Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Правовые основы участия некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности

Правовые основы участия некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: правовое регулирование и некоторые проблемы контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 347.1 И.Н.Баранник Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: правовое регулирование и некоторые проблемы контроля В настоящей статье с использованием метода сравнительно-правового анализа нормативных правовых актов выявлены противоречия в действующем федеральном законодательстве, регламентирующем предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций, обозначены проблемы, влияющие на реализацию полномочий органов, осуществляющих контрольные функции за деятельностью НКО: предложены пути их решения. Например, приведение ряда специальных законов в соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации, уточнение в гражданском законодательстве такого понятия, как приносящая доход деятельность, определение критериев допустимости осуществления некоммерческими организациями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии со своими уставными целями.

При написании статьи автор использовал личный опыт работы в период с марта 2012 по март 2018 г. в должности начальника Управления Минюста России по Приморскому краю. Ключевые слова и словосочетания: анализ, проблемы, юридические лица, правовые основы, некоммерческие организации; законодательство; предпринимательская деятельность; приносящая доход деятельность; контроль; территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

I.N. Barannik Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia Business activity of non-profit organizations: legal regulation and some control problems In this article, using the method of comparative legal analysis of normative legal acts, there are contradictions in the current federal legislation regulating the business activity of non-profit organizations, outlining the problems affecting the implementation of the powers of bodies exercising control functions over the activities of NGOs, and proposing ways to solve them. Among them — bringing a number of special laws in line with the Civil Code of the Russian Federation, clarifying in civil law such a term as income-generating activities, determining the criteria for the admissibility of non-profit organizations to carry out entrepreneurial and other income-generating activities in accordance with their statutory goals.

When writing the article, the author used his personal experience in the period from March 2012 to March 2018 as head of the Department of Justice of Russia for Primorye region. Keywords: analysis, problems, legal entity, legal basis, non-profit organizations; legislation; business activity; income-generating activities; control; the territorial bodies of the Ministry of Justice of Russian Federation. Баранник Игорь Николаевич — канд.

юрид. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Института права; e-mail: Barannik I.N. — Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines, Chairman Ph.D.(Law). В последние годы не снижается интерес исследователей к вопросам правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, которые являются важной составной частью гражданского общества.

Примечательны работы Ю.С. Ващенко, А.В. Грищенко, О.Н. Ермолова, И.В. Котова, Е.Е. Никитиной и Е.В.

Оболонковой, Т.В. Сойфер, А.И. Стахова, А.А. Сухарева и др. Вопросам правосубъектности, участия некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности посвящены диссертационные исследования Е.П.

Лихотниковой, О.В. Ивановой, О.П. Кашковского и др. Как видно из табл.

1, за последние 9 лет количество некоммерческих организаций, находящихся в реестре в Российской Федерации, сохраняется на одном уровне, хотя с 2012 года наметилась устойчивая тенденция ежегодного снижения этого показателя. При этом доля некоммерческих организаций, зарегистрированных Минюстом России, имеющих в основном право на финансовую поддержку не только государственных органов, но и муниципальных образований, снизилась в указанный период с 46,5 до 32,7%.

Характерно, что по различным экспертным оценкам численность реально действующих НКО значительно ниже формально зарегистрированных. Таблица 1 Динамика количества находящихся в реестре зарегистрированных некоммерческих организаций (НКО) в Российской Федерации в 2009-2018 гг. (на 1.01) [19] Организационно-правовая форма НКО/ годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Всего зарегистрировано НКО, тыс.

656 682 695 697 682 675 669 670 658 642 Темп роста к 2006, % 100 104 106 106 104 103 102 102 100 98 В т.ч.: Государственные и муниципальные учреждения, тыс. 287 287 282 278 209 303 294 271 257 244 Потребительские кооперативы, тыс.

72 77 80 81 80 81 83 87 89 87 Юридические лица, зарегистрированные в специальном порядке (органами Минюста РФ), тыс. 276 301 318 324 271 215 216 217 214 212 Темп роста к 2009, % 100 109 115 117 98 78 78 79 78 77 С принятием в мае 2014 г.

Федерального закона № 99-ФЗ [4], которым были внесены существенные изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, процесс регламентации деятельности некоммерческих организаций не завершился, и, более того, практика реализации действующих нормативных правовых актов, как отмечают Е.Е. Никитина, Е.В. Оболонкова [2], Т.В. Сойфер [20] и др., свидетельствует о сохранении имевшихся проблем.

Одной из них является проблема правового урегулирования предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, что сказывается на практике реализации полномочий органов, осуществляющих контрольные функции за деятельностью НКО. Так, после приобретения правоспособности указанные юридические лица становятся полноправными самостоятельными хозяйствующими субъектами и могут выступать в гражданско-правовых отношениях наравне с другими категориями юридических лиц. В частности, в соответствии со ст.

48, 49 ГК РФ некоммерческая организация может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительном документе.

Более того, в соответствии с п. 4 ст. 50 названного кодекса некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность при условии, что это предусмотрено их уставами, и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям [1]. Вместе с тем, п. 4 ст. 49 ГК РФ устанавливает, что особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются не только Гражданским кодексом РФ, но и другими законами и иными правовыми актами.

Реализация именно этих положений, предусматривающих право НКО осуществлять приносящую доход деятельность, вызывает неоднозначную оценку. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Во-первых, в Гражданском кодексе РФ до настоящего времени прямо не определено, что включает в себя данная дефиниция.
Попробуйте сервис . Во-первых, в Гражданском кодексе РФ до настоящего времени прямо не определено, что включает в себя данная дефиниция.

В пункте 1 ст. 2 ГК РФ раскрывается лишь понятие предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

Специальным законом, определяющим особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, является Федеральный закон № 7-ФЗ, в п. 2 ст. 24 которого установлено, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика [5].

Таблица 2 Правовые основы осуществления приносящей доход деятельности некоммерческими организациями, решение о регистрации которых принимают Минюст России и его территориальные органы Виды деятельности, Виды организационно-правовых форм некоммерческих Нормы, закрепленные в законодательстве РФ разрешенные федеральными законами организаций (п. 3 ст. 50 ГК РФ) предпринимательская приносящая доход Общественные организации, п.

4 ст. 50 ГК РФ + в т.ч.: пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ 7-ФЗ + политические партии профсоюзные организации ст.

31, 37 ФЗ 82-ФЗ п. л.) ч.1 ст.

26, ч.3 ст. 31 ФЗ № 95-ФЗ п. 2 ч.2 ст. 24 ФЗ 10-ФЗ + + + Общественные движения п. 4 ст. 50 ГК РФ + ст. 31,37 ФЗ 82-ФЗ + Ассоциации (союзы), в т.ч.: п.

4 ст. 50 ГК РФ + торгово-промышленные палаты, потребительские союзы, ассоциации профсоюзов ч. 2 ст. 1, ст.12 закона РФ № 5340-! ч. 4 ст. 32 закона РФ № 3085-1 п.

2 ч. 2 ст. 24 ФЗ 10-ФЗ + + + Казачьи общества, внесенные п. 4 ст. 50 ГК РФ + в государственный реестр казачьих обществ в РФ п. 2 ст. 6.2 ФЗ 7-ФЗ + Общины коренных п.

4 ст. 50 ГК РФ + малочисленных народов РФ п. 2 ст. 6.1 ФЗ 7-ФЗ + Фонды, в т.ч.: благотворительные, общественные п.

4 ст. 50 ГК РФ + п. 2 ст. 7 ФЗ 7-ФЗ ст. 15 ФЗ № 135-ФЗ ст. 31,37 ФЗ 82-ФЗ + + + Частные учреждения, в т.ч.: благотворительные, п. 4 ст. 50 ГК РФ + общественные ст .15 ФЗ № 135-ФЗ ст.

31,37 ФЗ 82-ФЗ + + Автономные некоммерческие организации п. 4 ст. 50 ГК РФ, ст. 123.24 ГК РФ + + ст. 10 ФЗ 7-ФЗ + Религиозные организации п.

4 ст .50 ГК РФ + пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ 7-ФЗ + ст. 23 ФЗ № 125-ФЗ + iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Окончание табл.

2 Виды организационно-правовых форм некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК РФ) Нормы, закрепленные в законодательстве РФ Виды деятельности, разрешенные федеральными законами предпринимательская приносящая доход Адвокатские палаты п. 4 ст. 50 ГК РФ + Адвокатские образования (являющиеся юрид.

лицами) п. 4 ст. 50 ГК РФ + Нотариальные палаты п.

4 ст. 50 ГК РФ + ч. 5 ст. 24 Основ законодательства РФ о нотариате + Проведенный нами анализ федерального законодательства, относящегося к правовым основам осуществления приносящей доход деятельности некоммерческих организаций, решение о регистрации которых принимают органы юстиции (табл.

2), показал, что в соответствии с требованиями п.

4 ст. 50 ГК РФ практически все некоммерческие организации указанных видов организационно-правовых форм имеют право на осуществление приносящей доход деятельности.

При этом право осуществления предпринимательской деятельности прямо предоставлено Федеральным законом 7-ФЗ общественным и религиозным организациям (пп.

2 п. 1 ст. 6); общинам коренных малочисленных народов РФ (п. 2 ст. 6.1) и фондам (п. 2 ст. 7). Этим же законом данное право предоставлено также автономным некоммерческим организациям (ст.

10), однако с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ данная норма вошла в противоречие ст. 123.24 ГК РФ, устанавливающей, что такие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, лишь создавая для осуществления такой деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

В противоречие с ГК РФ вошла и норма (п.

2 ст. 6 Федерального закона 7-ФЗ), предоставляющая право заниматься предпринимательской деятельностью казачьим обществам (п. 2 ст. 6.2), поскольку с изданием Федерального закона 99-ФЗ предусмотрена лишь такая организационно-правовая форма НКО, как «казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ».

2 ст. 6.2), поскольку с изданием Федерального закона 99-ФЗ предусмотрена лишь такая организационно-правовая форма НКО, как

«казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ»

. Вместе с тем в соответствии со ст.

2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 82, войсковым казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, предоставлено право учреждения частной охранной организации, являющейся коммерческой структурой [14].

До настоящего времени остается открытым вопрос толкования положений ч.

2 ст. 7 Федерального закона 7-ФЗ, устанавливающей, что фонд, с одной стороны, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан, а с другой — для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Термин «вправе», на наш взгляд, может толковаться представителями указанного хозяйствующего субъекта как право создавать и не создавать хозяйственные общества по принципу: что не запрещено, то разрешено. Таким образом, данное положение, на наш взгляд, не дает четкого ответа — могут ли они осуществлять предпринимательскую деятельность только самостоятельно либо только через создание указанных организаций, либо то и другое. Помимо этого право осуществления предпринимательской деятельности предоставлено Федеральным законом № 95-ФЗ (ст.

Рекомендуем прочесть:  При какой сумме долга банкротят юл

26, 31) политическим партиям и их региональным отделениям [6], Федеральным законом № 10-ФЗ (п. 2 ч. 2 ст. 24) -профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям [8], Федеральным законом № 125-ФЗ (ст.

23) — религиозным организациям [10], Федеральным законом № 82-ФЗ (ст.

31,37) — общественным объединениям, включая общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии [13], Федеральным законом № 135-ФЗ (ст. 15) -благотворительным фондам [3], а также законом РФ № 3085-1 (ч.

4 ст. 32) — потребительским союзам [7], законом № 4462-1 (п.

5 ст. 24) — нотариальным палатам [15]. Закон РФ № 5340-1 (ч. 2 ст. 1, 12) предоставляет право торгово-промышленным палатам в Российской Федерации заниматься приносящей доход деятельностью, при этом системный анализ данного нормативного правового акта свидетельствует, что законодатель имел в виду и право осуществления предпринимательской деятельности [11]. В то же время российским законодательством устанавливаются ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов.

К числу таких нормативных правовых актов, например, относится Федеральный закон № 315- ФЗ (ст. 14, 24), устанавливающий запрет саморегулируемым организациям, а также создаваемым ими ассоциациям (союзам) осуществлять предпринимательскую деятельность, а также учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ [9]. К этой же категории относится Федеральный закон № 63-ФЗ, устанавливающий, с одной стороны, что адвокатская деятельность не является предпринимательской (п.

2 ст. 1), а с другой — запрет адвокатским палатам (п.

10 ст. 29) заниматься предпринимательской деятельностью [12].

К числу адвокатских образований, являющихся юридическими лицами, указанный закон относит коллегии адвокатов (ст.

22), адвокатские бюро (ст. 23) и юридические консультации (ст. 24). Анализ положений п. 18 ст. 22, п. 2 ст. 23 и п. 2 ст. 24, определяющих, что к отношениям, возникающим в связи с деятельностью коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств (которые с 01.09.2014 г.

не включены в число НКО самостоятельных организационно-правовых форм) Федеральным законом «О не- коммерческих организациях», Гражданским кодексом РФ, если эти правила не противоречат положениям Федерального закона № 63-ФЗ, позволяет сделать вывод о непредставлении им права заниматься предпринимательской деятельностью. Российским законодательством могут устанавливаться и иные ограничения предпринимательской деятельности.

Так, Законом 95-ФЗ императивно в ч. 3 ст. 31 для политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений установлен перечень допустимых видов предпринимательской деятельности. Среди них: информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность; изготовление и продажа сувенирной продукции, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции; продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.

Среди них: информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность; изготовление и продажа сувенирной продукции, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции; продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества. Во-вторых, на наш взгляд, требуются не только осмысление, но и более точная регламентация положения п.

4 ст. 30 ГК РФ, определяющего, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Отсутствие в Гражданском кодексе РФ дефиниции «приносящая доход деятельность», а также четкого определения критериев понятия «осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности для достижения целей, ради которых они созданы», на наш взгляд, приводит к возможности расширительного их толкования не только представителями некоммерческих организаций, но и некоторых судов, решения которых, как отмечают многие исследователи, становятся нетрадиционным источником права [17, с. 84]. Так, в июле и октябре 2016 г. территориальным органом Минюста России были вынесены два предупреждения некоммерческой организации Ассоциация «Хоккейный клуб «Адмирал» в связи с неправомерным осуществлением приносящей доход деятельности путем передачи недвижимого имущества (Концертно-спортивного комплекса «Фетисов Арена») коммерческим организациям для целей, не связанных с указанными в их уставе целями при создании организации.

В частности, данная организация в соответствии с п. 2.1 устава была создана в целях содействия ее членам в формировании и подготовке хоккейных команд в проведении и участии в различных хоккейных соревнованиях, турнирах, а также в целях популяризации хоккея как вида спорта посредством осуществления профессиональной спортивной деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности, а также развития физической культуры среди всего населения и популяризации спортивного образа жизни. Однако фактически данная организация, как было установлено в ходе плановой проверки представителями территориального органа юстиции, заключала договоры на проведение в переданном ей (как социально-ориентированной некоммерческой организации) комплексе концертов Земфиры, Стаса Михайлова, группы «ДДТ», а также для проведения 23-й международной строительной выставки «ГОРОД».

Арбитражный суд Приморского края решением от 25 апреля 2017 г. удовлетворил исковое заявление ассоциации и отменил вынесенные территориальным органом юстиции предупреждения на том основании, что исходя из пп.

2.3.5, 2.3.10 устава следует, что одними из направлений деятельности заявителя являются не только приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав, но также организация и проведение культурных, спортивных мероприятий в соответствии с уставными целями.

На наш взгляд, не только указанный суд, но впоследствии и апелляционный суд не учли, что проведение культурных мероприятий ассоциацией из смысла гражданского законодательства и закона «О некоммерческих организациях» в данном конкретном случае должны были быть связаны с реализацией вышеуказанных в уставе целей — на развитие и популяризацию физической культуры и спорта, а не с тем, что на эти цели были израсходованы поступившие от концертной деятельности доходы [16].
На наш взгляд, не только указанный суд, но впоследствии и апелляционный суд не учли, что проведение культурных мероприятий ассоциацией из смысла гражданского законодательства и закона «О некоммерческих организациях» в данном конкретном случае должны были быть связаны с реализацией вышеуказанных в уставе целей — на развитие и популяризацию физической культуры и спорта, а не с тем, что на эти цели были израсходованы поступившие от концертной деятельности доходы [16].

При таком подходе по аналогии, как справедливо отмечает Г.Д. Отнюкова, можно обосновать правомерность любого вида предпринимательской деятельности, доходы от которого будут использованы той или иной некоммерческой организацией на свои уставные цели. Например, спортивное общество в своем уставе может указать, что оно занимается такими видами предпринимательской деятельности, как производство и реализация спортивного инвентаря, а также закупка и торговля табачными изделиями и алкогольными напитками, используя полученные доходы на свои уставные цели [18, с.

220]. Указанная судебная практика, на наш взгляд, не способствует реализации одного из важных принципов гражданского и предпринимательского права — законности деятельности некоммерческих организаций, выполняющих в первую очередь социальные задачи. Таким образом, представляется необходимым уточнение в гражданском законодательстве такого понятия, как приносящая доход деятельность, а также определение критериев допустимости осуществления некоммерческими организациями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии со своими уставными целями.

Одновременно полагали бы целесообразным ускорить приведение вышеуказанных специальных законов в соответствие требованиям ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации в части перечня действующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Это позволит упорядочить деятельность как некоммерческих организаций, так и контролирующих органов, поставит заслон на пути недобросовестных хозяйствующих субъектов. 1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

Часть первая: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018, с изм. и доп., вступ.

в силу с 03.06.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5142/ 2.

Никитина Е.Е., Оболонкова Е.В. Реформа законодательства о некоммерческих организациях: проблемы и перспективы // Журнал российского права.

2018. № 2 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» . URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/ online.cgi?req=doc&ts=163852665807711128821268199&cacheid=2C628DF7AF995D240B E42C3C2440BEE6&mode=splus&base=CJI&n=110765&rnd=D52F082C2670032A9E5600 A81BA3F655#05319020794273461 3.

О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве): федер. закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред.от 05.02.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс».

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ 4. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федер.

закон от 05.05.2014 № 99 (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] //СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162608/ 5.

О некоммерческих организациях: федер.

закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 27.06.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8824/ iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 6. О политических партиях: федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред.

от 05.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_32459/ 7. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 (ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_608/ 8. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер. закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред.

от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8840/ 9.

О саморегулируемых организациях: федер.

закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ (в ред.

от 03.07.2016 г. с изм.и доп. , вступ. в силу с 01.10.2016 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/ 10. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
от 05.02.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ 11. О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации: закон РФ от 7 июля 1993 г.

№ 5340-I (ред. от 30.12.2015) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс].

URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2269/ 12. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред.

29.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/ 13.

Об общественных объединениях: федер. закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред.

от 20.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_6693/ 14.

Об утверждении Правил предоставления права учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.09.2011 № 787, от 26.06.2018 № 729): постановление Правительства РФ от 24.02.2010 № 82 (ред.

от 26.06.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» URL: http://base.garant.ru/12173501/ 15. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв.

ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 (ред.

от 23.05.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/ 16. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2017 г. по делу № А51-26328/2016. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ.

Арбитражные суды. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/wfRpAxG2nugZ/ 17. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.В. Губин, П.Г. Лахно; 2-е изд., перераб.

и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 1008 с. 18. Российское предпринимательское право: учебник / Л.В.

Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М. : Проспект, 2014.

808 с. 19. Сайт ФНС России. Статистика по государственной регистрации ЮЛ и ИП в целом по Российской Федерации. Отчеты о работе по государственной регистрации юридических лиц в 2009-2018 гг. [Электронный ресурс] // URL: http://www.nalog.ru/rn77/ related_activities/statistics_and_analytics/regstats/ 20.

Сойфер Т.В. Некоммерческие организации: проблемы гражданской правосубъектности // Журнал российского права. 2018. № 1 [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс» .

URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=l0846447550 5623928445232759&cacheid=7CB66CBCEE006EAD82A32BE58208873F&mode=splus&b ase=CJI&n=ll0076&rnd=D52F082C2670032A9E5600A8lBA3F655#00l7898034728260847 Транслитерация 1. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii.

Chast’ pervaya: federal’nyi zakon ot 30.11.1994 № 51-FZ (red.

ot 23.05.2018, s izm. i dop. , vstup.

v silu s 03.06.2018) // SPS «Konsul’tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5l42/ 2.

Nikitina E.E., Obolonkova E.V.

Рекомендуем прочесть:  Пошаговое открытие ооо в 2021 году

Reforma zakonodatel’stva o nekommercheskikh organizatsiyakh: problemy i perspektivy, Zhurnal rossiiskogo prava, 2018, No 2. // SPS «Konsul’tantPlyus». URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=l638526 658077lll2882l268l99&cacheid=2C628DF7AF995D240BE42C3C2440BEE6&mode=splus &base=CJI&n=ll0765&rnd=D52F082C2670032A9E5600A8lBA3F655#053l902079427346l 3. O blagotvoritel’noi deyatel’nosti i dobrovol’chestve (volonterstve): federal’nyi zakon ot 11.08.1995 № 135-FZ (red.ot 05.02.2018) // SPS «Konsul’tantPlyus».

URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ 4.

O vnesenii izmenenii v glavu 4 chasti pervoi Grazhdanskogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i o priznanii utrativshimi silu otdel’nykh polozhenii zakonodatel’nykh aktov Rossiiskoi Federatsii: federal’nyi zakon ot 05.05.2014 № 99 (red. ot 03.07.2016) //SPS «Konsul’tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l62608/ 5.

O nekommercheskikh organizatsiyakh: federal’nyi zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ (red. ot 27.06.2018) // SPS «Konsul’tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8824/ 6.

O politicheskikh partiyakh: federal’nyi zakon ot 11.07.2001 № 95-FZ (red. ot 05.12.2017) // SPS «Konsul’tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/ 7.

O potrebitel’skoi kooperatsii (potrebitel’skikh obshchestvakh, ikh soyuzakh) v Rossiiskoi Federatsii: zakon RF ot 19.06.1992 N 3085-1 (red.

ot 02.07.2013) // SPS «Konsul’tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_608/ 8.

O professional’nykh soyuzakh, ikh pravakh i garantiyakh deyatel’nosti: federal’nyi zakon ot 12.01.1996 № 10-FZ (red. ot 03.07.2016) // SPS «Konsul’tantPlyus». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8840/ 9.

O samoreguliruemykh organizatsiyakh: federal’nyi zakon ot 01.12.2007 g. № 315-FZ (v red. ot 03.07.2016 g. s izm.i dop. , vstup. v silu s 01.10.2016 g.) // SPS «Konsul’tantPlyus».

UIRL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/ 10. O svobode sovesti i o religioznykh ob»edineniyakh: federal’nyi zakon ot 26.09.1997 № 125 -FZ (red.

ot 05.02.2018) // SPS «Konsul’tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_16218/ 11.

O torgovo-promyshlennykh palatakh v Rossiiskoi Federatsii: zakon RF ot 7 iyulya 1993 g.

№ 5340-I (red. ot 30.12.2015) // SPS «Garant». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_2269/ 12. Ob advokatskoi deyatel’nosti i advokature v Rossiiskoi Federatsii: federal’nyi zakon ot 31.05.2002 № 63-FZ (red.

29.07.2017) // SPS «Konsul’tantPlyus». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_36945/ 13. Ob obshchestvennykh ob»edineniyakh: federal’nyi zakon ot 19.05.1995 № 82-FZ (red.

ot 20.12.2017) // SPS «Konsul’tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_6693/ iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 14. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya prava uchrezhdeniya chastnoi okhrannoi organizatsii yuridicheskim litsom, osushchestvlyayushchim inuyu deyatel’nost’, krome okhrannoi (v red.

Postanovlenii Pravitel’stva RF ot 27.09.2011 № 787, ot 26.06.2018 № 729): postanovlenie Pravitel’stva RF ot 24.02.2010 № 82 (red. ot 26.06.2018) // SPS «Garant». URL: http://base. garant.ru/12173501/ 15.

Osnovy zakonodatel’stva Rossiiskoi Federatsii o notariate : utv. VS RF 11.02.1993 № 4462-1 (red. ot 23.05.2018) // SPS «Konsul’tantPlyus».

URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1581/ 16.

Postanovlenie Pyatogo arbitrazhnogo apellyatsionnogo suda ot 11 iyulya 2017 g.

po delu № A51-26328/2016. // Sudebnye i normativnye akty RF. Arbitrazhnye sudy. URL: http:// sudact.ru/arbitral/doc/wfRpAxG2nugZ/ 17. Predprinimatel’skoe pravo Rossiiskoi Federatsii: uchebnik / otv.red.

E.V. Gubin, P.G. Lakhno; 2-e izd., pererab. i dop. M. : Norma : INFRA-M, 2012.

1008 s. 18. Rossiiskoe predprinimatel’skoe pravo: uchebnik / L.V.

Andreeva, T.A. Andronova, N.G. Apresova i dr. ; otv. red. I.V.

Ershova, G.D. Otnyukova. M. : Prospekt, 2014. 808 s. 19. Sait FNS Rossii. Statistika po gosudarstvennoi registratsii YuL i IP v tselom po Rossiiskoi Federatsii. Otchety o rabote po gosudarstvennoi registratsii yuridicheskikh lits v 2009-2018 gg.

URL: http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/ 20. Soifer T.V. Nekommercheskie organizatsii: problemy grazhdanskoi pravosub»ektnosti, Zhurnal rossiiskogo prava, 2018, No 1 // SPS «Konsul’tantPlyus».

URL: https://online. consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=108464475505623928445232759&cacheid=7 CB66CBCEE006EAD82A32BE58208873F&mode=splus&base=CJI&n=110076&rnd=D5 2F082C2670032A9E5600A81BA3F655#0017898034728260847 © И.Н.

Баранник, 2018 Для цитирования: Баранник И.Н. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: правовое регулирование и некоторые проблемы контроля // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

2018. Т. 10. № 3. С. 37-47. For citation: Barannik I.N. Business activity of non-profit organizations: legal regulation and some control problems, Тhe Territory of New Opportunities.

The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2018, Vol. 10, No 3, pp. 37-47. DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-3/037-047 Дата поступления: 24.08.2018

Могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью

Содержание: Некоммерческие организации (НКО) приобрели важное место в общественной, политической и даже экономической жизни любой цивилизованной страны. Эти организации существуют в большинстве своем на добровольные взносы, пожертвования и помогают гражданам страны реализовать права в области здравоохранения, образования, спорта, экологии и развития человеческого капитала.

Однако не всегда НКО могут работать только за счет благотворительных взносов. Иногда им приходится участвовать в коммерческой деятельности, чтобы иметь финансы и прочие активы для выполнения тех задач, которые указаны в уставных документах.

Вправе ли НКО участвовать в коммерческом обороте, осуществлять предпринимательскую деятельность, и насколько далеко расширены их права в этом направлении, будет рассказано в этой публикации. Законодательство об НКО Чтобы ответить на вопрос, могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью, следует четко понимать, что на самом деле представляют собой НКО и каковы их цель и задачи.

Федеральный закон № 7, а также гл.

24 ГК РФ дают лишь общее понятие о том, что такое некоммерческая организация, ограничиваясь лишь определением (и толкованием в других подзаконных актах), что это организация, имеющая статус юридического лица, целями которого является достижение общественных, политических, культурных, образовательных, религиозных задач.

Т. е. фактически сфера деятельности их ничем не ограничена. Это могут быть и общественные фонды, и политически партии, и образовательные просветительские учреждения, профсоюзы и казачьи ассоциации, и даже садоводческие товарищества и ТСЖ (товарищества собственников жилья). Обратите внимание! Главное, на что следует обратить здесь внимание, что такие общества ничем не ограничены в выборе поля своей деятельности, однако имеется закрытый перечень юридических правовых форм, которыми они могут обладать как юрлицо.

В частности, такими формами могут быть только:

  1. общественные фонды, эту форму обычно имеют различные благотворительные, просветительские и культурные организации, имеющие строго ограниченный сектор деятельности и работающие исключительно на пожертвованиях;
  2. автономная некоммерческая организация, имеющая вид, например, общественного или спортивного клуба, управляющей жилищной компанией;
  3. некоммерческое партнерство, например, союз предпринимателей или профсоюзная организация на предприятии;
  4. общественные и религиозные организации (объединения). Сюда могут входить, как политические, так и культурные, религиозные организации;
  5. потребительские кооперативы и товарищества.

Основное отличие НКО, как юридического лица, от других типов организаций, в том числе коммерческого сектора, состоит в том, что:

  1. в-третьих, кроме управляющих органов, имеют общественные наблюдательные советы, где решения принимаются не единолично генеральным директором, а путем закрепленных законом форм публичного совещания или методов прямого волеизъявления всех участников, например, голосования за те или иные решения;
  2. в-четвертых, НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью, но исключительно для того, чтобы финансировать цели, проекты, закрепленные в Уставе организации. Если это условие будет нарушено, то судебный орган может принять решение о закрытии НКО или о запрещении ее деятельности.
  3. во-вторых, основными или уставными целями НКО является решение задач в области культуры, науки, образования, благотворительности, защиты конституционных и гражданских прав тех или иных социальных групп и прочих сферах человеческой деятельности нематериального характера.

    Т. е. в отличие от других у НКО не стоят на первом месте цели получения прибыли и увеличения материального благосостояния учредителей и членов НКО;

  4. во-первых, регистрация некоммерческой организации в отличие от прочих юрлиц происходит в Министерстве Юстиции РФ, а не в ФНС. Кроме этого, вся отчетность, включая и финансовую, налоговую также направляется непосредственно в территориальные подразделения Минюста;

Общий порядок, по которому может осуществляться предпринимательство НКО, установлен как в ГК РФ, так и в 275-ФЗ.

В нем определены вид и форма финансирования НКО. В частности, это могут быть:

  1. пособие, налоговые льготы, целевой кредит или бюджетная субсидия со стороны государственных или муниципальных органов власти;
  2. доходы, получаемые НКО от принадлежащего ей имущества, ценных бумаг (дивиденды по облигациям, акциям государственных предприятий, компаний), использование прочих материальных активов, не противоречащих нормам организации, которые содержаться в ее Уставе;
  3. членские взносы участников и учредителей НКО.
  4. прямые пожертвования, как от частных, так и юридических лиц;

Согласно существующему законодательству, предпринимательская деятельность некоммерческих организаций имеет довольно серьезное ограничение. Оно выражается в том, что НКО не могут напрямую участвовать в коммерческой хозяйственной деятельности как обычный бизнес.

Т. е. НКО могут либо входить, как один из учредителей компании, либо получать дивиденды от принадлежащей им доли в капитале. Наглядный и часто встречающийся пример — НКО получило в качестве пожертвования пакет акций Сбербанка.

Естественно, что дивиденды, получаемые по этим акциям, будут считаться законным доходом НКО. Финансирование Таким образом, доход от коммерческой деятельности НКО должен иметь вид общественно значимой деятельности.

Так, законом определено, что НКО, как коммерческий или социальный бизнес, могут участвовать в предприятиях, компаниях, которые:

  1. помогают участникам общества получать материальные блага по сниженным ценам или получать кредиты по льготным ставкам. Этим, например, занимаются потребительские кооперативы или кредитные товарищества. Во многом это касается и таких форм НКО, как ТСЖ, благодаря деятельности которых жильцы дома получают конкретные материальные блага. Коммунальное обслуживание производится по более низким ценам и тарифам. Для финансирования этих целей ТСЖ может сдавать в аренду придомовую территорию, помещения подвалов или получать доходы от рекламы, размещаемой на фасаде дома;
  2. защита прав граждан в области получения доступа к качественным услугам. Например, общества защиты прав потребителей помогают гражданам бороться с некачественными товарами, отстаивать права в суде, возмещать потери и компенсировать расходы за некачественные товары и услуги. Для финансирования такой деятельности подобное НКО может участвовать в бизнесе по ремонту бытовой техники или страхования убытков от некачественных услуг, например, страхование туристических путевок.
  3. получение гражданами доступа к тем видам услуг, которые им недоступны. Например, образовательные благотворительные фонды дают возможность талантливым детям учиться в престижных вузах мира. Для этого, например, фондом устраиваются платные концерты, выставки, презентации книг авторов и прочие платные мероприятия;

Обратите внимание! Как большинство организаций, НКО имеет в своей собственности (право владения и распоряжения) какую-либо недвижимость: здания, земельные участки, транспорт. Законом не запрещено использование этих материальных активов для получения дохода.

Однако следует понимать, что прямое осуществление деятельности в коммерческом бизнесе для НКО запрещено. Устав является основным документом, определяющим цели и способ существования НКО.

Несмотря на то что, уставные цели прямо не предусматривают занятие какой-либо коммерческой деятельностью, однако в уставе любой некоммерческой организации всегда можно найти параграф или ссылку, дающие на это разрешение, но при соблюдении двух важных условий. Цели

  1. Второе условие связано с тем, что коммерческая деятельность является вспомогательной сферой активности НКО и служит только как дополнительный инструмент для достижения поставленных целей.
  2. Первое условие связано с тем, что формы и методы коммерческой деятельности не должны противоречить моральным, этическим и юридическим принципам, обозначенных НКО в своем Уставе. Например, спортивная общественная организация не может финансировать свою деятельность за счет рекламы и продажи спиртных напитков, пива даже на своих публичных спортивных мероприятиях.

НКО, как юридическое лицо, имеет те же права и обязанности по оплате обязательных платежей, в том числе и налогов, что и другие субъекты гражданского права. Однако есть и тут своя специфика.

Некоммерческая организация обязана оплачивать налоги только в том части и в том объеме, которые непосредственно касаются ведения предпринимательской деятельности. Если, например, благотворительный фонд получает часть финансирования в виде дивидендов от акций, то налог будет удержан в полном объеме, т.

е. 9 %. Налоги НКО То же самое касается других типов налогов, которые связаны с коммерческой деятельностью: налог на прибыль, НДС, транспортный налог, земельный налог и т. п. К сведению! Единственное отличие НКО от других типов организаций в плане налогообложения состоит в том, что многие из них могут получать субсидирование или полное освобождение от налогов в соответствии с принятыми законодательными актами Правительства РФ.

Как правило, такие решения принимаются, либо для группы НКО, занимающихся какой-то общественно-значимой деятельностью, либо используются налоговые льготы и режимы, предусмотренные налоговым законодательством в общем порядке. Коммерческая деятельность НКО это всего лишь средство получить дополнительное финансирование.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+