Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Таблица распределение полномочий между субъектами федерации и

Таблица распределение полномочий между субъектами федерации и

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Статьями 71 и 72 Конституции РФ определены предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов РФ по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, региональными законами.

Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъектов РФ, устанавливают права, обязанности и ответственность региональных органов государственной власти, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий. Одновременно они не могут возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Эти требования распространяются на соответствующие указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по установленным Конституцией РФ предметам совместного ведения определены и. 2 ст. 26.3 Федерального закона

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

.

Перечень этих полномочий может быть изменен лишь путем внесения изменений или дополнений в названный пункт вышеуказанной статьи. Федеральные законы, предусматривающие передачу органам государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации или по предметам совместного ведения, должны содержать положения, определяющие:

  1. o порядок предоставления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти региона) или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей и расходовании субвенций из федерального бюджета;
  2. o методику или федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ для осуществления соответствующих полномочий.
  3. o полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контроля и надзора за осуществлением органами государственной власти субъекта РФ соответствующих полномочий, а также порядок изъятия соответствующих полномочий у органов исполнительной власти субъекта РФ, возмещения субвенций, предоставленных бюджету региона России для осуществления соответствующих полномочий;
  4. o права и обязанности федеральных органов исполнительной власти по осуществлению указанных полномочий органами государственной власти субъекта РФ и права и обязанности высшего должностного лица региона (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по осуществлению переданных полномочий, в том числе права и обязанности по назначению руководителей органов исполнительной власти регионов, осуществляющих соответствующие полномочия;
  5. o права и обязанности федеральных органов исполнительной власти и права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти региона), связанные с определением структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих соответствующие полномочия;

Органы государственной власти субъектов РФ для осуществления переданных им полномочий имеют право в порядке, установленном региональным законодательством, дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства. Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти региона, могут передаваться законами субъекта РФ органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им соответствующими федеральными законами.

В случаях, обусловленных экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий, допускается заключение договоров о разграничении полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта РФ, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора и порядок продления данного срока, основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.

Договор о разграничении полномочий подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

Президент РФ в течение десяти дней после подписания договора вносит в Государственную Думу проект федерального закона о его утверждении.

Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции страны, федеральным законам. Соглашение заключается в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Соглашение заключается в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти также могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит Конституции (Уставу), законам и иным нормативным правовым актам этого субъекта РФ.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок их досрочного расторжения и др. Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г.

№ 452. Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования.

В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством РФ, приказом федерального министерства. Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств. В них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа.

Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций.

Форма государственного устройства. Полномочия федерального центра и субъектов РФ

Форма государственного устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства.

Форм государственного устройства существует три:

  • Унитарное государство
  • Федерация
  • Конфедерация

Унитарное государство – это целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета. (Суверенитет – независимость государства во внутренней и внешней политике от других стран).

Признаки унитарного государства:

  1. Единая система органов власти
  2. Единые законы
  3. Единая финансовая и налоговая система
  4. Единые атрибуты власти
  5. Единая армия

(Атрибуты власти – герб, флаг и гимн) Примеры государство с унитарной формой государственного устройства: Япония, Франция, Венгрия, Чехия, Финляндия.

Федерация – сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные образования и обладают признаками суверенитета. Признаки федерации:

  1. Единая армия
  2. Двойная финансовая и налоговая система (часть налогов уходит в федеральный бюджет, а часть – в бюджет субъекта федерации)
  3. Двойная система органов власти (в России есть Государственная Дума, а в Москве – Московская городская дума, в Курске – Курская областная дума и т.п.)
  4. Двойная система законодательства (Субъекты федерации принимают собственные законы, важно только то, чтобы они не противоречили общегосударственным постановлениям. Например, в США в одних штатах разрешена смертная казнь, а в других – запрещена)

Государственным образованиям разрешается иметь свои атрибуты власти Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Россия, США, Канада, Бразилия, Индия, Австралия.

Конфедерация – это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей.

Признаки конфедерации:

  1. Нет единой системы органов власти (у каждого государства свои независимые органы власти, хотя могу быть созданы и общие конфедеративные органы)
  2. Нет единой армии
  3. Не имеет единой системы законодательства (каждое государство имеет собственные законы)
  4. Могут быть общие атрибуты власти с сохранением собственных
  5. Финансовая и налоговая система сохраняют специфику входящих в конфедерацию стран

Примеры государств с федеративной формой государственного устройства: Европейский Союз, СНГ.

Россия по форме государственного устройства — федерация. В России четко распределены обязанности между федеральным центром (центральными органами власти) и субъектами федерации.

Полномочия федерального центра: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. Полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов федерации: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики; ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение; ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Разграничение предметов введения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами

Согласно ч.

3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма и относится к основам конституционного строя России. Существуют два основных способа регулирования отношений между Российской Федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный.

Конституционно-правовой способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ заключается в том, что именно в Конституции РФ устанавливаются перечни предметов ведения и полномочий Российской Федерации, совместного ведения России и ее субъектов и исключительного ведения субъектов РФ. Существуют три юридических способа закрепления различных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами:

  1. 3) остаточные полномочия.
  2. 1) закрытые или списочные полномочия;
  3. 2) открытые полномочия;

В ст.

71 и 72 Конституции РФ содержится закрытый перечень предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, который может быть изменен только в порядке, предусмотренном для внесения поправок в Конституцию РФ, т.е.

установлены закрытые перечни предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 73 Конституции РФ остальные предметы ведения отнесены полностью к ведению субъектов РФ, т.е. использован остаточный принцип определения полномочий. Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории РФ.

Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории РФ.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, условно можно разделить на следующие группы.

  1. 1. Государственного строительства или учредительные: принятие и изменение Конституции РФ; федеративное устройство и территория РФ; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба; метеорологическая служба; стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
  2. 5. Внешнеполитические и внешнеэкономические: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации.
  3. 6. По конкретизации статуса личности: государственные награды и почетные звания; гражданство в Российской Федерации; амнистия и помилование.
  4. 2. Законодательные и правоохранительные: принятие и изменение федеральных законов; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; регулирование и защита прав национальных меньшинств; судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
  5. 3. Социально-экономические: управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и разработка федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
  6. 4. Военные: оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны РФ и континентального шельфа РФ.

По вопросам, отнесенным ч.

1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, издаются два вида федеральных законов:

  1. 2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.
  2. 1) федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования;

Примечательно, что Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ст. 26.4 предусматривает участие органов государственной власти субъекта РФ в рассмотрении Госдумой проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.

Процедуру этого участия можно разделить на ряд последовательных стадий.

  1. 2. Если законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ более чем 1/3 субъектов РФ выскажутся против принятия соответствующего федерального закона, по решению Госдумы создается согласительная комиссия.
  2. 1. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Для этого проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Госдуму направляются в органы государственной власти субъектов РФ для представления ими в 30-дневный срок отзывов, которые оформляются постановлениями соответствующих органов. В ч. 2 ст. 118 Регламента Госдумы предусмотрено, что при рассмотрении Госдумой законопроекта по предметам совместного ведения в первом чтении представитель ответственного комитета доводит до сведения депутатов Госдумы информацию о позиции органов государственной власти субъектов РФ, представивших отзывы на законопроект.

Отзыв органов государственной власти субъекта на проект закона по предметам совместного ведения считается положительным, если законодательный (представительный) и высший исполнительный органы власти субъекта РФ выскажутся за принятие данного проекта федерального закона. Отзыв считается отрицательным, если органы государственной власти субъекта выскажутся против его принятия.

  1. 4. После принятия проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Госдумой в первом чтении они направляются в законодательные (представительные)
  2. 3. Если мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти субъекта РФ разделились, следует считать, что мнение органов государственной власти субъекта РФ не выражено.

органы государственной власти субъектов РФ для представления поправок. Поправки должны быть представлены в 30-дневный срок.

До истечения этого срока рассмотрение законопроектов во втором чтении не допускается.

К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, установленным в 14 пунктах ст.

72 Конституции РФ, относятся следующие.

  1. 1. Учредительные: установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Pel) и федеральным законам.
  2. 2. Правозащитные и правоохранительные: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; охрана памятников истории и культуры; кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.
  3. 4. Социально-экономические: разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
  4. 3. Законодательные: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
  5. 5. Международные: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Полномочия субъектов РФ в сфере совместного ведения могут быть выражены в трех формах:

  1. 3) «полномочия по участию» субъекта в сфере совместного ведения.
  2. 2) «переданные полномочия» – это полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, которые могут передаваться для осуществления региональными органами государственной власти в установленном порядке, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета;
  3. 1) «закрепленные полномочия» – это полномочия органов государственной власти субъекта по предметам совместного ведения, установленные Конституцией РФ и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета субъекта;

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ст.

26.4 предусматривает участие органов государственной власти субъекта РФ в рассмотрении Госдумой проектов федеральных законов по предметам совместного ведения. Процедуру этого участия можно разделить на ряд последовательных стадий.

  1. 1. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Для этого проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу направляются в органы государственной власти субъектов РФ для представления ими в 30-дневный срок отзывов, которые оформляются постановлениями соответствующих органов. В ч. 2 ст. 118 Регламента Государственной Думы предусмотрено, что при рассмотрении Государственной Думой законопроекта по предметам совместного ведения в первом чтении представитель ответственного комитета доводит до сведения депутатов Государственной Думы информацию о позиции органов государственной власти субъектов РФ, представивших отзывы па законопроект.
  2. 2. Если законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ более чем 1/3 субъектов РФ выскажутся против принятия соответствующего федерального закона, по решению Госдумы создается согласительная комиссия.

Отзыв органов государственной власти субъекта на проект закона по предметам совместного ведения считается положительным, если законодательный (представительный) и высший исполнительный органы власти субъекта РФ выскажутся за принятие данного проекта федерального закона. Отзыв считается отрицательным, если органы государственной власти субъекта выскажутся против его принятия.

  1. 4. После принятия проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Государственной Думой в первом чтении они направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для представления поправок. Поправки должны быть представлены в 30-дневный срок. До истечения этого срока рассмотрение законопроектов во втором чтении не допускается.
  2. 3. Если мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти субъекта РФ разделились, следует считать, что мнение органов государственной власти субъекта РФ не выражено.

Предмет ведения субъекта РФ – сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ к компетенции субъектов РФ.

Статья 73 Конституции РФ не устанавливает конкретного перечня полномочий российских субъектов, а закрепляет правило, в соответствии с которым вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Договорный способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами (ч.

3 ст. 11 Конституции РФ). Общие принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ закреплены в ст. 26.7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

26.7 Федерального закона

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

. Согласно положениям данного Закона заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в одном случае: если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ. Договор о разграничении полномочий в обязательном порядке должен содержать:

  1. – срок действия договора, который не может превышать 10 лет, и порядок продления данного срока;
  2. – основания и порядок досрочного расторжения договора.
  3. – условия и порядок осуществления этих полномочий;
  4. – конкретные права и обязанности сторон;
  5. – перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта РФ;

Закон уделяет внимание процедуре подготовки договора.

Она включает в себя ряд последовательных действий:

  1. – о результатах рассмотрения проекта договора законодательным (представительным) органом высшее должностное лицо субъекта РФ сообщает Президенту РФ;
  2. – договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона о его утверждении, если иное не установлено федеральным законом.
  3. – договор о разграничении полномочий является двусторонним и подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ;
  4. – в случае одобрения проекта договора законодательным (представительным) органом субъекта РФ Президент РФ подписывает договор и в течение 10 дней после его подписания вносит в Госдуму проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий;
  5. – до подписания договора Президентом РФ высшее должностное лицо субъекта РФ представляет проект договора для одобрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, которой может либо одобрить проект договора, либо отклонить;

Примечательно, что федеральный закон позволяет учитывать интересы субъектов РФ, не являющихся сторонами договора: орган государственной власти субъекта, не являющийся стороной договора, вправе получить по своему запросу проект договора до его одобрения и внести в него свои предложения и замечания. Закон предусматривает досрочное прекращение действия договора о разграничении полномочий, которое возможно по двум основаниям:

  1. – по решению суда.
  2. – по взаимному согласию сторон;

Расторжение договора по инициативе одной из сторон возможно только в случае нарушения другой стороной положений договора, причем это должно быть установлено вступившим в силу решением федерального суда.

Решение федерального суда является основанием для принятия Президентом РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ решения о расторжении договора. Такое решение может приниматься не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующего судебного решения и подлежит официальному опубликованию. В этом случае федеральный закон об утверждении договора о разграничении полномочий признается утратившим силу со дня официального опубликования решения о расторжении договора.

В настоящее время действует единственный Федеральный закон от 24.07.2007 № 199-ФЗ

«Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»

.

Помимо двусторонних договоров о разграничении полномочий могут заключаться соглашения о передаче части полномочий федеральных органов исполнительной власти исполнительным органам государственной власти субъекта РФ и наоборот.

Передача полномочий в обоих случаях не должна противоречить Конституции РФ, федеральным законам, а также конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ. Принципы и порядок заключения таких соглашений регулируется ст. 26.8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 № 924, которым утверждены Правила заключения и вступления в силу указанных соглашений.

26.8 Федерального закона

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

, а также постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 № 924, которым утверждены Правила заключения и вступления в силу указанных соглашений. Порядок заключения соглашения несколько отличается от порядка заключения договора о разграничении полномочий и характеризуется следующими особенностями:

  1. 1) соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ;
  2. 2) в обязательном порядке в соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения;
  3. 3) соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства РФ и официального опубликования.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.

Право. 6.6. Федеративное устройство Российской Федерации.

  1. Субъекты Российской Федерации (список).
  2. Субъект Российской Федерации. Понятие.
  3. Признаки федеративного государства.
  4. Функции федерального государства.
  5. Федеративное устройство. Понятие.
  6. Принципы федеративного устройства.
  7. Федеральные округа РФ.
  8. Разделение полномочий между центром и субъектами.
  9. Особенности федеративного устройства России.

Федеративное устройство — объединение двух и более государственно-территориальных образований (субъектов федерации) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.

Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

Субъект Российской Федерации – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

  1. отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.
  2. наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  3. верховенство федерального права
  4. финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  5. двухуровневой системой органов государственной власти
  6. наличие двухпалатного парламента
  7. наличие двойного гражданства
  1. интеграция территориальных сообществ, т.е.

    собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

  2. децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации. Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки).

Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен. Российская Федерация построена:

  1. по национальному принципу — республики, автономные округа
  2. по национально-территориальному принципу — края, области, города федерального значения;

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации.

  1. одна автономная область (Еврейская Автономная область).
  2. 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  3. 22 республики;
  1. 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  2. 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  3. 46 областей.
  4. три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  1. 4 военных округа;
  2. 9 федеральных округов;
  3. 11 часовых поясов.
  4. 12 экономических районов;

Созданы в соответствии с Указом Президента России В.В.

Путиным № 849

«О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»

от 13 мая 2000 года. Каждый из федеральных округов имеет административный центр.

Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе. Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации). С 2000 года: Дальневосточный Приволжский Северо-Западный Сибирский Уральский Центральный Южный С января 2010 года: Северо-Кавказский.

С марта 2014 года: Крымский. Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства: Государственная целостность. РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования.

Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке. Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.

Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет: перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.

72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам; полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты. По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам. Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Российская Федерация — многонациональное государство. В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу.

Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие.

Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

  1. в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  2. в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  3. в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  4. в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:

  1. государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.
  2. республики обладают признаками государства,
  1. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  2. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  3. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.
  4. принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  5. формирование федеральных органов государственной власти;
  6. гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  7. федеральная государственная собственность и управление ею;

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

  1. защита прав и свобод человека и гражданина;
  2. особо охраняемые природные территории;
  3. ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ.
  4. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  5. природопользование;
  6. охрана памятников истории и культуры;
  7. разграничение государственной собственности;
  8. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  9. режим пограничных зон;
  10. охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  11. обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  12. защита прав национальных меньшинств;

Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+