Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Прокурорский надзор за приставами исполнителями

Прокурорский надзор за приставами исполнителями

Прокурорский надзор за деятельностью судебного пристава

Как указано в п. 4 ст.19 ФЗ № 118 надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ О прокуратуре) осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

На первый взгляд, особых проблем с пониманием прокурорского надзора как одного из способов обеспечения законности в деятельности судебных приставов не возникает в силу абсолютной конкретизации субъекта, его осуществляющего.

Однако в условиях существования различных форм и видов защиты прав и свобод граждан (например, судебное оспаривание или уже рассмотренное нами обжалование в порядке подчиненности) возникает вопрос выбора. А для того, чтобы сделать правильный выбор (наиболее подходящий для конкретной ситуации), необходимо понимать разницу между ними.

А для того, чтобы сделать правильный выбор (наиболее подходящий для конкретной ситуации), необходимо понимать разницу между ними.

Прокурорский надзор является разновидностью надзора. В законодательстве и в теории надзор не всегда четко разграничивается с контролем. Иногда эти понятия употребляются как синонимы, и различий между ними не проводится, что вызывает определенные трудности в понимании надзора как самостоятельного способа обеспечения законности в деятельности судебных приставов.

В сложившейся ситуации гражданам не просто решить, какую наиболее эффективную форму защиты своих нарушенных прав в данной конкретной ситуации необходимо избрать: обращение в прокуратуру, подачу жалобы главному судебному приставу субъекта РФ и т.

д. Однако все-таки есть ряд сущностных характеристик, позволяющих различить контроль и надзор (таблица 5). Таблица 5. Различия контроля и надзора Наименование отличия Контроль Надзор По проверяемым субъектам Осуществляется в отношении организационно подчиненных субъектов либо в отношении субъектов, пусть и не подчиненных, но входящих в систему органов исполнительной власти либо находящихся в ведении органов исполнительной власти Осуществляется в отсутствие организационной подчиненности надзирающего и поднадзорного субъекта. По объекту проверки Проверяется как законность, так и целесообразность принимаемых решений Проверяется только законность принимаемых решений По объему проверки Может осуществляться во всех сферах деятельности подконтрольного субъекта(внутренний контроль) или в отношении отдельных сфер, по отдельным вопросам деятельности (внешний) Осуществляется по конкретным вопросам, регламентированным в специальных нормативах, правилах, требованиях, стандартах, содержащихся в нормативных актах По пределам вмешательства Допускается вмешательство в оперативно-хозяйственную, конкретную исполнительнораспорядительную деятельность подконтрольного субъекта, существует право давать указания о том, как ему необходимо действовать Не допускается вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного субъекта, нет права давать указания о совершении каких-либо действий По виду применяемой к нарушителям ответственности К нарушителям применяются меры дисциплинарной ответственности Нарушители привлекаются к административной ответственности Исходя из названных различий и существа претензий к судебному приставу (должностным лицам ФССП), можно более-менее осознанно определиться с тем, куда обращаться с жалобой: к вышестоящему должностному лицу ФССП (использовать возможности внутриведомственного контроля) или к прокурору (использовать возможности надзора).

Надзор за исполнением законов судебными приставами — одно из направлений прокурорского надзора (ст.

1 ФЗ О прокуратуре). Исходя из положений ст. 21 предмет данного направления прокурорского надзора может быть сформулирован следующим образом: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, Министерством юстиции РФ, ФССП РФ, их должностными лицами; соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения, требующих принятия мер прокурором. Поводом для проверки являются заявления, жалобы, обращения и иные сообщения о нарушении законов судебными приставами.

Для осуществления надзора прокурор наделен следующими полномочиями:

  1. • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов
  2. • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеназванных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; • вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов. ФЗ О прокуратуре предусмотрено несколько видов мер реагирования прокурора на нарушения законов судебными приставам и должностными лицами ФССП РФ.

  1. 2. Представление прокурора готовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий. Оно вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранять нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.
  2. 1. Протест прокурора — это его реагирование на противоречащий закону правовой акт исполнительного органа или должностного лица. Он приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт. В протесте прокурор вправе требовать отмены правового акта либо приведения его в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок его рассмотрения. О результатах рассмотрения прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать протест.
  3. 4. Предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется прокурором судебному приставу (должностным лицам ФССП РФ) в целях предупреждения правонарушений при наличии данных о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
  4. 3. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится в случае обнаружения административного правонарушения, совершенного судебным приставом (должностным лицом ФССП РФ). Оно подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Полномочие прокурора обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ст.

35 ФЗ О прокуратуре). При этом в АПК РФ, ГПК РФ, иных законах возможности прокурора по участию в рассмотрении судами дел, связанных с соблюдением законности именно в деятельности судебных приставов, ограничены одной формой: участием прокурора в форме обращения в суд с заявлением. Так, прокурор вправе оспорить по основаниям и в порядке, установленных процессуальным законодательством, в арбитражном суде, суде общей юрисдикции постановления, действия (бездействие) судебного пристава.
Так, прокурор вправе оспорить по основаниям и в порядке, установленных процессуальным законодательством, в арбитражном суде, суде общей юрисдикции постановления, действия (бездействие) судебного пристава.

Кроме того, прокурор при обнаружении в действиях судебных приставов (должностных лиц ФССП РФ) признаков преступлений вправе направить соответствующие материалы в другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и его расследования (абз.

7 п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 27 ФЗ О прокуратуре, п. 2 ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Например, судебный пристав по ОУПДС обязан в течение 24 часов уведомить прокурора в случае причинения смерти или ранения при применении им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (п.

3 ст. 15 ФЗ № 118). Прокурор, проверив правомерность соответствующих действий, вправе вынести мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности судебного пристава по ОУПДС, если последний при их совершении превысил свои полномочия. Д.Х. Валеев считает, что общих полномочий, предоставленных прокурору ФЗ О прокуратуре, явно недостаточно для осуществления реального надзора.

Необходимо согласиться с тем, что в отраслевом законодательстве (ФЗ № 118 и ФЗ №229) можно было бы дополнить и конкретизировать полномочия прокурора применительно к сфере деятельности судебных приставов. В настоящее время прокуратура РФ для повышения эффективности соответствующего направления прокурорского надзора прибегает к принятию различных ведомственных правовых актов. Среди таких актов можно отметить:

  1. • указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 июля 1999 г. №41/38 «Об улучшении взаимодействия территориальных, военных прокуроров и прокуроров войсковых частей при осуществлении надзора за соблюдением законности в стадии исполнения судебных актов»;
  2. • указание Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 1999 г. № 19/38 «О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения»;
  3. • указание Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»;
  4. • информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 23 марта 2000 г. №38-15-2000 «О праве прокурора обращаться в арбитражный суд в связи с незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя по делам, по которым прокурор не предъявлял иск».

Эти правовые акты, зачастую касающиеся частных вопросов, направлены на реализацию возложенных на прокуратуру функций в части обеспечения исполнения законов судебными приставами.

В какой-то мере (но не полностью) они помогают исправить ситуацию, связанную с недостаточной проработкой в действующем законодательстве рассмотренного направления прокурорского надзора.

  1. СПС «КонсульгантПлюс».
  2. В данной теме мы ограничимся рассмотрением только данного направленияпрокурорского надзора. При этом не нужно забывать, что прокурор осуществляет еще и надзор за органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность,дознание и предварительное следствие. А одной из задач ФССП РФ являетсякак раз проведение дознания по преступлениям, предусмотренным рядом статейУК РФ. При этом соответствующие надзорные полномочия прокурора и порядоких реализации закреплены в УПК РФ. Никакой их специфики при надзоре за дознавателями ФССП РФ не предусмотрено.
  3. Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. — М., 2004. Т.1.
  4. Здесь речь идет о невозможности участия прокурора в названной категории гражданских дел в форме вступления в уже начатый процесс с целью дачизаключения.
  5. Валеев Д. X. Система процессуальных гарантий прав граждан и организацийв исполнительном производстве. М., 2009. С. 240.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

Статьей 1 Закона о прокуратуре надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление.

Но Закон не устанавливает каких-либо специальных полномочий прокурора как по выявлению нарушений, так и принятию мер реагирования, так что все то, что было изложено выше, вполне применимо и в отношении судебных приставов. Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение судебных актов и актов других органов, данная служба выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти.

Поэтому данное направление надзора имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться. Согласно Закону судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

  1. 2) судебные приставы-исполнители.
  2. 1) судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (приказ ФССП России от 17.12.2015 № 596), а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является надзор:

  1. — соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.
  2. — за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
  3. — законностью решений, принимаемых судебными приставами- исполнителями;

Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение — выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации. В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов.

Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.

При плановой или текущей проверке исполнения законодательства в районной (городской) службе судебных приставов необходимо провести тщательную подготовку.

О принципах проведения подготовительных мероприятий уже говорилось выше.

Вопросы, которые предстоит выяснить в ходе проверки, можно разделить на несколько групп:

  1. — наличие фактов бездеятельности в тех случаях, когда закон требует от судебного исполнителя совершения активных действий;
  2. — соблюдение законности при наложении взысканий на граждан и должностных лиц;
  3. — соблюдение установленных для исполнительного производства сроков;
  4. — иные вопросы деятельности службы судебных приставов.

В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов.

Независимо от характера конкретного исполнительного производства необходимо проверить соблюдение судебным приставом следующих установленных законом сроков:

  1. — направления заинтересованным лицам копий постановления о возбуждении исполнительного производства;
  2. — совершения исполнительных действий;
  3. — установленных должником для добровольного исполнения;
  4. — рассмотрения обращений юридических и физических лиц.
  5. — возбуждения исполнительного производства;

Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий.

Проверка порядка совершения исполнительных действий включает в себя проверку следующих моментов:

  1. — соблюдения требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю;
  2. — соответствия исполнительного документа требованиям закона;
  3. — соблюдения сроков предъявления исполнительного документа к исполнению;
  4. — соблюдения требований закона при наложении ареста на имущество должника (описи имущества, его изъятия, передачи на хранение),
  5. — выполнения требований закона о принятии к исполнению исполнительного документа;
  6. — соблюдения очередности удовлетворения требований взыскателей;
  7. — вынесения постановления об окончании исполнительного производства;

наложении ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;

  1. — законности действий по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов;
  2. — решения вопросов исполнения решений по спорам неимущественного характера (вселение, выселение, восстановление на работе и др.).
  3. — способов оценки и реализации имущества должника, привлечение в необходимых случаях специалистов;
  4. — обоснованности изменения способа и порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства;

Кроме того, прокурор должен проверить поступившую информацию о наличии оснований для отвода судебного пристава.

Судебный пристав не может участвовать в исполнении судебных постановлений и постановлений иных органов в случаях:

  1. 2) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
  2. 1) если он является родственником сторон или других лиц, участвующих в деле, и их представителей;

Проверяя наличие фактов бездеятельности судебных приставов, в частности, необходимо выяснить:

  1. — не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства;
  2. — соблюдаются ли требования о направлении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;
  3. — своевременно ли направляются копии исполнительных документов в связи с изменением места жительства или работы должника;
  4. — обращается ли в суд в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом; вынесении определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.
  5. — выполняются ли требования по розыску должника и его имущества; направляются ли письменные запросы в налоговые органы, органы регистрации и т.д.;

Проверка обоснованности наложения на граждан или должностных лиц взысканий ставит своей целью выяснение следующих вопросов:

  1. — утверждено ли постановление старшим судебным приставом; не допущено ли нарушения закона при доставлении этого лица.
  2. — допускаются ли нарушения в ходе привлечения виновных к ответственности за неисполнение законных требований судебных приставов-исполнителей и нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве;
  3. — правомерно ли наложение на должника взыскания за неисполнение решений суда;
  4. — является ли обоснованным вынесение судебным приставом постановления о приводе гражданина или должностного лица за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава или к месту совершения исполнительных действий;

Надо отметить, что наложение судебным приставом штрафа регулируется нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а не КоАП и, следовательно, не является привлечением к административной ответственности.

Поэтому действие ст. 85 и 87 указанного Закона, регулирующих наложение штрафа постановлением судебного пристава, распространяется также на военнослужащих и других лиц, несущих ответственность в дисциплинарном порядке.

Проверке подлежит и состояние законности в деятельности службы судебных приставов, напрямую не связанной с исполнением судебных постановлений, а касающейся следующих вопросов:

  1. — формирования внебюджетного фонда развития исполнительного производства, его целевого использования.
  2. — отчисления в бюджет денежных сумм от исполнительских сборов;

Надзор за исполнением законов районной (городской) службой судебных приставов по существу не отличается от надзора за исполнением законов иными государственными органами, и к нему относится все сказанное выше относительно порядка проведения проверок. Следует только перечислить те документы, с которыми должен при проведении проверки ознакомиться прокурор:

  1. — книга учета депозитных сумм;
  2. — алфавитные указатели учета взыскателей;
  3. — отчетно-статистическая документация.
  4. — реестр дел;
  5. — книга выплаты премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;
  6. — зональные книги учета исполнительных производств;
  7. — журнал учета штрафов, налагаемых судебными приставами- исполнителями при исполнении судебных решений;
  8. — журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплачиваемых в период розыска родителей;
  9. — журнал регистрации жалоб и заявлений;
  10. — журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
  11. — книга учета исполнительных документов;

Если в результате проверки прокурор придет к выводу о необходимости применения мер прокурорского реагирования, он делает это по общим правилам принесения протеста, внесения представления и направления предостережения.

При решении вопроса о том, каким именно образом реализовать свое право на опротестование незаконного постановления судебного пристава-исполнителя, следует принять во внимание, что на практике протест приносится старшему судебному приставу районной (городской) службы судебных приставов. Обжалование действий судебного пристава по исполнению документов иных органов включается в подведомственность судов общей юрисдикции независимо от того, связана ли выдача исполнительного документа с осуществлением экономической деятельности или нет.
Обжалование действий судебного пристава по исполнению документов иных органов включается в подведомственность судов общей юрисдикции независимо от того, связана ли выдача исполнительного документа с осуществлением экономической деятельности или нет.

Решения и действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы в арбитражный суд только в том случае, если исполнительные документы выданы этим судом.

Надзор за исполнением законов судебными приставами

На прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами в полной мере распространяются все положения, закрепленные в гл. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе в ст. 21 этого закона, определяющей предмет надзора за исполнением законов.

Поэтому, исходя из содержания данной нормы закона и специфики указанного законодательства, предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами являются: соблюдение Конституции РФ; исполнение федерального законодательства всеми структурными органами службы судебных приставов, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых должностными лицами служб судебных приставов. Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и главным образом это законность действий и принимаемых судебными приставами-исполнителями правовых актов, а также полное их соответствие законам. Основные задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами прежде всего вытекают и в основном определяются как содержанием законодательства об их деятельности, так и п.

2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Эти задачи можно определить следующим образом: – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства; – своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, реальное восстановление нарушенных прав, привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом; – соблюдение законности судебными приставами при принятии мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов и осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов, а также защита прав и интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства.

Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.

– это новое направление в деятельности прокуратуры. связанное с принятием Федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118 – ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г.

№ 119 – ФЗ «Об исполнительном производстве ». Судебные приставы делятся на судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. При надзоре за судебными приставами-исполнителями прокурор проверяет, приняты ли меры по исполнительным документам судебных органов, рассмотрены ли заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства.

заявленные судебным приставам-исполнителям, а также законно ли наложен арест на имущество судебным приставом-исполнителем, приняты ли меры по розыску должника, правильно ли осуществляется проверка судебными приставами-исполнителями исполнительных документов у должностных лиц органов и учреждений.

При надзоре за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов прокурор проверяет, обеспечена ли безопасность судьи.

лиц, участвующих в процессе и иных лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлено ли судебное помещение для судопроизводства, доставлены ли вещественные доказательства по данному разбирательству, выполнены ли распоряжения и исполнительные решения судьи; соответствует ли закону привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, соблюдается ли применение судебным приставом физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.

взаимодействует ли судебный пристав с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей по вопросам их охраны и безопасности, соблюдаются ли сроки исполнения исполнительных листов:

  • постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. в течение 3 месяцев (ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».
  • оформленных в установленном в порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение 6 месяцев;
  • исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, – в течение 3 месяцев;
  • исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов. и судебных приказов – в течение 3 лет;
  • исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение 6 месяцев;
  • удостоверений комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев;

Ахетова О.С.

Прокуратура и прокурорский надзор.

2008 Страница 1 из 4 Глава 13. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами 13.1.

Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами13.2.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами13.3. Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами13.4.

Проведение проверок исполнения законов судебными приставамиВопросы для повторенияЗадание 13.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является новым направлением прокурорского надзора и обязан своим появлением изданию двух законодательных актов — федеральных законов от 21 июля 1997 г.

№ 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

В ст. 19 Закона о судебных приставах было закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Несмотря на сравнительно долгий период, прошедший с момента издания названных законов, которые вступили в силу в октябре 1997 г. законодательное подтверждение деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами нашла лишь в Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

».

В какой-то мере это можно объяснить тем, что согласно ст.

25 Закона о судебных приставах полное функционирование службы судебных приставов должно было начаться с 1 января 1999 г. Следует отметить, что в рассматриваемом случае законодатель изменил сложившейся традиции, лишь дополнив ст.

1 Закона о прокуратуре соответствующей строкой. При этом в Закон не была включена дополнительная глава, конкретизирующая предмет этой надзорной отрасли и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами. Данное обстоятельство представляется существенным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст.

129 Конституции РФ должны определяться федеральным законом. Законодательная неурегулированность этого вопроса создает трудности при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, мешает выработке единой практики надзора. Следует иметь в виду, что практика надзора в рассматриваемой области только еще складывается.

Иными словами, здесь прокурорами только нарабатывается опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора. Пробел в законодательстве должен быть устранен путем включения в Закон о прокуратуре самостоятельной главы, посвященной прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами.

Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами (администрациями), исполняющими приговоры и иные решения судов (см. гл. 10 учебника). Что же касается применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов, то данное направление наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов (см.

гл. 7 учебника). Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является соблюдение прав граждан, относительно которых приняты судебные решения. Предметом данного направления можно считать исполнение законов судебными приставами и в первую очередь законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов.

При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры. Предметом прокурорского надзора в данном случае является также исполнение судебными приставами всякого иного законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов следует в первую очередь отнести федеральные законы от 31 июля 1995 г.

№ 119-ФЗ

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

, от 13 декабря 1996 г.

№ 150-ФЗ «Об оружии» и ряд других. Согласно ст. 5 Закона о судебных приставах систему органов принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов составляют Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы.

При этом Закон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организации деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ федеральным конституционным законам об этих судах. Думается, что данный вопрос следовало бы отразить в рассматриваемом Законе. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.

№1316 утверждено Положение о Федеральеной службе судебных приставов, определяющее организационные основы деятельности данного федерального органа исполнительной власти. Функционально судебные приставы подразделяются на две категории: 1) приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах; 2) приставов-исполнителей, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве.

Данное разделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами. Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами способствует совершенствованию их деятельности, а стало быть, обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что в свою очередь положительно сказывается на авторитете судей. Исполнение законов судебными приставами вошло в число специализированных приоритетных направлений прокурорского надзора в конце 90-х гг.

XX в. когда были приняты Закон о судебных приставах и Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», который в последующем утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве). Названные законодательные акты имели своей целью закрепление правовых основ деятельности нового для Российской Федерации института исполнительной власти — органов принудительного исполнения судебных решений и актов несудебных органов, поскольку состояние законности в сфере исполнения судебных решений было крайне низким.

Функционирующие при судах судебные исполнители не обладали объемом надлежащих властных полномочий, бюджеты разных уровней недополучали назначенные, но реально не взысканные суммы штрафов и иных платежей, а вступление в 1996 г. России в Совет Европы с последующей ратификацией в 1998 г.

Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предполагало наличие эффективных сил и средств, позволяющих оперативно реагировать на факты игнорирования должниками своих обязанностей. В ст. 19 Закона о судебных приставах было закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Дальнейшее закрепление деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами нашло в Федеральном законе от 10.02.1999 № 31-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «

О прокуратуре Российской Федерации»», дополнившем ст.

1 Закона о прокуратуре, положив начало существованию новой отрасли прокурорского надзора1. В какой-то мере это объяснялось тем, что согласно ст. 25 Закона о судебных приставах полное функционирование службы судебных приставов началось с 1 января 1999 г.

Следует отметить, что в рассматриваемом случае законодатель изменил сложившейся традиции, лишь дополнив ст. 1 Закона о прокуратуре соответствующей строкой.

При этом в Закон о прокуратуре не была включена дополнительная глава, конкретизирующая предмет этой надзорной отрасли и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами.

Данное обстоятельство представляется существенным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст. 129 Конституции РФ должны определяться федеральным законом.

Законодательная неурегулированность этого вопроса создавала в начальный период трудности при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, мешала выработке единой практики надзора.

Однако следует отметить, что практика надзора в рассматриваемой области уже сложилась. Прокурорами за прошедшие годы наработан опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора. Вместе с тем пробел в законодательстве должен быть устранен путем включения в Закон о прокуратуре самостоятельной главы, посвященной прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами.

Это направление надзора можно с учетом специфики деятельности судебных приставов-исполнителей рассматривать как подобие надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими приговоры и иные решения судов но уголовным делам (см. гл. 12 настоящего издания), поскольку на службы судебных приставов ложится обязанность по исполнению такой меры наказания, как штраф (до 2004 г. эти же органы исполняли приговоры о конфискации имущества).

В то же время с точки зрения применяемых на практике прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов данное направление наиболее близко к надзору за исполнением законов (см. гл. 8 настоящего издания). близок и к такой надзорной отрасли, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из специальных его задач выступает обеспечение соблюдения прав граждан, являющихся участниками исполнительного производства и выступающих как взыскателями, так и должниками.

Предметом данного направления надзора с учетом двухфункциональной сущности можно считать исполнение законов судебными приставами при осуществлении ими исполнительного производства, обеспечении установленного порядка деятельности судов, а также законность принимаемых правовых актов и решений.

Кроме того, необходимо отметить, что начиная с 2002 г. судебные приставы осуществляют административно юрисдикционные полномочия (эта сфера, как отмечалось в гл.

8 настоящего издания, относится к числу приоритетных в рамках «общенадзорной» отрасли), а также расследуют в качестве дознавателей уголовные дела по семи статьям УК РФ.

Во втором случае их деятельность охватывается предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие (см.

гл. 10 настоящего издания). При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры. Предметом прокурорского надзора в данном случае является также исполнение судебными приставами всякого иного законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов следует в первую очередь отнести КоАП РФ, Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Закон о гражданской службе, Закон о противодействии коррупции и ряд других.

Систему органов принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов составляют ФССП России и ее территориальные органы в субъектах РФ.

При этом Закон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организации деятельности службы судебных приставов в КС РФ и ВС РФ федеральным конституционным законам об этих судах.

Поскольку данный вопрос так и не нашел отражения в соответствующих актах конституционного права, его следовало бы отразить в рассматриваемом Законе.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, определяющее организационные основы деятельности данного федерального органа исполнительной власти. Функционально судебные приставы подразделяются па две категории: 1) приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах; 2) приставы-исполнители, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве. Данное разделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами, а значит, и пределы их надзорной деятельности.

Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в орбиту исполнительного производства. способствует совершенствованию их деятельности, а стало быть, обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что, в свою очередь, положительно сказывается на авторитете судей. Ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» устанавливает, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

Ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» определяет, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Таким образом, надзор за исполнением законов судебными пристава­ми является одним из направлений прокурорского надзора. Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответ­ствующими государственными органами (администрация­ми), исполняющими приговоры и иные решения судов. Прокурор­ский надзор за исполнением законов судебными пристава­ми близок:

  • защита прав и за­конных интересов физических и юридических лиц, относи­тельно которых были приняты судебные решения;
  • исполнение су­дебными приставами законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности.

    (например, ФЗ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ

    «Об основах государственной службы Российс­кой Федерации»

    , от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ«Об ору­жии» и др.).

  • законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ;
    • законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ;
    • соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов;
    • соответствия законам решений судебных приставов.
  • приставов по обеспечению установленного порядка де­ятельности судов (права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах);
  • к прокурорскому над­зору за исполнением законов (следует из названия);
  • законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов;
  • приставов-исполнителей (которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве).
  • соответствия законам решений судебных приставов.
    • законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов;
    • исполнение су­дебными приставами законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности.

      (например, ФЗ от 31 июля 1995 г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+