Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Практика работы государственной инспекции труда

Практика работы государственной инспекции труда

Практика работы государственной инспекции труда

Обращение в Трудовую инспекцию — что нужно знать?

16 мая 2018Государственная инспекция труда (ГИТ) входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости. Она включает в себя федеральный надзорный орган и территориальные инспекции труда, действующие в соответствующих субъектах РФ. Жалобу в ГИТ можно подать на личном приеме у инспектора, по почте, с помощью интернет-ресурса https://онлайнинспекция.рф или через личный кабинет на портале госуслуг: https://www.gosuslugi.ru. В своей работе инспекция труда руководствуется Трудовым кодексом РФ и Положениями об инспекции труда, где определены ее функции, полномочия трудовой инспекции и права инспектора по труду.

Также деятельность органа регламентируется федеральными законами и Конвенцией «Об инспекции труда в промышленности и торговле». В соответствии со ст. 356 ТК РФ, все полномочия федеральной инспекции труда сводятся к следующему: — выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства; — предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника; выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда; — привлечение к административной ответственности; — расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве; инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства; — приостановление деятельности организации или ее подразделений. Для того, чтобы выполнялись основные полномочия федеральной инспекции труда, в ст.

357 ТК РФ закреплены права контролирующего органа. Инспектор по труду может: — беспрепятственно и в любое время суток посещать организации с целью проведения проверки (при наличии удостоверения).

Если речь идет о плановой проверке, то инспектор должен уведомить руководство организации не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала; — запрашивать документы и информацию, связанную с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников; — изымать для анализа образцы веществ и материалов, которые используются на предприятии.

Однако в соответствии со ст. 360 ТК РФ, инспектор по труду не имеет права проводить плановую проверку в отсутствие должностного лица или работников проверяемых юридических лиц. В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении). Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения.

Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам. Обратите внимание, что СРОКОВ ДАВНОСТИ для обращения в трудовую инспекцию по нарушениям трудовых прав НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО! То есть Вы можете обратиться с жалобой на нарушение Ваших прав работодателем, которое было совершено даже 10 лет назад!

При этом если данное нарушение до сих пор не исправлено, то трудовая инспекция вынесет обязательное для исполнение предписание для устранения всех выявленных нарушений.

За неисполнение данного предписания предусмотрена административная ответственность. Если с момента совершения нарушения не прошел 1 год (срок давности для привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства), то работодатель будет привлечен к административной ответственности и за само нарушение!

Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки. Существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст.

373 ТК РФ). Если инспектор под разными предлогами отказывается принимать у Вас заявление, то следует направить его по почте заказным письмом с уведомлением. Подобное поведение инспектора Вы можете обжаловать в Прокуратуру. Государственная инспекция труда призвана выявить любое нарушение работодателем трудового законодательства.

Согласно данным статистики, наиболее распространенными являются нарушения в сфере: — оплаты труда: — незаконное изменение сроков выплаты заработной платы; — невыплата всех сумм при увольнении работника и др. — заключения, прекращения или изменения трудового договора: — ненадлежащее оформление трудового договора (письменная форма, обязательные условия и т.д.); — отсутствие приказа о приеме на работу или отсутствие обязательного ознакомления работника с таким приказом; — нарушение правил хранения или ведения трудовых книжек; — несоблюдение срока, отведенного для ознакомления работника с измененными условиями трудового договора; — заключение гражданско-правового договора вместо трудового и др. — режима труда и отдыха: — отсутствие локальных нормативных актов, которые регулируют расписание рабочего времени и времени отдыха.

— нарушение правил хранения или ведения трудовых книжек; — несоблюдение срока, отведенного для ознакомления работника с измененными условиями трудового договора; — заключение гражданско-правового договора вместо трудового и др. — режима труда и отдыха: — отсутствие локальных нормативных актов, которые регулируют расписание рабочего времени и времени отдыха; — отзыв работников из отпусков без их письменного согласия; — непредставление работникам отпусков, установленных законодательством, или предоставление отпусков меньшей продолжительности и др.

— охраны труда: — отсутствие обязательной аттестации рабочих мест; — нарушение требований о прохождении работниками медицинского осмотра; — отсутствие обучения работников правилам охраны труда; — нарушения при расследовании несчастных случаев, произошедших на производстве и др. — компенсаций и гарантий, предусмотренных законодательными актами: — непредоставление гарантий и компенсаций при переезде на работу в другую местность, направлении работника в служебную командировку и т.д.; — непредоставление гарантий, установленных Трудовым кодексом РФ, беременным женщинам, несовершеннолетним гражданам и др. — применения дисциплинарных взысканий: — нарушение порядка привлечения работника к ответственности; — нарушение срока, в течение которого возможно применение дисциплинарного взыскания и др.

— повышения квалификации; — принятия локальных нормативных актов. За нарушение требований законодательных актов, которые содержат нормы трудового права, к работодателям (должностным лицам) могут применяться следующие виды ответственности: — гражданско-правовая: возмещение работнику не полученного им заработка (дохода) в случае незаконного лишения его возможности заниматься трудовой деятельностью (ст.

234 Трудового кодекса РФ); полная материальная ответственность руководителя за прямой действительный ущерб, который причинен им организации (ст. 277 Трудового кодекса РФ); возмещение работнику утраченного заработка, а также дополнительных расходов (на лечение, питание, приобретение лекарств и т.д.) в связи с трудовым увечьем или иным повреждением здоровья (глава 59 Гражданского кодекса РФ) и др.

— дисциплинарнаядолжностные лица организаций (работодатели – физические лица), признанные виновными в нарушении требований законодательных актов, которые содержат нормы трудового права, несут ответственность, в том числе дисциплинарную, в порядке и случаях, предусмотренных законом (ст.

362 Трудового кодекса РФ). — административная: нарушение нормативно-правовых актов о труде, охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ); незаконное увольнение работников (ст.

5.34 КоАП РФ); невыполнение предписания контролирующего (надзорного) органа (ст. 19.5 КоАП РФ) и др. — уголовная: нарушение правил охраны труда (ст. 143 Уголовного кодекса РФ); невыплата заработной платы (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ) и др. Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства может применяться только к должностным лицам работодателя (работодателю – физическому лицу), которые признаны судом виновными в совершении преступлений.

Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства может применяться только к должностным лицам работодателя (работодателю – физическому лицу), которые признаны судом виновными в совершении преступлений.

Она не распространяется на юридические лица. Чаще всего при выявлении нарушений со стороны работодателя к нему применяются меры административного взыскания. За первое нарушение обычно выносится либо предупреждение, либо штраф в минимальном размере.

За повторное нарушение (в течение года) санкция может быть увеличена. По ч.2 ст.5.27 КоАП РФ за повторное в течение года нарушение законодательства о труде для должностных лиц работодателя предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации (временный запрет занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности). Согласно норме ст. 356 Трудового кодекса РФ, Государственная инспекция труда: — принимает и рассматривает письма, заявления, жалобы, а также другие обращения граждан с указанием на нарушения их трудовых прав; — предпринимает необходимые меры по устранению нарушений, а также восстановлению нарушенных прав.

1. Выяснить адрес ее территориального отдела. 2. Составить обращение с указанием на нарушение трудовых прав. 3. Приложить к нему документы, которые подтверждают изложенные доводы. 4. Отнести заявление в трудовую инспекцию. Обращение также можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, Образец письма в трудовую инспекцию можно легко найти в Интернете.

Обращение также можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, Образец письма в трудовую инспекцию можно легко найти в Интернете.

В нем обязательно должны присутствовать следующие данные: — наименование территориального представительства трудовой инспекции, в которое направляется обращение, либо фамилия, имя, отчество руководителя, либо просто его должность; — фамилия, имя, отчество, а также адрес гражданина, который подает обращение; — доводы, указания на нарушение трудовых прав, предложения, заявления или жалобы; — личная подпись и дата. Письменное обращение в трудовую инспекцию подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации.

В особых случаях этот срок можно продлевать, но не более чем на 30 дней.

По результатам проверки доводов, указанных в обращении, инспекторы могут: — выдать работодателю предписание с требованием устранить нарушения; — привлечь его к административной ответственности; приостановить работу организации, отдельных ее структурных подразделений или оборудования; — отстранить от работы персонал или отдельных лиц, в случаях установленных законом; — направить в правоохранительные органы соответствующий материал с целью привлечения лиц к уголовной ответственности. Источник:

Доклад по правоприменительной практике федерального государственного надзора в сфере труда Государственной инспекции труда во Владимирской области за 2 квартал 2017 года

Версия для слабовидящих РОСТРУД (4922) 54-57-19 600015, Владимир , улица Мусоргского, дом 3;

  1. Доклад по правоприменительной практике федерального государственного надзора в сфере труда Государственной инспекции труда во Владимирской области за 2 квартал 2017 года

14.07.2017 Нормы трудового права, соблюдение которых является непосредственным предметом рассматриваемого федерального государственного надзора, содержатся в многообразных правовых источниках, виды которых перечислены в статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

До настоящего времени в соответствии со статьей 423 ТК РФ на территории Российской Федерации продолжает действовать ряд нормативных правовых актов, утвержденных органами власти СССР, как из-за отсутствия нормативных правовых актов Российской Федерации, соответствующих новой общественно-экономической системе, так и из-за неполноты последних. Несмотря на значительное количество и многообразие источников трудового права, правильное их применение во многом может быть обеспечено знанием основных положений трудового законодательства, содержащихся в ТК РФ и иных федеральных законах, содержащих нормы трудового права.

В системе источников трудового права действует принцип не ухудшения положения работника: каждый акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не могут противоречить федеральному законодательству; локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями; коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (статьи 6 – 9 ТК РФ). Что касается содержательной части трудового законодательства, то проблемами, оказывающими негативное влияние на эффективность правоприменительной деятельности, и существенно ограничивающими возможность должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также оперативно находить и правильно применять необходимые нормы права, являются: отсутствие должной систематизации трудового законодательства, включая законодательство об охране труда; неопределенность правового регулирования, вызванная наличием в трудовом праве пробелов и коллизий, а также отсутствием подкрепления отдельных норм ТК РФ.

В целях обобщения и анализа правоприменительной практики в 2016 году Рострудом был издан приказ от 14.11.2016 № 460

«Об установлении порядка сбора, обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций»

.

Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере труда, расследования несчастных случаев Государственной инспекцией труда во Владимирской области во 2 квартале 2017 года в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 373 проверки по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом количество проверок проведенных во внеплановом порядке – 320 проверок, из которых 90,9% были обусловлены жалобами и обращениями граждан. Рост внеплановых проверок связан с повышением активности граждан в защите своих трудовых прав.

Большую роль играет качественное изменение уровня информационной открытости деятельности федеральной инспекции труда, которой способствует появление и развитие электронных сервисов, введение новых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся трудовых отношений. В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

продолжается тенденция снижения доли плановых проверок. Анализ поступивших в Государственную инспекцию труда 2004 обращений граждан во 2 квартале 2017 года по вопросам нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, позволяет установить наиболее актуальные вопросы, которые возникают при применении работодателями трудового законодательства, это: — вопросы оплаты труда — 640 обращений; — вопросы оформления и расторжения трудовых договоров – 305 обращений; — вопросы, связанные с охраной труда – 189 обращений.

В ходе проведенных во 2 квартале 2017 году всех надзорных мероприятий, в том числе и расследования несчастных случаев на производстве, было выявлено 611 нарушений трудового законодательства. Анализ выявленных нарушений требований трудового законодательства за текущий период 2017 года позволяет сделать вывод о том, что наиболее частые нарушения допускаются работодателями по вопросам:  оплаты и нормирования труда – 115 нарушений,  по оформлению трудовых отношений – 101 нарушение,  по охране труда — 291 нарушение. Оплата труда Исходя из анализа допускаемых в сфере оплаты труда нарушений наиболее распространенными нарушениями являются: • выплата заработной платы реже, чем каждые полмесяца (ст.

136 ТК РФ); • оплата отпуска производится позднее, чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ); • несвоевременная выплата всех сумм, причитающихся работнику при увольнении (ст.

140 ТК РФ); • не оплачивается в повышенном размере работа в ночное время, выходные и праздничные дни (ст. ст. 153, 154 ТК РФ). Легализация трудовых отношений Результаты надзорной деятельности государственных инспекций труда во 2 квартале 2017 года также свидетельствуют о том, что наиболее частыми нарушениями трудового законодательства, допускаемыми работодателями, продолжает оставаться и ненадлежащее оформление трудовых отношений с работниками либо уклонение от их оформления совсем. Так, Государственной инспекцией труда была организована работа по организации и проведению внеплановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в хозяйствующих субъектах, в целях легализации трудовых отношений.

За текущий период 2017 года оформлено более 400 ранее не заключенных с работниками трудовых договоров в письменной форме. Надзорная практика последних лет свидетельствует о достаточно большом количестве обращений граждан в Государственную инспекцию труда во Владимирской области в целях защиты нарушенных трудовых прав. Трудовой договор Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства, регулирующими порядок оформления и расторжения трудовых договоров, являются нарушения требований: • статьи 57 ТК РФ: — отсутствие в трудовых договорах обязательных условий (оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсирующие надбавки, определения режима труда и отдыха, даты начала работы, идентификационного номера налогоплательщика, срока действия трудового договора и др.; — внесение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством; — включение в заключаемые с работниками трудовые договора условий, не соответствующих положениям трудового законодательства: условия о взыскании с работников штрафов в случае совершения ими прогулов, за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, за неисполнение приказов, распоряжений, указаний работодателя и непосредственного руководителя, за несоблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, за досрочное расторжение трудового по инициативе работника, за досрочное расторжение трудового договора при переходе на работу в другую организацию; • части 2 статьи 58 ТК РФ (заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований); • статьи 67 ТК РФ (не оформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, отсутствие на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подписи работника); • статьи 79 ТК РФ (расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора); • статей 86, 87 ТК РФ (отсутствие регламентированного порядка хранения и использования персональных данных работников); • статьи 84.1 ТК РФ (невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, не направление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте); • статьи 180 ТК РФ (уведомление работников об увольнении в связи с сокращением численности или штата менее чем за два месяца до расторжения трудового договора).

Гражданско-правовые договоры В последние годы сложилась практика заключения с работниками договоров гражданско-правового характера (договоров подряда, оказания услуг и т.д.), а также использование заёмного труда.

Работодатели, уклоняясь от предоставления работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, необоснованно заключают договоры гражданско-правового характера. Вместе с тем, в данных отношениях усматриваются признаки трудовых отношений: работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленным у работодателя; налицо подчиненное положение работника по отношению к работодателю; ежемесячная выплата заработной платы; характер поручаемой работы и т.

д. В связи с тем, что должностное лицо Государственной инспекции труда не вправе квалифицировать характер правовых отношений между сторонами, работник вынужден обращаться в суд. Основные вопросы, с которыми работники обращаются в суд, связаны, в основном, с восстановлением на работе по причине незаконного увольнения по инициативе работодателя, а также с целью установления факта трудовых отношений и с целью обязать работодателя оформить трудовых отношения в соответствии с действующим законодательством. Охрана труда и несчастные случаи Во 2 квартале 2017 года Государственной инспекцией труда продолжалось осуществление системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в части охраны труда.

Из общего количества выявленных нарушений (291) было выявлено 7 нарушений по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

Одним из основных методов снижения уровня производственного травматизма является осуществление планомерных мероприятий по федеральному государственному надзору за состоянием условий и охраны труда в организациях, обеспечение максимального охвата проверяемых предприятий. Так, в результате осуществления надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве Государственной инспекцией труда во Владимирской области выявлено и расследовано сокрытых несчастных случаев на производстве, включая 1 тяжелый несчастных случая и 1 несчастный случай со смертельным исходом.
Так, в результате осуществления надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве Государственной инспекцией труда во Владимирской области выявлено и расследовано сокрытых несчастных случаев на производстве, включая 1 тяжелый несчастных случая и 1 несчастный случай со смертельным исходом. По оперативным данным в текущем периоде 2017 года Государственной инспекцией труда во Владимирской области было зарегистрировано 17 несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности показал, что в число видов экономической деятельности, с наибольшей численностью травмированных во 2 квартале 2017 года вошли такие виды экономической деятельности как строительство, обрабатывающие производства, транспорт, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых.

Неудовлетворительная организация производства работ выражается, прежде всего, в несогласованности выполнения работ, в применении опасных приемов, в нарушении правил охраны труда при эксплуатации оборудования. Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда наблюдались в тех предприятиях, где практически не использовался опыт квалифицированных работников и специалистов, а также формально, в общем виде, проводился инструктаж по охране труда на рабочих местах.

Нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, как правило, сводились к тому, что работающие допускали неоправданное сокращение технологических операций и другие действия для ускорения своей работы.

В отдельных случаях, имели место случаи выхода на работу в состоянии алкогольного опьянения, причем работодатель не применяет мер по отстранению работников появившихся в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, высокий уровень смертности от организационных причин вызван низким качеством организации работ административно-техническим персоналом, а также отсутствием контроля за работниками. Для повышения эффективности мониторинга уровня производственного травматизма утвержден приказ Роструда от 05.12.2016 № 494

«Об утверждении Порядка проведения анализа состояния и причин производственного травматизма и предложений по его профилактики в Российской Федерации»

, в соответствии с которым проводится полугодовой анализ производственного травматизма в Российской Федерации.

Специальная оценка условий труда Во 2 квартале 2017 года Гострудинспекцией было выявлено 35 нарушений установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах.

Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в текущем периоде 2017 года при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам оценки условий труда, являются следующие нарушения: • непроведение работодателями СОУТ; • недоведение результатов СОУТ до сведения работников; В соответствии с пунктом 37 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г.

№ 559-р были проанализированы обязательные требования в сфере обеспечения безопасных условий труда. Проведенный анализ обязательных требований по вопросам обеспечения безопасных условий труда, установленных отдельными федеральными законами (в том числе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

, от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

, Градостроительный кодекс Российской Федерации) и нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними, свидетельствует, что они содержат аналогичные общие обязательные требования по обеспечению безопасности условий труда на рабочем месте, которые содержатся в ТК РФ и иных нормативных правовых актах по охране труда. Меры административной ответственности Во 2 квартале 2017 года уполномоченными должностными лицами Государственной инспекции труда были наложены денежные штрафы на общую сумму 6138,99 тыс.

рублей. Госинспекторами труда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве были приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафов на 404 виновных лиц, в том числе, — на 308 должностных лиц, на 19 лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на 77 юридических лиц. По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, оформленных должностными лицами федеральной инспекции труда, судами были приняты 11 решений о привлечении к административной ответственности должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица в связи с воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа надзора (ч.

1,2,3 ст. 19.4.1 КоАП РФ. На протяжении длительного времени в соответствии со статьями 25.1-25.11 КоАП РФ должностные лица федеральной инспекции труда, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях в судебных органах, а значит – фактически лишены права участвовать в рассмотрении дела, давать объяснения, представлять доказательства. При этом сложилась устойчивая практика рассмотрения мировыми судьями дел об административных правонарушениях только с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Также КоАП РФ не предусматривает обязанности судебных органов извещать должностных лиц, составивших протоколы об административных правонарушениях, о дне рассмотрения дел об административном правонарушении.

В связи с этим лица, составившие протоколы об административных правонарушениях, фактически лишены возможности поддержать в суде свою позицию, в результате чего мировыми судьями нередко принимаются постановления об отказе в привлечении виновных должностных лиц без достаточных к тому оснований.

Анализ нормативных актов и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций В рамках анализа нормативных актов и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, а также по совершенствованию трудового законодательства и практике его применения представлены предложения об их инкорпорации в законодательство Российской Федерации. Отмечено, что систематизацию необходимо провести относительно Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР от 30 апреля 1930 г. № 169. Заявленные законодательные инициативы были направлены на рассмотрение вопросов: о признании предписаний государственных инспекций труда об устранении нарушений трудового законодательства одним из видов исполнительных документов; о введении солидарной административной и уголовной ответственности учредителей юридических лиц наряду с должностными лицами за нарушение трудового законодательства; о введении ограничений при регистрации новых юридических лиц, учредители которых уже имеют юридические лица с задолженностью по заработной плате; о внесении изменений в КоАП РФ в части установления градаций размеров административных штрафов на юридических лиц в зависимости от суммы годового дохода юридического лица; о внесении изменений в ст.

50 Трудового кодекса Российской Федерации путем исключения из нормы позиции, определяющий уведомительный порядок регистрации коллективных договоров, соглашений и закрепления условия регистрации, носящего обязательный характер.

Исключения положения о вступлении коллективного договора, соглашения в силу не зависимо от факта их уведомительной регистрации. Судебная практика Проводя анализ судебной практики за 2 квартал 2017 года можно позволяет выделить следующие проблемы: Суды по жалобам на предписания Государственных инспекций труда, в которых указано на возможное наличие индивидуального трудового спора между работником и работодателем, не рассматривая по существу вопрос об обращении работника в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не выясняя очевидность вменяемых в вину работодателю правонарушений, отменяют предписания государственных инспекторов труда только по тому основанию, что судом обнаружены признаки индивидуального трудового спора Применение ст. 2.9, ч.ч. 3.2, 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ суды применяют малозначительность, а также снижают размер штрафа ниже низшего предела в отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.

  1. Поделиться

Роструд в социальных сетях Наши приложения Нашли Ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter © 2021 Единый портал Федеральной службы по труду и занятости Х Обычный Крупный Очень крупный A A x1 x2 x3

Работа. Трудовая инспекция: практика, страдания и боль

Часто бывало(и бывает до сих пор) по работе сталкивалась с необязательными людьми.

То доверенности у них нет, то документов, то страховки и у всех одна и та же отмазка «Ой, везде нормально, а вы залупаетесь! Давайте попроще». Грузы на миллионы. И если что, не дай бог, а я отпустила груз без всего комплекта документов — попала бы очень и очень сильно.

Пыталась и рассказывать и объяснять и уговаривать и увещевать и предупреждать заранее — всем как об стенку горох в ответ только и слышала «будьте попроще». И в какой-то момент меня это задолбало по самую маковку.

Решила я — хотите, чтобы была попроще — будет вам попроще. А что может быть проще чем робот, работающий по протоколу? Нет печати о приеме груза? Запрещаю выгрузку.

Вы пришли к нам за товаром без печати или доверенности?

Отменить продажу. Вы и есть этот ИП? Предъявите доказательства, что вы не полный тёзка и печать для документов, всё-таки будьте любезны.

Мужики пыхтели, раздували ноздри, надували щеки и.

сдались. Оказывается, не сложно сделать страховку на перевозку груза, взять с собой печать на покупку со склада, оформить доверенность на получение своему сотруднику и прочее прочее. Со временем это перешло и на повседневную жизнь.

Я больше не трачу нервы и время, пытаясь объяснить человеку, что он ведёт себя неправильно. Едешь по тротуару — предупреждаю, что так делать нельзя, я сниму видео и передам его в ДПС. Слушаешь музыку громко(соседка любит так делать) — да ради бога, но только в положенное время, будьте любезны сбавить громкость.

Слушаешь музыку громко(соседка любит так делать) — да ради бога, но только в положенное время, будьте любезны сбавить громкость.

Количество конфликтов в моей жизни снизилось в разы — я не перехожу на личности, не анализирую, не критикую поступки оппонента и, соответственно, не выказываю эмоциональной включенности. Почти все оппоненты не знают за что зацепиться, как вывести меня на диалог на привычный скандал, впадают в ступор и.

отступают. Так, например, зимой, в самый разгар гриппа, оказалась я в гостях у подруги и утром мы пошли сдавать её ребенка в детсад. Пока были в раздевалке, заметила, что один мальчик ну совсем откровенно плох — красные глаза, кашель, сопли, явно температура. Моя подруга попыталась сделать замечание матери и была послана.

Как обычно

«мне работать надо, мы таблетки выпили и бла бла бла»

. Диалог шёл к ссоре. Воспитатели молча смотрели на предстоящее шоу и по всему их виду было понятно, что они люди подневольные и ничего сделать не смогут.

Остальные родители почему-то решили сделать вид, что ничего не замечают. Тут уже я не сдержалась, начала вспоминать правила и описывать дальнейшие последствия — карантин детсада минимум на 2 недели, ответственность на грани уголовной для воспитателей и медсестры если не дай бог что-нибудь случится с больным ребёнком, активное внимание ювенальной юстиции для родителей больного ребенка, оставивших его на чужих людей и что-то ещё наговорила. На словах про карантин напряглись остальные родители, об упоминании про уголовку вытянулись лица воспитателей, а после упоминания про ювеналку маман начала попытки вывести меня на эмоции там была вся гремучая смесь: оскорбления, угрозы, уговоры, попытки договориться, призывы свидетелей.

«Свидетели» быстро прикинули, что их дети первые в списке заболеть(как будто раньше для них это было не очевидно!) и начали аккуратно намекать что и правда маман лучше бы пройти домой вместе с ребенком. На шум подтянулась уже и заведующая с медсестрой, которые подтвердили мои слова и предупредили, что сообщат в поликлинику о том, что ребёнок болен.

Пришлось ей всё-таки сдаться и собрать ребенка домой.

Основания возникновения трудовых отношений и их прекращения

Версия для слабовидящих РОСТРУД (495) 343-95-98Горячая линия 115582, Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3

21.08.2014 « » Рынок труда в Российской Федерации формируется на основе свободного стремления граждан подыскать для себя подходящую работу и на волеизъявлении работодателей, имеющих возможность такую работу предоставить.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска и др.

Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о выполнении работником за плату трудовой функции. Формой реализации права свободно распоряжаться своими способностями к труду является трудовой договор. Статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником.

В соответствии с ним работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить безопасные условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату. Работник в соответствии с трудовым договором обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Практика работы Государственной инспекции труда в г.

Москве показывает, что работодатели подчас не всегда выполняют взятые на себя обязательства.

В 2008г. госинспекцией труда в ходе тематических и целевых проверок соблюдения законодательства о трудовом договоре выявлено 1793 нарушения.

Наиболее типичными нарушениями законодательства о трудовом договоре, выявленными в ходе проверок, являются следующие: – трудовой договор в нарушение ст.

67 ТК РФ не заключается в письменной форме. По требованию госинспекторов труда оформлены трудовые договоры в письменной форме с 16391 работником. – невключение в трудовой договор обязательных условий трудового договора, как то условий оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

– неознакомление при приеме на работу с Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, Положением об оплате труда и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника (ст.68 ТК РФ) – неоформление приема на работу приказом (распоряжением) работодателя, необъявление приказа под расписку в 3-дневный срок со дня подписания трудового договора (ст.68 ТК РФ). – прием на работу лиц, не достигших 18 лет, без прохождения ими обязательного медицинского осмотра (ст.69 ТК РФ), на работу с вредными условиями труда (ст.265 ТК РФ).

– нарушение порядка ведения и хранения трудовой книжки ( не вносятся в трудовую книжку сведения о переводах, о награждениях, об увольнении, формулировки записей об увольнении не соответствуют формулировкам Трудового кодекса РФ, иного федерального закона, невыдача трудовой книжки в день увольнения) (ст.66 ТК РФ). К наиболее часто встречающимся нарушениям законодательства о трудовом договоре относятся: – неуведомление в 2-х месячный срок работника об изменении существенных условий трудового договора ( введение новых форм оплаты труда, изменение режима работы и др. (ст.72, 74 ТК РФ); – установление испытания при приеме на работу лицам, которым испытание не устанавливается ( это лица, поступающие на работу по конкурсу, беременные женщины, несовершеннолетние, лица, избранные на выборную должность на оплачиваемую работу, лица, впервые поступающие на работу после окончания учебных заведений профессионального обучения); – заключение вместо трудовых договоров гражданско-правовых договоров ( подряда, возмездного оказания услуг, поручения и др.); – заключение срочных трудовых договоров в случаях, не предусмотренных ст.59 Трудового кодекса РФ.

Анализ главы 13 Трудового кодекса Российской Федерации показывает, что работодатель может проявить инициативу увольнения работника в достаточно ограниченном числе случаев (ст.71, 81, 278 ТК РФ).

В основном прекращение трудового правоотношения без волеизъявления работника невозможно. Наиболее типичными нарушениями при расторжении трудового договора являются: – расторжение трудового по собственному желанию (п.3 ст.77 ТК РФ) без заявления работника, расторжение трудового договора ранее срока предупреждения об увольнении при отсутствии просьбы об этом работника (ст.80 ТК РФ).

Для увольнения по данному основанию, как показывает практика, работников принуждают к увольнению по собственному желанию. В связи с тем, что госинспекция не имеет права использовать свидетельские показания, работнику рекомендуется обратиться в суд. Обязанность доказать факт принуждения к увольнению лежит на работнике (подпункт «а» п.

22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006г. № 63). – увольнение работника в связи с неудовлетворительным результатов испытания ( ст.71 ТК РФ ). Для того, чтобы увольнение по данной статье было правомерным необходимо в течение испытательного срока фиксировать промежуточные результаты работы сотрудника, давать периодически контрольные задания, оценивать их.

На практике многие работодатели уверены, что в период испытательного срока они могут уволить работника в любой момент, сославшись на не прохождение испытания.

В данном случае вероятность того, что суд восстановит работника, весьма велика. Увольнение работника в связи с сокращением численности или штата организации используется работодателями весьма часто (п.2. ст.81 ТК РФ). Увольняя работника по данному основанию работодателю необходимо помнить о следующем.

ст.81 ТК РФ). Увольняя работника по данному основанию работодателю необходимо помнить о следующем.

Во – первых, сокращение влечет значительные финансовые издержки в виде выходного пособия (ст.178 ТК РФ). Во –вторых, сокращение предполагает выполнение достаточно сложной процедуры (ст.179, 180 ТК РФ), в том числе соблюдение права работника претендовать на вакантную должность в данной организации. В – третьих, работодателю необходимо учитывать требование о реальном характере сокращения.

На данное обстоятельство обращено внимание судов при рассмотрении исков о восстановлении на работе в п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006г.

№ 63. Если вводимая после сокращения должность аналогична сокращенной должности, то в случае судебного разбирательства суд однозначно восстановит работника. При увольнении работника по п.2 ст.81 ТК РФ работодателем допускаются следующие нарушения: – работник не предупреждается о предстоящем увольнении персонально под расписку не менее чем за два месяца до увольнения по пункту 2 ст.

81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников), ему не предлагаются вакантные должности в той же организации, соответствующие квалификации работника (ст.180 ТК РФ). – Несоблюдение процедуры увольнения по инициативе работодателя (ст.82, 373 ТК РФ). В соответствии со ст. 82 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить представительному органу работников о предстоящем увольнении не позднее чем за два месяца до предстоящих мероприятий, а если сокращение может привести к массовому увольнению, то не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

На практике работодатель нередко «забывает» об этом, оправдывая свои действия тем, что он не знал о наличии профсоюзного органа в организации, что работник не сообщил ему о том, что он является членом профсоюза. Нередки случаи, когда работника увольняют по несоответствию занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (п.3 ст.81 ТК РФ).

Для того, чтобы уволить работника по данному основанию, необходимо провести аттестацию. Данная процедура является весьма трудоемкой и затратной.

Прежде всего для проведения аттестации должно быть Положение об аттестации, в котором определяется, какие категории работников, с какой периодичностью, в каких формах аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности.

С данным Положением работники должны быть ознакомлены под роспись.

Желательно, чтобы в трудовом договоре была ссылка на данное Положение. Если аттестация проводилась силами привлеченных специалистов, чье мнение будет объективным, то оспорить итоги аттестации работник не сможет. Только после получения результатов аттестации работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником.

Причем работодатель обязан предварительно предложить работнику другую работу, имеющуюся у работодателя, с учетом квалификации и состояния здоровья работника.

Произвольное проведение аттестации без наличия Положения об аттестации, или в отношении одного определенного работника будет являться незаконным. Очень часто работодатели используют для увольнения работника п.5 ст. 81 Трудового кодекса РФ ( неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарные взыскания).

При увольнении по данному основанию очень часто работодатели наказывают работника за неисполнение тех обязанностей, которые не охватываются трудовым договором.

Это, как правило, служит основанием для признания увольнения незаконным.

Весьма «популярным» является увольнение за прогул (подпункт «а» пункта 6 ст.81 ТК РФ), т.е отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия работника на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд.

Зачастую работодатель признает прогулом вполне правомерное отсутствие на работе, например, когда работник отпросился с работы, но сделал это в устной форме.

Нередки случаи, когда работодатель составляет подложные акты, служебные записки и другие документы, чтобы уволить работника. В этом случае работодателю следует помнить, что данное деяние в соответствие с п.1 ст.303 УК РФ является уголовно-наказуемым. Аналогичным является и увольнение по подпункту «б» пункта 6 ст.

81 ТК РФ ( появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения). Если такового опьянения не было в действительности, то все составленные акты будут подложными. – Несоблюдение процедуры увольнения работника (ст.

193 ТК РФ) а) неполучение письменного объяснения работника о дисциплинарном проступке; б) нарушение срока применения дисциплинарного взыскания (позднее месяца со дня обнаружения проступка, не учитывая времени временной нетрудоспособности и время нахождения в отпуске, а также время на получение мнения представительного органа работников. Одним из оснований расторжения трудового договора является соглашение сторон (п.1 ст.77 ТК РФ) и в порядке ст.78 ТК РФ.

Данные нормы Трудового кодекса РФ предполагают заключение дополнительного соглашения к имеющемуся трудовому договору, в котором и определяется дата его прекращения. Законодательство не предусматривает выплату денежной компенсации при увольнении по соглашению сторон. Данное условие устанавливается дополнительным соглашением.

Характерной ошибкой при расторжении трудового договора по соглашению сторон является отсутствие подписанного сторонами дополнительного соглашения, а формой такого соглашения считается заявление работника с визой работодателя. Заявление работника – это односторонний акт волеизъявление, поэтому законодательством предусмотрена возможность его отзыва работником. Подписанный сторонами двухсторонний документ нельзя отозвать в одностороннем порядке.

Для его аннулирования требуется соглашение сторон. Таким образом, увольнение по соглашению сторон – действенный инструмент расторжения трудового договора между работодателем и работником. За допущенные нарушения по реализации условий трудовых договоров с работниками должностные и юридические лица несут ответственность, в т.ч.

и административную. В 2008 году к административной ответственности в виде штрафов было привлечено 4247 должностных и юридических лиц на общую сумму 29710,7 тыс. рублей, государственными инспекторами труда было восстановлено на работе 40 человек. Таким образом, трудовой договор выступает в роли главного юридического основания возникновения трудовых правоотношений, трудовых прав и обязанностей сторон трудового договора.

Каждая из сторон обязана выполнять принятые условия.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+