Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Призношение суффикса чик в существительных

Призношение суффикса чик в существительных

Призношение суффикса чик в существительных

3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил: 1) правописание гласных в суффиксах существительных; 2) правописание согласных в суффиксах существительных. Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в , , в данном пункте этот вид правил не анализируется. Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см.

в , . 1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных. а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется; Ключик – ключика. суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

Замочек – замочка. Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!); Залив → заливчик. б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш; Шуба → шубонька.

суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш. Заря → зоренька, душа → душенька.

Запомните написание: баиньки, заинька, паинька; в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание; Письмецо. суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу; Креслице. В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

Горец – горца. г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч); Пуговица → пуговичка. В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк-.

Имечко, Манечка. Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!); д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин-; Горошина → горошинка. Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется. Сосна – сосен → сосенка; басня – басен → басенка.

Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода. Нищенка. 2. Правописание согласных в суффиксах существительных. а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж; Разведчик, счётчик, рассказчик.

суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные; Пильщик, атомщик.

б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т. Кабак → кабатчик; раздача → раздатчик. ►Читайте также другие темы :

Слово с суффиксом «чик»: правила написания и примеры

Katerrina Эксперт + Редактор + Домашняя хозяйка + Педагог допобразования 20596 260 подписчиков Спросить 23 февраля 2021 Когда речь идет о правилах написания существительных, заканчивающихся на «чик», проблемы возникают как с согласными, так и с гласными звуками.

Как правильно писать — «чик» или «щик»? А может быть, «чек»? Все варианты могут оказаться правильными.

Все зависит от самого слова — его значения, особенностей склонения и согласных, предшествующих суффиксу. Статьи по теме:

Вопрос «Казахский это легкий язык?» — 2 ответа В русском языке у суффикса чик/щик есть вполне определенное значение: с его помощью образуются наименования лиц по роду из занятий. Это могут быть названия профессий (например, закройщик, кладовщик, фонарщик, извозчик, объездчик, грузчик, разработчик, переводчик), так и другие слова, указывающие на людей, для которых характерны те или иные действия (курильщик, плательщик, купальщик, ныряльщик).Внутренняя форма таких существительных проста и понятна: чаще всего суффикс –щик или –чик, указывающий на лицо, присоединяется к глагольной основе, обозначающей то самое, свойственное данному лицу, действие:

  1. смазчик — тот, кто смазывает;
  2. фехтовальщик — тот, кто фехтует;
  3. танцовщик — тот, кто танцует;
  4. подписчик — человек, который подписался на газету или журнал;
  5. плательщик — тот, кто обязан заплатить;
  6. переплетчик — переплетает книги.

Иногда такие слова могут образовываться и от существительных, а в редких случаях — даже от словосочетаний:

  1. конторщик — работает в конторе;
  2. процентщик — выдает деньги под процент;
  3. фонарщик — тот, кто следит за фонарями;
  4. фальшивомонетчик — изготавливает фальшивые монеты.

В некоторых случаях существительные с суффиксами чик/щикмогут обозначать не только людей, но и механизмы, выполняющие ту или иную функцию.

Например, «асфальтоукладчик» может обозначать как человека, занимающегося укладкой асфальта, так и технику, выполняющую эту задачу. То же самое и со словом «счетчик» — в современной речи это слово чаще всего относится к устройствам или программам, подсчитывающим что-либо автоматически, однако в некоторых случаях это может быть и названием профессии. Точно определить значение слова в таком случае можно только по контексту.По правилам русского языка суффикс –чик в словах, обозначающих людей по роду занятий, пишется только в случаях, когда основа заканчивается на согласные д, т, з, с, ж.

Например: обидчик, добытчик, рассказчик, разносчик, перебежчик.После всех остальных согласных следует писать суффикс — щик. Например: ростовщик, барабанщик, могильщик, каменщик, денщик.

Говоря о правилах написания слов с этим суффиксом, надо обязательно обратить внимание на следующий момент: согласная щ — мягкая, и согласные, находящиеся перед ней, тоже смягчаются.

Однако по правилам русского языка мягкий знак перед –щик будет ставиться только после согласной л (например — дольщик, налогоплательщик, болельщик).

Во всех остальных случаях мягкий знак будет считаться ошибкой.Правило

«после всех согласных кроме д, т, з, с, ж пищи суффикс –щик»

распространяется и на слова, основа которых оканчивается на й (например, мойщик, расклейщик, бакалейщик).

В таком случае финальным звуком оказывается йот, относящийся к согласным.

И забывать об этом нельзя.Однако существуют и немногочисленные исключения из этого правила. Например, в словах астфальтщик или алиметнщик правильно писать –щик. Такое может происходить, если одновременно соблюдены три условия:

  1. суффиксу предшествуют не менее двух согласных подряд;
  2. корень слова заимствован из другого языка;
  3. основа при этом заканчивается на т.

Для того, чтобы не ошибиться в написании этих суффиксов, необходимо знать назубок список согласных, после которых пишется -чик.

И «классика жанра» в таких случаях — это использование мнемонических фраз, запомнить которые гораздо проще, чем вызубрить сочетание не связанных между собой по смыслу согласных.Для запоминания комбинации «д, т, з, с, ж» можно использовать мнемофразу «дети за сажей» — в ней присутствуют все «нужные» согласные («лишним» является только йот, который легко отбросить), Фраза получила широкое распространение благодаря книге советского детского писателя Всеволода Нестайко «Необычайные приключения Робинзона Кукурузо». По сюжету эту фразочку придумали главные герои книги — два друга-школьника, которые долго страдали над учебником русского языка, пытаясь заучить список согласных. А «дурацкая», бессмысленная фраза запомнилась мгновенно.Таким образом, «свернутое» в мнемофразу правило будет звучать так: «дети за сажей — чик, остальное — щик».Примеров предложений, иллюстрирующих правила употребления слов с такими суффиксами, можно придумать множество.Вот, например, 10 вариантов предложений со словами на –чик, обозначающими профессии или род деятельности

  • Разработчики программного обеспечения востребованы на рынке труда.
  • Переводчик художественной литературы должен обращать внимание на стилистические особенности оригинала.
  • Журналистов, работающих в печатной периодике, иногда называют газетчиками.
  • Хороший резчик по дереву может создавать настоящие произведения искусства.
  • Чтобы стать летчиком, нужно иметь хорошее здоровье.
  • Для перевозки пианино на новую квартиру пришлось нанять бригаду грузчиков.
  • Заказчик может отказаться принять работу, если она выполнена некачественно.
  • Разведчик сумел обнаружить вражеского лазутчика.
  • Извозчик в старину — то же самое, что таксист сегодня.
  • На судебном заседании присутствовали и истец, и ответчик.

Примеры предложений с существительными на–щик:

  • Отменное чувство ритма — обязательное требование к барабанщику.
  • На Чемпионат мира приехали футбольные болельщики из множества стран.
  • Часовщикпообещал отремонтировать будильник за два дня.
  • В классической литературе часто упоминаются бакалейщики и зеленщики.
  • Актер сыграл в знаменитой трагедии Шекспира «Гамлет» роль могильщика.
  • Халтурщик — тот, кто никогда не стремится сделать свою работу хорошо.
  • Мойщик стекол — опасная профессия, если речь идет о мытье окон небоскребов.
  • В каждой пионерской дружине были свои горнисты и барабанщики.
  • О проблемах обманутых дольщиковмного писали в СМИ.
  • Расклейщики объявлений часто портят двери подъездов.

В существительных обозначающих лиц по роду занятий в суффиксах –чик и –щик всегда пишется гласная и.

Однако на –чик (или –чек) могут оканчиваться и другие существительные.

Например, мальчик, бубенчик, огурчик или стебелечек.В таких случаях речь идет уже о суффиксах субъектной оценки — чаще всего уменьшительно-ласкательных, а в некоторых случаях придающих слову и оттенок пренебрежения (например, «плохой из него работничек»).

При этом морфемный состав слова будет другим — в слове выделяется суффикс –ек или –ик, а предшествующая ему согласная ч может быть частью корня (например, в слове калачик) или же отдельным суффиксом (колокольчик).Правило, которым надо руководствоваться в таком случае, достаточно простое.Если при склонении гласная в суффиксе сохраняется, следует писать –ик.

Например:

  1. колокольчик — колокольчика;
  2. мизинчик — мизинчика.
  3. венчик — венчика;
  4. ларчик — ларчика;

Если же гласная беглая — в суффикс надо писать через е:

  1. листочек — листочка;
  2. разбойничек — разбойничка.
  3. звоночек — звоночка;

Для того, чтобы быстро разобраться с написанием чик/щик/чек, можно использовать простой алгоритм.

  • Определяем значение суффикса. Он обозначает лицо, или же вносит в слово уменьшительно-ласкательное или пренебрежительное значение?
  • Если слово обозначает лицо по роду занятий, смотрим на финальную букву основы.

    Если это д, т, з, с, ж и слово не входит в число исключений — пишем –чик. Во всех остальных случаях — щик.

  • Если речь идет о суффиксе субъектной оценки, ставим слово в родительный падеж.

    Если гласная в суффиксе сохраняется — пишем слово черех «и». Если оказывается беглой — через «е».

Совет полезен?

Да Нет Статьи по теме:

Похожие советы

Показать еще

Согласные буквы в суффиксах -чик- и -щик-

  1. , учитель русского языка и литературы

Разделы: Цели:

  1. отработать умения и навыки правописания слов;
  2. познакомить учащихся с правописанием суффиксов;
  3. проверить навыки морфемного разбора;
  4. совершенствовать работу по развитию речи.
  5. продолжить работу над формирование навыков самостоятельной работы с текстом;

План урока: 1.

Организационный момент 1 2. Объяснение нового материала 2.1 Ребус 2 2.2 Определение суффикса 3 2.3 Запись темы урока 2 2.4 Лексическое значение 2 2.5 Работа с теорией 3 2.6 Переход к орфограПрезентация (Приложение1)е 5 2.7 Графическое оформление орфограПрезентация (Приложение1)ы 2 3. Тренировочные упражнения. Работа с учебником 3.1 Словообразование 2 3.2 Упр. № 925 5 4. Комплексный анализ текста 5 5.

Закрепление материала. Выборочный диктант 5 6. Подведение итогов 6.1 Рефлексия 1 7.

Самостоятельная работа 5 Оборудование: учебный комплекс “Русский язык. Теория. 5-9 кл.” / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; “Русский язык. Практика. 5 класс” / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др., мультимедийное оборудование, презентация “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК-, -ЩИК-”, тест Оформление доски: записьчисла и вида работы ХОД УРОКА 1.

П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др., мультимедийное оборудование, презентация “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК-, -ЩИК-”, тест Оформление доски: записьчисла и вида работы ХОД УРОКА 1. Организационный момент -слайд № 1 — титул 2.

Объяснение нового материала 2.1. Ребус ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 2 – ребус — Посмотрите на рисунки, изображенные на экране. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

Запишите слова. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 3-слова — Проверьте правильность записанных вами слов. Подчеркните первую букву. Составьте предложение, выбрав одно слово из тех, что отмечены звездочкой. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 4-суффикс.

Какое слово получилось? (Суффикс) — Какие суффиксы вы нашли в словах иголка и слоненок? (-к-, -ёнок-). Разберите эти слова по составу в тетради и у доски (2 чел.) 2.2. Определение суффикса (Беседа по вопросам.

Работа с теорией) ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 5-определение суффикса — Давайте вспомним, что такое суффикс?

(Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов) — Какой раздел науки о языке изучает суффиксы? (Морфемика – раздел науки о языке, изучающий части слова) — Вспомните, какие суффиксы вы уже знаете?

Приведите примеры. — Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с суффиксами -ЧИК- и -ЩИК- 2.3.

Запись темы урока — Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему сегодняшнего урока: “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК- и –ЩИК-”. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 6-тема. Запись в тетради). — Давайте вместе подумаем чему мы должны научиться сегодня?

Что должны знать? Что уметь? (Знать лексическое значение суффиксов, узнать правило выбора согласной в суффиксе, научиться его применять) 2.4. Лексическое значение — Давайте образуем при помощи суффиксов -ЧИК-, -ЩИК- слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова.

Ответы будем записывать на доске и в тетради, не забудьте выделить суффиксы.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 7-слова с выделенными суффиксами) — Человек, который читает доклад. (Докладчик) — Солдат с пулеметом. (Пулеметчик) — Человек, который занимается погрузкой.

(Грузчик) — Человек, который что-то разносит. (Разносчик) — Предатель, перебежавший на другую сторону (Перебежчик) — Человек, работающий в шахте, забое.

(Забойщик) — Человек, который пилит. (Пильщик) 2.5. Работа с теорией – Вот какие слова мы образовали: и с буквой Ч, и с буквой Щ в суффиксе.

Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? — Откройте учебники теории на стр.

111. Прочитайте первое значение основной группы суффиксов: “суффиксы, образующие существительные со значением лица: — ист, -тель, чик, щик, ник” 2.6.

Переход к орфограПрезентация (Приложение1)е — Получается суффиксы -ЧИК-, -ЩИК- образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.

— Значение суффиксов определили.

А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -ЧИК-, -ЩИК- пишется буква Ч, когда -Щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) — слайд № 8-звездочка орфограПрезентация (Приложение1)ы) — Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -ЧИК- (-ЩИК-) после букв Д, Т, З, С, Ж пишется буква Ч; в остальных случаях пишется буква Щ. Опознавательный признак орфограПрезентация (Приложение1)ы – согласной – стечение согласных. 2.7. Графическое оформление — Откроем учебники практики на странице 297, проверим наши догадки и посмотрим как оформляется орфограПрезентация (Приложение1)а “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК-, -ЩИК-” — Попробуйте проанализировать еще раз обозначение орфограПрезентация (Приложение1)ы: какие условия написания суффиксов здесь отражены?

3. Тренировочные упражнения. Работа с учебником 3.1. Словообразование — Давайте попробуем образовать существительные с помощью суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-. Я начинаю слово, а вы продолжаете его, сказав суффикс.

Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите орфограПрезентация (Приложение1)ы. — уголь-ЩИК; — обман-ЩИК; — ключ-ЧИК; — заговор-ЩИК; — Разберите слово заговорщик по составу. (у доски 1 чел.) 3.2. упр. № 925 — Давайте потренируемся в применении нового правила.

— Прочитаем первое предложение “Бетонщки первыми выполнили работу”. Почему в суффиксе пишется Щ? (Перед суффиксом согласная Н). — Запишите в тетради второе и третье предложение.

Выделите в словах орфограПрезентация (Приложение1)у.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 9-офрография, фонетика) — Объясните написание удвоенной согласной в словах “рассказчик”, “бесстрашным”) — В каком слове произношение суффикса не соответствует написанию?

(рассказчик — раскащик). 4. Комплексный анализ текста ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 10 – текст Учащийся читает текст: Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото. Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы.

Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы.

Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка. (по К. Паустовскому) — Определите тему текста (Источники русского языка).

— Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста (первое).

Найдите в нем слова с суффиксами -ЧИК- и –ЩИК- и выделите в них орфограПрезентация (Приложение1)у. — Объясните постановку тире в этом предложении?

(подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.п.) — Какими членами предложения являются слова крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики?

(однородными) ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 11 – проверка текста 5. Закрепление материала. Выборочный диктант — А теперь давайте немного отдохнем, я прочитаю вам небольшой текст.

Обратите свое пристальное внимание на слова с орфограПрезентация (Приложение1)ой “Согласные в суффиксах -ЧИК- и -ЩИК-.

В тот день на стройке произошел скандальчик. Заказчик узнал от своего любимого советчика, что известный халтурщик грузчик Кутяпкин стал зачинщиком и подговорил каменщика и сварщика выкрасть у учетчика ключик, открывающий замочек от волшебного шкафчика.

— А теперь запишите в тетрадь слова, которые вы запомнили в этом тексте. — Кто какие слова записал? Какую согласную вы написали в суффиксе? — Многие слова, записанные вами, обозначают профессию.

А что такое профессия? Давайте обратимся к этимологическому словарю.

— Сообщение ученицы: “Профессия – заимствованно в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности”. 6. Подведение итогов урока 6.1. Рефлексия — Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Запомнилось? 7. Самостоятельная работа — А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило.
Запомнилось? 7. Самостоятельная работа — А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило.

Выполните задания теста, вписав правильные согласные в суффиксы. Не забудьте подписать листы работ.

I вариант 1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет.ица 2) груз.ик 3) прессов.ик 4) объезд.ик 2. В каком слове пишется Ч: 1) развед.ик 2) пиль.ик 3) камен.ик 4) спор.ик II вариант 1.

В каком слове пишется Щ: 1) перебеж.ик 2) вертолёт.ик 3) рассказ.ица 4) надсмотр.ик 2.

В каком слове пишется Ч: 1) компьютер.ик 2) экскаватор.ик 3) автомат.ик 4) обман.ик — Внимательно проверьте свои работы и сдайте тетради с вложенными листами теста. Спасибо за урок. ( (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 14.

Спасибо за работу!) 13.05.2010 Поделиться страницей:

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

§ 17. Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник, -чик) и -ек.

Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик – столика, дворник – дворника, стаканчик – стаканчика, но: ножичек – ножичка, овражек – овражка, барашек – барашка. § 18. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-: в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е), например: комсомолец – комсомольца, европеец – европейца; в существительных женского рода пишется -иц-, например: конница, лестница; в существительных среднего рода пишется -ец-, если ударение стоит после суффикса, и -иц-, если ударение предшествует суффиксу, например: nальтецо, но: платьице.

У существительных среднего рода известен также суффикс -ц- с беглым е, которое появляется в род. пад. множ. ч., например: блюдце (блюдец), щупальце (щупалец) . Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом -ец- следует отличать написания слов заяц и месяц.

§ 19. Следует различать суффиксы -ечк- и -ичк-. Суффикс -ечк- пишется: а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род.

пад. множ. ч. суффикс -ек- с беглым е, например: нянечка (нянек – нянька), леечка (леек – лейка), печечка (печек – печкa), окошечко (окошек – окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка; б) в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя, например: время – времечко, семя – семечко.

Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц-, например: лестница – лестничка, пуговица – пуговичка, ножницы – ножнички. § 20. Следует различать правописание -инк- и -енк- в существительных: -инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина, например: проталина – проталинка, скважина – скважинка, соломина – соломинка; -енк- пишется в существительных уменьшительных женского рода, образующихся от слов с основой на -н- и имеющих в род. пад. множ. ч. беглое е, например: башенка (башня – башен), песенка (песня – песен), вишенка (вишня – вишен), сосенка (сосна – сосен).

Пишется -енк- также в существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола, например: нищенка, француженка, черкешенка, монашенка; так же пишется слово лесенка.

§ 21. В ласкательных именах существительных на -нька может быть перед н только о или е, например: березонька, липонька, бабонька, Веронька, Лизонька, лисонька (но не «Лизанька», «лисанька»), полосонька (но не «полосынька»); Петенька, Оленька, Марфенька, Сереженька, Зоенька (но не «Петинька», «Зоинька»), душенька, ноченька; также волосоньки (но не «волосыньки»).

Однако в словах заинька, паинька, баиньки пишется -инька (-иньки), а в существительных, образованных от слов на -ыня, пишется -ынька, например: милостынька (от милостыня). § 22. Следует различать правописание уменьшительных (ласкательных) имен существительных с суффиксами -ушк-, -юшк- и -ышк-, -ишк- и др.: в существительных женского рода пишется -ушка (-юшка), например: бабушка, матушка, коровушка, Аннушка, волюшка; в существительных мужского рода у имен одушевленных пишется -ушка (-юшка), например: дедушкa, батюшка, соловушка, Ванюшка, Николушка; в существительных среднего рода пишется -ышко, например: перышко, солнышко, стеклышко, гнездышко.

Отдельные существительные мужского рода употребляются с суффиксами -ышек, -ушек, -ешек, например: колышек, воробышек и воробушек, xлебушек (также хлебушко), камешек и камушек, краешек. Отдельные существительные среднего рода употребляются с суффиксом -юшк-, например: горюшко, полюшко, морюшко. Кроме того, в существительных мужского, среднего и женского рода может употребляться суффикс -ишк- (-ишка, -ишко), вносящий уменьшительно-пренебрежительное значение, например: фанфаронишка, сараишко, платьишко, именьишко, шинелишка (ср.

плутишка, воришка, дворишко, пальтишко).

О различении -ишка и -ишко см.

§ . § 23. Следует отличать существительные с суффиксом -атай, склоняющиеся как имена существительные мужского рода, от существительных с суффиксом -aт- и окончанием -ый, склоняющихся как полные прилагательные, например: ходатай – ходатая, ходатаи, ходатаев, но: вожатый – вожатого, вожатые, вожатых.

§ 24. От суффикса прилагательных -ев- (соевый, краевой, ключевой; ср. рублёвый) следует отличать суффикс -ив- (милостивый, ср. ленивый) с его производными -лив- и -чив-, например: придирчивый, заносчивый, заботливый, словоохотливый.

§ 25. В прилагательных, образованных от существительных, пишется суффикс -ян- (после шипящих -ан-), если ударение стоит после суффикса, например: земляной, травяной, жестяной, костяной, нефтяной, вощаной, платяной, дровяной. Если же ударение стоит перед суффиксом, то в одних прилагательных пишется -ян- (после шипящих -ан-), в других – -енн- (что устанавливается в словарном порядке), например: глиняный, кожаный, серебряный, ветряный (ветряная оспа, мельница), масляный (масляная краска) при клюквенный, соломенный. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от основ на -мен- (им.

пад. ед. ч. на -мя), пишется -енн-, например: временный (время, времени), пламенный, племенной, семенной, стременной. (В качестве существительного известна в литературе также форма стремянный.) § 26. В страдательных причастиях прошедшего времени, а также в прилагательных и существительных, образовавшихся из этих причастий, пишется суффикс -ан(н)-, -ян(н)-, если соответствующий глагол оканчивается на -ать (-ять) , и суффикс -ен(н)-, если соответствующий глагол оканчивается на -еть, -ить, на -ти (-ть) после согласных, на -чь, например: привязанный, вязанный (причастие), вязаный (прилаг.), увиденный, израненный, раненный (причастие), раненый (прилаг.), намасленный, выведенный, отстриженный, настоянный, расковырянный, расстрелянный (от расстрелять), застреленный (от застрелить), навешанный (от навешать, например: навешано много белья), навешенный (от навесить, например: дверь навешена), мешаный, мешанина (от мешать), вымешенный (от вымесить), веяный, веяние, крашеный, крашенина (ткань), замороженный (причастие), мороженое (сущ.), валяный (но: валенки).

Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный: выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный pовным») и т. п.; от мерять, мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить, мучить, на -енный: меренный, мученный (ср. измеренный, измученный и т. п.).

§ 27. В причастиях настоящего времени пишутся суффиксы: 1) -ущ- (-ющ-) (действ.), -ем- (страд.), если глаголы, от которых они образованы, – I спряжения (см.

§ ), например: пишущий, борющийся, читающий, читаемый; 2) -ащ- (-ящ-) (действ.), -им- (страд.), если глаголы, от которых они образованы, – II спряжения (см.

§ ), например: значащий, дышащий, видящий, стоящий, видимый.

Примечание 1. Причастие движимый пишется с суффиксом -им-. Примечание 2. Oт глаголa брезжить действительное причастие пишется брезжущий. § 28. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный, пишутся в краткой форме мужского рода с е перед н, например: спокойный – спокоен, знойный – зноен, буйный – буен, прямолинейный – прямолинеен.

Но от достойный краткая форма – достоин (достоинство), однако причастие – удостоенный, удостоен (от удостоить, по § 26). § 29. Прилагательные, оканчивающиеся на неударяемые -инский или -енский, группируются по написанию следующим образом: 1.

Прилагательные оканчиваются на -инский: а) если от соответствующих существительных употребительно притяжательное прилагательное на -ин, например: сестринский (сестра – cecтрин), Mapиинский (Мария – Мариин), Аннинский (Анна – Аннин), Саввинский (Савва – Саввин); 6) если они образованы от географических названий (склоняемых и несклоняемых), оканчивающихся на -и (-ы), например: грязинский (Грязи), мытищинский (Мытищи), химкинский (Химки), сочинский (Сочи), топкинский (Топки), талсинский (Талсы); в) если они образованы от географических названий, оканчивающихся на -а (-я), например: жиздринский (Жиздра), ялтинский (Ялта), охтинский (Охта), ронгинский (Ронга), балашихинский (Балашиха), ельнинский (Ельня).
Прилагательные оканчиваются на -инский: а) если от соответствующих существительных употребительно притяжательное прилагательное на -ин, например: сестринский (сестра – cecтрин), Mapиинский (Мария – Мариин), Аннинский (Анна – Аннин), Саввинский (Савва – Саввин); 6) если они образованы от географических названий (склоняемых и несклоняемых), оканчивающихся на -и (-ы), например: грязинский (Грязи), мытищинский (Мытищи), химкинский (Химки), сочинский (Сочи), топкинский (Топки), талсинский (Талсы); в) если они образованы от географических названий, оканчивающихся на -а (-я), например: жиздринский (Жиздра), ялтинский (Ялта), охтинский (Охта), ронгинский (Ронга), балашихинский (Балашиха), ельнинский (Ельня). Примечание. Некоторые прилагательные, образованные от существительных на -а (-я), в соответствии с прочно установившейся традицией coxpаняют написание с -енский, например: пресненский (Пресня), пензенский (Пенза).

2. Прилагательные оканчиваются на -енский, если они принадлежат к другим словообразовательным типам, например: грозненский (Грозный), городищенский (Городище), зареченский (Заречье), Фрунзенский (Фрунзе), коломенский (Коломна), песоченский (Песочня), горшеченский (Горшечное).

(В последних трех примерах прилагательные содержат в своем составе беглое е и суффикс -ск-.) § 30.

В прилагательных на -чий, образованных от существительных на -шка, перед ч пишется е в положении не под ударением, например: старушечий, кукушечий, кошечий, лягушечий, индюшечий; но известны и образования на -ачий с ударяемым а, например: кошачий, лягушачий, индюшачий.

§ 31. В числительных собирательных четверо, пятеро и т. д., а также в образованных от них прилагательных четверичный, пятеричный и т. д. перед р пишется е. § 32. В суффиксах степеней сравнения в неударяемом положении всегда пишется е, например: громче, старше, красивее (красивей), красивейший.

§ 33. В глаголах, оканчивающихся в неопределенной форме на -вать, необходимо для правильного написания неударяемого гласного перед в различать следующие типы: 1) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед.

ч. на -ую (-юю) , а в неопределенной форме на -овать (-евать), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, горюю – горевать; 2) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед.

ч. на неударяемые -ываю, -иваю, а в неопределенной форме на неударяемые -ывать, -ивать, например: развертываю – развертывать, закручиваю – закручивать; 3) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед.

ч. на ударяемое -ваю, а в неопределенной форме на ударяемое -вать; в этих глаголах перед в пишется та же гласная, что и в неопределенной форме соответствующих глаголов без суффикса -ва- (т. е. непосред-ственно перед -ть), например: одолеваю – одолевать (одолеть), запиваю – запивать (запить), застываю – застывать (застыть). Сюда же относятся глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице на -ю (без -ва-): заставать – застаю (застать), доставать – достаю (достать).

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -евать- – -еваю (с ударением на -ва-): затмеваю – затмевать, застреваю – застревать, намереваюсь – намереваться, обуревает – обуревать, продлеваю – продлевать, растлеваю – растлевать, увещеваю – увещевать. § 34. В суффиксах однократных глаголов на -ануть пишется а, например: долбануть, стегануть, садануть.

В глаголах колонуть (ср. колоть), захолонуть (ср. холод), полосонуть пишется о. § 35. В глаголах, означающих изменение какого-либо состояния, пишется -енеть, например: леденеть, костенеть, деревенеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть; переходные глаголы этого типа оканчиваются соответственно на -енить, например: леденить, окровенить и др.
§ 35. В глаголах, означающих изменение какого-либо состояния, пишется -енеть, например: леденеть, костенеть, деревенеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть; переходные глаголы этого типа оканчиваются соответственно на -енить, например: леденить, окровенить и др.

§ 36. Следует отличать глаголы непереходные с основой на -е, например: обессилеть, обессилею (стать бессильным, лишиться силы), опостылеть, опостылею (стать постылым), выздороветь, выздоровею (стать здоровым), от соответствующих им переходных глаголов с основой на -и, например: обессилить, обессилю (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы), ослабить, ослаблю.

Буквы «ч» и «щ» в суффиксе имен существительных «-чик» («-щик»).

5-й класс, русский язык

  1. , учитель русского языка и литературы

Разделы: Класс: 5 Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся. ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя. – Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов.

Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык.

Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.

Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик. (На доске – перепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе.

Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов.) Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? – Произношение не соответствует написанию.

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

II. Изучение нового материала.

– Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)”. А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова.

Ответы будем записывать на доске.

  • Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик.
  • Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
  • Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.
  • Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
  • Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.
  • Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.
  • Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.

– Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч, и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?

Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.

Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили.

Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ?

Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.) – Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1.) Таблица № 1 В суффиксе существительных -чик (-щик) ч щ после букв: д, т, з, с, ж объездчик в остальных случаях: барабанщик Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ.

Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.

А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик? Почему? III. Закрепление изученного.

– Давайте проверим то, как мы поняли новую тему.

Для этого у доски выполним упражнение 197.

(Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).

Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках нашего села. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут?

(Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов). Следующее упражнение выполняем устно.

Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных?

(Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик). – Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

– А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку. Давным-давно жил-был суффикс Чик.

Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс.

У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК.

А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии.

Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК.

Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.

(Используется таблица № 2.) Таблица № 2 -чик Значение лица Уменьшительное значение грузчик фонтанчик – Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

IV. Выборочный диктант. -щик: сборщик, шарманщик, сварщик -чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик -чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик V. Работа с индивидуальными карточками.

Карточка № 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса. Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон… Карточка № 2.

Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин… – А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

Барабан был плох. Барабанщик – бог. Ну, а ты была вся лучу под стать. Так легка, что могла Ты на барабане танцевать.

На Тихорецкую состав отправиться. Вагончик тронется, перрон останется.

Стена кирпичная, часы вокзальные. Платочки белые /3 раза. Платочки белые, глаза печальные. Фонтан черёмухой покрылся. Бульвар французский был в цвету.

“Наш Костя, кажется влюбился,” – Кричали грузчики в порту.

VI. Выводы. – Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

VII. Домашнее задание. Выучить орфограмму.

Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно.

1.12.2003 Поделиться страницей:

Правописание суффиксов чик/щик

  1. , учитель русского языка и литературы

Разделы: Цели:

  1. научить обосновывать условия выбора согласных ч/щ в данных суффиксах и различать суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением от суффикса со значением профессии и черт характера;
  2. Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к языку.
  3. познакомить учащихся с условием выбора правописания суффиксов чик/щик,
  4. Развивать кругозор и словарный запас учащегося, раскрывая лексические значения незнакомых слов, используя синонимы.

Тип урока: комбинированный. Оформление: рисунок с изображением волшебника, плакаты, доска.

Написать сказку, детективную историю (чик/щик), стихотворение.

(см. ) /Устно объяснить правописание орфографии/. /Доска/ Объездчик Точильщик Прокатчик Гардеробщик Грузчик Каменщик Разносчик Спорщик Перебежчик табунщик Ребята, сегодня к нам на урок пришёл маленький волшебник, чтобы помочь Вам тоже стать волшебниками. Да, да — волшебниками. Для этого стоит лишь проявить терпение, внимательность и наблюдательность.

  1. Какое лексическое значение имеют эти суффиксы в данных словах?
  2. Вы должны найти и выделить суффиксы в словах, написанных на доске.

а) принадлежность к профессии б) черты характера – С первым заданием Вы справились. – Можно фонетически различить эти суффиксы?

  1. Что влияет на его правописание?
  2. Объясните, когда пишется суффикс чик?

/После каких букв пишется?/ А вот волшебная фраза Вам подарок от нашего гостя: волшебная фраза

– Почему, скажите, она волшебная?

– Именно после этих согласных и пишется суффикс чик! Образуйте новые слова. /Вы волшебники/.

  1. Заказ —> заказчик
  2. колокол —> колокольчик – какое значение имеет? (уменьшительно-ласкательное)
  3. перебежать —> перебежчик
  4. Буфет —> буфетчик
  5. табун —> табунщик
  6. Стекло —> стекольщик
  7. Доклад —> докладчик
  8. Обман —> обманщик

Каждый из Вас является волшебником.

И сейчас в этом вы убедитесь, – Ребята, выделите суффиксы в написанных словах? – Какое значение имеет в этих словах суффиксы чик//щик?

/обозначают принадлежность к профессии/. б) Отгадай словечко: с объяснением и выделением суффикса Выборочный диктант. Выписать слова с изучаемыми суффиксами.

Является текстом? Доказать. /Можно устно/ Профессии на любой вкус.

Каждый человек может выбрать специальность по своему желанию. При постройке зданий нужны каменщики, пильщики, печники, кровельщики, водопроводчики.

На железных дорогах работают машинисты, смазчики, заправщики, грузчики, угольщики.

Без них не мог бы чётко работать железнодорожный транспорт. Труд забойщиков и крепильщиков даёт стране драгоценный уголь. Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резчики, полировщики, гравёры.

в) Распределительный диктант.

Распределить в колонки в зависимости от значения. Профессии особенности характера суффиксы с умен.-ласк. значением Барабанщик, стульчик, доменщик, доносчик, газетчик.

Графинчик, выдумщик, сварщик, лимончик, карманщик, каменщик, грузчик, притворщик.

Вывод Графический диктант. Необходимо записать только суфффиксы. Вертолётчик, табунщик, вкладчик, зачинщик, крановщик, пререпелетчик, рассказчик, электросварщик, грузчик, фонарщик, заказчик, арматурщик.

1 чик 5 щик 9 чик 2 щик 6 чик 10 щик 3 чик 7 чик 11 чик 4 щик 8 щик 12 щик 8.06.2010 Поделиться страницей:

Правописание суффиксов существительных

Содержание Рассмотрим пра­во­пи­са­ние суф­фик­сов суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке.В боль­шин­стве суф­фик­сов суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми глас­ные «о» и «е», «и» или «е». Укажем пра­ви­ла, с помо­щью кото­рых мож­но выбрать пра­виль­ное напи­са­ние суф­фик­сов -ек- или -ик-, -ец- или -иц-, -ок- и -ек- после шипя­щих и т.

д. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу пра­во­пи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных и при­ве­дем в ней при­ме­ры слов.Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных име­ют тра­ди­ци­он­ное напи­са­ние с бук­вой «о», «е» или «и». Перечислим эти суф­фик­сы.В рус­ском язы­ке суще­ству­ют два вида суф­фик­сов суще­стви­тель­ных:

  1. суф­фик­сы субъ­ек­тив­ной оцен­ки (оце­ноч­ные суф­фик­сы);
  2. сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы.

Суффиксы субъ­ек­тив­ной оцен­ки -ек-, -ик-, -чик-, -ец- -иц-, -ич-к-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ин-к-, -ышк-, -ушк, -юшк-, -ищ- выра­жа­ют оцен­ку пред­ме­та или лица, о кото­ром ведет­ся речь.Примеры:

  1. туф­ля — туфлища.
  2. посла­нье — посла́ньице
  3. лепе­сток — лепе­сточек
  4. Таня — Танечка
  5. кир­пич — кир­пичик
  6. кума — кумушка
  7. тётя — тётенька
  8. гор­ло — горлышко
  9. чер­но­сли­ви­на — чер­но­сливинка
  10. пуго­ви­ца — пуговичка
  11. горе — горюшко

Словообразовательные суф­фик­сы -чик-, -щик-, -ец-, -иц-, -ичн-, -от-, -отн-, -ость, -овств-, -ев-, -еств-, -енств-, -ин-, -изн- и пр. обра­зу­ют суще­стви­тель­ные от одно­ко­рен­ных слов раз­ных частей речи:

  1. белый — белизна
  2. сту­чать — стукотня
  3. хва­стать — хвастовство.
  4. варить — варево

Чаще все­го глас­ные в суф­фик­сах суще­стви­тель­ных явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии.

Рассмотрим пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов имен суще­стви­тель­ных. Сгруппируем их в таб­ли­це и при­ве­дем при­ме­ры.СуффиксыОсобенности пра­во­пи­са­нияПримеры-ек- -ик-/-чикВ суф­фик­се -ек- пишет­ся бук­ва «е», если в фор­ме р.п. она ста­но­вит­ся бег­лой. При скло­не­нии суф­фикс -ик- сохра­ня­ет бук­ву «и».веничек (веничка) дождик (дождика)-ок- -ек-После шипя­щих под уда­ре­ни­ем пишет­ся -ок, без уда­ре­ния — -ек-баш­мачок дружок но цве­точек горошек-ец- -иц-Суффикс -ец обра­зу­ет сло­ва муж­ско­го рода.

Суффикс -иц- вхо­дит в состав слов жен­ско­го рода.

У сущ. ср. рода пишет­ся суф­фикс -ец-, если уда­ре­ние пада­ет на -цо. Суффикс -иц- пишет­ся, если уда­ре­ние пада­ет на осно­ву.морозец кра­савец рожица книжица бельецо́ серебрецо́ зда́ньице -инк- -енк-Суффиксы -ин-к- име­ют сло­ва, обра­зо­ван­ные от сущ.

с суф­фик­сом -ин-. Суффикс -енк- пишет­ся в осталь­ных слу­ча­ях.пере­кладинка ссадинка беженка неженка-ушкк- -юшк- -ышк-Сущ. ж.р. и оду­шев­лен­ные сущ. м.р. после суф­фик­сов -ишк-, ушк-/-юшк- име­ют окон­ча­ние -а.

Сущ ср.р. и неоду­шев­лен­ные сущ. м.р. име­ют окон­ча­ние -о.травушка долюшка воробьишка пальтишко умишко голосишко-ич-к- -ечк-Суффиксы -ич-к- пишут­ся в сло­вах, обра­зо­ван­ных на -иц-(а).

Суффикс -ечк- обра­зу­ет осталь­ные суще­стви­тель­ные.луко­ви­ца → луковичка ули­ца → уличка сито → ситечко бума­га → бумажечка-оньк-/-онок- -еньк-Суффикс -оньк-/онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных кор­ня и после шипя­щих под уда­ре­ни­ем.

Суффикс -еньк- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих и глас­ных.лапа → лапонька скворчонок душенька Зоенька-ищ-С суф­фик­сом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишет­ся окон­ча­ние -е, у суще­стви­тель­ных ж.р. — -а.вели­канище болотище ску­котища грязища-чик- -щик-Суффикс -чик пишет­ся после соглас­ных осно­вы д, т, ж, з, с.

В осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся суф­фикс -щик-.раз­ведчик пуле­метчик пере­бежчик заказчик под­писчик фонарщик выдумщик Правописание без­удар­ных суф­фик­сов -иц- и -ец- мож­но про­ве­рять скло­не­ни­ем. Если при скло­не­нии суще­стви­тель­но­го глас­ная суф­фик­са выпа­да­ет (хле́бец — хле́бца), то пишет­ся суф­фикс -ец-.

Если глас­ная сохра­ня­ет­ся, в сло­ве пишет­ся суф­фикс -иц- (лужи­ца — лужи­цы).Учтем, что от суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ня обра­зу­ют­ся сло­ва с помо­щью суф­фик­са -к-:

  1. сос­на — сосенка.
  2. баш­ня — башенка
  3. виш­ня — вишенка

В их мор­фем­ном соста­ве нет суф­фик­са -енк-, а появ­ля­ет­ся в осно­ве сло­ва бег­лая глас­ная «е» после шипя­ще­го или мяг­ко­го соглас­но­го.Ряд суф­фик­сов суще­стви­тель­ных пишут­ся все­гда оди­на­ко­во.

Такие напи­са­ния явля­ют­ся тра­ди­ци­он­ны­ми в рус­ском язы­ке.Всегда с бук­вой «о» в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся1. суф­фикс -от-, кото­рый обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от основ одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных:

  1. бед­ный → беднота
  2. кра­си­вый → красота
  3. право­та → правота

2.

суф­фикс -отн-, обра­зу­ю­щий сло­ва от гла­го­лов:

  1. бегать → беготня
  2. тол­кать → толкотня
  3. ругать → руготня

3.

суф­фикс -ость обра­зу­ет отвле­чен­ные име­на суще­стви­тель­ные от при­ла­га­тель­ных и при­ча­стий:

  1. воз­буж­дён­ный → воз­буж­денность
  2. вялый → вялость
  3. обид­чи­вый → обид­чивость
  4. дикий → дикость

4. суф­фикс -овств- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  1. воро­вать → воровство
  2. кол­до­вать → колдовство
  3. сва­тать → сватовство.

С бук­вой «е» пишут­ся суф­фик­сы после мяг­ких соглас­ных и шипя­щих.1.

суф­фикс -ев- обра­зу­ет суще­стви­тель­ные от гла­голь­ных основ:

  1. кру­жить → кружево
  2. курить → курево

но

  1. топить → топливо
  2. месить → месиво

2.

-енств-

  1. пер­вый → первенство
  2. нищий → нищенство

3. -еств-

  1. жуль­ничество
  2. кустар­ничество

С бук­вой «и» пишут­ся все­гда суф­фик­сы -изн- и -ин-, обра­зу­ю­щие суще­стви­тель­ные от при­ла­га­тель­ных:

  1. глу­бо­кий → глубина
  2. быст­рый → быстрина.
  3. седой → седина
  4. новый → новизна
  5. голу­бой → голубизна
  6. пря­мой → прямизна

Традиционные напи­са­ния суф­фик­сов суще­стви­тель­ных с бук­ва­ми «о», «е» или «и» сле­ду­ет запом­нить или справ­лять­ся о них в сло­ва­ре.Чтобы пра­виль­но напи­сать глас­ную бук­ву в суф­фик­се, выяс­ня­ем вна­ча­ле мор­фем­ный состав суще­стви­тель­но­го, а затем при­ме­ня­ем соот­вет­ству­ю­щее пра­ви­ло или сле­ду­ем тра­ди­ци­он­но­му напи­са­нию.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+