Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Расходы на комиссионное вознаграждение за пользование лимитом кредитной линии

Расходы на комиссионное вознаграждение за пользование лимитом кредитной линии

Налоговый учет банковских комиссий

Важное 09 июня 2010 г. 16:14 Н. В. Шилимина Журнал «» № 11/2010 Расходы, связанные с получением займов и кредитов, в частности банковские комиссии за оказание различного рода сопутствующих услуг, в налоговом учете отражаются либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией ( НК РФ), либо в составе внереализационных расходов ( НК РФ). Однако на практике банковских комиссий не так уж и прост. Существует как минимум две позиции (чиновников и судей), которые не всегда совпадают.

Вместе с тем наибольший интерес вызывает анализ сложившейся на данный момент ситуации для оценки возможных рисков. О чем мы и поговорим в нашей статье. Нормируем или нет? Как и по многим другим вопросам, связанным с налогообложением, к учету комиссий банка подход неоднозначен: чиновники считают, что, если комиссия установлена в процентах от суммы кредита, она приравнивается к процентам по кредиту за пользование заемными средствами и, соответственно, подлежит нормированию по ст.
Нормируем или нет? Как и по многим другим вопросам, связанным с налогообложением, к учету комиссий банка подход неоднозначен: чиновники считают, что, если комиссия установлена в процентах от суммы кредита, она приравнивается к процентам по кредиту за пользование заемными средствами и, соответственно, подлежит нормированию по ст. 269 НК РФ. Такая позиция высказана, например, в отношении комиссий за проведение операций по ссудному счету (см.

Письмо Минфина России от 27.11.2009 № 03 03 06/1/776).

Аналогичный подход прослеживается и к комиссионному вознаграждению организации-кредитора за часть не использованных организацией-заемщиком по открытой ей кредитной линии денежных средств (Письмо от 29.10.2007 № 03 03 06/1/738). Здесь Минфин тоже рекомендует учитывать форму выплаты такого вознаграждения.

Если комиссия представляет собой часть процентов по долговому обязательству, в целях налогообложения прибыли она должна нормироваться по правилам ст. 269 НК РФ. Ситуация с досрочным погашением долга в аспекте налогообложения выглядит так же.

В Письме № 03 03 06/1/776 финансисты резюмировали: если выплата банку за досрочное погашение кредита установлена в фиксированном размере и не зависит от времени фактического пользования кредитом, она признается внереализационным расходом на основании пп. 20 НК РФ, как и другие обоснованные расходы.

Это положение не относится к случаям, когда величина премии определяется как компенсация упущенной выгоды кредитора исходя из недополученной суммы процентов (либо с применением повышенной ставки процента) в связи с досрочным погашением кредита, что влечет квалификацию выплачиваемых сумм как выплату процентов. Соответственно, данные расходы необходимо нормировать с применением ст. 269 НК РФ. Кстати, ранее Минфин придерживался такой же точки зрения.

Так, в Письме от 19.01.2007 № 03 03 06/1/13 отмечено: премия банка за досрочное погашение кредита, если размер этой премии заранее определялся в договоре как компенсация упущенной выгоды кредитора исходя из недополученной суммы процентов (либо с применением повышенной ставки процента), учитывается в расходах по правилам ст. 269 НК РФ. А вот судьи к учету банковских комиссий (в том числе перечисленных выше) имеют иной подход, поддерживая налогоплательщика. Комиссия банка за услуги по выдаче кредита (кредитная линия).

Обратимся к Постановлению ФАС СЗО от 16.04.2008 № А56-8747/2007. В ходе налоговой проверки установлено занижение обществом налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в результате неправомерного отнесения (в силу НК РФ) единовременно на расходы затрат по уплате комиссии банка за услуги по выдаче кредита (кредитная линия). Поскольку сумма комиссионного вознаграждения банка за услуги по выдаче кредита (каждого из траншей в пределах лимита выдачи) определена договором в процентах от суммы выданного транша, инспекция посчитала такое вознаграждение процентом за кредит, подлежащим включению для целей налогообложения прибыли в состав расходов в виде процентов по кредиту в порядке, установленном ст.

269 НК РФ. Однако суд сделал вывод о необоснованном применении налоговым органом положений указанной статьи. Комиссия банка взимается за специальные услуги кредитного учреждения по выдаче денежных средств и не является процентом за пользование кредитом. Размер комиссионного вознаграждения находится в прямой зависимости от суммы выданных денежных средств и срока их возврата.

Поскольку сумма транша в пределах лимита выдачи определяется желанием заемщика и не может быть заранее известна кредитору, банк устанавливает размер комиссии в процентном соотношении от выданной суммы, комиссионное вознаграждение выплачивается единовременно и не зависит от срока кредитования. Таким образом, комиссионное вознаграждение, уплаченное заемщиком банку за выдачу кредита, правомерно отнесена обществом в уменьшение налогооблагаемой прибыли в полной сумме. Плата за ведение ссудного счета.

Аналогичной позиции придерживаются судьи и в отношении платы за ведение ссудного счета, о чем свидетельствует, например, Постановление ФАС СЗО от 15.06.2009 № А13-9281/2008.

Исходя из положений Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 395-1) и п. 1 ГК РФ, суды сделали правильный вывод о том, что ведение банком ссудного счета при предоставлении кредита является самостоятельной банковской операцией и не относится к долговым обязательствам в смысле пп.

2 НК РФ, а плата за ведение ссудного счета, независимо от способа определения ее размера (в твердой сумме, в процентном отношении к размеру предоставленного кредита), является самостоятельным платежом за предоставленные банковские услуги, а не дополнительной процентной ставкой по выданным кредитам.

2 НК РФ, а плата за ведение ссудного счета, независимо от способа определения ее размера (в твердой сумме, в процентном отношении к размеру предоставленного кредита), является самостоятельным платежом за предоставленные банковские услуги, а не дополнительной процентной ставкой по выданным кредитам.

Ссудные счета не являются банковскими счетами по смыслу Гражданского кодекса, положений о правилах ведения бухучета в кредитных организациях и о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) и используются для отражения на балансе банка образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заемщикам и возврату ими денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными кредитными договорами. Соответственно, обязательное открытие банком заемщику текущего кредитного счета законом не предусмотрено, а ведение ссудного счета – обязанность банка, но не перед заемщиком, а перед Банком России, которая возникает в силу закона.

Таким образом, плата за проведение операций по обслуживанию ссудного счета организации является платой за услуги кредитной организации (банка), а не платой за пользование предоставленными денежными средствами, в связи с чем подлежит включению в состав внереализационных расходов на основании пп. 15 НК РФ. Схожая позиция представлена и в Постановлении ФАС ЦО от 11.12.2007 № А64-8262/06-19.

Статьей 29 Закона № 395-1 определено, что процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ограничений в отношении перечня видов услуг, оказываемых банками, для целей налогового учета налоговым законодательством не предусмотрено.

Плата за ведение ссудного счета и пользование кредитной линией не может быть квалифицирована как проценты по долговому обязательству в силу иного гражданско-правового основания возникновения и независимо от способа исчисления указанной платы, так как является платой за услуги, оказываемые банком заемщику в рамках кредитного договора. Проценты же по долговому обязательству – это плата за пользование денежными средствами, которые предоставляются заемщику на основании кредитного договора.

О других проблемах учета банковских комиссий Заслуживают внимания и другие (классические, если можно так выразиться) банковские сборы, связанные с предоставлением кредита, такие как: – комиссия за возмещение издержек, связанных с правовым обеспе-чением кредитного договора; – ежегодная комиссия за администрирование проекта; – разовая комиссия за услуги по выдаче кредита (чаще всего она указана в процентах). К ним подход также неоднозначен. Налоговые органы утверждают, что выплата подобных комиссий по кредитному договору не имеет экономического обоснования, поскольку осуществляется до получения кредита и независимо от его получения в дальнейшем.

Данный платеж не свидетельствует о несении расходов по долговому обязательству и не оправдывается получением кредита. Поскольку администрирование проекта и правовое обеспечение кредитного договора относятся к деятельности банка по обеспечению исполнения данного договора, спорные услуги оказаны банком для собственных нужд. А раз так, то компенсация чужих убытков не может быть признана для налогоплательщика экономически оправданной.

Налогоплательщики, понятно, думают иначе и успешно защищают свою позицию в суде. Так, в Постановлении от 16.03.2007 № А82-16032/2005-15 ФАС ВВО поддержал налогоплательщика, указав следующее: перечень расходов, которые могут быть включены в состав внереализационных, не ограничен. По условиям кредитного договора выплатил банку разовую комиссию в размере 1,3%, ежегодную комиссию за администрирование проекта и возмещение издержек, связанных с правовым обеспечением кредитного договора.

По условиям кредитного договора выплатил банку разовую комиссию в размере 1,3%, ежегодную комиссию за администрирование проекта и возмещение издержек, связанных с правовым обеспечением кредитного договора.

Арбитры сделали вывод: данные расходы по своей сути являются расходами, связанными с предоставлением кредита, и налогоплательщик обоснованно включил их в состав внереализационных (п. 2 ст. 252, НК РФ). Высший пилотаж Рассмотрим еще одно, наиболее интересное, на наш взгляд, судебное решение – Постановление ФАС МО от 08.02.2010 № КА-А40/84-10-П. Суть дела такова. Банк на определенных условиях обещал предоставить заявителю кредит для ремонта производственного оборудования (агрегатов по производству аммиака).

В соответствии с условиями кредитного соглашения общество взяло обязательство выплатить банку разовые комиссионные, что является необходимым предварительным условием рассмотрения банком заявления о выдаче кредита.

Денежные средства в сумме более 50 млн руб. были перечислены, а кредит вместе с тем выдан не был. Кроме того, при проведении проверки налоговые органы посчитали, что указанный платеж не является экономически обоснованным, поэтому уменьшить налогооблагаемую прибыль на него нельзя.

При этом контролеры указали: понятие «экономической обоснованности» расходов носит оценочный характер.

В данном случае уплата комиссии в сумме более 50 млн руб.

является экономически необоснованным расходом, поскольку кредит выдан не был, то есть банк, получив деньги, не предоставил обществу какое-либо встречное обязательство. В целях получения кредита общество могло выбрать иной банк.

Банковский кредит – денежная ссуда, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и уплаты кредитного процента. Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на пп.

25 п. 1 ст. 264, пп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 247, НК РФ, также указал: расход не может быть признан экономически обоснованным при условии, что кредит не предоставлен.

Однако аргументы налогоплательщика оказались более убедительными. Итак, в первую очередь он сослался на то, что расходы произведены во исполнение обязательств по соглашению, направленному на получение доходов.

Кроме того, отказ в выдаче кредита не аннулирует обязанность по уплате комиссии.

В пункте 1 НК РФ установлено, что под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вторым важным аспектом является деятельность банка: последний, обеспечивая свои доходы любым незапрещенным способом, вправе устанавливать комиссии, связанные с условиями предоставления займов.
Вторым важным аспектом является деятельность банка: последний, обеспечивая свои доходы любым незапрещенным способом, вправе устанавливать комиссии, связанные с условиями предоставления займов. (Кстати, с этими условиями заемщик, подписывая договор, был согласен.) Взимание комиссии для данного банка было обычным видом деятельности по отношению не только к заявителю, но и к иным субъектам.

Уплата комиссии является необходимым условием рассмотрения вопроса о предоставлении кредита. Оплата комиссионных расходов подтверждается выпиской банка.

Суд первой инстанции, признавая решение инспекции незаконным, применил ст. 252 НК РФ и указал, что расход учтен обоснованно, независимо от того, что кредит не был выдан. В свою очередь, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, сослался на пп.

25 п. 1 ст. 264, пп. 2 п. 1 ст.

265, ст. 247, НК РФ и сделал противоположный вывод: расход не может быть признан экономически обоснованным, если кредит не предоставлен.

И все же суд кассационной инстанции был на стороне налогоплательщика, отменив решение апелляции как не соответствующее ст.

252 НК РФ и судебно-арбитражной практике применения данной нормы по сходным отношениям уплаты комиссии. Отказ банка в выдаче кредита не влияет на экономическую обоснованность затрат, связанных с уплатой «банковской» комиссии за рассмотрение заявки на предоставление такого кредита.

Отказ банка в предоставлении кредита не влияет на экономическую обоснованность затрат. Так, согласно п. 1 НК РФ и Определению КС РФ от 16.12.2008 № 1072-О-О обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. В налоговом законодательстве не употребляется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Несколько слов про «изысканные» комиссии Перечисленными выше комиссиями банки не ограничиваются: в некоторых из них предусмотрена, например, комиссия за реструктуризацию кредита.

Рекомендуем прочесть:  Мо по ваш 3 крутицкий вал д 18 стр 2

К сведению Реструктуризация обязательств (реструктуризация долга) – это любое изменение в условиях погашения обязательств. Существуют различия между реструктуризацией кредитного портфеля в целом и реструктуризацией отдельного кредита. Реструктуризация кредита, которая влечет за собой изменение сроков и порядка погашения, обеспечения, комиссий и процентов по банковскому кредиту, является одним из видов реструктуризации долга.

Понятно, что в период неустойчивого финансового положения многие компании стремятся снизить размер периодических платежей по кредиту до комфортного уровня (или перенести срок погашения кредита).

Не исключено, что банк пойдет навстречу клиенту, однако подобная услуга должна быть оплачена. И (так же, как в перечисленных выше случаях) здесь имеет значение форма оплаты (фиксированный платеж или платеж в процентном выражении). Если комиссия за изменение условий кредита (реструктуризацию) в соглашении с банком указана в твердой сумме, в налоговом учете она учитывается в составе внереализационных (пп.

15 НК РФ) или прочих расходов, связанных с производством или реализацией (пп.

25 НК РФ), и в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Если комиссия за реструктуризацию установлена в соглашении в процентах от суммы задолженности, контролеры (обратите внимание) будут настаивать на своем – подобные комиссии представляют собой часть процентов по долговым обязательствам, нормируемым в целях налогообложения прибыли по ст.
Если комиссия за реструктуризацию установлена в соглашении в процентах от суммы задолженности, контролеры (обратите внимание) будут настаивать на своем – подобные комиссии представляют собой часть процентов по долговым обязательствам, нормируемым в целях налогообложения прибыли по ст.

269 НК РФ. Про это тоже надо знать Заканчивая разговор о различного рода банковских комиссиях, скажем еще об одной из них – так называемой плате за предоставление кредита, обеспеченного и не обеспеченного залогом. Бывает, что для получения кредита инвестор вынужден заключить договор залога. В этом случае затраты на оценку имущества, страхо-вание и нотариальное оформление уменьшают налогооблагаемую прибыль (Письмо Минфина России от 02.03.2006 № 03 03 04/4/42).

Однако если речь идет о единовременном фиксированном платеже, взыскиваемом банком с заемщика в связи с непредоставлением в имущества, мнение контролеров меняется на противоположное. Данный расход теряет статус обоснованного и в целях налогообложения прибыли не учитывается (Письмо Минфина России от 03.05.2007 № 03 03 06/1/257). Аналогичный подход наблюдается и в отношении платы, взимаемой банком с заемщика в случае, если тот не выполнил обязательства по страхованию залогового имущества.

По мнению Минфина, подмена факта страхования имущества, находящегося в залоге, установленным банком платежом не может быть признана в целях налогообложения прибыли экономически обоснованной. Что, собственно, понятно, ведь страхование имущества, находящегося в залоге, – это не право залогодателя, а его обязанность (Письмо от 04.09.2006 № 03 03 04/1/64).

Вместо заключения… …хотелось бы обратить внимание читателей на Письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03 03 06/1/824, в котором речь идет об учете расходов на оплату услуг банка, в том числе расходов в виде комиссии, размер которой установлен в стоимостном выражении и справочно в процентном отношении к общей сумме кредита. Чиновники отметили: если расходы в виде комиссионного вознаграждения банку в договоре указаны в стоимостном выражении, они (расходы) учитываются единовременно в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом Минфин совершенно не обратил внимания на указание в договоре (пусть справочно) процентного отношения к общей сумме кредита.

Что это, смена позиции? Вряд ли… скорее, просто невнимательное прочтение вопроса. Трудно предположить, что мнение Минфина в ближайшее время изменится, хотя такой подход контролеров явно указывает на неравное положение налогоплательщиков в одной и той же ситуации (суммы комиссионного вознаграждения, выраженного в процентном отношении, приравниваются к процентам по долговым обязательствам и учитываются в целях налогообложения прибыли по нормам, а та же комиссия, выраженная в твердой сумме, учитывается единовременно, причем в полной сумме).

А это противоречит НК РФ (напомним, законодательство о налогах и сборах должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения).

Может быть, когда-нибудь эта проблема будет решена. Сегодня же мы можем констатировать, что при возникновении спорных ситуаций по рассматриваемым вопросам у налогоплательщика есть хорошие шансы отстоять свою позицию в суде.

Вопрос: Организация заключила договор с банком об открытии кредитной линии.

Согласно договору, кроме процентов за пользование заемными средствами, уплачиваются следующие комиссионные платежи: — плата за открытие кредитной линии (1% от суммы максимального лимита кредитной линии); — плата за пользование лимитом кредитной линии (2% годовых от суммы неиспользованного лимита).

Расходами в виде процентов по долговым обязательствам признается сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (абз.

2 пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Указанные выше платежи рассчитываются по другому принципу и от другой базы.

Плата за открытие кредитной линии рассчитывается от суммы максимального лимита, а плата за пользование лимитом кредитной линии рассчитывается от суммы неиспользованного лимита, т.е. от суммы неполученных заемных средств. Таким образом, организация полагает, что данные платежи нельзя назвать процентом за фактическое время пользования заемными средствами.

Вправе ли организация включить эти платежи в состав внереализационных расходов в целях налога на прибыль как расходы на услуги, оказываемые банками, в соответствии с пп.

25 п. 1 ст. 264 НК РФ? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов в виде комиссионных платежей за открытие и пользование лимитом кредитной линии в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее. Согласно пп. 2 п. 2.2 Положения о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 31.08.1998 № 54-П, предоставление (размещение) банком денежных средств клиентам банка осуществляется открытием кредитной линии, т.е.

заключением соглашения/договора, на основании которого клиент-заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств при соблюдении одного из условий, установленных пп.

2 п. 2.2 вышеуказанного Положения.

В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных ст.

269 НК РФ. Так, ст. 269 НК РФ установлен порядок определения предельного размера процентов, учитываемых организацией-заемщиком для целей налогообложения прибыли организаций.

Таким образом, в случае если плата за открытие кредитной линии и комиссионное вознаграждение организации-кредитора за часть не использованного организацией-заемщиком по открытой ей кредитной линии лимита денежных средств выражены в процентном соотношении, то расходы в виде такого комиссионного вознаграждения организации-заемщику следует учитывать для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов.

В случае если такие выплаты представляет собой фиксированную величину, выраженную в абсолютном выражении, то расходы в виде такого комиссионного вознаграждения организации-заемщику следует учитывать для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Одновременно сообщаем, что согласно п.

11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 № 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН

Как отразить в учете расходы на открытие кредитной линии

Открыв кредитную линию, организация получает возможность использовать в течение определенного периода кредиты в пределах согласованной суммы (подп. 2 п. 2.2 Положения ЦБ РФ от 31 августа 1998 г.

№ 54-П). Для открытия кредитной линии организация формирует пакет документов, который представляет в кредитный отдел банка.

Перечень документов для открытия кредитной линии каждый банк устанавливает самостоятельно. При открытии кредитной линии могут возникнуть следующие расходы: – единовременные комиссии и платежи (плата за открытие кредитной линии, за открытие ссудного счета и т.

д.); – комиссии и платежи, неоднократно взимаемые за расчетные периоды (проценты за пользование кредитом, плата за пользование лимитом кредитной линии, за проведение операций по ссудному счету, проценты за неиспользованную часть кредита и т. д.). Перечень и размер комиссий определяется банком и фиксируется в договоре.

Бухучет В зависимости от срока предоставления кредитной линии расчеты отражают по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Однако Инструкцией к плану счетов не предусмотрен учет платежей по сопровождению кредитной линии (за открытие счета, проценты за неиспользованную часть кредита, за пользование лимитом и т.

д.) на счете 66 или 67. Эти расходы учитывайте на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Данные затраты включите в состав прочих расходов в сумме комиссий, начисленных к уплате по договору (п. 7 ПБУ 15/2008): Дебет 91-2 Кредит 76 – начислена комиссия за открытие кредитной линии (проценты за неиспользованную часть кредита, за пользование лимитом кредитной линии и т.

д.). Пример отражения в бухучете расходов по открытию кредитной линии ЗАО «Альфа» заключило договор с банком на открытие кредитной линии для пополнения оборотных средств сроком на шесть месяцев.

4 августа банк перечислил на расчетный счет «Альфы» 3 000 000 руб.

По условиям договора плата за открытие кредитной линии составляет 1 процент от суммы лимита, проценты за пользование кредитом составляют 11 процентов годовых, комиссия за проведение операций по ссудному счету составляет 1,5 процента годовых.

4 августа бухгалтер «Альфы» сделал проводки: Дебет 91-2 Кредит 76 – 30 000 руб.

(3 000 000 руб. ? 1%) – начислена плата за открытие кредитной линии; Дебет 76 Кредит 51 – 30 000 руб. – перечислена плата за открытие кредитной линии; Дебет 51 Кредит 66 субсчет «Расчеты по основной сумме долга» – 3 000 000 руб. – поступили деньги на расчетный счет.

31 августа бухгалтер начислил и перечислил проценты за получение и пользование кредитом: Дебет 91-2 Кредит 66 субсчет «Расчеты по процентам к уплате» – 25 246 руб.

– начислены проценты к уплате по основному долгу; Дебет 66 субсчет «Расчеты по процентам к уплате» Кредит 51 – 25 246 руб.

– перечислены проценты по основному долгу; Дебет 91-2 Кредит 76 – 3443 руб. – начислена комиссия за проведение операций по ссудному счету; Дебет 76 Кредит 51 – 3443 руб.

– перечислена комиссия за проведение операций по ссудному счету. ОСНО Ситуация: как учесть при расчете налога на прибыль расходы на выплату комиссионного вознаграждения банку за открытие кредитной линии и ее обслуживание (по нормам или в размере фактически произведенных расходов)?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какая форма выплаты комиссионного вознаграждения предусмотрена в договоре с банком. Если в договоре банковская комиссия зафиксирована в виде твердой суммы (в рублях), то такую выплату учтите в составе расходов в полной сумме. Данные затраты включите в состав: – прочих расходов, если они связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (подп.

25 п. 1 ст. 264 НК РФ); – внереализационных расходов, непосредственно не связанных с производством и реализацией (подп.

15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Если же сумма вознаграждения определена в процентах от размера кредита, то такую выплату учтите в составе внереализационных расходов (как расходы в виде процентов) (подп.

2 п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом нужно соблюдать ограничения, установленные статьей 269 Налогового кодекса РФ. Такая точка зрения подтверждается письмами Минфина России от 24 мая 2013 г. № СА-4-9/9466, от 19 августа 2010 г.

№ 03-03-06/1/561, от 27 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/776 и ФНС России от 24 мая 2013 г. № СА-4-9/9466. См. также Совет: есть аргументы, позволяющие учитывать комиссионное вознаграждение как расходы на оплату услуг банка независимо от формы его выплаты.

Они заключаются в следующем. Проценты по долговым обязательствам и затраты на оплату услуг банка отличаются по своей экономической сущности. Они являются самостоятельными видами расходов и не должны отождествляться. Первые представляют собой плату за пользование заемными средствами, вторые – плату за оказание возмездных услуг.

По правилам статьи 269 Налогового кодекса РФ признаются (нормируются) только проценты по долговым обязательствам (подп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ). Что касается расходов на оплату банковских услуг, то их состав Налоговый кодекс РФ не конкретизирует и не ограничивает.

Следовательно, на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265, подпункта 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ организация может учесть любые вознаграждения банкам, которые экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом порядок расчета комиссионного вознаграждения (в виде фиксированного платежа или в виде процентов) значения не имеет. Арбитражная практика подтверждает, что комиссионное вознаграждение банку за открытие кредитной линии и ее обслуживание можно учесть при расчете налога на прибыль в полной сумме.

То есть без ограничений, установленных статьей 269 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 8 июля 2009 г. № ВАС-8042/09, постановления ФАС Поволжского округа от 17 марта 2009 г. № А57-22510/2007, Северо-Западного округа от 15 июня 2009 г.

№ А13-9281/2008, от 16 апреля 2008 г. № А56-8747/2007, Уральского округа от 10 октября 2006 г. № Ф09-9113/06-С7, Западно-Сибирского округа от 11 января 2006 г.

№ Ф04-9281/2005(18261-А27-35)). Ситуация: какую ставку рефинансирования использовать при расчете предельной величины процентов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль? Организация получает деньги по договору кредитной линии в несколько этапов В данном случае действуют общие правила использования ставки рефинансирования при расчете предельной величины процентов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Здесь возможны две ситуации. 1. Договор не предусматривает изменения ставки по кредиту. Тогда при изменении ставки рефинансирования применяется ставка рефинансирования, установленная на момент получения денежных средств.

2. Договор предусматривает изменение ставки по кредиту.

В этом случае при изменении ставки рефинансирования расчет нужно делать исходя из ставки, которая действует на дату признания расходов в виде процентов.

Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ. Каких-либо исключений для получения средств по кредитной линии в несколько этапов она не содержит.

Ситуация: должен ли банк выставлять счета-фактуры на суммы комиссий, связанных с предоставлением кредитной линии (за открытие, ведение ссудного счета, проценты за неиспользованный остаток кредитной линии)?

Ответ: нет, не должен. Операции, непосредственно связанные с открытием кредитной линии (сам кредит, открытие и ведение ссудного счета, начисление процентов), освобождены от НДС (подп.

3 п. 3 ст. 149 НК РФ). По операциям, освобожденным от налогообложения по статье 149 Налогового кодекса РФ, банкам счет-фактуру составлять не нужно (п. 4 ст. 169 НК РФ). УСН Ситуация: как организации на упрощенке учесть расходы на выплату комиссионного вознаграждения банку за выдачу кредита, обслуживание кредитной линии (по нормам или в размере фактически произведенных расходов)? Ответ на этот вопрос зависит от того, какая форма выплаты комиссионного вознаграждения предусмотрена в договоре с банком.

Если в договоре банковская комиссия зафиксирована в виде твердой суммы (в рублях), то такую выплату учтите в составе расходов при расчете единого налога в полной сумме (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Это объясняется тем, что фиксированные платежи представляют собой оплату за услуги банка.

А поскольку данный подпункт не конкретизирует и не ограничивает состав таких расходов, фиксированные платежи можно включить в состав расходов. Если же сумма вознаграждения определена в процентах от размера кредита, то такую выплату учтите как расходы в виде процентов по долговым обязательствам (подп.

9 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п.

1 ст. 265 НК РФ). При этом нужно соблюдать ограничения, установленные статьей 269 Налогового кодекса РФ (п.

2 ст. 346.16 НК РФ). Такая точка зрения отражена в письме ФНС России от 24 мая 2013 г.

№ СА-4-9/9466. Несмотря на то что разъяснения посвящены уплате налога на прибыль, логику, изложенную в письме, можно применять и при расчете единого налога при упрощенке (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Совет: есть аргументы, позволяющие учитывать комиссионное вознаграждение как расходы на оплату услуг банка независимо от формы его выплаты.

Они заключаются в следующем. Проценты по долговым обязательствам и затраты на оплату услуг банка отличаются по своей экономической сущности.

Они являются самостоятельными видами расходов и не должны отождествляться. Первые представляют собой плату за пользование заемными средствами, вторые – плату за оказание возмездных услуг.

По правилам статьи 269 Налогового кодекса РФ признаются (нормируются) только проценты по долговым обязательствам (подп. 9 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ).

Что касается расходов на оплату банковских услуг, то их состав Налоговый кодекс РФ не конкретизирует и не ограничивает.

Следовательно, организация может учесть любые вознаграждения банкам, которые экономически обоснованны и документально подтверждены (п.

2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом порядок расчета комиссионного вознаграждения (в виде фиксированного платежа или в виде процентов) значения не имеет.

Арбитражная практика подтверждает, что комиссионное вознаграждение банку за выдачу кредита (обслуживание кредитной линии) можно учесть при налогообложении в полной сумме. То есть без ограничений, установленных статьей 269 Налогового кодекса РФ (подп. 9 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Такая точка зрения высказана в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2008 г. № А56-8747/2007, Уральского округа от 10 октября 2006 г. № Ф09-9113/06-С7, Западно-Сибирского округа от 11 января 2006 г.

№ Ф04-9281/2005(18261-А27-35) и Московского округа от 2 августа 2005 г. № КА-А40/7021-05. Несмотря на то что судебные решения касаются расчета налога на прибыль, выводы, сделанные в них, можно применить и в отношении единого налога при упрощенке (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). ЕНВД Открытие кредитной линии для ведения операций, облагаемых ЕНВД, не является самостоятельным видом деятельности (п.

2 ст. 346.26 НК РФ). Проценты по кредитной линии на расчет единого налога повлиять не могут (ст.

346.29 НК РФ). ОСНО и ЕНВД Порядок учета всех расходов, связанных с открытием и обслуживанием кредитной линии, зависит от целей, на которые израсходованы заемные средства.

Если заем получен для ведения операций, облагаемых ЕНВД, расходы по кредитной линии на расчет единого налога и налога на прибыль не повлияют.

Если заем получен для деятельности организации на общей системе налогообложения, проценты включите в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Если назначение займа невозможно связать с каким-либо одним видом деятельности, сумму процентов нужно распределить (п.

9 ст. 274 НК РФ). Если на момент оплаты расходов цели использования кредита неизвестны, считается, что нельзя определить вид деятельности, к которому он относится, и сумма процентов также распределяется. Об этом сказано в письме Минфина России от 20 февраля 2008 г. № 03-11-04/2/40. Чтобы распределить сумму процентов, определите долю доходов, полученных от разных видов деятельности.

Сумму процентов, которая относится к общей системе налогообложения, учтите при расчете налога на прибыль в составе внереализационных расходов в пределах норм (п. 1 ст. 269, подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Об учете в расходах в целях налога на прибыль комиссии банка за открытие кредитной линии

Важное 23 ноября 2015 г.

14:10 Письмо Минфина от 25.08.2015 г.

N 03-03-06/1/48855 Подробнее о документе ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 25.08.2015 № 03-03-06/1/48855 Вопрос: ЗАО (далее — Общество) просит дать разъяснение о порядке учета комиссий по договору об открытии кредитной линии в составе расходов в целях налога на прибыль организаций. Общество заключило с банком договор об открытии кредитной линии.

В соответствии с условиями кредитования по договору помимо выплаты основной суммы долга, а также процентов на нее. Общество уплачивает банку следующие комиссии: 1.

Комиссии, рассчитываемые в процентах от максимальной суммы кредитования.

  1. вознаграждение за продление срока действия договора кредитной линии — уплачивается в случае продления срока действия договора в размере процента от максимальной суммы кредитования несколькими частями в соответствии с графиком платежей.
  2. плата за резервирование денежных средств (вознаграждение за кредитную линию) — уплачивается независимо от того, были ли денежные средства востребованы Обществом в полном размере, рассчитывается как процент от максимальной суммы кредитования и уплачивается несколькими частями в соответствии с графиком платежей;

2. Комиссии, рассчитываемые в процентах от суммы неиспользованного лимита кредитования.

  1. комиссия за принятые обязательства (вознаграждение за кредитное обязательство, плата за пользование лимитом кредитной линии) — уплачивается ежемесячно в размере годового процента от неиспользованного лимита кредитования.

3. Комиссии, рассчитываемые в процентах от досрочно погашенной суммы кредита.

  1. плата за досрочный возврат кредита — уплачивается одновременно с платежом по досрочному погашению ссудной задолженности по кредиту, рассчитывается как годовой процент от досрочно возвращаемой суммы кредита за период, начиная с фактической даты погашения суммы кредита, до плановой даты ее погашения.

Вправе ли Общество включать указанные комиссии в расходы в целях исчисления налога на прибыль без учета ограничений, установленных в ст.269 НК РФ как комиссии, не связанные с суммой долгового обязательства? Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее. Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, относятся, в том числе расходы на оплату услуг банков.

Пунктом 3 статьи 43 НК РФ установлено, что процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, полученный по долговому обязательству любого вида, независимо от способа его оформления.В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ. Таким образом, в случае если расходы на комиссионное вознаграждение соответствуют определению статьи 43 НК РФ, то такие расходы организации учитываются в порядке, установленном статьей 269 НК РФ. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента А.С.Кизимов Источник: Хиты законодательства: 1999-2021 все самое лучше: инфо: подписка: Наши проекты: Отключить мобильную версию

Выпуск от 15 апреля 2011 года

()Подборка по материалам информационного банка «Финансист» системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.Организация заключила договор с банком об открытии кредитной линии.

Согласно договору, кроме процентов за пользование заемными средствами, уплачиваются следующие комиссионные платежи: — плата за открытие кредитной линии (1% от суммы максимального лимита кредитной линии); — плата за пользование лимитом кредитной линии (2% годовых от суммы неиспользованного лимита). Расходами в виде процентов по долговым обязательствам признается сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (абз.

2 пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Указанные выше платежи рассчитываются по другому принципу и от другой базы. Плата за открытие кредитной линии рассчитывается от суммы максимального лимита, а плата за пользование лимитом кредитной линии рассчитывается от суммы неиспользованного лимита, т.е. от суммы неполученных заемных средств.

Таким образом, организация полагает, что данные платежи нельзя назвать процентом за фактическое время пользования заемными средствами. Вправе ли организация включить эти платежи в состав внереализационных расходов в целях налога на прибыль как расходы на услуги, оказываемые банками, в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ?Согласно пп.

2 п. 2.2 Положения о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 31.08.1998 N 54-П, предоставление (размещение) банком денежных средств клиентам банка осуществляется открытием кредитной линии, т.е. заключением соглашения/договора, на основании которого клиент-заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств при соблюдении одного из условий, установленных пп. 2 п. 2.2 вышеуказанного Положения.

В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы). В соответствии с пп. 2 п. 1 ст.

265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ. Так, ст. 269 НК РФ установлен порядок определения предельного размера процентов, учитываемых организацией-заемщиком для целей налогообложения прибыли организаций.

Таким образом, в случае если плата за открытие кредитной линии и комиссионное вознаграждение организации-кредитора за часть не использованного организацией-заемщиком по открытой ей кредитной линии лимита денежных средств выражены в процентном соотношении, то расходы в виде такого комиссионного вознаграждения организации-заемщику следует учитывать для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп.

2 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов.

В случае если такие выплаты представляет собой фиксированную величину, выраженную в абсолютном выражении, то расходы в виде такого комиссионного вознаграждения организации-заемщику следует учитывать для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+