществлляется налогообложение благотворительного фонда.

Такое право им дает , в соответствии с которой органам законодательной власти субъектов РФ дано право уменьшать ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (до 13,5%) для отдельных категорий налогоплательщиков. А вот по уплате НДС для благотворителей льгота есть. В силу пп. 12 п. 3 безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС еще с 2016 года.

Главное условие — надо, чтобы такая деятельность велась в соответствии с и не касалась подакцизных товаров.

Чтобы можно было применить льготное налогообложение благотворительной помощи по НДС, необходимо соблюдать определенные условия. Как было сказано выше, главным из них является оказание благотворительной помощи только в определенных законодательством целях. Допустим, строительная организация на безвозмездной основе произвела работу по ремонту помещения школы с закупкой необходимых для ремонта материалов.

Эти работы освобождаются от обложения НДС (см.

Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49). Также вручение обществом подарков работникам, уходящим на пенсию, относится к хозяйственным операциям, преследующим такую цель, как «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных», и освобождаемым от обложения НДС (см.

Также вручение обществом подарков работникам, уходящим на пенсию, относится к хозяйственным операциям, преследующим такую цель, как

«социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных»

, и освобождаемым от обложения НДС (см. Постановление ФАС ЦО от 04.07.2012 N А14-2540/2011).

Безвозмездная передача детских подарков работникам предприятия для их детей с целью пропаганды и укрепления семейных ценностей, проявления заботы о подрастающем поколении, содействия защите материнства, детства и отцовства, — это благотворительная помощь; налогообложение применяется льготное: организация освобождается от обложения НДС, так как эти действия не могут быть охарактеризованы как передача товаров для собственных нужд налогоплательщика или как операция по реализации товаров. (см. Постановление ФАС МО от 06.04.2009 N КА-А40/2403-09). Помимо соблюдения целей организация, которая занимается благотворительностью, должна документально подтвердить такие операции для получения права на льготу.

Примерный перечень документов, на основании которых это можно сделать, привел Минфин России в письме от 26.10.2011 № 03-07-07/66.

Налоговые органы, оценивая правомерность того, что организация претендует на льготное налогообложение спонсорской помощи, примут в расчет такие документы:

  1. копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
  2. договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
  3. документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Если благотворительную помощь получает физическое лицо, достаточно представить документ, подтверждающий фактическое безвозмездное получение гражданином товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 №03-07-07/66). Если пожертвования (не обязательно благотворительные) осуществляются только в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать вообще не нужно.

И более того, в таком случае не следует заявлять и благотворительную льготу.

Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям (п. 3 , подп. 1 п. 2 ). Эта позиция подтверждается также решениями арбитражных судов (см. постановление ФАС МО от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08, ФАС ПО от 26.01.2009 № А55-9610/2008).

И наконец, если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести их раздельный учет (п.

4 ). При этом порядок раздельного учета операций налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и раскрывает в учетной политике.

Итак, налогоплательщик-благотворитель вправе применить освобождение от обложения НДС по операциям, осуществляемым в рамках благотворительной деятельности, только при соблюдении им вышеперечисленных условий.

Организации могут доброворльно отказаться от льготы по НДС. Об этом сказано в пункте 5 : «отказ от льготного налогообложения может быть осуществлен только в отношении тех операций, которые предусмотрены п.

3 указанной статьи». При этом, налогоплательщик должен представить заявление об отказе от льготы в налоговый орган по месту регистрации не позже первого числа того налогового периода (года), в котором он желает отказаться от льготы или приостановить ее использование. Возможно, вы решили заняться благотворительностью всерьез и надолго и планируете приобретать для этого товар регулярно.

В таком случае, отказавшись от льготы по НДС, согласно п. 1 и п. 1 вы получите возможность принимать к вычету сумму «входного» НДС. Иногда это выгоднее самого освобождения от налога.

По нормам суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, передаваемых в рамках благотворительности, должны быть учтены в стоимости и не подлежат вычету. При этом бухгалтерский учет НДС требует, чтобы, если товар изначально был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (абз.

При этом бухгалтерский учет НДС требует, чтобы, если товар изначально был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Восстановлению также подлежат суммы налога в отношении основных средств и нематериальных активов пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценок. Таким образом, если имущество, по которому ранее «входной» НДС был принят к вычету, передается на благотворительность, налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором произошла операция в рамках благотворительной деятельности. В соответствии с порядком, предусмотренным абз.

3 пп. 2 п. 3 , восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов налогоплательщика, как это предусмотрено . Материалы по теме С 1 января 2014 года при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно , не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Изменения внесены в п. 5 и п.

3 . Упомянутые обязанности сохранились для налогоплательщиков, которые применяют налоговую льготу по . Такие лица составляют счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ). Организации, которые занимаются благотворительной деятельностью, обязаны отражать это в своем бухгалтерском учете.

Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен (далее по тексту — ПБУ 10/99).

В пункте 17 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, а также от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, соргласно пункта 4 ПБУ 10/99 подразделяются на:

  1. прочие расходы.
  2. расходы по обычным видам деятельности;

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, а также расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.

Таким образом, с учетом положений , утвержденных , в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». В соответствии с п. п. 4, 7 организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство.

Проводки следующие: Дебет 76 — Кредит 51 — перечислены денежные средства в форме пожертвований; Дебет 76 — Кредит 41 — переданы в рамках благотворительной помощи товары; Дебет 91 — Кредит 76 — расходы на пожертвование отнесены в состав прочих расходов; Дебет 91 — Кредит 76 — стоимость товаров, переданных на пожертвование, отнесена в состав прочих расходов; Дебет 91 — Кредит 68 — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных товаров; Дебет 99 — Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денежных средств, переданных товаров и суммы НДС. Согласно , операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС. В графе 1 по строке 010 разд.

7 декларации отражаются коды операций, установленные в приложении 1 к данному Порядку.

Для безвозмездной передачи товаров и/или имущественных прав (при безвозмездном выполнении работ, оказании услуг) в рамках благотворительной деятельности предусмотрен код 1010288. Налоговое законодательство РФ также поддерживает благотворителей – физических лиц. предусмотрено, что граждане — благотворители имеют право на социальный налоговый вычет.

Это означает, что налогоплательщику вернут часть средств, потраченных им на благотворительность: налоги уменьшат на размер социального налогового вычета в сумме, равной этой помощи.

То есть он получит из бюджета часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то есть фактически 13 % от суммы его расходов на благотворительность. Граждане могут рассчитывать на уменьшение НДФЛ в случае оказания ими безвозмездной помощи организациям, деятельность которых имеет социальную направленность. Так, согласно пп. 1 п. 1 налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований следующим организациям:

  1. некоммерческие организации (в вопросе формирования или пополнения целевого капитала согласно ).
  2. благотворительные организации;
  3. некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
  4. социально ориентированные некоммерческие организации (на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях);
  5. религиозные организации (на осуществление ими уставной деятельности);

Согласно пункту 2 под организациями в этом случае понимаются все юридические лица, которые образованы в Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Таким образом,если финансовая помощь была оказана филиалам и представительствам российских организаций, она не будет учитываться при получении социального налогового вычета. Также, если гражданин окажет финансовую помощь непосредственно физическому лицу, уменьшить свою налоговую базу он также не сможет.

Налоговики и финансовые ведомства (см. Письмо Минфина от 02.03.2010г.

№03-04-05/8-78) полагают, что для получения социального вычета благотворительное пожертвование обязательно должно быть сделано в денежной форме. Арбитражные суды придерживаются иного мнения (см. Постановлении ФАС УО от 08.12.2008 N Ф09-9086/08-С2, Постановлении ФАС ПО от 28.06.2006 по делу N А12-29703/05-С51).

Пожертвование может быть сделано путем передачи продуктов питания, и в этом случае налогоплательщик сохраняет право на получение социального налогового вычета. В обоснование своей позиции суды опираются на норму п.

1 , в силу которой

«пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях»

.

В соответствии со ст. 1

«под благотворительностью понимается благотворительная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»

.

Из смысла указанных норм следует, что передача денежных средств является лишь одним из возможных способов оказания благотворительной помощи.

В этой связи ограничительное толкование налоговиками пп. 1 п. 1 противоречит п. 3 . Там сказано, что

«в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»

. Вычету подлежит та сумма, которую налогоплательщик израсходовал из личных средств.

Но общий размер льготы не может превышать 25% от годового дохода, причем это ограничение распространяется в целом на все расходы, связанные с благотворительностью и пожертвованиями.

Вместе с тем, учитывается только доход, облагаемый налогом по ставке 13%.

Поэтому налогоплательщики – нерезиденты Российской Федерации, для которых ставка НДФЛ иная, не могут воспользоваться социальным вычетом.

При этом, остаток социального налогового вычета на благотворительность на следующий год не переносится. Он так и остается неиспользованным.

Пример: Гражданин А. в 2016 г. пожертвовал на уставную деятельность религиозной организации 200 000 руб.

Также им была оказана благотворительная помощь некоммерческой спортивной организации на сумму 275 000 руб. Сумма годового дохода гражданина А. за 2016 г. до применения всех налоговых вычетов составила 4 521 000 руб., в том числе не облагаемая НДФЛ — 300 000 руб. Таким образом, общий лимит для благотворительности и пожертвований составляет 1 055 250 руб.

Таким образом, общий лимит для благотворительности и пожертвований составляет 1 055 250 руб. ((4 521 000 — 300 000) руб. x 25%). Общая сумма благотворительности составила 475 000 руб.

(200 000 + 275 000). Так как сумма пожертвований меньше, чем сумма возможного лимита, вся она учитывается при расчете НДФЛ за год. Граждане могут перечислить свои средства на благотворительность следующими способами:

  1. через бухгалтерию по месту работы, подав соответствующее заявление главному бухгалтеру;
  2. с банковского счета или наличными через банк;
  3. через кассу организации, которой гражданин оказывает помощь.

Организация — источник дохода гражданина может перечислить денежные средства на благотворительные цели только на основании его письменного заявления. В заявлении можно указать периодичность перечисления, конкретные суммы или доли (проценты) от заработной платы и другую информацию.

И обязательно привести реквизиты счета организации-благополучателя. Форма заявления свободная. В данном случае документами, подтверждающими произведенные расходы, будут копии платежных поручений на перечисление денег на благотворительные цели с отметкой банка об исполнении. При оформлении платежного поручения в поле «назначение платежа» необходимо указать: «От ФИО помощь интернату», «От ФИО на осуществление уставной деятельности».

Некоторые налоговые органы требуют, помимо копий платежек, представить также справку от организации о произведенных перечислениях. Если денежные средства налогоплательщик перечислил со своего банковского счета, то расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении средств на благотворительные цели.

Удобно перечислять деньги через отделения Сбербанка России. Обращаю ваше внимание на то, что при заполнении документа по форме № ПД-4 в строке «наименование платежа» следует написать «перечисление средств на благотворительные цели». В налоговый орган представляется квитанция к этой форме с отметкой банка.

Если гражданин вносит деньги непосредственно в кассу организации, которой он оказывает финансовую помощь, то подтверждающим документом будет квитанция к приходному ордеру с указанием цели использования вносимых средств. Например:

«Благотворительная помощь на проведение спортивных мероприятий»

.

Среди российских бизнесменов чаще практикуется оказание помощи не напрямую нуждающимся, через специально созданные структуры — благотворительные фонды, одним из которых является («Ради жизни»). В большинстве случаев такой подход вызван желанием самостоятельно определять круг получателей пожертвований, а также уверенностью в контроле над расходами. Ведь фонд, который собирает и распределяет средства, например на лечение больных раком, зарегистрирован на территории России, как НКО, его деятельность регулируется законом и жертвователь может быть уверен в адресном расходовании своих средств.

Такие фонды имеют штат сотрудников, отвечающих за поиск проектов, а также обязательно сдают отчеты в налоговые органы.

Хотя, все благотворительные организации, в том числе и фонды освобождаются от налогообложения прибыли в рамках своей уставной деятельности, они обязаны ежегодно направлять в налоговые органы отчеты о расходовании средств, полученных в рамках благотворительных взносов. Если в ФНС сочтут такие расходы несоответствующими уставным целям, то все полученные средства будут признаны доходом фонда, подлежащим налогообложению.

Например, благотворительный фонд не имеет права купить за деньги жертвователей недвижимое имущество или осуществить иные инвестиции. Что касается, самих организаций-благотворителей, то, как уже было сказано выше, перечислить благотворительному фонду деньги или передать имущество можно только за счет своей прибыли, если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения.

Налогоплательщики на упрощенной системе налогообложения также не могут уменьшать свои доходы на суммы благотворительной помощи. Закрытый перечень расходов, на которые организации на УСН могут уменьшить полученный доход, приведен в , и затраты на благотворительность в него не входят. Налоговым законодательством не установлен четкий перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований.

По общим правилам социальный налоговый вычет на благотворительность предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления в налоговый орган по месту жительства после окончания налогового периода. В заявлении нужно указать номер своего счета в банке, на который должен быть перечислен возвращаемый налог, и реквизиты банка. Согласно пункту 2

«налогоплательщик обязан вместе с заявлением представить за тот налоговый период, в котором были перечислены пожертвования»

.

Это является обязательным условием для уменьшения налога. К заявлению, как правило, прилагаются:

  • платежные документы, подтверждающие перечисление денег на благотворительные цели.
  • справка о доходах ;

Налоговую декларацию с заявлением на получение вычета можно подать в течение трех лет после окончания того налогового периода, в котором были произведены расходы на благотворительность. То есть в 2021 году можно еще подать декларацию за 2016–2018 годы.

Налоговые льготы, предоставляемые нашим законодательством благотворителям, довольно ограничены.

То есть оказывать помощь можно, конечно, любым организациям, фондам и частным лицам, в любых размерах, но далеко не за всю эту помощь можно получить льготу по уплате налога от государства. Тем не менее, не стоит отказываться от использования и тех ограниченных льгот, право на которые имеют благотворители. Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить!

Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её. КАДРОВИКУ: СТАТЬИ КАДРОВИКУ: СТАТЬИ Подписывайтесь на наш канал в Telegram Мы расскажем о последних новостях и публикациях.

Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного! Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен Узнавайте важные новости вовремя!

Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 — 2021 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования . Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт. Ошибка на сайте Удаление аватара Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+