Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Закон о налоге на транспортное средство

Закон о налоге на транспортное средство

Закон о налоге на транспортное средство

Транспортный налог отменят. Кто будет платить меньше?

Депутат Госдумы Андрей Барышев внёс в нижнюю палату парламента законопроект, предполагающий отмену транспортного налога с 2021 года. Документ уже опубликован в электронной базе Госдумы и вызвал ожесточённые споры между сторонниками и противниками этой меры.

В пояснительной записке к законопроекту написано, что полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведёт к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране. Если обратиться к сайту ФНС России, то можно обнаружить, что транспортным налогом облагаются

«автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации»

.

То есть всё, что ездит, летает, плавает по воде.

Исключения составляют лишь некоторые категории транспортных средств, приобретение которых связано с особыми обстоятельствами как по месту производства техники, так и по социальному статусу владельца. В законопроекте депутата Барышева содержится очевидное для всех решение — заместить расчёт транспортного налога повышением цен на топливо.

Представители автомобильной индустрии, промышленности и бизнеса отмечают, что такое уже было несколько лет назад и кончилось для автовладельцев не совсем хорошо. Автогонщик и основатель портала 24AUTO.RU Артём Потехин напомнил, что несколько лет назад в рамках аналогичной инициативы цены на топливо подняли, а про налог, который должны были отменить через год после повышения акцизов, просто забыли.

Артём ПотехинАвтогонщик и основатель портала 24AUTO.RU

При грамотном внесении транспортного налога в стоимость топлива доходы в бюджет страны будут значительно больше, чем сейчас.

По сути, основа автопарка страны — это маломощные бюджетные автомобили. Мощность двигателей у таких автомобилей редко превышает 100 л.с., поэтому налог на такие машины либо микроскопический, либо отсутствует вообще. Но эти машины всё равно ездят на бензине и каждый день «наматывают» по 30–40 километров, расходуя ценный ресурс — бензин или дизельное топливо.

Машин, владельцы которых платят по-настоящему большой транспортный налог (от 30 тыс. и более), в стране, по грубым подсчётам, не более трёх процентов от общего количества. Как правило, в общей массе это или дорогие или эксклюзивные автомобили, которые большую часть времени стоят на парковках.

При внесении транспортного налога в топливо государство будет брать больше денег только с топлива, поэтому, если владелец будет много ездить, будет платить больше, если будет ездить на машине мало, будет платить «всего ничего».

Налог на роскошь при этом, по мнению специалистов, можно взимать разово — при покупке автомобиля, как это делают в Европе.Доктор юридических наук, декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Гульнара Ручкина отметила, что одной из мер, которыми авторы законопроекта обосновывают отмену транспортного налога, является необходимость более справедливо распределить бремя финансирования расходов на строительство и ремонт дорог, прекратить избыточное налогообложение отдельных категорий граждан. Кроме того, нововведение будет стимулировать россиян пересесть на более экологичные виды транспорта.Гульнара РучкинаДоктор юридических наук, декан Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

В пресс-службе ГК «Автоспеццентр» нам пояснили, что у законопроекта есть как сторонники, так и противники. Со сторонниками всё более-менее понятно — это большая часть автомобилистов и владельцев автомобилей с большими двигателями (три литра и более).

В 2020 году Госдума предлагала полностью освободить автомобилистов от этих трат, в июне 2020 года появилось предложение в текущем году снизить сумму налога на 25 процентов, но ни одна из этих инциатив до практической реализации так и не дошла.

Пресс-службаГК «Автоспеццентр»Категорически против выступает Минфин. В ведомстве считают, что отмена налога приведёт к сокращению поступлений в региональные и местные бюджеты, а компенсация за счёт повышения ставки акциза на топливо может вызвать рост цен «практически на все товары». В Минфине напомнили, что помимо формирования дорожных фондов транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов.Первый заместитель Комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв пояснил, что вопрос отмены или замещения транспортного налога довольно продолжительное время рассматривается с разных ракурсов: есть идеи, чтобы транспортный налог, который в нынешнем виде идёт региональным властям, сразу направлялся в дорожные фонды.

Владимир ГутенёвПервый заместитель Комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

Гутенёв сообщил также, что с точки зрения доходов региональных бюджетов это вопрос администрирования и субсидий со стороны центра.

Владимир ГутенёвПервый заместитель Комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательствуПо словам Гутенёва, администрирование процесса перехода с прямой оплаты транспортного налога на включение в стоимость топлива будет весьма непростым и, скорее всего, в течение длительного времени никаких изменений в этой процедуре не появится.

Из-за разности подходов не увенчались успехом и предыдущие попытки заместить транспортный налог повышением акцизов на топливо.Владимир ГутенёвПервый заместитель Комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательствуКто будет платить больше и что произойдёт с обладателями государственных льгот после рассмотрения законопроекта, станет понятно после экспертизы, которую проведут в Правительстве РФ.

Транспортный налог для физических лиц

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру». Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру» Порядок налогообложения физических лиц, владеющих транспортными средствами, соответствующим налогом, так же, как и для организаций – установлен положениями Налогового кодекса и законами субъектов РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога в пределах, указанных Налоговым кодексом, порядок и сроки его уплаты. Транспортный налог необходимо уплатить, если на Вас зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, а именно:

  1. катера,
  2. мотороллеры,
  3. парусные суда,
  4. другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу,
  5. теплоходы,
  6. несамоходные (буксируемые суда),
  7. другие* водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
  8. вертолеты,
  9. самолеты,
  10. автомобили,
  11. снегоходы,
  12. мотоциклы,
  13. гидроциклы,
  14. автобусы,
  15. моторные лодки,
  16. мотосани,
  17. яхты,

*Согласно п.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ» (утверждены Приказом МНС РФ от 09.04.2003г.

№БГ-3-21/177), перечни воздушных и водных транспортных средств являются открытыми, и для их определения необходимо использовать термины и понятия, определенные в соответствующих отраслях законодательства. В соответствии с положениями п.1 ст.362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений предоставляемых ГИБДД. Таким образом, если автомобиль был продан, но не снят с учета в ГИБДД и не перерегистрирован на нового владельца (например – продан по доверенности), то платить налог по этому автомобилю должен тот гражданин, на которого эта машина зарегистрирована, а не новый водитель.

Уплачивается транспортный налог на основании налогового уведомления, которое направляется владельцу транспортного средства налоговой инспекцией (п.3 ст.363 НК РФ).

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год в соответствии с п.1 ст.360 НК РФ.Обратите внимание:Направление налогового уведомления допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году его направления (п.3 ст.363 НК РФ). Получить информацию о задолженности по транспортному налогу можно, воспользовавшись интернет-сайтом ФНС России (www.nalog.ru) и УФНС России по г.

Получить информацию о задолженности по транспортному налогу можно, воспользовавшись интернет-сайтом ФНС России (www.nalog.ru) и УФНС России по г. Москве (www.r77.nalog.ru) с помощью online-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», выбрав в меню опцию «Узнай свою задолженность».

Для того, чтобы воспользоваться сервисом, необходимо заполнить форму запроса – в ней указывается ИНН, фамилия, имя, отчество и система предоставит сведения о наличии (отсутствии) задолженности в любом регионе РФ по транспортному, земельному налогам или по налогу на имущество физических лиц. Одним из плюсов системы является возможность формирования и распечатки платежных документов для оплаты задолженности по налогам, штрафам, пени. Кроме того, жители Москвы могут оплатить задолженность пластиковой картой прямо с сайта.

Минус такой оплаты – у налогоплательщика не остается никаких документов, ее подтверждающих, кроме выписки с банковского счета.

В статье будут рассмотрены особенности действующего законодательства, касающегося расчета суммы транспортного налога для физических лиц и льгот по налогу, установленных законом города Москвы. Согласно п.2 ст.358 НК РФ, не облагаются транспортным налогом:

  1. Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.
  1. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
  1. Промысловые морские и речные суда.
  1. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
  1. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов
  1. Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

При этом, к сельскохозяйственным производителям относятся, в том числе и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Об этом напоминает Минфин РФ в своем Письме от 28.07.2008г.

№03-05-04-04/07:

«В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»

сельскохозяйственными товаропроизводителями с 1 января 2007 года признаны, в частности, и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Федеральный закон №112).Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона №112 личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.Таким образом, при совместном осуществлении ведения личного подсобного хозяйства гражданином и членами его семьи на земельном участке, находящемся в собственности данного гражданина, соответствующие транспортные средства, зарегистрированные на гражданина или членов его семьи, не являются объектом налогообложения согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса.» Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести вышеуказанное письмо Минфина до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС РФ от 04.08.2008г.

Сумма транспортного налога, которую нужно будет заплатить в бюджет, зависит:

  1. От того, сколько месяцев в году транспортное средство принадлежало налогоплательщику по данным ГИБДД.

Например, если автомобиль был приобретен (или продан) в середине года, то и сумма транспортного налога будет меньше, чем за целый год.

Согласно п.3 ст.362 НК РФ, в случае регистрации, снятия транспортного средства с регистрации* в течение календарного года, исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента, определяемого как:

  1. отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в году.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.*Снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.

  1. От налоговой базы (для автомашин – от мощности двигателя в лошадиных силах).

Согласно положениям ст.359 НК РФ, налоговая база по транспортному налогу определяется отдельно по каждому транспортному средству следующим образом:

  1. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели* — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

*За исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

  1. В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах.
  1. В отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше — как единица транспортного средства.
  1. От налоговой ставки.

Согласно ст.361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от:

  1. одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
  2. один килограмм силы тяги реактивного двигателя,
  3. тяги реактивного двигателя, или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя,
  4. мощности двигателя,

Наименование объекта налогообложенияНалоговая ставка (в рублях)Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5 свыше 100 л.с.

до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5 свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5 свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5 свыше 250 л.с.

(свыше 183,9 кВт) 15Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 20 л.с.

(до 14,7 кВт) включительно 1 свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 2 свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 5Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л.с.

(до 147,1 кВт) включительно 5 свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 10Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с.

(до 73,55 кВт) включительно 2,5 свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 4 свыше 150 л.с.

до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5 свыше 200 л.с.

до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 6,5 свыше 250 л.с.

(свыше 183,9 кВт) 8,5Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 2,5Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 2,5 свыше 50 л.с.

(свыше 36,77 кВт) 5Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с.

(до 73,55 кВт) включительно 10 свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с.

(до 73,55 кВт) включительно 20 свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25 свыше 100 л.с.

(свыше 73,55 кВт) 50Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200 Вышеуказанные налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз*.*Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. Так, например, законом города Москвы от 09.07.2008г.

года №33 «О транспортном налоге» (с учетом изменений, внесенных Законом г.Москвы от 14.11.2012г. №55), с 2013 года установлены следующие налоговые ставки: Налоговым кодексом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и/или их экологического класса.

№55), с 2013 года установлены следующие налоговые ставки: Налоговым кодексом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и/или их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.Обратите внимание:В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по вышеприведенным налоговым ставкам в соответствии с п.4 ст.361 НК РФ.

  1. От доли в праве собственности на транспортное средство.

Если автомобиль принадлежит на 100% одному собственнику, то доля составляет единицу, если машина принадлежит 2м собственникам 50% на 50%, то доля составляет 0.5 (для каждого налогоплательщика – его часть доли). Согласно ст.356 НК РФ, при установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться:

  1. налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Положения НК РФ не предусматривают перечень льгот по транспортному налогу.

Соответственно, их наличие или отсутствие – свободная воля законодательных органов субъектов РФ. Статьей 4 закона города Москвы №33 установлено, что от уплаты транспортного налога освобождаются следующие физические лица (льгота распространяется только на одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан нижеуказанных категорий): 1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней*. 2) Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны*.

3) Ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий*.

4) Инвалиды I и II групп*. 5) Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны*. 6) Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида*. 7) Лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно.

7) Лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно. 8) Один из родителей (усыновителей) в многодетной семье. 9) Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г.

№1244-1, федеральными законами от 26.11.1998г.

№175-ФЗ и от 10.01.2002 года №2-ФЗ*. 10) Физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах*.

11) Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику*.*Данные льготы не распространяются на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт). Налогоплательщикам — физическими лицами, вышеуказанные льготы предоставляются по их заявлению на основании документа, подтверждающего право на льготу.

При наличии у налогоплательщика права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору налогоплательщика.

Вышеуказанные льготы не распространяются:

  1. на водные и воздушные транспортные средства,
  2. снегоходы и мотосани.

При возникновении (утрате) права на льготы в течение года исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем) возникновения (утраты) права на льготы, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом коэффициент рассчитывается до трех знаков после запятой.
«» :

  1. , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру»

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Особенности исчисления транспортного налога организациями

Важное 02 марта 2020 г.

13:23 Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «» Транспортный налог является региональным ( НК РФ) и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В силу НК РФ он устанавливается:

  1. законами субъектов РФ об этом налоге.
  2. НК РФ;

При установлении налога законами субъектов РФ определяются:

  1. (в пределах, установленных гл. 28 НК РФ);
  2. порядок и сроки уплаты налога.

Законом могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Согласно НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

То есть налог должны уплачивать как физические лица, так и организации.

Рассмотрим порядок расчета и уплаты налога организациями. Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в НК РФ. Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

  1. в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).
  2. в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);
  3. в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3). Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л.

с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт. В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л.

с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.

с. (155 кВт х 1,35962 л. с.). Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п.

5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

Согласно НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1). Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п.

2). При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.

с. (до 110,33 кВт) включительно. Пункт 3 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

  1. с учетом экологического класса ТС;
  2. в отношении каждой категории ТС;
  3. с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно ( НК РФ).

Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей): ТН = НБ х НС. Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды): ТН = НБ х НС – АП. О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п.

2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи: АП = 1/4 х ТН.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода ( НК РФ). В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС): Средняя стоимость легкового автомобиля Количество лет, прошедших с года выпуска Повышающий коэффициент От 3 млн до 5 млн руб.

включительно Не более 3 лет 1,1 От 5 млн до 10 млн руб.

включительно Не более 5 лет 2 От 10 млн до 15 млн руб.

включительно Не более 10 лет 3 От 15 млн руб. Не более 15 лет 3 Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл.

28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.

Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

  1. АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.
  2. ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;

Согласно НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.

д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв). Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа: Регистрация ТС До 15-го числа соответствующего месяца включительно Месяц регистрации = полный месяц После 15-го числа соответствующего месяца Месяц регистрации не учитывается Снятие ТС с регистрации До 15-го числа соответствующего месяца включительно Месяц снятия с регистрации не учитывается После 15-го числа соответствующего месяца Месяц снятия с регистрации = полный месяц При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п.

5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № Пример. Организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 240 л.

с. ТС было поставлено на учет 14 февраля. Законом субъекта РФ налоговая ставка для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.

с. до 250 л. с. установлена в размере 65 руб./л. с. и предусмотрены отчетные периоды по транспортному налогу.

Коэффициент Кв по данному ТС составит:

  1. по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).
  2. в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);

Авансовые платежи:

  1. за II квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л.

    с.);

  2. за год – 14 300 руб. (240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,9167).
  3. за III квартал – 3 900 руб.

    (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л.

    с.);

  4. за I квартал – 2 600 руб.

    (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,6667);

В соответствии с НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 НК РФ утрачивает силу (п.

17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть декларация по транспортному налогу за 2020 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года.

С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период.

Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.). Если выяснится, что необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России

«О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»

).

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС.

Местом нахождения ТС признается ( НК РФ):

  1. для воздушных ТС – место нахождения организации, а при отсутствии такового – место государственной регистрации ТС (пп. 1.1);
  2. для водных ТС (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации ТС (пп. 1);
  3. для транспортных средств, не поименованных в пп. 1 и 1.1, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) (пп. 2).

Согласно действующей редакции абз. 2 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного НК РФ (то есть не позднее 1 февраля).

С 01.01.2021 абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ): налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть за 2020 год необходимо было уплатить не позднее 03.02.2020 (01.02.2020 – суббота), а за 2020 год и последующие периоды налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи необходимо перечислять:

  1. в течение 2021 года и последующих периодов – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
  2. в течение 2020 года – в сроки, установленные законом субъекта РФ;

Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

При наличии льготы по этим налогам налогоплательщику необходимо как-то сообщить об этом в ИФНС. Поэтому «льготники» по транспортному налогу (согласно НК РФ) представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (это можно сделать и через МФЦ).

С 01.01.2020 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. В уведомлении указываются основания и периоды предоставления льготы, объекты налогообложения, в сообщении об отказе – основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется. Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию.

При этом четких сроков НК РФ не устанавливает.

Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+