Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Понятие сущность правовая основ ведения учетов в овд

Понятие сущность правовая основ ведения учетов в овд

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (общая часть)

Принимая во внимание, что в органах внутренних дел подлежит учету достаточно большой объем криминально значимой информации об объектах, возникла практическая необходимость формирования и использования различных массивов сведений о них. В настоящее время в органах внутренних дел на всех уровнях управления функционируют более ста различных учетов.

Для того чтобы разобраться в таком количестве учетов, необходима их классификация.

Вопрос классификации важен не только в теоретическом, но и практическом плане.

От его разрешения зависит закрепление функций регистрации тех или иных объектов за конкретными структурными подразделениями.

Например, учеты можно классифицировать по способу ведения, структурному уровню их формирования и использования, а также по функциональному признаку. По способу ведения учеты делятся на неавтоматизированные (картотеки, коллекции и т. д.) и автоматизированные (АБД и АИПС), а по структурному уровню формирования и использования учеты могут быть местные, региональные и .

Местные учеты ведутся на уровне территориальных органов внутренних дел (например, учет лиц, представляющих оперативный интерес; учет нераскрытых преступлений, зарегистрированных на обслуживаемой территории; учет похищенных, утраченных, бесхозных, изъятых и выявленных предметов и т. д.). На региональном уровне учеты формируются и ведутся в информационных и экспертно-криминалистических центрах УТ МВД России по федеральным округам, территориальных органов МВД России на региональном уровне (УМВД, ГУ МВД России, МВД республик Российской Федерации). Они позволяют заинтересованным оперативным подразделениям получить информацию об учитываемых объектах независимо от места их нахождения.

На федеральном уровне учеты формируются и ведутся в федеральном казенном учреждении

«Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации»

и в федеральном государственном казенном учреждении «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации». Кроме того, каждый из перечисленных учетов может быть централизованным (по всей территории России) и децентрализованным (местный учет, действующий на территории одного субъект Федерации).

По функциональному признаку основу классификации составляют выполнение тем или иным видом учета своей, характерной только для него функции, в соответствии с которыми выделяют следующие виды учетов: — централизованные оперативно-справочные; — централизованные розыскные; — централизованные криминалистические. В оперативных подразделениях органов внутренних дел ведутся учеты ограниченного доступа — оперативные учеты.

Формами централизованного учета информации, поступающей в органы внутренних дел, являются картотеки (фототеки, следотеки, видеотеки и т. д.), списки, журналы, автоматизированные банки данных, автоматизированные информационные системы и т.п. Картотечная форма чаще всего предполагает ведение пофамильного учета лиц, а также .

Автоматизированное ведение централизованных учетов осуществляется ГИАЦ МВД России и ИЦ путем формирования интегрированного банка данных федерального уровня (ИБД-Ф), интегрированного банка данных регионального уровня (ИБД-Р), автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) и автоматизированных банков данных (АБД).
Автоматизированное ведение централизованных учетов осуществляется ГИАЦ МВД России и ИЦ путем формирования интегрированного банка данных федерального уровня (ИБД-Ф), интегрированного банка данных регионального уровня (ИБД-Р), автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) и автоматизированных банков данных (АБД). Итак, чем же отличаются названные выше учеты друг от друга?

Централизованный оперативно-справочный учет отличается от других видов учета большим массивом объектов учета при их кратком (справочном) описании.

Основное назначение данного вида учета — проверка установленных сведений об объекте и его местонахождении. Централизованный оперативно-справочный учет осуществляется в форме пофамильного учета и дактилоскопического учета.

Централизованный розыскной учет содержит значительно больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной функцией функцию сравнения установочных данных и сходных внешних описаний. Постановке на централизованный розыскной учет подлежат лица, объявленные в федеральный розыск, транспортные средства, утраченное и выявленное оружие и иное вооружение, похищенные и изъятые номерные вещи и документы, похищенные предметы, имеющие культурную ценность.

Централизованный криминалистический учет — это массив информации о лицах, предметах (следах) и веществах, обладающих индивидуальными признаками, пригодными для их закрепления и последующего использования для идентификации (установления тождества с имеющимися аналогами). Централизованному криминалистическому учету подлежат лица, пропавшие без вести, лица, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, а также неопознанные трупы.

Данный вид учета предназначен для идентификации личности. Оперативный учет — это массив сведений, собираемых и систематизируемых в автоматизированных банках данных, картотеках, делах в целях обеспечения оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений.

Помимо этого, огромное значение имеет информационная система, ведущаяся подразделениями оперативно-разыскной информации. Однако, она используется прежде всего в аналитическом обеспечении оперативно-розыскной деятельности и поэтому более подробно будет рассмотрена в следующем параграфе.

Значительную роль в раскрытии преступлений играют ведущиеся в экспертно-криминалистических подразделениях .

Объектами экспертно-криминалистических учетов являются неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для закрепления и последующего использования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Обязательной постановке на экспертно-криминалистический учет подлежит информация о следующих объектах: — Следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений. — Пули, гильзы и патроны со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий и преступлений. — Контрольные пули и гильзы утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия.

— Самодельное (переделанное) оружие. — Самодельные взрывные устройства и их части. — Поддельные денежные билеты, бланки ценных бумаг и бланки документов.

— Поддельные монеты. — Следы подошв обуви.

— Следы орудий взлома. — Следы протекторов шин транспортных средств. — Субъективные портреты устанавливаемых и(или) разыскиваемых лиц. — Микрообъекты (микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла). — Черепа неопознанных трупов, установить личность которых иными способами не представляется возможным.
— Черепа неопознанных трупов, установить личность которых иными способами не представляется возможным.

Рассмотренные виды учетов органов внутренних дел содержат значительный массив криминально значимой информации. Однако в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности может быть полезной и другая информация, сосредоточенная в учетах государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций.

На региональном уровне можно пользоваться программным обеспечением АИС подразделений по вопросам миграции, которая предназначена для регистрации и учета иностранных граждан, пребывающих на территорию России (включая дактилоскопические учеты вышеуказанной категории лиц), лиц без гражданства, а также депортированных лиц. Формирование и применение всевозможных учетов органов внутренних дел, используемых в оперативно-розыскной, обусловлено тем, что складывающаяся криминальная ситуация требует целенаправленного использования возможностей АИПС и АБД в информационном обеспечении органов внутренних дел.

Средства, используемые в оперативно-розыскной деятельности

В результате освоения данного раздела студент должен: знать

  1. • виды средств, используемых для решения частных задач ОРД;
  2. • значение, уровни и виды оперативных учетов ОВД;
  3. • перечень оперативно-технических средств, используемых в ОРД и их характеристику;

уметь

  1. • выделять лиц, факты, события, требующие постановки на различные виды учетов;
  2. • комплексно использовать средства ОРД в процессе выявления и раскрытия преступлений;
  3. • различать оперативно-технические средства и использовать их в соответствии с целевым назначением;

владеть

  1. • средствами конспирации, используемыми для повышения эффективности осуществления ОРД.
  2. • приемами использования технических средств в различных оперативно-тактических ситуациях;
  3. • навыками использования централизованных автоматизированных учетов в целях решения задач ОРД;

В целях эффективного решения задач борьбы с преступностью оперативно-розыскные подразделения продолжительное время используют различные средства, позволяющие повысить эффективность мер по предупреждению, выявлению, раскрытию преступлений и розыску различных категорий лиц.

Под термином «средство» понимается «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой- нибудь деятельности». В ОРД в качестве специальных средств используются оперативный учет, оперативная техника, служебные собаки и иные средства, которые в соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД не должны угрожать жизни и наносить ущерб здоровью людей, а также причинять вред окружающей среде.

Важнейшим средством, используемым в целях борьбы с преступностью, является учет, который позволяет осуществлять сбор, хранение и систематизацию оперативной информации и выполняет задачу информационного обеспечения ОРД, повышающего эффективность данного вида деятельности. Главное назначение учетов – приведение всех видов информации в целостную систему, позволяющую обеспечить возможность неоднократного обращения к ней пользователей в целях предупреждения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников, установления личности по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные.

Оперативные учеты – это регламентируемая нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах но их признакам, предназначенная для информационного обеспечения ОРД. Значение оперативных учетов заключается в том, что концентрируемая в них информация способствует:

  1. – обнаружению похищенных вещей и предметов;
  2. – выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих или уже совершивших преступления, и проведению в отношении этих лиц соответствующих ОРМ с целью предупреждения и раскрытия преступлений;
  3. – координации мероприятий по выявлению лиц, представляющих интерес для ОВД;
  4. – наиболее эффективному розыску скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших;
  5. – своевременной организации наблюдения за лицами, представляющими оперативный интерес;
  6. – подбору конфиденциальных сотрудников для оперативных подразделений.

Основными требованиями, предъявляемыми к оперативным учетам, являются:

  1. 1) централизация, т.е. сосредоточение сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, в централизованных структурах – ГИАЦ МВД России, Информационном центре ГУ МВД России по федеральным округам РФ, УМВД России по субъектам РФ;
  2. 2) полнота – предоставление исчерпывающих сведений в регистрационной документации, в том числе в унифици

рованной форме, пригодной для последующей автоматизированной обработки;

  1. 5) правомерность постановки на учет, т.е.

    осуществление сбора, регистрации и хранения только объектов, закрепленных в подзаконных нормативных правовых актах;

  2. 3) своевременность, состоящая в постановке на учет в сроки, указанные в подзаконных нормативных актах (приказах, инструкциях, наставлениях);
  3. 6) конспиративность, обусловленная тем, что бо́льшая часть сведений, содержащихся в информационном массиве, является секретной.
  4. 4) целевой характер, заключающийся в использовании учетов для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

Централизованные учеты функционируют в интересах МВД России, органов прокуратуры, ФНС России, ФМС России, Государственной фельдъегерской службы России, а также государств – участников СНГ. На федеральном и региональном уровнях существует единая информационная система, позволяющая интегрировать по всей стране от 10 до 14 различных криминалистических и розыскных учетов, доступ к которым имеется во всех ОВД.

Учеты ОВД формируются на прочной правовой основе, которую составляют следующие законодательные акты: Конституция РФ (ст. 23, 24); Закон о полиции (п. 32, 33 ч. 1 ст. 13); Закон об ОРД (ч. 8 ст.

5, ч. 1 ст. 10); Федеральный закон «О персональных данных»; Закон РФ «О государственной тайне»; Федеральный закон от 25 июня 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др. Конституция РФ (ст. 24) запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Конституция РФ (ст. 24) запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Однако в соответствии с п. 7 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. №86-0 преступное деяние не относится к частной жизни лица, и соответственно, указанные сведения, необходимые для обеспечения оперативно-розыскной функции, не могут рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. Вместе с тем должностным лицам, осуществляющим ОРД, запрещено разглашать указанные сведения без согласия граждан (ч.

8 ст. 5 Закона об ОРД). Оперативно-розыскное законодательство (ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД) закрепляет возможность оперативно-розыскных органов для решения стоящих перед ними задач создавать и использовать информационные системы. Под информационной системой персональных данных понимается информационная система, которая представляет собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (п.

8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных»). Полиция при осуществлении своей деятельности имеет право использовать информационные системы; вести видео- банки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах (п.

33 Закона о полиции). Существенное значение для правового регулирования данного вида деятельности имеют подзаконные нормативные акты МВД России и других ведомств, в которых детализируются положения федеральных законов.

  1. В литературе в группе «средства ОРД» выделяют средства финансового, материально-технического и силового обеспечения, которые подразделяются в зависимости от решаемых задач ОРД (см.: Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности. С. 296.
  2. См.: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информации. Подписан в г. Чолпон-Ате Республики Кыргызстан 3 августа 1992 г. // Правовые основы деятельности системы МВД России. М., 1996.
  3. См. например: приказ МВД России от 9 июля 2007 г. № 612дсп «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации».
  4. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 760.

Понятие и виды учетов в оперативно-розыскной деятельности

Добывание сведений (информации), касающихся преступного деяния, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь по судебному решению и при наличии соответствующей информации (ч.

2 ст. 8 ФЗ об ОРД). В этих целях используются различные средства, позволяющие повысить эффективность мер по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений. Под термином «средство» понимается «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности». В ОРД в качестве специальных средств используются оперативный учет, оперативная техника, служебные собаки и иные средства1В литературе в группе «средства ОРД» выделяют средства финансового, материально-технического и силового обеспечения, которые подразделяются в зависимости от решаемых задач ОРД (см.: Шумилов А.Ю.
В ОРД в качестве специальных средств используются оперативный учет, оперативная техника, служебные собаки и иные средства1В литературе в группе «средства ОРД» выделяют средства финансового, материально-технического и силового обеспечения, которые подразделяются в зависимости от решаемых задач ОРД (см.: Шумилов А.Ю.

Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2008. С. 296., которые в соответствии с ч.

3 ст. 6 ФЗ об ОРД не должны угрожать жизни и наносить ущерб здоровью людей, а также причинять вред окружающей среде. Важнейшим средством, используемым в целях борьбы с преступностью, является учет, который позволяет осуществлять сбор, хранение и систематизацию оперативной информации и выполняет задачу информационного обеспечения ОРД, повышающего эффективность данного вида деятельности.

Главное назначение учетов — приведение всех видов информации в целостную систему, позволяющую обеспечить возможность неоднократного обращения к ней пользователей в целях предупреждения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников, установления личности по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные. Оперативные учеты — это регламентируемая нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их признакам, предназначенная для информационного обеспечения ОРД. Значение оперативных учетов заключается в том, что концентрируемая в них информация способствует:

  1. выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих или уже совершивших преступления, и проведению в отношении этих лиц соответствующих ОРМ в целях предупреждения и раскрытия преступлений;
  2. обнаружению похищенных вещей и предметов;
  3. наиболее эффективному розыску скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших;
  4. координации мероприятий по выявлению лиц, представляющих интерес для ОВД;
  5. подбору конфиденциальных сотрудников для оперативных подразделений.
  6. своевременной организации наблюдения за лицами, представляющими оперативный интерес;

Основными требованиями, предъявляемыми к оперативным учетам, являются:

  • полнота — предоставление исчерпывающих сведений в регистрационной документации, в том числе в унифицированной форме, пригодной для последующей автоматизированной обработки:
  • правомерность постановки на учет, т.е.

    осуществление сбора, регистрации и хранения только объектов, закрепленных в подзаконных нормативных правовых актах;

  • своевременность, состоящая в постановке на учет в сроки, указанные в подзаконных нормативных актах (приказах, инструкциях, наставлениях);
  • конспиративность, обусловленная тем, что большая часть сведений, содержащихся в информационном массиве, является секретной.
  • централизация, т.е. сосредоточение сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, в централизованных структурах — Главном информационном центре (ГИАЦ МВД России), Информационном центре (ИЦ МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ);
  • целевой характер, заключающийся в использовании учетов для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

Централизованные учеты функционируют в интересах МВД России, органов прокуратуры, ФНЕ России, ФМС России, Государственной фельдъегерской службы России, а также государств участников СНГ. На федеральном и региональном уровнях существует единая информационная система, позволяющая интегрировать по всей стране от 10 до 14 различных криминалистических и розыскных учетов, доступ к которым имеется во всех ОВД.

Учеты ОВД формируются на прочной правовой основе, которую составляют следующие законодательные акты: Конституция РФ (ст. 23, 24); Закон о полиции (п. 32, 33 ч.

1 ст. 13); Закон об ОРД (ч. 8 ст.

5, ч. 1 ст. 10); Федеральный закон «О персональных данных»; Закон РФ «О государственной тайне»; Федеральный закон от 25 июня 1998 г. № 128-ФЗ

«О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»

и др. Конституция РФ (ст. 24) запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Однако в соответствии с п. 7 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 преступное деяние не относится к частной жизни лица и соответственно указанные сведения, необходимые для обеспечения оперативно-розыскной функции, не могут рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. Вместе с тем должностным лицам, осуществляющим ОРД, запрещено разглашать указанные сведения без согласия граждан (ч.

8 ст. 5 Закона об ОРД). Оперативно-розыскное законодательство (ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД) закрепляет возможность оперативно-розыскных органов для решения стоящих перед ними задач создавать и использовать информационные системы. Под информационной системой персональных данных понимается информационная система, которая представляет собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (п.

8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных»). Полиция при осуществлении своей деятельности имеет право использовать информационные системы; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно- криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах (п.

33 Закона о полиции). Существенное значение для правового регулирования данного вида деятельности имеют подзаконные нормативные акты МВД России и других ведомств, в которых детализируются положения федеральных законов.

Уровни и виды учетов в органах внутренних дел

Субъекты, осуществляющие ОРД, имеют в своем распоряжении и развивают собственные ведомственные информационно-поисковые системы оперативно-розыскного назначения. Однако в России функционируют информационные системы, которые используют все правоохранительные органы и спецслужбы.

Основным субъектом организации и ведения учетов в Российской Федерации являются ОВД, в которых в настоящее время насчитывается более 30 видов учета.

Учеты формируются по следующим уровням:

  1. местный уровень (ОВД районов, городов, линейные ОВД на транспорте).
  2. федеральный уровень (ГИАЦ МВД России);
  3. региональный уровень (ЗИЦ МВД, ГУВД, ИЦ УВД субъектов РФ);

Каждый из перечисленных учетов может быть централизованным (действовать на всей территории России) и децентрализованным (региональный, местный). Весь массив информации, сосредоточенной в учетах ОВД, можно разделить натри группы: 1) лица; 2) факты, события; 3) предметы. Лица — это контингент граждан, представляющих оперативный интерес для ОВД.

К их числу относятся:

  1. преступники-гастролеры;
  2. иные лица.
  3. особо опасные рецидивисты;
  4. лица, взятые на контроль по ДОУ;
  5. лица, осужденные условно, или те, в отношении которых избрана мера пресечения — отсрочка исполнения приговора;
  6. лица, привлеченные к административной ответственности;
  7. ранее судимые лица;

К фактам, событиям относятся информация по ДОУ, зарегистрированные преступления (раскрытые и нераскрытые). Предметы:

  1. похищенные и не найденные, а также изъятые у задержанных и арестованных вещи, предметы антиквариата;
  2. орудия совершения преступления;
  3. огнестрельное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций;
  4. разыскиваемые предметы, документы, вещи, служившие предметом преступных посягательств;
  5. автотранспортные средства, принадлежность которых не установлена.

В зависимости от назначения, способа организации, ведения и учитываемых объектов учеты ОВД делятся на следующие виды:

  1. профилактический;
  2. криминологический;
  3. оперативный;
  4. административный.
  5. розыскной;
  6. экспертно-криминалистический:
  7. оперативно-справочный;

Перечисленные виды учетов регламентируются ведомственными подзаконными нормативными актами. Их можно разделить на три блока: 1) оперативные; 2) централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки; 3) криминологические, профилактические, административные (на местном уровне).

1. Оперативный учет — это массив систематизированной информации, которая сосредоточивается в ДОУ, картах-накопителях и информационно-поисковых системах, т.е. в оперативно-справочных и оперативно-розыскных картотеках, автоматизированных системах и банках данных1Кленов С.Н., Кузин Е.Б.

Организация использования оперативно-справочных и розыскных учетов органами внутренних дел: Учеб, пособие. М.: МЦ при ГУК и КП МВД России, 1990.

С. 3. Объектами оперативного учета являются:

  1. проверяемые, разрабатываемые и наблюдаемые по ДОУ лица.
  2. проверочные материалы и ДОУ;
  3. лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным подразделениям ОВД;

2. Централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки.

Оперативно-справочные учеты отличаются большим массивом объектов учета при кратком (справочном) их описании. Их основное назначение — проверка установленных сведений об объекте и его местонахождении.

В рамках данного учета ведутся: учет лиц (пофамильный и дактилоскопический); учет преступлений и правонарушений. Основаниями постановки на оперативно-справочный учет являются:

  1. определение суда о применении мер принудительного медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление или общественно опасные деяния:
  2. уведомление о подозрении в совершении преступления;
  3. постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
  4. постановление дознавателя, следователя или судьи, определение судьи об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого;
  5. приговор суда, в том числе по уголовным делам частного обвинения:
  6. постановление суда (судьи) об административном аресте;
  7. постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;
  8. постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого;
  9. постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного;
  10. решение суда (судьи) об административном выдворении за пределы Российской Федерации;
  11. решение о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства.
  12. постановление об административном правонарушении;
  13. постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт;
  14. постановление о заведении розыскного дела;
  15. постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства;

Указанные учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации.

Розыскные учеты содержат значительно больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной функцией функцию сравнения установочных данных и сходных внешних описаний. Розыскной учет обеспечивает:

  1. учет лиц, объявленных в федеральный и местный розыск (скрывшихся от дознания, следствия и суда, бежавших из-под стражи и мест лишения свободы, без вести пропавших, уклоняющихся от денежных выплат предприятиям и гражданам);
  2. учет похищенных и изъятых предметов (утраченное и выявленное нарезное огнестрельное оружие, похищенный и бесхозный автотранспорт, предметы антиквариата и культурные ценности, номерные вещи и документы общегосударственного обращения).

Основанием для постановки на учет лиц является заведение в отношении них розыскного дела. При постановке на учет похищенных и изъятых предметов основанием является заявление (сообщение) об их хищении, выявлении, обнаружении, изъятии.

Основным назначением экспертно-криминалистических учетов является учет:

  1. без вести пропавших, а также больных и детей, личность которых не установлена;
  2. особо опасных преступников;
  3. преступлений (обстоятельств и способов совершения).
  4. лиц (антропо-физиологические, социально-психологические и криминальные портреты):
  5. неопознанных трупов граждан;

Субъектами данного вида учетов являются экспертно-криминалистические группы (ЭКГ), экспертно-криминалистические лаборатории (ЭКЛ) ОВД, научно-криминалистический центр МВД России.

Объектами, подлежащими учету, являются: неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальными признаками, пригодными для их закрепления и последующего использования дня идентификации в целях решения оперативно-розыскных задач и расследования уголовных дел.

Обязательной постановке на данный вид учета подлежат следующие объекты:

  1. фонограммы речи (голоса) неустановленных лиц;
  2. черепа неопознанных трупов.
  3. следы подошв обуви, орудий взлома, протекторов колес транспортных средств;
  4. микрообъекты;
  5. данные ДНК биологических объектов, изъятые с мест преступлений;
  6. самодельное оружие, взрывные устройства и их части;
  7. пули, гильзы и патроны, изъятые с мест происшествий и преступлений;
  8. поддельные денежные билеты, ценные бумаги и документы;
  9. следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений;

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» ГИАЦ МВД России осуществляет формирование и ведение дактилоскопических картотек (интегрированных с АИСС «Картотека»), которые включают в себя:

  1. дактилоскопический миграционный массив.
  2. дактилоскопический массив добровольной государственной дактилоскопической регистрации;
  3. межведомственный дактилоскопический массив личного состава органов исполнительной власти;
  4. оперативно-справочный дактилоскопический массив;

В экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ УВД, МВД России) хранятся коллекции (пуль, гильз, патронов, изъятых с мест преступления) и ведутся картотеки (поддельных денежных знаков и документов). Самостоятельное значение имеет учет лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (виде отек и). Кроме того, в ГУ ЭКЦ МВД России для учета и хранения речевой информации формируется фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес.

Постановка фонограмм на учет и проверка по фонотеке осуществляются в соответствии с письменным заданием руководителей оперативных подразделений МВД РФ. Задачами фонотеки являются установление принадлежности: 1) анонимного сообщения одному из лиц; 2) фонограммы речи известного лица одному из учитываемых неизвестных лиц; 3) анонимного сообщения одному из учитываемых лиц. 3. Криминологический, административный и профилактический учеты.

Данные виды учетов являются вспомогательными и осуществляются на местном уровне. Объектами криминологического учета являются зарегистрированные преступления, лица, их совершившие, и уголовные дела.

Эти сведения накапливаются в журналах регистрации преступлений (книга учета сообщений, журнал учета информации, журнал учета и регистрации уголовных дел и др.), а также в статистических карточках первичного учета преступлений. Административный и профилактический учеты ведутся службой участковых инспекторов, паспортно-визовой службой, подразделениями лицензионно-разрешительной системы и др.

Объектами профилактического учета являются лица, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения правонарушений (освобожденные из мест лишения свободы, особо опасные рецидивисты и др.). Объектами административного учета являются лица, совершившие административные правонарушения в соответствии с КоАП РФ, лица, зарегистрированные в паспортно-визовых службах, а также огнестрельное и холодное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций, полиграфическое оборудование и др. Поступающая информация оперативно-розыскного назначения концентрируется в карточках (алфавитных, дактилоскопических, розыскных, статистических), картотеках, списках, следотеках, коллекциях, журналах, альбомах, компьютерных базах и др.

Для получения информации, содержащейся в учетах, заинтересованное лицо направляет запрос (письменно, по специальным каналам связи).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+