Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Предпринимательское право - Возмещение ущерба имуществу предпринимателя при чрезвычайных ситуациях

Возмещение ущерба имуществу предпринимателя при чрезвычайных ситуациях

Возмещение ущерба имуществу предпринимателя при чрезвычайных ситуациях

Если фирме нанесен ущерб в результате чрезвычайной ситуации

Анонсы 5 октября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 12 октября 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

15 ноября 2010 Стихийные бедствия, а также аварии и другие подобные инциденты на производственных объектах могут привести к утрате или серьезному повреждению имущества компании, а иногда и к человеческим жертвам. Какие доходы и расходы могут возникнуть у фирмы в результате таких чрезвычайных ситуаций и как правильно отразить их в учете, читайте в статье.

Определение чрезвычайной ситуации, которое приводит Минфин России, дано в «.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В статье мы рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов, возникших в результате такой чрезвычайной ситуации, как пожар.

Он может возникнуть как по вине стихии, так и по недосмотру или халатности конкретных лиц. В бухгалтерском учете чрезвычайные расходы, которые возникли в результате пожара, относятся к прочим расходам. В налоговом учете — к внереализационным.

Исходя из требований и разъяснений специалистов Минфина России в составе расходов, связанных с чрезвычайной ситуацией, могут учитываться:

  1. стоимость уничтоженного или испорченного имущества, принадлежащего фирме (за исключением комиссионного, арендованного или полученного в залог);
  2. фактически осуществленные расходы, связанные с ликвидацией последствий (за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов);
  3. расходы на предотвращение чрезвычайных ситуаций.
  4. потери от брака, вызванного чрезвычайной ситуацией;
  5. потери от простоев оборудования на период чрезвычайной ситуации и оплата работникам времени простоя;

Все эти расходы фирма может признать при исчислении налога на прибыль в полном объеме, но только при наличии необходимых документов.

Исходя из требований законодательства, а также разъяснений чиновников для отражения расходов, возникших в результате пожара, необходимы следующие . 1. Справка Государственной противопожарной службы МЧС России. Кроме этой справки, подтверждающей факт пожара, налоговики дополнительно требуют еще и протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, в котором установлена причина возгорания.
Кроме этой справки, подтверждающей факт пожара, налоговики дополнительно требуют еще и протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, в котором установлена причина возгорания. 2. Инвентаризационные и иные документы, фиксирующие размер нанесенного ущерба.

В соответствии с Федеральным » в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, проведение инвентаризации обязательно. На основании результатов этой инвентаризации убытки отражаются в учете. Также специалисты Минфина России требуют документально подтвердить, что причинами нанесенного ущерба явились обстоятельства объективного характера.

С этим согласны и некоторые судьи, которые помимо справки о пожаре и инвентаризационных документов указали на необходимость подтвердить и факт нахождения соответствующего имущества в зоне пожара. В более ранних разъяснениях финансистов, которыми, видимо, до сих пор руководствуются в налоговой службе, высказывалось также мнение, что убытки от пожара учитываются в расходах лишь в том случае, если отсутствуют виновные лица, что требуется подтвердить справкой о закрытии уголовного дела.

Но Налоговый кодекс не связывает возможность учета убытков от чрезвычайной ситуации с наличием или отсутствием виновных лиц, поэтому сумму ущерба от пожара, на наш взгляд, можно учесть в расходах на основании вышеперечисленных документов, не дожидаясь окончания расследования причин пожара.

А в случае возмещения ущерба виновными лицами или страховой компанией — включить эти суммы в состав внереализационных доходов, как следует из наиболее «свежих» разъяснений Минфина России. Итак, «чрезвычайные» расходы отражаются в налоговом учете в том же порядке что и в бухгалтерском — в полном объеме (при условии их документального подтверждения) в периоде их фактического возникновения. Утраченные в результате пожара основные средства отражаются в налоговых расходах по остаточной стоимости, которая определяется по данным налогового учета как разница между первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период их эксплуатации.

При отнесении стоимости сгоревшего имущества на расходы чиновники требуют восстанавливать суммы НДС по нему, ранее принятые к вычету. Сумму восстановленного НДС также можно учесть в расходах по налогу на прибыль.

В особом порядке восстанавливается НДС по основным средствам: с их остаточной стоимости без учета переоценки.

Но с требованием чиновников о восстановлении суммы налога можно поспорить. Есть обширная судебная практика, которая подтверждает, что налоговое законодательство не обязывает в случае пожара, кражи и иных форс-мажорных обстоятельств восстанавливать к уплате в бюджет суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету. Пример В результате пожара ЗАО «Эра» был причинен значительный ущерб (факт пожара подтвержден справкой противопожарной службы МЧС России).

Проведенная инвентаризация установила, что сгорели товары на сумму 300 000 руб., а также часть складского оборудования — основные средства, остаточная стоимость которых составила 120 000 руб.

(первоначальная стоимость — 200 000 руб., сумма начисленной амортизации — 80 000 руб.) По всему сгоревшему имуществу ранее был принят к вычету НДС (по ставке 18%). На основании данных инвентаризации бухгалтер ЗАО «Эра» списал расходы: ДЕБЕТ 91.2 КРЕДИТ 41 – 300 000 руб. — учтена в расходах стоимость сгоревших товаров; ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие ОС» КРЕДИТ 01 – 200 000 руб.

— списана первоначальная стоимость сгоревшего основного средства; ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие ОС» – 80 000 руб.

— списана амортизация; ДЕБЕТ 91.2 КРЕДИТ 01 «Выбытие ОС» – 120 000 руб.

— списана на расходы остаточная стоимость сгоревшего оборудования. Обратите внимание, что чрезвычайные расходы списываются в периоде их фактического возникновения (п. 18 ПБУ 10/99

«Расходы организации), а не тогда, когда закончено расследование причин пожара и можно сделать вывод о наличии или отсутствии виновных лиц, поэтому в данном случае в проводках не используется счет 94 «

Недостачи и потери от порчи ценностей».

В этом же периоде бухгалтер ЗАО «Эра» восстановил сумму НДС со стоимости сгоревшего оборудования и товаров и также включил ее в состав расходов: ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 19 субсчет «НДС по ТМЦ» – (300 000 руб.

x 18%) — восстановлен НДС по сгоревшим товарам; ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 19 субсчет «НДС по ОС» – (120 000 руб.

x 18%) — восстановлен НДС по сгоревшему оборудованию; ДЕБЕТ 91.2 КРЕДИТ 76 – 75 600 руб. (54 000 + 21 600) — сумма восстановленного НДС отнесена на расходы.

Общую сумму расходов, понесенных в результате пожара, в размере 495 600 руб. (300 000 + 120 000 + 75 600) бухгалтер ЗАО «Эра» включил в состав внереализационных расходов в налоговом учете. Если в связи с пожаром фирма приняла решение выплатить отдельным работникам материальную помощь или иную аналогичную единовременную выплату, то НДФЛ при этом удерживать не нужно.

Если в связи с пожаром фирма приняла решение выплатить отдельным работникам материальную помощь или иную аналогичную единовременную выплату, то НДФЛ при этом удерживать не нужно. Также эта сумма не будет облагаться обязательными страховыми взносами, за исключением случаев, когда эта выплата предусмотрена в трудовых (включая коллективный трудовой договор) или гражданско правовых договорах с работниками и превысила определенный лимит (необлагаемая материальная помощь не должна превышать 4000 руб.

в год на одного работника). Но в расходах по налогу на прибыль сумма материальной помощи работникам в любом случае не учитывается. Доходы в результате пожара фирма может получить в следующих случаях:

  1. если сумма ущерба возмещается виновными лицами или страховой компанией;
  2. если при списании сгоревших основных средств выявлены материалы, пригодные к использованию. Рассмотрим порядок учета каждого вида таких доходов подробнее.

Возмещение ущерба Если установлено лицо, виновное в возникновении пожара, то за его счет организация сможет полностью или частично возместить сумму причиненного ущерба.

Это может быть как работник самой фирмы, так и представитель компании-контрагента.

И если пожар произошел по вине работника, то при взыскании с него суммы ущерба будут действовать ограничения, установленные трудовым .

Например, в большинстве случаев размер взыскиваемой задолженности не может превышать среднемесячного заработка работника. Но независимо от источника возмещения ущерба (виновниками пожара или страховой компанией) сумма возникшего в связи с этим дохода отражается в бухгалтерском учете фирмы в том отчетном периоде, в котором должник признал сумму ущерба или суд вынес решение о ее взыскании. В налоговом учете — на дату признания ущерба должником либо на дату вступления в законную силу решения суда.

То есть если сумму ущерба от пожара должника обязал возместить суд, то периоды отражения этого дохода в бухгалтерском и налоговом учете фирмы могут быть разными. Пример ООО «Диана» через суд взыскало со страховой компании сумму ущерба, причиненного природным пожаром, в общей сумме 300 000 руб. (НДС не облагается). Решение суда было вынесено в сентябре, а вступило в законную силу в октябре.

В сентябре на основании судебного решения бухгалтер ООО «Диана» сделал проводки: ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1 – 300 000 руб.

— отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению должником (на дату вынесения решения).

В налоговом учете этот доход — 300 000 руб. — будет признан лишь в октябре (на дату вступления в силу судебного решения), из-за чего в сентябре у ООО «Диана» возникла налогооблагаемая временная разница и в результате сформировалось ОНО (п. 15 ПБУ 18/02). ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77 – 60 000 руб.

(300 000 руб. x 20%) — сформировано ОНО.

В октябре, когда сумма этого дохода будет отражена в налоговом учете, бухгалтер ООО «Диана» сделает проводку по погашению ОНО: ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 60 000 руб. — погашено ОНО. Материалы, оставшиеся от списанных основных средств Если от сгоревших основных средств остались материалы, которые еще могут быть использованы, то в учете они отражаются по рыночной стоимости на дату их получения, то есть на момент подписания акта о списании основных средств (по формам N ОС-4, ОС-4а, ОС-4б). В бухгалтерском учете их стоимость будет являться прочими доходами, а в налоговом — внереализационными.

Авторы статьи: М.В. Кузьмина, эксперт журналаЭкспертиза статьи: О.В.

Монако, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор 1 письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/31 2 ст.

1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ 3 п. 13 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ 4 письма Минфина России от 24.09.2007 N 03-03-06/1/691, от 16.01.2006 N 03-03-04/1/31 5 письмо УФНС России по г.

Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ 7 письмо Минфина России от 13.03.2006 N03-03-04/1/208 8 пост.

ФАС СЗО от 10.09.2007 N А05-12441/2006-31 9 письма Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/18, УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190 10 письмо Минфина России от 24.09.2007 N 03-03-06/1/691 11 письмо УФНС России по г.

Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190 12 письма Минфина России от 15.05.2008 N 03-07-11/194, от 06.05.2006 N 03-03-04/1/421 13 пост. ФАС СЗО от 03.09.2009 N А56-5351/2009, ФАС МО от 02.04.2009 N КА-А41/2501-09, и др.

14 п. 8 ст. 217 НК РФ; письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 426-19 15 п.

23 ст. 270 НК РФ 16 ст. 241 ТК РФ 17 пп.

8, 16 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; подп. 4 п. 4 ст. 271, ст. 317 НК РФ 18 п. 13 ст. 250 НК РФ; п. 10.3 ПБУ 9/99; пп. 5, 6 ст. 274 НК РФ Источник: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Порча имущества в результате чрезвычайных обстоятельств

Важное 19 октября 2005 г.

23:46 Недостача имущества может образоваться и в результате каких-то чрезвычайных обстоятельств. Что такое чрезвычайная ситуация? Чтобы получить ответ на данный вопрос, необходимо обратиться к Федеральному закону от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Чтобы получить ответ на данный вопрос, необходимо обратиться к Федеральному закону от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

.

«- это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей»

. Фактически к такой ситуации закон относит пожары, аварии, катастрофы и иные стихийные бедствия.

Чрезвычайные обстоятельства должны быть документально подтверждены. Подтверждение выдается службами, занимающимися ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств.

При отражении данных сумм в бухгалтерском учете необходимо руководствоваться ПБУ 10/99, согласно пункту 13 которого данные суммы должны быть отражены в составе чрезвычайных расходов:

«В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и тому подобное)»

. Обратите внимание, при списании данных сумм в бухгалтерском учете дебетуется счет .

Может случиться и так, что в результате какого-то чрезвычайного происшествия организация понесет не только убытки, но и получит доходы. Как правило, такая ситуация возникает в результате принятия на учет пригодных к эксплуатации материальных ценностей, которые остаются от списания испорченного имущества, или, например, данное имущество было застраховано, и организация получила от страховой компании сумму страхового возмещения.

В таких ситуациях необходимо руководствоваться ПБУ 9/99, согласно пункту 9 которого чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и тому подобного): — страховое возмещение, — стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и тому подобного. Обратите внимание, отражение данных сумм производится по кредиту счета . Но, несмотря на то, что организация может получить какие-то доходы в результате стихийных бедствий, как правило, покрыть все убытки, нанесенные стихией, не удается.

Зачастую, бухгалтера находятся в затруднении, как правильно отразить все данные операции в учете, нужно ли восстанавливать суммы НДС по испорченному имуществу и тому подобное? Чтобы было понятно, как отражаются данные операции в учете, рассмотрим последствия стихийного бедствия, например, пожара на конкретных примерах.

Во-первых, отметим сразу: если организация понесла убытки в результате стихийного бедствия, то в соответствии с требованиями Положения по ведению бухгалтерскому учета, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н

«Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

(далее Положение по ведению бухгалтерского учета) в обязательном порядке должна быть проведена имущества. Результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором она была закончена.

То есть, если, например, в организации произошел пожар в конце мая, а инвентаризация была закончена в июне, то, соответственно, ущерб от пожара будет отражен в июне. Размер ущерба, понесенного в результате пожара, определяется на основе данных проведенной инвентаризации. В соответствии с пунктом 28 Положения по ведению бухгалтерского учета, недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации. Кроме того, в соответствии с пунктом 13 ПБУ 10/99, вышеуказанные расходы отражаются в составе чрезвычайных расходов, возникших как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и тому подобного).

В соответствии со Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) к внереализационным расходам, учитываемым в целях налогообложения, приравниваются убытки (потери) от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Если пожар произошел по вине определенного лица, НДС на расчеты с бюджетом не относится, а включается в общую сумму ущерба, относимого на виновное лицо. Аналогичная ситуация по отнесению НДС возникает в случае, если имущество было застраховано.

А как поступать с НДС, если имущество приобреталось для производственной деятельности, облагаемой НДС, и к нему был применен вычет, а потом это имущество было уничтожено и виновные лица отсутствуют? В соответствии с НК РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами обложения НДС, производятся в полном объеме после принятия на учет вышеуказанных основных средств.

Восстановление НДС при выбытии имущества, ранее принятого на учет, в результате чрезвычайных обстоятельств законодательно не предусмотрено, но наше государство привыкло наживаться на беде и налоговые органы дают разъяснения об обязательности восстановления НДС.

Понесенный организацией ущерб в связи с утратой имущества в результате пожара может быть списан следующим образом: — если виновное лицо не установлено и имущество не застраховано, убытки списываются на финансовые результаты; — если виновное лицо установлено по приговору суда, ущерб, связанный с утратой имущества, возмещается в полном размере за счет виновного; — если имущество было застраховано, ущерб возмещается за счет страхового возмещения. Рассмотрим на условных примерах. Пример 1. На складе ООО «Сатурн» произошел пожар, в результате которого были уничтожены строительные материалы.

В ходе проведения инвентаризации комиссия установила, что в результате пожара пришли в негодность пиломатериалы на сумму 12 000 рублей.

Органы пожарной инспекции дали заключение, что возгорание произошло в результате удара молнии, то есть виновные лица отсутствуют. В бухгалтерском учете ООО «Сатурн» данная операция отражается следующими записями: Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции Дебет Кредит 94 10 12 000 По результатам инвентаризации стоимость сгоревших пиломатериалов списана на счет недостач Так как в данной ситуации виновные лица отсутствуют, и этот факт подтвержден документально, убытки от пожара относятся на финансовые результаты 99 94 12 000 Сумма недостачи, возникшей в результате пожара, списана как чрезвычайные расходы В налоговом учете вышеуказанные расходы принимаются в целях налогообложения прибыли в соответствии со НК РФ. Окончание примера. Пример 2. На складе ООО «Сатурн» произошел пожар, в результате которого были уничтожены строительные материалы.

В ходе проведения инвентаризации комиссия установила, что в результате пожара пришли в негодность пиломатериалы на сумму 12 000 рублей. Органы пожарной инспекции дали заключение, что виновником пожара является сторож, совершивший поджог в состоянии алкогольного опьянения. В судебном порядке размер ущерба отнесен на виновное лицо.

В бухгалтерском учете ООО «Сатурн» данная операция отражается следующими записями: Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции Дебет Кредит 94 10 12 000 Списана стоимость пришедших в негодность материалов 94 19 2400 Отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости списанных материалов в случае, если НДС не отнесен к зачету в предыдущих отчетных периодах 94 68 2400 Или отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости списанных материалов в случае, если НДС отнесен к вычету в предыдущих отчетных периодах 73 94 14 400 Отражена сумма, подлежащая взысканию с виновного лица (с НДС) Окончание примера. Пример 3. На складе ООО «Сатурн» произошел пожар, в результате которого были уничтожены строительные материалы. В ходе проведения инвентаризации комиссия установила, что в результате пожара пришли в негодность пиломатериалы на сумму 12 000 рублей.

Утраченные в результате пожара пиломатериалы были застрахованы.

При повреждении, гибели, утрате застрахованного имущества возникает право страхователя на получение страхового возмещения. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»

страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу страхователя. Следовательно, у страхователя при получении сумм страхового возмещения не должно возникать налоговой базы по налогу на прибыль.

Для расчетов по имущественному страхованию в соответствии с Планом счетов используется счет , субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».

Исходя из этого в бухгалтерском учете ООО «Сатурн» данная операция будет отражена следующими записями: Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции Дебет Кредит 76-1 10 12 000 Списана стоимость утраченных материалов на основании акта о наступлении страхового случая 76-1 19 2400 Отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости материалов, не принятая к вычету в предыдущих отчетных периодах 76-1 68 2400 Или восстановлена сумма НДС, относящаяся к стоимости материалов, отнесенная к налоговому вычету в прошлых отчетных периодах 51 76-1 14 400 Получена от страховщика сумма страхового возмещения Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися инвентаризации и расчетов по претензиям, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Инвентаризация».

Система возмещения ущерба при чрезвычайных ситуациях

Все происходящее на Земле современным обществом рассматривается с позиций пользы или ущерба (в широком смысле) для человека. Поэтому следует признать ведущую роль социального и социально-экономического ущербов и их возмещения.

При более широком рассмотрении вреда — с позиций устойчивого развития человечества — следует рассматривать также вред окружающей среде и возмещение экологического вреда, так как сохранение окружающей среды является условием устойчивого развития человечества.

Поскольку основным субъектом обеспечения безопасности в настоящее время является государство, то и правила в области возмещения ущерба устанавливает оно. В регулировании международных отношений в области возмещения экологического ущерба участвуют наднациональные органы. Согласно Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека (в частности, занятие предпринимательской и иной экономической деятельностью) не должно нарушать права и свободы других лиц.

Аварии и катастрофы на объектах промышленности наносят значительный вред жизни и здоровью населения, проживающего вокруг этих объектов. Вместе с тем наносится или может быть нанесен серьезный экономический ущерб как физическим, так и юридическим лицам, а также природной среде. Огромный ущерб наносят стихийные бедствия, происходящие в зонах возможных опасных природных явлений.

Различные технические и организационные меры снижают риски чрезвычайных ситуаций, но не могут их исключить. С целью создания механизмов защиты от возможных техногенных ЧС в России в 1997 г.

принят Федеральный закон

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

.

Он определяет правовые, экономические, социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий, обеспечение готовности к ним эксплуатирующих организаций. Одним из механизмов смягчения последствий ЧС является возмещение материального и иного ущерба пострадавшим.

Рис. 12.3. Классификация механизмов возмещения вреда Механизмы возмещения вреда физическим лицам можно разделить на две группы (рис.

12.3):

  1. — возмещение наступившего материального и морального ущербов, ущерба для жизни и здоровья;
  2. — социально-экономические компенсации конкретным лицам за имеющие место дополнительные факторы риска для их жизни и здоровья во время или после выполнения ими определенных социально значимых обязанностей.

К способам возмещения наступившего ущерба могут быть отнесены:

  1. — условное возмещение ущерба из страховых фондов при условии страхования.
  2. — безусловное возмещение ущерба причинителем вреда по иску пострадавшего или частичное возмещение ущерба государством (например, в случае стихийного бедствия) в форме оказания материальной помощи из специально создаваемых фондов;

Как оценка, так и возмещение вреда пострадавшим могут осуществляться в натуральном или в стоимостном выражении. Основными экономическими и организационными механизмами возмещения (компенсации) материального и экономического ущербов в ЧС являются:

  1. — компенсации последствий более редких чрезвычайных событий, но с более высоким ущербом за счет коллективных фондов, которые образуются по принципу отраслевой или территориачьной принадлежности. Данные фонды формируются из отчислений предприятий — потенциальных источников риска. Однако объектовые и коллективные фонды не эффективны с экономической точки зрения;
  2. — в последние годы, особенно в развитых странах, активно развиваются новые механизмы возмещения ущерба за счет использования продуктов финансовых рынков. Все большую популярность приобретают так называемые производные ценных бумаг (фьючерсы, свопы, опционы и др.), которые используют огромные возможности фондового рынка, на несколько порядков превосходящего возможности страхового рынка. Выпуск так называемых «катастрофических» облигаций и опционов позволяет создать финансовый резерв для возмещения ущерба в случае ЧС с масштабными последствиями.
  3. — компенсации за счет фондов обществ взаимного страхования, образуемых по отраслевому или территориальному принципу аналогично коллективным фондам, однако имеющих механизм формирования и функционирования близкий к страхованию, но не имеющий цели получения прибыли от использования средств фонда;
  4. — возмещение крупномасштабных ущербов от катастроф с привлечением централизованных фондов, включая резервы федерального бюджета, например, при стихийных бедствиях или крупных техногенных катастрофах. Так, правовые нормы из области ядерной и радиационной безопасности ограничивают ответственность эксплуатирующих организаций и, следовательно, страховых компаний определенным пределом. Поэтому при тяжелых авариях возмещать ущерб дополнительно к страховым компаниям будет и государство. Постепенно по мере накопления страховых фондов пределы ответственности эксплуатирующих организаций будут возрастать;
  5. — погашение остатков непогашенного ущерба за счет механизма ретроактивной коллективной компенсации в случае, когда размеры ущерба превосходят возможности объектовых, коллективных фондов и пределы страхового возмещения. Этот способ имеет отношение прежде всего к возмещению ущерба у третьих лиц. Ретроактивное возмещение не использует специально создаваемых фондов, а имеет договорную основу между потенциально опасными объектами. При превышении ущербом некоторой величины его остаток равномерно распределяется между всеми участниками договора. Доля участия каждого объекта определяется числом объектов, размером возмещаемого ущерба, но обычно не превосходит некоторого предельного значения. Данный механизм используется в системе ядерного страхования США и ФРГ;
  6. — создание резерва непредвиденных расходов на отдельном объекте экономики (объектовый фонд), который решает проблемы возмещения ущерба самому объекту и третьим лицам в тех случаях, когда ущерб невелик;
  7. — использование страхового способа возмещения ущерба, основанного на перераспределении взносов от многих застрахованных объектов, который реализуется случайным образом для возмещения ущерба и только у небольшого числа пострадавших объектов. Страхование может успешно решать проблемы возмещения ущерба во многих его проявлениях (страхование собственности, ответственности, жизни и здоровья, финансовых рисков, инвестиций и пр.), существенно увеличивая размеры компенсируемого ущерба;

Перечисленные механизмы возмещения являются не независимыми, а взаимосвязанными, поэтому можно говорить о системе возмещения экономического ущерба. Структура и свойства такой системы существенно зависят от свойств объектов риска и внешней организационно-экономической среды.

Мировой опыт показывает, что компенсация ущерба от ЧС основана на соответствующих законодательных актах и сочетании различных экономических механизмов. Эффективным является взаимодействие государственных и рыночных (коммерческих) механизмов снижения масштабов последствий аварий и катастроф и возмещения ущерба. Задача выбора рационального механизма возмещения ущерба может быть сформулирована следующим образом — найти такую структуру системы возмещения экономического ущерба и параметры связи, которые бы максимально повышали экономическую устойчивость объектов экономики и были экономически приемлемы для всех уровней системы.

Механизмы возмещения ущерба строятся на следующих принципах:

  1. — территориальном, когда кроме перераспределения риска между различными механизмами возмещения целесообразно также его перераспределение между субъектами Российской Федерации и федеральными структурами. Такая схема возмещения должна быть основана на законодательном закреплении максимальных размеров ущерба, возмещаемого за счет регионов, сверх которого возмещение осуществляется из федерального бюджета;
  2. — организационном, когда в зависимости от вида техногенного или природного риска (вид функции распределения ущерба, наличие отдаленных последствий и др.) возможно сочетание различных механизмов возмещения;
  3. — совместного долевого участия, при реализации которого пределы ответственности регионов и центра должны определяться уровнями техногенной и природной безопасности, социально-экономического развития региона и другими факторами. Такое перераспределение пределов ответственности для централизованных способов возмещения ущерба прежде всего должно относиться к жизни и здоровью людей, а также к государственному имуществу. Пределы ответственности могут устанавливаться на основе критериев классификации ЧС по степени тяжести последствий.
  4. — перераспределения риска, осуществляемого в рамках страхования между страхователями и страховыми и перестраховочными компаниями. Принцип перераспределения риска может использоваться не только в страховании, но применен при использовании других механизмов возмещения;

Кроме общегосударственной целесообразно также создание региональных систем возмещения ущербов, включающих различные компенсационные механизмы, например, экологические внебюджетные фонды (республиканские, краевые, областные и местные).

Как возмещают ущерб, нанесенный имуществу в случае стихийных бедствий?

07.08.2019 00:17 2505 Категория: С 4 августа 2021 года в силу вступил закон о добровольном страховании жилья от чрезвычайных ситуаций (ЧС), согласно которому в регионах появятся собственные программы страхования жилья от пожаров, наводнений и ураганов и подобных катаклизмов.

Граждане по-прежнему будут сами решать, покупать полис страхования или нет. Те, у кого будет страховка, смогут получить дополнительную защиту. В случае стихийного бедствия граждане будут получать возмещение по следующей схеме: выплаты в размере 300-500 тысяч рублей — от страховых компаний, ущерб сверх этих сумм — от региональных властей.

Те, кто жилье от ЧС не застраховал, получат помощь только от государства, компенсаций от страховых компаний у них не будет.

Перечень рисков, подлежащих страхованию, утвержден Минфином. В него входят природные стихийные бедствия (землетрясение, оползень, ураган, паводок, сход лавины и другие), ситуации техногенного характера (обрушение, аварии на производственных объектах), пожары.

Кроме того, регионы могут учитывать в программах другие чрезвычайные ситуации.

Подробнее Согласно Федеральному закону № 68-ФЗ, чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Согласно ст. 18 этого закона, граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу.

Порядок осуществления выплат определен постановлением правительства РФ от 15 февраля 2014 года

«О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»

.

Сегодня выплаты гражданам при чрезвычайных ситуациях федерального, межрегионального и регионального характера включают в себя:

  1. помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество — 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество — 100 тысяч рублей на человека).
  2. единовременную материальную помощь в размере 10 тысяч рублей на человека;

Пострадавшим в ЧС могут устанавливаться разные размеры компенсационных выплат. При определении их размера учитывается общий масштаб трагедии и число пострадавших.

Пострадавшие граждане, которые считают сумму заниженной, могут в судебном порядке оспорить размер компенсации. К исковому заявлению необходимо приложить отчет независимых экспертов о реально причиненном ущербе.

Статья по теме Куда нужно обращаться за выплатами?

При любом ЧП или стихийном бедствии создается комиссия по расследованию происшествия. Она же принимает решения о выплатах, распределяет гуманитарные грузы, составляет списки людей, нуждающихся в помощи, и объявляет суммы компенсаций и сроки выплат.

В комиссию входят представители не только региональных и местных администраций, но и территориальных отделений ФСС, ПФР, Роструда. Возглавляет такую комиссию — в зависимости от тяжести ситуации — представитель исполнительной власти, обычно это вице-губернатор.

«Местные администрации составляют списки пострадавших от стихийных действий, и в соответствии с этим выплачиваются компенсации. Размер и виды компенсаций бывают различными, как правило, это единовременные компенсации в зависимости от характера и масштаба бедствия, а также компенсации за утраченное имущество первой необходимости и жилье.

За жилье может быть предусмотрена как денежная компенсация, так и предоставление сертификатов на покупку жилья за государственный счет», — говорит юрист Сергей Кормилицин. Таким образом, для включения в списки граждан, которым выплачивают компенсацию за утраченное имущество, необходимо выполнение трех условий: быть гражданином РФ, постоянно проживать в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации, и утратить полностью или частично имущество первой необходимости.

Если гражданин не попал в списки пострадавших, поскольку не был зарегистрирован в зоне действия ЧС, то ему придется в судебном порядке доказывать, что он является пострадавшим.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+