Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Правовое положение иностранных инвестиций в мчп 2020

Правовое положение иностранных инвестиций в мчп 2020

Основные правовые гарантии защиты иностранных инвестиций в международном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 341.1/8 Е. Д. Транковская1 А.П. Алексеенко2 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия Основные правовые гарантии защиты иностранных инвестиций в международном праве В настоящей статье анализируются вопросы защиты прав иностранных инвесторов, исследуются основные правовые гарантии иностранных инвестиций в международном праве.

Рассмотрен вопрос обеспечения в Российской Федерации основных правовых гарантий иностранных инвестиций.

Ключевые слова и словосочетания: национализация, экспроприация, иностранные инвестиции, правовые гарантии, защита прав инвесторов E. D. Trankovskaya A. P. Alekseenko Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia Fundamental legal guarantees for protection of foreign investments in international law This article analyzes the protection of the rights of foreign investors, examines the main legal guarantees of foreign investment in international law.

The authors consider the issue of the fundamental legal guarantees of foreign investments Russian Federation.

Key words: nationalization, expropriation, foreign investment, legal guarantees; investor protection. В настоящее время одной из актуальных проблем международных инвестиционных отношений остается национализация (экспроприация) принимающими государствами иностранной собственности. Такое принудительное изъятие собственности учитывается инвесторами и экспертами в качестве значимого риска.

Помимо этого, все большее распространение получает косвенная экспроприация иностранной собственности, которая предполагает «действия официальных властей, носящие формальный или неформальный характер, влияющие на режим работы компании с иностранными инвестициями негативным образом.

Это вид экспроприации, прежде всего, приводит к снижению стоимости активов компании, невозможности их дальнейшего использования или иным образом ограничивает 1 Транковская Елена Дмитриеана — бакалавр 4 курс Института права; 2 Алексеенко Александр Петрович — старший преподаватель кафедры частного права Института права; операционную деятельность компании» [2].

Надежная защита от всех форм национализации является одним из важнейших факторов повышения инвестиционной привлекательности любого государства.

Также следует обратить внимание на то, что существенную роль для иностранных инвесторов играют правовые гарантии, позволяющие в разумные сроки урегулировать споры, которые возникают между инвестором и государством-реципиентом инвестиций.

Эти споры могут быть вызваны экспроприацией принимающим государством иностранной собственности, а также иными, например «ползучими» или скрытыми, видами принудительного изъятия собственности иностранного инвестора. Анализ мирового опыта правового регулирования гарантий защиты от принудительного изъятия иностранных инвестиций, включая непрямую экспроприацию, имеет существенное теоретическое и практическое значение.

Изучение современных подходов к решению данных вопросов, с одной стороны, позволит учитывать их при совершенствовании российского законодательства об иностранных инвестициях, а с другой — обеспечит российским инвесторам, осуществляющим вложения за рубежом, возможность оценки рисков, связанных с принудительным изъятием их собственности. Изложенные обстоятельства определили актуальность настоящего исследования. Отметим, что основные гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории того или иного государства, как правило, базируются на положениях: — национального законодательства, регулирующего отношения, связанные с иностранными инвестициями (например, Федеральный закон от 9 июля 1999 г.

№ 160-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Закон КНР «О паевых совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» от 1979 г.).

Такие специальные нормативно-правовые акты конкретизирует общие, базовые положения, закрепленные в конституциях соответствующих государств (например, положения ст.

18 Конституции КНР) [1]; — международных правовых актов (например,

«Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств»

, заключенная в г. Вашингтоне 18.03.1965); — двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений (например, Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное в г. Пекине 09.11.2006 между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики).

Анализ соответствующих правовых актов, регулирующих инвестиционные отношения, показал, что к основным правовым гарантиям защиты иностранных инвестиций следует относить следующие: 1) так называемая защитная или «зонтиковая» оговорка (umbrella clause), которая подразумевает под собой практическую реализацию такого принципа, как принцип обязательности выполнения принятых на себя обязательств в соответствии с заключенными инвестиционными договорами, например: — Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Правительством РФ и Правительством КНР от 9 ноября 2006 г.: «Государство обязано обеспечивать в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами полную защиту на своей территории капиталовложений инвесторов другой Договаривающейся Стороны» (п. 2 ст. 2) [7]; — Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное в г. Нью-Дели 23 декабря 1994 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Индии, гласит:

«Капиталовложениям инвесторов одной из Договаривающихся Сторон будет предоставляться справедливый и равноправный режим, а также обеспечиваться полная защита и безопасность на территории государства другой Договаривающейся Стороны»

(ст.

3) [5; 8]. В случае неисполнения или нарушения государством-реципиентом принятых на себя обязательств у иностранного инвестора, как правило, возникает право на обращение в международный арбитраж. Кроме того, неисполнение или нарушение принимающим государством своих обязательств предполагают привлечение к международно-правовой ответственности. Таким образом, защитная оговорка гарантирует правовую безопасность иностранных инвестиций, укрывая обязательства принимающего государства перед иностранными инвесторами «под зонтиком» (umbrella) международно-правовых средств защиты; 2) правовая гарантия, предполагающая надлежащее обеспечение реализации механизма разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающим государством.

Следует отметить, что инвестиционные споры, возникающие между инвесторами и государством, разрешаются на основе положений, закрепленных в соответствующих международных соглашениях, в которых, как правило, предусмотрено, что инвестиционных споры могу разрешаться в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), в Комиссии ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ) либо в Арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты [6]. Необходимо обратить внимание на то, что правовые основы механизмов разрешения инвестиционных споров заложены с 1965 года, когда была принята Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и юридическими, физическими лицами другого государства. По состоянию на апрель 2014 г.

Вашингтонскую конвенцию подписали 155 стран, а ратифицировали — 143. Отметим, что Россия подписала Конвенцию 16 июня 1992 г., однако до сих пор не ратифицировала её; 3) гарантия от неблагоприятного изменения законодательства (стабилизационная оговорка — Grandfather clause) тесно соприкасается с первой гарантией.

Важной составляющей благоприятного инвестиционного климата является стабильность правового регулирования, что предполагает установление определенного срока, в течение которого действует запрет на законодательное изменение условий инвестирования.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Упоминание о стабилизационной оговорке содержат законодательства Российской Федерации, Армении, Молдовы, Казахстана.

Суть такой оговорки состо- ит в том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения. Так, например, согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 9.07.99 г.

№ 160-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.) «Об иностранных инвестициях в РФ» в случае, если вступают в силу новые нормативные правовые акты (далее — НПА) РФ, изменяющие размеры федеральных налогов либо способствующие увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора, то такие новые НПА РФ не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций [13]. Не содержат упоминания о стабилизационной оговорке документы Организации экономического сотрудничества и развития; Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г. (хотя ст. 2 Хартии специально посвящена международным инвестиционным отношениям); инвестиционное законодательство некоторых государств, например, Китая [3]; 4) гарантии компенсации при национализации имущества инвестора не подвергаются в настоящее время сомнению, однако споры вызывает вопрос об объеме компенсации.

Данные гарантии предусматриваются: — в национальном законодательстве (Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», ст. 8):

«Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации»

[13]; — в двусторонних соглашениях (Россия-Индия, о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 23 декабря 1994 г., ст.

5): «Капиталовложения инвесторов одной из Договаривающихся Сторон, осуществленные на территории государства другой Договаривающейся Стороны, не будут национализированы, экспроприированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям национализации или экспроприации, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах в соответствии с законодательством государства последней Договаривающейся Стороны, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой компенсации» [8]; 5) гарантия перевода платежей, связанных с иностранной инвестиционной деятельностью.
5):

«Капиталовложения инвесторов одной из Договаривающихся Сторон, осуществленные на территории государства другой Договаривающейся Стороны, не будут национализированы, экспроприированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям национализации или экспроприации, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах в соответствии с законодательством государства последней Договаривающейся Стороны, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой компенсации»

[8]; 5) гарантия перевода платежей, связанных с иностранной инвестиционной деятельностью. Как только у человека появляется свободный капитал, он незамедлительно отправляется в банк для оформления депозита.

На сегодня данный способ инвестирования привлекает своей простотой и надежностью. С другой стороны рассчитывать на существенный прирост капитала не приходится, да и процентные ставки которые предлагаются банками, этому не особо способствуют.

Вклад в банке будет логичен, если речь идет о большой сумме — в несколько миллионов рублей. При наличии на руках небольшого капитала от банковских процентов «тепло» кошельку не будет.

Есть и более перспективный способ — инвестирование в цен- ные бумаги.

Здесь можно рассчитывать на получение большей прибыли, но и риски увеличиваются в разы.

При неправильном выборе активов можно остаться без капитала в считанные дни. Если вы не уверены в своих силах и не обладаете необходимым объемом знаний, то лучше и не рисковать. Так что же делать? Есть еще вариант — отдать предпочтение так называемой «золотой середине» — инвестициям в МФО. Оказывается, такие организации могут не только выдавать кредиты под огромные проценты, но и принимать средства инвесторов (ведь фонд займов с чего-то должен формироваться).
Оказывается, такие организации могут не только выдавать кредиты под огромные проценты, но и принимать средства инвесторов (ведь фонд займов с чего-то должен формироваться).

Согласно информации, предоставляемой Международным валютным фондом, такая гарантия предоставляется: Многие инвесторы отказываются сотрудничать с МФО просто из-за непонимания механизма работы данной организации. Но все просто. Внести деньги можно дистанционно или же лично посетив офис организации. В первом случае все переговоры осуществляется путем телефонной связи, через почту или интернет.

При этом изучаются документы, оговариваются условия, сумма инвестирования и прочие моменты. Как только все нюансы оговорены, согласовывается время и адрес встречи. Курьер приезжает с договором, после чего инвестор переводит оговоренную сумму на указанные реквизиты.

С этого момента происходит начисление процентов. В случае с личным посещением офиса МФО все проще. Необходимо с документами прийти в интересующую организацию.

При этом деньги наличными лучше не давать, а переводить со своего счета.

В этом случае больше шансы защититься от мошенничества.

Открыть депозит в банке можно даже с небольшой суммой на руках.

Что касается МФО, то здесь вопрос обстоит по-другому. Если в роли инвестора выступает юридическое лицо, то каких-то серьезных требований по минимальной сумме инвестиций нет.

Что касается физических лиц, здесь минимальная сумма должна быть от 1,5 миллионов рублей и выше (мы же говорили об этом).

Конечно, можно схитрить, оформить ИП и обойтись меньшей инвестицией — от 100 тысяч рублей. Есть и еще один плюс — можно снизить НДФЛ до 6%. Кстати, о налогах. При оформлении депозита налог на прибыль не взимается.

Другое дело — инвестиции в МФО. Здесь необходимо быть готовым выплатить 13% от полученного дохода.

Но не стоит отчаиваться. Есть организации, которые берут данные расходы на себя. Основное преимущество вкладов в микрофинансовые организации — более высокие процентные ставки.

При успешной деятельности компании можно иметь до 50-60% годовых.

Посчитать прибыль не сложно. К примеру, с инвестированных 2 миллионов рублей можно иметь около 100 тысяч дохода в месяц. Разве банк может такое предложить? Преимущество МФО — возможность в любой момент забрать деньги с начисленными процентными ставками без каких-либо штрафных санкций (как это происходит в случае с банками).

Вложения в МФО в ряде ключевых моментов отличаются от банковского депозита. Здесь оформляется стандартный договор инвестирования, который предполагает определенные риски для вкладчика.

Принцип схемы очень прост. Вы -инвестируете деньги в МФО, которая выдает кредиты под большие проценты населению. С полученных средств и выплачиваются проценты инвестору. При от- сутствии сбоев механизм может приносить бесконечную прибыль. Чтобы принять взвешенное решение, вы должны четко представлять себе отличия между банковскими вкладами и инвестициям в МФО.

Чтобы принять взвешенное решение, вы должны четко представлять себе отличия между банковскими вкладами и инвестициям в МФО.

Рекомендуем прочесть:  Вторжение на частную территорию

Рассмотрим основные из них: При вложении в МФО можно забыть о государственном страховании, которое действует в случае с депозитами в банке.

Конечно, застраховать свои инвестиции в микрофинансовые организации можно, но делается это только через страховые компании. Но здесь необходимо учитывать, что речь идет о внушительной сумме — более полутора миллионов рублей (меньше МФО от физических лиц просто не берет). При этом большой вопрос, можно ли будет вернуть деньги в случае провала.

Особенно, если МФО и страховая компания — одно «лицо».

— правовыми актами почти 50 государств (Россия, Китай, Кипр и др.) [14]. Например, согласно ст. 11 ФЗ от 9.07.99 г. № 160-ФЗ (в ред. от 5.05.14 г.) «Об иностранных инвестициях в РФ»: «Иностранный инвестор имеет право на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов и других доходов.» [13]; — двусторонними соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Следует отметить, что в указанных соглашениях определенные способы (механизмы) регулирования перевода доходов иностранных инвесторов.

В зависимости от содержания этих механизмов регулирования соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений можно классифицировать следующим образом: 1. Соглашения, в которых предоставляется гарантия беспрепятственного перевода доходов в связи с капиталовложениями в свободно конвертируемой валюте в соответствии с механизмом, предусмотренным международным соглашением.

К данной группе соглашений могут быть отнесены, например, Соглашения с Японией от 13.11.1998 г. [10]. 2. Соглашения, в которых регулирование перевода платежей осуществляется в соответствии с действующим валютным законодательством той Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены.

К ним относится, например, Соглашение между СССР и Испанией от 26 октября 1990 г. [12] 3. Соглашения, в которых данная гарантия предусматривается без указания механизма ее реализации (Соглашение с Вьетнамом от 16.06.1994).

В этой группе договоров определение правил перевода платежей предлагается осуществлять используя механизм применения режима наибольшего благоприятствования [9]; 6) страхование иностранных инвестиций в случае экспроприации или введения ограничений на вывод капиталов как одна из гарантий компенсации убытков за счет государства, ответственного за причинение ущерба. Отметим, что 6 декабря 2011 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г.

№ 964

«О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков»

(далее — Постановление). Постановлением (п. 1) утверждены Правила осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков (далее — Правила), которые устанавливают принципы страховой деятельности общества [11].

Приняв Постановление и утвердив Правила страхования, Российская Федерация восполнила существовавший пробел, выражавшийся в отсутствии национальной системы страхования иностранных инвестиций российских предприятий. Такие системы давно сложились и успешно функционируют во многих развитых странах мира.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что институт предоставления гарантий защиты иностранных инвестиций является одним из важнейших институтов международного инвестиционного права, призванных обеспечить надлежащий инвестиционный режим в соответствии с нормами национального законодательства и международными договорами в сфере иностранных инвестиций. При этом отметим, что Российская Федерация поддерживает большинство правовых гарантий, проанализированных в настоящей работе. Гарантии защиты иностранных инвестиций закреплены как в национальных нормативно-правовых актах РФ, прежде всего, в Федеральном законе от 9.07.99 г.

№ 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», так и в международных соглашениях России с иностранными государствами. Несмотря на провозглашение соответствующих правовых гарантий, недостаточная разработанность механизма правовой защиты, нестабильность смежных отраслей права [4] являются наиболее уязвимым местом национального инвестиционного законодательства РФ.

Кроме того, тот факт, что Россия подписала Вашингтонскую конвенцию 1965 г., но не ратифицировала ее, стал существенным препятствием для ее применения как Россией, так и инвесторами, осуществляющими работу в России.

Такое положение вещей создает дополнительные трудности и двусмысленность в законодательном обеспечении режима иностранных инвестиций, что в конечном итоге не способствует улучшению инвестиционного климата в стране.

1. Алексеенко А.П. Конституция как фактор инвестиционной привлекательности государства: опыт конституционного строительства КНР / А.П. Алексеенко // История государства и права. — 2014. — №19. — С. 36-39 2. Алексеенко А.П.

Критерии определения косвенной экспроприации прямых иностранных инвестиций на примере арбитражного решения по делу «Sergei Pau-\shok, CJSC Golden East Company and CJSC Vostokneftegaz Company v. Mongolia» / А.П. Алексеенко // Международное публичное и частное право. — 2013. -№3. — С. 2-4. 3. Богатырев А.Г.

Инвестиционное право: монография / А.Г. Богатырев. — М.: Рос сийское право, 1992.

— 271 с. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 4. Литвинова С.Ф. Содержание категории «стабильность» в праве / С.Ф. Литвинова // Евразийский юридический журнал.

— 2012. — №8. — С. 47-51 5. Литвинова С.Ф. Традиции и новации международного частного права КНР: монография / С.Ф.

Литвинова. — М.: Lambert Academic Publishing, 2012. — 192 с. 6. Мурадов Ю.Г. Государство и международный инвестиционный арбитраж / Ю.Г. Мурадов // Административное и муниципальное право. — 2011. № 9. — С. 28 — 37 7. О поощрении и взаимной защите капиталовложений: соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики (вместе с Протоколом от 09.11.2006) (заключено в г.

— 2011. № 9. — С. 28 — 37 7. О поощрении и взаимной защите капиталовложений: соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики (вместе с Протоколом от 09.11.2006) (заключено в г. Пекине 09.11.2006) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» 8. О поощрении и взаимной защите капиталовложений: соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии (заключено в г.

Нью-Дели 23.12.1994) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» 9. О поощрении и взаимной защите капиталовложений: соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам (заключено в г. Москве 16.06.1994) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» 10.

О поощрении и защите капиталовложений: соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии (вместе с Протоколом от 13.11.1998, Согласованным протоколом от 13.11.1998) (заключено в г. Москве 13.11.1998) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» 11. О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков: постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г.

№964 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» 12. О содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений: соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Испанией (заключено в г.

Мадриде 26.10.1990) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» 13. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федеральный закон от 09 июля 1999 г. №160-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» 14.

Официальный сайт Международного валютного фонда.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/ (дата обращения 23.02.2015)

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции делят на прямые и косвенные (портфельные).

Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на 100% принадлежащих иностранным инвесторам. Последние прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Цель прямого инвестирования — максимальная оптимизация использования средств, минимизация налогов и затрат на посредников.

Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия). Основные моменты, которые предоставляют иностранным инвесторам определенные преимущества1:

  1. 2) возможность осуществления деятельности через филиалы иностранного юридического лица как особую юридическую форму инвестиций.
  2. 1) возможность репатриации доходов;

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа — национальное законодательство принимающего государства).

Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях. Руководство по регулированию иностранных инвестиций, разработанное и принятое Мировым банком (1992), предусматривает (ст. 2): «Каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций.
2): «Каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций.

Государства будут принимать во внимание, что открытый доступ.

(при существовании списка ограниченного числа отраслей и видов деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих оценки условий допуска либо лицензирования) является наиболее эффективным решением проблемы правового регулирования иностранных инвестиций». Универсальное международное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции 1965 г.

и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами.

Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства (гл.

IV). В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций. Более действенный способ защиты иностранных инвестиций — это страхование. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) 1985 г.

предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА — заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.

В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков — это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.

В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.

С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих рисков.

Самым гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений.

Цель таких соглашений — обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставить гарантии беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантии от некоммерческих рисков.

Двусторонние международные договоры о взаимной защите инвестиций предусматривают взаимную обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке.

Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (Россия заключила подобные соглашения с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией). В Соглашении между СССР и Испанией о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (1990) Россия участвует в порядке международного правопреемства.

В соответствии с Соглашением термин «инвестор» означает:

  1. 1) любое физическое лицо, являющееся гражданином или подданным одной из Сторон и правомочное в соответствии с действующим законодательством этой Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Стороны;
  2. 2) любое юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством одной из Сторон, находящееся на ее территории и правомочное в соответствии с действующим законодательством этой Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Стороны.

Капиталовложения — это любые имущественные ценности, в частности:

  1. 1) акции и другие формы участия в предприятиях;
  2. 5) права на осуществление экономической и коммерческой деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, касающиеся разведки, разработки, эксплуатации и сохранения природных ресурсов.
  3. 3) недвижимое имущество, а также все виды прав, связанных с ним;
  4. 2) права, вытекающие из любых вкладов, сделанных с целью создания экономических ценностей;
  5. 4) права на интеллектуальную собственность (патенты, товарные знаки, наименования мест происхождения товара, фирменные наименования, промышленные образцы, авторские права, технологии и «ноу-хау»);

Каждая из Сторон обеспечивает на своей территории защиту капиталовложений, осуществляемых в соответствии с ее законодательством инвесторами другой Стороны (ст. 4). Каждая из Сторон обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении капиталовложений инвесторов другой Стороны. Такой режим будет не менее благоприятным, чем режим, предоставляемый каждой из Сторон в отношении капиталовложений, осуществляемых на ее территории инвесторами любого третьего государства (ст.

5). Любой спор по выбору инвесторов рассматривается:

  1. 2) третейским судом ad hoc, созданным в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.
  2. 1) Арбитражным институтом Стокгольмской торговой палаты;

При рассмотрении споров третейский суд принимает решения на основе:

  1. 2) национального законодательства Стороны, на территории которой размещены капиталовложения, включая коллизионные нормы права этой Стороны;
  2. 1) положений Соглашения;
  3. 3) норм и общепризнанных принципов международного права.

Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения.

Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США).

В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское).

Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов. Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию — в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала.

Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика).

Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).

Инвестиционное законодательство Новой Зеландии — Закон об иностранных инвестициях (1973), Правила регулирования иностранных капиталовложений (1985), Закон о торговле (1986).

Компании — филиалы иностранных фирм, находящиеся на территории Новой Зеландии, по Закону о компаниях (1955) не рассматриваются как национальные предприятия.

Порядок их учреждения на территории Новой Зеландии требует согласия Комиссии по иностранным инвестициям. Иностранное лицо должно получить разрешение Комиссии по иностранным инвестициям, если оно намерено:

  1. 1) создать новый бизнес, превышающий 10 млн новозеландских долл.;
  2. 2) приобрести новозеландскую компанию стоимостью свыше 10 млн новозеландских долл.

Принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия.

Договор к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования. Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму.

Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Он предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики.

Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации. В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы.

Во многих субъектах РФ принято собственное инвестиционное законодательство. Иностранные инвестиции — это вложение принадлежащего иностранному инвестору капитала в промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, облигации, акции, торговлю, образование и другие отрасли на территории РФ в целях получения выгоды. Иностранные инвестиции могут быть в виде денег (в иностранной и российской валюте), ценных бумаг, иного имущества и имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), услуг и информации.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять в России любые виды деятельности, соответствующие их правосубъектности и не запрещенные законодательством, в том числе приобретать имущественные права. Правовой режим иностранных инвестиций и деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан России (национальный режим). Изъятия и ограничения деятельности иностранных инвесторов могут быть установлены только федеральными законами и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности России.

В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.

Организации с иностранными инвестициями — это коммерческие организации, в которых иностранное юридическое или физическое лицо обладает более 10% доли в уставном капитале. Установлен перечень «неблагоприятных изменений законодательства»:

  1. — изменение размеров ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды;
  2. — увеличение совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов;
  3. — установление режима запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением.

Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности. Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах.

Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом. Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России.

Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.

Понятие и сущность иностранных инвестиций В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными , в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1]. Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”. Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права.

Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.

Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2]. Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики.

В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3]. Принципы регулирования иностранных инвестиций в России Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций: 1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне; 2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.

3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством. Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.

Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов: 1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ; 2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу; 3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества; 4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации; 5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью; 6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ; 7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций; 8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг; 9) Право на возможное участие в процессе приватизации; 10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества; 11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей; 12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4] Проблемы правового регулирования инвестиций Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.

Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ: 1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам.

В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта.

Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.

2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.

3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры. 4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.

5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.

6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.

7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.

8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].

Заключение Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности.

В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.

Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции.

Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6]. Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.

Литература: 1. http://base.garant.ru/12116250/ 2. http://base.garant.ru/12114699/ 3. http://www.largeeconomic.ru 4.

В. Т. Батычко Международное частное право.

Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+