Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Система органов управления и суда нэп

Система органов управления и суда нэп

Система органов управления и суда нэп

Переход к НЭПу. Система органов управления народным хозяйством. Оценка сущности НЭПа

«Военный коммунизм» как система государственных мер был, прежде всего привязан к задачам удержания власти в условиях войны и российской действительности. Система «военного коммунизма» представляла собой по сути государственно-мобилизованные «островки» в океане мелкотоварной России. Разросшаяся за годы войны система государственного бюрократического управления успела впитать и завязать на себе интересы достаточно значительных социальных слоев.

Партия все больше сливалась с государством. С 1917 по 1921гг. произошли глубочайшие структурные изменения в аграрном секторе, преобладающим в стране.

Мелкотоварное середняцкое хозяйство стало основным фактором его облика.

Резкий рост потребительского характера этого хозяйства был стимулирован жестким давлением запретительных мер «военного коммунизма». Ленин признает некоторые иллюзии преобразующего всемогущества пролетарского государства.

При этом остается в силе основополагающая доктринальная установка- «строительство социализма» силами этого государства.

Экономические уступки, прежде всего крестьянству, хозяйственное оживление позволили отказаться от политических уступок.

Противоречивость государственного курса в области социальной политики: декларации о необходимости разграничения функций партийных и советских органов, активизации самодеятельности Советов и реальное усиление власти партаппарата. Политика трестирования, оставляя в руках государства ключевые промышленные предприятия, одновременно развивала отраслевую монополистическую структуру, которая в условиях хозрасчетной ориентации, незамедлительно заявила о себе стремительным ростом цен на промышленные товары. Весна 1922 года — первые серьезные симптомы кризиса сбыта.

Вхождение в НЭП ознаменовало собой активный рост частнопредпринимательской деятельности, вырывающейся из узд государственного регулирования, точнее говоря, пользующегося его слабостью, неотлаженностью. Хозяйственный подъем в стране сопровождался ростом реальной хозяйственной независимости /в том числе и в госсекторе/ на рельсах развивающихся рыночных связей. Получившая главный импульс с «крестьянского поля», новая экономическая политика могла развиваться на рыночных основаниях и при этом трансформироваться из «восстановительной» в «реконструктивную» только инициируя развитие крестьянского хозяйства, рост его товарности, а, следовательно, и дифференциации.

Эволюция Советской России в 20-е годы — один из уникальных исторических сюжетов того, как государственная власть, по сути, активно формирует хозяйственную систему в соответствии со своими интересами. 56. Национально-государственное строительство в годы НЭПа. Образование СССР. Проблема государственного суверенитета.

Разграничение предметов ведения между Союзом и республиками.

Система союзных и республиканских органов власти и управления Окончание гражданской войны и переход к новой экономической политике не только потребовали но и привели к серьезным изменениям в социально-экономической и политической сферах.

Они и катализировали многие национальные процессы, потребовав незамедлительного и серьезного решения национального вопроса. Национальный вопрос можно рассматривать как комплекс отношений между нациями в той или иной стране.

Ленин определил необходимость рассматривать этот вопрос диалектически и в динамике. После Октябрьской революции Ленин не только высказался за федерацию, но и сформулировал определенные принципы федерализма:

  1. 1) социалистическая федерация на основе Советов
  2. 4) принципы равноправия всех республик
  3. 3) принципы добровольности объединения
  4. 2) федерация по национальному признаку
  5. 5) демократический централизм.

С окончанием военных действий усиливаются сепаратистские тенденции отдельных республик, что явилось отражением кризиса власти большевиков накануне перехода к НЭПу.

Таким образом, в плане внешнеполитическом тесные контакты Советских республик должны были развиваться и крепнуть, а договорные отношения не позволяли решать все вопросы.

Раковский, например, протестовал против монополии внешней торговли на Украине. Таким образом, росла угроза потерять союзников.

Большевики объявляют борьбу с национализмом.

В мае 1922 года была создана специальная комиссия для урегулирования отношений между РСФСР и Украинской ССР. Председателем этой комиссии был назначен М.В. Фрунзе. Однако работа комиссии Фрунзе не дала ожидаемых результатов.

В августе 1922 года решением Оргбюро ЦК РКП(б) была создана новая комиссия по решению этих вопросов, но уже для более широкого круга республик. В неё вошли Орджоникидзе, Куйбышев, Мясников, Мдивани, Петровский, Сталин, Червяков и другие.

Возглавил комиссию И.В. Сталин.

4 сентября 1922г работник Коминтерна Мануильский в письме к Сталину предлагает план государственного союза на основе автономизации.

Согласно плану все советские республики должны были войти в союз на правах автономных. Ленин предостерегает от спешки, администрирования в этом деле. 26 декабря 1922 года постановление об образовании СССР было принято Х Всероссийским съездом Советов.

30 декабря 1922 года открылся 1 съезд Советов СССР.

На нем присутствовало 2.215 депутатов от всех республик. Образование Союза ССР существенно изменило весь государственный аппарат страны, хотя принципиальная схема организации власти и управления оставалась прежней. Теперь в масштабах СССР высшими органами государственной власти становятся Съезды Советов СССР, в период между съездами — ЦИК СССР и его Президиум; в союзных и автономных республиках — по-прежнему республиканские съезды Советов и ЦИК.

Сохранилась почти без изменений и избирательная система.

На местах органами государственной власти и управления в губернии, уезде, волости (а после административной реформы 1929-1930 гг. — в области, районе) являлись съезды Советов, в городах и селах — городские и сельские Советы. Высшим исполнительным и распорядительным органом по Конституции СССР 1924 г.

являлся Совет народных комиссаров СССР.

Состав его не был постоянным.

С правом совещательного голоса в заседаниях СНК СССР участвовали представители союзных республик, члены ЦИК СССР, представители некоторых комитетов и управлений при правительстве (ОГПУ, ЦСУ и др.), главы правительств союзных республик.

СНК СССР фактически издавал декреты и постановления, имевшие силу закона, а с начала 30-х годов все законопроекты должны были предварительно выноситься на его рассмотрение, хотя это и не предусматривалось Конституцией.

История отечественного государства и права

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ⇐ Идея единого суда — одно из общедемократических требований программы большевиков — состояла в создании единого, равного для всех суда.

Выдвижение этого требования логически вытекало из провозглашения Октябрьской революцией ликвидации эксплуатации человека человеком и отмены чинов и сословий.

В Гражданскую войну идея эта не могла быть реализована полностью. В условиях войны, наряду с народными судами, была создана и действовала сеть трибуналов, правами рассмотрения и разрешения дел были наделены ВЧК и ее органы на местах, частично — органы уголовного розыска.

За время войны судебная система разрослась и уже в начале 1920-х гг.

включала следующие звенья:

  • народный суд в составе постоянного судьи и шести народных заседателей;
  • дежурные камеры народного суда;
  • военные трибуналы;
  • Высший судебный контроль при НКЮ.
  • народный суд в составе постоянного судьи и двух народных заседателей;
  • губернские советы народных судей (кассационная инстанция для приговоров и решений народного суда) и находящиеся при них особые сессии народного суда;
  • губернские трибуналы;
  • особые сессии народного суда, действовавшие под председательством члена президиума совета народных судей или уездного бюро юстиции при участии народных заседателей для рассмотрения наиболее важных дел, подсудных народному суду;
  • военно-транспортные трибуналы;
  • камера народного суда при ЧК;
  • народный суд в составе постоянного народного судьи;
  • единый Верховный трибунал при ВЦИК;

Таким образом, упорядочение деятельности органов «чрезвычайной юстиции», упрощение судебной системы стало одной из первоочередных задач.

На решение этих задач было направлено Положение о судоустройстве РСФСР, принятое 4-й сессией ВЦИК IX созыва 3 ноября 1922 г.

В соответствии с Положением создавалась единая система судебных учреждений (а не единый народный суд): народный суд в составе постоянного народного судьи; народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; губернский суд; Верховный суд РСФСР и его коллегии. В Положении предусматривалось временное существование наряду с единой системой народных судов РСФСР специальных судов: военных трибуналов, земельных комиссий, трудовых сессий народных судов, арбитражных комиссий (при губернских экономических совещаниях и при СТО).

Революционные трибуналы ликвидировались. В ходе проведения судебной реформы было отвергнуто предложение о введении суда присяжных.

Как писал в 1927 г. Н. Крыленко, имея такой суд,

«мы рисковали бы у нас в крестьянской стране получать решения, в корне противоречащие задачам той судебной политики, которую проводит регулирующий авангард пролетариата»

.

Судебная реформа изменила правовое положение следователей, их независимость и самостоятельность значительно возросли. Они назначались решением губернского суда и подлежали утверждению Наркомюстом и губернским исполнительным комитетом. Более того, Народный комиссариат юстиции и губисполком могли только входить с предложением об отстранении следователя от должности, окончательное решение принималось также коллегиально — губернским судом.

Более того, Народный комиссариат юстиции и губисполком могли только входить с предложением об отстранении следователя от должности, окончательное решение принималось также коллегиально — губернским судом. Следователь был свободен от какой-либо административной зависимости от прокурора, последний имел право давать следователю указания о направлении и дополнении расследования. о мере пресечения. Возникавшие между следователем и прокурором разногласия разрешались судом.

Только суд обладал правом наложения на следователей дисциплинарных взысканий. Отражением специфики правоохранительной деятельности в рассматриваемый период и свидетельством гибкости проводимой политики являлось сохранение местных национальных судов в республиках Средней Азии, Кавказа, на Севере России. Так, в Дагестанской АССР до 1922 г.

шариатские суды содержались на государственном бюджете и только потом были переведены на содержание обществ верующих.

В начале 1920-х гг. шариатские суды действовали наравне с народными судами в Чечне и Кабарде.

В Казахстане существовали суды аксакалов.

Сохранение в Туркестанской АССР суда казиев оценивалось как важная политическая акция, позволившая обеспечить

«перелом симпатий широких масс местного населения в сторону Советской власти»

.

Упразднение судов казиев состоялось в республиках Средней Азии во второй половине 1920-х гг. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 20 января 1927 г. на тех территориях северных окраин РСФСР, где в силу местных условий или кочевого образа жизни обитающих народностей не предоставлялось возможным создать судебные органы на общих в РСФСР основаниях разрешалось временное исполнение судебных функций возлагать на туземные органы управления, причем, предусматривались необходимые отступления от общих процессуальных и материальных норм.

Надзор за этой деятельностью органов туземного управления возлагался на народные суды и прокуратуру. Местности, на которые данный порядок распространялся, были определены постановлением ВЦИК и СНК РСФСР.

Органы туземного управления могли разрешать широкий круг гражданских дел, а также им были подсудны преступления, направленные против частных лиц (оскорбление, клевета, хулиганство, кража, скупка краденого, присвоение, вымогательство, ростовщичество, умышленное истребление или повреждение имущества).

В систему судебных органов были внесены изменения в связи с началом экономического районирования и новым административным делением: в 1924 г.

был создан Уральский областной суд, в г. — Северо-Кавказский и Сибирский краевые суды.

Верховный суд РСФСР действовал в составе: президиума; пленарного заселения; кассационной коллегии по уголовным и гражданским делам; судебной коллегии; военной и военно-транспортной коллегии; дисциплинарной коллегии.

В автономных республиках и автономных областях создавались отделения Верховного суда РСФСР. Там, где таких отделений не было, учреждались Главные суды на правах губернских. Договор об образовании СССР, утвержденный I съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 г., предусматривал создание при ЦИК СССР Верховного суда с функциями верховного судебного контроля.

Договор об образовании СССР, утвержденный I съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 г., предусматривал создание при ЦИК СССР Верховного суда с функциями верховного судебного контроля.

Но в ходе подготовки Конституции в компетенцию Верховного суда СССР были внесены существенные изменения в сторону ее расширения. Кроме судебного контроля Верховный суд СССР осуществлял конституционный и общий надзор, давал руководящие разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства верховным судам союзных республик, являлся судом первой инстанции по делам по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Большое значение для совершенствования правового регулирования строительства и функционирования судебной системы имели принятые 2-й сессией ЦИК СССР II созыва 29 октября 1924 г.

Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденные ЦИК СССР 31 октября 1924 г.

В союзных республиках законодательство было приведено в соответствие с указанными актами.

В РСФСР, например, новое Положение о судоустройстве было принято 3-й сессией ВЦИК XII созыва, а введено в действие постановлением ВЦИК от 19 ноября 1925 г.

В судебной системе сохранялись и специальные суды, военные трибуналы, земельные комиссии, арбитражные комиссии, особые сессии народного суда по трудовым делам.

С 1923 по 1928 г. действовали дисциплинарные суды и Главный дисциплинарный суд при ВЦИК РСФСР, которые рассматривали дела на работников государственного аппарата. Дисциплинарные суды, созданные чтобы разгрузить народные суды от малозначительных дел, ускорить рассмотрение дел о различных нарушениях своих обязанностей сотрудниками государственных органов, повысить эффективность борьбы с бюрократизмом, превратились в канал освобождения от ответственности государственных чиновников, поскольку туда все чаще стали передавать дела о серьезных преступлениях по должности.

Серьезной критике деятельность этих судов подвергалась на XV съезде ВКП(б), на котором было предложено их упразднить.

Во второй половине 1920-х гг. происходило дальнейшее дробление судебной системы, ее дифференциация, создавались новые звенья, предназначенные для разрешения определенного круга дел.

В их числе следует назвать созданные по рекомендации НК РКИ СССР и НК РКИ РСФСР примирительные камеры при сельских Советах, которые разрешали имущественные споры на сумму до 15 руб.

и дела частного обвинения. В марте 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР предложили Наркомату юстиции организовать товарищеские суды на промышленных предприятиях и третейские суды при сельских Советах. 7 марта 1927 г. ВЦИК и С.НК РСФСР утвердили Положение о примирительных конфликтных комиссиях по жилищным делам, которое было изменено в 1929 г.

На протяжении всего рассматриваемого периода прерогативы суда с легкостью нарушались. По мере расширения сети судебных органов из-за нехватки квалифицированных работников увеличивалось число различных нарушений, сознательно или нет, но происходили «искривления политической линии».

Все это привело к тому, что обозначилась тенденция подмены судебных органов, их отстранения от участия в разрешении наиболее важных вопросов. 23 сентября 1926 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило Положение о комиссии ЦК ВКП(б) по политическим (судебным) делам — Политкомиссии. Они образовалась в составе трех человек по назначению Политбюро и деятельность свою распространяла на всю территорию СССР.

В эту комиссию местными советскими и партийными органами должны были направляться обвинительные акты по всем делам, которым

«местные партийные организации придают общественно-политическое значение или считают необходимым слушать в порядке показательных процессов»

. До предварительного рассмотрения дел в Политбюро местные партийные комитеты не имели права

«давать никаких директив судебным и следственным органам»

.

Политбюро принимало решение на основании доклада комиссии.

Позднее был установлен порядок, согласно которому дела о частной амнистии приговоренных к высшей мере наказания рассматривались во ВЦИК только в присутствии членов Политкомиссии.

«Резкий поворот» в экономической политике Советской власти, как назвал В.И. Ленин переход к нэпу, необходимо было подкрепить юридическими предписаниями, создать прочную правовую основу нового курса.

Переход к новой экономической политике оказался весьма сложным, в чем-то непредсказуемым, интенсивно вбиравшим в свою орбиту все новые и новые области, ибо по логике своей «товарная форма приобретает всеобъемлющий характер». С другой стороны, четко выраженное намерение «держать командные высоты», требование не допускать уступок в политико-идеологической сфере, инерционность, консервативность законодательства привели к тому, что в реформе правовой системы было много непоследовательного, половинчатого, противоречивого.

С другой стороны, четко выраженное намерение «держать командные высоты», требование не допускать уступок в политико-идеологической сфере, инерционность, консервативность законодательства привели к тому, что в реформе правовой системы было много непоследовательного, половинчатого, противоречивого.

83. Система управления народным хозяйством во время нэпа

В 1920 г. был принят Закон о концессиях для привлечения в страну иностранного капитала.

С весны 1921 г. разрешили открывать или брать в аренду мелкие и средние предприятия, что привело к созданию акционерных предприятий — русских, иностранных, смешанных.

В отличие от концессий, в них участвовал и капитал Советского государства.Была проведена реформа управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация.

Объединения государственных предприятий (тресты) перешли на хозрасчет. Появились биржи труда. Была отменена уравнительная оплата труда и введена заработная плата. К осени 1921 г. был восстановлен Госбанк. Карточная система к 1922 г. в основном была отменена.СССР стал строить денежную экономику. Денежная реформа началась с выпуска советского червонца — твердо конвертируемой валюты.
Денежная реформа началась с выпуска советского червонца — твердо конвертируемой валюты.

Экономика нэпа основывалась на долгосрочном планировании.

В феврале 1921 г. была учреждена Государственная плановая комиссия (Госплан).Реформа сельского хозяйства началась с замены продразверстки продналогом и предоставления земледельцам права обмена остающихся запасов продовольствия, сырья и фуража на продукты промышленного и сельскохозяйственного производства. От безденежного товарообмена между городом и деревней государство не отказалось: обмен шел через государственные и кооперативные торговые учреждения.

В октябре 1922 г. был принят новый Земельный кодекс РСФСР, крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования, им разрешили аренду земли и применение наемного труда. Но государство склонялось к развитию простых форм кооперации. Оно ориентировалось на сдерживание и ограничение рыночных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве.Это привело к кризису сбыта.

Начались крестьянские восстания.

В 1924–1925 гг. была смягчена ценовая политика, расширены права землепользования, продналог заменен денежным налогом. Крестьян стали призывать обогащаться и не бояться репрессий.В декабре 1925 г. на XIV съезде партии был провозглашен курс на индустриализацию.

Курс натолкнулся на проблемы в сельском хозяйстве: крестьяне утратили стимул продавать хлеб государству.

В 1925–1926 гг. использовали резервы валюты и разрешили государственную продажу спиртного. Кризис 1927–1928 гг. оказался таким тяжелым, что продовольственное снабжение городов оказалось под угрозой, ввели изъятие излишков и репрессии. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком Поделитесь на страничке

Система государственного управления в период НЭПа (1921 г – конец 1920-х гг.)

К весне 1921 г., когда окончились Гражданская война и военная интервенция, политика военного коммунизма перестала быть терпимой для большей части крестьянства, разоренного войнами и истощенного неурожаем. Крестьяне начали выступать против Советской власти.

Естественным ответом на отсутствие рынка, изъятие излишков через продразверстку было сокращение крестьянами площади посевов. Они производили столько, сколько было необходимо для пропитания семьи. В 1920 г. сельское хозяйство давало около половины довоенной продукции.

Положение промышленности было еще хуже. Многие фабрики и заводы стояли. Рабочие голодали и уходили в деревню, становились кустарями, мешочниками.

Шел процесс деклассирования пролетариата. Голод и усталость явились причиной недовольства части рабочих.

Основой экономики и главным источником ресурсов для развития страны в целом было сельское хозяйство. После чрезвычайного периода военного коммунизма государство должно было выбрать какой-то вариант аграрной политики. Потрясения войны, нарушившей привычные связи, позволяли ставить вопрос о вариантах политики.

Двум наиболее авторитетным экономистам-аграрникам России Л.

Н. Литошенко и А. В. Чаянову было поручено подготовить два альтернативных программных доклада.

Л. Н. Литошенко рассмотрел возможности продолжения в новых условиях так называемой «реформы Столыпина» – создания фермерства с крупными земельными участками и наемным трудом. А. В. Чаянов исходил из развития трудовых крестьянских хозяйств без наемного труда с их постепенней кооперацией.

В июне 1920 г. их доклады обсуждались на комиссии ГОЭЛРО (это был прообраз планового органа) и в Наркомате земледелия. В основу государственной политики была положена концепция А. В. Чаянова. X съезд РКП(б) в марте 1921 г.

принял решение о переходе от продразверстки к продналогу. Началась новая экономическая политика (нэп). Судя по документам той эпохи, речь шла не о продолжении курса 1918 г., а именно о новой политике, выработанной на новом уровне понимания происходящих в стране процессов.

Выяснение сути нэпа породило в партии острые дискуссии.

Его называли «отступлением», «крестьянским Брестом».

В. И. Ленин же подчеркивал, что главный смысл нэпа в России – это «смычка с крестьянской экономикой», она является фундаментальным условием построения социализма.

Нэп был вызван не конъюнктурой, а объективной реальностью России как крестьянской страны. Размышления о нэпе незаметно отодвинули на второй план постулат марксизма о мировой пролетарской революции как условии построения социализма. Все внимание было приковано к внутренним делам России, из чего позже выросла концепция «построения социализма в одной стране».

Вслед за X съездом партии ВЦИК издал декрет от 21 марта 1921 г.

«О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»

. В нем размеры налога были почти в два раза меньше продразверстки – 240 млн пудов зерновых вместо 423 млн по разверстке 1920 г., из которых реально было собрано около 300 млн; еще предполагалось получить около 160 млн пудов через торговлю. Крестьянин мог свободно распоряжаться оставшимся после сдачи налога урожаем.

Декрет был опубликован до начала посевных работ, что стимулировало крестьян увеличивать посевы. Первый год нэпа сопровождался катастрофической засухой: из 38 млн десятин земли, засеянных в Европейской России, урожай погиб полностью на 14 млн, поэтому продналога было собрано лишь 150 млн пудов.

Была проведена эвакуация жителей пораженных районов в Сибирь, масса людей (около 1,3 млн человек) шла самостоятельно на Украину и в Сибирь. Официальная цифра пострадавших от голода составляла 22 млн человек.

Из-за границы, в основном из США, была получена помощь в размере 1,6 млн пудов зерна и 780 тыс. пудов другого продовольствия. Шок от неурожая послужил тому, что сельскохозяйственные работы 1922 г.

были объявлены общегосударственным и общепартийным делом. Позже нэп восстановил порядок в народном хозяйстве. В 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня.

Выйдя на эти показатели, главная отрасль экономики, сельское хозяйство, стабилизировалась.

Валовая продукция крупной промышленности составила 3/4 от довоенной. Производство электроэнергии превзошло довоенный уровень в 1,5 раза.

Международная обстановка благоприятствовала осуществлению нэпа. Подписывались торговые соглашения с европейскими странами.

В 1922 г. РСФСР и Германия возобновили дипломатические отношения.

В 1924 г. дипломатические отношения были установлены со всеми ведущими странами, кроме США.

НЭП кратко — Новая Экономическая Политика

НЭП (Новая Экономическая Политика) проводилась советской властью в период с 1921 по 1928 годы. Это была попытка вывести страну из кризиса и придать толчок в развитии экономики и сельского хозяйства.

Но итоги НЭПа оказались ужасными, и в конечном итоге Сталину пришлось в спешном порядке прерывать этот процесс, для создания индустриализации, поскольку политика НЭПа практически полностью убила тяжелую промышленность.

С началом зимы 1920 года РСФСР погрузилась в страшный кризис.Во многом он был связан с тем, что в 1921-1922 годах в стране случился голод.

Главным образом пострадало Поволжье (все мы помним печально известную фразу «Голодающее Поволжье»). К этому добавлялся экономический кризис, а также народные восстания против советского режима.

Сколько бы нам не рассказывали учебники, что люди с овациями встречали власть Советов — это было не так. Например, восстания происходили в Сибири, на Дону, на Кубани, а самое крупное — в Тамбове.

В историю оно вошло под название Антоновское восстание или «антоновщина». Весной 21 года в восстания было вовлечено около 200 тысяч человек. Если учесть что Красная Армия к этому моменту была крайне слаба, то это была очень серьезная угроза для режима.

Затем родился Кронштадтский мятеж.

Ценой усилий, но все эти революционные элементы были подавлены, но стало очевидно, что нужно менять подход к управлению строной.

И выводы были сделаны правильные.

Ленин сформулировал их так:

  1. движущая сила социализма — пролиториат, а значит крестьяне. Поэтому Советская власть должна научиться с ними уживаться.
  2. необходимо создать в стране единую партийную систему и уничтожить любое инакомыслие.

Именно в этом и есть вся суть НЭПа – «Экономическая либерализация при жестком политическом контроле».

В целом все причины введения НЭПа можно разделить на ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (стране был нужен импульс для развития экономики), СОЦЦИАЛЬНЫЕ (социальное разделение все еще было крайне острыми) и ПОЛИТИЧЕСКИЕ (новая экономическая политика стала средством управления властью). Основные этапы введения НЭПа в СССР:

  • Разрешение свободного товарообмена сельхозпродукцией. Декрет 28 марта 1921.
  • Создание условий для развития частной торговли. Декрет 24 мая 1921.
  • Создание кооперативов, которые були уничтожены в 1917. Декрет 7 апреля 1921.
  • Решение 10 съезда партии Большевиков от 1921 год.
  • Замена разверстки налогом (фактически это и было введением НЭПа). Декрет от 21 марта 1921.
  • Разрешение частному капиталу создавать любые предприятия (в том числе и промышленные) со штатом до 20 человек. Если предприятие механизировано — не более 10. Декрет 7 июля 1921.
  • Разрешение ВРЕМЕННО предоставлять возможность частникам брать в аренду государственные предприятия. Декрет 5 июля 1921.
  • Перевод некоторой промышленности из рук государства в частные руки. Декрет 17 мая 1921.
  • Принятия «либерального» Земельного Кодекса. Он разрешал не только аренду земли, но и наемный труд на ней. Декрет от октября 1922.

Идейное начало НЭПа было заложено н10 съезде РКП (б), собравшимся в 1921 году (если помните его участники прямо с этого съезда делегатов ушли на подавление Кронштадтского мятежа), приняли НЭП и ввели запрет на «инакомыслие» в РКП (б). Дело в том, что до 1921 в РКП (б) были разные фракции.

Это разрешалось. По логике, и логика эта абсолютно верная, если вводятся экономические послабления, то внутри партия должна быть монолитом. Поэтому никаких фракций и разделений.

Идейную концепцию НЭПа впервые дал В.И.Ленин. Случилось это на выступлении на десятом и одиннадцатом съездах ЦК ВКП (б), которые состоялись в 1921 и в 1922 годы, соответственно.

Также обоснование Новой Экономической Политики прозвучало на третьем и четвертом конгрессах Коминтерна, которые также прошли в 1921 и 1922 годах. Кроме того большую роль в формулировке задач НЭПа сыграл Николай Иванович Бухарин.

Важно помнить, что долгое время Бухарин и Ленин выступали в роли оппозиции друг к другу по вопросам НЭПа.

Ленин исходил из того, что настал момент сбавить нажим на крестьян и «замириться» с ними.

Но Ленин собирался уживаться с крестьянами не навсегда, а лет на 5 — 10. Поэтому большинство членов партии Большевиков были уверены, что НЭП, как вынужденная мера, вводится всего на одну хлебозаготовительного компанию, как обманка для крестьянства.

Но Ленин особо подчеркнул, что курс НЭПа берется на более долгий срок. А дальше Ленин сказал фразу, которая показала, что большевики держат слово —

«но мы еще вернемся к террору, в том числе и к террору экономическому.»

Если вспомнить события 1929 года, то именно это Большевики и устроили. Название этому террору — Коллективизация.

Новая Экономическая Политика была рассчитана на 5, максимум 10 лет.

И она свою задачу, безусловно, выполнила, Хотя в какой-то момент поставила под угрозу существования Советского Союза.

Кратко НЭП по Ленину это смычка крестьянства и пролетариата.

Именно это и легло в основу событий тех дней — если ты против смычки крестьянства и пролетариата, значит ты противник рабочей власти, Советов и СССР. Проблемы этой смычки стали проблемой выживания большевистского режима, потому что у режима просто не было ни армии ни техники для того чтобы задавить крестьянские бунты если они начнутся массово и организовано. То есть некоторые историки говорят — НЭП это Брестский мир Большевиков со своим же народом.

То есть, каких Большевиков — Интернационал-социалистов, которые хотели мировой революции. Напомню, что именно эту идею продвигал Троцкий.

Сначала Ленин, который был не очень крупным теоретиком, (он был хорошим практиком) он определил НЭП как государственный капитализм. И тут же за это получил полную порцию критики от Бухарина и Троцкого.

И после этого Ленин стал трактовать НЭП как смешение Социалистической и капиталистической форм. Я повторяю — Ленин был не теоретиком, а практиком.

Жил он по принципу — нам важно взять власти, а как будет называться — неважно.

Ленин, по сути, принял бухаринский вариант НЭПа с формулировкой и другими атрибутами.

НЭП — это социалистическая диктатура опирающиеся на социалистические производственные отношения и регулирующие широкую мелкобуржуазной организацию хозяйства. Ленин По логике этого определения главная задача, которая стояла перед руководством СССР, — уничтожение мелкобуржуазного хозяйства. Напомню, что большевики мелкобуржуазным называли крестьянское хозяйство.

Нужно понимать, что к 1922 году построение социализма зашло в тупик и Ленин понял, что продолжить это движение можно только через НЭП. Понятно, что это не основной путь, и он противоречил марксизму, но в качестве обходного пути — вполне сгодился.

И Ленин постоянно подчеркивал, что новая политика — явление временное. Совокупность НЭПа:

  1. создание новых экономических объединений — тресты и синдикаты. Повсеместное введение хозрасчета
  2. отказ от трудовой мобилизации и равной системы оплаты труда для всех.
  3. формирование в стране предприятий за счет капитализма и буржуазии, в том числе и западной.
  4. перевод (частичный, разумеется) промышленности в частные руки из государственных (денационализация).

Забегая вперед скажу, что НЭП привел к тому, что очень многие идеалистически настроенные большевики пускали себе пулю в лоб.

Они считали, что восстанавливается капитализм, и они зря проливали кровь во время Гражданской войны. А вот не идеалистически настроенные большевики очень здорово использовали НЭП, потому что во время НЭПа было легко отмыть то, что было награбленного время Гражданской войны. Потому что, как мы увидим, НЭП это треугольник: это руководитель отдельного звена ЦК партии, руководитель синдикатора или треста, а также НЭПман как «барыга», выражаясь современным языком, через которого идет весь этот процесс.

Это вообще было коррупционной схемой с самого начала, но НЭП был мерой вынужденной — большевики без него не удержали бы власть.

  1. Реформирование финансовой и денежной системы СССР. Достигалось путем проведения реформы 1922 года (денежная) и заменой денег 1922-1924 годов.
  2. Упор сделан на частную (розничную) торговлю и развития различных рынков, в том числе и Всероссийского.
  3. Развития кредитной системы. В 1921 году создается государственный банк.

Если попытаться кратко охарактеризовать НЭП, то конструкция эта была крайне ненадежной. Она принимала уродливые формы сращения личный интересов руководства страны и всех, кто был вовлечен в «Треугольник».

Каждый из них сыграл свою роль.

Черную работу делал спекулянт нэпман. И это особо подчеркивалось в советских учебниках, мол, это все частники испортили НЭП, а мы боролись с ними как могли.

Но по факту — НЭП привел к колоссальной коррумпированности партии. Это была одна из причин отмены НЭПа, потому что если бы он сохранился дальше, то партия просто полностью разложилась бы. Начиная с 1921 года Советское руководство взяло курс на ослабление Централизации.

Кроме того большое внимание было уделено элементом реформирования систем хозяйствования в стране.

Трудовые мобилизации были заменены биржей труда (безработица была высокой). Были отменены уравниловка, была отменена карточная система (но для кого-то карточная система была спасением).

Логично, что результаты НЭПа практически сразу сказались в положительную сторону в области в торговли.

Естественно в торговле розничной. Уже в конце 1921 года нэпманы контролировали 75% товарооборота в розничной торговле и 18% в оптовой торговле.

НЭПманство стало выгодный формой отмывания денег, особенно для тех, кто много награбил во время гражданской войны.

Награбленное у них лежало без дела, а теперь его можно было сбывать через НЭПманов.

И очень многие отмыли свои деньги таким образом.

  1. Принятие Земельного Кодекса. (22-ой год). Превращение продналога в единый сельхоз налог с 1923 года (с 1926 года полностью в денежной форме).
  2. Сельхозкооперация кооперация.
  3. Равный (справедливый) обмен между сельским хозяйством и промышленностью. Но этого добиться не удалось, в реультате чего появились, так называемые, «ножницы цен».

В низах общества поворот руководства партии к НЭПу не нашел большой поддержки. Многие члены партии Большевиков были уверены, что это ошибка и переход от социализма к капитализму.

Кто-то просто саботировал решение НЭПа, а особо идейные, и вовсе кончали жизнь самоубийством. В октябре 1922 года Новая Экономическая Политика затронула сельское хозяйство — Большевики начали внедрение Земельного Кодекса с новыми поправками. Его отличие было в том, что он узаконил наемный труд на селе (казалось бы, Советская власть именно против этого боролась, но сама этим же и занялась).

Следующий этап произошел в 1923 году. В этот год случилось то, чего так долго ждали и требовали многие — продналог заменен сельхозналогом. В 1926 году этот налог стали полностью собирать в денежной форме.

Вообще НЭП не был абсолютным триумфом экономических методов, как это иногда писали в советских учебниках. Это только внешне был триумф экономических методов.

На самом же деле там было очень много чего другого. И я имею ввиду не только так называемый перегибы местных властей. Дело в том, что значительная часть крестьянского продукта отчуждалась в виде налогов, и налогообложение было чрезмерным.

Другое дело, что крестьянин получил возможность свободно вздохнуть, и это решило некоторые проблемы. И здесь уж на передний план вышел абсолютно несправедливый обмен между сельским хозяйством и промышленность, формирование, так называемых, «ножниц цен».

Режим завышал цены на продукцию промышленности и занижал цены на продукцию сельского хозяйства. В результате в 1923-1924 крестьяне работали практически даром!

Законы были такими, что примерно 70% всего, что производило село, крестьяне были вынуждены продавать практически за бесценок. 30% произведенного ими продукта было взято государством по рыночной стоимости, а 70% по заниженной. Потом это цифра снизилась, и стало примерно 50 на 50.

Но в любом случае это очень много.

50% продукции по цене ниже рыночной. В результате случилось худшее — рынок перестал осуществлять свои прямые функции средства купли и продажи товаров. Теперь он превратился в действенное средство эксплуатации крестьян.

Только половина крестьянского товара приобреталась за деньги, а другая половина взималась в виде дани (это наиболее точно определение того, что происходило в те годы). НЭП может быть охарактеризован так: коррупция, разбухал аппарат, массовое хищение госсобственности. Получилась ситуация, когда продукты производства крестьянского хозяйства исопльзовались нерационально, а зачастую и сами крестьянебыли незаинтересованы в высоких урожаях.

Это было логичным следствием происходящего, потому что НЭП изначально был уродливой конструкцией. Главные черты, которые характеризуют Новую Экономическую Политику с точки зрения промышленности – практически полное отсутствие развитяия этой отрасли иогромные уровень безработицы среди простых людей.

НЭП изначально должен был наладить взаимодействие между городом и селом, между рабочим и крестьянами. Но сделать этого не удалось. Причина — промышленность была практически полностью разрушена в результате Гражданской войны, и она не была в состоянии предложить что-то существенное крестьянству. Крестьянство не продавало свой хлеб, потому что зачем продавать, если всё равно на деньги ничего купить нельзя.

Они просто складывали зерно и ничего не покупали.

Поэтому и не было стимула для развития промышленности. Получался такой «порочный круг».

И в 1927-1928 годах уже все поняли, что НЭП себя изжил, что он не дает стимула для развития промышленности, а наоборот, уничтожает ее еще больше. В это же время стало понятно, что в Европе грядет рано или поздно новая война.

Вот что по этому поводу сказал Сталин в 1931 году: Если мы за ближайшие 10 лет не пробежим тот путь, который Запад прошел за 100 лет — нас уничтожат и сомнут. Сталин Если сказать простыми словами — за 10 лет нужно было из руин поднять промышленность и поставить ее в один ряд с самыми развитыми странами.

НЭП это сделать не позволял, потому что он был ориентирован на легкую промышленность, и на то, чтобы Россия была сырьевым придатком Запада. То есть в этом отношении реализация НЭПа был балластом, который медленно, но верно тащил Россию ко дну, и продержись этот курс еще лет 5, то неизвестно как бы завершилась 2 мировая война. Замедленный темп роста промышленности в 1920-е годы вызвал резкий рост безработицы.

Если в 1923-1924 годах в городе был 1 миллион безработных, то в 1927-1928 годах уже 2 миллиона безработных. Логичное следствие этого явления — огромный рост преступности и недовольства в городах.

Для тех кто работал, конечно, ситуация была нормальная. Но в целом положение рабочего класса был очень тяжелым.

  1. Кризис хлебозаготовок 1927-28 28 годов и как результат — курс на свертывание НЭПа.
  2. Подъемы экономики чередовались с кризисами. Всем известны кризисы 1923, 1925 и 1928 годов, которые приводили в том числе и к голоду в стране.
  3. Отсутствие единой системы развития экономики страны. НЭП уродовал экономику. Он не давал возможности развитию промышленности, но и сельское хозяйство в таких условиях развиваться не могло. Эти 2 сферы тормозили друг друга, хотя планировалось обратное.

Важнейшая часть НЭПа, кстати одна из немногих положительных черт этой политики, это «поднятие с колен» системы финансов. Не забываем, что только-только отгремела Гражданская война, которая практически полностью уничтожила финансовую систему России.

Цены в 1921 году по сравнению с 1913 года выросли в 200 тысяч раз. Только вдумайтесь в эту цифру. За 8 лет в 200 тысяч раз. Естественно нужно было вводить другие деньги.

Требовалась реформа. Реформу проводил нарком финансов Сокольников, которому помогала группа старых специалистов. В октябре 1921 года начал свою работу Государственный банк.

Как результат его работы стало то, что в период с 1922 по 1924 годы обесцененные советские деньги были заменены на Червонцы Червонец обеспечивался золотом, по содержанию которого он соответствовал дореволюционной десятирублевой монете, и стоил 6 американских долларов.

Червонец обеспечивался и нашим золотом и иностранной валютой. Историческая справка Совзнаки изымались и менялись по курсу 1 новый рубль 50000 старых знаков.

Эти деньги так и назывались «Совзнаки». Во время НЭПа активно развивалась кооперация и экономическая либерализация сопровождалась упрочнением коммунистической власти.

Усиливался и репрессивный аппарат. И как это происходило? Например, 6 июня 22 года был создан ГлавЛит. Это цензура и установление контроля над цензурой.

А через год возник ГлавРепедКом, который заведовал репертуаром театра. В 1922 года из СССР по решению этого органа было выслано более 100 человек, активных деятелей культуры. Другим повезло меньше, их отправили в Сибирь.

В школах запретили преподавания буржуазных дисциплин: философия, логика, история. В 1936 году все было восстановлено. Также не обошли своим «вниманием» Большевики и церковь.

В октябре 1922 года большевики конфисковали у церкви драгоценности якобы на борьбу с голодом.

В июне 1923 года патриарх Тихон признал законность Советской власти, а в 1925 году он был арестован и умер. Нового патриарха уже не избирали.

Затем патриаршество восстановил Сталин в 1943 году. 6 февраля 1922 года ВЧК была преобразована в государственное политическое управление ГПУ.

Из чрезвычайных эти органы превратились в государственные, регулярные. Кульминацией НЭПа стал 1925 год. Бухарин обратился с призывом к крестьянству (прежде всего к зажиточному крестьянину).

Обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство. Бухарин На 14 партконференции был принят план Бухарина.

Его активно поддержал Сталин, а критиками выступали Троцкий, Зиновьев и Каменев.

Экономическое развитие в период НЭПа было неравномерным: то кризис, то подъем. И связано это было с тем, что необходимый банас между развитием сельского хозяйства и развитием промышленности найден не был.

Кризис хлебозаготовок 1925 года стал первым ударом колокола по НЭПу. Стало понятно, что скоро с НЭПом закончится, но по инерции он проехал еще несколько лет.

  1. причины отмены нэпа (экономические,.социальные, политические).
  2. был ли НЭП альтернативой реальному коммунизму.
  3. июльский и ноябрьский пленум ЦК 1928 года. Пленум Центрального Kомитета партии и Центральной Контрольной комиссии (в которую можно было пожаловаться на ЦК) апрель 1929 года.

В 1926 году собралось 15 партийной конференции ВКП (б). На ней была осуждена троцкистско-зиновьевская оппозиция. Напомню, что эта оппозиция призывала фактически к войне с крестьянством — отбирать у них то, что нужно власти, и то, что крестьяне прячут.

Сталин выступил с резкой критикой этой идеи, а также прямо озвучил положение о том, что текущая политика себя изжила, и стране нужен новый подход к развитию, подход, который позволит восстановить промышленность, без которой СССР существовать не сможет.

С 1926 года начинает постепенно прорисовываться тенденция к отмене НЭПа. В 1926-27 годах запасы хлеба впервые превысили довоенные и составили 160 миллионов тонн.

Но крестьяне хлеб по-прежнему не продавали, а промышленность задыхалась от перенапряжения. Левая оппозиция (ее идейныйм лидером ыл Троцкий) предложила изъять у зажиточных крестьян, которые составляли 10% населения 150 миллионов пудов хлеба, но руководство ВКП (б) не пошло на это, потому что это означало бы уступка левой оппозиции.

Весь 1927 год сталинское руководство вело маневры по окончательному устранению левой оппозиции, потому что без этого нельзя было решить крестьянский вопрос. Любая попытка надавить на крестьян означала бы, что партия пошла по пути, про который говорит «Левое крыло». На 15 съезде Зиновьева, Троцкого и других левых оппозиционеров исключили из ЦК.

Однако после того как они покаялись (это называлось на партийном языке «разоружиться перед партией») их вернули, потому что потому сталинскому центру они были нужны для будущей борьбы с Бухарестской командой. Борьба за отмену НЭПа развернулась как борьба за индустриализацию.

Это было логично, потому что индустриализация была задача номер 1 для самосохранения советского государства.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+