Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Решение о крупной сделке на какой срок

Решение о крупной сделке на какой срок

Решение о крупной сделке на какой срок

Срок действия согласия на совершение сделки

Действующий Значимым компонентом института согласия на совершение сделки выступает темпоральная составляющая, при этом временной аспект дачи согласия весьма многогранен. В поле зрения законодателя, в том числе, попадают моменты времени, необходимого в силу закона согласования до или после совершения сделки (так, и ГК РФ, ФЗ от 26 декабря 1995 г.

N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) устанавливают необходимость предварительного «санкционирования») сроков рассмотрения запроса о даче согласия (см. по этому поводу, в частности, ФЗ от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), и ФЗ от 3 ноября 2006 г.

N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», ФЗ от 24 апреля 2008 г.

N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Актуальной является и проблема временных «границ» действия предварительного согласия на совершение сделки (прежде всего, в плане оценки действительности сделки при ее совершении спустя значительный период времени после дачи согласия).

«Конкретизация срока действия согласия, — небеспочвенно заявляет Е.А.

Воробьева, — положительно повлияет на регулирование сделок, требующих согласия (одобрения) третьих лиц, внесет четкость в их правовое регулирование.

Необходимость введения таких норм подтверждается правоприменительной практикой.».

Однако ГК, включающий общие положения о согласии на совершение сделки (ст.

157.1 и др.), к сожалению, оставляет затронутый ракурс за скобками (что в немалой степени обусловлено разнообразием субъектов дачи согласия, объективно препятствующим формулированию единых правил). Тем не менее анализируемый вопрос все-таки имеет прямое нормативное отражение в рамках централизованной регламентации, пускай и фрагментарное (когда конкретный срок действия согласия на совершение сделки устанавливается для определенных случаев дачи согласия); при этом наблюдается терминологический разнобой при формулировании соответствующих положений (используются фразы «решение имеет силу», «решение действительно» и т.д.).

В частности, о юридической силе (в темпоральном аспекте) решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимаемого высшим управленческим органом хозяйственного общества, четко говорится в Закона об АО и Закона об ООО. Содержащиеся в них положения, рассчитанные на ситуации одобрения сделки (сделок) между обществом и заинтересованным лицом, которая может быть совершена в будущем в процессе осуществления обществом его обычной хозяйственной деятельности (т.е. «стандартной» сделки, совершение которой предполагается в перспективе), в числе прочего устанавливают, что решение общего собрания имеет силу: применительно к акционерным обществам — до следующего годового общего собрания акционеров; для обществ с ограниченной ответственностью — до следующего очередного общего собрания участников, если иное не предусмотрено решением.

Тем самым акционерный закон определяет срок действия решения об одобрении сделки императивным образом, тогда как об ООО допускает отступление от общего правила, им предусмотренного. Срочным также является решение антимонопольного органа о даче согласия на осуществление сделок и иных действий, подлежащих государственному контролю.

В соответствии с ФЗ от 26 июля 2006 г.

N 135-ФЗ «О защите конкуренции» данное решение прекращает свое действие, если сделки, иные действия не осуществлены в течение года с даты принятия административного акта (а значит, для осуществления таких действий потребуется повторное прохождение процедуры согласования с антимонопольным органом).

Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель оговаривает необходимость осуществления (а не просто совершения) сделок и других действий в течение годичного срока; это дает повод для утверждения об обязательности именно фактической реализации совершенной сделки в той ее части, которая подпадает под государственный контроль (т.е. в части приобретения голосующих акций или доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, приобретения в собственность основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта и т.п.). Таким образом, исполнение, к примеру, обязанности по передаче акций покупателю по истечении годичного срока, невзирая на заключение договора купли-продажи акций в период действия решения антимонопольного органа, оказывается нарушением предписаний антимонопольного законодательства.

Общепринятым в литературе является обоснование введения годичного срока тем, что «. согласно ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год».

Избрание антимонопольным законодательством варианта определения временного интервала по аналогии с ГК видится вполне вероятным (но это, подчеркнем, совершенно не свидетельствует о сущностной корреляции назначения данных сроков). Срок действия согласия предусмотрен и Порядком предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, крупных сделок (утв. приказом Росгидромета от 23 ноября 2010 г.

N 388). Согласно п. 10 указанного акта решение о предварительном согласии на совершение крупной сделки (либо об отказе в предварительном согласии) действительно в течение трех месяцев со дня его принятия (в отличие от предыдущего случая срок, как видим, здесь значительно короче).

Временной интервал действия согласия на совершение сделки может оговариваться в формате индивидуальной (локальной) регламентации, в первую очередь, посредством установления соответствующего срока лицом (органом), дающим согласие (с закреплением положений о сроке в акте, оформляющем согласие). Иногда законодатель (или правоприменитель) непосредственно упоминает о данном механизме определения срока действия согласия, при этом указание срока может носить как обязательный, так и добровольный (инициативный) характер. Например, ФЗ закон от 29 апреля 2008 г.

N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» предусматривает, что сделки, влекущие за собой установление контроля иностранными инвесторами над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, подлежат предварительному согласованию с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ; последняя, в соответствии с указанного ФЗ, определяет (причем по смыслу закона — в обязательном порядке) срок действия решения о предварительном согласовании сделки на основании предложения заявителя и указывает его в данном решении.

N 57-ФЗ

«О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

предусматривает, что сделки, влекущие за собой установление контроля иностранными инвесторами над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, подлежат предварительному согласованию с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ; последняя, в соответствии с указанного ФЗ, определяет (причем по смыслу закона — в обязательном порядке) срок действия решения о предварительном согласовании сделки на основании предложения заявителя и указывает его в данном решении. Отметим, что определенный таким образом срок исчисляется со дня оформления решения уполномоченным органом ( Правил осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утв.

Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 838). Не исключается возможность установления срока действия «санкционного» акта в инициативном порядке.

Более того, для целого ряда случаев это может быть крайне востребованным. Так, временной фактор приобретает важное звучание применительно к совершаемым юридическим лицом «экстраординарным» сделкам (крупным и в совершении которых имеется заинтересованность), ибо цена имущества — предмета одобряемой сделки (определяемая исходя из рыночной стоимости) с течением времени может поменяться (порой весьма существенно); логичным средством недопущения злоупотреблений со стороны исполнительных органов («затягивание» совершения сделки и т.п.) является установление срока действия корпоративного акта об одобрении сделки.

Отрадно, что Пленум ВАС РФ в п.

7 постановления от 16 мая 2014 г. N 28

«О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью»

прямо указал на допустимость установления в решении об одобрении срока действия такого одобрения, попутно разъяснив, что надлежаще одобренной в этом случае считается только сделка, совершенная в пределах установленного срока. В свете изложенного стоит акцентировать внимание на неудачной редакции Закона об АО, предусматривающего, что решение общего собрания акционеров может содержать указание о сроке, по истечении которого оно не подлежит исполнению; правда, законодатель серьезно сужает (и, думается, не совсем оправданно) сферу применения этой нормы, вводя закрытый перечень вопросов, действие решений по которым может быть темпорально ограничено (к их числу относятся вопросы: а) о реорганизации общества; б) об увеличении и уменьшении его уставного капитала; в) о дроблении и консолидации акций).

Более уместно и полезно, по нашему мнению, во-первых, непосредственное включение в данный список вопросов об одобрении «экстраординарных» сделок (принимая, в том числе, в расчет новейшую судебную практику, о которой речь пойдет далее) и, во-вторых, формулирование перечня вопросов неисчерпывающим образом. Предварительное разрешение со стороны органа опеки и попечительства, среди прочего, требуется на распоряжение опекуном (попечителем) некоторыми доходами подопечного ( ГК). При этом в условиях пробельности законодательства относительно срока действия разрешения и в целях оптимизации работы органов опеки и попечительства Минобрнауки РФ в письме от 31 августа 2010 г.

N 06-364

«О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»

констатирует возможность органов опеки и попечительства рассмотреть вопрос о выдаче разрешений на расходование денежных средств подопечного на весь период осуществления опеки или попечительства либо на определенный срок, например на один год (). Наконец, стоит иметь в виду, что срок действия согласия на совершение сделки (не определенный в формате централизованного и децентрализованного регулирования) может вытекать из существа отношений (исходя из целевой направленности согласования совершения сделки, особенностей взаимодействия лиц (органов), участвующих в процессе согласования, других факторов). Так, при неуказании в решении уполномоченного органа хозяйственного общества об одобрении крупной сделки и сделки с заинтересованностью срока его действия суды в настоящее время придерживаются позиции, в соответствии с которой «.с учетом ежегодного характера отчета органов управления общества о своей деятельности перед участниками .

одобрение считается действующим в течение одного года с даты его принятия, если иной срок не вытекает из существа и условий одобренной сделки» (п.

7 постановления Пленума ВАС РФ

«О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью»

). Нельзя не заметить, что предложенная трактовка знаменует пересмотр прежнего («либерального») подхода ВАС РФ.

В частности, предметом анализа высшей судебной инстанции стала ситуация совершения 18 ноября 2005 г. между ООО «ВДК-Инвест» (продавцом) и ООО «Волга-Днепр-Москва» (покупателем) крупной сделки — договора купли-продажи акций, хотя решение о совершении сделки по отчуждению акций было принято на внеочередном общем собрании участников ООО «ВДК-Инвест» 13 октября 2002 г.

между ООО «ВДК-Инвест» (продавцом) и ООО «Волга-Днепр-Москва» (покупателем) крупной сделки — договора купли-продажи акций, хотя решение о совершении сделки по отчуждению акций было принято на внеочередном общем собрании участников ООО «ВДК-Инвест» 13 октября 2002 г. (т.е. задолго до даты совершения сделки); суд, сославшись на то, что об ООО не ограничивает срок, в течение которого может быть реализована воля общего собрания участников на совершение крупной сделки, пришел к выводу о том, что заключение договора купли-продажи акций спустя три года с момента принятия собранием соответствующего решения не противоречит закону (определение ВАС РФ от 4 июля 2007 г. N 4867/07 по делу N А40-4585/06-134-43).

Данный интерпретационный подход вступает в явное противоречие с ограничительной линией, избранной в упоминавшемся постановлении Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 г.

N 28. Другой пример «смыслового» определения разбираемого срока — его ограничение «. периодом действия договора, где согласие выступает производным элементом, необходимым условием дальнейшей судьбы последующего договора (например, согласие арендодателя, данное арендатору на заключение договора субаренды, действует в пределах срока первоначального договора аренды)».

Как известно, суды исходят из того, что в условиях неустановления в ГК порядка и формы дачи арендодателем согласия на совершение арендатором распорядительных сделок

«по воле сторон договора аренды согласие арендодателя может быть выражено в самом договоре, что освобождает арендатора от обязанности получать такое согласие на каждую конкретную сделку»

; логично, что «генеральное» согласие сохраняет силу в течение всего срока действия арендного договора (если, конечно, иное не предусмотрено соглашением сторон). Рассмотренные положения, выработанные применительно к аренде, могут быть соответственно перенесены и на многие иные договорные конструкции (договор ссуды, найма жилого помещения и пр.), содержащие требование о согласовании совершаемых стороной договора «производных» сделок. Вопрос о сроке действия согласия напрямую связан с проблематикой отзыва согласия, от нормирования которой законодатель, опять же, в конечном итоге устранился (хотя проект ГК содержал на этот счет достаточно рациональные положения).

Невзирая на такое «молчание», полагаем верным постулирование того, что предписания ст. 157.1 ГК

«.никоим образом не устанавливают запрет на отзыв согласия ., необходимого в силу закона, если отзыв согласия не противоречит сущности соответствующего правоотношения»

.

Данная установка получила определенную поддержку и в судебной практике: так, в постановлении ФАС Московского округа от 3 августа 2005 г. N КГ-А40/6737-05 отмечается, что «действия Департамента по отзыву согласия на передачу помещения в субаренду соответствуют положениям , ГК РФ, в соответствии с которыми собственник или уполномоченное им лицо вправе сдавать имущество в аренду, распоряжаясь своим имуществом по своему усмотрению.

. По смыслу , ГК РФ согласование договора субаренды не порождает для Департамента никаких прав и обязанностей», а потому арендодатель вправе отозвать свое согласие на сдачу имущества в субаренду до заключения указанного договора. Но, повторимся, «аннулирование» согласия может противоречить существу отношений. Думается, частной вариацией такого недопустимого противоречия является рассмотренная ситуация закрепления согласия (общего либо на осуществление конкретных действий) в договоре (ибо договорный способ фиксации согласия препятствует произвольному пересмотру позиции по поводу «санкционирования» совершения сделки).

1. Воробьева Е.А. Правовое регулирование сделок, требующих согласия (одобрения) третьих лиц // Журнал российского права.

2012. N 3. 2. Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». М.: Деловой двор, 2010. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Сделки. Решения собраний. Представительство и доверенность. Сроки. Исковая давность. Постатейный комментарий к главам 9-12 / под ред.
Сроки. Исковая давность. Постатейный комментарий к главам 9-12 / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2013.

4. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» / под ред.

В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. М.: Норма; Инфра-М, 2013. 5. Макарова О.А.

Недействительность сделки, совершенной без согласия // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 5. 6. Макарова О.А., Баринов А.М., Лебедев К.К.

Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Конкурентное право.

2013. N 4. Ю.С. Поваров, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета «Законы России: опыт, анализ, практика», N 1, январь 2015 г. ───────────────────────────────────────────────────────────────────────── *(1) Полностью соглашаясь с О.А.

Макаровой в части того, что «согласие и уведомление — разные понятия» (вследствие чего институт согласия не рассчитан на случаи обязательного соблюдения разного рода уведомительных процедур при совершении сделок), поставим, однако, под сомнение безусловность авторского утверждения о неприменении ст. 157.1 ГК при необходимости согласования сделки (например, в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 г.

N 57-ФЗ) (см.: Макарова О.А. Недействительность сделки, совершенной без согласия // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 5). *(2) СЗ РФ. 1996.

N 1. ст. 1. *(3) СЗ РФ. 1998. N 7. ст. 785. *(4) СЗ РФ. 2006.

N 45. ст. 4626. *(5) Воробьева Е.А. Правовое регулирование сделок, требующих согласия (одобрения) третьих лиц // Журнал российского права. 2012. N 3. С. 115. *(6) Закон об АО предусматривает, что в данном решении должна быть также указана предельная сумма, на которую может быть совершена одобряемая сделка (сделки).

Следовательно, в решении, с учетом правил Закона, надлежит «озвучить» и цену каждой одобряемой сделки, что не совсем объяснимо, когда речь идет об одобрении отдельной сделки (обозначение ее цены приводит к бессмысленности закрепления предельной суммы).

*(7) СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1).

ст. 3434. *(8) См.: Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». М.: Деловой двор, 2010; Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» / под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. М.: Норма; Инфра-М, 2013; Макарова О.А., Баринов А.М., Лебедев К.К.
М.: Норма; Инфра-М, 2013; Макарова О.А., Баринов А.М., Лебедев К.К.

Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Конкурентное право. 2013. N 4. *(9) СЗ РФ. 2008. N 18.

ст. 1940. *(10) Вестник ВАС РФ. 2014. N 6. *(11) Вестник образования.

2010. N 19. *(12) При применении данных разъяснений следует учитывать последние изменения, внесенные в ГК (расходование сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иных выплачиваемых на содержание подопечного средств теперь не сопряжено с необходимостью согласования с органом опеки и попечительства). *(13) Воробьева Е.А. Указ. соч. С. 115. *(14) См.: Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г.

N 66

«Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»

// Вестник ВАС РФ. 2002. N 3, а также постановление ФАС Поволжского округа от 24 июля 2013 г.

по делу N А55-28318/2012, постановление ФАС Уральского округа от 15 февраля 2012 г.

N Ф09-8975/11 по делу N А50-14675/2011, постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 сентября 2007 г.

по делу N А56-45521/2006. *(15) Им предусматривалось, что: 1) до совершения сделки предварительное согласие на нее может быть отозвано в том же порядке, в каком оно дано; 2) право на отзыв согласия может быть ограничено законом или соглашением с лицом, управомоченным давать согласие; 3) лицо, отозвавшее свое согласие, несет риск неблагоприятных имущественных последствий, вызванных отзывом согласия. *(16) Гражданский кодекс Российской Федерации.

Сделки. Решения собраний. Представительство и доверенность. Сроки. Исковая давность. Постатейный комментарий к главам 9-12 / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2013.

С. 33 (автор — А.В. Демкина). *(17) Примечательно, что в споре, ставшем предметом изучения в п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г.

N 66, арендодатель как раз и возражал против перенайма прав и обязанностей арендатора (несмотря на наличие в договоре общего согласия арендодателя на совершение арендатором действий распорядительного плана).

Как изменились правила одобрения сделок для ООО

Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ в законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью были внесены изменения, устанавливающие новые правила одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Указанные изменения не являются революционными, а скорее закрепляют подходы, выработанные судебной практикой, и, тем не менее, могут быть оценены как весьма полезные, поскольку позволяют снять ряд вопросов, ответы на которые раньше могли быть найдены только в судебных актах, при том что последние не всегда отличались единообразием. Настоящая статья посвящена изменениям, внесенным в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – «Закон об ООО») в части совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок и оценке их практической значимости.

Первым изменением, на которое стоит обратить внимание, является замена аффилированных лиц на лицо контролирующее и подконтрольное. Согласно легальному определению, приведенному в п. 1 ст. 45 Закона об ООО контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица. Соответственно, теперь для целей определения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, необходимо ориентироваться не на аффилированность лиц, а на лиц, признаваемых контролирующими, при этом перечень оснований, исходя из которых определяется заинтересованность, стал закрытым и не может быть уточнен в уставе компании.

В целом дефиниция, приведенная в законе, является достаточно понятной, вместе с тем, представляется, что на практике могут возникнуть сложности с определением контролирующих лиц, поскольку информация о заключаемых компаниями соглашениями, касающихся возможности осуществления контроля, не всегда может быть открыта и доступна, в отличие, например от данных ЕГРЮЛ, позволяющих четко установить процент владения долей в уставном капитале.

Лица, признаваемые заинтересованными в совершении сделок обществом, теперь должны доводить информацию о так называемой потенциальной заинтересованности не только до сведения общего собрания участников общества, но и до сведения совета директоров – в случае его образования. Важнейшим с практической точки зрения изменением следует признать отмену обязательного предварительного согласия на совершение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. По новым правилам Общество (в лице единоличного исполнительного органа) обязано извещать о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, незаинтересованных участников, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) – также незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Указанные извещения направляются в порядке, предусмотренном для извещения участников общества о проведении общего собрания его участников.

Член совета директоров, а также участники (участник), доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества, получившие извещение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также генеральный директор, вправе потребовать получения согласия на совершение сделки.
Член совета директоров, а также участники (участник), доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества, получившие извещение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также генеральный директор, вправе потребовать получения согласия на совершение сделки.

Помимо направления извещения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, компания обязана вести отчет о заключенных в отчетном году сделках. Отчет утверждается единоличным исполнительным органом общества, а также советом директоров (наблюдательным советом) общества и ревизионной комиссией (ревизором) общества в случае, если их создание предусмотрено уставом. Такой отчет предоставляется для ознакомления всем, лицам, имеющим право участвовать в годовом общем собрании участников общества, при подготовке к его проведению.

Федеральный закон № 343-ФЗ также внес коррективы в Закон об ООО в части определения органа, к компетенции которого относится согласование сделок с заинтересованностью. Ранее сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, требовали одобрения общего собрания участников общества, по новым правилам согласие на совершение сделки может быть получено от общего собрания участников, а в случаях, если цена сделки или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, не превышает 10 процентов балансовой стоимости активов общества также от совета директоров общества, в случае его образования в компании. Уставом общества (на основании единогласного решения всех участников) может быть установлен отличный от установленного Законом порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также установлено, что такой порядок к сделкам, совершаемым обществом, не применяется.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона об ООО крупной теперь считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности компании и при этом подпадающая под установленные законом критерии. Обращает на себя внимание тот факт, что в прежней редакции закона на первый план были выдвинуты критерии крупности, и лишь потом приводилось положение, устанавливающее исключение из общего правила, — сделка не признавалась крупной, если она совершалась в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Подобные изменения, по мнению автора, являются отражением изменения общего подхода законодателя к определению крупной сделки, за исключением закреплен статус правила.

Предполагается, что новый подход сократит количество, одобряемых сделок и как следствие упростит жизнь контрагентам. Понятие сделок, не выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности, также закреплено в Законе, согласно которому таковыми являются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Порог крупности сохранился – 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, но скорректирован перечень сделок, а также величины, на которые следует ориентироваться при определении крупных сделок. Касаемо перечня следует отметить, что он был расширен, в том числе с учетом складывающейся судебной практики, в результате чего крупными теперь могут признаваться сделки предусматривающие обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. В отношении величин, принимаемых к сравнению при определении крупных сделок, в п.

2 ст. 46 Закона об ООО закреплено следующее: в случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин — балансовая стоимость такого имущества и цена его отчуждения.

В случае приобретения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена приобретения такого имущества, а при приобретении акций – цена всех акций, которые могут быть приобретены обществом по такой сделке в соответствии с законодательством об акционерных обществах. В случае передачи имущества общества во временное владение и (или) пользование с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется балансовая стоимость передаваемого во временное владение или пользование имущества.

Таким образом, законодатель в какой-то мере исключил злоупотребления, допускаемые при совершении сделок, выражающиеся в том, что имущество с низкой балансовой стоимостью, в действительности являющееся довольно ценным активом, могло отчуждаться без необходимого одобрения.

Компетенция органов управления в обществе по одобрению крупных сделок сохранена без изменений. Применительно к решению об одобрении сделки следует отметить изменение терминологии, теперь решение о предварительном согласовании именуется согласием на совершении сделки, а о последующем – одобрением сделки. Правовые последствия для обоих решений идентичны.

Сведения, которые в обязательном порядке должны быть указаны в решении о согласии на совершении крупной сделки (ее одобрении) были скорректированы, законодатель, следуя тенденциям правоприменительной практики, закрепил возможность указания в решении о согласии не только конкретной цены сделки, но и ее диапазона либо способа определения.

Теперь решение может также содержать: согласие на совершение ряда аналогичных сделок; на альтернативные варианты условий сделки, требующей согласия на ее совершение; на согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно; срок, в течение которого действительно такое решение (если такой срок в решении не указан, согласие, по общему правилу, считается действующим в течение одного года с даты его принятия).

Крупная сделка может быть также заключена под отлагательным условием получения надлежащего согласия на ее совершение в порядке, установленном настоящим Законом об ООО.

Вышеуказанные правила применяются также к решению о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность; дополнительно необходимо указывать лицо (лица), имеющих заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), таковым признается. Изменения коснулись также правил оспаривания крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Не останавливаясь подробно на данном вопросе кратко все же отметим, что с внесением изменений был скорректирован перечень лиц, имеющих право обжаловать сделку – в него включены члены совета директоров, а также установлен процент участия в уставном капитале компании, при соблюдении которого участники вправе обжаловать сделку (1%).

Также необходимо отметить, что из Закона исключен обязательный критерий, при наличии которого сделка могла признаваться недействительной – теперь доказывать причинение убытков обществу необязательно. Расширен также перечень исключений, на которые правила о крупных сделках и сделках с заинтересованностью не распространяются.

Подводя итог, необходимо отметить общую либеральную направленность внесенных изменений, которые безусловно заслуживают положительной оценки – количество сделок, требующих обязательного одобрения ради соблюдения одних лишь формальностей должно быть уменьшено. Законодатель устранил ряд вопросов, ответы на которые ранее давались только правоприменительной практикой. В то же время новые положения Закона (например, критерии, исходя из которых сделка признается совершенной в процессе обычной хозяйственной деятельности) должны быть проверены на практике, и их окончательная оценка может быть дана только по прошествии времени.

«» :

  1. , руководитель проектов патентно-адвокатского бюро «Гардиум»

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Решение об одобрении крупной сделки: когда требуется и как его подготовить

иллюстратор — Дарья Привалова Что такое крупная сделка Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия.

Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст.

46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

К крупным не относятся сделки, которые совершают в процессе обычной хозяйственной деятельности общества. В обычной деятельности Решение не требуется:

  1. Для индивидуальных предпринимателей, так как физлицо не должно одобрять сделки самому себе.
  2. Если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст. 78 208-ФЗ).

В государственных закупках юрлицам всегда нужно предоставлять Решение, а от ИП такой документ не требуют. В коммерческих — на усмотрение заказчика.

Очень редко коммерческие заказчики требуют этот документ не только от юрлиц, но и от ИП. Закупки по 44-ФЗ Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП.

Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки. Подготовка документа До 2020 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы.

Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию. В течение 2020 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС).

После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки. Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

Что учесть при формировании Решения Назовем шесть правил:

  • Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
  • Обязательно указывайте в Решении срок его действия. Если этого не сделать, документы действует в течение одного года. Не все помнят об этом правиле, поэтому заказчики так часто отклоняют заявку с Решением, в котором истек срок действия. Из судебной практики: при рассмотрении дела было установлено, что в представленном участником решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки. В этом случае решение действует один год. На момент проведения аукциона этот срок уже истек. Довод о том, что исполнение подобных контрактов является для общества обычной хозяйственной деятельностью, не сработал. Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2019 № 310-ЭС19-1603.
  • Сумма в решении должна относиться к каждой отдельной сделке, а не к общему числу всех сделок организации. Будет ошибкой написать «одобрить сделки на сумму 10 000 000 (Десять миллионов) рублей». Заказчик не обязан высчитывать, сколько сделок участник заключил с момента появления документа. Корректно будет указать: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 10 000 000 (десять миллионов) рублей».
  • В 2020 году все закупки по 44-ФЗ перешли в электронную форму, поэтому не забудьте добавить в Решение все виды закупочных процедур, а не только электронные аукционы.
  • Сумму в Решении обязательно укажите цифрами и прописью. Лучше укажите сумму с запасом, чтобы не переделывать документ перед каждой заявкой. Ограничений по цифрам нет, многие поставщики указывают в решении сумму «1 000 000 000 (Один миллиард) рублей». Забавный случай: один из наших клиентов в решении указал «неограниченно рублей 00 копеек». Так делать не следует, в решении должна быть указана конкретная максимальная сумма одной сделки.
  • Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ. В Решении обязательно должна присутствовать формулировка: «В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».

Закупки по 223-ФЗ В большинстве закупок по 223-ФЗ есть условие, что участник должен предоставить или Решение об одобрении сделки, или информацию о том, что сделка не является крупной с обоснованием. Поэтому его также следует прикладывать к каждой заявке. Очень редко, но все-таки встречается условие, что Решение должно быть оформлено на конкретную сделку, которую планируется заключить по итогам закупки.

Всегда внимательно читайте документацию и, при необходимости, подкорректируйте Решение до подачи заявки. Мы рекомендуем подготовить свой универсальный документ, который подойдет и для закупок по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. Для составления Решения можно использовать эти шаблоны:

  1. Решение о сумме сделки для единственного участника.
  2. Протокол общего собрания участников.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Крупная сделка в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»

› › › Сделки, стоимостное выражение которых является достаточно большим, в настоящее время встречаются все чаще в системе государственных и муниципальных закупок.

Чаще всего они направлены на удовлетворение крупных нужд заказчиков либо на удовлетворение сразу нескольких потребностей заказчика, объединенных в одно целое.СодержаниеДорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте.

Это бесплатно.Однако для того, чтобы интересы государственных и муниципальных заказчиков при проведении крупных сделок были защищены, в действующем законодательстве о закупочной деятельности появилось обязательное для исполнения требование о предоставлении согласия на участие в крупной сделке.

Регулирование данного вопроса осуществляется на федеральном уровне с целью получения обязательности исполнения всеми участниками закупочной деятельности. К числу основных нормативных актов, на которые возложена обязанность по регулированию вопросов, связанных с формированием согласия на проведение крупной сделки, относятся:

  1. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Этот нормативный акт совершению крупных сделок посвящает Главу 10, где рассматривается все, что касается процесса проведения сделок, которые могут быть признаны крупными, а также требующие специального одобрения. Кроме того, именно в этой главе идет речь о том, каким образом происходит формирование согласия на совершение крупной сделки (речь идет о статье 79 указанного федерального нормативного акта);
  2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон не содержит четко определенной статьи, которая сформулировала бы требование по отношению согласия о совершении крупной сделки, которое должны предоставлять проводимых закупочных мероприятий. Однако, если обратить внимание на статьи этого же нормативного акта, посвященные порядку проведения электронных торговых процедур, в них требование о предоставлении данного документа содержится при перечислении тех документов, которые должны быть предоставлены потенциальными участниками в рамках заявок на участие;
  3. постановления, принятые Правительством Российской Федерации для осуществления более подробного регулирования действия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе»;
  4. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В данном федеральном нормативном акте совершению крупных сделок таким видом участников государственных закупок, а также подготовке согласия на совершение такого вида сделок посвящена статья 23. В частности, согласие, или как оно называется в тексте данного закона, решение о проведении крупной сделки, рассматривается, как специальный документ в положениях части 3 данной статьи;
  5. приказы, изданные Минэкономразвития также для того, чтобы указанный федеральный нормативный акт за номером 44-ФЗ исполнялся на всех уровнях проведения государственных и муниципальных закупок, в том числе в части формирования пакета документов потенциальных участников закупочных процедур.
  6. Федеральный закон от 8 февраля 1998 года 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в котором согласию на проведение крупной сделки посвящена часть 3 статьи 46, в том числе с описанием механизма получения такого решения;

Крупная сделка – понятие, которое присутствует в законодательстве, регулирующем коммерческую деятельность большого числа существующих субъектов хозяйственно-экономической деятельности.

В настоящее время под крупной сделкой на основании перечисленных выше федеральных нормативных актов и принятых в их исполнение подзаконных актов понимается такая сделка, которая превышает стандарты экономической и хозяйственной деятельности, признанные классическими для конкретной организации. Для каждого вида организаций понятие крупной сделки свое:

  1. в случае с государственными и в качестве крупной сделки может быть рассмотрена такая сделка, которая превысит двадцать пять процентов балансовой стоимости организации. Сведения о балансовой стоимости в этом случае берутся из бухгалтерских отчетов организации за предыдущий финансовый год;
  2. в случае если речь идет об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, то для них предел стоимости сделки, при превышении которого она будет считаться крупной, составляет тридцать процентов от размера стоимости уставного капитала.

Для того чтобы проведение такой сделки, которая признается крупной, было легитимным, с точки зрения закона, ее проведение должно быть предварительно обсуждено среди руководителей организации либо с тем органом, который является главным распорядителем бюджетных средств для потенциального участника.

Проведение любой сделки, которая может рассматриваться в качестве крупной, требует специального документального оформления.Ключевым документом является согласие на проведение крупной сделки. В соответствии с нормами законодательства это документ, который подписывается всеми участниками собрания, посвященного обсуждению возможности проведения сделки.Для того чтобы данный документ носил легитимный характер, его следует оформить с учетом таких требований:

  1. необходимо указать сведения о том, каким является предел контракта или договора, который может быть заключен по итогам проведения закупочной процедуры;
  2. оформление согласия должно происходить в виде специального или совещания либо в виде специального письма от главного распорядителя бюджетных средств;
  3. в рамках самого согласия следует указать количество , которые могут быть заключены в рамках действия данного документа;
  4. в случае наличия дополнительных требований к проводимым сделкам также следует указать в рамках документов, каковы эти требования, и к каким именно видам крупных сделок они предъявляются.

На сегодняшний день нет четкого образца документа, который именуется согласием о совершении крупной сделки.

Однако на сегодняшний день в действующих нормах законодательства содержатся требования, которые должны быть обязательно включены в содержание данного документа. К числу таких требований относятся:

  1. предмет одной сделки либо группы сделок, которые включаются в одобрение по данному согласию;
  2. предельная цена совершаемой либо сумма сделок по всем таким контрактам, если речь идет о группе контрактов;
  3. сведения о том лице, которое может быть признано выгодоприобретателем по совершаемой сделке, при условии, что такие сведения известны компании, подписывающей согласие о совершении крупной сделки. Если такой информации у автора согласия нет, то данные сведения не указываются в тексте оформляемого документа;
  4. иные данные, которые могут быть использованы в тексте такого согласия, как ключевые, для признания его легитимным (например, сведения о том способе определения по контракту, который может быть использован для заключения контракта и на участие в котором будет направляться данный документ в рамках заявочного пакета).
  5. сведения о сделке, которая должна быть проведена в рамках признания ее крупной, либо о группе сделок (при условии их взаимосвязанности), проведение которых возможно в рамках действия такого согласия;

Отдельного внимания заслуживает протокол решения об издании согласия. Сведения об этом протоколе (конкретно о дате проведения собрания и номере протокола) указываются в тексте самого решения.

В тексте протокола указываются:

  1. итоговый протокол проведенного голосования по всем вопросам повестки, в том числе по вопросу принятия решения о согласии на проведение крупной сделки;
  2. список лиц, которые принимали участие в проведенном собрании;
  3. в случае наличия лиц, которые были против проведения крупной сделки, в тексте протокола следует указать сведения о том, кто именно голосовал против формирования согласия о крупной сделки, а также каким образом была мотивирована данная позиция.
  4. дата того собрания, на котором было принято согласие о проведении крупной сделки;

Для того чтобы согласие о проведении крупной сделки было признано, с юридической точки зрения, как документ, имеющий юридическую силу, оно должно обладать специальным сроком действия. В настоящее время под сроком действия согласия, как документа, рассматривается один год.

Данный срок отсчитывается от даты принятия согласия и подписания соответствующего протокола собрания.Образец согласия на проведение крупной сделки можно посмотреть .Однако в том случае, если такое решение было принято участниками собрания либо главным распорядителем бюджетных средств, срок действия согласия может быть иным, в том числе превышающим предел в один год.

При необходимости данный срок действия может быть увеличен, например, в том случае, если такое продление может потребоваться для завершения проведенной крупной сделки либо для полного исполнения заключенного крупного контракта на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Не нашли ответа на свой вопрос?

Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно. Рейтинг автора331

Автор статьиЮристНаписано статей571

(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)

Загрузка.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+