Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Возникновение и развитие теории правового государства

Возникновение и развитие теории правового государства

31.1 Развитие идей правового государства

  Теория государства и праваМорозова Людмила Александровна 31.1 Развитие идей правового государства Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества.

При этом в теоретических изысканиях еще не высказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения.

Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля — «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка.Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.

д.На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории — Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д.

Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели — сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от

«непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека»

.Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в.

Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу. Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г.

Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724–1804) и Г. Гегеля (1770–1831).И.

Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как

«объединение множества людей, подчиненных правовым законам»

.

Право у Канта было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник — категорический императив:

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»

. По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей.

И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства.

В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право.

Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной.

Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.Но, несмотря на обилие работ о правовом государстве немецких ученых, Германия в течение всего XIX в. оставалась полицейским государством.Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, который впервые его употребил в 1813 г., но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Р.

фон Моль.Следует отметить, что концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов — Г. Ф. Шершеневича (1863–1912), П.

И. Новгородцева (1866–1924), В. М. Гессена (1868–1920), С. А.

Котляревского (1873–1940), Н.

М. Коркунова (1853–1904) и др. В частности, Г. Ф. Шершеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей. С. А. Котляревский поддерживал идею обоюдной ответственности государства и личности, отделения одной власти от другой, а также существования независимого, пользующегося доверием народа суда.Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г.

Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г.

Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социального правового государства.В Конституции РФ 1993 г.
Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социального правового государства.В Конституции РФ 1993 г.

наше государство провозглашено в качестве правового, что следует отнести к программным положениям. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком Поделитесь на страничке Из книги автора § 1 Развитие отечественного правового регулирования наследования земельных участков Земельные участки в дореволюционной России традиционно относились к недвижимому имуществу. Кроме того, регулирование наследственных отношений в течение долгого времени Из книги автора Глава 1. Развитие теории государства и права как науки Постепенное развитие человеческого общества, усложнение его устройства, а также отношений, а также непрекращающиеся попытки осмыслить роль государства и права в жизни человека привели к появлению обособленного Из книги автора § 4.2.

Возникновение и развитие теории правового государства Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства Из книги автора § 4.

Основные принципы правового государства Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и Из книги автора § 73.2. Образование и развитие Бразильского государства Колониальное управление Крупнейшее впоследствии государство Латинской Америки Бразилия в XVI–XVIII вв.
Образование и развитие Бразильского государства Колониальное управление Крупнейшее впоследствии государство Латинской Америки Бразилия в XVI–XVIII вв.

было частью Португальской колониальной империи. Португальские мореплаватели появились на побережье Южной Из книги автора § 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод Свобода человека и право Важной чертой правопорядка Нового времени (наряду с принципом общественного, представительного государства — см.

§ 59) стало закрепление в праве принципов гражданской свободы — свободы Из книги автора § 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений С эпохой Нового времени, с решением промышленных и торговых связей в обществе неизмеримо возросло общегосударственное значение правовой регламентации коммерческих отношений. Регулирование торговли Из книги автора 8.

Развитие политике-правовых идей нестяжательской ориентации Нестяжательские мотивы получили дальнейшее развитие в трех произведениях — «Валаамской беседе», «Ином сказании» и «Извете», авторство которых приписывается некоему анониму, выступившему под псевдонимом Из книги автора § 2. Послевоенное развитие итальянского государства Крах фашистского режима.

Образование республики и Конституция 1947 г. Разгром гитлеровских армий и итальянского экспедиционного корпуса под Сталинградом явился одновременно мощным военно-политическим ударом по Из книги автора § 2. Развитие японского государства после второй мировой войны Японское государство в условиях оккупационного режима.

Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками, Из книги автора 31.2 Признаки правового государства Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия,

  1. 30.1 Понятие, признаки и функции социального государства
  2. 18.4 Юридические факты
  3. 18.5 Виды правоотношений
  4. 26.2 Злоупотребление правом
  5. 8.5 Государство и политические партии
  6. Раздел IV ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО
  7. 28.3 Правовая культура: понятие, элементы, формы действия
  8. 14.1 Понятия источника и формы права
  9. 16.1 Понятие правовой системы. Типология правовых систем
  10. 20.1 Понятие юридических коллизий
  11. 32.1 Общая характеристика. Принципы действия
  12. 17.1 Понятие, содержание и принципы правотворчества
  13. 26.3 Виды правонарушений, причины их совершения
  14. 22.3 Юридические документы
  15. 10.3 Функции права
  16. 32.2 Классификация прав человека
  17. 24.2 Структура и стадии механизма правового регулирования
  18. 7.3 Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата
  19. 19.5 Юридический механизм реализации права
  20. Глава 25 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  21. 19.4 Акты применения права, их виды
  22. 19.3 Стадии правоприменительного процесса
  23. 10.4 Право в объективном и субъективном смыслах
  24. 14.2 Виды источников права
  25. Глава 29 ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
  26. 26.7 Освобождение от юридической ответственности
  27. 26.5 Виды юридической ответственности
  28. 20.5 Юридическая конфликтология
  29. 19.2 Специфика правоприменительной деятельности
  30. 21.3 Виды толкования права
  31. 31.2 Признаки правового государства
  32. 8.1 Понятие политической системы
  33. 18.2 Состав правоотношений
  34. 15.3 Система права и система законодательства
  35. 17.4 Пределы действия нормативных правовых актов
  36. 22.2 Технико-правовые категории
  37. 13.1 Понятие и признаки нормы права
  38. 26.4 Юридическая ответственность: понятие и признаки
  39. 24.1 Понимание механизма правового регулирования
  40. 21.2 Способы (приемы) толкования права
  41. 16.3 Унификация правовых систем в условиях глобализации
  42. 26.1 Понятие правонарушения, его признаки, юридический состав
  43. Список литературы
  44. Глава 15 СИСТЕМА ПРАВА
  45. 14.3 Законы как источник права. Виды законов
  46. Глава 26 ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  47. Глава 19 ТЕОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
  48. 19.6 Пробелы в праве. Субсидиарное правоприменение
  49. 11.4 Общее и особенное в социальных нормах
  50. 15.2 Система отраслей права
  51. 28.1 Понятие правосознания и его структура
  52. 12.4 Право и справедливость
  53. 27.1 Три аспекта понятия законности. Ее структура
  54. Глава 12 ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
  55. 26.6 Цели и принципы юридической ответственности
  56. 23.3 Виды юридических ошибок
  57. 17.2 Виды правотворчества
  58. 7.2 Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности
  59. 23.1 Понятие юридических ошибок и их свойства
  60. 32.3 Юридические обязанности человека
  61. 30.2 Мировые модели социального государства
  62. 22.1 Законодательная и правоприменительная техника
  63. 18.1 Понятие и особенности правоотношений
  64. 27.6 Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления
  65. Глава 17 ПРАВОТВОРЧЕСТВО
  66. 27.2 Принципы законности
  67. Глава 16 ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА
  68. Глава 18 ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПРАВООТНОШЕНИЯХ
  69. Глава 20 КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ
  70. Глава 8 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И МЕСТО В НЕЙ ГОСУДАРСТВА
  71. 11.5 Особенности права как нормативного регулятора
  72. 7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства
  73. 23.2 Причины юридических ошибок
  74. 17.5 Систематизация нормативных правовых актов
  75. 12.5 Право и социальные интересы
  76. Глава 11 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  77. Глава 24 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  78. 21.1 Общее понятие толкования права
  79. 11.2 Социальные и технические нормы
  80. 13.5 Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов
  81. 24.3 Эффективность механизма правового регулирования
  82. 20.3 Коллизии норм права и нормативных актов
  83. 32.4 Механизмы защиты прав человека
  84. 15.4 Материальное и процессуальное право
  85. 20.4 Способы устранения коллизий. Превентивные меры
  86. 23.4 Способы предупреждения и устранения юридических ошибок
  87. Глава 13 НОРМЫ ПРАВА
  88. 27.4 Правопорядок: черты, содержание, функции
  89. Глава 14 ИСТОЧНИКИ ПРАВА
  90. 17.3 Стадии правотворчества. Законодательный процесс
  91. Глава 9 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА
  92. Глава 31 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
  93. 21.5 Интерпретационные акты
  94. 15.5 Публичное и частное право
  95. 12.6 Ценность права
  96. 7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства
  97. 10.2 Сущность права
  98. 27.5 Гарантии законности и правопорядка
  99. Читать книгу целиком на Litres
  100. Глава 22 ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
  101. Глава 30 СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
  102. 27.3 Конституционная законность
  103. 15.6 Международное и национальное (внутригосударственное) право
  104. 13.3 Структура правовой нормы
  105. 12.2 Государство, право и экономика
  106. 8.4 Государство и общественные объединения
  107. 15.1 Понятие системы права. Характеристика ее элементного состава
  108. 25.1 Понятие правомерного поведения. Право и поведение
  109. 21.4 Толкование норм права по объему
  110. 25.2 Типология правомерного поведения
  111. 14.4 Подзаконные акты
  112. 18.3 Законные интересы
  113. 28.2 Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права
  114. Глава 23 ЮРИДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  115. 11.3 Виды социальных норм
  116. 16.2 Краткая характеристика правовых семей
  117. 28.4 Функции правовой культуры
  118. Глава 28 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
  119. 8.2 Структура политической системы
  120. 12.1 Соотношение государства и права
  121. 12.3 Право и политика
  122. 18.6 Особенности публичных правоотношений
  123. 8.3 Государство в политической системе
  124. 10.1 Основные концепции правопонимания
  125. 19.1 Понятие и формы реализации права
  126. Глава 21 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА
  127. 13.2 Функции норм права
  128. 20.2 Виды коллизий и причины их возникновения
  129. 11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы
  130. 13.4 Классификация норм права
  131. Глава 32 ИНСТИТУТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ

Возникновение и развитие теории правового государства

15 Правовое государство — государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве.

Данная идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации (объединении) свободных людей в целях возможно лучшего существования, обеспечения справедливости (Аристотель, Цицерон), как продукте соглашения (договора) между людьми для достижения общей пользы и создания охраняющих ее законов (Эпикур). На концептуально-теоретическом уровне идея правового государства берет начало в естественно-правовой доктрине, прежде всего это труды Ж.-Ж.

Руссо и И. Канта, а эти мыслители видели в государстве сообщество людей, сформировавшееся под действием законов во имя торжества права. Под воздействием философских и правовых взглядов И. Канта в Германии сложилось целое направление, в работах его последователей (Р.

Моль, В. Велькер, Р. Гнейст, Ф.

Шталь и др.) идея правового государства получила дальнейшее развитие, в научный оборот было введено понятие «правовое государство», которое благодаря Р. Иерингу (известному немецкому правоведу) эта идея получила практическое выражение в Веймарской Конституции 1918 г.

и широкое распространение. В дореволюционной России идея правового государства получила развитие в трудах ученых-юристов либерального направления — В.М. Гессена, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина и др. Так, согласно концепции Б.А. Кистяковского, суть правового государства заключается в том, что «весь народ, организованный как одно целое.
Так, согласно концепции Б.А. Кистяковского, суть правового государства заключается в том, что «весь народ, организованный как одно целое.

правовая организация народа, обладающая во всей полноте, своею собственною, самостоятельною и первичною, т.е.

ни от кого не заимствованною властью»*(55).

В России, как и в бывшем Советском Союзе, после Октябрьской революции, вплоть до начавшейся во второй половине 80-х гг.

XX в. перестройки, идея правового государства распространения не получила.

В условиях существовавшего в тот период тоталитарного режима у нее не было для популяризации никаких шансов. В советской юридической литературе теория правового государства критиковалась как буржуазная по своему характеру и за то, что будто бы напрямую выводила государство, его власть из права (Л.М.

Каганович и др.). К идее правового государства в СССР, которой с начала 60-х гг. предшествовала усиленно пропагандируемая теория общенародного государства и законности, вернулись в 80-е гг.

прошлого века. Иначе говоря, идеи правовой государственности уже имели определенную исполнительную почву, ибо требования соблюдения законности, уважительного отношения к ней как принципу права во много созвучны с положениями теории правового государства. В июне 1988 г. в Москве состоялась (после многодесятилетнего перерыва) Всесоюзная партийная конференция, которая открыла двери многим политическим реформам.

В своей речи М.С. Горбачев поставил задачу построения социалистического правового государства.

Безусловно, в условиях классовой экономики и доминирующей государственной собственности, воплотить идею правовой государственности, да еще на социалистической основе было невозможно. Но этот период в истории развития учения о правовом государстве не прошел даром.

Впоследствии Конституция 1993 г.

закрепила, что Российская Федерация — демократическое, федеративное, правовое государство, а человек, его права, свободы и интересы являются высшей ценностью (см.

ст. 1, 2 и др.). В результате идея правового государства в России в короткий срок не только приобрела широкое признание как общечеловеческая ценность и получила законодательное закрепление как основа нынешнего конституционного строя России, но и широкое научное признание*(56).

В обыденном сознании правовое государство принято воспринимать как государство, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Такое представление верно по сути, но недостаточно для полного и глубокого понимания природы правового государства. В идее правового государства, если ее рассматривать исторически, принято выделять два момента (две составляющие): 1.

Выдвижение на первый план личности, ее прав и свобод, их гарантированности; 2.

Ограничение правом пределов государственной власти, правовая регламентация механизма ее формирования и деятельности. В правовом государстве для личности создаются условия, обусловливающие юридическую свободу, механизм правового обеспечения и стимулирования поведения гражданина, в основе которого лежит принцип: «Дозволено все, что не запрещено законом».

В правовом государстве для личности создаются условия, обусловливающие юридическую свободу, механизм правового обеспечения и стимулирования поведения гражданина, в основе которого лежит принцип: «Дозволено все, что не запрещено законом». В современный период в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных законов, которые закрепляют многообразие форм собственности, устанавливают единую для всех, стимулирующую развитие экономики налоговую систему, создают простор для инициативы людей, предоставляют им возможность почувствовать себя хозяевами.

Главная черта правового государства — это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту — важнейшей обязанностью государства.

Другая важная черта — установление и тем самым ограничение посредством права пределов государственной власти, которое направлено, во-первых, на устранение или, по крайней мере, сведение к минимуму возможных злоупотреблений властью. Имеется в виду следующее: государственные органы, должностные лица и государственные служащие руководствуются в своей деятельности принципом:

«Дозволено только то, что прямо разрешается законом»

.

Во-вторых, такое ограничение предполагает официальное признание и закрепление тех сфер и блоков общественных отношений, вмешательство в которые со стороны государства либо вообще излишне (например, дела церкви, деятельность политических партий, профсоюзов, средств массовой информации), либо должно быть минимальным, причем строго регламентированным правом (например, создание и деятельность адвокатуры, нотариальных палат).

Именно в ограничении правом пределов деятельности государства, в правовой регламентации механизма его полномочий, наряду с юридическим обеспечением оптимального развития и охраны прав и свобод личности, заключается смысл и сущность правового государства. Право в этом случае выступает и как барьер на пути возможного произвола со стороны государственной власти, ущемления прав личности и сползания к диктатуре, и как особая юридическая гарантия утверждения и охраны прав и свобод человека и гражданина.

Цель правового государства заключается в том, что весь процесс формирования и деятельности государства проходит в строгих правовых границах с учетом норм не только внутригосударственного, но и международного права; посредством права также регламентируются пределы государственной деятельности, порядок создания, полномочия и функционирование всех государственных органов; в наиболее полном обеспечении и защите прав и свобод личности.

При всей загруженности государства и другими многочисленными делами именно в этом его главное призвание, высшее предназначение*(57).

15 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.

6.1. Возникновение и развитие теории правового государства

Правовое государство — государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве. Данная идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации (объединении) свободных людей в целях возможно лучшего существования, обеспечения справедливости (Аристотель, Цицерон), как продукте соглашения (договора) между людьми для достижения общей пользы и создания охраняющих ее законов (Эпикур).

На концептуально-теоретическом уровне идея правового государства берет начало в естественно-правовой доктрине, прежде всего это труды Ж.-Ж.Руссо и И.Канта, а эти мыслители видели в государстве сообщество людей, сформировавшееся под действием законов во имя торжества права. Под воздействием философских и правовых взглядов И.Канта в Германии сложилось целое направление, в работах его последователей (Р.Моль, В.Велькер, Р.Гнейст, Ф.Шталь и др.) идея правового государства получила дальнейшее развитие, в научный оборот было введено понятие «правовое государство», которое благодаря Р.Иерингу (известному немецкому правоведу) эта идея получила практическое выражение в Веймарской Конституции 1918г.

и широкое распространение. В дореволюционной России идея правового государства получила развитие в трудах ученых-юристов либерального направления — В.М.Гессена, М.М.Ковалевского, Н.М.Коркунова, С.А.Котляровского, П.И.Новгородцева, Б.Н.Чичерина и др. Так, согласно концепции Б.А.Кистяковского, суть правового государства заключается в том, что «весь народ, организованный как одно целое.

правовая организация народа, обладающая во всей полноте, своею собственною, самостоятельною и первичною, т.е. ни от кого не заимствованною властью»*(55). В России, как и в бывшем Советском Союзе, после Октябрьской революции, вплоть до начавшейся во второй половине 80-хгг.

XXв. перестройки, идея правового государства распространения не получила.

В условиях существовавшего в тот период тоталитарного режима у нее не было для популяризации никаких шансов. В советской юридической литературе теория правового государства критиковалась как буржуазная по своему характеру и за то, что будто бы напрямую выводила государство, его власть из права (Л.М.Каганович и др.). К идее правового государства в СССР, которой с начала 60-хгг.

предшествовала усиленно пропагандируемая теория общенародного государства и законности, вернулись в 80-егг. прошлого века. Иначе говоря, идеи правовой государственности уже имели определенную исполнительную почву, ибо требования соблюдения законности, уважительного отношения к ней как принципу права во много созвучны с положениями теории правового государства. В июне 1988г. в Москве состоялась (после многодесятилетнего перерыва) Всесоюзная партийная конференция, которая открыла двери многим политическим реформам.

Рекомендуем прочесть:  Как возместить ущерб после пожара

В своей речи М.С.Горбачев поставил задачу построения социалистического правового государства. Безусловно, в условиях классовой экономики и доминирующей государственной собственности, воплотить идею правовой государственности, да еще на социалистической основе было невозможно. Но этот период в истории развития учения о правовом государстве не прошел даром.

Впоследствии Конституция 1993г. закрепила, что Российская Федерация — демократическое, федеративное, правовое государство, а человек, его права, свободы и интересы являются высшей ценностью (см. ст.1, 2 и др.). В результате идея правового государства в России в короткий срок не только приобрела широкое признание как общечеловеческая ценность и получила законодательное закрепление как основа нынешнего конституционного строя России, но и широкое научное признание*(56).

В обыденном сознании правовое государство принято воспринимать как государство, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Такое представление верно по сути, но недостаточно для полного и глубокого понимания природы правового государства. В идее правового государства, если ее рассматривать исторически, принято выделять два момента (две составляющие): 1.

Выдвижение на первый план личности, ее прав и свобод, их гарантированности; 2. Ограничение правом пределов государственной власти, правовая регламентация механизма ее формирования и деятельности. В правовом государстве для личности создаются условия, обусловливающие юридическую свободу, механизм правового обеспечения и стимулирования поведения гражданина, в основе которого лежит принцип: «Дозволено все, что не запрещено законом».

В современный период в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных законов, которые закрепляют многообразие форм собственности, устанавливают единую для всех, стимулирующую развитие экономики налоговую систему, создают простор для инициативы людей, предоставляют им возможность почувствовать себя хозяевами. Главная черта правового государства — это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту — важнейшей обязанностью государства.

Другая важная черта — установление и тем самым ограничение посредством права пределов государственной власти, которое направлено, во-первых, на устранение или, по крайней мере, сведение к минимуму возможных злоупотреблений властью.

Имеется в виду следующее: государственные органы, должностные лица и государственные служащие руководствуются в своей деятельности принципом:

«Дозволено только то, что прямо разрешается законом»

.

Во-вторых, такое ограничение предполагает официальное признание и закрепление тех сфер и блоков общественных отношений, вмешательство в которые со стороны государства либо вообще излишне (например, дела церкви, деятельность политических партий, профсоюзов, средств массовой информации), либо должно быть минимальным, причем строго регламентированным правом (например, создание и деятельность адвокатуры, нотариальных палат). Именно в ограничении правом пределов деятельности государства, в правовой регламентации механизма его полномочий, наряду с юридическим обеспечением оптимального развития и охраны прав и свобод личности, заключается смысл и сущность правового государства. Право в этом случае выступает и как барьер на пути возможного произвола со стороны государственной власти, ущемления прав личности и сползания к диктатуре, и как особая юридическая гарантия утверждения и охраны прав и свобод человека и гражданина.

Цель правового государства заключается в том, что весь процесс формирования и деятельности государства проходит в строгих правовых границах с учетом норм не только внутригосударственного, но и международного права; посредством права также регламентируются пределы государственной деятельности, порядок создания, полномочия и функционирование всех государственных органов; в наиболее полном обеспечении и защите прав и свобод личности. При всей загруженности государства и другими многочисленными делами именно в этом его главное призвание, высшее предназначение*(57).

| Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Введение

Правовое государство как определённая философско-правовая категория, его теория, история возникновения, как и реальные проявления правовой государственности, и обеспечение прав и свобод человека является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Для Республики Беларусь как государства, долгое время находившегося в составе СССР и получившего суверенитет и независимость относительно недавно, данный вопрос является особенно актуальным. В своём реферате я кратко освещаю основные положения теории правового государства, аспекты её формирования и становления, а также перечисляю и характеризую основные признаки правового государства, выделяемые разными авторами.

Главная задача моей работы: проанализировав и изучив различные источники, систематизировать полученные знания и оптимально сжато и конкретно сформулировать положения теории правового государства.

Реферат состоит из следующих структурных элементов: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (10 источников). Общий объём работы — 15 страниц. Теория правового государства — это синтез концептуальных идей и концепций о его природе, признаках, принципах как государства демократического, социального, в котором господствует право.

Она явилась результатом развития всемирного прогрессивного учения о государственности в русле человеческого измерения и общесоциальной справедливости. Сам термин «правовое государство» введён немецким правоведом Р. фон-Молем (30-е гг. XIX в.). Проблемы правового государства всегда привлекали прогрессивных мыслителей древности, учёных более позднего периода и современности.

Предпринимались попытки ответить на вопросы: «Что означает правовое государство? Каковы его основные признаки, цель и назначение в обществе?» [1, с.

143] Коротко выразить суть правового государства можно так: правовое государство — это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признаёт, уважает и охраняет права и свободы граждан [10, с. 152]. Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве реакции на деспотический режим правления, абсолютизм, полицейское государство.

Эти призывы всегда появлялись на гребне либерализации общества, т.

е. тогда, когда оно стремилось освободиться от тормозивших его развитие факторов. Именно поэтому наиболее сильные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против права-привилегии, кулачного права, узаконенного произвола старых господствующих классов [6, с. 300]. Уже в древности мы наблюдаем не единичные случаи, когда субъект, узурпирующий власть, изгоняется народом как нарушитель вековых обычаев.

Вспомним, что последний царь в Древнем Риме — Тарквиний Гордый был изгнан из Рима за узурпацию власти и заменён двумя военачальниками (консулами). С изгнанием князей мы встречаемся и у славян.

Можно здесь вспомнить печальную судьбу князя Игоря, казнённого древлянами.

Можно сказать, что идея ограничения власти, правомерность борьбы против узурпаторов власти присуща любому свободолюбивому народу [10, с. 148]. Извлекая из исторического опыта полезные уроки, следует иметь в виду, что для придания идее формирования правового государства устойчивого и конструктивного характера недостаточно основывать её на желании упразднить негодные порядки.

Нужна ещё сила утверждения, убеждённость в необходимости создания нового правопорядка с чётко определёнными принципами, приоритетами, целью, а также настойчивостью и заинтересованностью в доведении начатого дела до конца. Теория правового государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений.

В соответствии с ними важнейшим элементом правовой материи признаются не нормы права, а его духовное, нравственное, идейное начало или правовые идеи, правовое сознание. Правовые нормы, правоотношения лишь отражают, воплощают в себе эти идеи и представления, причём либо истинно, либо искажённо, а иногда и просто ошибочно. Виднейшими представителями естественно-правовой теории являются И.

Кант, Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё. Исходным пунктом теории естественного права является наличие у каждого человека неотъемлемых прав и свобод, которыми он наделён природой или Богом, точно так же, как он наделён разумом, страстями, устремлениями.

В характеристике естественно-правовой идеологии важно обратить внимание на четыре момента: 1) универсальный характер естественного права, своего рода универсальная этика, нормы которой отвлекались от того, кто их адресат по происхождению или по должности (по званию).

Они апеллировали к человеку; 2) договор — изначальная основа деятельности государства. А по договору не все естественные права передаются государству.

Некоторые из них неприкосновенны. Они составляют содержание частной жизни индивида; 3) подчинённость «положительного права» (норм, творимых людьми, издаваемых государством) естественному; 4) постоянство норм естественного права, их неизменный характер (классический вариант) или меняющееся содержание естественно-правовых догм (теория «возрождённого естественного права») [6, с.

295]. Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество как реакции буржуазии на абсолютную власть государства. Первые представления о нём сложились давно, прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного мира. Древнегреческий философ Аристотель основой гражданского общества называл частную собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным.

Позднее вопросы этого плана нашли отражение в творчестве Цицерона. Он, обосновывая правовое равенство людей, писал:

«…закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех»

[9, с.

24]. В своё время Сен-Симон утверждал, что общество имеет двух врагов, которых оно в равной степени ненавидит: анархию и деспотизм. Гражданское общество выступает как такая зрелость социальных связей, когда обе эти крайности исключаются в принципе. В знаменитой работе Гегеля «Философия права» глубоко осмыслено и дано понятие гражданского общества, которое органично связано с правовым государством.

Свой анализ гражданского общества великий философ основывал на двух фундаментальных принципах: индивиды руководствуются только своими частными интересами и между ними образуется общественная связь, при которой каждый зависит от каждого. Под гражданским обществом, по существу, понимается экономическая структура буржуазных отношений.

А правовое государство, по Гегелю, характеризуется разделением властей, что теснее связывает их с действием права. Гражданское общество презентует определённые права человека, которые претендуют на естественные.

Концепция естественных прав как основа современного статуса личности взаимодействует с концепциями правового государства, либерализма, разделения властей.

Считается, что человек имеет неотъемлемые права перед государством. Метафизически данная концепция связана с Христианством, потому что оно придаёт ценность каждому человеку.

Некорректное отношение к любому человеку — это некорректное отношение к Христу. Основные признаки гражданского общества располагаются в трёх ипостасях его бытия: экономической, политической и духовной.

Декларация прав человека и гражданина — манифест Великой французской революции — объявила частную собственность священной и неприкосновенной, а якобинцы — самые решительные могильщики феодализма — считали её незыблемой основой нового социального строя, обретающего контуры гражданского общества [8, с. 246]. Политические характеристики гражданского общества наилучшим образом концентрируются ныне в понятии правового государства.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+