Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Порядок изменения конституции великобритании

Порядок изменения конституции великобритании

Как меняют конституции в демократических странах?

13 февраляЭмоции после анонсированных поправок в Конституцию РФ немного улеглись. Но тема по-прежнему одна из самых обсуждаемых. Предложений по внесению изменений в рабочую группу поступает множество, но сейчас не о них. Сейчас про порядок их принятия.Часть общества убеждена, что принимать любые поправки в Конституцию РФ следует исключительно на референдуме, причем голосовать по каждой поправке отдельно.Внесение изменений через Госдуму и Совфед в порядке, четко прописанном в главе 9 Конституции РФ, кому-то видится «недемократическим».

Ибо

«единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ»

. Это указано в ч. 1 ст. 3 Конституции.

Но у этой статьи есть еще три части. Вторая гласит:

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»

.Да, референдум и выборы — высшее непосредственное выражение власти народа. Но по логике Конституции, избрав в ходе прямых выборов депутатов Госдумы, граждане наделили их правом принимать поправки в её главы 3-8.На этом месте кто-то уже будет готов закидать меня тапками и еще чем-нибудь потяжелее, но таково положение дел с юридической и политологической точек зрения.

Многие как будто забыли (или не задумывались?), что демократия бывает не только прямая, но и представительная.Суть представительной демократии в том и состоит, что управление государством делегируется представительным органам, члены которых избираются гражданами.Чтобы не быть голословным, приведу примеры и сделаю небольшой сравнительный анализ на тему:

«Какова процедура внесения изменений в текст конституций некоторых других демократических стран»

.

Речь пойдет о США и странах Западной Европы из «Большой семёрки» (G7). Канада, Япония и любые прочие — на самостоятельное изучение.Начнем с той страны, с который мы так любим сравнивать Россию.

Обычно не в пользу последней.Основная информация. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии. Впоследствии её ратифицировали все 13 существовавших тогда штатов.

Их Конституции уже более 230 лет.Как часто вносили изменения.

За более чем два столетия в неё внесено 27 поправок. Первые десять поправок вступили в силу в 1791 году, а 27-я — в 1992 г.Порядок внесения изменений. Процедура прописана в ст. 5 Конституции США. Изменения вносятся в два этапа: принятие и ратификация штатами.Предложить изменения вправе Конгресс США — парламент, состоящий из Палаты представителей и Сената.
Изменения вносятся в два этапа: принятие и ратификация штатами.Предложить изменения вправе Конгресс США — парламент, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Палаты, если сочтут необходимым предложить штатам поправки, составляют совместную резолюцию. За нее должны проголосовать 2/3 Конгресса.По требованию не менее, чем 2/3 штатов, Конгресс обязан созвать Конвент по вопросам внесения поправок. Конвент — это собрание выборных делегатов от всех штатов.

После принятия Конституции США он еще не созывался ни разу.Если поправку поддержал Конгресс, её направляют в штаты для ратификации.

Поправка вступает в силу, если её поддержат не менее 3/4 штатов.Президент США в принятии конституционных поправок участия не принимает.Основная информация.

Сейчас во Франции действует Конституция 1958 года.

Она была принята на референдуме и стала 17-й по счету с 1789 г. Как часто вносили изменения. За 61 год действия Конституцию Франции изменяли и дополняли 26 раз. Последние поправки внесли в 2018 году.Порядок внесения изменений.

Внесение изменений происходит в два этапа.

Сперва проект изменений утверждают обе палаты парламента простым большинством (50% плюс один голос). На этой стадии проект обсуждается, дополняется, изменяется.Второй этап — утверждение принятого таким образом проекта либо на референдуме, либо конгрессом парламента (совместное заседание палат) в 3/5 голосов от общего состава парламента.Решает, утверждать конституционные поправки через референдум или же через конгресс, президент Франции.В плане влияния на процедуру внесения изменений в конституцию у французского президента полномочия покруче, чем у российского.В основном поправки утверждались конгрессом.

Через референдум это делали дважды: в 1962 г. при изменении порядка избрания президента и в 1992 г.

при включении положений о Евросоюзе.Основная информация. Конституцией у них является Основной закон ФРГ, принятый в 1949 г. Парламентским советом и ратифицированный десятью из одиннадцати федеральных земель.По счету это была третья конституция Германии наряду с Конституцией ГДР.

С 1990 г. Основной закон ФРГ является полноценной конституцией объединенной Германии.Как часто вносили изменения. В Основной закон ФРГ вносили изменения 62 раза чуть ли не ежегодно с 1951 г.

Самих поправок было около двухсот. Из 146 статей изменениям подверглись более 100. Объем текста за 70 лет увеличился в три раза.

А кто-то говорит, что в России часто поправки в Конституцию вносят… Или вот еще Ангела Меркель — канцлер ФРГ — у власти почти 15 лет. Сейчас идет её 4-й срок. Основной закон ФРГ количество этих сроков не ограничивает.

Теоретически она может оставаться канцлером до последнего вздоха, если её будет и дальше переназначать парламент. Но «вечный» глава государства во всем мире только Путин…Порядок внесения изменений. Порядок принятия поправок указан в ст.

79 Основного закона ФРГ. Изменения вносятся специальным законом, который должны одобрить 2/3 голосов депутатов Бундестага (нижняя палата парламента) и 2/3 голосов членов Бундесрата (верхняя палата парламента).Не допускается изменение ст. 1 (гарантии соблюдения прав человека и гражданина) и 20 (устанавливает основные положения государственного строя) Основного закона.

Основная информация. Конституция Италии принята в 1947 г. Конституционной ассамблеей, вступила в силу в 1948 г.

По счету это вторая конституция родины римского права.Как часто вносили изменения. За 70 лет поправки вносили 15 раз.Порядок внесения изменений.

Порядок изменения закреплен в ст. 138 Конституции Италии. Законы, изменяющие Конституцию, обсуждаются в обеих палатах парламента (Сенат и Палата депутатов) и проходят в каждой по два обсуждения. Утверждаются поправки при втором голосовании не менее чем 2/3 голосов в каждой палате.Если хотя бы одна из палат примет изменения меньшим количеством голосов, тогда поправки могут быть вынесены на референдум, если того в течение трех месяцев после принятия поправок потребуют:

  1. или 500 тыс. избирателей.
  2. или пять областных советов;
  3. или 1/5 членов одной из палат парламента;

У англичан нет кодифицированной конституции.

Иными словами, нет нормативно-правового акта, который называется «Конституция Великобритании».

Сами англичане по этому поводу шутят так: «Конституция у нас в крови».Конституцией у них называют законы, судебные прецеденты и конституционные обычаи Великобритании, которые определяют порядок формирования гос.

органов, их полномочия, принципы их взаимодействия между собой и с гражданами.Точного перечня документов, которые следует отнести к конституции нет. Правовая система у них такая. Специфическая. Она так и называется системой «обычного права» (от слова «обычай»).

Основным источником права является судебный прецедент, а не закон, как в континентальной Европе.Поэтому что-то подсчитать тут проблематично.

Одним из самых ранних конституционных документов можно считать Великую хартию вольностей, принятую в 1215 году. А самым поздним становится очередной судебный прецедент, касающийся вопросов прав и свобод граждан. Выборка стран небольшая, но в других развитых странах порядок внесения изменений в их конституции примерно похожий.

Это делается через парламент, . Отличаются лишь некоторые процедурные моменты.Референдум либо вовсе не предусмотрен, либо проводится, когда закон о поправках не находит необходимую поддержку в парламенте (Италия) или если так решило высшее должностное лицо страны (Франция).Во все из перечисленных конституций рано или поздно изменения вносили, где-то реже, где-то чаще.И — заметили вы или нет — сами конституции большинства упомянутых стран были приняты не на референдумах, а специально созданными конституционными собраниями. Поправки же спокойно вносят через парламент.

Но всё-равно у них на Западе вся эта процедура демократическая, а в России — нет. Не перепутайте.� Спасибо, что дочитали статью до конца.

Ставьте лайк, жмите репост и подписывайтесь на канал. Оставляя комментарий, помните, что на канале принято уважительное отношение друг к другу.С уважением,(опубликовано: 13.02.2020)

Конституция Англии: особенности ее формы, основные конституционные акты.

Стр 5 из 9Характерные черты конституции: 1) Британская конституция является единой для Соединенно­го Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

2) Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции: Статутное право; Общее право; Конституционные соглашения. Соответственно, источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения.
Соответственно, источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения.

Общее влияние на формирование этих источников оказывали и оказывают труды авторитетных юристов. 3) Конституция Великобритании является «гибкой» конституцией, поскольку в английском праве нет различия между «конституционным» и «текущим» законом.

Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными. Все законы, прецеденты, конституционные обычаи имеют в общем одинаковую силу (применяемый обычай имеет обязательную силу, но не подлежит защите в судебном порядке в случае его нарушения).

Каких-то особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет.

Их роль, влияние, сила измеряются только их авторитетом. Статут — закон, принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства — монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215г.), были приняты иначе.

Все законы обладают одинаковой юридической силой. Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати), Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права , несколько актов о гражданских правах, акты о министрах короны, о местном управлении.

Судебный прецедент — это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда, Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов).
Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов).

Конституционные обычаи имеют тболее существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров). Доктринальные источники — это мнения выдающихся ученых юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.

По конституции Великобритания — парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами и особым положением некоторых исторических регионов (Шотландия и др.), государство с демократическим режимом в условиях действия двухпартийной системы. 18 Конституция ФРГ (особенности содержания, порядка принятия).

Послевоенная Германия оказалась расколотой на западную и восточную части.

Решение об образовании Федеративной Республики Германии (ФРГ) как самостоятельного государства было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести стран — США, Великобритании, Франции, Бельгии Нидерландов, Люксембурга. Военные губернаторы США, Англии и Франции в оккупационных зонах Западной Германии уполномочили премьер-министров правительств германских земель разработать законопроект будущей конституции ФРГ (Основной закон вступил в силу 23 мая 1949 г.).

Юридической основой объединения Германии в 1990 г. послужил многосторонний Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, заключенный ФРГ, ГДР, СССР, США, Великобританией и Францией. ГДР не присоединялась к ФРГ, но на территории ГДР были образованы земли, которые вошли в состав ФРГ. С 3 октября 1990 г. действие Основного закона ФРГ распространилось и на территорию бывшей ГДР.

С 3 октября 1990 г. действие Основного закона ФРГ распространилось и на территорию бывшей ГДР.

Первоначально Основной закон задумывался как временный конституционный акт, который должен прекратить свое действие

«в день, когда вступит в силу Конституция, принятая свободным волеизъявлением немецкого народа»

(ст. 146 Основного закона), т.е. после объединения.

Однако созданная Бундестагом и Бундесратом уже после объединения Германии комиссия для рассмотрения вопроса об общегерманской конституции, проработав с 1990 по 1993 г., пришла к выводу, что вполне достаточно внести изменения в действующий Основной закон.

Так временный конституционный акт превратился, по сути, в бессрочный. Основной Закон практически начинается с регулирования прав и свобод, раздел об основных правах идет сразу же после Преамбулы.

Для Германии такой подход к правам человека был связан, очевидно, со стремлением преодолеть нацистское наследие.

Стремление преодолеть нацистское прошлое проявилось также в статьях Основного закона, осуждающих агрессивную войну, провозглашающих верховенство международного права и предусматривающих возможность передачи законодательным путем суверенных прав Федерации международным учреждениям ради обеспечения мира и коллективной безопасности. В частности, в п. 1 ст. 26 говорится, что

«действия, способные нарушить мирную совместную жизнь народов и предпринимаемые с этой целью, в частности, для подготовки агрессивной войны, являются противоконституционными»

.

Статья 25 гласит: «Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории».

По конституции в ФРГ установлена федеративная парламентарная республика. Закреплен ряд фундаментальных принципов: принцип правового государства, принцип разделения власти и др.

В Основной закон было внесено много поправок и дополненений, что существенно изменило содержание ряда статей и даже целых разделов. Это также составляет одну из важных характерных черт современного Основного закона. Основной закон относится к «жестким» конституциям: для внесения поправок в него требуется, чтобы за закон об изменениях и (или) дополнениях проголосовало 2/3 депутатов Бундестага и 2/3 членов Бундесрата.
Основной закон относится к «жестким» конституциям: для внесения поправок в него требуется, чтобы за закон об изменениях и (или) дополнениях проголосовало 2/3 депутатов Бундестага и 2/3 членов Бундесрата. Первоначальный текст включал 146 статей.

На практике за 60-летнюю историю Основного закона в него было внесено более полутора сотен поправок, в результате чего в тексте появились три новых раздела, более четырех десятков новых статей, полностью или частично отменены, дополнены или изменены порядка 80 статей .

Рекомендуем прочесть:  Обман в соц сетях

В ФРГ создан специализированный судебный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд. В его первом и втором сенатах конституционное правосудие осуществляют 16 судей, избираемых в равной доле депутатами Бундестага и членами Бундесрата сроком на 12 лет.

К компетенции Федерального конституционного суда относятся толкование Основного закона, проверка конституционности законов и иных нормативных актов, рассмотрение споров между федерацией и землями, между землями, рассмотрение индивидуальных жалоб граждан, которые полагают, что нарушены их конституционные права, рассмотрение жалоб общин или объединений общин, которые считают, что нарушены их конституционные права на самоуправление, рассмотрение дел о конституционности партий и некоторые другие полномочия . Диапазон решений Федерального конституционного суда весьма широк: в той или иной степени они касаются социальных и экономических вопросов, гражданского и уголовного права, военной политики и международных отношений, гражданства и многих других проблем.5 

Основы конституционного права Великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно называемое Великобританией, иногда по имени основной части — Англией) — развитое капиталистическое государство.

По размерам территории оно в 40 раз меньше США (78-е место в мире), а по населению — в 5 раз (63 млн человек). По индексу развития человеческого потенциала Великобритания занимает 28-е место в мире. Великобритания возглавляет Британское Содружество (Commonwealth), в которое входит более 40 государств, преимущественно небольших (страны, освободившиеся от британской колониальной зависимости).

Структура конституции. Конституция Великобритании — комбинированная. В Великобритании нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны.

Юридическая конституция Великобритании включает самые разные источники, число которых невозможно установить точно: ни в законодательстве, ни в доктрине не выработано критериев, по которым тот или иной источник права следует относить к составным частям конституции.

Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента (например, поиски бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты — спикера — на его почетное место), а иногда весьма принципиальные (неприменение монархом его права вето, создание кабинета министров и др.). Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев (главной их частью является королевская прерогатива), доктринальных источников.

Статут — акт (закон), принимаемый обеими палатами Парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписываемый главой государства — монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе.

Все законы (они в отличие от США официально называются актами) обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). К числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати), Habeas Corpus Act 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии 1751 г., об объединении с Шотландией 1756 г., о Парламенте 1911 и 1949 гг., о Палате общин 1978 г., 2001 г.

и др., о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их было несколько, в том числе в 2000-х гг.), несколько актов о гражданских правах, закон о правах человека 1998 г., акты о министрах Короны, закон 2000 г. о партиях, выборах и референдуме, несколько законов конца 1990-х — начала 2000-х гг. об автономии Шотландии и Уэльса, о Северной Ирландии, о реформе Палаты лордов (1999 г.), о местном управлении (2000 г.), закон 2005 г.

о конституционной реформе (создание Верховного суда, другие изменения в судебной системе, изменение статуса лорда-канцлера) и др. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов, другие, учитывая некоторые конституционные положения в актах, относящихся к иным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов.

На деле многие акты Средних веков и более позднего времени, хотя и публикуются как конституционные документы, не являются действующими: их положения поглощены или отменены более поздними документами. Судебный прецедент — это решения так называемых высоких судов (Апелляционного суда, Высокого суда), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения.

Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к существовавшим в прошлом отдельно судам канцлера и получило название «право справедливости»), В нем есть также конституционные нормы, хотя их очень мало. В настоящее время принятие судебных решений по праву справедливости (канцлерский суд) отменено и обе ветви судебных решений (общее право и право справедливости) объединяются под общим названием прецедентного права.

Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям Короны, а также многие права граждан (подданных). При решении конституционных вопросов суды ссылаются чаще на законы, а прецеденты используются как дополнительная аргументация.

Конституционные обычаи (их называют также конвенционными или конвенциональными нормами, соглашениями) сложились в процессе деятельности высших органов государства (не судов). Некоторые конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).

В Шотландии, Северной Ирландии действуют немногие свои акты и судебные прецеденты, имеющие конституционный характер. Доктринальные источники — это мнения выдающихся ученых- юристов У.

Блэкстона (1723—1780), У. Беджгота (1826—1877), А. Дай- си (1835—1922) и др. по вопросам конституционного права. К ним обращаются Парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.

Из сказанного видно, что конституция Великобритании необычна.

Она имеет во многом архаичный характер.

Лейбористы, бывшие правящей партией до 2010 г., постепенно и медленно осуществляли реформирование государственного строя, органов государства. Великобритания по форме правления парламентарная монархия, сложное унитарное государство (с автономными единицами), имеет демократический режим. Изменение конституции. Неписаная конституция Великобритании является исключительно гибкой, что позволяет приспосабливать ее к изменяющимся условиям, но делается это с почтением к сложившимся традициям.

Каких-либо особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет. Специального органа конституционного контроля в Великобритании нет.

  1. В качестве общих органов государств Содружества действуют периодически созываемые собрания глав (или премьер-министров) государств — членов Содружества исекретариат.
  2. Официально с 1975 г. можно употреблять термин «Британия».
  3. В Великобритании, как и во многих других странах, вопросы местного самоуправления относят к административному праву, но часто конституционное и административное право объединяют в одну отрасль права.

Конституция Великобритании

Эта статья является частью серии статей по теме:

  1. Лорд-спикер: Френсис Д’Суца
  2. Спикер:
    • Спикер:
    • Вопросы Премьер-министра
    • Лорд-спикер: Френсис Д’Суца
  3. :
  4. Вопросы Премьер-министра
  1. и министр юстиции:
  2. :
  3. :
  4. Министр внутренних дел: Тереза Мэй
    • :
    • :
    • Лорд-председатель : Ник Клегг
    • : Джордж Осборн
    • :
    • и министр юстиции:
    • Министр внутренних дел: Тереза Мэй
  5. : Джордж Осборн
  6. Лорд-председатель : Ник Клегг
  7. :
  1. Государственная гражданская служба
  1. Официальная оппозиция
    • Лидер оппозиции:
  2. Лидер оппозиции:
  1. Суды Англии и Уэльса
  2. Суды Шотландии
  3. Суды Великобритании
    • Суды Англии и Уэльса
    • Суды Северной Ирландии
    • Суды Шотландии
  4. Суды Северной Ирландии
    • Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
      • Правительство ассамблеи Уэльса
  1. Английские региональные ассамблеи
  2. Исполнительная власть Шотландии
  3. , , , 2011
    • Исполнительная власть Северной Ирландии
  4. Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
    • Исполнительная власть Шотландии
  5. Правительство ассамблеи Уэльса
    • , , , 2011
      • Исполнительная власть Северной Ирландии
    • Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
      • Исполнительная власть Шотландии
  6. Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
    • Правительство ассамблеи Уэльса
  7. Исполнительная власть Северной Ирландии
  8. Резервные вопросы
  1. Власти Большого Лондона
  2. Местное правительство
  1. Конституция
  2. Международные отношения
  3. Выборы: — —
  4. Права человека

Конститу́ция Великобрита́нии — это совокупность , и , которые определяют порядок формирования и полномочия органов , принципы взаимоотношений между собой, а также государственных органов и . Отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие какого-либо единого , который можно было бы назвать основным законом страны.

Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Это вызвано особым (по сравнению с другими странами ) характером права Великобритании, которое относится к англо-саксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве , его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.

Выделяют три составляющих Конституции: (Statute Law); (Common Law) и конституционные соглашения (Constitutional conventions), которым соответствуют следующие источники права: , судебные прецеденты и конституционные соглашения. В праве Великобритании отсутствует различие между «конституционным» и «текущим» законом — действует общий порядок принятия и изменения законов, что определяет «гибкий» характер основного закона, возможность его модификации без прохождения сложной процедуры изменения или дополнения, как в других странах (принятие на , в и пр.).

При этом стабильность права охраняется . , в отличие от многих других документов и иных отраслей британского права, является единой для всего : для , , и .

К ним относят акты парламента и акты делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно , власти). Всего к статутам конституционного характера относят более двух десятков документов, которые формально никак не выделяются из общего массива ; в научной доктрине их выделяют лишь по предмету регулирования.

Это акты, определяющие и ; систему, порядок формирования и компетенцию высших органов , и ; : 1) правовые акты, принятые до , но действующие до настоящего времени: ; ; ; , -; и др.; 2) законы, принятые в : законы о Парламенте и ; законы о пэрах и ; Закон о Палате общин ; законы о народном представительстве , , , , , ; законы о гражданстве , , ; Иммиграционный акт ; Закон о королевской санкции (Royal Assent Act); ; законы о министрах Короны , , и др. 3) акты, принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом (акты министров Короны, местных органов власти и публичных корпораций, среди которых наиболее важными считаются приказы , издаваемые от имени британского монарха, которыми оформляются все решения Кабинета).

Судебными прецедентами регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Регулирует сферу деятельности монарха, парламента, правительства и их взаимоотношений. Это труды выдающихся ученых-юристов, к которым относятся Блэкстон (Blackstone), Брэктон (Bracton), Дайси (Dicey), Бэджет (Bagehot), Мэй (May) и другие.

: Конституция • ¹ • Албания • • • • • • Ватикан • Великобритания • • • • ¹ • • • • • • ² • Кипр¹ • • • • • Республика Македония • • • Монако • • • • Португалия • ² • Румыния • • • • • ² • • • • • • Чехия • • • Зависимые территории Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен ¹ • • • Турецкая Республика Северного Кипра¹ ¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от • ² В основном в Азии в темах • • • • Конституция • • • • • • • • • • • • • • Литература • Музыка • Праздники • • • • • Туризм • Почта () • • • Портал «Великобритания»

Порядок принятия, изменения и отмена конституции

Способы принятия конституций:

  1. · договорное принятие конституций в кризисных ситуациях, хотя добровольность таких соглашений нередко весьма своеобразна.
  2. · октроирование конституций: они даровались «хорошим» монархом своему «верному народу».
  3. · принятие конституции специально избранным для этой цели учредительным собранием. Это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов, иногда избирается на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначается военными властями (они играют роль консультативных).
  4. · принятие основного закона в новой редакции.
  5. · принятие конституций парламентами.
  6. · принятие путем референдума — общегосударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Швейцария 1999 г.). Проект конституции либо разрабатывается специально созданным для этого учредительным собранием (Конституция Франции 1946 г. — Четвертой республики), либо правительством (Конституция Франции 1958 г. — Пятой республики), после чего выносится на референдум.
  7. · принятие на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и групп населения.
  8. ·
  9. · принятие высшими партийными органами — съездами или исполнительными комитетами партий.
  10. · принятие военными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению.
  11. · принятие конституции надпарламентскими органами, составной частью которых иногда были, а иногда и не были парламенты (например, Великим народным хуралом в Монголии в 1992 г.).

Поправки в конституции вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями:

  1. 2. Поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат.

    Часто необходимо, чтобы оно было принято парламентом дважды с определенным интервалом. В некоторых странах второй вотум (голосование) должен иметь место только после избрания нового состава парламента.

  2. 1. Проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации.
  3. 3.

    После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено (ратифицировано) определенным большинством субъектов федерации.

Конституционные поправки не подлежат вето главы государства и должны быть опубликованы. При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст. По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие.

Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются прежде всего неписаные конституции, а также конституции государств с монархической формой правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия).

Жесткие конституции — конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США).

Конституция Великобритании является “гибкой” конституцией, поскольку в английском праве нет различия между «конституционным» и «текущим» законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными.

Французская Конституция принадлежит к числу “жестких” конституций, т.

е. для осуществления конституционных реформ установлен особый усложненный порядок. Согласно действующей Конституции, предусмотрены две различные процедуры внесения изменений в текст основного закона. Первая предусматривает вотирование конституционного закона посредством референдума, вторая — возможность принятия поправок на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса.

По способу изменения Основной закон ФРГ не является “жестким”, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к конституции нуждается в одобрении квалифицированного большинства в 2/3 членов верхней и нижней палаты федерального парламента. В Основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки, начиная с 1951 г.

(свыше 50), которые, однако, не разрушили целостность конституционной конструкции. Крупные изменения касались пересмотра оборонной политики после вступления в военно-политический блок НАТО (1956 г.), последствий воссоединения Германии на основании Договора об установлении единства Германии от 31 августа 1990 г., а также вступления ФРГ в Европейские сообщества. Конституция КНР 1982 г. относится к числу “жестких” конституций: изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета ВСНП или 1/5 общего числа депутатов ВСНП и принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов всех депутатов ВСНП (ст.

64). Поправки в действующую Конституцию вносились в 1988 году: в ст. 10 — разрешение аренды земли, и в ст.

11 — легализация частного сектора экономики, а так- же в 1993 году — в ст. 7, 8,15,16,17, 42, 98, новые формулировки которых отразили курс на проведение социалистической модернизации и создание социалистической рыночной экономики.

К вопросу о британской Конституции и демократии в Британском Королевстве

3 декабря 2021Среди знатоков британской жизни по сей день не преодолен спор между теми, кто считает абсолютной монархией государственный строй страны, которая называется The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии), и теми, кто с такой же уверенностью утверждает, что эта страна, хоть и названа официально «Королевством», все-таки является «конституционной монархией» и даже «старейшей демократией», поскольку «Королева не правит, а царствует», и, значит, находится вне политического поля Великобритании.У второй группы адептов также есть аргумент о том, что правительство Великобритании формируется на основании всеобщих выборов в Парламент – в Палату Общин.

Кроме того, они уверены: монархия является «конституционной» не по той причине, что здесь в наличие имеется одобренная народом и властью Конституция – её там нет от слова совсем.

Монархия является «конституционной», по их мнению, потому, что в этой стране существует некие правила, прецеденты и обычаи, а этот набор – базовая ценность для общества, которая имеет юридическую силу, и заменяет – в понимании британцев – написанную Конституцию.Сегодня самое время разобраться с этим вопросом по той простой причине, что скоро Великобритания окажется в таком состоянии, в котором её мир не видел ни-ког-да.Речь идет не только о продавливаемом Brexit’e – эта Игра с выходом/невыходом страны из Евросоюза уже расколола общество надвое – примерно 50 на 50. И как преодолевать этот раскол, никто даже не помышляет. А, ведь, суть его в том, что в подоплеке диаметрально противоположных намерений – выйти/остаться – лежат сугубо меркантильные интересы двух огромных групп британского общества: тех, кто зарабатывает на отношениях с Евросоюзом, и тех, кто делает деньги на отношениях с другими регионами мира.

Для кого ЕС = прибыли, а для кого и нет.

Вот и весь конфликт. Помните, типично английское: «О чем бы люди ни говорили, они говорят о деньгах»?Этот раскол, кстати, продиктован тем, что Великобритания была глобальной колониальной державой. После её распада на карте мира появились десятки независимых новых государств, и с тех пор у значительной части истеблишмента и общества сформировались финансовые интересы, связанные с этой огромной диаспорой, которую ныне именуют «Commonwealth of Nations» — «Содружество наций». С бывшими британскими колониями.Смысл и систему управления этим Содружеством проиллюстрируем на примере довольно небольшой бывшей британской колонии – Белиз.

Кстати, не каждый покажет её на карте. Это – Центральная Америка, близ Гондураса. Так вот, там при формировании своего государственного строя пользовались именно примером Великобритании.

Как говорится, «яблочко от яблоньки…» И выясняется, что Белиз «основывается на принципах парламентской демократии Вестминстерской системы», то есть, системы британской. Однако, далее идет такой пассаж: Белиз – монархия, глава государства — королева Великобритании, представленная генерал-губернатором. Исполнительную власть осуществляет правительство, возглавляемое премьер-министром, которым становится лидер партии, получивший большинство на парламентских выборах.Вам всё ясно?

Кто тут Глава государства, какая тут «демократия» при наличии прямых выборов в парламент, и как формируется правительство?И этот повторяется в 16 из 53 государств Содружества – там Королева является реальным Главой местных государств, и повсюду рассажены британские генерал-губернаторы для реализации воли Монархии на местах.Вы скажете: «Так, это ж какой-то Белиз». Тогда взгляните на государственный строй Канады, которая, на секундочку, входит в «Большую семерку» самых влиятельных стран Запада.Читаем в «святцах»: Канада — государство, входящее в Британское Содружество на правах доминиона, Главой государства которого является британская Королева.

Верховным носителем исполнительной власти является Королева. Официальным представителем Королевы в Канаде является генерал-губернатор, назначаемый Королевой.Это – общедоступная информация.

Но ею пренебрегают и её обходят стороной адепты другого взгляда: Канада — это

«парламентарная федеративная система с демократической традицией, восходящей к английской демократии XVI века»

. Где они наши «демократию» в Англии XVI века? – Вопрос, скорее, веры, чем исторический.Сравним.

В 1905 году после первой русской революции в Российской Империи была учреждена Государственная Дума – парламент. Но никто же из-за того, что Дума избиралась, не говорит, будто в России тех лет была демократия. Монархия была абсолютная. Так что, выборы в парламент ещё не есть демократия.

Также и в Великобритании – там вообще выборы только в нижнюю палату Парламента, а верхняя Палата Лордов состоит из пожизненных членов и никто их не избирал никогда, а они могут отклонить любой закон из Палаты Общин, и всё… «Волю народа» могут в случае необходимости блокировать назначенные Королевой пожизненные Лорды!А знаете почему? Потому что Королева ПРАВИТ. И её власть не может быть ограничена никакими законами, даже Основным законом – Конституцией. Этот закон, сковывающий монархию, Монархии не нужен.То есть, мы пишем о том, что все-таки именно Британская Монархия остается в Великобритании и в её доминионах государственным строем.

Причем, нет документов о том, что где-то права этой Монархии ограничены, включая Лондон.

Самый подробный разбор этого феномена мы провели в статье «».Теперь о самом наборе документов, которые с завидным упорством представляются повсюду, как «».Достаточно пройтись по текстам этих актов, что были собраны в единый массив документов и названы «конституционными», чтобы для начала задать вопрос: а на каком основании именно они получили столь высокое уважение от составителей, зато иные законы Великобритании в этот перечень не попали?

– Впрочем, это к исследователям. Мы же только констатируем имеющуюся ситуацию.В наборе актов XVIII – XX веков, объявляемых «конституционными» представлены: «Акт о соединении с Шотландией 1707 г.»; «Акт о парламенте 1911 г.

– Акт о парламенте для определения отношений между полномочиями Палаты лордов и Палаты общин и для ограничения срока полномочий парламента»; «Акт о парламенте 1949 г. – Акт, изменяющий Акт о парламенте 1911 г.

(16 декабря 1949 г.)»; «Акт о пожизненных пэрах 1958 г.

– Акт, уполномочивающий предоставлять титул пожизненного пэра с правом заседать и голосовать в Палате лордов (30 апреля 1958 г.)»; «Акт о пэрах 1963 г.»; «Акт о Европейских сообществах 1972 г.»; «Акт о Палате общин (управление делами) 1978 г. – Акт, содержащий дополнительные постановления об управлении Палатой общин (20 июля 1978 г.)»; «Акт о Палате лордов 1999г.».В эти актах есть что-нибудь собственно о стране или о народе?

Нет – только организация структур парламентской власти, чтобы знали свое место в Монархии.

Ну, и немного о внешних делах.

Хотя, Вы можете представить себе Королеву Великобритании, исполняющую решения бюрократов Евросоюза из Брюсселя?

Я – нет.Специалисты могут что-то уточнить, но, кажется, мы ничего из документов не упустили, опираясь на тех же экспертов, в частности, авторов такого издания, как сборник «Конституции зарубежных государств» (Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003).

Там, в частности, говорится о том, что «Великобритания не знает единовременно созданного акта, действующего в качестве конституции. Особенности Конституции относятся к ее форме, но не касаются содержания, ее сущности».Так сущность британского свода законов, который представлен в этом издании, такова, что в каждом документе подчеркивается Власть Монархии, а авторы документов выглядят, как верноподданные, подающие Королеве свои «челобитные».

Если охарактеризовать все это терминами из старорусского правового словаря.Послушайте, какими выражениями кипят эти акты:-

«Да будет угодно Вашему Превосходнейшему Величеству, чтобы изложенное выше имело силу закона…»

— «Во всяком законе, представленном Его Величеству…»- «Не затрагивая право Ее Величества назначать лордов по апелляции, Ее Величество будет иметь полномочие жаловать путем выдачи жалованной грамоты любому лицу звания пожизненного пэра с предоставлением прав…»И так далее…И в каждом таком акте – от средневековых до сегодняшних времен – есть неизменная фраза: «Да будет постановлено Ее Превосходнейшим Величеством Королевой (Королем) по совету и с согласия лордов, духовных и светских, и общин, собравшихся в настоящем парламенте…»Скажете, это – документы Монархии либо «старейшей» – аж, со времен Кромвеля – «демократии» Европы? Похоже на первое. Вот такая на Туманном Альбионе конституция.Кстати – вот зримое подтверждение: who is who в Великобритании. Именно так премьер-министр Тереза Мэй приветствует членов королевской семьи.Раз:Королева Елизавета II и премьер-министр Тереза Мэй.Фото News2world.NetДва:Внук Королевы принц Уильям и премьер-министр Тереза Мэй.Фото home.bt.comТри: Принцесса Кэтрин Миддлтон, супруга внука Королевы принца Уильяма, и премьер-министр Тереза Мэй.Фото thesun.co.ukПредставляется, что премьер-министр Великобритании в курсе, кто там власть…Но, в Англии любовь к напусканию политического тумана и к игре словами (а это всегда вводит окружающих в заблуждение, чем англичане были издавна сильны) привела к тому, что некий свод реальных законов (но, почему именно эти законы, а не другие?) стал представляться в мире, как «конституционный».

Такое впечатление, что в условиях безусловной победы демократических тенденций в США и Европе ХХ века Великобритания просто не могла оставаться в стороне, и – на словах – абсолютная Монархия… провозгласила себя демократией. Бумага всё стерпит. Да ещё убедила всех в том, что так оно и есть. А эксперты пусть потом это всем разъясняют…Но демо-кратия – это власть частных собственников.

Демос – это та часть публики, которая имела в Древней Греции рабов и собственность. Есть ли такое сейчас в Великобритании?

Да, если считать королевскую семью крупнейшим собственником в стране. Вот тогда всё складывается, и Монархия = демократия.

Этакие «шутки Большой политики».Более того, Королева Великобритании является очень любимой своим подданными, и никто там за десятилетия (!), если не ошибаюсь, не посмел бросить в адрес её лично или её семьи каких-то некорректных фраз или, тем более, обвинений: ни в Парламенте, ни в СМИ. Даже в тот трагический момент, когда бывший агент МИ-5 на смертном ложе признался несколько лет назад, что в Париже по приказу Дворца, семью монарха СМИ не задели. Но вот сейчас…Но сейчас с огромным шумом в местных СМИ раскручивается скандал вокруг младшего сына Королевы Эндрю, которого публично обвинили – неприкасаемых там больше нет!

– в связях с осужденным и погибшем в тюрьме США педофилом Джеффри Эпштейном. Интервью принца Эндрю для BBC TV, в котором он попытался оправдаться, окрестили, как

«позор для нации и пиар-катастрофа для королевской семьи»

.

В результате сказала свое слово Королева:

«Принц Эндрю больше не будет участвовать в публичных мероприятиях, связанных с королевской семьёй»

. Это же – сильнейший удар по образу Монархии!Мы столь подробно разбираем эти вопросы вот почему – кризис в Монархии разразился в период, когда в самом королевстве не всё в порядке, а стабилизирующий фактор Дворца начинает давать слабину.Да ещё в разгар Brexit’a, способного похоронить The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland – Шотландия-то точно захочет остаться в составе ЕС, и выход оттуда приведет к расколу самой Великобритании.Да ещё, когда и сплетни о том, что Её Величество Елизавета II может через полтора года отречься в пользу своего старшего сына, то есть произойдет «транзит власти».Имеем: Монархия вышла из положения «неприкасаемой» в период нестабильности в Королевстве.И вот после этого вместе с адептами «британской демократии» и «конституционной монархии» посмотрим, как будет справляться с кризисом государственности правительство и справится ли оно вообще в условиях раскола общества и государства. А правительства теперь, в кризис, там могут меняться с высокой оборачиваемостью.Глядишь, и выйдет из тени Тайного Совета британский Монарх, чтобы показать, кто тут в Королевстве хозяин.Елизавета Вторая, говорят, добрая, и давно ничего из предложенного правительством или Парламентом не отвергала.

Так, придет другой, и посмотрим, как он будет пользоваться своими монаршими правами. Особенно, в условиях кризиса.

А то Англия веками почивала на лаврах победителей и отвыкла от внутренних экстраординарных перегрузок со времен, если не ошибаюсь, Кромвеля.Боже, храни Королеву!P.S. Старый английский анекдот – прямо в тему.«В английской семье родившийся ребенок очень долго не разговаривал.Однажды в уже семилетнем возрасте он, сидя за обеденным столом, неожиданно произнес:- А гренки-то подгорели!- Что ж ты раньше-то молчал?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+