Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Закон 273 образование в рф краткое описание

Закон 273 образование в рф краткое описание

Федеральный закон от 31 июля 2021 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

Принят Государственной Думой 22 июля 2021 годаОдобрен Советом Федерации 24 июля 2021 годаСтатья 1Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.

7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 18, ст.

2625; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2018, N 32, ст. 5110; 2021, N 30, ст. 4134; N 49, ст.

6962) следующие изменения:1) в статье 2:а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;»

;б) пункт 9 изложить в следующей редакции:»9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;»;в) пункт 10 изложить в следующей редакции:»10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;»;2) статью 12 дополнить частью 91 следующего содержания:»91. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.»;3) дополнить статьей 121 следующего содержания:»Статья 121. Общие требования к организации воспитания обучающихся1.

Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 91 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).»;4) часть 3 статьи 30 после слов «образовательной организации,» дополнить словами «включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы,».Статья 21.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года.2.

Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.3.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).Президент Российской Федерации В.

Путин

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2021

Добро пожаловать на сайт «Закон «Об образовании в РФ»», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции закона со всеми изменениями на 2021 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора. Переход к любой статье закона осуществляется через на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование.

Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования.

Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели.

Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования. Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения.

Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений. Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования.

Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения.

Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям.

Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона.

Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора. Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры.

Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Закон об образовании

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации» 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря 2021 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля 2021 г.
N 273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации» 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря 2021 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года См. настоящего Федерального закона и РФ от 10 июля 1992 г.

N 3266-1 «Об образовании» (подготовлен экспертами компании «Гарант») См.

комментарии к настоящему Федеральному закону См. субъектам РФ по подготовке к реализации настоящего Федерального закона, направленные Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2013 г. N ИР-170/17 Президент Российской Федерации В.

Путин Москва, Кремль29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ Новый — комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе — от 1992 г., Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 г.

Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными.

Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе.

Перераспределяются полномочия региональных органов госвласти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование. МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также ряд других вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. От платы за проживание в студенческом общежитии освобождаются льготники, которым такие жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.

В частности, это студенты из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалиды и т.

п. В отношении остальных студентов образовательная организация сама принимает решение об установлении платы.

Прежде плата за общежитие не могла превышать 5% от размера стипендии. Ранее родительская плата не должна была превышать 20% затрат на содержание ребенка в детсаду, а в отношении родителей, имеющих 3 детей, — 10%.

Это ограничение отменяется. Но учредитель вправе не взимать такую плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. Минимальная сумма компенсации части родительской платы привязана к среднему размеру данной платы в государственных и муниципальных детских садах в регионе. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, должно приниматься с учетом мнения жителей поселения.

Сохраняется право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 г., кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Настоящий Федеральный закон с 1 сентября 2013 г.

и , настоящего Федерального закона с 1 января 2014 г.

настоящего Федерального закона со дня официального опубликования настоящего Федерального закона Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2012 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2012 г.

N 303, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г.

N 53 (часть I) ст. 7598 Конституционного Суда РФ от 5 июля 2017 г.

N 18-П настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она возлагает на муниципальный район или городской округ — учредителя образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, в которой обучаются лица, проживающие в другом муниципальном районе или городском округе, организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно за счет средств своего бюджета — без предоставления ему средств из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы или без компенсации соответствующих расходов из бюджета муниципального района или городского округа, в котором проживают обучающиеся, — если необходимость их зачисления в данную образовательную организацию обусловлена тем, что на территории муниципального района или городского округа, где проживают эти лица, возможность осуществления ими конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования с точки зрения обеспечения территориальной доступности образовательных организаций существенно затруднена или не может быть обеспечена.

Указанная правовая позиция с 1 июля 2018 г. В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 31 июля 2021 г. N 304-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

от 31 июля 2021 г. N 303-ФЗ Изменения вступают в силу с 31 июля 2021 г. от 8 июня 2021 г. N 165-ФЗ Изменения вступают в силу с 19 июня 2021 г.

от 8 июня 2021 г. N 164-ФЗ Изменения вступают в силу с 19 июня 2021 г. от 25 мая 2021 г. N 159-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 июня 2021 г. от 25 мая 2021 г. N 158-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 июня 2021 г.

Рекомендуем прочесть:  Цедент и цессионарий

от 24 апреля 2021 г. N 147-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 мая 2021 г. от 18 марта 2021 г. N 53-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 августа 2021 г.

от 1 марта 2021 г. N 47-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 мая 2021 г.

и 1 сентября 2021 г. от 1 марта 2021 г.

N 45-ФЗ Изменения вступают в силу с 12 марта 2021 г.

от 6 февраля 2021 г. N 9-ФЗ Изменения вступают в силу с 17 февраля 2021 г. от 27 декабря 2021 г. N 478-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 27 декабря 2021 г.
См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 27 декабря 2021 г.

N 515-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 января 2021 г.

от 2 декабря 2021 г. N 411-ФЗ Изменения вступают в силу с 13 декабря 2021 г. от 2 декабря 2021 г. N 403-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г., за исключением и , изменений, вступающих в силу с 2 декабря 2021 г.

от 1 октября 2021 г. N 328-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. от 26 июля 2021 г. N 232-ФЗ Изменения вступают в силу с 6 августа 2021 г.

от 17 июня 2021 г. N 140-ФЗ Изменения вступают в силу с 28 июня 2021 г.

от 1 мая 2021 г. N 85-ФЗ Изменения вступают в силу с 12 мая 2021 г.

от 6 марта 2021 г. N 17-ФЗ Изменения вступают в силу с 17 марта 2021 г. от 25 декабря 2018 г. N 497-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 января 2021 г. от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Действие положений настоящего Федерального закона (в редакции названных изменений) на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до 1 января 2021 г. от 3 августа 2018 г. N 329-ФЗ Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г. от 3 августа 2018 г. N 317-ФЗ Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. от 3 июля 2018 г. N 188-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

от 27 июня 2018 г. N 162-ФЗ Изменения вступают в силу с 27 июня 2018 г. от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г. от 19 февраля 2018 г. N 25-ФЗ Изменения вступают в силу с 2 марта 2018 г. от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г. от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.
от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ Изменения с 10 августа 2017 г. от 1 мая 2017 г. N 93-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 г.

N 455-ФЗ) Изменения со дня названного Федерального закона Действие настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся от 3 июля 2016 г.

N 312-ФЗ Изменения с 1 сентября 2016 г, за исключением изменений, с 1 января 2017 г. от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г.

N 306-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г.

N 286-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 166-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона, за исключением , с 1 января 2017 г.

от 2 июня 2016 г. N 165-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 2 марта 2016 г.

N 46-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 30 декабря 2015 г.

N 458-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ Изменения с 1 июля 2016 г.

от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г.

от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г. от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г.

от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ) Изменения со дня названного Федерального закона Действие настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся от 14 декабря 2015 г.

N 370-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 238-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 198-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 мая 2015 г.
N 160-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 мая 2015 г.

N 122-ФЗ Изменения с 1 июля 2016 г. от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона Действие настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г. в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся от 31 декабря 2014 г.

N 519-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней со дня названного Федерального закона от 31 декабря 2014 г.

N 500-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г. от 21 июля 2014 г. N 262-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 21 июля 2014 г.

N 256-ФЗ Изменения по истечении 90 дней после дня названного Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г. от 28 июня 2014 г. N 182-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 4 июня 2014 г.

N 148-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ Изменения с 1 января 2017 г.

от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 5 мая 2014 г.

N 84-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона от 3 февраля 2014 г.

N 11-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 25 ноября 2013 г.

N 317-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 203-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 июля 2013 г.

N 170-ФЗ Изменения с 1 января 2014 г. от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ Изменения по истечении ста восьмидесяти дней после дня названного Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона

Основные характеристики нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

1.

Необходимость в принятии нового основополагающего нормативного правового акта, регулирующего сферу образования, появилась уже давно. В пояснительной записке к проекту федерального закона № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» отмечалось, что в последние годы возник явный разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования. В частности, стали очевидны пробелы и правовая неопределенность законодательства в отношении статуса примерных образовательных программ, электронных образовательных ресурсов, деятельности негосударственных образовательных учреждений, порядка сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, оказания платных образовательных услуг, избыточные административные ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений, и др.

Законодательство в области образования неоднократно обновлялось – в первую очередь путем внесения изменений в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Эти меры позволяли решать отдельные вопросы, касающиеся функционирования системы образования, но в итоге привели к неустойчивости федеральных законодательных норм, их дублированию, порождая в некоторых случаях противоречия.

Таким образом, законодательство, регулирующее сферу образования, нуждалось в систематизации и модернизации.

Эта задача могла быть решена путем принятия нового нормативного правового акта, в связи с чем в 2010 г. и была начата его разработка. История принятия нового закона об образовании Поскольку новый закон об образовании затрагивает интересы всех жителей Российской Федерации, его предварительный текст был размещен для обсуждения в сети Интернет на сайте www.zakonoproekt2010.ru.

За 15 месяцев – с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. – на сайт поступило почти 11000 замечаний и предложений. По результатам их рассмотрения Президенту РФ был представлен доклад с рекомендациями по доработке законопроекта.

Текст новой версии закона был рассмотрен в 2011 г.

на традиционных августовских педагогических совещаниях работников образования.

Кроме того, были организованы общественные консультации на сайте www.edu.crowdexpert.ru. После того, как законопроект был внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, общественная дискуссия продолжилась, но если раньше обсуждались концепция и структура нового закона, то теперь предложения касались в основном внесения поправок в существующий текст. Одновременно в Государственную Думу депутатами КПРФ был внесен конкурирующий законопроект “О народном образовании”.

Он был рассмотрен, но отвергнут депутатами в первом чтении как не учитывающий результатов модернизации образования, а также возможностей бюджетов бюджетной системы РФ. 17 октября 2012 г. проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в первом чтении.

После этого в рамках работы ответственного комитета Государственной Думы были сформированы три рабочие группы по его доработке.

Количество рассмотренных группами замечаний и предложений исчислялось тысячами.

Были проведены парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций.

Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона. В течение декабря 2012 г. проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ (29 декабря). Данный документ подготовлен Минобрнауки России в целях систематизации и совершенствования законодательства в области образования.

С 1 сентября 2013 г. он заменил целый ряд действующих нормативных правовых актов, например Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон N 3266-1), Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Закон N 273-ФЗ представляет собой комплексный документ, в который вошли и общие положения, и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольном, общем, среднем профессиональном, высшем образовании). Новый закон об образовании весьма существенно отличается от старого.

Положения Закона РФ «Об образовании» касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

Закон содержит множество дефиниций, позволяющих установить точный смысл и содержание правовых понятий, категорий.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации”»вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика», «направленность (профиль) образования» и т.

д. Во-вторых, он меняет давно переставший быть адекватным термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

Закон РФ «Об образовании» разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т.

п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме. Закон содержит много отсылочных норм к действующему законодательству, другим законам.

Рассматриваемый Закон сохранил существующие базовые принципы и нормы (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовых гарантий доступности и качества образования и др.).

В тексте Закона N 273-ФЗ нашли отражение закрепленные действующим законодательством принципы общедоступности и бесплатности образования в России. Так, государство гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые.

Однако Закон N 273-ФЗ предусматривает и ряд нововведений, обусловленных необходимостью модернизации системы образования в современных условиях.

1. Школьное образование остается бесплатным По новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов (ФГОС). При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета, отмечается в документе.

В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

2. Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов Осенью 2012 года Минобрнауки впервые провело мониторинг высших учебных заведений. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала.

По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации. Министерство уже запустило очередное исследование, итоги которого будут переданы руководству ведомства не позднее 20 ноября. 3. Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска.

Теперь у тех, кто не смог поступить в университет сразу после окончания школы, шансов сделать это стало больше.

4. Изменяется порядок поступления в вузы для льготников Новый закон устанавливает квоту в пределах 10% для поступления инвалидов в вуз. Остальные категории — дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств — будут бесплатно учиться на подготовительных отделениях вузов.

Возможность такого обучения допускается только один раз, при этом дает преимущество при поступлении в университет. 5. Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования Дошколка станет первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее.

При этом дошкольный уровень не предусматривает итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний. Учить ребенка в детсаду будут бесплатно, но за присмотр родители, как и раньше, должны платить сами. Детям из малообеспеченных семей будут предоставлены льготы.

Дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом будут по-прежнему освобождены от платы.

6. Муниципалитеты обязаны предоставить ребенку место в первом классе По новому закону местный орган управления образованием закрепляет за каждым микрорайоном школу и обеспечивает прием туда детей, проживающих на данной территории. Администрация учебного заведения может отказать принять ребенка в первый класс только при отсутствии свободных мест. В этом случае управление образованием должно предоставить родителям информацию о вакантных местах в других школах микрорайона.

7. Учитываются индивидуальные потребности учащихся Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

В документе уделено внимание получению образования одаренными детьми.

Таким образом, закон ориентирован на разные образовательные потребности и устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. В частности, законодатель закрепляет право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу. 8. Изменяется система профессионального образования Теперь в систему высшего образования входят бакалавриат, специалитет и магистратура, а также послевузовское профессиональное образование.

Училища переходят в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

Согласно закону, среднее профобразование должно быть общедоступным.

9. Учителя получают особый статус Новый закон впервые законодательно закрепляет особый статус педагогического работника. В том числе, учителя получают право пройти дополнительное профобразование по профилю не реже, чем один раз в три года. По документу им предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, а также досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Педагогические работники, которые проживают в сельской местности или поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ. Новый закон также закрепляет норму, по которой расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в данном субъекте РФ. 10. Государственная аттестация девятиклассников становится обязательной Государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников становится обязательной.

Эксперименты по введению ГИА проводились в различных регионах с 2002 года. Экзамен проходит в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию и проведение аттестации девятиклассников отвечают региональные власти, которые также проводят обработку результатов.

Разработка контрольных измерительных материалов происходит на федеральном уровне. В целом те права и гарантии, которые предоставлялись гражданам старым законом, новым законом сохраняются и даже расширяются.

Одним из немногих исключений можно считать регулирование вопроса родительской платы в дошкольных образовательных организациях. В Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” нет гарантии ограничения размера такой платы, что теоретически (если учредитель примет такое решение) может привести к ее повышению. В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя: 1. дошкольное образование; 2. начальное общее образование; 3.

основное общее образование; 4. среднее общее образование. Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. В связи с этим изменится и схема его финансового обеспечения – она будет аналогична «школьной».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» четко определяет, в какой части финансирование возложено на субъекты РФ, а в какой – на муниципалитеты.

С учетом дефицита муниципальных бюджетов принятое решение может поспособствовать улучшению ситуации с финансовым обеспечением детских садов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменил систему профессионального образования.

Теперь она, как и система общего образования, включает в себя четыре уровня: 1. среднее профессиональное образование; 2.

высшее образование – бакалавриат; 3. высшее образование – специалитет, магистратура; 4. высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Иными словами, новый закон отменяет понятие «начальное профессиональное образование» и существенно расширяет понятие «среднее профессиональное образование». Среднее профессиональное образование становится общедоступным (хотя и на иных условиях, чем дошкольное и общее). При этом полученное ранее начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), а среднее профессиональное образование – к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.

Меняется также и концепция высшего образования: если в Законе РФ «Об образовании» употреблялся термин «высшее профессиональное образование», то в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» – просто «высшее образование».

В систему высшего образования теперь входят не только бакалавриат, специалитет и магистратура, но и послевузовское профессиональное образование – подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” регулируется исходя из концепции образования в течение всей жизни и включает в себя три подвида:

  1. дополнительное образование детей;
  2. дополнительное профессиональное образование.
  3. дополнительное образование взрослых;

Таким образом, закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития. Сам закон как нормативный документ достаточно сложен, велик по объему и не всегда хорош с точки зрения законодательной техники (так, уже в апреле в него были внесены изменения) Кроме того, реализация закона предполагает создание большого количества подзаконных актов.

Можно ожидать, что скоро обнаружатся противоречия. ЗАКОН ЗАКРЕПИЛ ШИРОКУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам; выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; осуществляют материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; предоставляют учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчет о результатах самообследования; осуществляют использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; создают необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; обеспечивают создание и ведение официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»; и множество других функций.

Рекомендации Минобра РФ содержат и детальное описание функций учредителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обратимся, однако, непосредственно к тексту ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Статья 2. содержит определение основных понятий, используемых в Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование определяется и как процесс, и как его результат: единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; ГОСУДАРСТВО – НА ПОСЛЕДНЕМ МЕСТЕ 3) обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; 4) уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований; 5) квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; 6) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 15) обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу; 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 27) инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 28) адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; 29) качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; 33) конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся… Статья 3. определяет основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; Болонский процесс 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Новый ФЗ много внимания уделяет вопросамполномочий в сфере образования и их разграничения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+