Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Применение оружия без предупреждения в пограничном

Применение оружия без предупреждения в пограничном

Оглавление:

Раздел VII. Полномочия пограничных органов, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в сфере защиты государственной границы

Федеральный закон N 4730-1-ФЗ от 01.04.1993 Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

  • ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;
  • проводят при необходимости пограничные поиски и операции;
  • участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;
  • осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия пограничных органов и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
  • осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;
  • осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
  • осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;
  • обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;
  • проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право:

  • предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения, или может повлечь другое нарушение режима плавания;
  • осуществляют взаимодействие в защите Государственной границы с соответствующими органами, войсками, флотами иностранных государств в порядке, устанавливаемом международными договорами Российской Федерации, в том числе межведомственного характера.
  • осуществлять задержание лиц, совершивших административные правонарушения или преступления в области защиты Государственной границы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;
  • приглашать лиц в подразделения пограничных органов и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима Государственной границы, нарушения пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах;
  • использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, а при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации, воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы, проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, — транспортные средства, принадлежащие предприятиям (независимо от форм собственности), учреждениям, организациям, общественным объединениям, и в необходимых случаях — гражданам, с возмещением владельцам, по их требованию, в установленном законом порядке расходов либо причиненного ущерба.

    Исключение составляют средства связи и транспорт, принадлежащие дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортные средства специального назначения;

  • использование водного и воздушного пространства Российской Федерации, морских, речных портов, аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на российской территории независимо от их принадлежности и предназначения;
  • в необходимых случаях привлекать в установленном Правительством Российской Федерации порядке силы и средства государственных органов для выяснения обстановки в воздушном пространстве и принятия мер по предупреждению или прекращению незаконного пересечения Государственной границы в воздушном пространстве;
  • в пределах установленных настоящим полномочий координируют действия государственных органов, осуществляющих различные виды контроля за поддержанием режимов на Государственной границе, не вмешиваясь в эти действия;
  • при обнаружении подводных объектов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также за их пределами (в случае возникновения угрозы незаконного пересечения этими объектами Государственной границы) в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в военной области принимают меры по прекращению или предупреждению действий обнаруженных объектов;
  • приглашать членов экипажей воздушных судов, незаконно пересекших Государственную границу, после их посадки на территории Российской Федерации в подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации или в иные места для выяснения обстоятельств незаконного пересечения и передачи органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
  • полностью запрещать или ограничивать полеты воздушных судов в отдельных районах воздушного пространства Российской Федерации при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы в воздушном пространстве;
  • передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные пограничными органами при выполнении возложенных на них задач по защите Государственной границы в пределах приграничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства;
  • контролируют пересечение Государственной границы;
  • при возникновении угрозы интересам Российской Федерации на Государственной границе временно с уведомлением органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций ограничивать производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями;
  • применяют боевую технику и оружие в соответствии с настоящим .
  • осуществляют контроль за соблюдением правил пересечения Государственной границы;
  • обеспечение полетов и кораблевождения.
  • организуют непосредственно на Государственной границе взаимодействие своих сил и государственных органов, предприятий (независимо от форм собственности), учреждений, организаций, общественных объединений, участвующих в защите Государственной границы или осуществляющих деятельность, затрагивающую интересы защиты Государственной границы.

    Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности и руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, издают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам соблюдения режимов на Государственной границе, обязательные для исполнения всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации;

  • задерживать иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой настоящего Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении за пределы Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации, и содержать указанных лиц по постановлению суда в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов на время, необходимое для исполнения постановления;
  • возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участках;
  • в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать штраф за незаконный провоз лиц через Государственную границу. (Примечание. Уплата штрафа не освобождает перевозчиков от обязанности возместить фактические расходы на отправку иностранных граждан или лиц без гражданства, доставленных в Российскую Федерацию без установленных для въезда документов, в пункт, где иностранные граждане или лица без гражданства начали свою поездку, или в любое другое место, куда им въезд разрешен, а также от фактических расходов на содержание и выдворение их за пределы территории Российской Федерации.).
  • содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально отведенных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, — в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально отведенных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать указанных лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально отведенные помещения органов внутренних дел;
  • во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов по отношению к российским и иностранным судам, кроме того:
  • вносить в государственные органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дознание или производство по делам о которых отнесено к ведению пограничных органов;
  • осуществляют противолодочную и противоподводно-диверсионную оборону в интересах безопасности Российской Федерации;
  • применять боевую технику и оружие в соответствии с настоящим .
  • осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности пограничных органов в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
  • преследовать и задерживать за пределами территориальных вод Российской Федерации судно, нарушившее международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или в прилежащей зоне Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;
  • запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, предприятий и их объединений, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на пограничные органы, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации, а также получать и использовать дактилоскопическую информацию, содержащуюся в информационных массивах органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение навигационной, метеорологической, гидрографической и иной информации;
  • находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;
  • пресекают полеты и принимают меры к посадке на территории Российской Федерации воздушных судов, незаконно пересекших Государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства Российской Федерации;
  • применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных настоящим ;
  • предложить судну показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях его захода в эти воды;
  • использовать имеющиеся у них средства для опознавания воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации и воздушном пространстве за пределами территориального моря Российской Федерации до границ иностранных государств при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы;
  • временно ограничивать или запрещать движение лиц и транспортных средств, включая маломерные суда (средства) и средства передвижения по льду, а также не допускать граждан на отдельные участки местности, обязывать их остаться там или покинуть эти участки в целях защиты здоровья и жизни людей при проведении пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
  • оказывают содействие воздушным судам, незаконно пересекшим Государственную границу в случаях форс-мажорных обстоятельств или непреднамеренных действий экипажей этих судов, посредством восстановления их ориентировки, вывода на аэродром посадки на территории Российской Федерации или за пределы воздушного пространства Российской Федерации.
  • вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону.

    Пограничные органы ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве лиц, пересекших Государственную границу, в том числе с указанием гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, а также лиц без гражданства, совместно с таможенными органами ведут учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу, включая транзитные, ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве транспортных средств, грузов и товаров, перемещенных через Государственную границу;

  • входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций, кроме имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их при преследовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы. Если вход в жилое помещение осуществлен без согласия проживающих в нем лиц, об этом в течение 24 часов уведомляется прокурор;
  • оказывают содействие друг другу при выполнении возложенных на них обязанностей по защите Государственной границы;
  • осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения.

    Во время осмотра и конвоирования судна работа его радиостанций не допускается. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол.

    К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы;

  • остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованию изменить курс или нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права. По результатам осмотра судна ему может быть разрешено продолжать плавание (пребывание) в водах Российской Федерации с соблюдением установленных правил или предложено покинуть воды Российской Федерации, или оно может быть задержано согласно требованиям настоящего Закона;
  • делать в документах на право пересечения Государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы; продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области иностранных дел;
  • привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах приграничной территории на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы;

Статья 35.

Применение оружия и боевой техники.

Пограничные войска, Войска противовоздушной обороны и силы Военно-Морского Флота, осуществляя охрану Государственной границы, применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив Оружие и боевая техника могут применяться также: против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств, пересекших (пересекающих) Государственную границу в нарушение установленных настоящим Законом правил, в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников; для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по охране Государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения нападения на подразделения и объекты Пограничных войск, Войск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота, в том числе для оказания помощи кораблям (катерам), самолетам и вертолетам при отражении вооруженного нападения на них.

Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы. Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих и других граждан, нападении с использованием боевой техники, воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств, вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц, для освобождения заложников.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью военнослужащих и других граждан, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.

Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.

Порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством Российской Федерации. Военнослужащие других видов Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемые к охране Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 80 г. Москва «Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации»

Правительство Российской Федерации постановляет: 1.

Утвердить прилагаемые Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г.

N 1208

«Об утверждении Порядка применения оружия военными кораблями и летательными аппаратами Федеральной пограничной службы Российской Федерации при охране исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4921); постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 20

«Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.

273); постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г.

N 1028 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1208» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4541). Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации 1.
Путин Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации 1. Настоящие Правила регулируют порядок применения оружия (стрелковое, артиллерийское, стрелково-пушечное, ракетное) и боевой техники (корабли, катера, патрульные суда (далее — пограничные корабли), вертолеты и самолеты (далее — летательные аппараты) при осуществлении защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее — государственная граница) в пределах приграничной территории, охраны внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов, охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации и ее природных ресурсов, охраны континентального шельфа Российской Федерации и его природных ресурсов, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

2. Оружие и боевая техника применяются в соответствии с настоящими Правилами: а) военнослужащими пограничных органов федеральной службы безопасности в составе пограничных нарядов, осмотровых групп, экипажей пограничных кораблей, авиационных подразделений и иных подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности федеральной службы безопасности (далее — сотрудники), при выполнении ими своих служебных обязанностей; б) военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемыми на основании планов взаимодействия и совместных решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти к охране государственной границы, в том числе для участия в пограничных поисках и операциях, а также оказания содействия в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

3. Оружие и боевая техника применяются против лиц, российских и иностранных морских, речных судов, других транспортных средств, нарушивших установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации правила пересечения государственной границы, правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей в территориальном море, во внутренних морских водах, правовые режимы исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации (далее соответственно — нарушители, суда-нарушители). 4. Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

5. В случае предотвращения попыток угона за границу воздушного судна без пассажиров оружие и боевая техника применяются сотрудниками, когда воздушное судно находится на земле в пределах территории аэродрома (аэропорта).

6. При обнаружении иностранных подводных лодок и других подводных транспортных средств, зашедших (пребывающих) в пределы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации не в надводном положении, командир пограничного корабля (летательного аппарата) докладывает об их обнаружении на управляющий командный пункт и действует по его указанию.

6. При обнаружении иностранных подводных лодок и других подводных транспортных средств, зашедших (пребывающих) в пределы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации не в надводном положении, командир пограничного корабля (летательного аппарата) докладывает об их обнаружении на управляющий командный пункт и действует по его указанию.

Командный пункт, управляющий пограничным кораблем (летательным аппаратом), оповещает об обнаружении подводной лодки взаимодействующий командный пункт Военно-Морского Флота. По прибытии в район обнаружения подводной лодки противолодочного корабля (самолета или вертолета) Военно-Морского Флота пограничный корабль (летательный аппарат) устанавливает с ним связь и передает контакт с подводной лодкой.

7. Оружие пограничных кораблей (летательных аппаратов) может применяться при преследовании судов-нарушителей по горячим следам во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации, а также за их пределами до захода этих судов в территориальное море своей страны или третьего государства, если: а) преследующие пограничные корабли (летательные аппараты), другие силы и средства федеральных органов исполнительной власти, оказывающие им содействие в пределах их компетенции, удостоверятся при помощи находящихся в их распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно-нарушитель или одна из его шлюпок (другое плавучее средство), которые действуют совместно и используют преследуемое судно-нарушитель в качестве судна-базы, находятся во внутренних морских водах, в территориальном море или (в зависимости от случая) в исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации; б) преследование судна-нарушителя было начато только после подачи пограничным кораблем (летательным аппаратом) зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну-нарушителю увидеть или услышать этот сигнал, который судно-нарушитель игнорирует, предпринимая попытки скрыться; в) преследование осуществлялось непрерывно с момента его начала до принятия решения о применении оружия.

8. Летательный аппарат, с которого отдается приказ об остановке, до принятия решения о применении оружия по судну-нарушителю, должен сам активно преследовать судно-нарушитель, пока какой-либо пограничный корабль (летательный аппарат), а также другие государственные суда и летательные аппараты, оказывающие содействие в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, вызванные преследующим летательным аппаратом, не прибудут на место для продолжения преследования, если только преследующий летательный аппарат не может сам задержать судно-нарушитель. Право применения оружия при преследовании судна-нарушителя по горячим следам прекращается, когда судно-нарушитель входит в территориальное море своего или третьего государства. 9. При применении оружия и боевой техники сотрудники, командиры пограничных кораблей (летательных аппаратов) обязаны: а) подать нарушителю (судну-нарушителю) принятые в международной практике предупредительные команды (сигналы) об остановке, предоставив возможность их увидеть или услышать для выполнения предъявленного требования; б) предупредить нарушителя (судно-нарушитель) о намерении применить оружие и боевую технику, если не будет выполнено требование об остановке, кроме случаев их применения без предупреждения; в) убедиться, что нарушитель (судно-нарушитель) не выполняет поданных команд (сигналов) и не реагирует на предупреждение о намерении применить оружие и боевую технику; г) принимать меры по недопущению попадания пуль (снарядов) на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения или нападения с территории этого государства на территорию Российской Федерации или пресечения вооруженных провокаций на государственной границе; д) прилагать усилия к уменьшению возможного ущерба и сохранению жизни людей в ходе преследования и задержания нарушителя (судна-нарушителя) и (или) недопущению наступления иных тяжелых последствий (попадание пуль (снарядов, ракет) в третьих (посторонних) лиц, другие суда и летательные аппараты); е) обеспечить предоставление медицинской помощи раненым; ж) незамедлительно докладывать непосредственным командирам (начальникам) о каждом случае и обстоятельствах применения оружия и боевой техники и действиях нарушителя (судна-нарушителя); з) соблюдать требования о мерах безопасности, предусмотренные инструкциями (руководствами, наставлениями и уставами), при применении соответствующих видов оружия и боевой техники.

10. Выбор конкретных видов оружия и боевой техники, способов их применения и правильное управление ими осуществляются: а) в составе пограничного наряда, осмотровой группы, патруля, расчета или подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, а также в местах дислокации либо в иных местах расположения (расквартирования) подразделений пограничных органов — соответствующими командирами (начальниками) или старшими, а также самостоятельно сотрудниками; б) в составе экипажа пограничного корабля (летательного аппарата) — командиром пограничного корабля (летательного аппарата), который несет личную ответственность за применение штатного вооружения. 11. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать предупреждение, за исключением случаев их применения без предупреждения.

Предупреждение о применении оружия и боевой техники осуществляется путем подачи нарушителю (судну-нарушителю) принятых в международной практике предупредительных команд (сигналов) с требованием остановиться с дистанции, позволяющей нарушителю (судну-нарушителю) увидеть или услышать такие команды (сигналы). 12. Если нарушитель (судно-нарушитель) не подчиняется командам (сигналам) и пытается скрыться, сотрудниками, пограничным кораблем (летательным аппаратом) производятся предупредительные выстрелы.

13. Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает: а) в составе пограничного наряда — старший пограничного наряда либо самостоятельно сотрудники в зависимости от сложившейся обстановки; б) на пограничном корабле (на борту летательного аппарата) -командир пограничного корабля (летательного аппарата); в) на патрульном судне — командир осмотровой группы; г) при нахождении на судне-нарушителе сотрудника, пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, — старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, либо сотрудник самостоятельно в зависимости от сложившейся обстановки.

14. При производстве предупредительных выстрелов пограничный наряд, осмотровая группа, экипаж пограничного корабля (летательного аппарата), сотрудники должны принять меры по обеспечению собственной безопасности на случай открытия ответного огня. 15. Перед применением оружия на поражение, за исключением случаев его применения без предупреждения, в зависимости от складывающейся обстановки предупредительные выстрелы могут производиться из стрелкового, артиллерийского, стрелково-пушечного или ракетного оружия.

15. Перед применением оружия на поражение, за исключением случаев его применения без предупреждения, в зависимости от складывающейся обстановки предупредительные выстрелы могут производиться из стрелкового, артиллерийского, стрелково-пушечного или ракетного оружия. 16. Сотрудниками при выполнении своих служебных обязанностей в составе пограничных нарядов, осмотровых групп и иных подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, предупредительные выстрелы из стрелкового оружия производятся вверх, после окрика нарушителю «Стой, стрелять буду!». 17. Экипажами пограничных кораблей при производстве предупредительных выстрелов из артиллерийского или стрелкового оружия выполняются следующие действия: а) пограничный корабль приводится в боевую готовность N 1 (если этого не было сделано ранее); б) визуально и с помощью технических средств осматривается район, уточняются местонахождение и направление движения всех судов и летательных аппаратов, находящихся в районе; в) по данным технических средств определяются дистанция до судна-нарушителя и элементы его движения; г) стрельба выполняется тремя выстрелами (очередями) только вверх с углом возвышения и в секторах, гарантирующих непопадание в судно-нарушитель, а также в другие суда и летательные аппараты, находящиеся в районе; д) стрельба ведется короткими очередями, одиночными выстрелами из одной артиллерийской установки или короткими очередями из стрелкового оружия; е) подача команд на производство стрельбы и управление артиллерийским оружием осуществляется лично командиром пограничного корабля; ж) в целях обеспечения мер безопасности выставляются (назначаются) контролеры, команды и действия личного состава пограничного корабля регистрируются средствами объективного контроля, а там, где они не предусмотрены, — записываются наблюдателями групп записи, при этом запись наблюдателя ведется с момента объявления боевой тревоги и до получения командиром пограничного корабля доклада об осмотре каналов стволов артиллерийских установок, бланки групп записи сохраняются на пограничном корабле в течение года как отчетный документ; з) запись в вахтенном (навигационно-вахтенном) журнале пограничного корабля о чистоте каналов стволов и расходе боеприпасов производится лично командиром корабля.

18. Применение стрелкового оружия для производства предупредительных выстрелов пограничными кораблями допускается только в крайних случаях, когда применение артиллерийского оружия затруднено или невозможно. 19. При производстве пограничными кораблями предупредительных выстрелов из стрелкового оружия: а) стрельба производится в направлении, обеспечивающем визуальное (зрительное) наблюдение такой стрельбы с останавливаемого судна-нарушителя; б) огонь ведется трассирующими пулями, очередями; в) стрельба выполняется сотрудником, назначенным командиром пограничного корабля.

20. При производстве предупредительных выстрелов из штатного вооружения (стрелкового, стрелково-пушечного, ракетного) экипажами летательных аппаратов: а) с помощью бортовых технических средств и визуально уточняются местоположение всех объектов в районе и направление их перемещения, определяются дистанция до судна-нарушителя и элементы его движения; б) стрельба производится в секторе, обеспечивающем безопасность всех объектов, находящихся в этом районе, с гарантированным непопаданием в судно-нарушитель и ведется на малой или предельно малой высоте; в) предупредительные выстрелы (очереди, пуски) выполняются в двух заходах лично командиром экипажа летательного аппарата или по его команде одним из членов летного экипажа либо личным составом пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, находящегося на борту летательного аппарата; г) использование предусмотренного для этого вида летательного аппарата штатного вооружения осуществляется при визуальном контроле экипажа или включенных средствах объективного контроля. 21. О производстве предупредительных выстрелов и действиях нарушителя (судна-нарушителя) старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, командир пограничного корабля (летательного аппарата), сотрудники незамедлительно докладывают непосредственному начальнику, за исключением ситуаций, когда такой возможности не имеется, в том числе и в связи с выходом из строя технических средств связи.

22. Если после производства предупредительных выстрелов нарушитель (судно-нарушитель) продолжает не подчиняться командам (сигналам) и предпринимает попытки скрыться или оказывает сопротивление, оружие применяется на поражение. 23. Решение о применении оружия на поражение принимается: а) в составе пограничного наряда — старшим пограничного наряда, его непосредственным начальником, которому подчинен пограничный наряд; б) в составе осмотровой группы — командиром осмотровой группы. 24. Решение о применении оружия на поражение пограничными кораблями (летательными аппаратами, в том числе летательными аппаратами, базирующимися на пограничных кораблях) принимается начальником пограничного органа или лицом, исполняющим его обязанности.

25. Самостоятельно принимают решение о применении оружия и боевой техники сотрудники, командир пограничного корабля (летательного аппарата) для необходимой обороны или в условиях крайней необходимости, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для их жизни и здоровья, жизни и здоровья других граждан, опасность повреждения или уничтожения для пограничных кораблей (летательных аппаратов), других судов, летательных аппаратов и может повлечь иные тяжкие последствия (дорожно-транспортные происшествия, катастрофы, диверсии и другие общественные бедствия), а также при отсутствии связи с соответствующим начальником (командиром) и в случаях применения оружия без предупреждения. 26. Приказ о применении оружия на поражение пограничным кораблем (летательным аппаратом) должен быть доведен до командира пограничного корабля (летательного аппарата) в установленном порядке.

27. Начальник пограничного органа или лицо, исполняющее его обязанности, принимает решение о применении сотрудниками оружия и боевой техники по захваченному на земле и предполагаемому к угону воздушному судну после получения информации об отсутствии на его борту пассажиров, поступившей от эксплуатанта воздушного судна и (или) диспетчерской службы аэропортов (аэродромов), обеспечивающей посадку и вылет. 28. Применение оружия на поражение прекращается при выполнении нарушителем (судном-нарушителем) требований об остановке, о следовании в указанном направлении или по указанному курсу и прекращении сопротивления. 29. Обо всех случаях применения оружия и боевой техники сотрудниками, пограничными кораблями (летательными аппаратами), повлекших гибель нарушителей либо иные тяжкие последствия (общественные бедствия и другое), уполномоченные должностные лица пограничных органов незамедлительно в установленном порядке докладывают руководителю федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и информируют соответствующего прокурора.

30. О каждом случае производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники против нарушителей, являющихся гражданами иностранных государств (против иностранных судов-нарушителей), уполномоченные должностные лица Федеральной службы безопасности Российской Федерации незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают в Министерство иностранных дел Российской Федерации и информируют соответствующего прокурора.

Постановление Правительства РФ от 19 августа 1994 г. N 977 «О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве» (документ утратил силу)

Постановление Правительства РФ от 19 августа 1994 г.

N 977

«О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве»

Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 201 настоящий документ признан утратившим силу с 5 марта 2020 г.

См. применения оружия и боевой техники при охране государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, утвержденные Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 80 В соответствии со Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Воздушные суда, пересекшие (пересекающие) Государственную границу Российской Федерации с нарушением установленных правил, признаются нарушителями Государственной границы (далее — суда-нарушители), и в отношении этих воздушных судов Войска противовоздушной обороны и другие привлекаемые для охраны Государственной границы в воздушном пространстве виды Вооруженных Сил принимают меры по опознаванию и установлению связи с экипажами воздушных судов-нарушителей для передачи им указаний на дальнейшие действия.

При отсутствии радиосвязи с воздушным судном-нарушителем экипажи поднятых истребителей, других самолетов и вертолетов (далее — истребители) принимают меры по установлению с ним визуальной связи.

В этих целях экипажу судна-нарушителя истребителями подаются соответствующие сигналы с дистанции, позволяющей их увидеть. 2. В случае, когда пересечение Государственной границы Российской Федерации воздушным судном-нарушителем произошло в силу непреднамеренных действий его экипажа или в силу чрезвычайных обстоятельств (несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, метеорологических условий, угрожающих безопасности воздушного судна, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам), наземные пункты управления и экипажи истребителей подачей принятых в международной практике радиокоманд или визуальных сигналов оказывают судну-нарушителю помощь в восстановлении ориентировки и выходе за пределы территории Российской Федерации либо указывают аэродром на территории Российской Федерации для посадки.
2. В случае, когда пересечение Государственной границы Российской Федерации воздушным судном-нарушителем произошло в силу непреднамеренных действий его экипажа или в силу чрезвычайных обстоятельств (несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, метеорологических условий, угрожающих безопасности воздушного судна, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам), наземные пункты управления и экипажи истребителей подачей принятых в международной практике радиокоманд или визуальных сигналов оказывают судну-нарушителю помощь в восстановлении ориентировки и выходе за пределы территории Российской Федерации либо указывают аэродром на территории Российской Федерации для посадки.

3. Оружие и боевая техника Войск противовоздушной обороны, других видов Вооруженных Сил, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, и Пограничных войск применяется после ясно выраженного предупреждения о намерении их применить в отношении судна-нарушителя, экипаж которого по получении радиокоманд или визуальных сигналов отказывается им подчиниться.

Экипажи истребителей перед применением оружия на поражение предупреждают об этом экипаж судна-нарушителя подачей радио- и визуальных сигналов, а имеющие стрелково-пушечное вооружение — путем ведения предупредительного огня. По применяющим оружие воздушным судам-нарушителям, а также осуществляющим вооруженное нападение на объекты Российской Федерации, Войска противовоздушной обороны, другие виды Вооруженных Сил, привлекаемые для охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, и Пограничные войска оружие и боевую технику применяют на поражение без предупреждения как над территорией Российской Федерации, так и при преследовании над открытым морем до вхождения судна-нарушителя в воздушное пространство другого государства.

Применение оружия прекращается при выполнении экипажем судна-нарушителя команд наземных пунктов управления и экипажей истребителей. Применение оружия и боевой техники распространяется также в отношении нарушивших Государственную границу Российской Федерации дистанционно (автоматически) управляемых и неуправляемых самолетов, ракет, аэростатов, воздушных шаров и других беспилотных аппаратов, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрены иные меры пресечения нарушений Государственной границы Российской Федерации.

4. Оружие и боевая техника для пресечения нарушения Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве применяется в отношении военных, в том числе оснащенных вооружением военно-транспортных, воздушных судов-нарушителей. Против гражданских воздушных судов и не оснащенных вооружением военно-транспортных воздушных судов, нарушивших Государственную границу Российской Федерации и не реагирующих на радиокоманды или визуальные сигналы либо отказывающихся им подчиниться без объяснения причин такого отказа, оружие и боевая техника применяются в установленном настоящим постановлением порядке при наличии сведений об отсутствии на борту воздушного судна-нарушителя пассажиров.

5. В случае, когда из-за неблагоприятных условий установить государственную принадлежность и тип воздушного судна-нарушителя Государственной границы Российской Федерации не представляется возможным, оружие и боевая техника на поражение не применяются, а принимаются меры для его опознавания экипажами истребителей и путем сопровождения радиоэлектронными средствами в пределах территории Российской Федерации, а также над открытым морем до вхождения судна-нарушителя в воздушное пространство другого государства. 6. При угрозе нарушения или нарушении Государственной границы Российской Федерации российскими воздушными судами, подвергшимися угону, наземные пункты управления и истребители подачей радиокоманд и визуальных сигналов требуют от этих судов совершения посадки на указываемые им аэродромы или принуждают их к посадке. При действиях экипажа угнанного воздушного судна, свидетельствующих о неподчинении командам или сигналам, оружие и боевая техника Войск противовоздушной обороны, других видов Вооруженных Сил, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, и Пограничных войск применяются в установленном настоящим постановлением порядке при наличии сведений об отсутствии на борту воздушного судна заложников.

7. Считать не действующим на территории Российской Федерации постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 26 апреля 1961 г. N 392-166. Председатель ПравительстваРоссийской Федерации В.Черномырдин Постановление Правительства РФ от 19 августа 1994 г. N 977

«О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 октября 1997 г., N 43, ст.

4982 Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 201 настоящий документ признан утратившим силу с 5 марта 2020 г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+