Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Приказ о завершении специальной оценки условий труда образец 2021

Приказ о завершении специальной оценки условий труда образец 2021

Приказ о завершении специальной оценки условий труда образец 2021

Приказ о завершении СОУТ – что нужно знать работодателю и компании-подрядчику при оформлении документа и его образец

Приказ о завершении СОУТ – основополагающий и завершающий документ проверки. Правильное его заполнение – гарант отсутствия проблем с различными организациями, ввиду недостоверности или искаженности указанных сведений.О том, как правильно заполнить приказ, какую информацию в него внести и о прилагаемых документах – в сегодняшней статье.Содержание

Что такое специальная оценка условий труда?Специальная оценка условий труда, или, как ее сокращенно еще называют СОУТ – мероприятие, направленное на изучение условий работы трудящихся.Основными задачами СОУТ является:

  • Выполнение необходимых замеров и расчетов для формирования выводов о принадлежности места к определенной категории опасности;
  • Проведение изучения рабочих мест сотрудников в плане безопасности для жизни и здоровья;
  • Создание специального отчетного документа, характеризующего все рабочие места с точки зрения опасности;
  • Вынесение соответствующего решения о необходимости изменений и оплаты для сотрудников.

Таким образом, СОУТ предназначена для оценки безопасности рабочего места сотрудников. Все без исключения работодатели, в том числе и индивидуальные предприниматели, обязаны проводить данную оценку с установленной законом периодичностью.Кроме того, оценка может проводиться и внепланово в следующих обстоятельствах:

  1. переезд производства в другое здание и так далее.
  2. смена оборудования, сырья или другого значимого элемента рабочего места;
  3. возникновение профессионального заболевания у одного и более сотрудников;
  4. несчастный случай на производстве;

Если в процессе работы не было выявлено проблем, а в течение 5 лет на предприятии не произошло травм и происшествий, а также не выявлено профессиональных заболеваний, то критерии оценки автоматически продлятся на 5 лет.В случае же, если нормы труда установлены неправильно или же на рабочем месте имеется угроза для работника, то составляется специализированный документ, четко перечисляющий все необходимые действия, которые руководителю компании или некоторых отделов следует предпринять.Через некоторое время после проведения улучшения условий труда проводится повторная СОУТ, о результатах которой также составляется документ.Если же ввиду некоторых обстоятельств улучшение условий невозможно, то сотрудникам предоставляются дополнительные денежные компенсации и увеличенный в качестве компенсации за неблагоприятные условия труда.

Для проведения собирается комиссия.Проводиться СОУТ может как по решению руководства, так и по настоянию профсоюзных членов. Для того, чтобы начать оценку , начальнику следует издать приказ, в котором указать необходимость оценки тех или иных объектов, сроки проведения проверки, а также лиц, ответственных за проверку.Комиссия для проведения проверки может создаваться из любых сотрудников компании.

Однако в обязательном порядке в нее входят руководитель организации, специалист по охране труда, а также сотрудник одной из компании-субподрядчика.Компания-подрядчик должна отвечать определенным требованиям и нормам, в частности состоять не менее, чем из 5 квалифицированных сотрудников, один из которых должен иметь высшее профильное образование.Помимо этого, компания имеет право привлекать других необходимых сотрудников (лабораторных испытателей и так далее) для оценки условий труда. Производится это по договору субподряда.После проведения всех проверок и испытаний выносится решение об условиях труда. Также дополнительно создается документ, в котором указываются все необходимые действия по улучшению условий работы сотрудников.В конечном итоге, приказом руководителя, проверка считается оконченной.

Создается такой приказ по специальным правилам, с указанием всей необходимой информации.Указываются итоги СОУТ. является последним и главным документом проверки.

Основное его назначение – своеобразное подведение итогов.В приказе перечисляются:

  • Проведенные мероприятия;
  • Результаты мероприятий;
  • Необходимые меры, которые следует принять руководству или другим сотрудникам компании (с указанием фамилий) и так далее.
  • Сроки проверки;
  • Члены комиссии, участвующие в оценке;

Кроме того, именно приказ заявляет о том, что проверка признана оконченной и проведенной в соответствии со всеми требованиями законодательства.Дополнительно к приказу прилагаются документы о выявленных опасных зонах, рекомендациями по устранению опасности для жизни и здоровья персонала, а также другие значимые бумаги, если подобная необходимость имеется.Приказ подписывается всеми членами комиссии, сотрудниками, которым предписано внести изменения (руководителями отделов), а также заверяется печатью организации.Из этого видео вы узнаете о методиках проведения СОУТ.Читайте также:

Изменения в СОУТ! Новшества 2021 Года!

Страницы:ВыбратьГлавная Лента Чат Автор Услуги РискПроф Обучение СОУТ Игры Мероприятия Поиск Рубрики:ВыбратьОХРАНА ТРУДА ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОЧС ГИГИЕНА ТРУДА МЕРОПРИЯТИЯ ВОПРОС/ОТВЕТ ЛИКБЕЗ ТК X ВИДЕО ФАЙЛЫ НОВОСТИ НПА Путь: / Антон Хабиров 23.08.2021 Приветствую, друзья! В этой заметке поговорим про изменения СОУТ в 2021 году.

Для начала напомним, что с 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 451-ФЗ, которым внесено 12 изменений в Федеральный закон от 28.12.2013 г.

№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (если вы знакомы с ними, то листайте вниз до августовских изменений). Работодателю предоставлено право требовать от организации, проводящей СОУТ, подтверждения внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС. При этом на работодателя дополнительно возложена обязанность по рассмотрению замечаний и возражений работников относительно результатов СОУТ и принятию решения о проведении в случае необходимости внеплановой СОУТ.

В свою очередь, работники наделены правом представлять в письменном виде замечания и возражения относительно результатов СОУТ, проведённой на их рабочих местах.
Замечания и возражения могут направляться:

  1. Организации, проводящей СОУТ.
  2. Работодателю.
  3. В выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

1. Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ по проведению СОУТ, но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении СОУТ обязана: 1) передать во ФГИС ряд сведений в отношении работодателя, среди которых:

  1. полное наименование работодателя;
  2. код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП) работодателя;
  3. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) работодателя;

2) получить идентификационный номер, который присваивается ФГИС в автоматическом режиме; 3) сообщить идентификационный номер работодателю до начала проведения СОУТ.

2. Организация, проводящая СОУТ, должна применять утверждённые и аттестованные методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, и соответствующие им средства измерений утверждённого типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

2. Организация, проводящая СОУТ, должна применять утверждённые и аттестованные методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, и соответствующие им средства измерений утверждённого типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Дополнительно Законом определено, что методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней ВОПФ во всех диапазонах, установленных Методикой проведения СОУТ. 3. Организация, допущенная к деятельности по проведению СОУТ, обязана передавать в Минтруд России ряд сведений, в числе которых: 1) информация об исключённых из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 Закона N 426-ФЗ, — в случае сокращения области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации.

Указанные требования должны соблюдаться по 31 декабря 2021 года включительно. 2) данные об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. Как предусмотрено Законом, сведения должны передаваться в течение 10 рабочих дней со дня наступления вышеуказанных случаев и могут быть предоставлены:

  1. в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

При этом также должны направляться копии подтверждающих документов.

Полученные данные должны быть проанализированы Минтрудом России в течение 20 рабочих дней со дня их регистрации. В случае выявления фактов несоблюдения установленных требований деятельность организации, проводящей СОУТ, будет приостановлена до момента представления в Минтруд России копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

Результаты проведения СОУТ можно применять только при условии, если сведения о них внесены во ФГИС в установленном порядке.

При этом результаты проведения СОУТ, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, по-прежнему могут использоваться со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ. По общему правилу СОУТ на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в 5 лет, однако теперь указанный срок должен исчисляться со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС.

При этом в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, срок по-прежнему исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ. При отсутствии возможности образовать комиссию у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые отнесены к микропредприятиям, её полномочия может исполнять:

  1. работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  2. руководитель организации;
  3. другой уполномоченный работодателем работник.

При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально ВОПФ дополнительно должны учитываться:

  1. результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  2. результаты, полученные при осуществлении организованного на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);

Срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда остался прежним — 5 лет, однако теперь он будет исчисляться со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС.

При этом в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, срок по-прежнему будет отсчитываться со дня утверждения отчёта о проведении СОУТ.

В число физических факторов, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению, вместо инфракрасного излучения включено тепловое облучение. Соответственно, испытательные лаборатории (центры) теперь должны проводить исследования (испытания) и измерения интенсивности и экспозиционной дозы теплового облучения.

1. В отчёте о проведении СОУТ (далее — Отчёт) дополнительно необходимо отражать представленные в письменном виде замечания и возражения работников относительно результатов СОУТ, проведённой на их рабочих местах.

2. Отчёт должен содержать идентификационный номер, присвоенный ФГИС в автоматическом режиме. 3. Отчёт должен подписываться всеми членами комиссии по проведению СОУТ и утверждаться председателем комиссии в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ.
3. Отчёт должен подписываться всеми членами комиссии по проведению СОУТ и утверждаться председателем комиссии в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ.

4. При направлении работодателем в адрес организации, проводящей СОУТ, копии утверждённого Отчёта в форме электронного документа он должен подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью. Законом уточнено, что мотивированные предложения выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ могут готовиться на основании замечаний и возражений работников относительно результатов СОУТ, проведённой на их рабочих местах, представленных в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников. 1. Законом предусмотрено, что во ФГИС:

  1. в отношении работодателя среди прочего должен предоставляться код причины постановки на учёт в налоговом органе (КПП);
  2. в отношении работника — индивидуальный номер рабочего места, который при внеплановой и (или) повторной СОУТ должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места.

2.

Сведения в отношении работодателя, рабочего места и организации, проводившей СОУТ, должны передаваться во ФГИС организацией, проводящей СОУТ, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения Отчёта в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Кроме того, в течение 3 рабочих дней со дня внесения во ФГИС указанных сведений организация, проводившая СОУТ, обязана уведомить об этом работодателя любым из предусмотренных способов:

  1. на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  2. в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

3. Законом предусмотрено, что сведения, содержащиеся во ФГИС, могут использоваться налоговыми органами.

Порядок присвоения идентификационного номера СОУТ должен быть определён Минтрудом России. В качестве дополнительных оснований экспертизы качества СОУТ указаны:

  1. заявления, поданные органами исполнительной власти непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ, — орган исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда;
  2. представления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  3. представления территориальных органов Роструда, вынесенные в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору), проведённому на основании заявлений органов исполнительной власти;

Кроме того, установлено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы и результатам её проведения:

  1. являются обязательными для исполнения всеми участниками СОУТ, в том числе сторонами, имеющими разногласия;
  2. подлежат передаче во ФГИС.

Обязанность по передаче результатов проведения экспертизы качества СОУТ возлагается на орган, уполномоченный на проведение экспертизы. В свою очередь, обязанность по передаче результатов рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ и результатам её проведения возлагается на Минтруд России.

21 августа на официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.04.2021 г.

№ 213н «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2021 г.

№ 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» Изменения внесены в два документа: — Приказ Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения СОУТ, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении СОУТ и инструкции по ее заполнению» и — Приказ Минтруда России от 12.08.2014 г.
№ 33н

«Об утверждении Методики проведения СОУТ, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении СОУТ и инструкции по ее заполнению»

и — Приказ Минтруда России от 12.08.2014 г.

№ 549н

«Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»

Изменения вступят в силу совсем скоро — 1 сентября 2021 года. В приказе Минтруда № 213н речь идёт всё о тех же 12-ти нововведениях (январских), которые сейчас разнесли по двум приказам так, чтобы они не вступали в противоречие с обновленной редакцией Январь: Август: Ну вот, теперь противоречия уменьшены на две кучки! На этом всё. Поставить рейтинговую звёздочку на полученную информацию и написать комментарий можно ниже.

Продолжение следует … Будь моим подписчиком!

Подписаться! Будь моим подписчиком! Подписаться!

  1. 22.09.2021

  2. 27.09.2021

  3. 22.09.2021

  4. 22.09.2021

  5. 28.09.2021

Copyright © 2011-2021 Хабиров Антон Рифович 1) блог-инженера.рф носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 Гражданского кодекса РФ 2) На блог-инженера.рф размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.

Автор и соавторы блог-инженера.рф не ручаются и не гарантируют точность, актуальность и полноту представленных документов, консультаций. 3) При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на блог-инженера.рф обязательна (для Интернет-ресурсов индексируемая гиперссылка ‘hyperlink’).

Заметок на сайте: 1,685 | Комментариев: 13,113 Да это же ПСОТ! Приглашаем в Программу совершенствования по охране труда! ПСОТ — это интерактивная образовательная программа по охране труда с производственной практикой в онлайн-формате и рейтингом участников.

  1. 44 недели производственной практики онлайн.
  2. Единый рейтинг участников Программы совершенствования.
  3. 11 образовательных модулей и рейтинговых турниров.
  4. 42 вебинара от ведущих экспертов и организаций.

Смотреть Ждём вас!

× ⇧

Приказ о завершении специальной оценки условий труда

10528 Условия труда в организациях должны соответствовать определенным нормативам.

Для того чтобы оценить насколько они соотносятся с требованиями закона, время от времени на предприятиях проводятся специальные проверки. Толчком как к началу, так и к завершению каждой такой процедуры является отдельный приказ руководителя компании.

  1. Бесплатная загрузка
  2. Проверено экспертом
  3. Бланк и образец
  4. Онлайн просмотр

ФАЙЛЫ По законодательству условия труда на производствах имеют определенный класс опасности, который присваивается рабочему месту в зависимости от того, какие потенциально небезопасные или вредные факторы имеют место на нем быть. Всего существуют четыре класса: первый, самый безопасный, т.е. трудящиеся могут осуществлять свои рабочие обязанности без какого-либо ущерба для здоровья.

Второй – с минимальным отрицательным воздействием на организм, третий – уже достаточно вредный, когда негативное влияние на человека довольно ощутимо.

И наконец, четвертый класс опасности: высокий, когда условия труда характеризуются максимальной степенью угрозы для жизни и здоровья работника.

При третьем-четвертом классах, руководство предприятий должно обеспечивать подчиненных всеми необходимыми средствами защиты, кроме того, некоторым категориям персонала полагается компенсация за вредность, которая выдается либо в виде натуральных продуктов питания (например, молока и молочных изделий), либо же в виде дополнительной денежной надбавки.
При третьем-четвертом классах, руководство предприятий должно обеспечивать подчиненных всеми необходимыми средствами защиты, кроме того, некоторым категориям персонала полагается компенсация за вредность, которая выдается либо в виде натуральных продуктов питания (например, молока и молочных изделий), либо же в виде дополнительной денежной надбавки.

Для того чтобы надлежащим образом провести оценку условий труда первым делом в организации издается соответствующий приказ. Посредством него назначается специальная комиссия, в которую могут входить не только работники компании, но и представители специализированных экспертных служб.

Далее происходит обход производств, осуществляются необходимые измерения, которые сопоставляются с нормами, установленными в законодательстве, и по их результатам выявляются неблагоприятные факторы.

Для окончания оценки условий труда также издается приказ, в котором подводятся итоги прошедшей процедуры, прописываются меры для устранения найденных нарушений и назначаются ответственные лица. Кроме того, все сотрудники предприятия должны быть ознакомлены с итогами деятельности комиссии под роспись.

Следует отметить, что оценка условий труда должна проводиться с определенной периодичностью, но не реже одного раза в пять лет.

Если эта норма будет нарушена, руководство организации, да и само юридическое лицо может быть подвергнуто серьезному административному наказанию. Приказ не имеет стандартного образца, так что представители предприятий могут писать его так, как им вздумается. Правда, отходить от норм деловой документации все же не стоит, то есть структура документа и его содержание должны соответствовать определенным правилам.

Кроме того, если в компании есть свой шаблон документа, который закреплен в ее учетной политике и который руководство рекомендует к применению, пользоваться нужно им. В отношении оформления документа также все отдается на откуп работникам предприятий: то есть бланк может быть написан от руки или набран на компьютере, при этом для него можно взять обыкновенный листок бумаги или же фирменный бланк.

Приказ делается в единственном оригинальном экземпляре, который, по мере надобности может быть размножен.

Самая первая подпись в документе всегда должна принадлежать директору или работнику, временно находящемуся на его месте (поскольку именно от главного лица предприятия всегда издаются подобные распоряжения). Также в бланке должны стоять автографы сотрудников, к которым приказ имеет самое прямое отношение, а также тех, на кого возложен контроль за его исполнением.

При этом в некоторых случаях подписи об ознакомлении с приказом можно собирать в отдельном документе (акте или ведомости). Все издаваемые от имени руководителя компании приказы нужно в обязательном порядке регистрировать.

Для этого необходимо, чтобы в организации был в наличии специальный журнал учета распорядительных актов. Сюда вносится номер и дата приказа, а также по мере надобности его краткое наименование. После того, как приказ будет зарегистрирован, его следует вложить в папку с другими аналогичными бумагами и отдать для сохранения ответственному работнику.

Период хранения должен соответствовать либо нормам, указанными в законодательстве РФ, либо же правилам учетной политики предприятия. При необходимости сделать приказ о завершении специальной оценки условий труда, посмотрите его образец и ознакомьтесь и комментариями к нему.

Они помогут вам сделать требуемый документ правильно и без ошибок.

  • Далее идет основной раздел. Для начала сюда надо внести основание, т.е. ссылку на статью закона или внутренний акт компании, которые имеют к данному распоряжению непосредственное отношение. Тут же следует отметить обоснование – фактический повод для создания приказа.
  • Назначьте ответственных работников за ознакомление персонала с условиями труда, вредными факторами, выдачу средств индивидуальной защиты, за составление доп.соглашений к трудовым договорам с учетом класса опасности, за внедрение доплаты за вредность.
  • Затем переходите к собственно указаниям о завершении оценки условий труда. Включите сюда требование о принятии мер для улучшения рабочих мест и для устранения выявленных нарушений.
  • В заключение не забудьте собрать под документом все нужные автографы.
  • Первая часть приказа вполне стандартна: здесь пишется название организации, номер бланка, место (населенный пункт) и дата (число месяц, год) его формирования.
  • Если считаете нужным, можете дополнить бланк и иными сведениями, которые считаете важными именно в вашей ситуации.

Спецоценка 2021: новые правила

С 01.01.2021 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов.

В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения.

А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью. Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах.

Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы. Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда).

С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать.

Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников. Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме.

Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года.

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали.

Но в нем с 2021 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ. Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ. Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  1. на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  2. сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение!

Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее. Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет.

Этапы ее проведения представлены на схеме: И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н).

Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019). С 2021 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч.

3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  1. в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
  2. в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  1. 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч.

    3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

  2. В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту.

Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н. Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно.

Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда. В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п.

1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ). Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом: О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия: У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ: Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них.

Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры. Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  1. Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ: № пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена 1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») 2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т.

д. 3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ 4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест.

В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п.

5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) 5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н 6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) 7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч.

2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) 8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) 9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) 10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика.

Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) Для работодатея проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  1. Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика.

Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены: Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком.

В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика. За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2021 году по-прежнему будут наказывать по ч.

2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  1. компании — от 60 000 до 80 000 руб.
  2. должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;

Отличия штрафов-2021 от действующих в 2021 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме. Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке.

Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

  1. С 2021 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  2. Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  3. Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  4. С 2021 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.
  5. У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.

Методика проведения СОУТ: пошаговая инструкция для специалиста по охране труда

Статья для специалистов по охране труда, которые еще не проводили спецоценку или не уверены в своих знаниях. Расскажем про изменения с 2021 года, этапы спецоценки и что делать на каждом из них. Поможет избежать ошибок и штрафов Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) включает четыре обязательных этапа.

Нельзя менять последовательность этапов. Каждое новое мероприятие можно начинать только после того, как закончено предыдущее. Иначе нарушите порядок СОУТ. Если нарушить процедуру СОУТ или не провести вовсе, то административный штраф составит ():

  1. от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  2. от 60 000 до 80 000 рублей — для организаций.

Продолжительность этапов разная.

Самый длительный и трудоемкий — подготовительный этап.

Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:

  1. составить список рабочих мест, где меняли технологическое оборудование и сырье. На внеплановую СОУТ таких мест — полгода.
  2. составить список рабочих мест, на которых заканчивается СОУТ в ближайшие полгода. Важно: спецоценку новых рабочих мест в организации нужно провести в течение 12 месяцев;

Шаг 2. Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ.

Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку.

Требования по подбору экспертной организации указаны в Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Процедура выбора исполнителя — экспертной организации практически одинакова для коммерческих и бюджетных организаций:

  1. Специалист по охране труда составляет техническое задание, где в том числе указаны требования к экспертной организации. Как правило, организация-заказчик запрашивает коммерческое предложение в разных экспертных организациях. Такой запрос составляют в виде письма, где указывают количество рабочих мест, прилагают карточку организации. Полученные коммерческие предложения регистрируют в журнале и передают конкурсной комиссии.
  2. Конкурсная комиссия, организованная при контрактно-договорном или юридическом отделе, рассматривает предложения специалиста и выбирает исполнителя, соответствующего по цене.

Обязательно проверьте, что организация-исполнитель входит в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на России: Шаг 3.

После того как вы совместно с конкурсной комиссией выберете экспертную организацию, процессом заключения договора будут заниматься юристы вашей организации.

Вы в этот момент должны подготовить документы:

  1. список контингентов на медосмотр;
  2. приказ о проведении СОУТ и утверждении руководителем организации графика ее проведения;
  3. перечень оборудования, машин, инструментов на рабочих местах.
  4. штатное расписание с указанием, трудятся ли на должностях или профессиях инвалиды;
  5. список работников, получающих гарантии и компенсации;
  6. сведения о СНИЛС сотрудников;
  7. карточку организации с реквизитами для оформления договора;

Подготовка этой информации занимает время. Начните собирать документы заранее, чтобы не затягивать процесс СОУТ. На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ.

Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда. Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры.

Сопровождайте экспертов во время замеров.

Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников.

Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.

Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места. Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.

Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений.

В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя. Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ.

Для этого составьте:

  1. план действий по выполнению мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Например, эксперт может написать в рекомендации: «на рабочем месте № 078А снизить воздействие вредного производственного фактора (тяжесть труда)». Поскольку специалист по охране труда присутствовал во время замеров, он знает, что на этом рабочем месте нужно заменить стул на компьютерное кресло с регулируемой по высоте подставкой и подвижной спинкой. Это снизит нагрузку на позвоночник во время вынужденной позы сидя.
  2. план мероприятий по улучшению условий и охраны труда по результатам СОУТ. В отчете экспертной организации есть перечень рекомендованных мероприятий по отдельным рабочим местам;

Шаг 7. Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться.

Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету. Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.

Шаг 9. Издайте приказ о применении результатов СОУТ после того, как отчет утвердит председатель комиссии по проведению СОУТ. Шаг 10. Отправьте копии отчета в экспертную организацию и подайте декларации в трудовую инспекцию — это важный этап.

Не ошибитесь и не опоздайте. Сроки:

  • После того как вы отправите декларацию СОУТ в ГИТ, а бухгалтерия передаст копию сводной ведомости о проведении СОУТ в ФСС РФ, письменно ознакомьте работников с картами спецоценки, а также разместите сводную ведомость и утвержденный работодателем план мероприятий по улучшению условий труда на своем официальном сайте. Срок для этого — не более 30 дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.
  • Не позже 3 рабочих дней с момента утверждения отчета отправьте отсканированную копию титульного листа почтой с уведомлением, а также по факсу или по электронной почте в организацию, которая провела у вас СОУТ. Если этого не сделать или нарушить сроки, вас оштрафуют до 80 000 рублей по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ.
  • Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки — срок подачи декларации в ГИТ (, утв. Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).

Спецоценка условий труда заканчивается в день, когда утвердили отчет о проведении СОУТ. С 1 января 2021 года вступили в силу глобальные изменения в «О специальной оценке условий труда». Бесплатные вебинары по охране труда Эксперты-практики.

Онлайн-тесты. Сертификаты Контур.Школы Учтите, что теперь:

  • Срок действия декларации СОУТ с 1 января 2021 года отсчитывается не с момента, когда утвержден отчет о проведении СОУТ, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ.
  • Работодатель сможет использовать результаты проведения СОУТ только при условии, что сведения внесены во ФГИС СОУТ. Результаты, где есть сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, можно применять со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Это следует из обновленной части 2 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Следовательно, гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда можно назначать не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ председателем комиссии, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ. Помните, что подтвердить факт размещения сведений о результатах в ФГИС СОУТ — обязанность экспертной организации.
  • Работодатель вправе требовать от организации, которая проводит СОУТ, подтвердить факт, что сведения о результатах размещены в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ). Это следует из дополнений пункта 5 части 1 статьи 4 в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  • Отчет о проведении СОУТ нужно подписать не обычной, а усиленной квалифицированной электронной подписью. Также допускается направлять отчет по почте с уведомлением.

Установлен срок для утверждения отчета о проведении СОУТ — не позднее 30 календарных дней с момента, как отчет получен от экспертной организации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Ранее такого срока не было. Также рекомендуем почитать статью «». Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+