Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Продление договора аренды муниципального имущества менее чем на 1 год

Продление договора аренды муниципального имущества менее чем на 1 год

О преимущественном праве пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества

ПИСЬМОот 1 апреля 2011 года N Д05-951 Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел ваше обращение о пролонгации заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства договоров аренды государственного и муниципального имущества и в пределах своей компетенции сообщает следующее.В соответствии с (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением оснований, установленных настоящей статьей. Согласно (далее — ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.Таким образом, устанавливает исключительно преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество. В этой связи положения не являются исключением, предусмотренным пунктом 1 , и, следовательно, не являются основанием для безусловного продления договора на новый срок без проведения торгов.

Необходимо отметить, что предусматривает право субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в , и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), до 1 июля 2015 года пролонгировать на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоры аренды, указанные в и и заключенные до 1 июля 2008 года. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.Таким образом, право заключения на новый срок до 1 июля 2015 года без проведения торгов договоров аренды, указанных в и и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, не является реализацией преимущественного права арендатора, а представляет собой ограниченное во времени исключение из общего требования об обязательности проведения торгов при заключении договоров с определенной категорией субъектов гражданского оборота.Следует также отметить, что после истечения срока, установленного субъекты малого и среднего предпринимательства будут функционировать в равных условиях с иными арендаторами, имеющими преимущественное право на заключение договоров аренды на новый срок в соответствии с требованиями .Учитывая изложенное, субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие в силу право на заключение договоров на новый срок (пролонгацию) без проведения торгов, находятся в более выгодных условиях по сравнению с другими участниками гражданского оборота.Одновременно сообщаем, что предусматривается возможность оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления перечней государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).Имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.Получить дополнительную информацию о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития России, вы можете на «Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства» по адресу: http://smb.gov.ru.Заместитель директораДепартамента развития малого исреднего предпринимательстваВ.Ю.МельниковЭлектронный текст документа подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:рассылка

Как продлить договор аренды государственного и муниципального имущества без торгов

3 октября 2021ПРОДЛИТЬ ДОГОВОР АРЕНДЫ ГОСИМУЩЕСТВА МОЖНО ТАКФАС дала такие разъяснения:В соответствии с Закона о защите конкуренции (закон)по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством РФ, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий:- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, об оценочной деятельности если иное не установлено другими законами;- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем 3 года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.При этом согласно Закона арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в Закона , за исключением следующих случаев:- принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;- наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.Таким образом, арендодатель может отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок только при наличии у него задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом.Кроме того, согласно Закона в случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды, по основаниям, не предусмотренным указанной статьи, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.С учетом вышеизложенного договор аренды государственного или муниципального имущества, продленный на основании Закона, может быть продлен по тем же основаниям неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных Закона о защите конкуренции.ч.9 ст 17.1 По истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с , регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим Российской Федерации;2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года.

Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.ч.10 ст. 17.1Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в настоящей статьи, за исключением следующих случаев:1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.ч.11 ст.

17.1 В случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды государственного или муниципального имущества по основаниям, не предусмотренным настоящей статьи, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

Изменился порядок продления договоров аренды государственного или муниципального имущества (закон № 135-ФЗ)

В (далее по тексту – Закон № 135-ФЗ) изменены согласно Федерального закона от 27.12.2018 № 572-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» с 08.01.2019 г. Данные изменения направлены на защиту прав арендатора, с которым был заключен договор аренды государственного или муниципального имущества, поскольку дают ему гарантии того, что арендодатель будет обязан перезаключить с ним договор аренды на новый срок при соблюдении определенных условий.

Так согласно изменённой редакции по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, надо соблюсти следующие условия продления договора аренды государственного или муниципального имущества: 1) размер арендной платы определяется на основании отчёта о результатах оценки рыночной стоимости объекта; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора. Согласно указанное правило имеет исключения: 1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; 2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

При этом если арендодатель откажет по иным основаниям, не предусмотренным ,и заключит в течение года со дня истечения срока действия данного договора аренды с другим лицом, арендатор вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков в соответствии с гражданским законодательством. Положения распространены также на случаи заключения на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных до 2 июля 2008 года.

Продление договора аренды

Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года Взяв в аренду недвижимость на какой-либо срок, арендатор по истечении оговоренного периода может принять решение продолжить пользоваться имуществом и дальше.

Закон позволяет в этом случае несколькими способами продлить договор.

Продление действия договора возможно на определенный или неопределенный срок по соглашению сторон или в силу закона Наиболее простой формой продления аренды можно считать возобновление соглашения в силу закона на прежних основаниях.

Для этого необходимо одновременное наличие двух условий:

  1. арендатор продолжает пользоваться имуществом после окончания срока действия документа;
  2. возражения со стороны арендодателя отсутствуют.

В этом случае договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный период в силу закона.

При этом не требуется заключать никаких дополнительных соглашений.

Нужно учесть важное условие. Согласно п. 1 ст. 610 ГК РФ, если срок не был определен исходным документом, он считается заключенным на неопределенный период. Читайте также Обратите внимание!

Закон требует, чтобы договор аренды любой недвижимости на период больше 1 года прошел регистрацию в соответствующих госорганах. Только тогда он будет считаться заключенным.

Однако если аренда изначально была оговорена на срок менее 12 месяцев, для пролонгированного на неопределенное время договора не требуется проводить государственную регистрацию.

Следует помнить, что и арендатор, и арендодатель в любое время могут расторгнуть подписанный и продленный на неопределенный период договор аренды недвижимости по своей инициативе. Для этого одной из сторон необходимо за 3 месяца предупредить об этом вторую сторону, если иное не предусмотрено соглашением.

Читайте также Физические и юридические лица могут самостоятельно определять любые условия арендного договора, если они не противоречат закону. Период действия документа можно продлить, подписав дополнительное соглашение В этом случае стороны могут сразу определить свои отношения на длительный срок. Сам договор об аренде имущества может быть заключен на небольшой период, но в тексте можно прописать условие о его продлении на новый промежуток времени.

При этом возможны следующие варианты:

  1. стороны предусматривают, что документ продлевается на определенный срок, но на сколько именно раз возможна пролонгация, не указывается. В этом случае продление соглашения произойдет однократно. После этого оно будет считаться прекратившим свое действие либо возобновится на неопределенный срок;
  2. стороны договариваются, что аренда продлевается на определенный период каждый раз после его окончания многократно, например, не более пяти раз. Однако допустимо прописать и неограниченное количество продлений.

Следует учитывать, что ни одна из сторон в последнем варианте заключения договора не сможет отказаться от него на основании п.

2 ст. 610 ГК РФ. Поэтому если аренда продлевается на тот же период и на тех же основаниях, это не означает, что после возобновления договор считается заключенным на неопределенный срок. Обратите внимание! Отдельно в тексте следует прописать, что условием продления аренды является отсутствие возражений обеих сторон по поводу дальнейшего продолжения договорных отношений.

Если стороны достигли соглашения о предоставлении в аренду недвижимости на новый период, они могут подписать новый договор либо дополнительное соглашение к ранее заключенному. При этом дополнительным соглашением можно внести любые изменения в имеющийся документ. Последние разъяснения законодателей по поводу такого продления арендного договора на новый срок говорят о том, что отношения между арендатором и арендодателем будут регламентироваться новым документом.

Если договор подписан на период менее года, его не нужно будет регистрировать в ФРС Иными словами, при варианте «автоматического продления» соглашения срок новой аренды не будет суммироваться с уже прошедшим периодом, а будет исчисляться заново.

Таким образом, стороны, заключившие договор, могут продлить его любым разрешенным законом вариантом в зависимости от подходящих условий. Главное, при необходимости не забыть зарегистрировать его в госорганах. Если арендатор принимает решение о пролонгации соглашения аренды имущества, ему необходимо связаться со второй стороной и сообщить о своем намерении.
Если арендатор принимает решение о пролонгации соглашения аренды имущества, ему необходимо связаться со второй стороной и сообщить о своем намерении. Для этого можно направить соответствующее письмо по адресу арендодателя.

Обратите внимание! Перед написанием письма изучите положения документа. Возможно, там содержится информация о порядке оформления такого письма, допустимых сроков и способов его направления. При наличии требований к письму о продлении их нужно неукоснительно выполнить.

Если в договор не включена такая информация, руководствуйтесь общими правилами. В общем случае текст письма о продлении периода аренды составляется в произвольной форме. Вверху указывается название, дата заключения и номер договора.

В тексте дайте ссылку на пункт, устанавливающий дату окончания действия соглашения, и выразите желание продлить срок его действия. Не забудьте указать, на какой период или до какой даты вы хотели бы продлить его. Формулировка может быть следующей: «руководствуясь п.

1 ст. 621 ГК РФ, прошу продлить период действия договора аренды с (дата) по (дата) на тех же условиях».

Письмо должно быть подписано тем, кто является стороной соглашения, либо его доверенным представителем, в конце указывается текущая дата. Юридическому лицу нужно дополнительно поставить печать и оформить письмо в соответствии с принятыми правилами деловой переписки: присвоить номер, зарегистрировать в журнале исходящих документов.

Направьте письмо одним из способов:

  1. электронным сообщением с электронной подписью в сети интернет;
  2. курьерской службой.
  3. почтой с уведомлением о вручении и описью вложения;

Последний вариант предпочтительнее. Вручить письмо должны лично в руки под расписку представителю контрагента или самому арендодателю — физическому лицу.

При аренде земель срок пользования оговаривается по усмотрению сторон. Если же период в соглашении не указан, предусматривается, что арендатор пользуется землей бессрочно, то есть до момента расторжения отношений в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон. Срок аренды земельного участка, как и другой недвижимости, может продлеваться по взаимной договоренности или в соответствии с гражданскими правами сторон сделки.

Способы продления во многом зависят от того, кто является собственником земли:

  1. юридическое лицо;
  2. физическое лицо;
  3. местный муниципалитет.

Между юридическими и физическими лицами продление сроков договора регулируется по взаимному усмотрению.

Как и в случае с обычным имуществом, действие документа продлевается автоматически, в силу закона, если стороны не изъявили желания прекратить соглашение Это означает, что не расторгнутый надлежащим образом документ продолжает действовать на тех же условиях и на тот же срок. Чтобы обезопасить себя в случае автоматического продления договора, стороны вправе составить дополнение к нему.

В нем прописываются условия сохранения пользования, возможность арендатора предоставлять третьим лицам субаренду или переуступку права. Обычно допсоглашение бывает необходимо, когда действующие положения договора требуют корректировки в связи с новыми обстоятельствами. В этом случае подписанный сторонами дополнительный документ констатирует продолжение отношений при внесении изменений в соглашение.

земельного участка, принадлежащего муниципалитету, может оказаться более сложным. Обратите внимание! По окончании срока действия соглашения административный орган может выставить освобождающийся участок земли на аукцион. Пропустив официальные сроки торгов, можно лишиться права пользования.

Поэтому целесообразно проявить инициативу и заранее уведомить власти о намерении продлить период найма. Продлить аренду муниципального земельного участка можно следующим образом:

  1. через суд.
  2. по согласованию с административным органом;
  3. при участии в торгах;

Таким образом, условия могут быть следующими:

  1. взаимное согласие сторон об автоматическом продлении действия договора аренды или при оформлении дополнительного соглашения;
  2. на основании решения суда, если между сторонами возникли гражданско-правовые или имущественные разногласия.
  3. на основании решения муниципалитета;

Арендатор имеет преимущественное право на пользование земельным участком, поэтому он может избежать участия в торгах на общих основаниях. Однако для этого ему необходимо легализовать собственное право пролонгации документа без участия в торгах.

Следует подать соответствующее заявление. Должен быть соблюден определенный порядок. За 3 месяца до окончания срока действия соглашения нужно направить заявление в местный административный орган того населенного пункта, к которому относится арендуемый надел.

Кроме заявления, при себе нужно иметь копию договора аренды и паспорт Паспортные данные со стороны арендатора должны соответствовать внесенным в заключенный ранее документ. Если данные изменились, например, фамилия, нужно будет принести соответствующие бумаги (свидетельство о браке).

Пакет документов на продление аренды земли в муниципалитет должен подаваться лично арендатором либо его представителем с нотариально заверенной доверенностью.

Заявление пишется на имя главы местной администрации.

Если поселение достаточно большое, и орган власти имеет подразделение в виде земельного отдела, следует обращаться к его руководителю.

Обратите внимание! Заявление составляется в свободной форме. Оно должно носить характер уведомления арендодателя о скором завершении срока действия договора аренды и намерениях заявителя по продлению пользования земельным участком.

При этом важно оставить прежним целевое назначение участка, в соответствии с разрешенным использованием земли.

Ссылаясь на положения ст. 621 ГК РФ, в заявлении нужно указать, что:

  1. арендуемый надел не должен выставляться на аукцион и участвовать в торгах;
  2. пролонгация аренды в пользу заявителя должна проходить на льготных основаниях, без участия в аукционе.

Весь пакет документов с заявлением следует направить или передать лично должностному лицу под роспись. Срок рассмотрения заявления составляет 1 месяц. После этого муниципалитет вынесет решение о продлении документа или об отказе.

Участок земли, переданный под строительство, в соответствии с целевым назначением должен застраиваться. Это означает, что на нем возводится объект капитального строения. Данные условия прописываются при заключении договора об аренде.

Если положение о застройке арендатором соблюдается, то, исходя из положений законодательства, тот факт, что документ о найме не продлили, будет являться нарушением прав арендатора. Аренда таких участков по завершении сроков договора может не продлеваться только при условии:

  1. если строительство не было санкционировано;
  2. участок используется не по назначению.
  3. категория земель и целевое использование не предусматривают возведения на участке капитального строения;
  4. работы так и не были начаты;

Таким образом, закон защищает арендаторов земельного участка и предоставляет им льготные условия для продления документа и права пользования наделом при условии соблюдения договора. Заключаете договор аренды и хотите убедиться, что ваши интересы будут соблюдены?

Доверьте анализ данного документа нашим юристам. Они проверят достоверность описания арендованного имущества, правильность прописанных условий договора, определяет юридическую чистоту арендодателя, внесут в текст необходимые правки. Проверив соглашение с помощью наших юристов, вы избежите необоснованного повышения арендной платы, незаконного наложения штрафных санкций и неправомерных требований со стороны арендодателя.
Проверив соглашение с помощью наших юристов, вы избежите необоснованного повышения арендной платы, незаконного наложения штрафных санкций и неправомерных требований со стороны арендодателя. Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Об отдельных вопросах аренды имущества

В Постановлении от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – Постановление ВАС РФ № 73) Пленум ВАС разъяснил отдельные вопросы применения правил ГК РФ о договоре аренды во взаимосвязи с нормами земельного и антимонопольного законодательства.

Однако постоянно меняющееся законодательство потребовало от арбитров внесения отдельных изменений в уже высказанную позицию, а также разъяснения новых спорных вопросов, встречающихся в судебной практике. Что и было сделано в Постановлении ВАС РФ № 13.

В статье рассмотрим положения данного документа, которые будут небезынтересны бюджетным учреждениям. В силу ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Случаи, когда соблюдение указанного правила не требуется, перечислены в ч. 1ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ. Также следует принимать во внимание, что заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ (п.

3.1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ). Кроме того, бюджетным учреждениям необходимо учитывать, что в соответствии с ч.

4 ст. 53 Федерального закона № 135-ФЗ до 01.07.2015 разрешается заключение на новый срок договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, оформленных до 01.07.2008, с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ

«О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации»

, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), без проведения торгов. Таким образом, договор аренды государственного или муниципального имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (ст.

168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении этого договора (п.

1 Постановления ВАС РФ № 73). Однако с 01.01.2012 вступили в силу нормы ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которыми по истечении срока договора аренды, указанного в ч.

1 и 3 данной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий: – размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, если иное не установлено другим законодательством РФ; – минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора. В целях разъяснения указанных норм Пленум ВАС указал, что если законодательством РФ установлен максимальный срок, на который может быть заключен договор аренды, то он исчисляется с момента заключения договора аренды с арендатором (или его правопредшественником) на торгах (п.

4.1 Постановления ВАС РФ №13). Напомним, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если согласно закону для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.

Кроме того, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (ст. 433 ГК РФ). Для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора, касающихся срока и арендной платы, с соблюдением положений ч.

9 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ. По смыслу ч. 10 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ, если до истечения срока аренды арендодатель не уведомил арендатора о принятии им в установленном порядке решения, предусматривающего, что арендуемое имущество не будет передаваться в аренду по истечении срока договора, при отсутствии иных возражений с его стороны арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, вправе продолжать пользоваться арендованным имуществом.

В этом случае договор аренды в силу ч. 2 ст. 621 ГК РФ считается возобновленным на прежних условиях вплоть до заключения договора аренды на новый срок. Однако условие договора аренды, заключенного на новый срок в соответствии с ч.

9 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ без проведения торгов, об арендной плате подлежит применению к отношениям сторон, существовавшим с момента истечения срока первоначального договора аренды и до момента заключения договора аренды на новый срок (п. 4.2 Постановления ВАС РФ №13). Если при заключении договора аренды на новый срок между сторонами возникнут разногласия относительно условий, указанных в п.

1 и 2 ч. 9 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ, преддоговорный спор по требованию любой из сторон может быть передан на рассмотрение суда (ст.

446 ГК РФ). Условие об арендной плате устанавливается на основании данных о размере такой платы, определенных оценщиком на момент истечения срока предыдущего договора аренды. Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора аренды на новый срок, в том числе по основанию, предусмотренному п.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора аренды на новый срок, в том числе по основанию, предусмотренному п.

1 ч. 10 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности по договору аренды, вправе в соответствии с ч.

1 ст. 621 ГК РФ потребовать перевода на себя прав и обязанностей по договору аренды, заключенному с другим лицом. В силу п. 4.5 Постановления № 13 в случае, когда договор аренды с другим лицом не заключен, но арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок при отсутствии оснований, указанных в ч.

10 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ, арендатор вправе в соответствии с п.

4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд с требованием о понуждении арендодателя заключить договор аренды на новый срок. При этом арендатор не вправе требовать изменения прежних условий договора, за исключением указанных в п.

1 и 2 ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ. В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Напомним, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, а также недвижимым имуществом.

Рекомендуем прочесть:  За что могут лишить рпав 2021

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (ч.

3 ст. 298 ГК РФ). То есть без согласования с учредителем бюджетное учреждение самостоятельно может предоставлять в аренду исключительно особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности либо иное движимое имущество вне зависимости от источника его приобретения. Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается его собственником.

Так, например, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537.

В соответствии с п. 1 названного положениясогласование распоряжения особо ценным движимым и недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем следует учитывать, что решение о предоставлении объектов недвижимости в аренду должен принимать учредитель по согласованию с Росимуществом путем направления последнему проекта решения (п. 4 указанного положения). Это правило не применяется при принятии решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных им федеральных бюджетных учреждений, за которыми в оперативном управлении закреплено имущество, расположенное в границах морских портов).

В пункте 10 Постановления № 13 Пленум ВАС указал, что договор аренды, заключенный лицом, не обладающим в момент его заключения правом собственности на объект аренды (договор аренды будущей вещи), не будет считаться недействительным на основании ст. 168 и 608 ГК РФ. В случае неисполнения обязательства по передаче вещи в аренду (в том числе в связи с тем, что вещь, являвшаяся предметом такого договора аренды, не была создана или приобретена арендодателем у третьего лица), арендодатель обязан возместить арендатору убытки, причиненные нарушением договора. Кроме того, необходимо учитывать, что применительно к ст.

608 ГК РФ договор аренды, заключенный с лицом, которое в момент передачи вещи в аренду являлось законным владельцем вновь созданного им либо переданного ему недвижимого имущества (например, во исполнение договора купли-продажи) и право собственности которого на недвижимое имущество еще не было зарегистрировано в реестре, также не противоречит положениям ст. 608 ГК РФ и не может быть признан недействительным по названному основанию.

Пленум ВАС отмечает, что собственник вещи, сданной в аренду неуправомоченным лицом, при возврате ее из незаконного владения вправе на основании ст. 303 ГК РФ предъявить иск к лицу, которое заключило договор аренды, не обладая правом собственности на эту вещь и не будучи управомоченным законом или собственником сдавать ее в аренду, и получало платежи за пользование ею от арендатора, о взыскании всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь, при условии, что оно при заключении договора аренды действовало недобросовестно, то есть знало или должно было знать об отсутствии правомочий на сдачу вещи в аренду.

От добросовестного арендодателя собственник вправе потребовать возврата или возмещения всех доходов, которые тот извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности сдачи имущества в аренду.

Такое же требование может быть предъявлено собственником к арендатору, который, заключая договор аренды, знал об отсутствии у другой стороны правомочий на сдачу вещи в аренду. В случае если и неуправомоченный арендодатель, и арендатор являлись недобросовестными, они отвечают по указанному требованию перед собственником солидарно (п. 1 ст. 322 ГК РФ). Иск арендатора о возврате платежей, уплаченных за время фактического пользования объектом аренды по договору, заключенному с неуправомоченным лицом, удовлетворению не подлежит.

В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее года.

Договор считается заключенным с момента оформления такой регистрации.

Напомним, что регистрация договора аренды не требуется: – если он заключается меньше чем на год (хотя бы на один день); – если по его условиям (заключен на срок менее года (например, 11 месяцев)) по окончании действия и при отсутствии замечаний сторон договор автоматически продлевается на тот же срок, так как срок продления, а точнее срок аренды по новому договору составляет менее года; – если первоначальный договор, заключенный на срок менее года, возобновляется на неопределенный срок.

Напомним, что регистрация договора аренды не требуется: – если он заключается меньше чем на год (хотя бы на один день); – если по его условиям (заключен на срок менее года (например, 11 месяцев)) по окончании действия и при отсутствии замечаний сторон договор автоматически продлевается на тот же срок, так как срок продления, а точнее срок аренды по новому договору составляет менее года; – если первоначальный договор, заключенный на срок менее года, возобновляется на неопределенный срок.

В пункте 14 Постановления № 13 Пленум ВАС указал, что если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего: – если собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (ст. 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений ст. 1102, 1105 ГК РФ не имеется. В силу ст.

309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами. – если названным соглашением установлена неустойка за нарушение условий пользования имуществом, она подлежит взысканию с должника.

В то же время в силу ст. 308 ГК РФ права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (п.

1 ст. 621 ГК РФ), а к отношениям пользователя и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется п. 1 ст. 617 ГК РФ. Согласно п. 4 ст.

447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если он определяется по результатам проведения торгов.

Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов устанавливается ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется (п. 18 Постановления ВАС РФ № 13).

Напомним, что размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, также предусматривается сочетание различных способов определения арендной платы (п. 2 ст. 614 ГК РФ). В связи с этим, по мнению Пленума ВАС, допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному согласно федеральному закону.

В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (ст. 168, 614 ГК РФ). Согласно п. 20 Постановления ВАС РФ № 13, если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление.

Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором. Если стороны распространили действие упомянутого акта на свои отношения по договору аренды, но договор содержит какое-либо условие, изначально противоречащее действовавшему в момент его заключения положению названного акта, предполагается, если не доказано иное, что стороны отдали приоритет данному условию договора (ст.

431 ГК РФ). Между тем если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды. Кроме того, в силу п. 3 ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, определенные договором, но не чаще одного раза в год (при этом законом могут быть установлены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества). Данная норма является диспозитивной и допускает изменение по соглашению сторон условия договора аренды о размере арендной платы чаще одного раза в год, в том числе в случае, когда указание на возможность такого изменения в самом договоре аренды отсутствует.

Однако если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (ст. 310 ГК РФ), то по смыслу п. 3 ст. 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год.

Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 13 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды». Источник: Журнал : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».
Источник: Журнал : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Новое в порядке перезаключения договоров аренды государственного или муниципального имущества

С целью установления единого подхода к регулированию порядка заключения на новый срок договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, внесены изменения в положения части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающие единый порядок перезаключения договоров аренды на новый срок, вне зависимости от того, каким образом были заключены такие договоры, по итогам проведения торгов или без их проведения. Теперь законом определено, что по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного как по результатам проведения торгов так и без их проведения, заключение договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения торговых процедур: конкурса или аукциона. Как известно, арендатор считается исполнившим свои обязанности надлежащим образом, если у него отсутствует задолженность по арендной плате за используемое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один платежный период, установленный договором аренды.

Ранее статьей 17.1 вышеуказанного закона был установлен порядок продления только для договоров, заключенных исключительно по результатам торгов, а также с арендаторами, попадающими в ряд установленных этой же статьей исключений и заключивших договора без торгов (государственные органы, государственные и муниципальные учреждения, нотариальные и адвокатские палаты и др.). Договор на новый срок, без проведения торгов заключался с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • по окончании договора размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
  • минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок мог быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
  • Введенная норма теперь распространяется и на случаи перезаключения на новый срок договоров в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных на длительный или неопределенный срок до 2 июля 2008 года, т.е.

    до вступления в силу поправок в Федеральный закон «О защите конкуренции», которыми была введена в действие статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества». И хотя доля таких действующих договоров относительно мала, тем не менее, законодатель внес настоящую поправку с целью введения единого порядка перезаключения договоров аренды на новый срок, заключенных в соответствии с законодательством, действовавшим в том месте и времени на момент заключения договора.

    Ранее у арендодателей государственного и муниципального имущества имелась возможность отказываться от пролонгации договоров аренды, заключенных до вступления в силу статьи 17.1. , т.е. несмотря на добросовестное исполнение своих обязательств по договору, преимущественным правом на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов, арендатор государственного или муниципального имущества не обладал.

    На практике такие договора заканчивались в установленный срок, имущество возвращалось арендодателю, и процедура заключения договора начиналась заново, через процедуру торгов в соответствии с действующим законодательством.

    Теперь у всех арендаторов, заключивших договора аренды государственного или муниципального имущества до 2 июля 2008 года будет возможность перезаключить договор на новый срок, опять же при соблюдении установленных условий. Принятие данного закона, прежде всего, направлено на единообразное применение положений части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в отношении всех договоров аренды государственного или муниципального имущества при реализации арендатором, преимущественного права перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов.

    Последние новости по теме статьи

    Важно знать!
    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
    • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

    Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

    Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

    • Анонимно
    • Профессионально

    Задайте вопрос нашему юристу!

    Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

    +